Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
4nxpbcqtodembwcn4nhpdysoswopbcsozzemtwfh4napbxqozdemkegozzemyegtomemhmby4gd7dysoza.png
02092021_knig-76.png
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q]
1. рейтинг +/-
2. отзыв
3. лайк (за сообщение)


i.gif Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
[/q]

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q]
i.gif Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
[/q]

Мамонтовский район Алтайского края

Бывшая территория - Томская губерния, Барнаульский уезд, Касмалинская волость.
Мамонтово, Суслово, Буканское, Кадниково, Ермачиха и др.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 ... 51 52 53 54 55 56 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12605
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37247
books.png
Томская губерния, Барнаульский уезд, Касмалинская волость
(совр. Алтайский край, Мамонтовский район)


"Без сомнения, сейчас возрос интерес к истории. Причем, этим занимаются не только профессионалы, но и те, кто изучает, например, собственную родословную. История объединяет стариков и молодежь, руководителей и подчиненных, разные социальные слои. Это не только интересное чтение, не только осознание своего прошлого, своих корней, но и строительство мостов в будущее".

Давайте будем строить такие мосты вместе для наших детей и внуков!
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (2)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12605
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37247
Митряйкины из Суслова

А.И.Митряйкин (фотография В.Н.Митряйкиной)
D2B0CF82.jpeg

Похоже, что фамилия со временем трансформировалась. По переписи 1901 года (по село Суслова) числится -
Митряев Платон Григорьев (Барн.у., село Сусловское - старожил)

Архив ГАТО
Фонд 3
Опись 44
Дело 1017


По указанному архивному документу проходят непричисленными к с.Суслово

Аверьян Михаил Катинков Саратовская Балашовский Турковская Турково селение 1892
Гаврило Федосеев Чемяков Курская Суджанский Мартыновская Пушкарное селение 1892
Михаил Федоров Певин Пермская Осинский Устиновская Щелкановка село 1897
Осип Петров Новиков Могилевская Чериковский Тифинская Готовец деревня 1897
Петр Самсонов Чаловский Тобольская Курганский Макушинская Зеленая деревня 1891
Семен Яковлев Ананьин Курская Суджанский Мартыновская Пушкарное селение 1897
Митрофан Осипов Купенин Курская Васильевский Озерянская Яблоховское село 1897
Федор Ильин Рогачев Пензенская Наровчанский Качаловская Калисинсовая деревня 1897
Дементьев Андреев Васильев Пермская Камышловский Клевыкинская Беловодье деревня 1899
Илья Павлов Пешин Пермская Осинский Устиновская Щелкановка село 1898
Иван Никифоров Лебедев Черниговская Суражский Водроковская Овчинково село 1898
Спиридон Андреев Павлов Тамбовская Спасский Кириловская Бадиково село
Семен Ильин Редякин Тамбовская Спасский Кириловская Бадиково село
Тимофей Федорович Сыпачев Пермская Оханский Честинская Малая Бадина деревня
Тимофей Никол Еряшкин Тамбовская Спасский Кириловская Бадиково село
Семен Андреев Нефедов Пермская Осинский Богомяковская Гольяны село
Тимофей Васильев Нефедов Пермская Осинский Богомяковская Гольяны село
Павел Трофимов Унисаев Пермская Осинский Устиновская Ганиз село
Петр Ефим Тетерин Пермская Шадринский Петропавловская Петропавловское село
Андрей Иванов Слуцкий Курская Суджанский Мартыновская Пушкарное селение 1900
Кирил Гаврилов Чащенков Вятская Слободской Вагинская Прокопьево село 1890
Ефросим Михаил Богомяк Пермская Осинский Богомяковская Богомяковское село 1890
Максим Михаил Богомяк Пермская Осинский Богомяковская Богомяковское село 1890
Капидон Михаил Богомяк Пермская Осинский Богомяковская Богомяковское село 1890
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12605
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37247
В сети встретилась исследовательская работа ученицы 10 - Б класса Мамонтовской средней общеобразовательной школы №1 Мамонтовского района Вастьяновой Ольги Александровны (руководитель: Стребков Федор Федорович, учитель истории и обществознания МОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1 Мамонтовского района»).
с. Мамонтово, 2009 год

1_html_m7b0e7870.jpg

«История Мамонтовской церкви: прошлое, настоящее, будущее».

Основная часть:
Рождение села и возможность жителей отправлять религиозные чувства.
Основание в селе Николаевской церкви (1859 – 1902).
Строительство, деятельность и гибель Никольской церкви (1902 – 1931?).
Советский период – период воинствующего атеизма.
Смена политического строя:
а) Новый взгляд на религиозную идеологию в 90 – е годы.
б) Начало становления в селе Владимирской церкви (с 1995).
в) Результаты и анализ социологического опроса по проблеме строительства в селе новой канонической церкви.


Начало истории...

Наше село, согласно архивным данным, возникло в 1780 году. Степан Шелыгин указом Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства, подписанном в 1780 году, получил разрешение поселиться на месте, избранном С. Чюркиным. В следующем 1781 году было дано разрешение на поселение «при Островном озере на место, называемое Бутырки, где жительство имеет крестьянин Шелыгин» крестьянину деревни Савиновой Белоярского ведомства Козьме Алексеевичу Кошкарову. Вместе с Кошкаровым из той же деревни Савиновой переселились «на Бутырки» семьи Андрея Ивановича Симонова и Василия Ананьевича Хромцова. Очередные ревизии (4-я – 1782, 6-я – 1811, 8-я – 1834) указывают нам на то, что наше село пусть и медленно, но численно росло. И по данным 1893 года (селу было уже 113 лет), в нем проживало уже 463 жителя. В начале 20-го века темпы роста села возрастают:

1911 г.


– село Бутырское становится центром Касмалинской волости, в нем уже проживает 2652 жителя. События мирового масштаба не прошли мимо нашего села – 1-я мировая война, революции 1917 г., гражданская война – мои земляки были участниками этих событий. Неслучайно после завершения гражданской войны село Бутырки получили название село Мамонтово в честь командира партизанской армии на Алтае Ефима Мефодьевича Мамонтова. В 1924 году образуется Мамонтовский район с центром с. Мамонтово, и это даёт основание для роста и развития. Так что по переписи 1926 года жителей насчитывалось 3140 человек. В последующие годы село продолжало расти. Переписи зафиксировали в нем 1939 году 3958 жителей, в 1959 году – 5561, в 1970 – 5989, в 1979 – 8075, в 1989 году – 8980 жителей. На 1 января 1994 года в селе Мамонтово было 9736 жителей.1

Работая с архивным материалом по истории нашего села, я всё время старалась найти сведения о наличии в нашем селе церкви и возможности жителей, не выезжая за пределы села, отправлять религиозные верования. Однако в первые десятилетия, в связи с малостью села, это было практически невозможно. Архивные данные указывают, что жители выезжали либо в село Кадниково Касмалинской волости (оно находится в 30 км от нашего села, и там была уже церковь) либо в село Павловское, ныне районный центр Павловск, но туда выезжали только по большим церковным праздникам, по причине его отдаленности – 120 км от села Бутырского. И всё же, когда у нас появилась первая церковь? Долгое время считалось, что история появления первой церкви в нашем селе есть большое белое пятно. Сотрудник районного краеведческого музея в районной газете «Свет Октября» Анна Погребникова пишет так:

«Надо сказать, пока здесь больше белых пятен. Известно только, что в селе Бутырском в начале 20 века действовала Никольская церковь, построенная под руководством Е. П. Домова.»2

Из этого следует, что даже сотрудники музея не могли точно ответить, когда в нашем селе появилась первая церковь. Я, пытаясь ответить на этот вопрос, обратилась к документам по истории церквей архивного отдела администрации Алтайского края. И что же я здесь нашла? Обращение Парфиния епископа Томского к Главному Начальнику Алтайских горных заводов Генерал-майору Озёрскому А. М. В этом обращении Парфиний епископ Томский представил два списка церквей при коих причты получают и не получают жалование. Во втором списке, где причты не получают, присутсвует Николаевская церковь села Старобутырского. А обращение датировано июнем 1860 года. А это означает, что в нашем селе церковь действовала до 1860 года! 3

Обращаясь к материалам нашего краеведа Тарачкова В.А., мы находим подтверждение этой версии: «Старобутырская Николаевская церковь Благочиния Павла Киселева впервые отчиталась за 1859 год: остатка воска 13 с половиною пуда, поступило в 1860 – ом году 2 пуда, израсходовано 1 пуд 20 с половиною фунтов. Подпись – бывший Благочинный Лебедев. При церкви имелась печать – овальная, темная, с надписью белыми буквами: «Печать Старобутырского церковного старосты» - в четыре строчки. Вверху печати – белым – полуокружность в виде части солнца, с исходящими вниз лучами».4

Увеличение количества жителей села способствовало строительству новой церкви, которая была гораздо больше предшествующей.

