На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Перед тем, как ставить оценку, ознакомьтесь с главной страницей рейтинга архивов, чтобы понять оцениваемые критерии. Оценка 1 - очень плохо, 10 - очень хорошо;
Оценка архива как оффлайн-сервиса:
Оценка архива как онлайн-сервиса:
Ваш голос учтен!
ЦГИА РБ
Центральный государственный исторический архив республики Башкортостан
Нижний Новгород Сообщений: 3190 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 4468
Наверх##16 августа 2012 12:0116 августа 2012 13:30
Anastazy1973 написал:
[q]
К какому уезду и губернии мог относится Балаше(о)вский хутор Кваркенсокго района?
[/q]
А Вы точно уверены, что это Кваркенский район?
Я нашла хутор Балашовский в теперешнем Гайском районе. А вернее не сам хутор, а сведения о нем, но может быть это и не Ваш хутор:
Рождественка. На правом берегу речки Усайки, в трех километрах от деревни Яльчибаево (Абтряшка), располагался хутор Балашовский, впоследствии получивший название Рождественский... После отмены крепостного права из Балашовской (Саратовской) губернии сюда прибыли первые поселенцы.
Первыми поселенцами были семьи: Павла Никаноровича, Сергея Никифоровича Васькиных (Васильевых), Григория Трофимовича Буланова, Никанора Николаевича Пронина, Ивана Трофимовича Бирючкова, Ивана и Алексея Шепельковых и другие.
К ним потянулись из Балашовской губернии другие жители.
Выделенных земель не хватало, поэтому пришлось арендовать земли у башкир, которые были расположены в сорока километрах от хутора — между деревней Тураткой и поселком Новочеркасское (Разоренное).
Семьи объединились для совместной обработки арендованной земли.
Обработанные земли стали давать урожай, появилось зерно на продажу.
Вскоре в обмен на зерно стали закупать строительный лес в Башкирии (Зилаир) для строительства благоустроенных домов. Уже к 1903 году хутор Рождественский насчитывал около шестидесяти деревянных красивых домов с хозяйственными постройками.
Дома были построены в один ряд, почти по одному проекту.
На левом берегу речки Усайки, против хутора, были построены церковь и начальная школа.
Старорождественская церковь до 1925 года обслуживала поселки Новопетропавловский, Новоуманский, Марченковский, Георгиевский, Новокиевский. Здесь проводили регистрацию рождения, смерти. А с 1925 года все обряды жители хутора стали проводить в новой Новокиевской церкви.
В 1935 году с Рождественской церкви были сняты крест и колокол. Из разобранной церкви строительный материал был перевезен в районный поселок Халилово на строительство здания райисполкома и райкома партии. Колокол впоследствии был поставлен на пожарную каланчу и ежечасно отбивал время.
До 1923 года хутор относился к Усерганской волости, расположенной в деревне Яльчибаево (Абтряшка) Кувандыкского района.
В двадцатые годы здесь была образована сельхозартель.
Была куплена молотилка. На хуторе работали мельница, маслобойка, которая перерабатывала подсолнечник на масло.
Тридцатые годы XX столетия были отмечены бурным ростом промышленности Восточного Оренбуржья.
Десятки мастеровых людей хутора: Пронины, Сазоновы, Капленковы, Бирючковы и ряд других — устраивались на работу в г. Орске и покидали хутор......
Если посмотреть на карту Оренбургской области, то Гайский и Кваркенский районы граничат между собой и за время своего существования перекраивались не один раз. Не мог ли и Ваш хутор принадлежать то одному, то другому району? Это конечно только версия. Мне кажется нужно найти на карте место положения хутора, а затем уж привязывать к уезду. Сам Кваркенский район был образован 30 мая 1927 года.
mari2347 , спасибо большое! Из администрации Кваркенского района я получила справку из МК о рождении (за 1913 год).Так вот, таинство крещения проходило в Уртазымской церкви. Не дает ли это право думать о том, что это не тот населенный пункт?
