Митрофан-Дикост (Троицко-Печорский район Коми АССР)
ранее Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии -различная информация о месте моего рождения по мере поступления Эта тема на карте: Митрофан (1972-1989)
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
6 марта 2011 17:35 Печорский Троицкий приход Современное местоположение: пгт. Троицко-Печорск, р., Республика Коми Троицкая церковь, построена в 1754 г., освящена 13 марта 1755 г. Деревянная, теплая. Богоявленская церковь, построена в 1794 г., освящена 7 февраля 1796 г. Деревянная, холодная. В 1854-1862 г.г. прихожанами и чердынскими купцами вместо ветхой деревянной построена каменная одноэтажная церковь, в одной связи с колокольней. Престолы: в холодном храме - во имя Святой Троицы, освящён 2 мая 1865 г. священником Вонифатием Куратовым, исправляющим должность благочинного; в тёплом храме - во имя Богоявления Господня, освящён в 1861 г. и второй во имя Николая Мирликийского Чудотворца , освящён в 1866 г. С 1896 г. к церкви была приписана передвижная церковь-палатка. Церковная ограда была установлена деревянная, имелась сторожка для караула. Часовни: 1) в селе Печорском, во имя свт. Стефана Пермского, построенная в 1896 г. на пожертвования прихожан и чердынских купцов; 2) в д. Большая Сойва (в 9 верстах от приходского храма), во имя вмч. Георгия Победоносца, построенная в 1897 г.; 3) в д. Покча (в 30 верстах), во имя прав. Прокопия Устюжского; 4) в д. Скаляп (в 50 верстах), во имя свт. Николая Мирликийского; 5) в д. Петрушине (в 57 верстах), во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Состояние последних трёх часовен в 1900 году оценивалось как жалкое, т.к. жители деревень, в которых находились часовни, были привержены к расколу и не радели о благоустройстве часовен. Библиография НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 683-684. ВЕВ. - 1865. - №13. - С. 107. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
6 марта 2011 21:49 6 марта 2011 21:55 В 1912 году предприниматели Вольтман, Цайдлер, Верт и Пашков выдвинули проект «Обь-Урало-Беломорской железной дороги». Железнодо-рожная линия начиналась у села Чемашевского на реке Обь, пересекала Урал и через Троицко-Печорск и Ухту заканчивалась в Архангельске. В августе 1915 года архангельский художник А.А.Борисов начертил схему железно-дорожного пути, соединяющую бассейн реки Обь не с Архангельском,а с незамерзающим Мурманским портом. Согласно этому проекту дорога начиналась в бассейне реки Обь (в районе впадения Иртыша), проходила Урал и через Усть-Нем, Усть-Кулом и Усть-Сысольск выходила на Котлас и далее на Мурманск. Тем самым дорога соединяла в единую транспортную сеть Сибирь, Зырянский край, вятский и прикамский районы (через железно-дорожную линию Вятка-Котлас). Усть-Сысольское земство, разумеется, было целиком заинтересовано в строительстве дороги по проекту А.А.Борисова (он получил название «Обь-Котласской железной дороги»). В апреле 1916 года депутация усть-сысольских земцев прибыла в Санкт-Петербург для переговоров в Министерстве путей сообщения о неприемлемости строительства «Обь-Беломорской железной дороги» для Севера. 7 апреля Совет Министров России направил оба железнодорожных проекта для рассмотрения во второй департамент Государственного Совета. Усть-сысольцы обратились за помощью к депутату Думы Д.Я.Попову. Дмитрий Яковлевич провел консультации с рядом чиновником (в частности, он встречался с председателем второго департамента М.В.Дмитриевым, С.И.Тимашевым, О.Р.фон-Экеспарре, К.С.Немашевым, П.Н.Думитрашко, товарищем министра путей сообщения И.Н.Борисовым, начальником Инженерного управления МПС Козыревым и др.), в итоге чего 29 апреля 1916 года второй департамент Государственного Совета не утвердил проект строительства «Обь-Беломорской железной дороги». Первая Мировая война, недостаток финансов не позволили МПС начать строительство «Обь-Котласской железной дороги». Потом началась Революция... Казалось бы, кто в революционное время начнет заниматься проектами железных дорог? Но Д.Я.Попов, избранный на Учредительном съезде Советов Усть-Сысольского уезда в январе 1918 года на пост председателя Усть-Сысольского совнархоза, продолжал внедрение проекта «Обь-Котласской железной дороги» в жизнь. Дмитрий Яковлевич объяснил делегатам I съезда Советов Усть-Сысольского уезда в марте-апреле 1918 года необходимость строительства для Коми края железной дороги и получил вердикт съезда заниматься этим вопросом. К этому времени Попов был уже известен и Вологодской губернии как авторитет по железным и прочим дорогам. Он выезжает в Великий Устюг и Вологду для проектирования грунтовых и шоссейных дорог, но главная дорога его жизни «Обь-Котласская» по-прежнему не разрабатывалась. Наконец, доклад Д.Я.Попова «Очередные задачи по постройке железнодорожного участка Котлас-Усть-Сысольск» был рассмотрен в Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) в конце ноября 1918 года и получил одобрение. Совнарком утвердил проект. Дорога была передана в концессию норвежскому предпринимателю Ганневику, но ее строительство так и не началось. Гражданская война помешала осуществлению проекта. http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=140 --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
