Они тут не чужие...
История мест, учреждений, имеющих отношение к членам семьи
| asiko | Наверх ##
15 июля 2005 11:06 Заветам Людвига Нобеля после его смерти следовали старшие сыновья Эммануил и Карл. Карл Нобель (1862 - 1893), инженер по образованию, один из первых в России обратил внимание не только на керосиновые двигатели, но и на изобретенные шведским инженером Л авалем сепараторы, производство которых было налажено на заводе "Людвиг Нобель" . Позднее, в целях широкого распространения сепараторов в молочном хозяйстве России, было учреждено Торгово-промышленное товарищество "Альфа-Нобель". После ранней смерти Карла Нобеля заводом "Людвиг Нобель" и Товариществом "Братья Нобель" стал заниматься Эммануил Людвигович. Родившийся в Петербурге в самый трудный для семьи год, он, как и отец, провел свою жизнь, в основном, в России, приняв в 1889 году русское подданство. Первоначальное образование он получил в школе святой Анны в Петербурге, далее последовали годы учебы в Политехнической школе в Берлине, а затем в Стокгольмском Технологическом институте. Широко и европейски образованный, Э. Л. Нобель быстро оценивал все то новое в технике, что появлялось в мире. Недаром современники в первую очередь отмечали его инициативность и неутомимость в реализации проектов. Не случайно, познакомившись с изобретением Дизеля, он сразу понял его перспективность. Было еще одно обстоятельство, положительно повлиявшее на ход событий. Нобель имел не только мощную техническую базу для реализации этого проекта (завод "Людвиг Нобель" ) , но и прекрасно понимал перспективность дизельных двигателей для страны, обладающей внушительными запасами нефти, переработкой и доставкой которой он занимался сам. Итак, осенью 1897 года Нобель начал переговоры с Дизелем. О его изобретении и первом опытном экземпляре нового двигателя Нобель знал от профессора Петербургского Технологического института Г. Ф. Деппа, лично знавшего Дизеля. На переговорах речь шла о предоставлении Нобелю права пользования выданной Дизелю в России привилегии (то есть патента) на изобретенный им двигатель, а также о приобретении чертежей двадцатисильного дизельного двигателя. Прекрасно понимая, что освоение в России производства новых двигателей без непосредственных указаний и участия самого изобретателя потребует много времени. Нобель решает учредить в Германии совместно с Дизелем общество по реализации его привилегии в России. Так в Нюрнберге в апреле 1898 года появилась фирма "Русская компания двигателей Дизеля". (Продолжение следует) (Сообщение отредактировал asiko 15 июля 2005 11:07) | | |
| asiko | Наверх ##
15 июля 2005 12:38 Конечно, потребовались средства, ведь основной капитал новой компании должен был составлять 1 миллион немецких марок, что по тем временам было достаточно большой суммой. Здесь на помощь пришел известный шведский финансист, директор Стокгольмского частного банка Маркус Валленберг (1864 - 1943), который вложил 100 тысяч марок. Второй компаньон - нюрнбергский купец Б. Бинг - также вложил 100 тысяч. Но основным вкладчиком был Э. Л. Нобель, внесший наличными 600 тысяч марок. Но нужно было еще 200 тысяч. Эти деньги должен был внести сам изобретатель Р. Дизель. Для этого создаваемая компания выкупила у него русскую привилегию за 800 тысяч марок, выплатив наличными лишь 600 тысяч. Новая компания с центром в Нюрнберге ставила перед собой задачу не только распространения дизельных двигателей в России. Наряду с их покупкой и продажей, предполагалась продажа лицензий на производство этих двигателей на заводах России, включая Финляндию. Таким образом, учредитель новой компании Э. Л. Нобель представлял широкие возможности для распространения этих двигателей в России. Для того чтобы действия компании в России имели законную силу, Нобель подал 6 июня 1898 года в Департамент торговли и мануфактур соответствующее прошение. В