Изучая материалы по истории православия на Алтае, узнала, что на рубеже 19-20 столетий, характерной для сел Алтая, была деревянная церковь на каменном фундаменте. За основу проекта для большинства церквей был принят типовой проект деревянной церкви на 300 человек, созданный в 90-х годах 19 века специально для переселенческих поселков Алтайского округа. Однако, как правило, крестьяне из-за малой вместительности типового храма увеличивали его размеры.

Из архивных источников мне стало известно, что в начале 20 века в селе Бутырском действовала четырехглавая Никольская церковь. В справочной книге Томской епархии за 1914 год по территории нынешнего Мамонтовского района сказано, что «церковь деревянная, однопрестольная во имя Святителя и Чудотворца Николая, земли при ней 99 десятин, расстояние от города Томска 545 верст.

Состав прихода: село Бутырское, деревня Гуселетово, Казанцево, Буканское, заселок Николаевский, Корчинский. Прихожан обоего пола 10908 душ.» 5

К строительству Никольской церкви приступили в 1902 году под руководством Егора Павловича Домова. Священник этой церкви - отец Николай Петрович Никольский, был переведен из церкви Романово, где служил ранее. В конце 20-х годов репрессирован, умер в ссылке в 1931-1932 годах. Сохранилась фотография – невысокий, с окладистой бородой, в черной шляпе, в окружении большого хора певчих.

Из сведений краеведа села Тарачкова В.А. удалось узнать, что здание церкви было ручной застройки. Использовали брус лиственницы, фундамент из кирпича. Высота ее составляла 22 венца, это считалось самым высоким местом не только в селе, но и в Касмалинской волости. Крыша - голубая (бирюзовая), золоченые купола. Масса самого большого колокола более 48 пудов (около 768 кг). Подрядчик постройки церкви – Семен Григорьевич Кузнецов. Площадь типовая, на 300 человек, около 40 метров по кресту.

Подтверждение указанных мною фактов я нашла и в рассказе старожила села Дружиной Прасковьи Ефимовны, 1913 года рождения, проживающей по адресу: с. Мамонтово, ул. Совхозная, 47 кв. 1.

П.Е. Дружина рассказывает: « Моя мать умерла рано, за ней – отец. Мы жили в Лютаевке. С бабушкой, которая меня воспитывала я ходила в церковь. Церковь была хорошая, вокруг нее – чисто. Наверху церкви были колокола. Помню, что звонарем называли Адрияна. Он руки отморозил, звонить ему приходилось в 12 колоколов большими пальцами. Один колокол был очень большой, в него звонили, когда случался пожар. Помню, что внутри церкви, на потолке висели люстры со свечами. Самый нижний ряд насчитывал 40 свечей, а остальные – меньше. Много свечей зажигали только по большим праздникам.

Пели молитвы в специально отведенном для этого месте, оно называлось «крыльцы», находилось на уровне второго этажа на железных цепях. Народу там всегда много, люди толпились.

Помню отцов, служителей церкви: отец Семен (когда мне было 8-10 лет), отец Николай, отец Владимир. Одежду они носили всегда черную, а в службу – под золото.

В церковь ходили святить пасхи. Для этого вокруг здания устанавливали деревянные доски. На них ставили пасхи, которые приносили люди. Святил отец, у него кисть, он макал, брызгал, читал молитвы.

В церкви также венчали. Венчание стоило 25 рублей. По тем временам это были большие деньги, сравнивали: «На 100 рублей можно Москву построить». Мой муж, Филипп Потапович, при нашем венчании сбил цену до 15 рублей, сказав отцу Семену такие слова: «Ну, отец Семен, тебе легче на гору подняться, чем меня с горы спустить »… Когда случился пожар в церкви, сильно бил колокол, дым было видно даже у нас, в Лютаевке. Люди говорили: «То ли гроза? То ли подожгли?»6

Существуют разные версии того, почему сгорела Никольская церковь: гроза, поджог, а так же верующие села считали, что церковь – святое место и в этой связи боялись, что здание церкви может быть использовано представителями советской власти по другому назначению. Так в нашей истории и было: церковные помещения использовались для клубов, складских помещений, при разборке церквей материал использовался для строительства других зданий.

Притеснение верующих Советским государством началось еще в 1918 году известными постановлениями большевистской власти. Однако именно 30-е годы можно считать пиком борьбы против церкви. В 1939 году в Мамонтово был организован союз воинствующих безбожников. Выпущена газета «Безбожник». 7 При избах-читальнях начали действовать уголки атеистов, поэтому быть верующим в то время было опасно для жизни. Естественно, что в таких условиях церковь действовать в нашем селе не могла. В связи с этим верующие отмечали религиозные праздники дома. Нужно сказать, что государство действовало против церкви не совсем топорно: разрешалось проведение таких праздников, как Масленица (проводы Зимы), Пасха, Иван Купала, рождество Христово и другие. Более того, когда началась Великая отечественная война, то руководитель страны И. В. Сталин обратился к населению почти как священник: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота»!8 4) Государство делало всё, чтобы объединить людей для борьбы с фашизмом. Работая со сборником, где находились архивные документы, я обнаружила интересную информацию: «8 сентября 1943 года состоялся в Москве Поместный собор Русской православной церкви, на котором Сергий избран патриархом, возрожден прекративший в 1935 году деятельность Священный Синод. Начался период восстановления церквей в Советском Союзе».9

Но в 50-60 гг. осуществлен новый виток гонения на церковь. Вспоминает Анна Сафроновна Сорокина: «Помню, как сельсоветчики ходили по домам и отбирали книги, религиозные иконы. Люди в спешке закапывали всё это в землю, но всё равно много отобрали. В селе огромный костер полыхал, сожгли всё, что нашли у населения религиозного».10 Время атеистического воспитания продлилось до периода перестройки. В 1990 году вышел «закон о свободе вероисповеданий в 1990 году и последующих подобных актов в отношении религии и церкви картина начинает меняться коренным образом, число зарегистрированных общин приближается к реальному соотношению верующих, хотя процесс этот, особенно в православии, нередко сдерживается еще и материальными возможностями для открытия церквей».11

Рождение новой политической системы РФ, ее Конституции, которая в статье 28 даёт: « каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедования, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».12 Закрепление в ней права свободно исповедовать любую религию привело к тому, что верующих становилось все больше и больше. Поэтому в Мамонтове в 1995 году произошло рождение храма во имя Равноапостольного князя Владимира.

Храм – в духовном смысле, в возможности отправлять религиозные верования. На самом же деле, храм – бывшее здание Дома культуры совхоза имени 24 партсъезда, переданное верующим Мамонтовского района.

