1 благочиние Самарского уезда Самарской епархии
Самарские епархиальные ведомости 1867-1918
MARIRМодератор раздела Марина  Россия, Самарская область Сообщений: 2269 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2724 | Наверх ##
12 апреля 2013 1:00 1 мая 2021 23:48 Самарские епархиальные ведомости 1867-1918 гг.Замечательный исторический, краеведческий и генеалогический источник!Примечание: на 1 июля 1968 г. духовенство 1 благочиннического округа. Самарского уезда, состояло из 14 священников, 6 диаконов и 17 причетников. Благочинный - Василий Матвеевич Архангельский, священник с. Новые Костычи. I. с. Новые Костычикарта Верхнепечерское - Новые Костычи (Обшаровка) https://forum.vgd.ru/post/758/48431/p4147250.htm#pp4147250Василий Архангельский, священник (1867, 1868, 1869) с. ВладимирскоеЦерковь Св. Равноапос. Князя Владиміра, в 1867 г. - III класса. Стефан Кильдюшевский, священник (1867, 1868). с. ЕкатериновкаГерасим Любомиров, диакон с 26.061868. Дмитрий Голубев, причетник до 1.08.1868. Иоанн Чепурновский, заштатный диакон, умер 27 декабря 1968 г. (1869) II. с. СпасскоеСпасская церковь, в 1867 г. - V класса карта Вехнепечерское - Спасское https://forum.vgd.ru/post/758/48431/p4144722.htm#pp4144722Григорий Духовников - священник Семен Дивногорский - заштатный священник, на пенсии. Дмитрий Самарин, титулярный советник, председатель приходского попечительства. с. КануевкаПавел Эпиктетов, священник с. Софьинокарта Верхнепечерское - Софьино https://forum.vgd.ru/post/758/48431/p4146003.htm#pp4146003Николаевская церковь, в 1867 г. - V класса Василий Владимирский, священник (1869) с. СтуденцыАлексей Предтеченский, священник (1869) Виктор Смирнов, бывший священник (1869) III. с. Владимировка карта Верхнепечерское - Владимировка https://forum.vgd.ru/post/758/48431/p4136542.htm#pp4136542с. Пензино Софьинская церковь, в 1867 г. - V класса с. Озерецкоекарта Верхнепечерское - Озерецкое https://forum.vgd.ru/post/758/48431/p4140610.htm#pp4140610с. ПреполовенскоеОльгинская церковь, в 1867 г. - V класса. с. Урусова Александровка Покровская церковь, в 1867 г. - VI класса. с. ЛиповкаЦерковь Архангельская, в 1867 г. - III класса. с. НатальиноКазанская церковь, в 1867 г. - VI класса. карта Верхнепечерское - Натальино https://forum.vgd.ru/post/758/48431/p4145077.htm#pp4145077IV. с. Луговая Александровкакарта Верхнепечерское - Луговая Александровка (ныне Александровка Безенчукского р-на Самарской обл.) https://forum.vgd.ru/post/758/48431/p4140568.htm#pp4140568с. ИвановкаПокровская церковь, в 1867 г. - VI класса с. КашпирскоеДмитрий Александровский, священник с 5.07.1868. с. Екатериновка Герасим Любомиров, диакон с 26.061868. Дмитрий Голубев, причетник до 1.08.1868. . --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | Лайк (3) |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
21 апреля 2022 14:53 СЕВ, 1869. №18, 15 сентября, оф.ч.
— Самарскимъ Епархіальнымъ Начальствомъ: 14 августа священникъ с. Натальина, Самарскаго уѣзда, Степанъ Павловскій перемѣщенъ, по прошенію, на священническое мѣсто въ с. Каменную Сарму, Бузулукскаго уѣзда. *
СЕВ, 1869. №18, 15 сентября, неоф.ч. ===
СЕВ, 1869. №19, 1 октября, оф.ч. ===
СЕВ, 1869. №19, 1 октября, неоф.ч. ===
СЕВ, 1869. №20, 15 октября, оф.ч.
— Комитетъ эмеритальной кассы духовенства Самарской епархіи сообщилъ въ редакцію Самарскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей, для напечатанія, отношеніе отъ 9 сентября, 156, слѣдующаго содержанія: Его Преосвященство изволилъ словесно приказать комитету кассы, списокъ духовныхъ лицъ Самарской епархіи, удостоенныхъ въ текущемъ году за службу наградъ, напечатать въ ближайшемъ номерѣ Епархіальныхъ Вѣдомостей, съ тѣмъ, чтобы тѣхъ изъ нихъ, кои внесли въ эмеритальную кассу положенную проектомъ устава оной сумму за награды, благодарить отъ имени комитета, а не внесшимъ до сего времени суммы слѣдуемой по проекту устава, за награды, просить о высылкѣ денегъ въ непродолжительномъ времени, такъ какъ чрезъ замедленіе въ доставленіи этихъ депегъ въ кассу, послѣдняя лишается существенныхъ своихъ интересовъ—процентовъ на нихъ. СПИСОКЪ духовныхъ лицъ, удостоенныхъ награжденія за службу въ текущемъ году: 1) Наперснымъ крестомъ— Каѳедральный протоіерей Іоаннъ Халколивановъ 25 руб. 2) Саномъ протоіерея— Священникъ Іоаннъ Помряскинскій 8 руб. 3) Саномъ игумена— Іеромонахъ Нифонтъ .25 руб. 4) Камилавками — Священники: Василій Архангельскій 10 руб. * ...
