Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
4nxpbcqtodembwcn4nhpdysoswopbcsozzemtwfh4napbxqozdemkegozzemyegtomemhmby4gd7dysoza.png
02092021_knig-76.png
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q]
1. рейтинг +/-
2. отзыв
3. лайк (за сообщение)


i.gif Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
[/q]

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q]
i.gif Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
[/q]

Мамонтовский район Алтайского края

Бывшая территория - Томская губерния, Барнаульский уезд, Касмалинская волость.
Мамонтово, Суслово, Буканское, Кадниково, Ермачиха и др.
(▶ Дневник Tasha56)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 53 54 55 56 57 58 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12262
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39477
books.png
Томская губерния, Барнаульский уезд, Касмалинская волость
(совр. Алтайский край, Мамонтовский район)


"Без сомнения, сейчас возрос интерес к истории. Причем, этим занимаются не только профессионалы, но и те, кто изучает, например, собственную родословную. История объединяет стариков и молодежь, руководителей и подчиненных, разные социальные слои. Это не только интересное чтение, не только осознание своего прошлого, своих корней, но и строительство мостов в будущее".

Давайте будем строить такие мосты вместе для наших детей и внуков!
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (2)
kalinin_48

тюменская обл
Сообщений: 369
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 102
Tasha56
Добрый вечер.
У меня,вот такой вопрос будет к Вам:
Вот такая запись в документе;
[
Изображение на стороннем сайте: altayPNG_2225937_7763787.jpg ]


Из какого населённого пункта,мог быть этот человек?
и к какому региону относился Звенигородский уезд в 1941г?





---
Котковы Тобольская губерния Ялуторовский уезд ,Коркинская волость.,Калинины ,Вятская губерния,Глазовский уезд ,Порезская волость
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14579
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 9056
Змеиногорский уезд Томской (с 1917 г. -- Алтайской) губернии в 1941 году и в настоящее время -- Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан.
kalinin_48

тюменская обл
Сообщений: 369
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 102
Konstantin Ivanov
Спасибо,Вам.
---
Котковы Тобольская губерния Ялуторовский уезд ,Коркинская волость.,Калинины ,Вятская губерния,Глазовский уезд ,Порезская волость
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12262
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39477
С сайта "Одноклассники" -


Анатолий Иванович Косилов

D1832232.jpeg

По представителям фамилии Косилов, жителям села Суслова, вырисовывается такая картинка -
Корни идут из Тобольской губернии, Ялуторовского уезда, Петковской волости, деревни Немкова. Судя по спискам переселенцев 1886 года ( ГААК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 678, л.116 об.) семья Ефима Косилова перебралась на жительство в Томскую губернию, Барнаульский уезд, Касмалинскую волость, деревню Марзакуль (Михайловка). В каком году Косиловы переселились в село Суслово Касмалинской волости мне не известно (поиск по этой фамилии специально не вела), но точно то, что это произошло после переписи населения 1901 года.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12262
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39477
Первая школа села Суслово

Известно, что школа была построена после разбора деревянной Георгиевской церкви села Суслово

BCCE081D.jpeg

3CCE99AB.jpeg

Современная школа в селе

1876399E.jpeg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12262
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39477
Сусловы села Суслово Мамонтовского района

1E33F318.jpeg

По переписи 1901 года проходят представители этой фамилии (ГАТО. фонд 3, оп.44, д. 1017)

Суслов Аверьян Афанасьев (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Алексей Иванов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Аристарх Захар (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Архип Антонов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Василий Михайлов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Иван Захаров (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Иван Констант (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Калистрат Филиппов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Кирилл Афанасьев (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Клим Несторов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Козьма Афанасьев (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Кондратий Иванов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Михаил Абрамов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Михаил Иванов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Наум Макаров (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Никифор Лукин (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Николай Макаров (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Павел Потапов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Похом Петров (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Роман Афран (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Савва Макаров (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Терентий Михаил (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Трофим Тимофеев (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслов Федор Ильин (Барн.у.,село Жилинское - старожил)
Суслов Филипп Савинов (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Суслова Вдова Александра (Барн.у., село Сусловское - старожил)
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12262
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39477
Кротовы села Суслово

55A59AAD.jpeg

Представители этой фамилии встретились по переписи 1901 года (ГАТО. ф.3, оп.44) по населенным местам Томской губернии Барнаульского уезда -

