Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
СПИСОК населённых мест по которым работают исследователи в дневниковых и фамильных темах https://forum.vgd.ru/2165/98959/ |
Малоярославецкий уезд
Административно-территориальная единица в составе Московской и Калужской губерний, существовавшая в 1727—1929 годах. Уездный город — Малоярославец.
1980tungusca Новичок
Сообщений: 8 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
23 февраля 15:48 Малоярославец д. Машково как приход? | | |
Nyshporka | Наверх ##
25 апреля 13:32 VitallierВсё-таки есть ещё одна тема, которая роднит Оболенский край с Беларусью. Не только староверы в XVIII веке переходили "жить в Польшу". Есть скупые упоминания о том, что часть взятых в Дрибинском крае мещан и крестьян насильственно переселили между Малоярславцем и Серпуховым. Особенно отличились Долгорукие и Репнины, одни из крупнейших вотчинников Оболенщины. Этнографами зафиксировано, что в некоторых населенных пунктах Репнинщины/Репринщины в одежде встречались белорусские элементы даже в XIX веке. Я правильно понимаю, что Репнинщина находилась совсем рядом со Спас-Загорьем, Митинкой, Марьино, Семкино? В 1656 году в Оболенском крае свирепствовала чума. Было принято решение переселить на пустующие земли людей из новозавоеванных территорий. Частные инициативы воевод, "по совместительству" оболенских вотчинников, только приветствовались. Сохранились ли полонные книги Оболенского уезда или что-то в этом роде? *** [q] Это изменение отношения к русской власти стало результатом непродуманной политики самого царского правительства. На занятой русскими войсками территории Белоруссии и Литвы отмечены многочисленные случаи массового вывоза мещан и крестьян в Россию. Участвовало в этой акции и правительство, которое, в частности, намеревалось пополнить население Москвы опытными белорусскими ремесленниками. Однако значительная часть этих людей была поселена в вотчинах крупных бояр и воевод. Некоторые белорусские пленники были отправлены в имения рядовых помещиков…[/q]
[q] С первых дней войны и все время оккупации, в соответствии с указом Алексея Михайловича от 30 июля 1654 года, осуществлялся планомерный вывод в Московию литвинских ремесленников и крестьян, где их превращали в крепостных, т. е. в рабов. Имеются документы, свидетельствующие о том, что Алексей Михайлович запланировал переселить в Московию 300 тысяч литвинов для пополнения убыли населения от эпидемии чумы.
Узаконенная охота на людей велась самыми бесчеловечными методами, причем вероисповедание жертв не играло никакой роли — хватали всех, кто попадется. Например, один только воевода Роман Боборыкин (на православной Смоленщине!) взял «с посаду и уезду… к себе неволею ж семей з двадцать, а поголовно будет с женами и детьми близко за двести человек» и разослал по своим деревням в качестве крепостных. Взрослых мужчин ратники продавали за 3–5 рублей, а семь — восемь подростков — за один рубль!
Согласно так называемой «Полонной книге» (книге пленников) Новгородской пятины, с августа по октябрь 1656 года 17 участников похода на Литву привели и записали своими крепостными 52 человека обоего пола, захваченных под Полоцком, Витебском, Оршей и Вильно. Из них тринадцать были моложе 15 лет, тридцать семь от 15 до 30, двое — старше 30 лет.
А вот свидетельство из официального акта, составленного в 1656 году комиссией киевского полковника Антона Ждановича, расследовавшей преступления московских завоевателей в деревнях Поднепровья, на территории, перешедшей под юрисдикцию администрации гетмана Хмельницкого:
«В Седлуках осмнадцать человек ножами порезали, четырех жонок жгли и замучили насмерть, дву девок в недорослых летах насильничали; в Березовке дву человек срубили, дву мучили; в Олешне шесть человек срубили насмерть; в Полениковичах четыре человека мужиков срубили, а трох замучили насмерть; в Жоралах тры человека мужиков до смерти сожгли; в Перегоне мужиков до семи человек срубили и четырох жонок сожгли»…
Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Том 3. СПб, 1863, с. 537–538[/q] | | |
Nyshporka | Наверх ##
25 апреля 14:19 25 апреля 15:16 Вот еще одна форумчанка нашла подтверждение насильственного обращения в крепостные захваченных в плен в 1656 году: [q] Мои предки крестьяне Резцовы были перевезены рейтаром Авдеем Гриневым из Мценского уезда в Старооскольский уезд в 1700 году. Известно, что у Гринева было мало крестьян, 8 человек он взял в полон во время литовского похода на Слуцк, Мстиславль в 1656 году. «был он на его Великаго государя службе под Мстиславлем и под иными городами и будучи на гос службе брал полоных людей и те полоные люди у него записаны во мценску, а выписей ему на тех полоных людей с Книг не дано. И Вел Государь пожаловал бы его велел ему на те полоные люди с Приказа холопья суда с записных книг дать выписи чтобы ему теми людьми было почему впредь влдеть. На челобитной его помета дьяка Ивана Андреянова дать выпись с Книг, да у той же челобитной написано – Авдей Гринев руку приложил и в приказе Холопья суда во мценских записных в Полонных книгах прошлого 7165 г. августа 31 день написано...» Что это за Полонные Книги и встречались ли они кому?[/q] https://forum.vgd.ru/post/1758/62261/p2832381.htm#pp2832381 | | |
Nyshporka | Наверх ##
27 апреля 16:28 Вотчины Репниных были сконцентрированы вокруг села Овчинино, в Овчининской волости.
