Исторические заморочки из личной жизни Андрея Баташева, так же как и младшего брата, начинаются с даты его рождения. Хронологический разбег ссылок на время рождения нашего героя- около десяти лет. Начинается он с 1726 года и оканчивается 1735. Например, в дворянских списках Касимовского уезда за 1788 год он записан 56 летним, что соответствует 1732 году рождения.
Второй вариант. Год смерти Баташева 1799. Имеется информация, что умер он в возрасте 73 лет. Путем несложного подсчета получаем время рождения в 1726 году.
Забегая несколько вперед, обращу ваше внимание на дату рождения первого сына Андрея Родионовича. Отцом он стал в 1746 году. Явно не в 14 лет, что указывает на ошибку в записи, имеющуюся в дворянских списках.
Как пишут некоторые исследователи истории основателей выксунских заводов о датах рождений « братьев Андрея и Ивана Родионовичей Баташевых существует несколько вариантов. Разброс дат рождения Андрея от 1724( из книги А. Баташова «Баташ» до 1735, у Ивана- от 15.08.1932 (на могильной плите) до 1741 (академик Н. Павленко. "История металлургии в России XVIII века: заводы и заводовладельцы». Да, даты смерти обоих братьев исторически зафиксированы совершенно точно. А вот с возрастом, то есть с моментом рождения имеются проблемы. Почему же?
В первом исходнике, ревизской сказке жителей Тулы в деле 1748 года хранящемся в Российском государственном архиве древних актов, фонд 350, опись 2, дело 3666, лист 204, (правда не указано время составления документа) Андрей указан шестнадцатилетним, а Иван- двенадцатилетним. Разница в возрасте четыре года.
В следующей ревизской сказке написанной 13.02.1763 года (третья ревизия, РГАДА, ф.350,оп.2,д.1301, л.275) возраст Андрея указан -35 лет, возраст Ивана- 30. Разница в возрасте- пять лет.
Историки Н Арсентьев и А.Дубодел в своей книге «Промышленная Россия первой половины XIX века пишут « В 1754 году, будучи 34 лет от роду, он (Родион Баташев) скоропостижно умер, оставив после себя двух сыновей- 16-летнего Андрея и 12 летнего Ивана»
По ревизской сказке 1748 года Андрей рожден в 1732 году, Иван в 1736.
По ревизской сказке 1763 года Андрей рожден в 1728 году, Иван в 1733.
По книге Н.Арсентьева-А.Дубодела Андрей родился в 1738, Иван в 1742.
Что же за документ такой «ревизская сказка» и стоит ли ему доверять?
«Сказками» в России в XVII – начале XIX века называли официальные записи объяснений или показаний разных лиц. Чтобы возложить бремя содержания регулярной армии на податные сословия, Петр I указом 26 ноября 1718 года потребовал «Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им, кто утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том». Несмотря на эту угрозу, в поданных сказках цифры оказались так неимоверно занижены, что правительство назначило в 1721 году строжайшую ревизию сказок. Название «ревизия» сохранилось на последующие переписи населения податных сословий (главным образом крестьян и мещан). Сами души стали называться «ревизскими душами», их списки «ревизскими сказками». Души, во время ревизии случайно или умышленно пропущенные, и поэтому не вписанные в «сказку», получили название «прописных», а «сказки», поданные по окончании ревизии,- «добавочными ревизскими сказками». При Петре I была осуществлена первая. Последующие прошли в следующие сроки: 2-я в 1744-1746 годах, 3-я в 1762-1763 годах, 4-я в 1782, 5-я в 1794-1795 годах, 6-я в 1811 году, 7-я в 1815-1816 годах, 8-я в 1833-1834 годах, 9-я в 1850, 10-я в 1857-1857 годах.
Первое упоминание Андрея и Ивана Баташевых находится в документе 1748 года, по срокам не соответствующем второй ревизской сказке проходившей в 1744-1746 годах. Документ от 1748 года является добавочной ревизской сказкой. Имеет ли он точность?
Напомню, что «ревизская сказка»- это документ, в котором отражались результаты проверки податного населения. Имела она вид обычного журнала, в котором находился список. В него вносились поименно жители российской Империи. Указывалось имя, отчество, и фамилия человека, который владел двором, а также вся информация о его семье. Никакой систематики в проверках найти нельзя. Между первой и второй прошло 25 лет, между второй и третьей не менее 20-ти. Но за это время между ревизиями проводились уточнения. Специалисты фиксировали наличие или отсутствие лица, а также указывали на причины «отлучки». Все эти подробности относились уже к следующей переписи, а поэтому часто бывало, что душа умершего человека все равно фиксировалась. Такие случаи приводили к тому, что держава увеличивала собираемость подушевого налога, и были возможны злоупотребления, о которых и писал Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах».
Первая ревизская сказка была зафиксирована в 1718 году. В общей сложности проверка проводилась до 1724 года. Ее проводили особые переписчики, которыми командовали полковые и земские комиссары. В итоге, первая перепись учитывала 5,4 миллиона мужчин. Женщины при проверке не учитывались.
Во время второй ревизии в 1743 году снова проверяли лишь мужчин. В этот период даже пытались установить правило, которое требовало проводить ревизии один раз в 15 лет.
В 1761 году прошла третья проверка. Списки ее подавались в губернских конторах, а также провинциальных и воеводских учреждениях.
Если человек участвовал в ревизии впервые (как правило, дети) возраст записывали со слов, а при повторной записи писарь просто увеличивал возраст из прошлой ревизии на прошедшее с тех пор число лет. Особой точности в первом случае не соблюдалось. На вопрос о том, сколько человеку лет, отвечали примерно так: «Дык 30», либо «Родился в году эдак в 1810». Довольно точно указывался возраст только новорожденных: 3 недели, 10 недель, 20 недель. О детях постарше писали «полгода», «год», «полтора года». Особая путаница была в первой ревизии 1720-х годов. Там не только писцы могли указывать возраст по состоянию на 1710, 1714 или 1718 год, но и сами респонденты добавляли себе лет (порой старели лет на 20), а своим детям уменьшали.
В целом же «ревизский» возраст носит чисто ориентировочный характер. Для IX века его нужно уточнять по метрическим книгам.
Что же, на повестке Андрей Баташев, его личность, характер, которые отчасти послужили триггером для сочинения легенд о заводчике. Одну из самых мутных, тему женщин в жизни Андрея Родионовича хочу начать с цитаты из исследования наследственного вопроса, рязанского ученого- краеведа Ирины Гасановны Кусовой. Она пишет: «По утверждению Л. П. Чекиной и И. П. Белоконского, в конце XIX— начале XX вв, просматривавших семейный архив Баташевых в Гусе, Андрей Родионович был трижды женат. Никаких ссылок на документы при этом не делается».