Кротов Аким (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Александр Иванов (Барн.у., село Черемновское)
Кротов Григорий (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Григорий (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Дмитрий Алексеев (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Кротов Иван (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Иван (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Леонтий (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Мирон (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Михаил (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Михаил Иванов (Барн.у., село Черемновское)
Кротов Никандр Петров (Барн.у., село Черемновское)
Кротов Николай Иванович (Барнаул.у., Белоярск.в.,с.Бобровское)
Кротов Осип (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Павел (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Петр (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Петр Егоров (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Кротов Понтелей (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
Кротов Федор Егоров (Барн.у., село Сусловское - старожил)
Кротов Филипп Трифонов (Барн.у.,село Жилинское - старожил)
Кротов Яков (Барн.у,, село Косихинское, старожил)
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12262
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39477
Колхоз имени Чапаева (Мамонтовский район)

Уборочная. Полевой стан 1960-е
038D950A.jpeg

1CF2FBF3.jpeg

FC81B90F.jpeg

Народные гулянья после посевной. 1965 год. Село Суслово.
6810C747.jpeg

(источник фотографий - сайт "Одноклассники")

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12262
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39477
Митряйкины из Суслова

А.И.Митряйкин (фотография В.Н.Митряйкиной)
D2B0CF82.jpeg

Похоже, что фамилия со временем трансформировалась. По переписи 1901 года (по село Суслова) числится -
Митряев Платон Григорьев (Барн.у., село Сусловское - старожил)

Архив ГАТО
Фонд 3
Опись 44
Дело 1017


По указанному архивному документу проходят непричисленными к с.Суслово

Аверьян Михаил Катинков Саратовская Балашовский Турковская Турково селение 1892
Гаврило Федосеев Чемяков Курская Суджанский Мартыновская Пушкарное селение 1892
Михаил Федоров Певин Пермская Осинский Устиновская Щелкановка село 1897
Осип Петров Новиков Могилевская Чериковский Тифинская Готовец деревня 1897
Петр Самсонов Чаловский Тобольская Курганский Макушинская Зеленая деревня 1891
Семен Яковлев Ананьин Курская Суджанский Мартыновская Пушкарное селение 1897
Митрофан Осипов Купенин Курская Васильевский Озерянская Яблоховское село 1897
Федор Ильин Рогачев Пензенская Наровчанский Качаловская Калисинсовая деревня 1897
Дементьев Андреев Васильев Пермская Камышловский Клевыкинская Беловодье деревня 1899
Илья Павлов Пешин Пермская Осинский Устиновская Щелкановка село 1898
Иван Никифоров Лебедев Черниговская Суражский Водроковская Овчинково село 1898
Спиридон Андреев Павлов Тамбовская Спасский Кириловская Бадиково село
Семен Ильин Редякин Тамбовская Спасский Кириловская Бадиково село
Тимофей Федорович Сыпачев Пермская Оханский Честинская Малая Бадина деревня
Тимофей Никол Еряшкин Тамбовская Спасский Кириловская Бадиково село
Семен Андреев Нефедов Пермская Осинский Богомяковская Гольяны село
Тимофей Васильев Нефедов Пермская Осинский Богомяковская Гольяны село
Павел Трофимов Унисаев Пермская Осинский Устиновская Ганиз село
Петр Ефим Тетерин Пермская Шадринский Петропавловская Петропавловское село
Андрей Иванов Слуцкий Курская Суджанский Мартыновская Пушкарное селение 1900
Кирил Гаврилов Чащенков Вятская Слободской Вагинская Прокопьево село 1890
Ефросим Михаил Богомяк Пермская Осинский Богомяковская Богомяковское село 1890
Максим Михаил Богомяк Пермская Осинский Богомяковская Богомяковское село 1890
Капидон Михаил Богомяк Пермская Осинский Богомяковская Богомяковское село 1890
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12262
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39477
В сети встретилась исследовательская работа ученицы 10 - Б класса Мамонтовской средней общеобразовательной школы №1 Мамонтовского района Вастьяновой Ольги Александровны (руководитель: Стребков Федор Федорович, учитель истории и обществознания МОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1 Мамонтовского района»).
с. Мамонтово, 2009 год

1_html_m7b0e7870.jpg

«История Мамонтовской церкви: прошлое, настоящее, будущее».