6 марта 2011 22:34 Главные изменения произошли в XVIII в. в расселении коми на Ижме и Печоре, где в н.XVIII в. в пределах современной Республики Коми существовали всего три селения: Ижма, Усть-Цильма и погост Печора (Троицко-Печорск). В 1707-1719 на верхней Печоре ниже Троицко-Печорска были основаны деревни Петрушино, Покча, Савинобор, Скаляп, первопоселенцы которых пришли сюда с верхней Вычегды. В 1719-1747 ещё ниже по Печоре появилась д. Возино, в 1747-1785 - Подчерье, Усть-Щугор, Усть-Соплеск, Усть-Аранец и Даниловка. В этих населённых пунктах селились : выходцы с Сысолы, верхней Вычегды и отдельные переселенцы из др.районов Коми края, а также русские и коми-пермяки из Прикамья. В течение XVIII в. на верхней Печоре сложилась этнографическая группа верхнепечорских коми, Ижемские коми, формирование этнографической группы которых завершилось в XVIII в., долгое время теснились в одной слободке и лишь в к.1-й трети XVIII столетия стали переселяться в др.места. Сначала в 1729 небольшая группа ижемцев поселилась на р. Печоре м.устьями Ижмы и Цильмы в д.Гарево. В 1731 в том же районе на речке Нерице возникла д. Нерица, также основанная ижемскими коми. Но в последующее время этот район перестал привлекать ижемцев, зато там появилось много русских переселенцев из Усть-Цильмы. Ижемские коми предпочли осваивать берега Ижмы и Печоры выше устья Ижмы. В с.XVIII в., м.1747 и 1763, близ Ижемской слободки было основано шесть селений: Сизябск, Мохча, Гам, Мошьюга, Злоба и Ласта. Ижемец Г.С. Канев, покинув слободку, преодолел огромное расстояние и, добравшись до впадения Усы в Печору, основал там деревню Усть-Уса. Низовья Ижмы были заселены коми в 1763- 1782, когда появились Диюр, Усть-Ижма, Большое и Малое Галово, Краснобор. Освоением низовьев ижемцы не ограничились и стали продвигаться вверх по Печоре, основав деревни Щельябож и Брыкаланск. От Брыкаланска до самой Усть-Усы ещё долгое время не существовало ни одного селения. Вверх по Ижме коми стали переселяться в 1763- 1782, когда были основаны Картаёль, Поромес и Кедвавом. В низовьях Печоры, на Цильме и Пижме появилось в XVIII в. немало селений, основанных жителями Усть-Цильмы: Хабариха, Гарь, Бык, Загривочная. Селились в этих местах и выходцы из олее отдаленных районов - с Пинеги и Мезени [Атлас, с. 19]. Количество людей, переселявшихся за пределы Коми края, в XVIII в. уменьшилось по сравнению с предшествовавшим периодом, но всё же оставалось довольно значительным. Многие уходили в Алтайский край. В с.XVIII в. на Колывановских горных заводах работало несколько сот человек из Жешарта, Княжпогоста, Объячево и др.селений Коми края. Продолжали переселяться жители Коми края на Дальний Восток и в Сибирь: в Иркутский, Тобольский, Томский, Туруханский, Кяхтинский, Охотский, Удинский, Селенгинский, Тюменский уезды, на Камчатку и в др.районы. Все больше людей стремились получить разрешение ("пашпорт") на временный уход "в Сибирские городы". Но сроки редко соблюдались. Например, С.Ф. Вахнин из Ношуля был отпущен в Сибирь на три года в 1735, записался в Иркутске в посадские люди и спокойно жил там в течение десятилетия. В с.40-х годов ему приказали ввернуться домой, но, как сказано в документе, Вахнин "на прежнее жилище не явился и выне где обретается, неизвестно". Не только по своей воле жители Коми края оставляли родные места и уходили за тридевять земель. По указам правительства их направляли на работы "к Архангельскому порту", в Азов, Таганрог и др.места. Для строительства Петербурга на берег Финского залива были направлены выходцы почти со всех концов Коми края - с Лузы и Удоры, Сысолы и Выми, нижней и верхней Вычегды. http://www.emc.komi.com/04/003/10/003.htm --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
6 марта 2011 22:43 Тро́ицко-Печо́рск — посёлок городского типа, административный центр и крупнейший населённый пункт Троицко-Печорского района Республики Коми.
