Митрофан-Дикост (Троицко-Печорский район Коми АССР)
ранее Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии -различная информация о месте моего рождения по мере поступления Эта тема на карте: Митрофан (1972-1989)
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
6 марта 2011 22:45 Трóицко-Печóрск (Мылдiн), с., центр Троицко-Печорского р-на. Расположено на высоких берегах Печоры и в устье р. Сев. Мылва. Об образовании села в разных источниках даются различные данные. По преданию одновременно с просвещением печорских коми в христианство преемником Стефана Пермского епископом Исаакием на стрелке между Печорой и Сев. Мылвой на месте нынешней д. Заречье был заложен Троицкий монастырь или Печорская пустынь. Иноки Троицкой пустыни около 1397 г. крестили всех коми по берегам Печоры (14). По другим сообщениям эти события были в 1416 г. (2). В другой работе говорится, что в устье Мылвы на Печоре уже в XV в. существовал Троицко-Печорский монастырь, который был опорным пунктом на пути в Чердынь. В 1462—1663 г. монахи Троицко-Печорского монастыря принимали участие в крещении Перми Великой. Датой возникновения села иногда считают 1674 г., основываясь на сообщении переписной книги 1678 года: «Починок Кузьминской на реке на Печере на усть речки Мылвы, поселился после переписных книг из розных погостов тому 4 год». Название Кузьминской, вероятно, произошло от личного имени Кузьма. В переписной книге 1720 г. уже появляется фамилия Кузьминцев, а о поселении читаем следующее: «на реке Мылве словеть Печера, на погосте церковь во имя живоначальной Троицы». В 1745 г. в Печорском погосте было уже семь деревень. Переименование погоста Печоры в Троицкий Погост было связано с церковью во имя живоначальной Троицы, которая находилась на месте нынешнего Дома культуры. На карте 1846 г.— Троицкое, в 1859 г.— Печера (Мыл-дин, Троицко-Печорское). Позднее от формы Троицко-Печорское при помощи распространенного топонимического суффикса -ск образовалась совр. форма Троицко-Печорск. Среди местного населения также бытуют формы Троицкой или просто Троицк. Местное название Мылдiн означает «устье р. Мыл» (коми дiн «устье», образует названия населенных пунктов, находящихся у устья, в устье какой-либо реки). --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
6 марта 2011 23:02 В 1919 г. на Верхней Печоре случился антибольшевистский мятеж. Поводом для восстания послужил вывоз красными запасов хлеба из Троицко-Печорска на Вычегду. Инициатором восстания являлся председатель волостной ячейки РКП(б) комендант Троицко-Печорска И. Мельников. Восставшие перебили часть красноармейцев, остальные перешли на их сторону. Организованная повстанцами судебная коллегия казнила 150 коммунистов и активистов советской власти - беженцев из Чердынского уезда. Под влиянием Троицко-Печорска мятежи против советской власти вспыхнули в селах Покча, Савинбор, Подчерье. После вступления в пределы Печоры колчаковской армии в Троицко-Печорске был сформирован Отдельный Сибирский Печорский полк, основу которого составили участники антибольшевистского восстания. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
6 марта 2011 23:15 Из путевых заметок «Вологодская Печора», опубликованных в «Вологодских губернских ведомостях». 1896 г. №№ 17, 19, 20, 21. Иваницкий Николай Александрович (1845-1899 гг.). Этнограф, ботаник, литератор, уроженец г.Вологды. ....... 7 июля пришли в Покчинское, а на другой день несказанно радовались, подъезжая к Троицкому погосту. Странное дело! Когда мы прибыли в этот погост из Усть-Сысольска, он казался нам краем света, медвежьим углом, отстоящим от родины на 1000 с лишком верст. Теперь же, проездив месяц по Печоре, мы подъезжали к тому же погосту с таким чувством, как будто ожидали встретить большой шумный город, полный людьми цивилизованными, дающий все удобства жизни полностью можно прочитать http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/34053 --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