--- Гудковы (Оренбургская область, Пензенская губ. С. Дубасово), Решетниковы (Могил.губ., Новосибирская обл., Партизанск), Тереховы (Смоленская губ.),Федоренко (Спиченцы, Венгрия), Пищёлкины (Черниг.губ),Цех (Германия,Волын.губ.), Рель (Германия), Ф(Х)урлет (Черн.губ.)
таинство крещения проходило в Уртазымской церкви. Не дает ли это право думать о том, что это не тот населенный пункт?
[/q]
Это значит только одно, что церковь к которой, возможно, был приписан Ваш хутор, находилась в с. Уртазым. Были ли другие церкви в этом районе, я не знаю. А населенный пункт, в котором родился Ваш предок, указан в МК и другого не дано. С. Уртазым Кваркенского района Оренбургской области, если смотреть современную карту, находиться почти на границе с Башкортостаном. Если Вы будите писать а архив Башкортостана, укажите, что крещен в Уртазымской церкви Трех Святителей Оренбургской губернии Орского уезда. Может Вам повезет и в ЦГИА РБ окажутся нужные Вам документы.
Может быть эта информация будет Вам интересна.
Церковь во имя трёх святителей: Василия Великого, Георгия Богослова и Иоанна Златоуста в Уртазыме (Оренбургская область). Строилась с 1747 по 1829 год - 82 года.
По рассказам старожилов Уртазымская церковь была красивейшим сооружением в районе. Белоснежное здание окружали стройные деревья, неподалеку находилась церковно-приходская школа. Александр II со своим воспитателем и наставником Жуковским, ещё будучи наследником дома царского, путешествовал по России. И он, проезжая через с. Таналык, мог побывать в красивейшей церкви района, т. е. в Уртазымской церкви.
Уфа Сообщений: 617 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 541
Наверх##22 августа 2012 11:0022 августа 2012 11:03
Проект статьи для сайта http://www.bastanovo.ru (для вопросов, комментариев и оценки) первая часть этой статьи размещена здесь Об архивном фонде ОМДС. Часть 2 – Ведомости приходов и духовных лиц
Следующим значимым типом документа архивного фонда ОМДС, хранящимся в ЦГИА РБ, является Ведомость приходов и духовных лиц (далее ВДЛ).
Если в числе ваших предков имеются духовные лица (муллы, имамы, мударисы и др.) то именно этот тип документа будет наиболее ценен для Вашего исследования.
В целом ВДЛ представляет их себя список мечетей по конкретной административно-территориальной единице (чаще всего по уезду) в котором содержатся следующие данные: 1. наименование населенного места, в котором располагалась мечеть; 2. тип мечети (соборная или пятивременная); 3. дата постройки мечети; 4. кол-во прихожан мужского и женского пола; 5. ФИО состоявших при мечети духовных лиц; 6. их должность (имам, мулла, азанчей, мударис и т.д.); 7. возраст духовного лица; 8. реквизиты указа (дата и номер), которым духовное лицо было назначено на должность.
пп. 3 и 7 присутствуют не во всех версиях ВДЛ. Точнее в ранних вариантах данного документа эта информация не отмечена.
В некоторых версиях ВДЛ занесены не только действующие на момент составления ведомости духовные лица, но и предыдущие, выбывшие либо в результате перемещения или смерти. В случае смерти может иметь место фиксация даты смерти.
Рис.1 ВДЛ одной из мечетей г. Оренбург.
В фонде И-295 ЦГИА РБ хранятся ВДЛ практически всей территории Российской Империи. В основном, данный тип документа начал появляться в 50-60 годы 19-го века и по многим территориям имеются документы вплоть до 1917 года. Т.о., изучив Ведомость 1860-х годов, имеется возможность получить сведенья на духовных лиц, назначенных еще в самом начале 19-го века т.к. часто муллы служили в своих приходах пожизненно, до самой смерти.