СЕВ, 1869. №20, 15 октября, неоф.ч. === --- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
21 апреля 2022 15:11 21 апреля 2022 15:22 СЕВ, 1869. №21, 1 ноября, оф.ч.
— Утверждены церковноприходскія попечительства: ... 7 октября— въ с. Екатериновкѣ,Самарского уѣзда; предсѣдателемъ мѣстный старшина Сергѣй Ѳедосѣевъ, кандидатомъ къ нему Самарскій купецъ Петръ Сорокинъ; членами крестьяне Матвѣй Ушаковъ, Евфимъ Буйловъ, Трофимъ Герасимовъ, Андрей Ивлевъ, Егоръ Базыкинъ, Матвѣй Бехчановъ, Ѳеодоръ Порѣцковъ, Терентій Бзникинъ, Михаилъ Маменковъ, Аввакумъ Солодухинъ, Никита Коноваловъ и Василій Дрондинъ. ...
V. Епархіальныя извѣстія. — Движеніе суммъ церковноприходскаго попечительства въ с. Екатериновкѣ, Самарскаго уѣзда. Екатериновсксе церковноприходское попечительство не было бездѣятельно и безплодно въ теченіе истекшаго перваго трехлѣтія своего существованія, а именно: 1) Его усиліями было открыто Екатериновское женское училище, которое, при несочувствіи къ нему большинства прихожанъ, неоднократно било закрываемо въ 1864 году и окончательно было закрыто въ 1865 году. При содѣйствіи приходскаго попечительства, это училище идетъ и доселѣ; учащихся въ немъ отъ 20 до 30 дѣвочекъ. 2) По настоянію попечительства, купленъ домъ для втораго приходскаго священника, не смотря на представленные отъ жителей приходскихъ деревень приговоры не въ пользу открытаго втораго при церкви штата. За этотъ домъ, довольно помѣстительный и удобный, уплачено 225 руб. серебромъ. 3) Приходскій храмъ оштукатуренъ извнѣ за 750 руб. серебромъ; разбитый, по неосторожности, колоколъ въ 192 пуда обмѣненъ на новый въ 212 пудовъ; обмѣнъ этотъ со всѣми расходами при доставкѣ колокола на мѣсто стоитъ попечительству 900 руб. серебромъ, собранныхъ съ прихожанъ по добровольной подпискѣ; въ колокольнѣ устроены новыя лѣстницы, вмѣсто обветшавшихъ, за 75 руб,; вся кровля храма исправлена и переплачена новымъ желѣзомъ и окрашена масляною мѣдянкою, а для ската воды съ крыши устроены желоба съ водосточными трубами, на 305 руб. серебромъ. Всѣ подряды на церковныя работы сдавались съ торговъ и на всѣ дѣйствія попечительства велись краткіе журналы. Денежнымъ источникомъ для попечительства служили добровольныя пожертвованія прохожапъ и подушный окладъ съ крестьянъ. Попечительство хлопотало, въ видахъ улучшенія народной нравственности, и объ уничтоженіи существовавшаго въ с. Екатериновкѣ воскреснаго базара. И эта цѣль была имъ достигнута. Общественнымъ приговоромъ, состоявшимся въ апрѣлѣ сего 1869 года, воскресный базаръ отмѣненъ, и всѣ торговыя лавки во время воскресной службы въ настоящее время бываютъ закрыты. Вообще вліяніе попечительства на умы прихожанъ и значеніе его для пользу прихода были въ теченіе истекшаго трехлѣтія довольно замѣтны.
СЕВ, 1869. №21, 1 ноября, неоф.ч. ===
Примечание: Екатериновка - в 31 км от Верхнепечерского.
 --- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
21 апреля 2022 16:01 СЕВ, 1869. №22, 15 ноября, оф.ч.
— Самарскимъ Епархіальнымъ Начальство: ... 1 сентября священникъ Петръ Сфинскій опредѣленъ, по прошенію, на второй священническій штатъ въ с. Владимірское, Самарскаго уѣзда.
СЕВ, 1869. №22, 15 ноября, неоф.ч. ===
СЕВ, 1869. №23, 1 декабря, оф.ч.
— Опредѣлены на должность просвирни: ... 28 августа—дьяческая дочь Мавра Панормова въ с. Софьино, Самарскаго уѣзда.
СЕВ, 1869. №23, 1 декабря, неоф.ч. === --- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
21 апреля 2022 16:24 СЕВ, 1869. №24, 15 декабря, оф.ч. ??? электронный вариант пока не найден.
СЕВ, 1869. №24, 15 декабря, неоф.ч. ??? электронный вариант пока не найден.
 --- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
21 апреля 2022 16:54 СЕВ, 1870. №1, 1 января, оф.ч.
Самарская Духовная Консисторія слушали предложеніе Его Преосвященства, от 3 декабря за N165 съ приложеніемъ списка священниковъ, удостоенныхъ награжденія набедренникомъ, слѣдующяго содержанія: Означенные въ прилагаемомъ при семъ спискѣ священники признаны мною достойными награжденія набедренникомъ, за отлично ревностную ихъ службу церкви Божіей. Предлагаю Консисторіи поставить объ этомъ въ извѣстность кого слѣдуетъ и выдать на право ношенія сей награды по надлежащему свидѣтельства.— Въ спискѣ удостоенныхъ награжденія набедренникомъ поименованы слѣдующіе священники: а) по Самарскому уѣзду:—с. Липовки Димитрій Беневоленскій —за отлично усердную службу церкви Божіей, ... * *
СЕВ, 1870. №1, 1 января, оф.ч.