7 марта 2011 9:29 КАК ЗДЕСЬ ДОРОГА ПОЯВИЛАСЬ…
Идея строительства в Коми железной дороги, необходимой для промышленного освоения северо-востока страны, возникла в годы гражданской войны, когда донбасский уголь и бакинская нефть находились в руках белогвардейцев. Еще в конце 1918 года Высший Совет народного хозяйства организовал предварительные изыскания на линии Москва – Ухта. В 1932 году для промышленного освоения природных запасов севера Коми постановлением Совета Труда и Обороны организован Ухто-Печорский трест ОГПУ (Ухтпечлаг). Генеральная схема работ Ухтпечлага на вторую пятилетку (1933 – 1937 годы) предусматривала строительство Северной железной дороги Архангельск – Кожва – Воркута – побережье Северного Ледовитого океана, основание научно-исследовательского института в новом социалистическом городе Краснопечорске, строительство нефтепровода Кожва – Чибью – Усть-Вымь, четырех нефтеперегонных заводов, двух судоверфей, радиевого и гелиевого заводов, трех электростанций и других промышленных объектов. Строить магистраль предстояло в исключительно трудных природно-климатических условиях. В предварительных изысканиях были отмечены: слабая заселенность районов, густые леса, почти полное отсутствие проезжих дорог, промерзание почвы зимой до 1,4 метра. Глубокие болота занимали около 20 процентов длины проектируемой линии. Например, протяженность самого крупного Мадмасского болота (в районе станции Сордью) – до трех километров, а глубина – до трех метров. Местные грунты оказались непригодны для отсыпки земляного полотна. Потому строителям предстояло разработать в карьерах и доставить на десятки километров к месту отсыпки миллионы кубометров грунта. А. Солженицын упоминает об этой магистрали в «Архипелаге ГУЛАГ»: «Освоение столь обширного северного бездорожного края потребовало прокладки железной дороги от Котласа через Княж-Погост на Воркуту. Это вызвало потребность еще в двух лагерях, уже железнодорожных – Севжелдорлаг (от Котласа до реки Печоры) и Печоржелдорлаг (от Печоры до Воркуты)». Главной задачей Севжелдорлага в приказе НКВД СССР было названо строительство железной дороги Котлас – Воркута. Производственный план 1938–1939 годов предусматривал первоочередное строительство сразу двух крупных участков трассы: Чибью – Княж-Погост – Айкино (268 км) и Кочмес – Воркута. Для решения поставленной задачи на трассе в 58 лагпунктах сосредоточили около 30 тысяч заключенных. «Если бы можно было взглянуть на стройку с высоты птичьего полета, она напомнила бы муравейник, протянувшийся на сотни километров. Кто-то из строителей рубит лес, выкорчевывает пни, кто-то в тачках отвозит в сторону негодный грунт, торф и болотную жижу, кто-то взрывает горы и засыпает овраги. Работа шла круглые сутки, в две смены. Днем – при свете солнца, если оно было, а ночью свет обеспечивали кострожеги из слабосильной команды», – так описывает строительство железной дороги его участник Э. Ваза. 7 ноября 1940 года открылось движение поездов на участке отКотласа до Княж-Погоста, а 25 декабря 1940 года – на всем участке Котлас – Кожва. Новому пути требовались большие доработки. Земляное полотно, проложенное по болотистым местам, во время распутицы деформировалось; временные деревянные мосты, построенные на обходах, нуждались в укреплении. Дальней связи и сигнализации дорога не имела. На большинстве станций и перегонов отсутствовали постоянные пассажирские, жилые, коммунально-бытовые и производственные постройки. Водоснабжение паровозов осуществлялось на простейших временных сооружениях. Ликвидацию недостатков запланировали на 1941 год. 29 июня 1942 года НКВД передал объект протяженностью от Котласа до Кожвы железнодорожникам в постоянную эксплуатацию. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