этом документе он подчеркивал, что изготовление самих двигателей в России не входит в задачи созданной им в Нюрнберге компании. "Цель ее - писал Э. Л. Нобель, - это переуступка приобретенных компанией от изобретателя прав существовавшим в России специальным заводам". К этому времени в России право изготовления двигателей Дизеля имел только завод "Людвиг Нобель". Казалось, что правительство поддержит инициативу Нобеля. Однако Русская компания двигателей Дизеля разрешения на производство операций в России не получила. Призыв Нобеля к русским заводам совместно начать освоение новых двигателей не был поддержан. Тогда Э. Л. Нобель принимает исключительно рискованное, но очень перспективное в случае успеха, решение. За изготовление двигателей Дизеля в России взялся завод "Людвиг Нобель". Эммануил Людвигович как бы повторил в этом отношении судьбу своего отца, начавшего в Баку усовершенствование нефтяного дела без всякой поддержки, на свой страх и риск. (Продолжение следует)
| | |
| asiko | Наверх ##
2 августа 2005 11:49 Двадцатисильный двигатель Дизеля, являвшийся, по сути опытным образцом, требовавшим значительных конструкторских доработок, на нобелевском заводе в Петербурге превратился в пригодную для промышленной эксплуатации машину. Но для этого почти год ушел на разработку новых чертежей и различных усовершенствований. Наконец, в 1899 году первый в России четырехтактный двадцатисильный двигатель Дизеля был пущен в ход. Таким образом, всю тяжесть внедрения новых двигателей в России вплоть до 1904 года взял на себя завод "Людвиг Нобель". Как писал в 1915 году журнал "Теплоход". "Первоначальная монополия нобелевского завода в этом деле явилась следствием лишь косности других заводчиков, а никак не результатом коммерческого расчета Нобеля, предоставлявшего свои права всем заводам, которые хотели и могли заниматься поставкой дизельных двигателей". Такая объективная оценка реальной ситуации в русском дизелестроении была совершенно забыта в советское время. В 40 - 50-х годах, когда проводилась борьба за так называемые русские приоритеты в технике (эпоха борьбы с космополитизмом), имя Нобеля, как правило, не упоминалось в публикациях по истории отечественного дизелестроения. Более того, имели место и фальсификации с целью принизить роль Э. Л. Нобеля в развитии российского машиностроения. Но вернемся к началу века. С легкой руки Э. Л. Нобеля дизельные двигатели стали широко использоваться в России. Интересно, что двигатели, изготовленные на нобелевском заводе, стали называть "русскими дизелями". За их изготовление взялись Коломенский машиностроительный завод, завод Фельзер в Риге, судостроительный и машиностроительный завод в Николаеве. А завод "Людвиг Нобель" в Петербурге стал головным предприятием в этой отрасли. Здесь были созданы различные по своим параметрам и значению типы двигателей. Этот завод стал в России пионером по использованию дизельных двигателей в качестве судовых машин. Так, изготовление первого в мире теплохода "Вандал", построенного в 1903 году для Товарищества нефтяного производства "Братья Нобель" с двигателем завода "Людвиг Нобель", дало мощный толчок к развитию новой отрасли в судостроении. Дар предвидения, колоссальная энергия и организаторские способности Э. Л. Нобеля привели к тому, что идеи, заложенные им при создании Русской компании двигателей Дизеля в Нюрнберге, были реализованы на более высоком уровне. Можно только гадать, в каком направлении и как пошло бы развитие дизелестроения и теплоходостроения в России, если бы Э. Л. Нобель продолжал работать в этой стране. Но революция 1917 года перечеркнула все его замыслы, заставила навсегда покинуть Россию и вернуться в Швецию. Для Рудольфа Дизеля Россия стала страной, где благодаря Э. Л. Нобелю, его изобретение не только нашло применение, но и дало импульс для появления новой отрасли - теплоходостроения.