Основная часть:
Рождение села и возможность жителей отправлять религиозные чувства.
Основание в селе Николаевской церкви (1859 – 1902).
Строительство, деятельность и гибель Никольской церкви (1902 – 1931?).
Советский период – период воинствующего атеизма.
Смена политического строя:
а) Новый взгляд на религиозную идеологию в 90 – е годы.
б) Начало становления в селе Владимирской церкви (с 1995).
в) Результаты и анализ социологического опроса по проблеме строительства в селе новой канонической церкви.


Начало истории...

Наше село, согласно архивным данным, возникло в 1780 году. Степан Шелыгин указом Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства, подписанном в 1780 году, получил разрешение поселиться на месте, избранном С. Чюркиным. В следующем 1781 году было дано разрешение на поселение «при Островном озере на место, называемое Бутырки, где жительство имеет крестьянин Шелыгин» крестьянину деревни Савиновой Белоярского ведомства Козьме Алексеевичу Кошкарову. Вместе с Кошкаровым из той же деревни Савиновой переселились «на Бутырки» семьи Андрея Ивановича Симонова и Василия Ананьевича Хромцова. Очередные ревизии (4-я – 1782, 6-я – 1811, 8-я – 1834) указывают нам на то, что наше село пусть и медленно, но численно росло. И по данным 1893 года (селу было уже 113 лет), в нем проживало уже 463 жителя. В начале 20-го века темпы роста села возрастают:

1911 г.


– село Бутырское становится центром Касмалинской волости, в нем уже проживает 2652 жителя. События мирового масштаба не прошли мимо нашего села – 1-я мировая война, революции 1917 г., гражданская война – мои земляки были участниками этих событий. Неслучайно после завершения гражданской войны село Бутырки получили название село Мамонтово в честь командира партизанской армии на Алтае Ефима Мефодьевича Мамонтова. В 1924 году образуется Мамонтовский район с центром с. Мамонтово, и это даёт основание для роста и развития. Так что по переписи 1926 года жителей насчитывалось 3140 человек. В последующие годы село продолжало расти. Переписи зафиксировали в нем 1939 году 3958 жителей, в 1959 году – 5561, в 1970 – 5989, в 1979 – 8075, в 1989 году – 8980 жителей. На 1 января 1994 года в селе Мамонтово было 9736 жителей.1

Работая с архивным материалом по истории нашего села, я всё время старалась найти сведения о наличии в нашем селе церкви и возможности жителей, не выезжая за пределы села, отправлять религиозные верования. Однако в первые десятилетия, в связи с малостью села, это было практически невозможно. Архивные данные указывают, что жители выезжали либо в село Кадниково Касмалинской волости (оно находится в 30 км от нашего села, и там была уже церковь) либо в село Павловское, ныне районный центр Павловск, но туда выезжали только по большим церковным праздникам, по причине его отдаленности – 120 км от села Бутырского. И всё же, когда у нас появилась первая церковь? Долгое время считалось, что история появления первой церкви в нашем селе есть большое белое пятно. Сотрудник районного краеведческого музея в районной газете «Свет Октября» Анна Погребникова пишет так:

«Надо сказать, пока здесь больше белых пятен. Известно только, что в селе Бутырском в начале 20 века действовала Никольская церковь, построенная под руководством Е. П. Домова.»2

Из этого следует, что даже сотрудники музея не могли точно ответить, когда в нашем селе появилась первая церковь. Я, пытаясь ответить на этот вопрос, обратилась к документам по истории церквей архивного отдела администрации Алтайского края. И что же я здесь нашла? Обращение Парфиния епископа Томского к Главному Начальнику Алтайских горных заводов Генерал-майору Озёрскому А. М. В этом обращении Парфиний епископ Томский представил два списка церквей при коих причты получают и не получают жалование. Во втором списке, где причты не получают, присутсвует Николаевская церковь села Старобутырского. А обращение датировано июнем 1860 года. А это означает, что в нашем селе церковь действовала до 1860 года! 3

Обращаясь к материалам нашего краеведа Тарачкова В.А., мы находим подтверждение этой версии: «Старобутырская Николаевская церковь Благочиния Павла Киселева впервые отчиталась за 1859 год: остатка воска 13 с половиною пуда, поступило в 1860 – ом году 2 пуда, израсходовано 1 пуд 20 с половиною фунтов. Подпись – бывший Благочинный Лебедев. При церкви имелась печать – овальная, темная, с надписью белыми буквами: «Печать Старобутырского церковного старосты» - в четыре строчки. Вверху печати – белым – полуокружность в виде части солнца, с исходящими вниз лучами».4

Увеличение количества жителей села способствовало строительству новой церкви, которая была гораздо больше предшествующей.