Отдельно необходимо отметить реквизиты документа, Указа, которым назначалось духовное лицо на должность. Данный указ формировался губернским правлением, а его копия хранилась в журналах ОМДС. Имея на руках реквизиты Указа, теоретически, можно найти сам его текст либо в журналах заседаний присутствия ОМДС, либо журналах губернского правления. Автор пока не проверил данную версию и она ждет своих исследователей для подтверждения.
Связаться с автором статьи можно по адресу ufagenealogy@mail.ru
--- Блог по методике генеалогического поиска в Уфе и не только: http://ufa-genealogy.livejournal.com/
мыло: ufagenealogy@mail.ru
Наверх##25 сентября 2012 11:5925 сентября 2012 12:02
Здравствуйте, уважаемые форумчане. Ищу ревизскую сказку 1837 г . 21 февраля Оренбургской губернии, Вернеуральского уезда д. Сеитаковой (ныне д.Сайтаково/Сайтак). Составляю родословную летопись с фотографиями родственников. Меня интересуют "предки" мулла Зиянбай Кадыргалин (1770-1853), его братья Гали (1776), Мухаметгали (1780) и Габдрахим (1792). Отец их Кадыргали (1742) и дяди есаул Ясак (1740), Минибай (1743), Сетитбаттал (1758). Все они сыновья Абдулкасима (1715)- внуки Ундашмаса (1690). У Зиянбая Кадыргалина был сын - указной мулла Кулмухамет (1810). Меня интересует его второй сын Вильдан Зиянбаев (1947). Кто его жена , дети? Известно мне, что у него 4 сына было и 1 дочь. Прожил около 100 лет. ("Рубил дрова, зашел домой и умер" - по рассказам родственников.) Старшего сына звали Нуретдин (мой прадед) 1893г.р. , среднего Гильман и дочь Гайшабика. Остальных детей хотелось бы найти ....по переписи, которая была после 10 ревизской сказки по д. Сайтаково. Во время 10 ревизской сказки Вильдану было 12 лет.
Здравствуйте!! Я впервые здесь и не знаю с чего начать. История такая: мой дед Качагин Петр Кузьмич проживал в с.Федоровка Башкортостан, из воспоминаний мамы известно, что Качагин Кузьма был из многодетной семьи (8-10 детей), у него самого неизвестно сколько детей. Мне известны дочь Вера в замужестве Пьянзина, сын Павел у которого было 6 детей, и мой дед. А вот где родились Кузьма и Петр не известно, из архива в с.Федоровка мне не удалось ничего узнать. Не известно где воевал мой дед, сам он не любил рассказывать о войне он умер в 1971 году. В Стерлитамаке, Салавате и Ишимбае живут Качагины это все мои родственники, но это уже потомки, а про корни никто не знает.... Знаю, что в Оренбургской обл. в .Александровском районе, с.Юртаево проживали два брата Аким и Василий, от с.Федоровка примерно 80 км. Возможно, что родственники?? Подскажите с чего начинать..
Галина, если Вы живете в Башкирии, вам необходимо посетить уфимский исторический архив (ЦГИА РБ) и для начала ознакомится с материалами переписи 1926 и 1917 года по с. Федеровка. Если Ваши предки действительно жили в этом селе, то из указанных материалов Вам будут известны все нужные даты рождений и ориентировочные даты браков (вычислите по детям), что бы перейти к изучению метрических книг, которые Вы сможете найти в том же архиве.
Перепись 1926 г., реквизиты дела: Р-472 оп1 д560 Перепись 1917 г. реквизиты дела: Перепись 1917, Стерлитамакский у. , Федоровкая вол., с. Федоровка (имено так и напишите в бланке)
Кроме того, в районном архиве найдите похозяйственные книги - чрезвычайно полезный документ.
--- Блог по методике генеалогического поиска в Уфе и не только: http://ufa-genealogy.livejournal.com/
мыло: ufagenealogy@mail.ru