Новый каѳедральный соборъ въ г. Самарѣ. ... Духовенству Самарской епархіи ...
Примечание: Кафедральный Собор в г. Самаре
 --- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
21 апреля 2022 18:14 22 апреля 2022 10:30 СЕВ, 1870. №2, 15 января, оф.ч.
---Самарскимъ Епархіальныхъ Начальствомъ: 15 декабря ... священникъ Сорочинской крѣпости, того же уѣзда (Бузулукского уезда), Александръ Докукинъ перемѣщенъ, по прошенію, въ с. Натальино, Самарскаго уѣзда, на священническое мѣсто.
СЕВ, 1870. №2, 15 января, неоф.ч. ===
СЕВ, 1870. №3, 1 февраля, оф.ч.
— Въ теченіе 1869 года въ Самарской епархіи было 16 случаевъ похищеній изъ церквей, именно: ... 5) Въ апрѣлѣ же изъ церкви с. Софьина, Самарскаго уѣзда, на 35 1/2 коп.
— Въ теченіе 1869 года въ Самарской епархіи построено церквей: каменныхъ —2, деревянныхъ —2, домовыхъ—1 (каменная).
СЕВ, 1870. №3, 1 февраля, неоф.ч.
Очеркъ раскола въ с. Новыхъ Костычахъ, Самарскаго уѣзда.
Прибрежныя луговыя селенія, лежащія но правую и лѣвую сторону р. Волги, большею частію заражены расколомъ (*). Не чуждо сего раскола и село Новые Костычи, Обшаровка тожъ (**), лежащее по лѣвую сторону р. Волги. Расколъ въ это село занесенъ изъ противъ лежащаго села Старыхъ Костычей, Городищи тожъ и Рачейки Сызранскаго уѣзда, Симбирской губерніи, съ переселеніемъ жителей на настоящее мѣсто въ концѣ 18 столѣтія.
(*) По правую сторону, близкія къ Новымъ Костычамъ селенія, заражены расколомъ слѣдующія: Печерское, Старые Костычв (Симб. губ. Сызран. уѣзда), по лѣвую - Печерскіе и Кашпирскіе хутора. Ред. (**) Выселиться изъ Старыхъ Костычей въ Новые побудило жителей преимущественно то обстоятельство, что они имѣли пахаткыя земли и луга на лѣвой сторонѣ р Волги. Хлѣбъ и сѣно нерѣдко приходилось перевозить уже зимою. Выселившіеся, такамъ образомъ, поближе къ полямъ и лугамъ образовали Новые Костычи. За нима переселилась нѣкоторые изъ жителей села Рачейки (Симб. губ.) послѣ того, какъ было узнано или обшарено ими приволье въ лугахъ и довольство въ землѣ. Съ сихъ поръ къ наименованію Новые Костычи стали присоедиаять "Обшаровка тожъ", Ред.
По утвержденіи и обезпеченіи себя въ матеріальномъ отношеніи, чему способствовало плодородство почвы, раскольники переселенцы первою заботою своею поставили устроить кладбище. Въ этомъ дѣлѣ принялъ самое живое участіе односектаторъ ихъ—Сызранскій купецъ нѣкто Ладванновъ, по ходатайству котораго гражданскимъ начальствомъ и было разрѣшено ново-костычевскимъ раскольникамъ имѣть свое кладбище. Прибывъ въ Обшаровку съ такою радостною вѣстію, Ладванновъ, немедля отправился на мѣсто, назначенное для кладбища, и при значительномъ стеченіи его одновѣрцевъ, взявъ, по выраженію ихъ, своими чистыми руками соху, - обороздилъ мѣсто, назначенное для похороненія сектаторовъ. О семъ дѣяніи коновода Ладваннова ново-костычевскіе раскольники и доселѣ воспоминаютъ съ особеннымъ чувствомъ умиленія и самодовольствомъ. Послѣ успѣха по отводу кладбища, много ободреные сектаторы начинаютъ замышлять о другомъ болѣе важномъ и интересномъ для нихъ дѣлѣ—устройствѣ молельни. При богатомъ матеріальномъ своемъ состояніи, они не щадятъ никакихъ приношеній въ пользу полицейскихъ властей, и, къ изумленію православныхъ и тогдашняго приходскаго духовенства, успѣваютъ и въ этомъ своемъ предпріятіи. Неподалеку отъ мукомольной мельницы на р. Ерыклѣ, почти въ центрѣ села, быстро устрояется раскольническая молельня, притомъ немалаго размѣра, шириною въ 4 сажени, а въ длину около 5 саж., и снабжается всякаго размѣра иконами, въ раскольническомъ вкусѣ и стилѣ, а къ иконамъ пріобрѣтаются подсвѣчники съ тяжеловѣсными свѣчами. По устройствѣ молельни и украшеніи оной, по выраженію сектаторовъ, благолѣпными древняго писанія иконами, начинаетъ въ оной совершаться во всѣ воскресные и праздничные дни служба, по древнему чину, не только - явно, но и торжественно; къ молитвословію допускаются не одни ихъ одновѣрцы, но и православные.