7 марта 2011 9:33 История Печорского края Освоение Печорского края началось издревле – за 850 лет до образования города Печоры. В летописях можно найти упоминание о том, что еще в 1096 году новгородцы исследовали реку и ее окрестности, богатые пушным зверьем, ценной рыбой и полезными ископаемыми. В XIV веке московский князь Иван Калита посылал своих подданных за птицей и мехами на Печору, чтобы заплатить дань Золотой Орде. В конце XV века Иван III отправляет целую экспедицию за серебром и медью на Цильму, а в 1499 году московскими князьями Петром Ушатым и Семеном Курбским в Югорской земле по его указу был построен Пустозерск, первый город в Заполярье. Стоял он в низовьях Печоры, в сорока верстах от ее устья. Пустозерский острог, разместившийся на полуострове, занимал стратегически удобное положение: окруженный с трех сторон водой, он был защищен на случай нападения самоедов. До конца XVIII века в Пустозерском остроге постоянно содержался военный отряд, численность которого в разные времена менялась. В XVI – XVIII веках Пустозерск – главный административный, промысловый и торговый центр огромного Печорского края, мощная перевалочная база и стратегический опорный пункт на торговом пути из России за Урал в Сибирь. Важная страница в истории города – пребывание в Пустозерске в ссылке главы старообрядчества Аввакума Петрова в 1667-82 годах. Протопоп Аввакум Петров, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, писатель, создавший свое “Житие”, был сожжен в Пустозерске 14 апреля 1682 года вместе с тремя единомышленниками за “великие на царский дом хулы”. Кроме исповедников старой веры, в Пустозерске содержались и другие узники, включая участников крестьянской войны Степана Разина. Освоение некогда неизведанной вотчины Московского княжества шло стремительными темпами: в 1564 году в Усть-Цильме уже было 14 дворов, а в 1567 году была образована Ижемская слобода. Уже в 1595-м первые пробы нефти из места нынешней Ухты были доставлены в Москву. Но не только несметные богатства привлекали сюда, предприимчивый люд в середине XVI века вез с Вои и Соплеска точильный камень и готовые бруски. Первое упоминание о Печоре можно найти в переписных документах 1700 года, именно так назывался погост на месте современного Троицко-Печорска. Первый в мире нефтеперегонный завод на берегу реки Ухты был возведен в 1745 году. Правда, архангельский купец Федор Прядунов, владелец предприятия, после его разорения закончил жизнь плачевно – в долговой тюрьме. Конец XIX века стал для нашего края наиболее обильным на экспедиции предпринимателей и промышленников – их привлекали нетронутые природные богатства: нефть, уголь, лес и другие ресурсы. В 1840 году Василий Латкин и его зять Михаил Сидоров начали лесоразработки и доставляли лес до устья реки Печоры. В 1843 г. на Печоре побывали граф Кейзерлинг и капитан Крузенштерн. В 1859 г. образовалась компания Крузенштерна, Латкина и Сидорова для торговли печорским лесом за границу и доставки в Кронштадт, для потребностей адмиралтейства. В 1860 году он был доставлен на кораблях во французские порты Нант, Бордо, а также Лондон, правда, во время первого рейса только одно судно дошло до Франции, другое затонуло. У неутомимого исследователя и энтузиаста В.Н. Латкина в планах было строительство трех церквей в Печоре и сооружение каналов, которые соединили бы Мезень с Пинегой, а Печору с Вычегдой, что значительно бы расширило торговлю между севером и центром России. В устье Печоры был построен порт, куда все чаще стали наведываться иностранные и русские суда. Активней стала идти торговля: соль, хлеб, боеприпасы в обмен на пушнину, икру, лес и дичь. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