Предстояло выполнить большую работу по превращению данного здания в подобие церкви: установить крест, звонницу, оформить внутреннее убранство согласно церковным канонам.

Очень большую работу в этом направлении выполнил настоятель церкви иеромонах Августин, ныне служитель Псковской епархии. В 2001 году и по сей день настоятелем Владимирской церкви является иерей Виталий Скворцов. Я несколько раз была в нашей церкви и беседовала с отцом Виталием. Я убеждена, что для того, чтобы вести за собой верующих необходимо священникам для своих прихожан быть образцом нравственности и духовности. Отец Виталий принял решение посвятить свою жизнь служению Богу в 20-летнем возрасте после знакомства с владыкой Антонием, к сожалению, ныне покойным. В церкви Быстрого Истока прослужил 2 года послушником. В 1999 году окончил Барнаульское духовное училище, сейчас которое имеет статус семинарии. В начале своей деятельности постоянных прихожан нашей церкви было 35-40 человек. В настоящее время эта цифра значительно увеличилась и достигла 90 – 100 человек. В религиозные праздники число прихожан еще выше. Эти данные говорят о том, что постепенно меняется сознание людей и они всё чаще принимают решение прийти к Богу. Социальный состав прихожан разнообразный: учителя, врачи, предприниматели, учащиеся, пенсионеры и т.д. При церкви имеется воскресная православная школа. Преподаются закон Божий, Евангельское чтение, церковное пение. Действует кружок «Русская девушка».

Кажется, что исследования этого периода дают нам исчерпывающую картину. Однако, когда я изучала семейные архивы О. К. Никольского, ныне преподавателя Алтайского Государственного Технического университета (приложение№1), то обнаружила некоторые неточности источников. Так у О. К. Никольского его дед Н. П. Никольский окончил духовную семинарию в 1898 году, а у краеведа Тарачкова В. А. (приложение№2) в 1990 году.

С другой стороны, в разговоре с О. К. Никольским я услышала, что его дед принимал активное участие в строительстве и организации работы Никольской церкви. Но старожилы села утверждают, что строительство церкви завершилось в 1908 году, а Н. П. Никольский был переведен священником в с. Мамонтово в 1923 году. Меня заинтересовал материал краеведа Тарачкова, где он свою статью в газете «Свет Октября» обозначил так: «Никольской церкви было бы 150 лет». Я засомневалась в правильности трактовки исторических явлений. Он пишет об одной церкви, но на самом деле их было три:

1) Николаевская (1859 – 1902).

2) Никольская (1902 – 1932).

3) Владимирская (1995 – по сегодняшний день).



Список использованной литературы и источников:

Том первый. Документы по истории церквей и вероисповедований в Алтайском крае. // Барнаул, 1997.
Управление архивного дела администрации Алтайского края., документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998гг.)
Г. А. Куманев. 1941 -1945. // Москва, издательство политической литературы, 1983.
Иванов Г. Е. Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района. //Мамонтово - Барнаул, 2000.
Районный архивный материал.
Конституция Российской Федерации. // Москва, издательство юридической литературы, 1993.
Горбулева Л. И. Записано в историю района// «Свет Октября», 20.11.2004; Это можно увидеть в музее // «Свет октября», 19. 02.2008.
Погребникова А. Пока в истории церквей больше белых пятен. // «Свет Октября», 2003.
Тарачков В. А. Никольской церкви было бы 150 лет. // «Свет Октября», 03.01.2009; Юбилейные даты наступившего года. // «Свет Октября», 01.01.2009.
Устные беседы с настоятелем Владимирской церкви иереем Виталием Скворцовым, преподавателем Алтайского Государственного Технического университета, старожилом села – Дружиной П. Е.
Результаты социологических исследований.

Дружина П. Е., Сорокина А. С. – старожилы села.

Приложения.
1.Документ из семейного архива Олега Константиновича Никольского.


[
Изображение на стороннем сайте: Pril1jpg_7791432_8087193.jpg ]


2.Тарачков В. А. Белые пятна истории церквей района.


[
Изображение на стороннем сайте: Pril2jpg_7212127_8087229.jpg ]


3. Фотографии: крест на месте нового фундамента церкви, внешний вид Владимирской церкви.


[
Изображение на стороннем сайте: 1htmlm235b_7056324_8087241.jpg ]


4. Фотографии: священник Никольской церкви Николай Петрович Никольский в окружении хора певчих, настоятель Владимирской церкви иерей Виталий Скворцов.


[
Изображение на стороннем сайте: 1htmlm20d8_3891143_8087255.jpg ]


5. Фотографии: внутреннее убранство Владимирской церкви.


[
Изображение на стороннем сайте: 1html2c226_4992254_8087271.jpg ]


6.Фотография Никольской церкви после реставрации снимка (черно-белый вариант).


[
Изображение на стороннем сайте: Pril3jpg_2355176_8087288.jpg ]


7. Фотография Никольской церкви после реставрации снимка (цветной вариант).


[
Изображение на стороннем сайте: 1htmlm5013_9823705_8087302.jpg ]

8. Макет Никольской церкви в районном музее.


[
Изображение на стороннем сайте: 1htmlm1929_8251581_8087317.jpg ]




Источники -
1 Булыгин Ю. С. К истории старейших сел Мамонтовского района Алтайского края. // Барнаул, 1994.
2 Погребникова А. Пока в истории церквей больше белых пятен.// «Свет Октября», 2003.
3 Документы по истории церквей и вероисповедований в Алтайском крае. // Барнаул, 1997. с.130 - 132.
4 Тарачков В. А. Никольской церкви было бы 150 лет. // «Свет Октября», 3.01. 2009.
5 Данные, взятые в архивах Мамонтовского краеведческого музея.
6 Дружина П. Е. – старожил села, 1913 г.р., ул. Совхозная, 47 кв. 1.
7Тарачков В. А. Юбилейные даты наступившего года. // «Свет Октября», 1.01.2009.
8 Г. А. Куманев. 1941 – 1945. // Москва, издательство политической литературы, 1938, с.30.
9 Управление архивного дела администрации Алтайского края, документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917 – 1998гг.)
10 Сорокина Анна Сафроновна – старожил села, 1924 г. р.
11 Управление архивного дела администрации Алтайского края, документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917 – 1998гг.), с.11.
12 Конституция Российской Федерации. // Москва, издательство юридической литературы, 1993,статья 28.
13 Иванов Г. Е. Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района. //Мамонтово – Барнаул, 2000, с.14.


Оригинал работы здесь
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12605
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37247
Источник - Мамонтовская районная газета "Свет Октября"(основана 10 октября 1930 года)
Публикация номера №52-53 (10502) от 7 мая 2013 года
Все для фронта!
1941 год. Труженики одного из колхозов Мамонтовского района на общем собрании обсуждают, какую помощь они могут оказать фронту.

1478.jpg

ФОТО из фондов районного краеведческого музея.


Архивный отдел администрации Мамонтовского района
ул. Советская, 148, с. Мамонтове Мамонтовский район, Алтайский край, 658560.
Тел. (385 - 13)22 - 4-63 112 фондов, 19039 ед. хр. 1917 - 2004 гг., в том числе:
64 ед. хр. личного происхождения 1917 - 2001 гг.;
612 ед. хр. по личному составу 1936 - 2001 гг.

Р-13 Коллекция документов орденоносцев - жителей Мамонтовского района (1940 - 1967 гг.)
Р-19 Коллекция документов персональных пенсионеров - жителей Мамонтовского района (1942 - 1991 гг.)
Р-20 Коллекция документов партийных, советских и хозяйственных работников Мамонтовского района (1953 - 2000 гг.)
Р-22 Коллекция документов старейших и заслуженных учителей - жителей Мамонтовского района (1917 - 2000 гг.)
Р-23 Коллекция документов жителей Мамонтовского района, имеющих почетные звания и награды (1962 - 1999 гг.)