Вот мы и подошли к истории первой женщины в жизни Андрея Баташева. Кто она? Откуда? Как все происходило?
Для общего развития и облегчения построения дальнейших словесных структур и их восприятия читателями, надо привести немного исторической информации. В России в XVIII веке минимальный брачный возраст составлял 13 лет для женщин и 15 - для мужчин. В 30-х годах XIX века он был повышен на 3 года для всех губерний Российской Империи, кроме Закавказья и Средней Азии, и составил 16 лет для женщин и 18 - для мужчин. Такое положение сохранялось до 1926 г., когда был установлен единый минимальный брачный возраст 18 лет. Во многих странах мира минимальный брачный возраст соответствует совершеннолетию, т.е. 21 году. До революции в России существовал и предельный брачный возраст - 80 лет. После достижения 60 лет для вступления в брак требовалось разрешение церкви.
Создание системы школ, новые условия службы в регулярной армии и на флоте, усложнение общественной жизни привели в XVIII веке к повышению брачного возраста. Общественная жизнь становилась теперь важнее частных интересов. Петр I установил новый брачный возраст: для юноши — двадцать лет, для девушки — семнадцать лет. Указ Петра затронул компетенцию церковной власти и по сути дела, отменил византийскую норму права. Вряд ли этот поступок государя вызвал одобрение у руководителей русской церкви, скорее, наоборот. Действовал Петр I сообразно с государственными интересами. Ранний брак связывал молодых людей, а Петр I хотел изменить привычный образ жизни, создать такую ситуацию, при которой экономически выгоднее было не сидеть у себя в имении и проживать не самим нажитые деньги, а пробовать свои силы в военном, дипломатическом деле и на других поприщах.
Многочисленные военные походы в его царствование требовали участия в них грамотных, хорошо обученных военнослужащих. Для выполнения этих задач нужны были свободные, не обремененные женами и детьми молодые люди, заинтересованные сделать карьеру с самоотверженностью, соответствующей их возрасту и энергии. Повышение брачного возраста давало возможность законодательно регулировать эти процессы. Однако введенная Петром I норма закона не применялась даже в период его царствования. Новшества Петра I вызывали недовольство у подданных, так как ломали многовековые традиции народа, стиль русской жизни, казались кощунственными и неправомерными.
Поэтому многие указы Петра I остались на бумаге. В еще большой мере это касалось столь малоподвижной, столь консервативной области права, какой являются брачно-семейные отношения, которые строились на обычае. Татищев В.Н. в своей «Духовной» сыну, наставлял его, чтобы он следовал советам, что не следует жениться в 18 лет...
Нельзя не указать и на другие особенности того времени. Церковь всегда считалась высшим авторитетом в семейно- брачных вопросах. Петр I же стремился превратить церковь в бюрократическое учреждение и полностью подчинить ее целям светской власти. Правительство взяло под свой контроль деятельность низшего духовенства, включая совершение «таинства брака». Петербург многократно требовал от местного духовенства (приходского) следовать новому порядку регистрации браков с внесением записей в книги. Табели с этих книг регулярно посылались в Синод. Любой, правильно заключенный брак, оставлял след в книге и кратком списке с нее - табеле. Поэтому искать подобные сведения можно было в двух местах: в канцелярии синода и церковной книге по месту совершения брачной процедуры.
Но вернемся к Андрею Баташеву. В 1745 году состоялась свадьба. Как и положено, за полгода до нее произошло обручение. Женили Андрея на Ефимии Семеновне Пальцовой 1728 года рождения, дочери Семена Ивановича Пальцова, тульского посадского человека.
Не просто так, по любви, состоялся этот брак. Велик был родительский авторитет в то время. Род Пальцовых старинный. Встречается в писцовых книгах с 1625 года и разветвляется настолько широко, что целая слобода в Туле прозывалась иногда Пальцовой. В ней стояла Владимирская церковь, и из пяти домовладений три принадлежали представителям этой фамилии.
Тетка Ефимии Семеновны, тоже Ефимия, родная сестра отца, по мужу Демидова. Да, да. Замужем за Акинфием Демидовым. У него же служил и отец. Семен Иванович значился в приказчиках у Демидова.
Вопрос этот очень хорошо освещен в работах историка, доктора исторических наук Юркина И.Н. Он пишет что «Демидовы, в свое время, не успели породниться с крупными фамилиями тульских заводчиков - настолько стремительно поднялись они из нижних слоев своего сословия. Теперь, благодаря Пальцовым и через них, они оказываются связанными практически со всем миром тульских металлозаводчиков. Для Акинфия Демидова приказчик Пальцов оказался сотрудником настолько ценным, что, хозяин обратился в Берг-коллегию с просьбой освободить его от части обязанностей, возлагавшихся на посадских людей. Такое разрешение было получено.
Браки Андрея Баташева с Ефимией Пальцовой, Акинфия Демидова с другой Ефимией, но тоже Пальцовой, обычны для промышленной Тулы XVIII века. Тяготение друг к другу на брачно-семейной основе ее промышленно-предпринимательских династий, является характерной тульской чертой, влиявшее на их развитие, особенно на стадии становления».
С.И.Пальцов, благодаря разветвленным генеалогическим связям, оказался породнен с большинством наиболее крупных предпринимательских родов Тулы. Он вышел со временем по купечеству в первую гильдию. Следует отметить, в качестве показателя его роста, выразительную деталь. В его доме в Чулковой слободе Тулы останавливалась во время своей поездки в Киев в 1744 г. императрица Елизавета Петровна. Особо подчеркну: не у Демидова, который имел в то время самый роскошный дом в Туле, а у Семена Ивановича Пальцова. Демидов же только принимал гостей, устраивал у себя обед. Чем же дом Пальцова привлек императрицу? К нашему счастью сохранилось его описание. Дом достался в наследство от его покойной матери Евфимии Семеновны, урожденной Пальцовой Андрею Андреевичу Баташеву (Черному). Здание имело крестообразную в плане форму и было довольно большим: протяженность одного его фасада составляла около 37 м, другого - 30-ти, превышая соответствующие размеры стоящей поблизости Тульской Христорождественской церкви.
Родион Баташев, сватая за сына Ефимию, желал блага своему роду, продолжателям его: Андрею, младшему Ивану. Ну, а что до любви, так стерпится – слюбится. В ставке своей Родион не ошибся. Его наука, наука тестя и прочего Тульского промышленного окружения применена была Андреем Родионовичем совершенно правильно, о чем свидетельствуют результаты его деятельности.
В браке с Ефимией у Андрея Родионовича родилось двое детей. В 1746 году сын Андрей и позднее дочь Наталья.