Изучая материалы по истории православия на Алтае, узнала, что на рубеже 19-20 столетий, характерной для сел Алтая, была деревянная церковь на каменном фундаменте. За основу проекта для большинства церквей был принят типовой проект деревянной церкви на 300 человек, созданный в 90-х годах 19 века специально для переселенческих поселков Алтайского округа. Однако, как правило, крестьяне из-за малой вместительности типового храма увеличивали его размеры.

Из архивных источников мне стало известно, что в начале 20 века в селе Бутырском действовала четырехглавая Никольская церковь. В справочной книге Томской епархии за 1914 год по территории нынешнего Мамонтовского района сказано, что «церковь деревянная, однопрестольная во имя Святителя и Чудотворца Николая, земли при ней 99 десятин, расстояние от города Томска 545 верст.

Состав прихода: село Бутырское, деревня Гуселетово, Казанцево, Буканское, заселок Николаевский, Корчинский. Прихожан обоего пола 10908 душ.» 5

К строительству Никольской церкви приступили в 1902 году под руководством Егора Павловича Домова. Священник этой церкви - отец Николай Петрович Никольский, был переведен из церкви Романово, где служил ранее. В конце 20-х годов репрессирован, умер в ссылке в 1931-1932 годах. Сохранилась фотография – невысокий, с окладистой бородой, в черной шляпе, в окружении большого хора певчих.

Из сведений краеведа села Тарачкова В.А. удалось узнать, что здание церкви было ручной застройки. Использовали брус лиственницы, фундамент из кирпича. Высота ее составляла 22 венца, это считалось самым высоким местом не только в селе, но и в Касмалинской волости. Крыша - голубая (бирюзовая), золоченые купола. Масса самого большого колокола более 48 пудов (около 768 кг). Подрядчик постройки церкви – Семен Григорьевич Кузнецов. Площадь типовая, на 300 человек, около 40 метров по кресту.

Подтверждение указанных мною фактов я нашла и в рассказе старожила села Дружиной Прасковьи Ефимовны, 1913 года рождения, проживающей по адресу: с. Мамонтово, ул. Совхозная, 47 кв. 1.

П.Е. Дружина рассказывает: « Моя мать умерла рано, за ней – отец. Мы жили в Лютаевке. С бабушкой, которая меня воспитывала я ходила в церковь. Церковь была хорошая, вокруг нее – чисто. Наверху церкви были колокола. Помню, что звонарем называли Адрияна. Он руки отморозил, звонить ему приходилось в 12 колоколов большими пальцами. Один колокол был очень большой, в него звонили, когда случался пожар. Помню, что внутри церкви, на потолке висели люстры со свечами. Самый нижний ряд насчитывал 40 свечей, а остальные – меньше. Много свечей зажигали только по большим праздникам.

Пели молитвы в специально отведенном для этого месте, оно называлось «крыльцы», находилось на уровне второго этажа на железных цепях. Народу там всегда много, люди толпились.

Помню отцов, служителей церкви: отец Семен (когда мне было 8-10 лет), отец Николай, отец Владимир. Одежду они носили всегда черную, а в службу – под золото.

В церковь ходили святить пасхи. Для этого вокруг здания устанавливали деревянные доски. На них ставили пасхи, которые приносили люди. Святил отец, у него кисть, он макал, брызгал, читал молитвы.

В церкви также венчали. Венчание стоило 25 рублей. По тем временам это были большие деньги, сравнивали: «На 100 рублей можно Москву построить». Мой муж, Филипп Потапович, при нашем венчании сбил цену до 15 рублей, сказав отцу Семену такие слова: «Ну, отец Семен, тебе легче на гору подняться, чем меня с горы спустить »… Когда случился пожар в церкви, сильно бил колокол, дым было видно даже у нас, в Лютаевке. Люди говорили: «То ли гроза? То ли подожгли?»6

Существуют разные версии того, почему сгорела Никольская церковь: гроза, поджог, а так же верующие села считали, что церковь – святое место и в этой связи боялись, что здание церкви может быть использовано представителями советской власти по другому назначению. Так в нашей истории и было: церковные помещения использовались для клубов, складских помещений, при разборке церквей материал использовался для строительства других зданий.