Ссылка


Новый адрес официального сайта Администрации Мамонтовского района

Озеро Горькое
getImage%20oz.jpg


Сайты школ Мамонтовского района

Текст с сайта Сусловской школы
В Суслово школа организованна в 1920 году. Это была начальная школа ( 3 класса), находилась в поповском доме. Первый учитель Ванин А.Г. В 1932 году построили здание семилетней школы, в 1933 году к первому этажу добавили второй этаж ( в этом здании находился: ФАП, администрация сельсовета, школьные мастерские.) Отопление было печное. Дрова заготовляли учителя сами. В 40 годы директорами школы работали: Макеев К.П., Пушкаренко Н.П., учителя: Суслова Е.П., Кулигина А.И., Евгенова Д.П. В 50 годы школу возглавил Лысиков Н.Ф. Учителя: Качкина Н.А., Коновалова В.Ф., Лысикова М.Н. и другие. Они были организаторами и участниками культурно-массовых мероприятий на селе. Часто выступали перед жителями села и других сёл района с лекциями, с концертами, готовили и показывали спектакли. В эти годы был заложен фруктово-ягодный сад у школы. С 1961 года в селе открыта восьмилетняя школа. Директором школы стал Бородин Н.И. Первый выпуск – 43 учащихся. В школе было по несколько классов комплектов. Количество учащихся составляло 350 – 370 учащихся. В школе действовала пионерская и комсомольская организации. Старшим вожатым работала Бусова Г.М., Филина Е.И., Лесных Р.И. С 1967 года школу возглавлял Щелкунов Т.М.

В это время стали кормить учащихся ( чай, хлеб). Начали работать группы продлённого дня. С 1974 года школа приобрела статус – средней. В это время в школе было 12 классов – комплектов, число учащихся – 228 человек. Учителей 22 человека. Педколлектив- молодой, средний возраст 29 – 30 лет. В ноябре 1974 года перешли в новое здание. А на втором этаже старого здания был интернат, где жили ребята из Чёрной Курьи. В этом же году все учащиеся школы стали получать горячие завтраки. При школе есть столовая, хороший спортзал. В конце 70 годов в школе стала работать производственная бригада, был построен типовой лагерь труда и отдыха. Между классами организованно соревнование, классы победители награждались поездками по стране. Большое развитие получил спорт. Наши спортсмены занимали призовые места в районе, принимали участие в краевых соревнованиях по шахматам, самбо. При школе работал УКП, где жители села получали средне образование. В 90 годах прекратили своё существование пионерская и комсомольская организации. В 1999 – 2000 учебном году создана ученическая организация « Факел». С 1975 по 2004 год школа выпустила 539 учащихся, из них 88 обучались при УКП, пять серебряных медалистов: Черкасова Светлана, Меренюкова Людмила, Спиридонова Елена, Сипачёва Евгения, Холодов Виталий.


Листая источники -
1947 г.


К территории Мамонтовского сельсовета в это время относились следующие колхозы: "Остров"(председатель Г.А. Буруданин), "За урожай", "Перелом" (председатель Пономарев), им. Мамонтова, им. Шмидта. Каждый колхоз к тому же входил в зону обслуживания какой-либо из МТС. Так, за Веселоярской МТС в 1947 году было закреплено 10 хозяйств района: "ВЦИК", "Совсибирь", им. Ворошилова, "Рассвет", "Красная Заря", "Путь к коммунизму", "Сибкомбайн", "Зерно", им. Молотова, им. Кагановича. Всего по данным на 15 августа 1949 года в Рубцовском районе было 76 колхозов. На эту дату средняя урожайность зерновых по району составила 7,8 ц/га, подсолнечника - 3,9, силосных - 29,3 ц/га.(8).
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Доня
ушел из жизни 26.02.2019 года. Светлая память!

Доня

алейск алтай
Сообщений: 2910
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2361

Tasha56 написал:
[q]
Озеро Горькое
[/q]
Наташа -увидел это фото и сразу вспомнил молодость ,-я на озере Горьком охотился много лет! Красивая природа ,ленточный бор, грибы а осенью гуси идут всю ночь и их видно в звёздную ночь. Мамонтово,Гуселетово,Мормыши и Бурановка!



Комментарий модератора:
Игорь, за время исследования родословия по Сибирскому округу
успела полюбить эти места. Пока изучаю их по фотографиям.
Красота необыкновенная!
Спасибо, что забегаете!
---
Иванов -воспитанник Московского Воспитательного дома, учителя Ярославки,Тастубы,Месягутово,Миасса,Москвы .А также Жаворонковы, Кочушковы, Козьмины ,Масленниковы Златоустовского уезда
FTDNA 249066. R1a-YP310* YF06830
http://toporov.info/webtrees/inde
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12605
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37247
Источник -
Название: Население Верхнего Приобья в середине - второй половине I тысячелетия до н.э
Автор: Могильников В.А.
Год: 1997
Страниц: 196
Формат: djvu
Размер: 10 Мб
Скачать книгу



[
Изображение на стороннем сайте: Pr1jpg_4860966_8405174.jpg ]



[ Изображение на стороннем сайте: Pr2jpg_2213874_8405188.jpg ]




До присоединения Верхнего Приобья к Российскому государству территория нынешнего Мамонтовского района входила в состав Телеутской землицы - зоны кочевий телеутов - самого крупного объединения алтайских племен. В конце 1717 - начале 1718 года телеуты по требованию джунгарского хунтайчжи откочевали в южную часть Верхнего Приобья. Большая часть Обского Левобережья оказалась в результате этого практически безлюдной и стала заселяться русскими крестьянами.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12605
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37247
[q]
территория нынешнего Мамонтовского района входила в состав Телеутской землицы - зоны кочевий телеутов - самого крупного объединения алтайских племен.
[/q]

«Телеутская землица» охватывала ни много ни мало — территорию современной Новосибирской области плюс весь Алтайский край.

Источник -
Архив газеты "Ведомости" №904 от 25.01.08 г.
Федор ГРИГОРЬЕВ, директор НП «Школа журналистики».


Самый первый составитель Истории Сибири Г. Х. Миллер, когда в 1742 году приехал в Томск изучать «старые и древние исторические документы» по Верхнему Приобью (нынешняя Новосибирская область), нашел лишь пустые полки. «Русский вестник» в 1881 году по поводу посещения Миллером Томска пишет, что тот нашел только текущие канцелярские дела последних годов. Миллеру было сказано, что архивные документы сгорели. Между тем томские архивы, как свидетельствуют томские старожилы, были утоплены в Томи местным воеводой.

Что же засекретили власти Российской империи? Прежде всего, тот факт, что Томск в первые годы своего существования был не чем иным, как штаб-квартирой высокого посольства из далекой Москвы. Возможно, острог под эти цели и строился. Отсюда царские послы как на работу выезжали на сопредельную территорию — к речке Мерть, что является притоком Ини. Там находилась резиденция владыки государства, которое в отчетах московскому царю звалось «Телеутская землица». (От слова «теленги», что в переводе с тюркского означает «царские слуги» — видимо, так называли себя представители этого государства). «Телеутская землица» охватывала ни много ни мало — территорию современной Новосибирской области плюс весь Алтайский край. Население — немногим более тысячи. Так вот с ее хозяевами царским послам не удавалось найти общий язык целых четыре года. Состав посольств менялся, но результата не было. Наконец, 2 февраля 1609 года Иван Коломна при посредничестве Тояна, вождя племени эуштов, убедил Обака, хана «Телеутской землицы», заключить с Московским государством договор о военно-политическом союзе. В Кремль полетела радостная депеша: «И Обак и мурзы с своими людьми на том тебе государю царю и великому князю Василью Ивановичю всеа Руссии шертвовали». 31 марта 1609 года все бумаги были подписаны — это был единственный межгосударственный договор, который Московское государство заключило на территории Сибири (здесь и далее используются данные книги И. С. Тенгерекова «Теленгеты»).