—дабы видѣли всю чинность ихъ молитвословія, что не мало способствовало къ увлеченію неопытныхъ и малосвѣдущихъ въ дѣлѣ вѣры въ ихъ заблужденіе. Въ началѣ переселенцы раскольники принадлежали всѣ въ одной сектѣ поморской ѳедосѣевскаго толка. Но съ теченіемъ времени, и особенно около 30 годовъ настоящаго столѣтія, въ расколѣ томъ возникъ новый расколъ, подъ названіемъ брачный или даниловскій. Новый расколъ сей возникъ при слѣдующихъ обстоятельствахъ. Ѳедосѣѳвскій толкъ запрещаетъ бракъ вообще; но запрещая бракъ,—онъ тѣмъ не менѣе допускалъ разнузданность въ образѣ жизни, такъ что безбрачные были на самомъ дѣлѣ какъ бы женившіеся. Въ слѣдствіе сего въ средѣ раскольниковъ нашлись такіе люди, которымъ тяжело было видѣть общее растлѣніе нравовъ ихъ односектаторовъ, по причинѣ безбрачной жизни. Зная наставленіе Апостола Павла,- что лучше женитися, нежели разжизатися (портиться), они начали опасаться за свое спасеніе, и потому многіе изъ сектаторовъ сочли лучшимъ и полезнымъ навсегда отдѣлиться отъ ѳедосѣевцевъ; отдѣленцы эти и образовали новую общину подъ названіемъ даниловской. Бывшій въ то время представителемъ ѳедосѣевскаго толка - нѣкто изъ крестьянъ села Новыхъ Костычей Иванъ Прокофьевъ Кривошеинъ, онъ же Гулявинъ, всячески старался было примирить враждующія стороны, но все было напрасно. Отдѣлившіеся остались при своемъ убѣжденіи. Къ вящшей скорби ѳедосѣевцевъ молельня ихъ, въ 1833 г., въ бывшій въ селѣ Новыхъ Костычахъ пожаръ, сгорѣла, и болѣе не возобновлялась. Съ того времени сектаторы стали собираться на молитвословіе въ частныхъ домахъ. Въ настоящее время они собираются, по преимуществу въ домѣ своего единовѣрца крестьянина Моисея Алексѣева Носова; а главою самой секты считается Ново-Костычевскій крестьянинъ Алексѣй Димитріевъ Ульяновъ, человѣкъ грамотный и всецѣло преданный содержимой имъ вѣрѣ. Ѳедосѣевцы раздѣляются на чистыхъ и нечистыхъ. Къ числу первыхъ принадлежатъ дѣвицы, молодые парни и всѣ мужчины, не вступившіе въ бракъ, а также вдовцы и вдовицы. Къ разряду нечистыхъ относятся всѣ тѣ, кои вступили въ бракъ, по какому бы то ни было обряду. По своему характеру ученіе сей секты отвергаетъ таинства, установленныя Господомъ нашимъ I. Христомъ и заповѣданныя намъ въ св. Евангеліи, кромѣ крещенія, которое совершается у нихъ большакомъ или уставщикомъ. Крещеніе совершается въ ночное время, лѣтомъ въ рѣкѣ, а зимою - въ колодцхъ, въ которые спускаютъ крещаемаго на холстахъ.
Продолжение следует...
Примечание: Новые Костычи (ныне с.Обшаровка Приволжского р-на Самарской обл.) - в 19 км от Верхнепечерского.
 --- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
22 апреля 2022 1:39 22 апреля 2022 10:30 СЕВ, 1870. №3, 1 февраля, неоф.ч. Очеркъ раскола въ с. Новыхъ Костычахъ, Самарскаго уѣзда.
Для "обольщенія слабодушныхъ и малосвѣдующихъ въ дѣлѣ вѣры, сектаторскіе коноводы не чуждаются никакихъ мѣръ и средствъ, то есть обольщаютъ и словомъ и дѣломъ,—Въ видахъ достиженія своей цѣли, они не стыдятся возносить на св. православную церковь разныя нелѣпыя хулы, а совращающимся въ ихъ заблужденіе не скупятся удѣлять изъ своего достоянія. По ихъ понятію, цѣль оправдываетъ средства. Такъ однажды изъ послѣдователей ѳедосѣевскаго ученія, нѣкто В. А. Шепыревъ, сидѣвшій на улицѣ и разговаривавшій съ своимъ одножителемъ о житейскомъ, когда увидалъ многихъ православныхъ, идущихъ къ божественной литургіи, по призыву колокола, то, обратясь къ своему собесѣднику, сказалъ: „куда бѣгутъ эти овцы, или не знаютъ что бѣгутъ въ овчарню-къ антихристу. и его служителямъ; чудо, чудо, сами насильно лѣзутъ въ адъ.