Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Они тут не чужие...

История мест, учреждений, имеющих отношение к членам семьи

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: asiko
asiko
К этому времени в России произошли большие политические перемены - поражение в Крымской войне, вступление на престол Александра II , а значит, и смена правительственного курса в военно-экономической политике. Завод, рассчитан ный, в основном, на выпуск военной продукции, остался без заказов. Так перепитии российской действительности сделали невозможным дальней шее существование нобелевского завода. Э. Нобель вместе со своей семьей покинул Петербург и вернулся в Швецию.
В России остался Людвиг Нобель, который смог вернуть имя Нобелей на экономическую сцену России. Он сделал главный вывод из неудачи отца - нормально функционирующим предприятием в России может быть лишь такое, которое умело сочетает военные заказы с частными, обеспечивая себе тем самым необходимую экономическую независимость от государства.
В 1862 году он основывает собственный завод в Петербурге на Выборгской стороне под названием "Людвиг Нобель" (ныне "Русский Дизель" ) . Именно этому заводу, ставшему одним из ведущих машиностроительных предприятий в России, суждено было реализовать идеи Дизеля.
С 1875 года Л. Нобель стал заниматься совершенно новым для него делом - нефтяной промышленностью. В этой области он проявил в полной мере свой организаторский и инженерный талант, дав, в конечном счете, значительный импульс развитию нефтяной промышленности как Бакинского региона, так и России в целом. Уже в 1877 году Л. Нобель делает доклад в Русском Техническом обществе под названием "Взгляд на Бакинскую нефтяную промышленность и ее будущность". В этом докладе он представляет не только анализ состояния дел в Баку, но дает четкую программу развития нефтяной промышленности, которая казалась тогда многим фантастической и совершенно нереальной. Что же было предложено: прокладка нефтепровода, устройство железных резервуаров для хранения нефти, использование нефти для отопления пароходных котлов, улучшение качества нефтепродуктов, наливная перевозка готовой продукции как в цистернах по железным дорогам, так и по воде на судах (танкерах). Все это было названо открыто, с готовностью сотрудничать со всеми, кто готов откликнуться на эти грандиозные предложения.
Однако сотрудничества не получилось. Более того, предложение Нобеля по совместному устройству первого в России нефтепровода вызвало у бакинских нефтепромышленников нескрываемую враждебность. В местных газетах появились заметки, порочащие идею совместного нефтепровода. Чего только не писали! Нобеля обвиняли в желании обмануть предполагаемых компаньонов и присвоить нефть лучшего качества. Сомневались в надежности нефтепровода, грозили большими потерями нефти, утверждая, что "нет металла, сквозь который бы не могла пройти (т.е. просочиться) нефть". Такие публикации отражали мнение большей частью косных и в большинстве своем невежественных бакинских нефтепромышленников ( некоторые из них не умели даже писать). Они были согласны платить громадные деньги за пере возку нефти дедовским способом от мест добычи к местам ее переработки в бурдюках и на арбах. Пусть будут громадные потери и убытки, лишь бы в мое дело никто не лез - таков был основной принцип бакинских нефтепромышленников того времени. Было выдвинуто и альтернативное предложение - устройство железной дороги для перевозки нефти.


(Продолжение следует)

(Сообщение отредактировал asiko 14 июля 2005 17:34)

asiko
И тогда братья Людвиг и Роберт (Роберт вернулся в Россию в 1870 году и был пионером этой семьи в русском нефтяном деле) берутся сами, без всякой помощи, в том числе и от русского правительства, устроить за свой счет нефтепровод. Несмотря на противодействие, доходившее до уголовщины (убивают охранников строительства), нефтепровод все-таки был построен. И конечно, как только нобелевский нефтепровод стал давать первую прибыль, остальные нефтепромышленники, ранее боявшиеся даже подумать о таком рискованном деле, бросились наперегонки друг с другом устраивать нефтепроводы каждый для себя. Так с подачи Людвига Нобеля в России впервые стали применяться нефтепроводы для доставки нефти и ее продуктов.
31 августа 1878 года Л. Нобель обратился в Министерство финансов с ходатайством об учреждении акционерного общества "Товарищество нефтяного производства Братья Нобель". К этому времени многое из того, что намечалось Нобелем, было уже реализовано: первый в России нефтепровод, первый в мире танкер для перевозки нефти наливом "Зороастр" (построен по чертежам Л. Нобеля в Швеции), железные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Новое акционерное общество, учредителями которого были Людвиг , Роберт и Альфред Нобели, а также полковник П.А. Бильдерлинг (устав утвержден 18 мая 1879 года), дало мощный импульс развитию российской н нефтяной промышленности, что, в конечном счете, привело не только к почти полному вытеснению американского керосина с русского рынка, но и к выходу российской нефти на европейский рынок, в том числе и в Германию.
Постоянная конкурентная борьба, да еще невежество и рутина в русском нефтяном деле не могли не отразиться на здоровье Л. Нобеля. 31 марта 1888 года он умер в Каннах после тяжелой болезни и был похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. В сообщении о его смерти, о публикованном "Бакинским торгово-промышленным листком", есть слова, не требующие ни каких комментариев: "Бакинцы, постоянно воевавшие с покойным при его жизни, наверное, теперь найдут в себе достаточно душевной теплоты и справедливости, чтобы отдать должное уважение предприимчивости и энергии Людвига Эммануиловича, немало способствовавших развитию нефтяной промышленности, представлявших частые примеры подражания и зависти».