Населением 7883 жителей (2010).
Расположен на левом берегу реки Печора. Расстояние до Сыктывкара — 515 км.
В 1674 году на месте слияния Печоры с Северной Мылвой был образован населенный пункт из пяти изб, ставший погостом Печора.
В 1946 году в Троицко-Печорск проведено электричество.
В 1974 году в состав Троицко-Печорска вошла деревня Абар. С 24 июля 1975 года Троицко-Печорск становится рабочим поселком.
--- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
6 марта 2011 22:45 Трóицко-Печóрск (Мылдiн), с., центр Троицко-Печорского р-на. Расположено на высоких берегах Печоры и в устье р. Сев. Мылва. Об образовании села в разных источниках даются различные данные. По преданию одновременно с просвещением печорских коми в христианство преемником Стефана Пермского епископом Исаакием на стрелке между Печорой и Сев. Мылвой на месте нынешней д. Заречье был заложен Троицкий монастырь или Печорская пустынь. Иноки Троицкой пустыни около 1397 г. крестили всех коми по берегам Печоры (14). По другим сообщениям эти события были в 1416 г. (2). В другой работе говорится, что в устье Мылвы на Печоре уже в XV в. существовал Троицко-Печорский монастырь, который был опорным пунктом на пути в Чердынь. В 1462—1663 г. монахи Троицко-Печорского монастыря принимали участие в крещении Перми Великой. Датой возникновения села иногда считают 1674 г., основываясь на сообщении переписной книги 1678 года: «Починок Кузьминской на реке на Печере на усть речки Мылвы, поселился после переписных книг из розных погостов тому 4 год». Название Кузьминской, вероятно, произошло от личного имени Кузьма. В переписной книге 1720 г. уже появляется фамилия Кузьминцев, а о поселении читаем следующее: «на реке Мылве словеть Печера, на погосте церковь во имя живоначальной Троицы». В 1745 г. в Печорском погосте было уже семь деревень. Переименование погоста Печоры в Троицкий Погост было связано с церковью во имя живоначальной Троицы, которая находилась на месте нынешнего Дома культуры. На карте 1846 г.— Троицкое, в 1859 г.— Печера (Мыл-дин, Троицко-Печорское). Позднее от формы Троицко-Печорское при помощи распространенного топонимического суффикса -ск образовалась совр. форма Троицко-Печорск. Среди местного населения также бытуют формы Троицкой или просто Троицк. Местное название Мылдiн означает «устье р. Мыл» (коми дiн «устье», образует названия населенных пунктов, находящихся у устья, в устье какой-либо реки). --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
6 марта 2011 23:02 В 1919 г. на Верхней Печоре случился антибольшевистский мятеж. Поводом для восстания послужил вывоз красными запасов хлеба из Троицко-Печорска на Вычегду. Инициатором восстания являлся председатель волостной ячейки РКП(б) комендант Троицко-Печорска И. Мельников. Восставшие перебили часть красноармейцев, остальные перешли на их сторону. Организованная повстанцами судебная коллегия казнила 150 коммунистов и активистов советской власти - беженцев из Чердынского уезда. Под влиянием Троицко-Печорска мятежи против советской власти вспыхнули в селах Покча, Савинбор, Подчерье. После вступления в пределы Печоры колчаковской армии в Троицко-Печорске был сформирован Отдельный Сибирский Печорский полк, основу которого составили участники антибольшевистского восстания. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
6 марта 2011 23:15 Из путевых заметок «Вологодская Печора», опубликованных в «Вологодских губернских ведомостях». 1896 г. №№ 17, 19, 20, 21. Иваницкий Николай Александрович (1845-1899 гг.). Этнограф, ботаник, литератор, уроженец г.Вологды. ....... 7 июля пришли в Покчинское, а на другой день несказанно радовались, подъезжая к Троицкому погосту. Странное дело! Когда мы прибыли в этот погост из Усть-Сысольска, он казался нам краем света, медвежьим углом, отстоящим от родины на 1000 с лишком верст. Теперь же, проездив месяц по Печоре, мы подъезжали к тому же погосту с таким чувством, как будто ожидали встретить большой шумный город, полный людьми цивилизованными, дающий все удобства жизни полностью можно прочитать http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/34053 --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