“ Для обольщенія православныхъ, подвергшихся болѣзни, еедосѣевцы прибѣгаютъ къ слѣдующей мѣрѣ: всячески стараются увѣрить, что если больной поступитъ въ ихъ вѣру и перекрестится; то непремѣнно получитъ исцѣлеаіе. И были примѣры, что обманъ ихъ достигалъ цѣли. Такъ совращена была одна изъ солдатскихъ женъ села Новыхъ Костычей Щежина, нѣсколько лѣтъ страдавшая онѣмѣніемъ ногъ. Женщина эта была очень религіозная; ежегодно по нѣскольку разъ она пріобщалась св. тайнъ. Обративъ все свое вниманіе на нее, раскольники сначала тайно - подавали ей обильную милостыню; затѣмъ, коноводъ сектаторъ А. Д. Ульяновъ явно уже сталъ ее посѣщать съ приношеніями, - благовременно служившими къ обезпеченію ея существованія. Среди сихъ-то посѣщеній онъ мало помалу посѣвамъ въ душѣ ея тлѣтворныя сѣмена раскола и уговаривалъ ее въ переходу изъ православія въ его вѣру, обѣщая при этомъ ей, подъ условіемъ перекрещенія, имѣющаго совершиться чрезъ него, непремѣнное исцѣленіе отъ обдержащей ея тяжкой и долговременной болѣзни. По своей простотѣ, женщина та совершенно повѣрила лукавому обману, перешла въ расколъ и перекрестилась. Но когда же увидала всю гнусность сего раскола, то вновь обратилась въ православіе и доселѣ усердно не престаетъ исполнятъ христіанскій долгъ св. исповѣди и св. причастія. Милосердый же Господь, внявъ молитвамъ страдалицы, и въ посрамленіе вѣры обольстителя, скоро ниспослалъ ей свою Божественную помощь въ ея долгонедужіз; она стала ходить безъ посторонней помощи. Держащіеся сего лжеученія, за исключеніемъ очень. немногихъ, причастны самымъ грубымъ порокамъ, изъ коихъ ложъ и обманъ не считаются у нихъ даже грѣхами. Напримѣръ для того, что бы соблазнить кого либо изъ православныхъ къ принятію ихъ лжеученія, а особенно предъ смертію, ѳедосѣевцы не считаютъ за грѣхъ удостовѣрять съ клятвою извѣстное лицо, что содѣянные имъ грѣхи останутся на землѣ, такъ какъ, при перекрещиваній, дается ему другое имя, въ замѣнъ того, какое было дано при крещеніи по обряду православія, другими словами: по ихъ увѣренію, грѣшилъ Карпъ, а явится предъ Богомъ невинный Сергій. Послѣдователи ѳедосѣевской секты крайне неразвиты и дики, бѣгаютъ всякаго общенія съ православнымъ духовенствомъ. А потому обращеніе ихъ въ православіе рѣдкость, да это и естественно. Положительная натура простаго русскаго мужика чуждается всякой прибавки, иля убавки въ вѣроученіи; онъ какъ привыкъ вѣрить, такъ и вѣритъ. Можетъ быть молодое поколѣніе, чрезъ грамотность, будетъ ближе къ познанію истины и, слѣдовательно, къ соединенію съ св. православною церковію. Насъ въ этомъ убѣждаетъ то, что нѣкоторые изъ молодыхъ сектаторовъ. грамотныхъ, а особенно изъ обучавшихся въ сельскомъ училищѣ, и нынѣ не уклоняются отъ бесѣды съ православнымъ священникомъ, и при встрѣчѣ съ намъ не убѣгаютъ, какъ бывало, и не падаютъ лицемъ на землю, что бы не видѣть священника.
По дѣламъ вѣры, ѳедосѣевцы имѣютъ сношеніе съ Московскимъ Преображенскимъ кладбищемъ, гдѣ нѣкоторые изъ нихъ изучили по ихъ выраженію, дрѳвле-отеческій богослужебный уставъ и искуство иконописанія, по древле-отеческимъ преданіямъ и образцамъ. Такъ бывшій села Новыхъ Костычей, а нынѣ села Екатериновки, крестьянинъ Трофимъ Стефановъ Новиковъ нѣсколько лѣтъ жилъ на Московскомъ Преображенскомъ кладбищѣ, для наученія древле-отеческому писанію иконъ, и нынѣ, не смотря на широкія его матеріальныя средства, не отказывается писать своимъ односектаторалъ иконы по ихъ вкусу. Кромѣ сего, ѳедосѣевцы имѣютъ сношеніе и съ Сызранскими односектаторами.
Продолжение следует... --- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
22 апреля 2022 1:50 22 апреля 2022 10:34 СЕВ, 1870. №3, 1 февраля, неоф.ч. Очеркъ раскола въ с. Новыхъ Костычахъ, Самарскаго уѣзда.