Этот брак выручил Андрея Родионовича в критический, для него, 1754 год. Только благодаря разветвленным семейным связям можно было перехватить государственный заказ у конкурирующей компании Мосоловых и отсрочить закрытие одного из Тульских заводов. Не хватило бы авторитета у Андрея Баташева, что бы в 28 лет в одиночку противостоять обстоятельствам и таким мощным конкурентам.
До 1775 года Ефимия Семеновна вместе с супругом проживала в Туле. Затем следует десять лет в течении которых постоянное место пребывания семьи Андрея Баташева не известно. С марта 1776 года они могли проживать на улице Большой Морской в Петербурге в купленном у архитектора Квасова доме. И только с 1785 года Андрей Баташев с супругой числится в приходе церкви села Веркуц- то есть на Гусе Железном. Согласно местным преданиям Гуся, Ефимия Семеновна была тихая, робкая женщина, почти не покидавшая отдаленных покоев дома. К гостям она никогда не выходила, ссылаясь на нездоровье. В 1785 году в возрасте 57 лет она скончалась. Место захоронения не известно. Но вполне возможно, что находится оно на кладбище деревни Погост, в нескольких километрах от Гуся Железного. Как иначе объяснить желание Андрея Баташева благоустроить это место. Им были выделены средства на ремонт храма и возведение очень красивой и оригинальной колокольни при наличии в это время в Гусе Железном заводской деревянной церкви построенной во имя святого Иоанна Предтечи в 1766 году и сгоревшей в 1812.
26 ноября 1786 г. Андреем Родионовичем была куплена дворовая девка Матрена Егорова. Куплена, очевидно, вместе со своими родными, так как ее отец, Егор Гурьев, также числился среди служителей Баташева. Спустя три месяца, 1 марта 1787 г., Баташев подписал Матрене вольную, а 8 июля того же года, якобы обвенчался с ней в Преображенской церкви соседнего села Русский Погост. От этого брака у Баташева осталось трое сыновей: Андрей — младший (1787—1819), Николай (?—1829) и Иван (?—1845).
В этом месте начинаются вопросы по поводу изложения истории брачно- семейных отношений Андрея Родионовича историками и краеведами.
Андрей Родионович Баташев в 1783 году добился восстановления в дворянском звании. Приобретенное дворянство считалось потомственным и передавалось по наследству и в результате брака по мужской линии. Каждый дворянин сообщал свое дворянское достоинство жене и детям. В результате брака, если бы он состоялся, имевшего в то время четкое определение- мезальянс (неравный брак) Матрена и ее дети обзаводились дворянством. И совершенно непонятно беспокойство Баташева за будущее его и Матрениных сыновей.
Тем не менее в 1790 г. он записал трехлетнего Андрея-младшего в лейб-гвардии конный полк, откуда тот был отставлен «за болезнию» через четыре года гвардии корнетом. Офицерское звание обеспечивало его владельцу право на дворянство независимо от происхождения. Это существенно облегчило судьбу Андрея-младшего. Он смог сравнительно безбедно прожить, владея стеклянной фабрикой в селе Митине Касимовского уезда и другим движимым и недвижимым имуществом, переданным Андреем Родионовичем Матрене по 33 купчим в 1795 и 1797 годах. И второго сына, Николая, Андрей Родионович Баташев также намеревался «пристроить»: обращался во Владимирское дворянское собрание «за грамотой о сыне для записки в гвардию», но, видно, ничего не вышло, так как позднее Николай будет называться унтер-офицером без каких-либо упоминаний о гвардии. К чему такое беспокойство, если брак с Матреной заключен официально? Почему Матрене и ее детям пришлось доказывать право на наследство не один десяток лет после смерти Андрея Родионовича, если брак был оформлен официально, и венчание происходило в церкви на Погосте? Почему нарушено церковное правило, обязывающие проводить обряд венчания по месту жительства супругов? Согласно ему Андрей Родионович и Матрена должны были быть повенчаны в церкви на Гусе.
Не было никакого венчания. Дети были рождены вне брачных отношений. Поэтому до 1816 года, до смерти единственного наследника первой очереди, по современной терминологии, Андрея Андреевича старшего вопрос разрешен быть не мог. Во всех просьбах и обращениях официальные структуры Матрене отказывали. И ни при чем здесь пожар в синодальном архиве. А вот по кончине Андрея Андреевича (Черного) старшего сына, практически уравнявшей в правах всех наследников, и возникли судебные дела о разделе наследства.
Третий брак Андрея Родионовича Баташева, как бы это помягче сказать- миф. Местечковое мифотворчество связало его с некоей Акулиной Матвеевной, чья фамилия и прочие установочные данные до настоящего времени неизвестны. На металлической пирамиде венчающей ее место погребения отлито «Под сим памятником погребено тело вдовы Акулины Матвеевны, которая родилась в 1749 г. июня 2 дня, а скончалась в 1819 г. июня 7 дня в 4 часа пополудни...» В возрасте 70 лет. Похоже, что данная барышня постарше Матрены Егоровны Гурьевой – матери трех сыновей Баташева, родившихся после 1786 года.
Единственное, что точно связывает нашего героя с Акулиной – место погребения. Причем ее место не самое близкое к могиле Андрея Родионовича. Вокруг последнего приюта хозяина Гуся еще несколько захоронений в границах родового некрополя, если так можно назвать место на сельском кладбище
Во время бурной деятельности «краеведа» Чекиной необходимо было создать негативный образ, напустить страха и тумана во благо собственной дешевой популярности. Вот и подтянули факты, состряпали ссылки на местный фольклор. Пошла в печать очередная ложь и гуляет до настоящего времени.
А вывод такой. Не смотря на вымысел авторов художественных произведений, судьбы Андрея Родионовича, брата его Ивана, сына Андрея старшего схожи тем, что в жизни каждого было по две женщины. Первые супруги умирали раньше своих мужей. Умирали, а не уходили из жизни Баташевых из-за развода. Да, да, и тогда существовала возможность расторгнуть семейные отношения. Возможности у богатейших людей России добиться развода существовали. Но не использовались. В жизни братьев Баташевых нет детей, прижитых во время брака на стороне от других женщин. Нет скандалов, связанных с этим. Воспитание не позволяло.
2014-2022 г. В Королев
https://korolevofvyksa.livejournal.com/22484.htmlВСПОМНИТЬ ВСЕ 2. Продолжаем пытаться отделить зерна от плевел. Насколько это возможно по прошествии более чем двух веков. Для большей объективности и информированности читателей, считаю, что будет несправедливым, лишить их возможности сравнить братьев Баташевых в рамках этого повествования. А посему эта глава о младшем из братьев- Иване.
Почему так мало биографического материала, касающегося Ивана Родионовича Баташева? Не густо и по старшему Баташеву, Андрею Родионовичу. Но там его отсутствие компенсируется чернухой из легенд.