asiko
Заветам Людвига Нобеля после его смерти следовали старшие сыновья Эммануил и Карл. Карл Нобель (1862 - 1893), инженер по образованию, один из первых в России обратил внимание не только на керосиновые двигатели, но и на изобретенные шведским инженером Л авалем сепараторы, производство которых было налажено на заводе "Людвиг Нобель" . Позднее, в целях широкого распространения сепараторов в молочном хозяйстве России, было учреждено Торгово-промышленное товарищество "Альфа-Нобель".
После ранней смерти Карла Нобеля заводом "Людвиг Нобель" и Товариществом "Братья Нобель" стал заниматься Эммануил Людвигович. Родившийся в Петербурге в самый трудный для семьи год, он, как и отец, провел свою жизнь, в основном, в России, приняв в 1889 году русское подданство. Первоначальное образование он получил в школе святой Анны в Петербурге, далее последовали годы учебы в Политехнической школе в Берлине, а затем в Стокгольмском Технологическом институте. Широко и европейски образованный, Э. Л. Нобель быстро оценивал все то новое в технике, что появлялось в мире. Недаром современники в первую очередь отмечали его инициативность и неутомимость в реализации проектов.
Не случайно, познакомившись с изобретением Дизеля, он сразу понял его перспективность. Было еще одно обстоятельство, положительно повлиявшее на ход событий. Нобель имел не только мощную техническую базу для реализации этого проекта (завод "Людвиг Нобель" ) , но и прекрасно понимал перспективность дизельных двигателей для страны, обладающей внушительными запасами нефти, переработкой и доставкой которой он занимался сам.
Итак, осенью 1897 года Нобель начал переговоры с Дизелем. О его изобретении и первом опытном экземпляре нового двигателя Нобель знал от профессора Петербургского Технологического института Г. Ф. Деппа, лично знавшего Дизеля. На переговорах речь шла о предоставлении Нобелю права пользования выданной Дизелю в России привилегии (то есть патента) на изобретенный им двигатель, а также о приобретении чертежей двадцатисильного дизельного двигателя. Прекрасно понимая, что освоение в России производства новых двигателей без непосредственных указаний и участия самого изобретателя потребует много времени. Нобель решает учредить в Германии совместно с Дизелем общество по реализации его привилегии в России. Так в Нюрнберге в апреле 1898 года появилась фирма "Русская компания двигателей Дизеля".

(Продолжение следует)

(Сообщение отредактировал asiko 15 июля 2005 11:07)