Послѣдователи даниловскаго ученія, по своей малочисленности, не дѣлаютъ. молитвенныхъ собраній, а по дѣламъ вѣры имѣютъ сношеніе съ Сызранскими односектаторами, въ главѣ которыхъ стоитъ Иванъ С. Старцевъ, который въ Сызранской молельнѣ совершаетъ разныя молитвословія, а также по ихъ обряду браки в крещеніе. Ѳедосѣевцы не приносятъ молитвъ за Царя и за установленныя власти, а даниловцы молятся за Царя и за всѣ власти. Но раздѣленіе ново-костыневскаго раскола на два толка - ѳодосѣевскій и даниловскій тѣмъ не покончилось. Нашлись между сектаторами такія лица, которымъ ни тотъ, ни другой толкъ не былъ по мысли, по сердцу. А когда пресловутая ихъ молельня, сгорѣвшая въ 1833 г., болѣе не возобновлялась, то единеніе между сектаторами по вѣрѣ еще значительнѣе ослабло. Среди такого то разъединенія многіе начали искать новую вѣру, и взоры ихъ на этотъ разъ были обращены на вѣру, содержимую жителями сосѣдней деревни Нижнихъ Печерскихъ хуторовъ, отстоящей отъ села Костычей въ 7 верстахъ. Въ этой деревнѣ всѣ почти жители держатся раскола бѣгло-поповской секты, принесеннаго ими изъ села Печерскаго (*), Сызранскаго уѣзда, Симбирской губерніи, вмѣстѣ съ переселеніемъ ихъ на настоящее мѣсто жительства. Жители Печерскаго хутора, имѣвшіе постоянныя сношенія съ жителями ново-костычевскими, по хлѣбопашеству и хлѣбосольству, съ радостію подѣлились съ ними своею вѣрою и такимъ образомъ дружескія ихъ сношенія еще болѣе усились - окрѣпли. Расколъ бѣглопоповщинской секты первоначально принятъ былъ въ селѣ Новыхъ Костычахъ не многими, а въ послѣдствіи, при вліяніи бывшихъ раскольническихъ Иргизскихъ монастырей, умножился, такъ что послѣдователи онаго сдѣлались многочисленнѣе послѣдователей ѳедосѣевскаго толка, а многіе даже и изъ ѳедосѣезцевъ перешли въ расколъ поповщинской секты. Въ числѣ сихъ послѣднихъ прозелитомъ былъ извѣстный, по своей ревности и вліятельности, нѣкто Абрамъ Прохоровъ Золинъ, о которомъ сказано будетъ ниже.
(*) Сколько намъ извѣство, печерскіе раскольники изменили своей беглопоповщине. У нихъ нынѣ австрійское священство. Ред.
Лѣтъ 15 назадъ тому дружественныя сношенія между хуторными и ново-костычевскими сектаторами по вѣрѣ и проч. снова прекратились, не смотря на продолжительность тѣхъ сношеній. Ново-костычевскіе раскольники приняли лжепоповъ австрійскаго толка, а хуторскіе, по прежнему, держались Иргизскихъ монастырей и принимали бѣглыхъ поповъ. Почему между ними произошелъ совершенный разладъ по вѣрѣ. Первые почитали и почитаютъ законнымъ происхожденіе лже-поповъ австрійскаго толка отъ извѣстнаго митрополита Амвросія, бѣжавшаго, по выраженію сектаторовъ, для спасенія души изъ Греціи въ Австрійскія владѣнія, а послѣдніе незаконнымъ. Почему, одни считаютъ свою вѣру вѣрою старою, могущею спасти ея послѣдователей, а другіе (хуторные) считаютъ ту вѣру новою, небывалою въ Россіи, не русскою, и слѣд., не спасительною. Такой разладъ по вѣрѣ между ново-костычевскими и хуторными поповцами возбудилъ у первыхъ сильный фанатизмъ. Они дѣлаютъ теперь всевозможныя усилія къ тому, чтобы новая ихъ вѣра, отвергнутая ихъ прежними друзьями и учителями по вѣрѣ - хуторянами, возрастала и укрѣплялась. Вскорѣ изъ среды ихъ выдѣлился сектаторъ, замѣчательный по дару слова, богатству памяти и матеріальнымъ средствамъ, нѣкто А. П. Золинъ. Посвятивъ себя всецѣло на служеніе новой своей вѣрѣ, онъ всѣмъ и каждому сталъ внушать, что нынѣ-де у нихъ есть древняго чина священство, и даже глава пастырей архіерей; что нынѣ-де престала нужда неосвященнымъ лицамъ дѣлать священное дѣло; и что все это дѣлается по милости и съ вѣдома правительства, чѣмъ многихъ неопытныхъ въ дѣлѣ вѣры увлекъ въ свое заблужденіе. Особенно произвелъ онъ религіозную крамолу между жителями села Новыхъ Костычей въ прошлыхъ 60-хъ годахъ; тогда все населеніе было занято единственно проповѣдуемою имъ вѣ ою. Тайно входя, подъ различными предлогами, въ лучше; православные дома, онъ не выходилъ изъ нихъ безъ того, чтобы не завести разговоръ съ домохозяевами о вѣрѣ, дабы по возможности породить сомнѣніе къ исповѣдуемой ими православной вѣрѣ. Преимущественно же старался учащать входъ въ тѣ дома, гдѣ были грамотные, съ тою цѣлію, чтобы при чтевіи книгъ, или имъ самимъ приносимыхъ, или имѣвшихся въ извѣстномъ домѣ, удобнѣе было, при ложномъ имъ толкованіи читаннаго, вовлечь слушателей въ его заблужденіе. Не разъ выходилъ изъ своего дома, для того единственно, что бы вмѣшаться въ толпу народа, въ то время, когда она направлялась къ Божественной службѣ, въ воскресные или праздничные дни; нерѣдко около храма входилъ, въ толпы говѣльщиковъ, въ великіе посты, для того, чтобы ’ отвлечь ихъ отъ исполненія христіанскаго долга - исповѣди и св. причастія, подъ различными причинами, указывая при этомъ якобы на имѣвшійся расколъ въ самой православной церкви, т. е. попы - де молятся однимъ крестомъ, а народъ другимъ, или иначе сказать, духовенство молится троеперстнымъ крестомъ, (или щепотью,) а народъ двуперстнымъ. И многіе слабодушные, вѣря хитрымъ словамъ льстеца, иногда отлагали исповѣдь и пріобщеніе св. тайнъ на неопредѣленное время.
Продолжение следует...
--- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
22 апреля 2022 10:49 22 апреля 2022 11:06 СЕВ, 1870. №3, 1 февраля, неоф.ч. Очеркъ раскола въ с. Новыхъ Костычахъ, Самарскаго уѣзда.
