СтарообрядчествоПо материалам сайта "Самарское староверие". ПоволжьеЗдесь жили белокриницкие, беглопоповцы, спасовцы, поморцы, часовенные...Будкина И. Старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, в Самарской губернииhttp://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-861Под влиянием Иргизских монастырей именно поповское согласие стало на территории Самарского Поволжья наиболее распространенным. ... После восстановленя трехчинной иерархии значительная часть проживающих в Самарском крае поповцев приняла священство белокриницкой иерархии.
Так, уже в 50-х г.г. XIX века старообрядцы-поповцы признают белокриницкое священство в городах Николаевске, Самаре, Новоузенске, Бугуруслане, селах Балаково, Новые Костычи (Обшаровка),
Луговая Александровка, Верхне-Печерское, Верхне-Сызранские Хутора, Кашпирский Хутор, Камелик, Елховка (Покровка), Криволучье, Мосты, Новая Майна, Журавлиха, Новая Тепловка, Яблонный Гай, пригороде Ерыклинск, деревнях Ахмат, Васильевка, Ивантеевка, Федоровка и других.
Зачастую к белокриницкому согласию присоединялись беспоповцы и члены господствующей церкви. Так, крупное село Новые Костычи (Обшаровка) Самарского уезда Самарской губернии, было основано переселенцами-федосеевцами после выхода "Манифеста" 1762 г. Местное федосеевское общество поддерживало связи с московским Преображенским кладбищем, направляло туда молодежь для обучения древлеотеческому богослужебному уставу и искусству иконописи. В 30-х г.г. XIX в. в селе появилась небольшая община поповцев. Но уже в начале 50-х г.г.XIX в. не только все поповцы, но и значительная часть федосеевцев признала священство белокриницкой иерархии. Руководителем местных белокриницких старообрядцев стал
Абрам Прохорович Золин. Даже епархиальные миссионеры вынуждены были признать, что он человек "замечательный по дару слова, богатству памяти и материальным средствам". Они докладывали епархиальному начальству, что в первой половине 60-х годов XIX в. А.П.Золин "многих увлек в австрийство"...
Вторая половина XIX- начало XX в.в. - время служения замечательных старообрядческих иереев - настоящих подвижников. Это
о.Архип (Архип Иванович Аникин), прослуживший с 1876 года более двадцати лет в
с. Луговая Александровка,
о. Петр (Белов), иерей из с. Хворостянка,
о.о. Антоний и Ермил (Вахтины), окормлявшие
с.Верхне-Печерские Хутора и с. Новые Костычи (Обшаровка),
о.Иоанн (Яковлев) из с. Яблонный Гай,
о. Георгий (Егор Иванович Седов) из с. Новая Тепловка,
о. Василий (Землянский), с. Кашпирский Хутор,
о. Василий (Плотников), пригород Ерыклинск,
о. Василий (Суханов), с. Хрящевка.
Литература: Василий Архангельский, священник. Очерк раскола в с. Новых Костычах, Самарского уезда // Самарские епархиальные ведомости, 1870, №3, ч.неофиц., с. 49-59.Будкина И. Старообрядцы, приемлющие священство, переходящее из Греко-Российской Церкви (беглопоповцы) в Самарской губернииhttp://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-862Поповское согласие изначально было самым крупным из старообрядческих согласий на территории Самарского Поволжья. ...
Известны имена замечательных начетчиков – беглопоповцев. Это крестьяне с.Елховки Остафий Бобнов, Серапион Иванов, Иван Степанов, крестьянин с.Мосты Мартемиан Никитин, самарский мещанин Жачкин, крестьянин
д. Печерские Хутора Стефан Усоков, крестянин д. Балахоновка Епифан Евтихиев, крестьянин с.Большой Красный Яр Евстафий Иванов, крестьянин с.Журавлихи Козьма Игонин, государственный крестьянин д. Иога (Ега) Даниил Матвеев, и, фигурировавшая в отчетах миссионеров «г.Бугуруслана купеческая старая девица, закоренелая раскольница, Вера Семеновна Горбунова», казенный крестьянин д.Мордовское Алешкино Матвей Стефанов.
Значительную роль в истории беглопоповского согласия в Самарской губернии сыграли купцы-старообрядцы Гудковы и Полуэхтовы. Глава купеческого рода Гудковых, Павел Федорович Гудков, был видным деятелем российского и самарского старообрядчества, председателем Совета общины старообрядцев-беглопоповцев, попечителем общины, участником Всероссийских старообрядческих съездов, членом Совета Всероссийского Братства Св.Николы. На Всероссийском съезде старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви, в г.Вольске в мае 1912 года, «в воздаяние за особые труды и полезную деятельность на пользу церкви» П.Ф.Гудков был избран пожизненным почетным членом Совета Всероссийского старообрядческого Братства Св.Николы. На собственные средства он построил во дворе своего дома на ул.Казанской в Самаре моленную.