| | |
| asiko | Наверх ##
2 августа 2005 11:50 Нельзя не упомянуть о третьем учредителе нюрнбергской компании - Маркусе Валленберге, поддержавшем новое дело не только деньгами, но и своим именем известного тогда банкира. Так сложилось, что в судьбе его семьи Россия также сыграла свою роль. Но на этот раз это была уже не прежняя Россия, а Советский Союз, и главным действующим лицом стал его племянник Рауль Валленберг (1912 - 1947?). Кратко напомним известные факты. В 27 лет Рауль стал заниматься оказанием помощи голодающим в разных странах мира. В 1944 году молодой шведский дипломат прибыл в Будапешт в ранге секретаря шведской миссии. Здесь он создал целую систему оказания помощи как голодающему населению Венгрии, так и лицам, депортируемым в Германию на принудительные работы или уничтожение. С его помощью в Венгрии было спасено не менее 25 тысяч евреев. Но себя он спасти не смог. В январе 1945 года органами безопасности Советского Союза он был арестован по обвинению в так называемом шпионаже. Семья Валленбергов пыталась хоть что-то узнать о Рауле. 28 марта 1945 года его двоюродный брат - Маркус Валленберг (сын учредителя нюрнбергской компании), крупный банкир, обратился к советскому послу в Швеции Александре Коллонтай с письмом, в котором просил помочь найти своего родственника. В январе 1947 года он получил ответ в духе того времени: никаких следов Валленберга в Советском Союзе обнаружить не удалось. Тайна ареста и смерти Р. Валленберга в застенках КГБ по- прежнему остается одной из самых загадочных страниц в истории секретных служб XX века. Опубликовано в Научно-популярном и литературном альманахе «Гамбургская мозаика», Hamburg , 1998, № 2, с. 22-24
| | |
| asiko | Наверх ##
2 августа 2005 11:53 …По-прежнему стоят на Выборгской набережной корпуса завода "Русский дизель", который на протяжении многих лет выпускает дизели самого раз личного назначения. Напоминают о Нобелях и их семейные могилы на Смоленском кладбище, и замечательные особняки, построенные на их средства. А через 70 лет после отъезда Нобелей из России в Петербурге появилось ещё одно напоминание о семействе Нобелей. В октябре 1991 года на Петроградской набережной, 24, напротив завода «Русский дизель» в скверике появился мемориальный знак. Открыли его президент нобелевского фонда господин Гилленстен и исполнительный директор фонда Сульмак, специально прибывшие из Швеции. Памятник необычен. Светло-золотистое дерево, а выше - летящий сквозь бесформенные темные массы голубь. Авторы памятника хотели передать ощущение одиночества и борьбы. По замыслу авторов он посвящен Альфреду Нобелю, но петербуржцы смело могут отнести его ко всей семье Нобелей, ведь установлен он там, где в середине прошлого века стоял завод Эммануила-старшего. | | |
| asiko | Наверх ##
2 августа 2005 12:02
Памятник Нобелю в Санкт-Петербурге Фото из Интернета | | |
| asiko | Наверх ##
3 августа 2005 16:27 Ну вот, а теперь немного о Всеволожске, о котором столько упоминалось на страницах дневника. (Сообщение отредактировал asiko 3 авг. 2005 16:28) | | |
| asiko | Наверх ##
3 августа 2005 16:35 История станции Всеволожская Марина РАТНИКОВА. Материал из вестника Всеволожского краеведческого музея №4 1995 г. Ириновская узкоколейная железная дорога, - первая в России, которая строилась на средства барона Павла Леопольдовича Корфа, соединила Санкт-Петербург с Ириновкой, где была расположена усадьба барона П. Л. Корфа. Введена она была в действие в 1892 году, предназначалась для перевозки торфяных брикетов для отопления Санкт-Петербурга и его окрестностей. Завод, который принадлежал барону П. Л. Корфу, находился на станции Торфяная (ныне станция Рахья), выпускал указанные брикеты.
Станция Христиновка Начиналась Ириновская железная дорога от станции Охта в Санкт-Петербурге (примерно на этом месте сейчас расположен магазин "Юбилей", шла по Пороховской улице, через станцию Жерновка, Ржевка и далее ее путь проходил по современному шоссе - Дороге Жизни, мимо Приютино и поворачивал в Христиновку (ныне ул. Приютинская). Миновав станцию Христиновка, поезд следовал на станцию Рябове и далее в Ириновку. Станций и остановочных пунктов было 34. Станции Всеволожская в 1892 году еще не было. В 1895 году появляется станция Всеволожская, здание двухэтажное, деревянное и рядом со станцией одноэтажный деревянный дом для рабочих и хранения железнодорожного имущества.