asiko
Конечно, потребовались средства, ведь основной капитал новой компании должен был составлять 1 миллион немецких марок, что по тем временам было достаточно большой суммой. Здесь на помощь пришел известный шведский финансист, директор Стокгольмского частного банка Маркус Валленберг (1864 - 1943), который вложил 100 тысяч марок. Второй компаньон - нюрнбергский купец Б. Бинг - также вложил 100 тысяч. Но основным вкладчиком был Э. Л. Нобель, внесший наличными 600 тысяч марок. Но нужно было еще 200 тысяч. Эти деньги должен был внести сам изобретатель Р. Дизель. Для этого создаваемая компания выкупила у него русскую привилегию за 800 тысяч марок, выплатив наличными лишь 600 тысяч.
Новая компания с центром в Нюрнберге ставила перед собой задачу не только распространения дизельных двигателей в России. Наряду с их покупкой и продажей, предполагалась продажа лицензий на производство этих двигателей на заводах России, включая Финляндию.
Таким образом, учредитель новой компании Э. Л. Нобель представлял широкие возможности для распространения этих двигателей в России.
Для того чтобы действия компании в России имели законную силу, Нобель подал 6 июня 1898 года в Департамент торговли и мануфактур соответствующее прошение. В этом документе он подчеркивал, что изготовление самих двигателей в России не входит в задачи созданной им в Нюрнберге компании. "Цель ее - писал Э. Л. Нобель, - это переуступка приобретенных компанией от изобретателя прав существовавшим в России специальным заводам". К этому времени в России право изготовления двигателей Дизеля имел только завод "Людвиг Нобель". Казалось, что правительство поддержит инициативу Нобеля. Однако Русская компания двигателей Дизеля разрешения на производство операций в России не получила. Призыв Нобеля к русским заводам совместно начать освоение новых двигателей не был поддержан.
Тогда Э. Л. Нобель принимает исключительно рискованное, но очень перспективное в случае успеха, решение. За изготовление двигателей Дизеля в России взялся завод "Людвиг Нобель". Эммануил Людвигович как бы повторил в этом отношении судьбу своего отца, начавшего в Баку усовершенствование нефтяного дела без всякой поддержки, на свой страх и риск.


(Продолжение следует)

asiko
Двадцатисильный двигатель Дизеля, являвшийся, по сути опытным образцом, требовавшим значительных конструкторских доработок, на нобелевском заводе в Петербурге превратился в пригодную для промышленной эксплуатации машину. Но для этого почти год ушел на разработку новых чертежей и различных усовершенствований. Наконец, в 1899 году первый в России четырехтактный двадцатисильный двигатель Дизеля был пущен в ход.
Таким образом, всю тяжесть внедрения новых двигателей в России вплоть до 1904 года взял на себя завод "Людвиг Нобель". Как писал в 1915 году журнал "Теплоход". "Первоначальная монополия нобелевского завода в этом деле явилась следствием лишь косности других заводчиков, а никак не результатом коммерческого расчета Нобеля, предоставлявшего свои права всем заводам, которые хотели и могли заниматься поставкой дизельных двигателей".
Такая объективная оценка реальной ситуации в русском дизелестроении была совершенно забыта в советское время. В 40 - 50-х годах, когда проводилась борьба за так называемые русские приоритеты в технике (эпоха борьбы с космополитизмом), имя Нобеля, как правило, не упоминалось в публикациях по истории отечественного дизелестроения. Более того, имели место и фальсификации с целью принизить роль Э. Л. Нобеля в развитии российского машиностроения.

Но вернемся к началу века. С легкой руки Э. Л. Нобеля дизельные двигатели стали широко использоваться в России. Интересно, что двигатели, изготовленные на нобелевском заводе, стали называть "русскими дизелями". За их изготовление взялись Коломенский машиностроительный завод, завод Фельзер в Риге, судостроительный и машиностроительный завод в Николаеве. А завод "Людвиг Нобель" в Петербурге стал головным предприятием в этой отрасли. Здесь были созданы различные по своим параметрам и значению типы двигателей. Этот завод стал в России пионером по использованию дизельных двигателей в качестве судовых машин. Так, изготовление первого в мире теплохода "Вандал", построенного в 1903 году для Товарищества нефтяного производства "Братья Нобель" с двигателем завода "Людвиг Нобель", дало мощный толчок к развитию новой отрасли в судостроении.
Дар предвидения, колоссальная энергия и организаторские способности Э. Л. Нобеля привели к тому, что идеи, заложенные им при создании Русской компании двигателей Дизеля в Нюрнберге, были реализованы на более высоком уровне. Можно только гадать, в каком направлении и как пошло бы развитие дизелестроения и теплоходостроения в России, если бы Э. Л. Нобель продолжал работать в этой стране. Но революция 1917 года перечеркнула все его замыслы, заставила навсегда покинуть Россию и вернуться в Швецию.
Для Рудольфа Дизеля Россия стала страной, где благодаря Э. Л. Нобелю, его изобретение не только нашло применение, но и дало импульс для появления новой отрасли - теплоходостроения.