7 марта 2011 9:29 КАК ЗДЕСЬ ДОРОГА ПОЯВИЛАСЬ…
Идея строительства в Коми железной дороги, необходимой для промышленного освоения северо-востока страны, возникла в годы гражданской войны, когда донбасский уголь и бакинская нефть находились в руках белогвардейцев. Еще в конце 1918 года Высший Совет народного хозяйства организовал предварительные изыскания на линии Москва – Ухта. В 1932 году для промышленного освоения природных запасов севера Коми постановлением Совета Труда и Обороны организован Ухто-Печорский трест ОГПУ (Ухтпечлаг). Генеральная схема работ Ухтпечлага на вторую пятилетку (1933 – 1937 годы) предусматривала строительство Северной железной дороги Архангельск – Кожва – Воркута – побережье Северного Ледовитого океана, основание научно-исследовательского института в новом социалистическом городе Краснопечорске, строительство нефтепровода Кожва – Чибью – Усть-Вымь, четырех нефтеперегонных заводов, двух судоверфей, радиевого и гелиевого заводов, трех электростанций и других промышленных объектов. Строить магистраль предстояло в исключительно трудных природно-климатических условиях. В предварительных изысканиях были отмечены: слабая заселенность районов, густые леса, почти полное отсутствие проезжих дорог, промерзание почвы зимой до 1,4 метра. Глубокие болота занимали около 20 процентов длины проектируемой линии. Например, протяженность самого крупного Мадмасского болота (в районе станции Сордью) – до трех километров, а глубина – до трех метров. Местные грунты оказались непригодны для отсыпки земляного полотна. Потому строителям предстояло разработать в карьерах и доставить на десятки километров к месту отсыпки миллионы кубометров грунта. А. Солженицын упоминает об этой магистрали в «Архипелаге ГУЛАГ»: «Освоение столь обширного северного бездорожного края потребовало прокладки железной дороги от Котласа через Княж-Погост на Воркуту. Это вызвало потребность еще в двух лагерях, уже железнодорожных – Севжелдорлаг (от Котласа до реки Печоры) и Печоржелдорлаг (от Печоры до Воркуты)». Главной задачей Севжелдорлага в приказе НКВД СССР было названо строительство железной дороги Котлас – Воркута. Производственный план 1938–1939 годов предусматривал первоочередное строительство сразу двух крупных участков трассы: Чибью – Княж-Погост – Айкино (268 км) и Кочмес – Воркута. Для решения поставленной задачи на трассе в 58 лагпунктах сосредоточили около 30 тысяч заключенных. «Если бы можно было взглянуть на стройку с высоты птичьего полета, она напомнила бы муравейник, протянувшийся на сотни километров. Кто-то из строителей рубит лес, выкорчевывает пни, кто-то в тачках отвозит в сторону негодный грунт, торф и болотную жижу, кто-то взрывает горы и засыпает овраги. Работа шла круглые сутки, в две смены. Днем – при свете солнца, если оно было, а ночью свет обеспечивали кострожеги из слабосильной команды», – так описывает строительство железной дороги его участник Э. Ваза. 7 ноября 1940 года открылось движение поездов на участке отКотласа до Княж-Погоста, а 25 декабря 1940 года – на всем участке Котлас – Кожва. Новому пути требовались большие доработки. Земляное полотно, проложенное по болотистым местам, во время распутицы деформировалось; временные деревянные мосты, построенные на обходах, нуждались в укреплении. Дальней связи и сигнализации дорога не имела. На большинстве станций и перегонов отсутствовали постоянные пассажирские, жилые, коммунально-бытовые и производственные постройки. Водоснабжение паровозов осуществлялось на простейших временных сооружениях. Ликвидацию недостатков запланировали на 1941 год. 29 июня 1942 года НКВД передал объект протяженностью от Котласа до Кожвы железнодорожникам в постоянную эксплуатацию. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