 | | |
Nyshporka | Наверх ##
27 апреля 16:35 11 мая 14:21 И вот буквально еще крохотное замечание от одного известного этнографа. После объяснений, почему раньше носили не сарафаны, а понёвы (аналог украинской и белорусской плахты), следует отсылка на моду белорусскую в Овчининской волости. Теперь понятно, откуда эта "белорусская мода" взялась. | | |
VitallierНовичок  Москва Сообщений: 10 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 12 | Есть упоминания о Польше и у Гудзь-Маркова. Конечно, в его сочинениях полно ляпов, как краевед говорю, но в этом я с ним солидарен.
  | | |
VitallierНовичок  Москва Сообщений: 10 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 12 | По своим не уверен, что были выходцами из Польши, хотя фамилия довольно странная для здешних мест - Чероховы. Еремка Остафьев - мой пра(12)дед, по межеванию оболенских писцовых книг указан как старожил, это на момент середины 17 века. Также в Семкине имеется фамилия Юдовский, тоже специфично для наших мест.
      | | |
VitallierНовичок  Москва Сообщений: 10 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 12 | По архитектуре могу только добавить, что не особо разбираюсь в стилях, но сохранилось несколько фотографий деревни столетней давности, могу выложить для вынесения мнения, пришлая была архитектура или все же уже основательно замешанная на местной | | |
Nyshporka | Наверх ##
17 мая 3:35 19 мая 1:56 VitallierВиталий, мне предстоит командировка, поэтому не могу ответить обстоятельно. Но и заставлять вас дожидаться ответа тоже не хочется. Советский историк Водарский, специалист по исторической демографии и географии, полагал, что в конце XVII века во всем Оболенском уезде насчитывалось 6501 чел.  От себя добавлю, что цифра неточная, потому что его расчеты основывались только на несших тягло. С другими категориями населения всего было 6641 чел. Но, например, рабы (холопы, деловые люди, военнопленные вообще) никак не учитывались, так как не подлежали учету. Найти в переписных книгах вы их не сможете (только тех, кого из холопов сделали задворными кабальными людьми). Физически прокормить и вывезти из другого региона сухопутным маршрутом даже крупному военачальнику (Репнин и пр.) под силу только несколько сотен человек. Это максимум. Рядовые (напр., белозёрские казаки) могли и того меньше. Это значит, что вряд ли количество пришлого населения составляло свыше 20%, если принимать общее количество дворов в Оболенском крае. То есть теоретически каждые 1-2 двора из 10 могли быть белорусскими. Но, скорее всего, распределение белорусских дворов было неравномерным. В одних микрорегионах белорусское присутствие чувствовалось. В других-- не очень. Эпидемия чумы никуда не делась. Немногие ее пережили. Пленные -- особо уязвимая категория. Многие были ранены, что тоже, скажем так, не добавляло иммунитета. Сначала пленники стали холопами. Потом были записаны "деловыми людьми". Они не стали крестьянами, жившими в отдельных дворах. Деловые люди = 100% изнуряющие крайне тяжелые работы. И лишь немногим из них улыбнулась судьба стать крепостными, поселиться на земле рядом с крестьянами и попасть в категорию "задворных кабальных людей". И селили их не в старых обжитых селах, а бывших пустошах. На их месте к 1678 году появилась масса починков. Мы знаем, что к середине XVII века численность населения возросла. Несмотря на чуму и вполне логичную убыль в 1660-хх, к концу того же столетия людей даже стало больше. При этом слобод, заманивавших пришлое население льготами, было крайне мало. То есть рост населения происходил за счет военнопленных и кабальных людей, а также в силу естественных причин, а не благодаря пришлым людям, поселившимся здесь по доброй воле. И ясно, что среди насильственно переселённых из Беларуси были и женщины, и целые семьи. Вряд ли белорусские традиции пошива одежды продержались бы два столетия, будь пленниками одни мужчины. | | |
Nyshporka | Наверх ##
17 мая 3:47 19 мая 1:52 [q] По своим не уверен, что были выходцами из Польши, хотя фамилия довольно странная для здешних мест - Чероховы.[/q]
Не думали, что это может быть связано с этой деревней или одноименной рекой? https://ru.wikipedia.org/wiki/...%82%D1%8C)Напомню, что московский князь Иван Васильевич предпринял поход не только против новгородцев, а и псковитян. Одна часть их была физически уничтожена, другая -- переселена в Подмосковье и другие более отдаленные районы Московского княжества. Так что псковитяне вполне могли поселиться на Оболенщине в XVI веке. Не по своей воле. Те захваченные в плен, которым повезло выжить. Разрозненно или компактно -- другой вопрос. Хотя, если вам нужен польский источник, вот он. Но поляки тоже указывают на Псковский край. По-псковски "черёха". По-польски "чероха". Это дневник похода Батория, который вел один из секретарей.
 | | |
|