Возникает вопрос: почему же Москве, которая за 11 лет до этого спокойно отобрала у Кучума его Сибирское ханство (территория современной Тюменской области), было так важно установить с «Телеутской землицей» именно дипломатические отношения? Ответ очевиден: Кремль считал, что страна телеутов должна быть не завоеванной, а присоединенной мирным путем. Причем акту ее вхождения в состав Московского государства почему-то придавалось исключительное значение — Борис Годунов, в правление которого воеводы вышли на границы затерянного в Сибири ханства, отправил туда целое посольство. Никто в Сибири не удостаивался такой чести! Своим послам (И. Поступинскому и Б. Константинову) он наказывал: «проведать о черных и белых калмыках, где они кочуют и в которых местах и кто ими владеет и с кем у них ссылка».

Тут надо пояснить: до XVI века «калмыками» называли не народ, а остатки Орды, которые хозяйничали за Волгой и за Уралом как вольные ханства и атаманства. Слово «калмак» так и переводится с тюркского: «оставшиеся». Среди «калмыков», вопреки сложившемуся мнению, были не только тюрки, но и славяне. В Московии тюркского вида «оставшихся» звали «черными калмыками», а европейского, то есть славян — «белыми», но чаще — телеутами.

В докладных записках московскому царю сохранились имена представителей телеутской знати: Матай Табынов, Жиран Иурганов, Батай Кокин, Могулан Бейконов, Кумек Ентугаев, Торгай Басбейков, Читай Терев… Не правда ли круто? Ведь в те времена фамилии полагались только боярам, дворянам, да еще казакам, если они состоят на государевой службе! А что касается имен, то они, конечно, не татарские — окончание на «ай» для татарского именослова не характерно. И не ойратские (монгольские) — сравните: Оруса Цаган, Басанга Баатр, Бембян Инджа... Так какие же? Обычные «говорящие», т. е. дохристианские имена славян, какие в древние времена были характерны для Суздаля или Мурома: Матай — от «мотаться», Жиран — от «жирный», Батай — от «батя», Могулан — от «мугучий», Кумек — правильно, от «кумекать». Про Торгай да Читай даже говорить не хочется… Язык, на котором говорили хозяева «Телеутской землицы», остался неизвестен, поскольку его изучение началось только через два с половиной века. Скорее всего, в среде телеутов имело место двуязычие. Во всяком случае, есть письмо кузнецкому воеводе от самого последнего их владыки Сала Табылова. Смотрите, как писал по-русски этот «калмык»: «Смирно жить станем — волосы забелеют, за железо примемся — кости забелеют…» (Уманский А. П. «Телеуты и русские в XVII—XVIII веках»).

Не здесь ли кроется отгадка тайны, похороненной в водах Томи? Почти маниакальное упорство, с каким московское правительство вело переговоры с «белыми калмыками» (сначала Борис Годунов, а потом — Василий Шуйский), могло означать только одно: Кремль видел в них не только единокровных, но и равных себе партнеров по переговорам. Как бы фантастично это предположение ни звучало, но оно имеет под собой вполне реальную фактологическую основу. Во-первых, Приобъе всегда считалось местом нахождения полумифической Арты, про которую еще в X веке арабские и персидские писали как про «третью Русь». Позднее географы располагали здесь уже не Арту, а Орду — вот такое совпадение! Во всяком случае, большинство современных историков сходятся в том, что победоносные ордынские томэны формировались не где-нибудь, а на бескрайних просторах Барабинской и Кулундинской степей (Кулундинская степь на дореволюционных картах России называлась Телеутской). Так удивительно ли, что в найденном приобском ханстве московские цари увидели остатки знаменитой Синей Орды — той самой, откуда вышла великая империя, заставившая трепетать весь мир?

Представляете, какой резонанс могло иметь в Европе сообщение о том, что прямые наследники страшной Орды добровольно вошли в состав Московского государства? Тем более что и Борис Годунов, и Василий Шуйский, как никто из русских царей, нуждались в усилении авторитета своего правления…
Вся статья здесь.


Очерк по дорусской истории Верхнего Приобья
Федор Григорьев

Интересное чтиво

Западная Сибирь. Кто ответит, почему Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край оказались самой последней территорией Сибири, вошедшей под российский скипетр? Со времен похода Ермака прошло почти полтора столетия, за это время Москва понастроила острогов до Сахалина, а находящиеся по боком земли, причем, самые благодатные за Уралом, оказались вне ее внимания. Почему движение «московитов» на восток обтекало контуры этой страны?...

Ответа на этот вопрос в современной историографии не существует. Так же как и не существует сколько-нибудь внятной информации, объясняющей другой удивительный факт: где-то между 1711 и 1718 годом знаменитая "Межа" между Московским государством и загадочной державой в Верхнем Приобье вдруг перестала существовать. Заповедные дали открылись перед лицом ошарашенных казаков-пограничников. Более того, историки утверждают, что русская колонизация самого последнего территориального приобретения в Сибири проходила на редкость мирно и практически без конфликтов с местным населением....

О миллеровской экспедиции, на самом деле, мало что известно. Забегая вперед скажу, что ее результаты (так же как и результаты предшествовавшей сибирской экспедиции Мессершмидта), даже не были переведены на русский язык. Но начиналось все очень торжественно. Перед отъездом в Сибирь Миллер и его коллеги были удостоены высочайшей аудиенции. Но потом, если следовать фактам, все пошло по другим рельсам. Прибыв в Сибирь, Миллер через два года завершает намеченную программу исследований. Во всяком случае, в 1737 году академик просится домой, но в ответ получает предписание оставаться на месте. После этого Миллер регулярно обращается в Петербург, на что всякий раз получает один и тот же ответ. Прошло 10 лет. Из сибирского плена очумевшего немца вызволила взошедшая на престол императрица Елизавета, которое вернула Россию в русло политики своего отца Петра Великого, мечтавшего, как известно, европеизировать Россию. Вероятно, поэтому на кафедре РАН постаревшему Миллеру нечего было сказать своим коллегам. Нет, он не отрицал, что видел в Сибири свежие следы цивилизации, но он почему-то очень не хотел на эту тему говорить. Вот каким образом академик и первый российский историк формулирует свои впечатления о Западной Сибири: «Сколько не видано следов на разных местах по степям городков? Какое множество в память поставленных каменных маяков, болванов, старинных могил и других принадлежащих к тому вещей на всех местах не находится? Каких дорогих вещей, золотых и серебряных, из могил не выкопано? Откуда можно было им произойти. Как только от прежних татар; понеже известно, что все сокровища из Китая, Персии, России, Польши, Богемии, Венгрии им достались?»




В 1715 г. начался период Джунгаро-китайских войн, который завершился разгромом Джунгарии в 1758 году. В западной и Южной Сибири политическая обстановка стабилизировалась и эти территории окончательно вошли в ведение России. Джунгары, телеуты и их бывшие кыштымы (данники) были приняты в состав России. Часть их была переселена на Волгу к калмыкам, а часть и те, кто вернулся с Волги в конце 18 века, расселились на Алтае и в Кузнецкой котловине. По данным Уманского, процесс перехода первых телеутских семей под покровительство Русского государства начался в 20-х г. 17-го веке.
Статья
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12605
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37247
Названия населенных мест Мамонтовского района (старые\новые по разным архивным документам).