Года—60— 61—62 — 63 и 64—были, дѣй.твительно, самые трудные для православія въ ново-костычевскомъ приходѣ, но самые цвѣтущіе для раскола австрійскаго толка. Трудны тѣ года были и для ново-костычевскихъ пастырей; - имъ приходилось постоянно бороться съ раскольниками и съ ихъ пропагандистомъ А. П. Золинымъ, а болѣе всего требовалось отъ нихъ неусыпное наблюденіе за православными постоянно тревожимыми, и волей неволей напитываемыми тлетворнымъ ученіемъ сказаннаго раскольническаго пропагандиста. Постоянно приходилось пастырямъ стоять на стражѣ, слѣдить за входами волка въ ограды овецъ и цѣлить раненныхъ отъ нанесенныхъ имъ язвъ незваннымъ посѣтителемъ. Кромѣ сего, существенною пастырскою необходимостію сдѣлалось, въ воскресные и праздничные дни, приглашать прихожанъ, какъ слабыхъ, такъ и твердыхъ въ православіи, въ свои дома, для утвержденія первыхъ въ православіи, а послѣднихъ для поощренія на противодѣйствіе сильному напору раскола. И эта послѣдняя мѣра оказалась дѣйственнѣе всѣхъ другихъ мѣръ какъ въ дѣлѣ боренія съ раскольниками, такъ и посѣщенія въ частности домовъ, въ видахъ утвержденія православія и проч. Въ одно время .дошло до свѣдѣнія пастырей, что раскольники поповцы дѣлаютъ собранія, въ которыхъ, между прочимъ, участвуютъ многіе и изъ православныхъ, съ тою цѣлію, что бы ослабить православіе и утвердить свою вѣру. На этотъ разъ предлагалось имъ, чрезъ ревнителей православіи, чтобы на тѣ собранія, ради пользы собесѣдованія о вѣрѣ, были приглашаемы приходскіе священники; по раскольники давали отвѣтъ отрицательный. Итакъ повторялось много разъ, наконецъ, было имъ предложено, не дозволятъ-ли они придти къ нимъ на собраніе, для бесѣды, лицамъ изъ ихъ званія, но извѣстнымъ своею ревностію по православію; и когда на это было получено согласіе, тогда лица, способныя противодѣйствовать расколу и основательно защищать православіе, послѣ предварительнаго. совѣщанія въ домѣ приходскаго священника, бывали снабжаемы необходимыми книгами: [истинно-православная церковь Григорія архіеп. Казан., Увѣтъ духовный, Камень вѣры, Скрижаль и статьи г. Субботина объ австрійскомъ расколѣ], и за тѣмъ уже отправлялись на собраніе. Тамъ то болѣе другихъ способный къ пренію съ сектаторами, какъ во своей начитанности, такъ по твердости характера и по хладнокровію, крестьянинъ С. Б. Митрофановъ, заграждалъ уста всѣхъ раскольниковъ и принуждалъ къ молчанію даже самого ихъ оратора и пропагандиста А. П. Золина. Раскольники волею неволею вынужденными нашлись сознать предъ нимъ свое безсиліе и указать ему на боліе свѣдущихъ въ дѣлѣ вѣры сектаторовъ, проживающихъ въ г. Сызрани. И Митрофановъ съ своимъ товарищемъ С. Г. Солововымъ не отказался посѣтить, для бесѣды о вѣрѣ, и указанныхъ ему въ Сызрани начетчиковъ. Здѣсь послѣ бесѣды съ ними, обнаружившей, съ одной стороны, ихъ малозпавіе въ дѣлѣ вѣры, а съ другой - ихъ грубыя, дерзкія и хульныя нападки на св. православную вѣру, Митрофановъ еще болѣе убѣдился въ истинѣ православія, и потому доселѣ не престаетъ дѣйствовать противъ раскола. По смерти коновода А. П. Золина, расколъ поповщины австрійскаго толка поддерживается въ с. Новыхъ Костычахъ вліяніемъ австрійскихъ лжесвящепниковъ, нерѣдко посѣщающихъ село Костычи и совершающихъ въ домахъ сектаторовъ службу, особенно въ великіе посты, въ которые сектаторы у пріѣзжающихъ лжепоповъ поучаются вѣръ, исповѣдуются и гріобщаются. Впрочемъ, въ дѣлѣ требоисправленія ново-костычевскіе сектаторы преимущественно обращаются въ г. Сызранъ, гдѣ проживаеіъ, за рѣкою Сызраномъ, въ саду, въ собственномъ домѣ, ихъ лжепопъ, бывшій Хвалынскій горшечникъ, нѣкто Порфирій Никитинъ.