asiko
Нельзя не упомянуть о третьем учредителе нюрнбергской компании - Маркусе Валленберге, поддержавшем новое дело не только деньгами, но и своим именем известного тогда банкира. Так сложилось, что в судьбе его семьи Россия также сыграла свою роль. Но на этот раз это была уже не прежняя Россия, а Советский Союз, и главным действующим лицом стал его племянник Рауль Валленберг (1912 - 1947?). Кратко напомним известные факты. В 27 лет Рауль стал заниматься оказанием помощи голодающим в разных странах мира. В 1944 году молодой шведский дипломат прибыл в Будапешт в ранге секретаря шведской миссии. Здесь он создал целую систему оказания помощи как голодающему населению Венгрии, так и лицам, депортируемым в Германию на принудительные работы или уничтожение. С его помощью в Венгрии было спасено не менее 25 тысяч евреев. Но себя он спасти не смог. В январе 1945 года органами безопасности Советского Союза он был арестован по обвинению в так называемом шпионаже. Семья Валленбергов пыталась хоть что-то узнать о Рауле. 28 марта 1945 года его двоюродный брат - Маркус Валленберг (сын учредителя нюрнбергской компании), крупный банкир, обратился к советскому послу в Швеции Александре Коллонтай с письмом, в котором просил помочь найти своего родственника. В январе 1947 года он получил ответ в духе того времени: никаких следов Валленберга в Советском Союзе обнаружить не удалось. Тайна ареста и смерти Р. Валленберга в застенках КГБ по- прежнему остается одной из самых загадочных страниц в истории секретных служб XX века.

Опубликовано в Научно-популярном и литературном альманахе «Гамбургская мозаика», Hamburg , 1998, № 2, с. 22-24

asiko
…По-прежнему стоят на Выборгской набережной корпуса  завода "Русский дизель", который на протяжении многих лет выпускает дизели самого раз личного назначения. Напоминают о Нобелях и их семейные могилы на Смоленском кладбище, и замечательные особняки, построенные на их средства. А через 70 лет после отъезда Нобелей из России в Петербурге появилось ещё одно напоминание о семействе Нобелей. В октябре 1991 года на Петроградской набережной, 24, напротив завода «Русский дизель» в скверике появился мемориальный знак. Открыли его президент нобелевского фонда господин Гилленстен и исполнительный директор фонда Сульмак, специально прибывшие из Швеции. Памятник необычен. Светло-золотистое дерево, а выше - летящий сквозь бесформенные темные массы голубь. Авторы памятника хотели передать ощущение одиночества и борьбы. По замыслу авторов он посвящен Альфреду Нобелю, но петербуржцы смело могут отнести его ко всей семье Нобелей, ведь установлен он там, где в середине прошлого века стоял завод Эммануила-старшего.
asiko
disel3-s.jpg


disel2s.jpg

Памятник Нобелю в Санкт-Петербурге
Фото из Интернета

asiko
Ну вот, а теперь немного о Всеволожске, о котором столько упоминалось на страницах дневника.

(Сообщение отредактировал asiko 3 авг. 2005 16:28)

asiko
История станции Всеволожская

Марина РАТНИКОВА. Материал из вестника
Всеволожского краеведческого музея №4 1995
г.

Ириновская узкоколейная железная дорога, - первая в России, которая строилась на средства барона Павла Леопольдовича Корфа, соединила Санкт-Петербург с Ириновкой, где была расположена усадьба барона П. Л. Корфа. Введена она была в действие в 1892 году, предназначалась для перевозки торфяных брикетов для отопления Санкт-Петербурга и его окрестностей. Завод, который принадлежал барону П. Л. Корфу, находился на станции Торфяная (ныне станция Рахья), выпускал указанные брикеты.
vsev02.jpg
Станция Христиновка

Начиналась Ириновская железная дорога от станции Охта в Санкт-Петербурге (примерно на этом месте сейчас расположен магазин "Юбилей", шла по Пороховской улице, через станцию Жерновка, Ржевка и далее ее путь проходил по современному шоссе - Дороге Жизни, мимо Приютино и поворачивал в Христиновку (ныне ул. Приютинская).
Миновав станцию Христиновка, поезд следовал на станцию Рябове и далее в Ириновку. Станций и остановочных пунктов было 34. Станции Всеволожская в 1892 году еще не было.
В 1895 году появляется станция Всеволожская, здание двухэтажное, деревянное и рядом со станцией одноэтажный деревянный дом для рабочих и хранения железнодорожного имущества.
vsev09.jpg
Станция Всеволожская

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: asiko
Вверх ⇈