Одна из причин это то, что никто этой темой серьезно не занимался. Большая часть баташевского наследия утрачена, остатки размыло по архивам трех или четырех разных губерний.
Другая- то, что младший из братьев в Выксе постоянно не проживал. Бывал наездами.
Итак. Баташев Иван Родионович родился 15.08.1732, по другим сведениям в 1733,1736, 1741, 1742 годах. Умер 28.1.1821 года. Дата рождения его старшего брата Андрея Родионовича в разных источниках, так же варьируется от 1726 до 1735 года.
На могильной плите, закрывавшей склеп Ивана Родионовича в Выксунской Христорождественской церкви, указаны следующие годы жизни: 1732 – 1821. Получается, что прожил он 89 лет. Пережил своего старшего брата на 22 года и прожил больше на 16 лет. И это при том, что в XVIII веке, в Голландии средняя продолжительность жизни примерно 31 год. Те же времена, Германия. В 1741 году войсковой капеллан Йоганн Петер Зюссмильх опубликовал первую немецкую таблицу смертности для населения Бранденбурга. Цифры поражают - средняя продолжительность жизни человека здесь на то время составляла всего лишь 22,5 года. Ладно, может быть, не стоит копать на Западе. Есть Россия, которая славилась сказочными богатырями да богатырским здоровьем. Оказывается, желаемое всего лишь выдавалось за действительное. В России в 1896-1897 годах средняя продолжительность жизни... всего лишь 32 года(!). В те же времена: Англия - 33, Бельгия - 32, Голландия - 34 года. Это так, для сведения, и возможности сделать далее какие-то выводы.
Вернемся к плите могильного склепа. Такая же плита, знаменитое погребение, знаменитого гражданина и история повторяется. Годы жизни на могильной плите Шепелева Дмитрия Дмитриевича указаны с 1766 по 1841. По другой же информации родился муж внучки Ивана Родионовича в 1771 году. Основная масса исторических источников описывающих жизнедеятельность вышеозначенного господина говорит нам о том, что начало его жизненного пути, приходится на 1771 год. Это к вопросу о том: следует ли доверять некоторым надписям на могильных плитах и тут же вспомнить о системе создания ревизских сказок.
Да, не добавляло точности в летоисчислении Российских граждан отсутствие традиции отмечать дни рождения. Дни рождения в России стали праздниками только в XIX веке — и то у дворян и богатых купцов.
Ни в православной, ни в католической традиции, праздновать день рождения было не принято. Католики отмечали только дни рождения святых, православные — только три рождения: Рождество Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. В России начала ХХ века, после революции, именины так же не праздновались. И даже «Муху-цокотуху» Корнея Чуковского в 20-е годы запрещали, в том числе за пропаганду того, что «Нынче Муха-цокотуха именинница…».
День рождения, именины и день ангела были совершенно разными понятиями. Первое- это число, когда ребеночек появился на свет. Именины- день крещения, которое обычно состоялось на восьмой день и дата эта записывалась в церковную книгу. Возможно правильно, если дьячок был трезв. Бывали случаи, когда эти труженики ставили одну дату окрещаемым на протяжении месяца. И день ангела. Имя давалось человеку представителями РПЦ исходя из ближайших праздничных дней в честь святых. Иногда именины и день ангела совпадали.
Вот вам и путаница в датах рождения. Еще в начале 20 века в Российских деревнях при оформлении каких-либо документов графу «дата рождения» заполняли «наощупь». Зато с другой значимой датой, которой заканчивался жизненный путь, все обстояло гораздо точнее, т.к. обряд погребения предусматривает делать отметки о начале и конце жизненного пути. С концом все понятно. Все происходит на глазах. А вот сведения о рождении можно получить только у близких родственников или в церковных книгах в том случае, если жизнь представившегося протекала подле той церквушки, в которой его и окрестили.
Личности Баташевых, Шепелевых и им подобных были гораздо мобильнее основной массы населения страны и, родившись в Туле, прожив часть жизни в Петербурге и Москве, заканчивали ее где-нибудь в глухих Муромских лесах. Да еще если учесть продолжительность их жизни, превысившую минимум вдвое среднюю по России. Кто же уж тут вспомнит, когда родился Иван Родионович Баташев, когда его уже нужно тащить на погост, паспортов-то и других документов, удостоверяющих возраст, не было.
Вернемся к началу его жизненного пути. Естественно, что в связи с малым возрастом, в середине 40-х годов XVIII местом жительства Ивана Баташева был тульский двор его отца, находившийся в приходе церкви Рождества Христова, что в Казенной слободе (она же Николо-Зарецкая). Сведения о его детских и юношеских годах совершенно отсутствуют. Можно только предположить, что бороться с безграмотностью Ване пришлось в домашних условиях.
Вступив во взрослую жизнь, Иван был женат дважды. Поговорим о первом браке. Первая жена - Дарья Илларионовна (Ларионовна) (1742-?) – дочь известного тульского купца и мануфактуриста Л.И. Лугинина. (ок.1720-ок.1780?),
Какому туляку не известна фамилия Лугинин? Мало таких, поскольку многие горожане знают, что некоторые факультеты педагогического университета в Туле и поныне располагаются в особняке, некогда принадлежащем этой знаменитой фамилии. Основателем династии Лугининых был Илларион Иванович, сын известного купца Ивана Корнеевича. Илларион начал с того, что в 1749 году построил в селе Покровском-Алешне парусинную фабрику (это в 25 верстах от Тулы по Калужской дороге). Спустя два года, накопив капитал, Лугинин откупил у Мосоловых один из их железных заводов; при этом он очень активно занимался торговлей, отнимавшей у него большую часть времени. И. И. Лугинин вместе с другими русскими купцами выезжал, и неоднократно, в Китай, Иран, страны Западной Европы. В 1762 году при учреждении Государственного банка был назначен директором его московской конторы. 12 февраля 1763 года по решению Сената был приглашен в Петербург для участия в собрании по рассмотрению таможенной политики России. В том же году вступил в акционерное общество «Средиземноморская торговая компания», в которой не побоялась разместить часть своих капиталов даже императрица Екатерина П. В Туле в 60-е годы XVIII века насчитывалось 199 купцов, «торгующих к портам», то есть вывозящих товары за границу. Они-то и составили вышеупомянутую компанию. Более половины акций приобрел И. Владимиров, самый богатый тульский купец той поры, наследник оружейника Владимирова, одного из строителей казенного оружейного завода; далее шли Лугинин, Г. Баташев, В. Ливенцев, И. Пастухов, А. Солодовников, И. Девяткин, В. Сушкин и прочие. Всего в обороте у 36 тульских купцов было до 860 тысяч рублей. По участию во внешней торговле Тула шла вслед за Москвой и Петербургом, поскольку играла важную посредническую роль в торговле с южными сельскохозяйственными областями, особенно с Украиной. Кроме того, тульские купцы не оставляли своим вниманием и торговлю с развивающимися промышленными районами на востоке России. В связи с этим и Илларион Лугинин в конце 60-х годов активизировал деятельность по промышленному освоению Урала. В 1772 году он был избран тульским городским головой.