Притеснение верующих Советским государством началось еще в 1918 году известными постановлениями большевистской власти. Однако именно 30-е годы можно считать пиком борьбы против церкви. В 1939 году в Мамонтово был организован союз воинствующих безбожников. Выпущена газета «Безбожник». 7 При избах-читальнях начали действовать уголки атеистов, поэтому быть верующим в то время было опасно для жизни. Естественно, что в таких условиях церковь действовать в нашем селе не могла. В связи с этим верующие отмечали религиозные праздники дома. Нужно сказать, что государство действовало против церкви не совсем топорно: разрешалось проведение таких праздников, как Масленица (проводы Зимы), Пасха, Иван Купала, рождество Христово и другие. Более того, когда началась Великая отечественная война, то руководитель страны И. В. Сталин обратился к населению почти как священник: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота»!8 4) Государство делало всё, чтобы объединить людей для борьбы с фашизмом. Работая со сборником, где находились архивные документы, я обнаружила интересную информацию: «8 сентября 1943 года состоялся в Москве Поместный собор Русской православной церкви, на котором Сергий избран патриархом, возрожден прекративший в 1935 году деятельность Священный Синод. Начался период восстановления церквей в Советском Союзе».9

Но в 50-60 гг. осуществлен новый виток гонения на церковь. Вспоминает Анна Сафроновна Сорокина: «Помню, как сельсоветчики ходили по домам и отбирали книги, религиозные иконы. Люди в спешке закапывали всё это в землю, но всё равно много отобрали. В селе огромный костер полыхал, сожгли всё, что нашли у населения религиозного».10 Время атеистического воспитания продлилось до периода перестройки. В 1990 году вышел «закон о свободе вероисповеданий в 1990 году и последующих подобных актов в отношении религии и церкви картина начинает меняться коренным образом, число зарегистрированных общин приближается к реальному соотношению верующих, хотя процесс этот, особенно в православии, нередко сдерживается еще и материальными возможностями для открытия церквей».11

Рождение новой политической системы РФ, ее Конституции, которая в статье 28 даёт: « каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедования, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».12 Закрепление в ней права свободно исповедовать любую религию привело к тому, что верующих становилось все больше и больше. Поэтому в Мамонтове в 1995 году произошло рождение храма во имя Равноапостольного князя Владимира.

Храм – в духовном смысле, в возможности отправлять религиозные верования. На самом же деле, храм – бывшее здание Дома культуры совхоза имени 24 партсъезда, переданное верующим Мамонтовского района.

Предстояло выполнить большую работу по превращению данного здания в подобие церкви: установить крест, звонницу, оформить внутреннее убранство согласно церковным канонам.

Очень большую работу в этом направлении выполнил настоятель церкви иеромонах Августин, ныне служитель Псковской епархии. В 2001 году и по сей день настоятелем Владимирской церкви является иерей Виталий Скворцов. Я несколько раз была в нашей церкви и беседовала с отцом Виталием. Я убеждена, что для того, чтобы вести за собой верующих необходимо священникам для своих прихожан быть образцом нравственности и духовности. Отец Виталий принял решение посвятить свою жизнь служению Богу в 20-летнем возрасте после знакомства с владыкой Антонием, к сожалению, ныне покойным. В церкви Быстрого Истока прослужил 2 года послушником. В 1999 году окончил Барнаульское духовное училище, сейчас которое имеет статус семинарии. В начале своей деятельности постоянных прихожан нашей церкви было 35-40 человек. В настоящее время эта цифра значительно увеличилась и достигла 90 – 100 человек. В религиозные праздники число прихожан еще выше. Эти данные говорят о том, что постепенно меняется сознание людей и они всё чаще принимают решение прийти к Богу. Социальный состав прихожан разнообразный: учителя, врачи, предприниматели, учащиеся, пенсионеры и т.д. При церкви имеется воскресная православная школа. Преподаются закон Божий, Евангельское чтение, церковное пение. Действует кружок «Русская девушка».

Кажется, что исследования этого периода дают нам исчерпывающую картину. Однако, когда я изучала семейные архивы О. К. Никольского, ныне преподавателя Алтайского Государственного Технического университета (приложение№1), то обнаружила некоторые неточности источников. Так у О. К. Никольского его дед Н. П. Никольский окончил духовную семинарию в 1898 году, а у краеведа Тарачкова В. А. (приложение№2) в 1990 году.