7 марта 2011 9:33 История Печорского края Освоение Печорского края началось издревле – за 850 лет до образования города Печоры. В летописях можно найти упоминание о том, что еще в 1096 году новгородцы исследовали реку и ее окрестности, богатые пушным зверьем, ценной рыбой и полезными ископаемыми. В XIV веке московский князь Иван Калита посылал своих подданных за птицей и мехами на Печору, чтобы заплатить дань Золотой Орде. В конце XV века Иван III отправляет целую экспедицию за серебром и медью на Цильму, а в 1499 году московскими князьями Петром Ушатым и Семеном Курбским в Югорской земле по его указу был построен Пустозерск, первый город в Заполярье. Стоял он в низовьях Печоры, в сорока верстах от ее устья. Пустозерский острог, разместившийся на полуострове, занимал стратегически удобное положение: окруженный с трех сторон водой, он был защищен на случай нападения самоедов. До конца XVIII века в Пустозерском остроге постоянно содержался военный отряд, численность которого в разные времена менялась. В XVI – XVIII веках Пустозерск – главный административный, промысловый и торговый центр огромного Печорского края, мощная перевалочная база и стратегический опорный пункт на торговом пути из России за Урал в Сибирь. Важная страница в истории города – пребывание в Пустозерске в ссылке главы старообрядчества Аввакума Петрова в 1667-82 годах. Протопоп Аввакум Петров, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, писатель, создавший свое “Житие”, был сожжен в Пустозерске 14 апреля 1682 года вместе с тремя единомышленниками за “великие на царский дом хулы”. Кроме исповедников старой веры, в Пустозерске содержались и другие узники, включая участников крестьянской войны Степана Разина. Освоение некогда неизведанной вотчины Московского княжества шло стремительными темпами: в 1564 году в Усть-Цильме уже было 14 дворов, а в 1567 году была образована Ижемская слобода. Уже в 1595-м первые пробы нефти из места нынешней Ухты были доставлены в Москву. Но не только несметные богатства привлекали сюда, предприимчивый люд в середине XVI века вез с Вои и Соплеска точильный камень и готовые бруски. Первое упоминание о Печоре можно найти в переписных документах 1700 года, именно так назывался погост на месте современного Троицко-Печорска. Первый в мире нефтеперегонный завод на берегу реки Ухты был возведен в 1745 году. Правда, архангельский купец Федор Прядунов, владелец предприятия, после его разорения закончил жизнь плачевно – в долговой тюрьме. Конец XIX века стал для нашего края наиболее обильным на экспедиции предпринимателей и промышленников – их привлекали нетронутые природные богатства: нефть, уголь, лес и другие ресурсы. В 1840 году Василий Латкин и его зять Михаил Сидоров начали лесоразработки и доставляли лес до устья реки Печоры. В 1843 г. на Печоре побывали граф Кейзерлинг и капитан Крузенштерн. В 1859 г. образовалась компания Крузенштерна, Латкина и Сидорова для торговли печорским лесом за границу и доставки в Кронштадт, для потребностей адмиралтейства. В 1860 году он был доставлен на кораблях во французские порты Нант, Бордо, а также Лондон, правда, во время первого рейса только одно судно дошло до Франции, другое затонуло. У неутомимого исследователя и энтузиаста В.Н. Латкина в планах было строительство трех церквей в Печоре и сооружение каналов, которые соединили бы Мезень с Пинегой, а Печору с Вычегдой, что значительно бы расширило торговлю между севером и центром России. В устье Печоры был построен порт, куда все чаще стали наведываться иностранные и русские суда. Активней стала идти торговля: соль, хлеб, боеприпасы в обмен на пушнину, икру, лес и дичь. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромскаяМодератор раздела  Вологда Сообщений: 16857 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15804 | Наверх ##