Конечно, таким богатым и известным дворянам, какими стали Лугинины, необходим был и представительный особняк, поэтому, как гласит предание, Илларион Иванович подрядил архитектора Растрелли сделать проект; а здание возвели в самом центре Тулы. Впоследствии дом этот перекупил купец Плахов, он же продал его духовному ведомству. Произошло это до Октябрьского переворота.
Скорее всего, что Ивана Баташева женили в 1755 году, когда Дарьюшке Лугининой исполнилось 13-14 лет. Невеста- девица из известной семьи, по финансовому положению находящейся на ступень выше Баташевых. На этот момент, если брать за дату рождения 1732 год, Ивану было 23 года. Если же вести отсчет с 1741 года, то брак состоялся, когда ему было 14-15 лет. Последние даты более традиционны для того периода. И в том и в другом возрасте, этот брак очень выгоден Баташевым.
Женившись на Дарье Илларионовне, Иван Родионович получил приличное приданое.
Русские законы семейной жизни требовали: прежде чем стать матерью и отцом, выросшие молодые люди должны сначала стать мужем и женой. Многовековое свойство равномерного удвоения численности Русского мира обеспечивалось вырастанием в среднем по 5-7 детей в семье, в основном крестьянской. Физиологически же возможно – 10-12 рождений. При этом следует отметить, что великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев был 17-м (СЕМНАДЦАТЫМ!) ребенком у своих родителей! Значит, русская женщина может родить 17 детей и 17-й ребенок, которого она родит в 40-45 лет, вырастит не только вполне здоровым, но и гением, совершившим колоссальный рывок в науке.
Многодетная семья всегда была свойственна русскому народу. Одним из факторов, поддерживающих идеи многодетности, являлось, в том числе, и православие. Библия устанавливает патриархальный брак, согласно которому муж — глава жены (Ефес. 5:22-23; Кол. 3:18), жена не имеет права на развод и должна быть покорной мужу (Ефес. 5:22-23; Кол. 3:18; 1Тим. 2:11-14) и должна рожать детей, ибо самая первая заповедь, которую Бог дал людям — это как раз “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Бытие 1:28).
Что-то не сложилось в этом направлении у Ивана Родионовича. Забегая вперед, информируем читателей, что от двух браков родился у него всего один ребенок. Для сравнения: у Андрея Родионовича- двое от первого брака и три сына от второго. Причем последние трое родились, когда ему было более 60 лет.
Напомню, что в начале строительства Баташевского промышленного района, для расширения своего производства Андрей Баташев делал крупные займы. В 1759 году в Медном банке было занято в рассрочку на 5 лет 16 666 рублей, а перед этим был сделан 10-тысячный заем в Коммерческом банке. Использовался также и частный кредит. Скорее всего, в это же время, большая часть приданого Дарьи Илларионовны Лугининой- Баташевой, молодой жены Ивана была внесена в копилку на благо общего дела, что впоследствии не могло не сказаться при договоренности об определении долей при разделе имущества в 1783 году.
Возможно, этот факт позволил исследователям истории Баташевых считать, что именно с этого периода к деятельности старшего брата подключился Иван. По их версии: изучая до сих пор заводское дело под руководством старшего брата, Иван Родионович с этого времени становится надежным помощником ему и впоследствии оказывается выдающимся представителем фамилии Баташевых.
В связи с этим же историки пишут, что первая совместная деятельность братьев выразилась в приобретении земель и крестьян у тех помещиков, во владениях которых сделаны были заявки. Вот на что пошло приданое.
В браке у Ивана и Дарьи почти сразу родился сын, которого назвали Иваном. Произошло это в 1755-56 году. Позднее, выросшего Ивана Ивановича определили по военной линии. Случилось так, что Иван Иванович подружился в годы юности со своим ровесником- Петром Ивановичем Меллером-Закомельским, впоследствии ставшим военным министром. Меллер-Закомельский родился в 1755 и умер в 1823 годах. Активно, с молодых лет, участвовал в боевых походах. Сведений о том, что Иван Иванович Баташев был таким же лихим рубакой, отсутствуют. Наоборот, мы имеем информацию о слабости его здоровья, почему эта дружба и родство не поспособствовала карьере. Иван Иванович и Петр Иванович женились на сестрах. Меллер-Закомельский обучался в Артиллерийском Шляхетском кадетском корпусе с 1 января 1772 года. Срок обучения в школе три года. Могла эта дружба возникнуть во время обучения «военному искусству» или сошлись они в доме тестя и тещи, что более вероятно, сейчас уж и не установишь.
Слабость здоровья единственного сына вылилась в то, что И.И Баташев в 45 лет умер от туберкулёза в конце 1790 годов. Следом за ним, из-за этой же болезни скончалась и его жена. Дети Дмитрий и Дарья остались на попечении деда.
В Петербурге на Большой Морской ул., 54, рядом с Домом архитектора, возвышается нарядное четырехэтажное здание с балконами, тяжелым карнизом и лепными деталями. Таких зданий много в этом городе, и знаток без труда определяет их стиль: ранняя эклектика. Действительно, свой нынешний вид это здание приобрело лишь в 1841 году, когда оно было перестроено и надстроено на этаж по проекту П. И. Таманского. В начале XXI века при реконструкции остался только этот поздний фасад. Раньше, в середине XVIII века, оно выглядело совсем иначе: в два этажа, на подвалах, с 9 окнами в нарядных барочных наличниках. Попасть в него можно было со двора по сходням высокого крыльца, расположенного в самом углу. Добротная и красивая постройка соответствовала облику Большой Морской улицы, которую населяли знатные и сановные люди. Поодаль на Мойку выходил дом Ломоносова, через дорогу жил академик Штелин, рядом — граф Бутурлин. Кто же был первым владельцем дома № 54? Ответ дают неизученные документы: известный зодчий Андрей Квасов (1710-е — после 1778), ученик М. Г. Земцова, хотя поначалу, в 1734—1738 годах, он учился у Л. фон Гарнифельда садовому делу. С 1748 года дела постоянно держали Квасова в Малороссии, на службе у гетмана К. Г. Разумовского. Наконец весной 1757 года он смог вернуться в столицу и через два года начал возводить для себя, по собственному проекту, каменный дом «на погорелых местах». Строительство, по-видимому, завершилось к 1761 году — времени нового отъезда в Глухов и Козельск, где зодчего ждали важные работы. Когда он окончательно понял, что в Петербурге ему не жить, то в конце 1765 года продал деревянный дом, «состоявший в пяти жилых покоях, також с погребом, конюшнею и банею», за Литовским каналом, где жил в молодости, а 24 марта 1776 года — дом на Большой Морской, который «железных заводов содержатель Иван Родионов сын Баташев» купил за 6500 руб. от доверенного лица Квасова.