[
Изображение на стороннем сайте: Karta2jpg_1508772_8409355.jpg ]





[ Изображение на стороннем сайте: Suslovo2jp_9381087_8601860.jpg ]
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12605
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37247
Виртуальная краеведческая справочная служба ТОУНБ имени А.С.Пушкина
Ответ на запрос №417 на странице

Протоиерей градо-Томской Знаменской церкви Асинкрит Иванович Шалобанов окончил курс духовной академии, рукоположен в священники в 1851 г., в протоиреи - в 1879 г.

Артамон Асинкритович Шалобанов, вероятно, сын Асинкрита Ивановича Шалобанова, родился примерно в 1865 или 1866 г. На момент 1886 г. был исполняющим должность псаломщика Томского Благовещенского кафедрального собора, определен на эту должность в 1880 г. Окончил 2-х классное духовное училище. Рукоположен в сан дьякона в 1889 г., священника - 23 августа 1892 года. С 28 февраля 1898 г. служил священником в церкви Св. Троицы в с. Подонинское Верхо-Томской волости Кузнецкого уезда. С 1908 г. служил священником в церкви во имя Св. Николая в с. Кулаковское Томского уезда (Кулаковский приход 2-го благочиния).

Шалабанов Дмитрий Асинкритович, родился в 1861 или 1862 г., окончил 1 кл. Томского духовного училища, рукоположен в сан дьякона и в сан священника в 1898 г., состоял псаломщиком с 1 июля 1876 г., с 1898 г. был священником в церкви во имя Божией Матери Одигитрии в с. Караканском 13-го благочиния Томской епархии.

Шалабанов Дмитрий Александрович, 1860 или 1861 года рождения, окончил среднее отделение Томского духовного училища, с 19 сентября 1879 г. рукоположен в псаломщики, а с 2 февраля 1891 г. в священники, с 1900 г. служил младшим священником в церкви во имя Св. Троицы в Хабаринском приходе 21-го благочиния. С 1910 г. - священник в церкви Св. Троицы с Барачатского Кузнецкого уезда (Барачатский приход 13-го благочиния).

Шалабанов Петр Федорович, родился в 1870 (1871) г., окончил курс в Кузнецком уездном училище, состоял в сане псаломщика с 1898 г., дьякона - с 1900 г., священника - с 1904 г. С 1899 г. служил в церкви во имя Св. Николая в с. Думчевском Боровлянской волости Барнаульского уезда (Думчевский приход 18-го благочиния). С 1906 г. - священник церкви во имя Сошествия Св. Духа в с. Черемушкино Барнаульского уезда (Черемушкинский приход 18-го благочиния).

Шалабанов Амфилохий Федорович учился, но не окончил курс Томской духовной семинарии, служил псаломщиком с 10 октября 1895 г., священником с 31 мая 1900 г., с 1908 г. служил священником в церкви Св. Георгия Победоносца в с. Сусловское Касмалинской волости Барнаульского уезда (Сусловский приход 49-го благочиния).

Источники:
Состав священно-церковнослужителей Томской епархии с указанием существенных сведений для каждого члена притча: справ. кн. / сост. Г. Меншагиным. - Томск, 1886. - С. 2, 4. - Имеется электронная копия на сайте Научной библиотеки ТГУ (http://www.lib.tsu.ru/index_main.php?id=511).
Справочная книга по Томской Епархии за 1902/3 год / сост. под ред. Д. Е. Березова. - Томск, 1903. - С. 179, 238, 338.
Справочная книга по Томской епархии / сост. под рук. В. А. Карташева. — Томск, 1914. - С. 129, 544, 233, 228, 277.


В справочнике "Томский некрополь : списки и некрологи погребенных на старых томских кладбищах 1827-1939 / сост. и ред. Н. М. Дмитриенко. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001. - С. 45 и 186 даны следующие сведения о Шалобановых (Шалабановых):
Шалабанов Асинкрит Иоаннович, протоиерей Знаменской церкви, умер 11 апреля 1894 г., в возрасте 79 лет.
Шалабанов Николай Иванович, податной инспектор Томского уезда, умер 17 сентября 1918 г., отпевался в Благовещенской церкви, похоронен 19 сентября 1918 г. на Преображенском кладбище.



Выпускники Московской духовной академии
1818-1914 гг.


8 курс (1838 - 1842)
Шалабанов Асинкрит (Тобольская)
Источник



Записная книжка Александра Шалабанова
Духовные искания сельского священника
У меня в руках — записная книжка. Страницы местами исписаны усердно убористым почерком, местами небрежно — карандашом, кое-где исчерканы, а где-то и вырваны. Вроде ничего необычного. За маленьким исключением: ее заполняли в 1890‑1895 годах.

От деда — к внуку

Восхождение Шалабановых по служебной лестнице было медленным, от поколения к поколению. Афанасий еще в середине XIX века работал сторожем при Тобольской духовной консистории. Понятно, что был он малограмотным и только мечтал о лучшей доле для потомков. Сын его Петр родился в 1843 году и при поддержке отца поступил в семинарию, но из-за недостатка знаний был исключен из низшего отделения. Учитывая желание молодого человека посвятить себя церковному служению, 18 ноября 1866 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варфоломей посвятил Шалабанова в сан чтеца и певца.

31 декабря 1868 года, согласно прошению, Петра Шалабанова перевели в храм Илии Пророка села Елошанского сначала дьячком, затем он получил чин псаломщика. Петр Афанасьевич осел в селе прочно, обзавелся здесь собственным домом. Через три десятилетия, 3 августа 1898 года, он здесь же и скончался.

Петр любил церковное пение. Все, кто слушал его, отмечали у него хороший слух и голос. Шалабанов знал ноты и обучал пению детей в сельском министерском училище.

У Петра Афанасьевича и его супруги Марии Ивановны 25 августа 1872 года родился и 28 августа был крещен единственный сын Александр. Родители пригласили в восприемники священника своей Пророко-Ильинской церкви о. Константина Петровича Рычкова и его дочь Павлу.

Александр окончил Тобольскую духовную семинарию по первому разряду, то есть в числе пяти лучших учеников. Судьбы его однокурсников сложились по-разному. Александр Петрович Смердынский потом окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и служил инспектором в Томской, а потом в Псковской духовной семинарии. Федор Федорович Бердников получил образование в Томском и Берлинском университетах и занимался врачебной практикой в Западной Сибири. Амфилохий Космич Горизонтов служил священником в станице Щучинской, а вот сын его уже в советские времена достиг звания академика Академии медицинских наук. Александр Степанович Шерстобитов окончил курс Пермской семинарии, работал в журналах, жил в Томске и был убит при возвращении в город из раскольнического скита.

Друзьями детства, а позже и соучениками Александра по духовному училищу и семинарии были братья Григорий и Константин Маляревские. Внуки Константина Петровича и Марии Яковлевны Рычковых, они каждое лето гостили у дедушки с бабушкой, а после ранней смерти родителей некоторое время жили в селе Елошном постоянно. Григорий Яковлевич Маляревский в 1907 году стал директором народных училищ Тобольской губернии, то есть занимал такую же должность, какую задолго до него в Симбирской губернии занимал Илья Николаевич Ульянов. Умер старший из братьев 9 апреля 1932 года в Харбине от паралича сердца. Константин Яковлевич преподавал в двухклассной церковно-приходской школе г. Кургана, а в 1930 году работал в нашем городе метеорологом.

Будучи уже священником, о. Александр нередко бывал по делам в Кургане и Тобольске. Каждую поездку выполнял поручения жены и, вероятно, сослуживцев и соседей по поводу покупок: ведь в городских магазинах товар разнообразнее, чем в сельских. Записная книжка сохранила для нас и эти маленькие бытовые тайны: «Пастилы хорошей 1фунт — 45 к. Мармеладу 1 ф. — 45. Засахаренных орехов 1 фунт — 60 коп. В бумажках красивых конфект 1ф. — 50 коп.