Станция Всеволожская | | |
| asiko | Наверх ##
3 августа 2005 16:40 Находилась станция на углу Всеволожского проспекта и полотна узкоколейной Ириновской железной дороги (ныне на этом месте сквер к кинотеатру "Юбилейный), через год здание станции сгорело. В 1896 году вновь строят двухэтажное здание вокзала, деревянное, но уже на противоположной стороне полотна железной дороги (современный адрес Октябрьский проспект, дом 80), а вот одноэтажный дом около кинотеатра "Юбилейный" простоял еще довольно долго. Описав предисторию теперь перейдем к станции Всеволожская и поселку Всеволожский, который вскоре стал строиться. Здание бывш. ст. Всеволожская Про красивые места быстро узнали в Санкт-Петербурге и прежде всех купечество. В 40 минутах езды от столицы, поезда ходили через 20 минут, это очень привлекло товарищество купцов, которые в Петербурге жили на Мясной улице все вместе и вместе решили купить участки земли у помещиков Всеволожских. Чтобы построить дома-магазины, где в летнее время можно торговать и жить на воздухе, а осенью, когда основная дачная публика покидала наши места - уезжали в Петербург, купцы закрывали свои магазины и торговали осенью, зимой и ранней весной в Петербурге. Именно купечество и сформировало Софиевскую улицу (ныне Всеволожский проспект), которая начиналась от станции Всеволожская и шла в сторону реки Лубьи. Дома плотно стояли друг к другу.
Дом купца Свешникова Это были дома-магазины купцов: Свешникова (имел трактир с билиардом, на втором этаже маленькая гостиница) и рядом свой жилой дом. Дом с трактиром был соединен стеклянной галереей. Ныне, где был трактир - дом книги. В жилом доме купца позднее располагалась юридическая консультация, в настоящее время магазин "Интерсоюз". Рядом и поныне стоит дом купца Фролова, потом дом купца Морозова (теперь на этом месте два павильона, молочный и кулинария). Через улицу Всеволожская на углу Софиевской ул в 1912 году был открыт первый кинотеатр "Ампир", хозяином был мещанин Токарев Кирилл Васильевич, ныне в этом здании комиссионный магазин, через дом от кинотеатра находилась аптека.
| | |
| asiko | Наверх ##
4 августа 2005 13:01 Всеволожская аптека Строила это здание Елена Васильевна Всеволожская, затем сдала в аренду Климентьеву, который занимался ломовым извозом, а Климентьев в свою очередь сдал в аренду под аптеку. Эта была вторая аптека (о первой рассказ впереди), так как в летний период число жителей увеличивалось от 3-х до 5-ти тысяч человек и одной аптеки явно не хватало. По просьбе жителей и дачников была открыта вторая аптека. Эти комнаты сохранились без изменения и поныне. Современный адрес аптеки Всеволожский проспект, дом 45. Далее все в таком же порядке шли купеческие дома до самой винной казенки (современная привокзальная площадь). Это мы прошли, если идти к современной железной дороге по левой стороне. Теперь пройдем по правой, опять путь начнем от Ириновской узкоколейной ж. д., первый дом двухэтажный с башенкой сверху принадлежал Всеволожским, которые сдавали его в аренду, здесь была булочная, колбасная и малый гостиный двор (здание перестроено, ныне в нем расположена редакция газеты "Невская заря" ). Дом купца Штеймейера (слева) За ним шел дом купца Штеймейера (в этом доме сейчас магазин), второй дом Штеймейера чуть в глубине (ранее размещался телеграф), за домом Штеймейера двухэтажный дом купца Александра Ивановича Желдыбина (сгорел, до пожара размещалась аптека, на втором этаже жили работники аптеки и сам управляющий Яков Ильич Дохман со своей семьей). Далее шла мужская чайная, женщинам вход в нее считался неприличным (ныне кофейная), далее дом принадлежал лицу немецкой национальности (в 1934 году этот дом купили Ховеевы), рядом дом купца Павла Орлова, дом двухэтажный. Внизу был магазин, где Орлов торговал колониальными товарами (чай, кофе и т. д.). На втором этаже жил сам купец. В этом доме было домоуправление № 1, студия звукозаписи, позже сгорел. У купца было трое детей. Ольга Павловна - конструктор 1910 года рождения, была у нас дома в гостях, посетила музей, передала несколько фотографий в дар музею и две старинные открытки. (Сообщение отредактировал asiko 4 авг. 2005 13:03) | | |
|