До конца 1775 года Баташевы проживали в Туле. О чем свидетельствуют записи о причастиях в церковных книгах. Затем следует десять лет в течении которых постоянное место пребывания семей Андрея и Ивана Баташевых не известно. С 1785 года Андрей Родионович приписан к церкви села Погост Касимовского уезда (Гусь Железный). С марта 1776 года братья с семьями могли проживать на улице Большой Морской в Петербурге в купленном у архитектора Квасова доме.
. Хозяйство братьев разрасталось. Были построены заводы: Унженский доменный и молотовый в Касимовском уезде (пущен в 1755 г.), Еремшинский доменный и молотовый в Шацком(1757), Гусевский доменный и молотовый во Владимирском у. (1759), Выксунский доменный и молотовый в Арзамасском уезде (1766), Велетминский (Велетьминский) молотовый в Арзмасском (1770), в 1770 же году купили Сементиновский молотовый завод (Алексинский уезд) у А.Г. Даниловой, прекратили на нем производство, людишек разослали по другим заводам, а этот и еще один заложили в банке получив 30 000 рублей, Илевский доменный и молотовый в Кадомском (1774), Железницкий и Пристанской молотовые в Ардатовском (1779), Верхнеунженский (Рудневский) доменный и молотовый в Муромском уезде (1783).
18 января 1783 г. Иван вместе с братом восстановлен в дворянском достоинстве, которым, как пытались они доказать, обладали его предки.
Сразу после этого между братьями произошел конфликт, результатом которого явился раздел имущества. Возможно, что это все возникло не в одночасье, а назревало постепенно. Сейчас уж не узнаешь.
После раздела имущества в 1783 г. Ивану Родионовичу достались заводы: Унженский, Выксунский, Велетьминский, Железницкий, Пристанской.
Позднее, по его приказу были построены заводы: Сноведский доменный и молотовый в Ардатовском уезде (пущен в 1784 г.), Верхнежелезницкий (1800) и Проволочный (1803) молотовые там же в Ардатовском уезде.
Несколько ранее случившегося раздела Иван Родионович женился во второй раз. Произошло это в 1782 году и это отдельная интересная история. Счастливой избранницей стала Елизавета Осиповна Москвина(1759—1833)- дочь московского купца 1 гильдии происходящая из старой, богатой и просвещенной московской купеческой семьи. Дама с воспитанием, образованием и, как следствие из этого, с характером и амбициями. Чего только стоит тот факт ее биографии, что в 1802 году Бланк Борис Карлович, известный стихотворец XVIII века (1769 - 1826), издал сборник «Аония, или Собрание стихотворений». В сборнике представлены основные мотивы журнальной поэзии конца XVIII - начала XIX веков, и ее разнообразные жанры (послание, эпиграмма, мадригал, эпитафия, рондо, «эмблема»). Белинский отметил «Аонию» в ряду примечательных явлений «женской» литературы. По утверждению М.Н.Макарова, российского писателя того времени, поэтессы, Елизавета Осиповна вместе с сестрой Марией Осиповной, Москвины были автором этого сборника.
Роскошный дворец Ивана Баташова в Москве у Яузских ворот возвели к 1802 году. Ему удалось пережить пожар 1812 года. Ныне в этом здании (Москва, ул. Яузская, д. 9 – 11) расположилась Московская городская клиническая больница № 23. Окружающая его изящная чугунная ограда с вазами на столбах и фигурами львов отлита по проекту крепостного зодчего М. Красильникова.
В середине 90-х гг. Иван Баташев имел еще и тульский двор, который располагался в Заречье, в Оружейной слободе, на берегу реки Упы, в том же квартале, где и двор его брата А.Р. Баташева. Для чего братья примерно в одно время строят на родине на соседних улицах два особняка в которых жить особо не собираются, еще предстоит разобраться.
В 1791 году Иван Родионович Баташев будучи крупным заводчиком, коллежским асессором решил попробовать себя еще в одном бизнес-направлении, приобрёл селения Вантеево и Копнино под Москвой с тремя фабриками. Управление фабриками и имением он передал жене Елизавете Осиповне.
Елизавета Осиповна кроме владения полотняной и бумажной фабриками в Вантеевке, была собственником соседнего села Богослово. Продукция фабрики Баташевых в Вантееве имела большой спрос на внутреннем рынке. Предприятие развивалось, но довольно медленно. Писчебумажная фабрика выпускавшая 22 000 стоп писчей, оберточной и обойной бумаги в год, со временем пришла в упадок. Тем не менее, проработала до 1866 года в котором и вовсе сгорела. Интересный факт по селу Богослово. В начале 19 века 18 крестьян были переселены из села Фоминского Алексинского уезда Тульской губернии.
После разделения в 1782 году Московской губернии на 15 уездов село Вантевка административно вошло в границы Московского уезда, оказавшись при этом у самой границы с Богородским уездом. Кстати, о вышесказанном. Краеведы этих мест утверждают, что Иван Родионович умер в 1821 году в возрасте 80 лет, тем самым еще раз подтверждая дату рождения, соответствующую 1741 году.
К началу XIX века Вантеевский деревянный храм обветшал. Супруги Баташевы, по-видимому, давно решили построить в селе храм, потому что, как можно предположить, они часто приезжали сюда на летний отдых. Окрестная природа была чудесной, вода в реке Уче - кристально чистой. Супруги уже построили для себя на ее берегу двухэтажные дома. Данный факт у меня вызвал некоторое недоумение. Супруги и строительство отдельных домов. Причины? Обьяснить это не получилось.
В 1803 году в селе Вантееве прошло освящение закладного камня на месте будущего строительства нового каменного храма. Он предназначался для местных жителей — работников фабрик, принадлежавших Елизавете Осиповне Баташевой. По заказу Елизаветы Осиповны, получившей разрешение на постройку в Московской духовной консистории, проект будущего храма разработал талантливый московский архитектор Алексей Бакарев (1762—1817), ученик Матвея Казакова. Строительство продолжалось пять лет. К весне 1808 года здание однопрестольной церкви с двухъярусной колокольней было отстроено и освящено во имя Всемилостивого Спаса. Почему - именно этот архитектор? Скорее всего, потому, что дом на Швивой горке был построен по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова. С ним вместе долгое время работал и Алексей Никитич Бакарев. Все, что строил Казаков, было прекрасным. И Бакарев, пройдя такую школу зодчества, не мог строить плохо. В 1803 году приступили к строительству храма в Вантееве. Первоначально он был освящен во имя Всемилостивого Спаса. Под этим названием церковь просуществовала вплоть до ее закрытия в 1938 году. А.Н. Бакарев является автором проектов таких зданий в Москве, как бывшее училище на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект, 6), участвовал в реставрации Большого Кремлевского дворца, здания Благородного (Дворянского) собрания (бывший Дом Советов) с Колонным залом. Разрабатывал проекты строительства различных сооружений в Московской губернии. Служил в Экспедиции Кремлевских строений, а с 1801 года был директором Московской чертежной и архитектурной школы.