Монпансье 1 ф. — 40 к. Цепочку серебряную тоненькую изящную — 1 руб. Сапоги. Варенья, крыжовнику или клубники, банку фунтов 5, в 15 коп. за фунт. Малины 1 ф. — 20 коп. Коленкору 5 арш. белого — 15 коп. за арш. Красной атласной бумаги для вышивки тонкой 10 мотков. Гильз 500 штук. Тараканьего мору. Табаку. Сковороду. 2 филейных иголки.

Чугун в 2 ведра. Пружину. Рыбы всякой. 2 сырка. Деревянного масла. Керосину. Изюму, урюку. Сахарного песку 5 фунтов. Колбасы. Брусники. Орехов 1/2 фунта. На брюки 1 р. Бухарской вишни 5 ф. Малины 1 ф. Лампу. Стекло. Тесьмы к лампе с круглой горелкой. Мочала 2. Соли каменной 10 ф. Зубровки 1 ф. Монпансье леденцов. Мармеладу 1/2 ф. Пастилы 1/2 ф. Барбариски карамели».

Золотое сердце
После 1917 года в течение семидесяти лет политическая журналистика и художественная проза убеждали граждан России, что священник — это носитель мракобесия и невежества. Так ли это? Заглянем в записную книжку студента, начатую в 1892 году. В ней, например, приведены термины, которые он должен был объяснить на очередном экзамене: авансы, конверсия, ликвидация, элеваторы, валюта, фиксаторы, девальвация, консолидированный, облигация. Пожалуй, теми же понятиями оперировали студенты отечественных вузов в 1992 году, не устареют, они, пожалуй, и к году 2092-му. На следующих страницах — экзаменационные религиозно-философские темы: «Христианство и прогресс», «О вере и знании», «Время и вечность», «О происхождении первоначальных форм», «Значение священного предания в церковном законодательстве по важности и обширности неписаных правил». Эти темы будут интересовать человека ровно столько, сколько он жив и существует окружающее его общество.

Александр приводит выдержки из книги «Четыре путеводителя доброй жизни: страх божий, мудрость, трезвость, труд» украинского христианского писателя Николая Наумовича, и в их числе, например, такая: «Знай, что неправедное добро не есть добро, потому что раньше или позже оно непременно изгибнет, если не в руках того, кто его неправедно нажил, то детей его или, самое позднее, внуков». Чуть дальше следует высказывание из книги Фрэнсиса Кроуфорда: «Грех, которому нет прощения, — неблагодарность к несчастию…»

В нескольких абзацах Александр Шалабанов пытается сформулировать главные черты характера Владимира Арбенина из драмы Лермонтова «Маскарад», его интересует Позднышев, герой повести Льва Толстого «Крейцерова соната», он приводит отрывки из поэмы Н. А. Некрасова «Современники» и романа Гончарова «Обрыв», переписывает из журналов стихотворения Алексея Кольцова и Семена Надсона.

Семинарист приводит собственное суждение: «Наука и демократия — это два самые главные, самые могущественные факторы будущей общественной эволюции. Дилетанты предшествовавших поколений не хотели, а может быть, и не могли этого понять, они порешили, что наука и демократия дошли до банкротства. Это было бы действительно верно, если бы в конечном результате оказался только индустриализм да позитивизм, если бы демократия оказалась способною привести к пиршеству пошлой плутократии. Но ведь все это — явления преходящие. Зло суть личное — зло, из-за которого мы не должны забывать о великом движении, увлекающем новый мир».

При этом студиозус не скован и не угрюм. Его насмешливому нраву кстати оказалась персидская пословица «Лучше сидеть, чем стоять, лежать, чем сидеть, умереть, чем лежать». Для себя он сформулировал некие правила поведения: «Положиться на выбор других, а самому иметь в виду только один»; «Взгляд — красивая принадлежность нашего костюма, а убеждение — необходимая». Наблюдая за окружающими, Александр делает ироническое замечание: «По коренным законам общества в танцующем кавалере ума не полагается».

Вероятно, эта последняя фраза пала ему на ум, когда семейство готовило его к свадьбе. Молодому человеку пришлась по душе выпускница Курганской прогимназии из крестьян, учительница школы села Мендерского Таисья Георгиевна. Все шло по заранее задуманному плану, как вдруг в отношения жениха и невесты вмешалась ревность, и о своих чувствах, подтрунивая над собой, он написал: «15 августа. Сквернейшее положение! Жду папашу и не уверен, что он выедет в назначенный срок. Вот хлопота-то, девки! Т. Г. стала черт знает в какое ненормальное поведение. Ну где это видано, чтобы любящие женихи становились в такое положение к своим невестам, в какое я (смею утверждать), любящий жених, стал к ней. Стыд, срам! Виноват во всем, во-первых, и главным образом я или мой характер — это, впрочем, безразлично. Во-вторых, ей довольно определенно было сказано, что третьего игрока я, согласно пословице, спроваживаю под стол. Где же и кто на себя берет роль третьего игрока и с чьей стороны он находит поддержку? А во всем. Все-таки нельзя не сознаться, виноват аз многогрешный. Господи! Пошли свет твой и истину твою». Свадьба состоялась. Не заставил себя ждать первый ребенок: сын Александр родился 25 октября 1895 года. Согласно правилам тех лет, Таисия Георгиевна оставила работу и всецело погрузилась в семейные дела.

22 октября Александр Шалабанов был рукоположен в сан священника к Петуховской Богоявленской церкви Ишимского уезда. А уже 11 апреля следующего года архиепископ Агафангел назначил его противостарообрядческим миссионером по Курганскому и Ишимскому уезду.

Против раскола
Согласно штатному расписанию тех лет в Тобольской епархии служили три противораскольнических миссионера — по одному на два округа. Миссионер по Курганскому и Ишимскому округам был приписан к Елошанскому храму Илии Пророка, а главной обязанностью его было беседовать со старообрядцами и убеждать их к переходу в православие. При каждом священнике был свой помощник из числа обратившихся в православие старообрядцев. С о. Александром Шалабановым работал крестьянин Михаил Скородумов. Священник занялся миссионерством со всем рвением души, спеша побывать в деревнях, населенных старообрядцами.

Очень скоро он пришел к мнению, что «раскол старообрядчества держится главным образом вследствие невежества большинства его последователей. Это большинство, не понимая самых элементарных истин христианского вероучения, думает спастись «по своему обряду», не ведая ни писания, ни силы его. При фанатизме же его вожаков, знающих прекрасно сокровенные места своих почитателей и умеющих поэтому раздувать в них ненависть к православию, раскол, следует сказать, держится здесь твердо…»

Австрийское согласие было распространено в то время в Уктузской, Армизонской, Бердюжской, Гагарьевской и отчасти Бутыринской волости Ишимского округа. Беглопоповцев оставалось мало — только в деревне Жидки Утчанской волости. В западной же части Курганского округа жили старообрядцы-беспоповцы, которые, раздробясь на несколько толков, не имели особенной силы. Это стариковцы (или часовенные); поморцы (брачники и бракоборы) — во многих деревнях, но по две-три семьи; нетовцы и немоляки — в Брылинской волости. После беседы в деревне Расковаловой о. Александр убедил перейти в православие крестьянина Л. М. Черемных, а посетив деревню Кабакову, добился полного успеха в разговоре со всеми ее жителями.

29 февраля 1896 года при участии о. Александра в храме села Бердюжского был крещен в православную веру священник австрийского согласия Алексей Федорович Васильев. Восприемниками его были судебный следователь Ишимского округа К. П. Мусин-Пушкин и Таисия Георгиевна Шалабанова .