Въ заключеніе считаемъ умѣстнымъ сказать, что нынѣ, благодареніе Богу, расколъ въ новокостычевскомъ приходѣ, хотя числителенъ, по далеко пе такъ обая еленъ, какъ въ указанные годы; совращенія въ расколъ прекратились и, къ утѣшенію св. православной церкви, пе рѣдки были обращенія изъ раскола въ православіе. Къ сему не мало способствуетъ корыстолюбіе австрійскихъ лже-поповъ. По отзыву обратившихся изъ того раскола въ православіе, и даже по отзывамъ нѣкоторыхъ изъ сектаторовъ, австрійскіе лже попы, а особенно вышѳпоименоваппый Порфирій Никитинъ, требуютъ непремѣнно отъ каждаго, желающаго исповѣдаться, за исповѣдь отъ 3 до 5 руб. сер., а о бракахъ излишне и говорить. Почему бѣдные сектаторы никогда не бываютъ у исповѣди, а дѣти ихъ умираютъ безъ крещенія. Такъ обратившійся въ православіе изъ австрійскаго раскола крестьянинъ С.К. Догадинъ, 16 ноября прошлаго года, за крещеніе новорожденнаго младенца не менѣе 1 руб. серебр. во время бывшей въ моемъ домѣ бесѣды о православной вѣрѣ, съ клятвою увѣеръ всѣхъ присутствовавшихъ, что во время трехъ-годичнаго его состоянія въ расколѣ, онъ ни разу не былъ, по его бѣдности, допускаемъ до исповѣди. Онъ же говорилъ, что въ послѣдній годъ его состоянія въ расколѣ, послѣ исповѣди богатыхъ сектаторовъ, лже-попомъ ихъ читались очистительныя молитвы даже ихъ кадкамъ; между тѣмъ, онъ, по бѣдности, не смотря на убѣдительную просьбу, о допущеніи до исповѣди, остался не исповѣданнымъ. А крестьянка Февронія Шелипова со слезами разсказала, что, во время состоянія ея въ австрійскомъ расколѣ, у нея померло двое новорожденныхъ дѣтей безъ крещенія единственно потому, что она не въ состояніи была заплатить требуемой лже-попомъ суммы за крещеиіе. Не мало извѣстно и другихъ анти-христіанскихъ дѣйствій австрійскихъ лже-поповъ, въ слѣдствіе ихъ корыстолюбія и неблаговидности образа жизни.
Свящ. Василій Архангельскій. --- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
TaniaAbМодератор раздела  Сообщений: 2346 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2711 | Наверх ##
22 апреля 2022 11:26 СЕВ, 1870. №4, 15 февраля, оф.ч.
V. Епархіальныя извѣстія. — Исключены изъ списковъ, за смертію: ... діаконъ с. Спасскаго, Самарскаго уѣзда, Василій Исипскій (умер. 16 января).
— Благочинный 1 благочинническаго округа, Самарскаго уѣзда, священникъ с. Новыхъ Костычей Василій Архангельскій, въ рапортѣ своемъ отъ 1 января, за № 21, о состояніи въ округѣ воскресныхъ собесѣдованій, прописалъ, между прочимъ, что: 1) Въ Новокостычевскомъ приходѣ воскресныя собесѣдованія съ прихожанами бываютъ въ послѣобѣденное время, или въ церковной сторожкѣ или въ мѣстномъ сельскомъ училищѣ. Слушателей на собесѣдованіяхъ бываетъ отъ 30 до 120 человѣкъ обоего пола, а иногда и болѣе. Во время бесѣдъ читаются и объясняются необходимыя молитвы, житія Святыхъ, разсказываются евангельскія событія, читаются сочиненія по русскому расколу,— причемъ объясняется и опровергается вѣроученіе мѣстнаго раскола. 2) Въ с. Спасскомъ собесѣдованія бываютъ въ мѣстномъ волостномъ правленіи, большею частію послѣ утрени. Слушателей бываетъ отъ 30 до 180 человѣкъ обоего пола и всякаго возраста. Предметы собесѣдованій тѣжѳ, что и въ Новокостычевскомъ приходѣ, кромѣ чтенія сочиненій по расколу. Приходскому священнику въ трудѣ по собесѣдованію много помогаетъ крестьянинъ с. Спасскаго Семенъ Честновъ, извѣстный своею ревностію по православію и уважаемый прихожанами, за безукоризненное поведеніе и привязапность къ церкви Божіей. Въ послѣобѣденное время прихожане преимущественно собираются у него, послушать его чтеніе книгъ религіознонравствеппаго содержанія и послушать его устную бесѣду о правилахъ христіанской жизни. Этотъ крестьянинъ нерѣдко и послѣ утрени занимается чтеніемъ книгъ на собесѣдованіи въ мѣстномъ волостномъ правленіи, во время исправленія приходскимъ свящѳнпикомъ требъ по приходу. 3) Въ с. Владимірскомъ бесѣды бываютъ послѣ утрени. Слушателей на собесѣдованія собирается отъ 60 до 300 человѣкъ. Въ промежуткихъ собесѣдованій слушатели обучаются церковному пѣнію, подъ руководствомъ причетника Сергія Владимірскаго. 4) Въ с. Студенцахъ собесѣдованія бываютъ иногда въ церкви послѣ утрени, а иногда въ послѣобѣденное время въ сельскомъ училищѣ. Слушателей бываетъ отъ 30 до 100 человѣкъ. Съ 1 октября въ воскресной школѣ приходскимъ священникомъ Алексѣемъ Предтеченскимъ введено пѣніе церковныхъ пѣсень, при пособіи діакопа Іоанна Розова, и народъ съ удовольствіемъ участвуетъ въ пѣніи, такъ что, до введенія въ школѣ пѣнія, многіе изъ прихожанъ, рѣдко бывавшіе въ храмѣ, стали посѣщать постоянно не только школу, но и храмъ Божій и участвовать въ церковномъ пѣснопѣніи.
СЕВ, 1870. №4, 15 февраля, неоф.ч. === --- Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца. | | |
|