Иван Родионович и Елизавета Осиповна Баташевы для своих рабочих и крестьян в Вантееве построили, как говорится в документах Российского архива древних актов, более 150 деревянных домов.
Как пишет Ф.А. Селезнев, доктор исторических наук, заведующий кафедрой краеведения Исторического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, главный редактор «Нижегородской энциклопедии промышленности и предпринимательства»:
«Следует сказать, что даже после постройки дворца в Москве, Иван Родионович Баташев много времени проводил на Выксунских заводах. Поэтому господская усадьба и здесь была отделана со всевозможным удобством. Рядом с господским домом находились оранжерея и сад с плодовыми деревьями. Хозяин сам заботился о приобретении лучших семян и саженцев. Мог он похвастаться и такой диковинкой как собственный зверинец, где жили олени и дикие козы. Чтобы животные чувствовали себя комфортно, для них был устроен пруд. Особым предметом гордости Ивана Баташова был заведенный им домашний театр, где играли крепостные крестьяне». С этой цитатой полностью согласиться не могу. Совершенно стандартная для того времени усадьба. И даже несколько скромна, для одного из богатейших людей России.
Таких усадеб было множество по всей России. Красотой не блистала и не блещет. Архитектурные изыски отсутствуют. Досталась в собственность Ивану Родионовичу двухэтажной. Имела совершеннейшего близнеца в Елатьме, где завод был построен ранее выксунского. Наращивая третий этаж и пристраивая флигели, по размеру дома, не переплюнули даже величину дома старшего брата в Гусе Железном, Кстати, по флигелям. Позднее, наследникам приспичило добавить восточного колорита- появился еще один флигель, которого по всем законам архитектуры в таком виде существовать не должно было. Сравнивая дома Ивана Родионовича Баташева в Москве, Туле, Выксе и ближнем подмосковье сам собой напрашивается вывод об отношении к «заводским» домам, как к временному жилью. Вспомните дачные домики времен 1980 годов. Сначала домик, потом пристойка, одна, вторая для лопат и т.д.
В начале XIX века Иван Родионович имел не менее четырех мест, где мог с комфортом и превеликим удовольствием осуществлять жизнедеятельность. Это: Тула, Вантеево, Москва, Выкса. Последняя являлась центром достаточно компактно расположенных производств, что естественно, требовало особого внимания и частых инспекционных поездок в, давайте уж называть все своими именами, глухомань. Единственный плюс этой глухомани состоял в том, что здесь можно было чувствовать себя полу божеством в единственном экземпляре, где все было подчинено одному- желанию барина и отсутствовала какая-либо конкуренция и политес, свойственные проживанию в «столицах». Все это и объясняет цитату из текста Ф.А.Селезнева.
К 1810 году Баташев стал серьезно прихварывать. Иначе как объяснить его желание определить круг наследников и разделить между ними свое имущество. Разделить не поровну, а, скорее, по любви. Возможно, толчком послужил пример старшего брата, после смерти которого наследники делили имущество не один десяток лет. По достижении 70 лет, накануне войны с Наполеоном, И.Р. Баташев как пишут «составил завещание», по которому почти все его состояние должно было перейти к внучке Дарье. Жене своей, Елизавете Осиповне, он отдал селения Вантеево-Копнино с фабрикой, назначил ежегодную пенсию в 20 тысяч рублей, 100 тысяч единовременного пособия на содержание дома. Кроме этого, Елизавете Осиповне передавались бриллианты, драгоценные камни-украшения и золотые изделия. И это малая часть по сравнению с долей внучки.
Вернувшись к производственной теме и «открутив пленку» еще на десять лет, мы видим что в период с 1800 г. по 1821 г. производство на Выксунских заводах Ивана Баташева резко меняет свой характер. Если раньше все цели заводчика направлены были к расширению производства и увеличению числа заводов, то теперь жизнь заставляет его в заводское производство внести возможно больше разнообразия. Количество ежегодно выплавляемого чугуна значительно уменьшается, а заводы один за другим переделываются в фабрики для производства различных железных предметов и преимущественно- предметов первой необходимости. Сноведской завод переделывается в фабрику для отливки разной чугунной посуды, Велетменский — для выделки кос, проволоки и гвоздей. На Выксунском заводе с 1802 г. производится выделка железной посуды, и несколько позже устраиваются мастерские для ручной обделки кос; с 1810-го г. на том же заводе выделываются серпы, а в 1818-м г. вводится производство суконных машин. В 1819 г. даже строится собственная суконная фабрика. Интересно, что на Выксунском заводе, якобы скудном водою (и это при наличии огромного Запасного пруда), в 1815-м г., после долгих неуспешных опытов, построена, наконец, своими механиками паровая машина в 12-ть лошадиных сил для приведения в движение доменных мехов. Таким образом, постепенно начинался кризис на Выксунских заводах, продлившийся почти весь следующий век. Причина его проста. Даже две причины. Первая. Оскудела доля государственных заказов на нужды армии и флота. Вторая. Большинством рудников после раздела братья Баташевы пользовались совместно, тем самым, ускорив их истощение. Этот факт заставил перейти к более глубокой переработке добываемой руды и выплавляемого чугуна. Вторая причина- лес. Выжгли все. Двойной обжиг руды, домны. Все требовало огромного количества дров и древесного угля. К слову сказать, более чем за пятьдесят лет до начала интенсивной выплавки чугуна в России, англичане вместо древесного угля уже использовали каменный. Судьба заводов, использовавших древесный уголь в то время, была предопределена в момент начала их строительства. Более двадцати лет работать рентабельно они могли с великим трудом. Что мы и видим на примере Баташевских заводов.