С другой стороны, в разговоре с О. К. Никольским я услышала, что его дед принимал активное участие в строительстве и организации работы Никольской церкви. Но старожилы села утверждают, что строительство церкви завершилось в 1908 году, а Н. П. Никольский был переведен священником в с. Мамонтово в 1923 году. Меня заинтересовал материал краеведа Тарачкова, где он свою статью в газете «Свет Октября» обозначил так: «Никольской церкви было бы 150 лет». Я засомневалась в правильности трактовки исторических явлений. Он пишет об одной церкви, но на самом деле их было три:

1) Николаевская (1859 – 1902).

2) Никольская (1902 – 1932).

3) Владимирская (1995 – по сегодняшний день).



Список использованной литературы и источников:

Том первый. Документы по истории церквей и вероисповедований в Алтайском крае. // Барнаул, 1997.
Управление архивного дела администрации Алтайского края., документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998гг.)
Г. А. Куманев. 1941 -1945. // Москва, издательство политической литературы, 1983.
Иванов Г. Е. Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района. //Мамонтово - Барнаул, 2000.
Районный архивный материал.
Конституция Российской Федерации. // Москва, издательство юридической литературы, 1993.
Горбулева Л. И. Записано в историю района// «Свет Октября», 20.11.2004; Это можно увидеть в музее // «Свет октября», 19. 02.2008.
Погребникова А. Пока в истории церквей больше белых пятен. // «Свет Октября», 2003.
Тарачков В. А. Никольской церкви было бы 150 лет. // «Свет Октября», 03.01.2009; Юбилейные даты наступившего года. // «Свет Октября», 01.01.2009.
Устные беседы с настоятелем Владимирской церкви иереем Виталием Скворцовым, преподавателем Алтайского Государственного Технического университета, старожилом села – Дружиной П. Е.
Результаты социологических исследований.

Дружина П. Е., Сорокина А. С. – старожилы села.

Приложения.
1.Документ из семейного архива Олега Константиновича Никольского.


[
Изображение на стороннем сайте: Pril1jpg_7791432_8087193.jpg ]


2.Тарачков В. А. Белые пятна истории церквей района.


[
Изображение на стороннем сайте: Pril2jpg_7212127_8087229.jpg ]


3. Фотографии: крест на месте нового фундамента церкви, внешний вид Владимирской церкви.


[
Изображение на стороннем сайте: 1htmlm235b_7056324_8087241.jpg ]


4. Фотографии: священник Никольской церкви Николай Петрович Никольский в окружении хора певчих, настоятель Владимирской церкви иерей Виталий Скворцов.


[
Изображение на стороннем сайте: 1htmlm20d8_3891143_8087255.jpg ]


5. Фотографии: внутреннее убранство Владимирской церкви.


[
Изображение на стороннем сайте: 1html2c226_4992254_8087271.jpg ]


6.Фотография Никольской церкви после реставрации снимка (черно-белый вариант).


[
Изображение на стороннем сайте: Pril3jpg_2355176_8087288.jpg ]


7. Фотография Никольской церкви после реставрации снимка (цветной вариант).


[
Изображение на стороннем сайте: 1htmlm5013_9823705_8087302.jpg ]

8. Макет Никольской церкви в районном музее.


[
Изображение на стороннем сайте: 1htmlm1929_8251581_8087317.jpg ]




Источники -
1 Булыгин Ю. С. К истории старейших сел Мамонтовского района Алтайского края. // Барнаул, 1994.
2 Погребникова А. Пока в истории церквей больше белых пятен.// «Свет Октября», 2003.
3 Документы по истории церквей и вероисповедований в Алтайском крае. // Барнаул, 1997. с.130 - 132.
4 Тарачков В. А. Никольской церкви было бы 150 лет. // «Свет Октября», 3.01. 2009.
5 Данные, взятые в архивах Мамонтовского краеведческого музея.
6 Дружина П. Е. – старожил села, 1913 г.р., ул. Совхозная, 47 кв. 1.
7Тарачков В. А. Юбилейные даты наступившего года. // «Свет Октября», 1.01.2009.
8 Г. А. Куманев. 1941 – 1945. // Москва, издательство политической литературы, 1938, с.30.
9 Управление архивного дела администрации Алтайского края, документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917 – 1998гг.)
10 Сорокина Анна Сафроновна – старожил села, 1924 г. р.
11 Управление архивного дела администрации Алтайского края, документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917 – 1998гг.), с.11.
12 Конституция Российской Федерации. // Москва, издательство юридической литературы, 1993,статья 28.
13 Иванов Г. Е. Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района. //Мамонтово – Барнаул, 2000, с.14.


Оригинал работы здесь
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 53 54 55 56 57 58 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