7 марта 2011 9:35 Учитывая полное отсутствие дорог, продукты и товары посуху доставлялись только зимой, а уже весной развозились по населенным пунктам, расположенным на реке. Объем перевозок из центра России был немалым – свыше двух с половиной тысяч тонн в год. Подошло время парового флота, и 1 июня 1864 года доверенный Михаила Сидорова Николай Олейников, пройдя на пароходе по Волге, Каме, Колве, Вишерке, Березовке, Вогулке, затем волоком протащив его до речки Волостницы, вышел в устье Печоры и добрался до села Куя. Путь его составил ни много ни мало – 1300 км. В 1881 году чердынский купец Суслов спустил на воду пароход своей постройки, который назывался “Печорец”, а к 1885 году по Печоре плавали уже три парохода. В 1895 году распоряжением правительства предписывалось начало регулярного почтово-пассажирского пароходного сообщения. Только ижемский купец Норицын за навигацию 1898 года перевез по Печоре 1197 пассажиров и 6352 пуда грузов, а через восемь лет – уже 4497 пассажиров и 31549 пудов грузов. Большую роль в освоении края и его приближении к цивилизации сыграли после революции 1905 года политические ссыльные, которых в Печорском уезде насчитывалось свыше трехсот человек. Именем одного из них – С.Н. Калмыкова – в советское время был назван теплоход Печорского речного пароходства. 28 августа 1864 г. жители Троицко-Печорского погоста, услышав гудок, высыпали на берег и увидели «чудную посудину, которая нещадно чадила, ревела, баламутила воду и ... плыла». Это шел пароход «Печора». В 1880-х гг. уже ходили три парохода, два — чердынского купца И. А. Суслова и один — купца А. М. Черных. За свою инициативу в развитии судоходства И. А. Суслов Обществом содействия русской промышленности и торговле был награжден золотой медалью. Вскоре нашлись у Суслова последователи. 8 мая 1895 г. было издано распоряжение правительства об устройстве на реке Печоре регулярного почтово-пассажирского сообщения и заключен контракт с купцом А. М. Сибиряковым, а на содержание судоходства — с ижемским купцом С. Н. Норицыным. В период гражданской войны суда переходили из рук в руки и до весны 1920 г. оставались в частном владении. Весной 1920 г. пароходы и баржи, принадлежавшие частным судовладельцам, были национализированы. А.Н. Шувалов. "Белые ночи Печоры Первые суда мало были приспособлены для перевозки пассажиров. Профессор В. П. Амалинский, побывавший на Печоре к 1893 году, в своей книге «По Ледовитому океану и Печоре» пишет: «Ижма» — так назывался наш новый пароход — вблизи оказался еще хуже, чем можно было представить, наблюдая издали. Тяжелый запах соленой воды, невыделанных шкур, смазочных масел боролся с другими — промозгло-кислым запахом, исходившим из жилых помещений палубы, и спертым запахом, висевшим тяжелым слоем над тряпьем, среди которого на полу расположились палубные пассажиры... Ночь провели очень беспокойно. «Ижма» много раз садилась на мель, два раза подолгу стояли на месте, пока матросы, то бродя в холодной воде, то в лодках, отыскивали фарватер, по которому можно идти дальше. Все время шли тихим ходом, беспрестанно давая задний ход и меняя направление, последние 40 верст шли 12 часов; наконец, в 8 часов утра достигли конечного пункта — Усть-Кожвы». Весной 1906 года пароходовладелец Черных построил новый пароход — «Михаил Черных», который стал самым мощным на Печоре. В Якше он взял на буксировку по Печоре караван из 9 барж, а в Троицко-Печорске забуксировал еще 4 баржи. Такого еще на Печоре не было. А вверх по Печоре он поднял караван из 18 барж, правда, расчленив его на две части. Подняв одну половину километров 100—150 и причалив ее к берегу, пароход возвращался за другим составом. И так благополучно доставил их в Курью. Черных стал явным конкурентом у судовладельца Норицына, тем более в 1908 году у последнего сгорел пароход «Печора». http://www.ya-pechorec.ru/foru...amp;t=1189 --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
|