Конец жизни Ивана Родионовича в исторической литературе не отмечен какими-то новыми свершениями и, скорее всего, стал временем бездействия. Да и шутка ли? Восемьдесят лет за спиной. Одни заводы (Выксунская группа) перешли в управление опекуну правнуков, Вантеевские заводы Елизавете Осиповне. Вспоминая промежуточный итог, получается, что окончить свои дни Иван Родионович мог в любом из четырех обустроенных им поместий: в Москве, Туле, Вантееве, Выксе. Вернее, отдать богу душу можно было и на любом из переездов из одного в другое. Как великий Потемкин, среди степи. А вот приют для бренных останков? Почему, все-таки, умершего в 1821 году Ивана Родионовича похоронили в Выксунской Христорождественской церкви. Кроме нее им было построено полтора десятка храмов. В том числе и в Москве, рядом с великолепным дворцом. Известно, что Баташев очень опекал соседний Симеоновский храм, в приходе которого находился его московский дом, и участвовал в перестройке, завершившейся в трагическом 1812 году. Возможно, что священники из этой церкви совершали богослужения в доме Баташева, что нередко случалось в богатых дворянских домах и отказа в погребении на территории этого храма, скорее всего не последовало бы.
В Вантееве. Совершенно очевидно что, прожив в браке 39 лет, Елизавета Осиповна должна была потребовать доставки тела законного мужа в свои пенаты для предания земле поближе к собственному месту нахождения для дальнейшего осуществления христианских обрядов с большим удобством. Но этого не происходит. Ох, как сказывается процент раздела имущества в 1810 году. А может быть не раздела, а развода, замаскированного под раздачу пряников?
Дмитрий Дмитриевич Шепелев, не смотря на приписываемое ему хлебосольство и оригинальность, проведение роскошных приемов, о которых говорила вся Москва, так же не торопится устроить в Москве похороны одного из богатейших людей России. Ведь похороны, охоты и балы всегда были, да и по сей день являются слетом бомонда и местом решения массы политико-финансовых вопросов.
В Туле похоронены его родители.
Почему же Выкса? Красавица- церковь Рождества Христова при строительстве задумывалась как место упокоения бренных останков братьев Баташевых. По примеру Демидовых, обустроивших внутрицерковную фамильную усыпальницу в Николо-Зарецком храме в Туле. В подвальных помещениях были построены склепы, с начала семидесятых годов ожидавшие своих постояльцев. И если бы не ссора братьев и раздел, то последним приютом и для Андрея Родионовича стала бы Выксунская земля. Но случилось, то, что случилось. Почти через пятьдесят лет после завершения строительства, первым там был похоронен Иван Родионович. Событие это состоялось согласно давно сформулированной и неоднократно, видимо, повторенной впоследствии, воле усопшего.
Очень жаль, но вечного покоя прах младшего Баташева в этом месте не обрел. В 1931 году фамильный склеп был вскрыт. Руководитель краеведческой ячейки того времени пишет об этом событии так: "Получив соответствующее разрешение, мы взяли для осмотра только две ниши как более древние - это захоронение Баташева, пролежавшее там 110 лет, и захоронение Шепелева. Открыв первую - баташевскую, - мы увидели, что первый (наружный) был деревянный гроб. Он развалился, а второй - в нем стоял железный, запаянный, оказавшийся вылуженным изнутри. Открыв его, там мы увидели еще деревянный, хорошо сохранившийся гроб, обитый зеленым бархатом и парчой. Далее был цинковый гроб, в котором и находился прах И.Р. Баташева…".
В этой истории обращает на себя внимание способ захоронения. Количеству оболочек позавидуют египетские фараоны. Российских царей хоронили в деревянных гробах обитых изнутри свинцом, а снаружи медью. А в нашем случае: деревянный, запаянный металлический, еще один деревянный и цинковый (возможно свинцовый). Стоило ли так заморачиваться, чтобы переместить усопшего из дома в склеп. Расстояние между церковью и господским домом не превышает пятисот метров. Вы уже поняли к чему я веду? Подобный способ снаряжения в царство Хорона говорит о том, что прежде чем замуровать склеп, упакованное таким образом тело, подвергалось длительной перевозке.
В конце жизненного пути Иван Родионович проживал в Москве, в своем роскошном доме. В Выксу наезжал очень редко. Да и какой разумный и богатый человек добровольно поменяет дворец в Москве на поместье в глуши. Там он и скончался. Тогда становятся совершенно понятны хлопоты и затраты на вышеописанный способ захоронения, включающий в себя перевозку останков из Москвы в Выксу. Косвенно подтверждается это и отсутствием какого- либо местного выксунского фольклора, посвященного последним дням, кончине и похоронам владельца заводов, земель и всего остального в Выксунском крае.
Повторно вскрытые в 1948 году гробы Баташева и Шепелева перезахоронили на кладбище в районе малой церкви и забыли. Попыток отыскать место этого захоронения не было. Кладбище закрыли. На месте его проложили дороги, построили дома. Этот факт дал начало процессу по разрушению и разграблению других захоронений в Христорождественской церкви.
2014-2022. В.Королев
отсюда:
https://korolevofvyksa.livejournal.com/24354.html После смерти в 1799 году Андрея Родионовича началась тяжба о его наследстве, длившаяся не один десяток лет. Одним из претендентов был сын Иван Андреевич Баташев, утвержденный в правах наследства в 1831 году благодаря покровительству члена Государственного совета, бывшего рязанского генерал-губернатора А.Д.Балашова, в доме которого он проживал. Иван Андреевич умом не блистал и не мог толком распорядиться огромным состоянием. Из-за чего стал вскоре легкой добычей аферистов. По свидетельству современников «Балашов поил молодого Баташева и обыгрывал его в карты с помощью Шервуда». И.В.Шервуд-Верный- интриган, иуда-провокатор, аферист. Так вот этот Шервуд сумел вывести из игры и перевезти на свою квартиру пьяного Баташева. Там, после общего кутежа и попоек, 17 июля 1833 года была заключена удивительная купчая. Согасно договора, И.В.Шервуд-Верный становился хозяином семи горных заводов и стеклянной фабрики, расположенных в пяти губерниях, «с находящимися при оных мастеровыми и дворовыми людьми и на помещичьем праве состоящими крестьянами, всего 14000 душ мужеска пола со всеми угодьями, землями, лесами, отхожими пустошами, рудниками, мельницами, рыбными ловлями, всякого рода строениями, во всех местах находящимися, движимым имением всякого рода, равным образом со всеми материалами, запасами, наличными капиталами и в документах заключающимися».
Двух миллионов двухсот тысяч рублей, которые Шервуд должен был заплатить Баташеву, у афериста, конечно же, не было. Он рассчитывал получить их в результате залога покупаемого имущества в казну. В задаток Баташев принимал свои же собственные заемные письма, которые Шервуд успел из него вытянуть за пьяной игрой в карты.
Сделку предотвратила Петербургская гражданская палата, усомнившаяся в кредитоспособности Шервуда. Способность Ивана Андреевича управлять имуществом так же была поставлена под сомнение и имение было взято в опеку.