О «технологии» работы миссионера газета «Тобольские епархиальные ведомости» рассказывала следующим образом: «Обычно публичные беседы ведутся так. Избирается тема для беседы (предмет для беседы старообрядцы нередко указывают сами), приводятся относящиеся к поставленному вопросу свидетельства священного писания, святоотеческих и старопечатных книг, разбираются, на основании этих же источников, возражения раскольников. Затем кратко повторяется содержание беседы. По-видимому, просто и легко. На самом деле бывает далеко не так. Глаголемые старообрядцы в массе совершенно неразвитые, фанатичные во всем, что так или иначе касается их религиозных воззрений, в то же время упрямы и горды. Несмотря на главное условие беседы — вести речь об одном предмете, на что обыкновенно и они изъявляют свое согласие, раскольники, как только почувствуют бессилие отстаивать свое мнение, тотчас свободно переходят на другие предметы, надеясь сбить миссионера с толку. Основательно разбирать их возражения, не относящиеся к поставленному вопросу, без ущерба для последнего, нет возможности. Поэтому миссионер обыкновенно делает лишь краткий разбор нового возражения и снова переходит к главному вопросу, предоставляя право предлагать какие угодно вопросы и возражения после беседы об указанном предмете. И некоторые (очевидно, более благоразумные, каковых, к сожалению, нечасто можно встретить) старообрядцы пользуются этим правом: когда с окончанием собеседования большинство слушателей разойдется по домам, тревожимые сомнениями и побуждаемые к отысканию истины остаются, и, как с наболевшей раной, каждый с своим вопросом обращается к миссионеру уже не для словопрений, а для разъяснения, для совета. И как часто здесь, в простой задушевной беседе, они чистосердечно сознаются в своих заблуждениях…»

Александр Шалабанов много читал, постоянно выписывал журналы «Отдых христианина и воскресный благовест», «Миссионерское обозрение», «Век», «Церковные ведомости», «Трезвая жизнь» и газету «Тобольские епархиальные ведомости». В этой газете он постоянно печатал свои статьи и заметки. Самая значительная из его работ — «Взгляды старообрядца и православного на единоверие» — публиковалась в течение 1900 и 1901 годов и заняла 65 печатных страниц! Александр Петрович закончил сей труд словами: «Прося снисхождения к нашим замечаниям, еще раз заметим, что «веровать» в обряды нельзя, спорить из-за них «стыдно», укорять церковь грешно, а не покоряться ей — непростительный грех».

С детства Александр Шалабанов был болен чахоткой, то есть туберкулезом. Сил для поездок оставалось все меньше, и осенью 1901 года он подал прошение на имя епископа с просьбой об увольнении от должности противораскольнического миссионера. Тогда же, 10 ноября, он получил назначение на должность настоятеля храма Вознесения Господня села Падеринского.

Прощание
Выпускник Казанской духовной академии статский советник Василий Александрович Ивановский с 12 февраля 1888 года преподавал в Тобольской духовной семинарии. Александр Петрович был лучшим его учеником, и, как вы наверняка догадываетесь, это — уже из некролога: «Трудолюбивый и любознательный, дружелюбно настроенный семинарист, он окончил курс в семинарии студентом. Получив вскоре сан священника (в 1893 году), он на тернистый жизненный путь вынес живой дух, доброе сердце, готовность без устали трудиться для общего блага. Чужды были ему такие помыслы, как: меньше трудной работы, больше веселья, еще больше денег… Терпеливо и добросовестно исполнял дело служения пастыря душ, неустанно и с успехом собирал он познания из книг, поверяя их ничем незаменимыми данными личного практического опыта. Рассудительный собеседник, разносторонне начитанный богослов, наблюдательный и отзывчивый человек чувствовались в речах скромного, сдержанного иерея. Это был глубоко верующий православный христианин, русский человек с оригинальным складом православно-церковной настроенности, личность с твердыми убеждениями. Стойкий во взглядах, покойный готов был ради них жертвовать всем, чем может, не жалея собственных сил, средств, здоровья, репутации. Поиски истины и правых путей между светлым идеалом и тяжелой житейской действительностью давались ему нелегко, не без сердечных дерзаний, не без мучительной работы мышления, не без самоотречения… Вдумчивый и серьезный, о. Александр, за какое бы дело ни брался, всегда находил живой интерес в нем, стараясь придать ему высокий смысл, идейную окраску. Труд усугублялся, но не устрашал покойного: последний был покорный аккуратный работник, и в идейном труде видел он один из элементов личного счастья.

…За дела миссии взялся он с такой энергией, с таким жаром, что приходилось убеждать его беречь свои силы. Увещеваниям этим внимал он слабо, пока сам не увидел, что должна быть мера единоличному рвению, что огромный запас коллективных усилий нужен для борьбы с людским эгоизмом, что этот эгоизм порой непобедим, а особенно если прячется он под фразы о святом, справедливом, честном. На службе миссии подорвал о. Александр окончательно свои, должно быть, вообще некрепкие физические силы. Тяжело заболев, писал он нетвердой рукой: «Здоровье свое я запустил в последней возможности. Получив первый жестокий урок, буду беречься…» Но беречься нужно было и ранее: после того жизненной энергии хватило лишь на семь лет, организм был надломлен, и она постепенно иссякла.

В угасшей жизни много поучительного… Поучительно терпеливое благодушие — своего рода подвижничество при обилии огорчений, пережитых чутким сердцем покойного ревнителя правды и «справедливости». Поучительна теплая любовь его ко всем, высшим и низшим, к меньшей братии. Поучительны задушевность и отзывчивость. «Дай Бог, чтобы озверение наше прошло скорее и в душах наших водворился Кроткий Агнец, некогда родившийся в эти дни от Девы!.. Избави нас, господи, от смуты и «кровей», — писал о. Александр в конце декабря 1905 года по поводу событий того времени».

Чахотка, много лет подтачивавшая здоровье Александра Петровича, сделала свое дело. Он умер 7 января 1909 года. Похоронили о. Александра Шалабанова 9 января в церковной ограде.

Таисии Георгиевне Шалабановой 25 июля выдали удостоверение Тобольского епархиального попечительства под номером 912 и определили к храму просфорней с содержанием 60 рублей в год при пользовании обычными сборами. Когда тело мужа опускали в могилу, она была на сносях. 13 мая 1909 года родила сына и назвала его в честь деда — Петей. Чтобы он, в свою очередь, дал жизнь следующему Александру Петровичу.
Источник
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
ASIRA
Участник

Сообщений: 73
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 39
Здравствуйте все. У меня ко всем просьба. Существовало Старое Бутырское -Мамонтово. Много пишут о старожилах, а мой прадед Рыжков Потап Иванович вроде и жил там и не жил... .И отец мой там в Мамонтово в 1922 г. родился. Но о Рыжковых ни слуху ни духу. Мой прадед 1830-40г а дед Терентий Потапович 1860 г У меня есть кое какие документы на Рыжковых, но вот только на прадеда нет не чего. Может быть у кого нибудь есть что либо на Рыжковых, пожалуйста поделитесь информацией . За так не очень то надеюсь, а заплатить я заплачу. Дед был женат и от первого брака у него была дочь Анна 1890г. и сын Кирилл 1889 г. Все они были сосланы как кулаки в Томскую обл. на поселение но уже с Баевского р. и Верхне-Чумышского р. Но Прадед Потап Иванович жил в Старо Бутырском и семью завел там. А читаю выписки , там только..... те кто всегда жил в Момонтова и никто их не куда не ссылал. Вроде как только Рыжковы кулаки были... а остальные ........ Ну не может быть что Рыжковы были и не были. Что то же должно остаться. С Уважением ASIRA
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14559
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8839

Tasha56 написал:
[q]
Шалабанов Дмитрий Асинкритович
[/q]

Жена:
Серафима Андреевна

Дети:
Антонина
Анфия
Ариадна
Олег


Комментарий модератора:
Константин Юрьевич, спасибо.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 ... 51 52 53 54 55 56 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