Первое упоминание о том, что община имела свою моленную относится к 1890 году. В 1887 году на постоянное жительство в Самару прибыл священник Иван Гаврилович Люцернов. После его смерти, 8 июля 1888 года, и до 1900 года самарская община была официально приписана к г.Хвалынску Саратовской губернии и окормлялась хвалынскими священниками. Около 1900 года самарская община, наконец, получила постоянного священника, а после Указа об укреплении начал веротерпимости 1905 года, когда старообрядцам было дано право открыто исповедывать свои убеждения, община была официально зарегистрирована.
В 1908 году «Самарские епархиальные ведомости» писали: «Самарское беглопоповство представляет из себя, сравнительно с австрийством, маленькую бедную общину, домов около 30, разбросанных по всему городу, и даже за чертой. Как и везде по беглопоповству, правление общиной находится в руках особо избранного попечительства во главе с Гудковым, Полуэхтовым и некоторыми другими самарскими купцами «древлего благочестия». (СЕВ, 1908, № 12 от 15 июня, с.488).
Будкина И.Г. История старообрядчества в Самарской губернии. Часть 1. Старообрядчество на территории губернии до 1861 г.:http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-854Самарский уезд. Старообрядцы проживали в Самаре, в селах Новые Костычи,
Луговая Александровка с деревней Нижнее-Печерские Хутора, Воскресенское, Васильевка, Екатриновка, Ивановка Нижняя, Покровка, Новый Сарбай, Раковское. Здесь жили белокриницкие, беглопоповцы, спасовцы, поморцы, часовенные.
География старообрядчества в Самарской губернииhttp://samstar-biblio.ucoz.ru/load/19-1-0-29Александровка Луговая – деревня в Самарском уезде Самарской губернии. По данным «Самарских епархиальных ведомостей» «раскол» появился здесь одновременно с возникновением села.
Вероятнее всего, село, как и соседняя деревня Печерские Хутора, было основано старообрядцами.
Увещания местного священника оказались тщетны. Более того, о своем желании перейти в староверие заявили даже те, что не был старовером по рождению. Таких случаев в период только с 1864 по 1866 г. в
Луговой Александровке было около 30. В этот же период в усадьбе крестьянки
Резеповой старообрядцы открыли молельню.
В середине XIX в. руководителем старообрядцев-поповцев был
Петр Мордашев, в «Самарских епархиальных ведомостях» его называли «заправилою поповщины». ... По данным епархиального миссионера Д. Александрова
в Луговой Александровке и приходской деревне Печерские Хутора в 90-х г.г. XIX в. общее число старообрядцев было – 2683 души, из них 1770 беглопоповцев, 670 белокриницких, 243 – спасовца. Руководителем спасовцев был крестьянин села Преполовенское
Гордей Бирюков, у беглопоповцев – крестьянин дер. Печерские хутора
Стефан Митрофанович Усоков. Священником у белокриницких старообрядцев с 1876 года служил
Архип Иванович Аникин.
Верхне-Печерское – село Самарского уезда Самарской губернии. По сообщению «Самарских епархиальных ведомостей» за 1910-1911 годы в селе была община старообрядцев белокриницкого согласия, священником служил
о. Антоний Вахтин.Нижние Печерские хутора – село Самарского уезда Самарской губернии. По меньшей мере, с начала XIX века в селе существовала община беглопоповцев.
Деятели староверия в Самарской губернииhttp://samstar-biblio.ucoz.ru/load/13-1-0-24ВАХТИН Антоний - священник белокриницкого согласия
с. Верхнее-Печерское Самарского уезда Самарской губернии в начале ХХ в.
ВАХТИН Ермил – священник белокриницкого согласия в с.Обшаровка в начале ХХ в.
Священство Белокриницкой иерархии в Самарской губернии http://samstar-arhiv.ucoz.ru/publ/5-1-0-3Иереи:
Антоний Вахтин - сёла
Верхне-Печерское, Новые Костычи;
Филипп Иванович Дергачёв -
с. Верхне-Печерское.Список репрессированных старообрядцев Самарской губернии http://samstar-arhiv.ucoz.ru/publ/8-1-0-5Дергачёв Филипп Иванович (1871-?) – иерей белокриницкого согласия,
уроженец с. Верхне-Печерские Хутора Самарской губернии. Арестован 13 декабря 1932 г. по ст. 58-10 (контрреволюционная пропаганда или агитация). Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 4 июня 1933 г. Приговорен к ссылке в Казахстан.