7 марта 2011 9:35 Учитывая полное отсутствие дорог, продукты и товары посуху доставлялись только зимой, а уже весной развозились по населенным пунктам, расположенным на реке. Объем перевозок из центра России был немалым – свыше двух с половиной тысяч тонн в год. Подошло время парового флота, и 1 июня 1864 года доверенный Михаила Сидорова Николай Олейников, пройдя на пароходе по Волге, Каме, Колве, Вишерке, Березовке, Вогулке, затем волоком протащив его до речки Волостницы, вышел в устье Печоры и добрался до села Куя. Путь его составил ни много ни мало – 1300 км. В 1881 году чердынский купец Суслов спустил на воду пароход своей постройки, который назывался “Печорец”, а к 1885 году по Печоре плавали уже три парохода. В 1895 году распоряжением правительства предписывалось начало регулярного почтово-пассажирского пароходного сообщения. Только ижемский купец Норицын за навигацию 1898 года перевез по Печоре 1197 пассажиров и 6352 пуда грузов, а через восемь лет – уже 4497 пассажиров и 31549 пудов грузов. Большую роль в освоении края и его приближении к цивилизации сыграли после революции 1905 года политические ссыльные, которых в Печорском уезде насчитывалось свыше трехсот человек. Именем одного из них – С.Н. Калмыкова – в советское время был назван теплоход Печорского речного пароходства. 28 августа 1864 г. жители Троицко-Печорского погоста, услышав гудок, высыпали на берег и увидели «чудную посудину, которая нещадно чадила, ревела, баламутила воду и ... плыла». Это шел пароход «Печора». В 1880-х гг. уже ходили три парохода, два — чердынского купца И. А. Суслова и один — купца А. М. Черных. За свою инициативу в развитии судоходства И. А. Суслов Обществом содействия русской промышленности и торговле был награжден золотой медалью. Вскоре нашлись у Суслова последователи. 8 мая 1895 г. было издано распоряжение правительства об устройстве на реке Печоре регулярного почтово-пассажирского сообщения и заключен контракт с купцом А. М. Сибиряковым, а на содержание судоходства — с ижемским купцом С. Н. Норицыным. В период гражданской войны суда переходили из рук в руки и до весны 1920 г. оставались в частном владении. Весной 1920 г. пароходы и баржи, принадлежавшие частным судовладельцам, были национализированы. А.Н. Шувалов. "Белые ночи Печоры Первые суда мало были приспособлены для перевозки пассажиров. Профессор В. П. Амалинский, побывавший на Печоре к 1893 году, в своей книге «По Ледовитому океану и Печоре» пишет: «Ижма» — так назывался наш новый пароход — вблизи оказался еще хуже, чем можно было представить, наблюдая издали. Тяжелый запах соленой воды, невыделанных шкур, смазочных масел боролся с другими — промозгло-кислым запахом, исходившим из жилых помещений палубы, и спертым запахом, висевшим тяжелым слоем над тряпьем, среди которого на полу расположились палубные пассажиры... Ночь провели очень беспокойно. «Ижма» много раз садилась на мель, два раза подолгу стояли на месте, пока матросы, то бродя в холодной воде, то в лодках, отыскивали фарватер, по которому можно идти дальше. Все время шли тихим ходом, беспрестанно давая задний ход и меняя направление, последние 40 верст шли 12 часов; наконец, в 8 часов утра достигли конечного пункта — Усть-Кожвы». Весной 1906 года пароходовладелец Черных построил новый пароход — «Михаил Черных», который стал самым мощным на Печоре. В Якше он взял на буксировку по Печоре караван из 9 барж, а в Троицко-Печорске забуксировал еще 4 баржи. Такого еще на Печоре не было. А вверх по Печоре он поднял караван из 18 барж, правда, расчленив его на две части. Подняв одну половину километров 100—150 и причалив ее к берегу, пароход возвращался за другим составом. И так благополучно доставил их в Курью. Черных стал явным конкурентом у судовладельца Норицына, тем более в 1908 году у последнего сгорел пароход «Печора». http://www.ya-pechorec.ru/foru...amp;t=1189 --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
7 марта 2011 9:37 18 ноября 2011 22:43 Париж, старое название части гор. Сыктывкара. Охватывает сев, окраину города до оврага руч. Прокоршор, начало улицы им. М. И, Кутузова. Как возникло это название? Коми воины принимали активное участие в военных действиях русских армий в Отечественной войне 1812 года. Сыктывкар (тогда Усть-Сысольск) отправил на фронт 53 воина, не считая мужчин, взятых в предыдущие рекрутские наборы. Они защищали честь русского оружия в составе Петербургского ополчения, принимали участие в заграничных походах армий, дошли до Парижа. Морозным февральским утром 1814 года в Усть-Сысольск пригнали сто пленных французов низших чинов. Они разместились на сев. окраине города выше устья Сысолы в небольших казармах, обмороженных и больных отправили в лазарет. После окончания войны французам было разрешено вернуться на родину. Но местечко, где они жили, стало называться Париж. В 1962 г. в связи со 150-летием Отечественной войны 1812 года ул. Пристанскую в местечке Париж переименовали в улицу им. М. И. Кутузова. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
7 марта 2011 9:38 25 апреля 2011 23:00 Печóра (Печера, Печöра), р., протекает большей своей частью по Коми АССР и по Ненецкому автономному округу Архангельской обл., впадает в Печорскую губу Баренцева моря, образуя дельту из многих рукавов. Дл. 1790 км, по другим данным 1814 км, из которых на территории Коми АССР находится 1596 км. Берет начало в горах Сев. Урала, образуется из соединения нескольких истоков, текущих с западного склона Сев. Урала. Впадает к Печорскую губу Баренцева моря. По-мансийски Печора называется Песер, Песеръя, где я «река». Существует утверждение, что река названа из-за обилия пещер вдоль ее берегов (др.-рус. пещера «пещера»). Скорее всего это переосмысление более древнего названия реки. Впервые название этой реки упоминается в Начальной летописи в 1096 г. в связи с походами новогородцев в Югру. Надо предполагать, что в это время русские впервые ознакомились с названием Печора. В более поздних исторических документах встречаем название какого-то загадочного племени печера, которое обитало вдоль этой большой реки и было соседом коми и югра. В словаре Максимовича — Щекатова читаем; «Печора, народ сарматской, так называвшийся в старину, который жилища свои имел в Пермии, по реке Печоре, от которой и наименование свое заимствовал». Наиболее разработанной и опирающейся на обширный материал является точка зрения известного этнографа Б. О. Долгих. Он считал, что переданное летописью название печера относится к самодийским племенам, и происходит от ненецкого пэа (пэ) «лес, лесной» и чер (чера) «житель, обитатель», т. е. композиция пэ-чера означает «лесной житель». Для тундровых самодийиев имеется специальное название лап-танчера или лаптандер «равнинный житель». Это наименование сохранилось в названии одной родовой группы Лаптандер. Д. В. Хомич считает, что этноним печера лучше всего перевести как «житель гор» (пэ «гора, хребет, Урал»), имея в виду кочующих у Уральского хребта ненцев-самоедов. Как бы то ни было, одно ясно: в гидрониме Печора отражено древнее название одного из самодийских народов, очень близких по языку ненцам. Но сами ненцы так Печору не называют. В их языке эта большая река носит название Санэро"яха или Санэро"ям, где яха и ям «река».
 --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
7 марта 2011 18:07 25 апреля 2011 23:16 Столкнулась с тем,что меня озадачило частота слова " Погост" в Коми Республике,т.к у меня меня в первую очередь слово "погост" ассоциировалось с словом "кладбище",но оказывается Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества племени. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено.
Начиная с XVIII века, слово используется в значении «сельское кладбище».
 --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 15883 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 16064 | Наверх ##
18 марта 2011 8:07 25 апреля 2011 23:01 Нашла интересную книгу в интернете в президентской библиотеке имени Ельцина Безсонов Б. В. Поездка по Вологодской губернии в Печерский край к будущим водным путям на Сибирь/ [сост.] Б. В. Безсонов .- Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг , 1909 .- [2], 232 с., [43] с. ил., IV л. карт. : ил., табл. .- Библиогр. в тексте . ББК 91(09) Источник: Тюменская ОНБ ,можно посмотреть по адресу http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=867
 --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
|