Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Село Быково Коротоякского уезда Воронежской Губернии

Информация об истории села и фамилии семей которые там проживали.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: Shopoklyak
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
село Быково Коротоякский уезд
Выписка из справочника "IX. Воронежская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года".
https://nashipredki.com/location/selo-bykovo-3881

Название: Быково (Больше Быково)
Тип: село каз.
Положение: при руч. Коблейке.
Уезд / Стан: Коротоякский уезд / 2
Местность: По правую сторону большой проселочной дороги в г. Бирюч.
От уезд. города: 66
От станов. кварт.: 30
Дворов: 209
Мужчин: 1037
Женщин: 1092
Церкви и молитвенные здания; учебные и благотворительные заведения; почтовые станции; ярмарки, базары, пристани; фабрики и заводы и т. п.: Троицкая церковь

Свято-Троицкий храм
Первое упоминание о церкви во имя Николая Чудотворца в селе под Быковым лесом относится к 1665 году. Основали село служилые люди города Верхососенска.
Каменный храм в селе Большебыково был построен в 1805 году, освящен во имя, Живоначальной Троицы и имел два придела во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Благоверного князя Александра Невского.. В 1932 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. В 1937 году храм вновь открыт, и действовал до 1958 года. В 1988 году начат его ремонт - с целью размещения в нем местного краеведческого музея. Однако под давлением местных жителей, храм был возвращен верующим. 12 сентября 1990 года храм освящен заново. В 2004 году была проведена реконструкция колокольни (по старым фотографиям).

Прикрепленный файл: church5.jpg
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
Строительство Белгородской черты в середине XIIV века позволило отодвинуть границы Российского государства значительно южнее линии Калуга-Тула-Рязань (Большая засечная черта). Города-крепости, такие как Епифань, Дедилов,Новосиль, Чернь, Михайлов утрачивают своё оборонительное значение, а их гарнизоны переводятся в строящиеся крепости по Белгородской черте. Большинство жителей Большебыково являются потомками служилых людей, перемещённых из этих городов в Верхососенск в 1647 году.
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
Город Верхососенск построили в 1647 году. Люди, состоящие на военной службе в этих городах, получали помимо денежного жалования, еще и земельные наделы. Служилые люди города Верхососенска (а до этого из Новосиля), получившие землю за Быковым лесом, основали на месте старого городища поселение. Было это в 50-х годах XVII века. К 1665-му году в селе была построена церковь, освященная во имя святого Николая-чудотворца. Первый священник, поп Исайя, прибыл сюда из города Алешни. К этому времени село не имело своего названия и в приходной книге Верхососенской десятни было записано как село под Быковым лесом (в последствии от названия леса, вероятно, и получило своё название - Быково).

По мере расселения служилых людей в окрестностях вновь построенных городов, вокруг них стали появляться новые административно-территориальные единицы, называемые уездами. В свою очередь уезды объединялись в разряды. В 1658 году был образован Белгородский разряд, в который вошли города с уездами по Белгородской черте. В состав Белгородского разряда вошел и Верхососенский уезд. Такое деление просуществовало до 18 декабря 1708 года, когда по указу Петра I в качестве административно-территориальных единиц были введены губернии. В результате этой реформы село Быково отошло к Азовской губернии (центр - г. Азов). Вторая реформа была проведена 29 мая 1719 года. В её ходе было введено трёхуровневое административно-территориальное деление: губерния - провинция - уезд. Город Верхососенск с уездом отошёл к Воронежской провинции Азовской губернии. В 1719 году Верхососенский уезд включал в себя: г. Верхососенск, с. Боровое, с. Быково, д. Завальская, д. Малиновская, с. Плюхино, с. Прилепы, с. Раздорное, с. Расховецкое, с. Солдатка. В 1725 году Азовская губерния была переименована в Воронежскую.

Следующая реформа произошла в 1775 году. 7 ноября согласно "Учреждению для управления губерний Российской империи" трёхуровневая система управления была заменена двухуровневой - губернии и уезды. Вся территория России делилась на 50 губерний.

На основании Указа, данного сенату, от 25 сентября 1779 года было образовано Воронежское наместничество из 15 уездов. В результате этих преобразований Верхососенский уезд был ликвидирован, а село Быково вошло в состав Коротоякского уезда.
http://bykowo.ru/histori.html
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
Быково на карте генерального межевания. 1785 год

Прикрепленный файл: Быково на карте генерального межевания. 1785 год.gif
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
В 1797 была введена новая административная единица - волость, входившая в состав уезда. Село Быково вошло в состав Расховецкой волости Коротоякского уезда. Такое положение просуществовало вплоть до революционных событий 1917 года. 4 января 1923 года, по постановлению Президиума ВЦИК, в Воронежской губернии был ликвидирован Коротоякский уезд. Этим постановлением Расховецкая волость была передана в Острогожский уезд.

Большебыково входило в состав Коротоякского уезда до 1923 года. В 1923 году, на основании постановления Президиума ВЦИК от 27 апреля, проведено сокращение волостей. На территории Воронежской губернии были созданы укрупненные волостные районы, и село Большебыково вошло в состав Будёновского района.
Переход к новой структуре был проведён в 1928-1929 гг. 10 декабря 1928 года Постановлением Президиума ВЦИК образована Центрально-Черноземная область с центром в г. Воронеж. В результате этой реформы село получило своё нынешнее название - Большебыково. Связано это с тем, что в состав Будённовского района вошли два населённых пункта с названием Быково. Для точной идентификации их переименовал, в Большебыково и Малобыково.
Весной 1929 года в селе начинается волна коллективизации . В этом же году образуется первый колхоз в селе Большебыково, в состав которого вошло девять хозяйств.

Центрально-Черноземная область просуществовала до 1934 года. Постановлением Президиума ВЦИК от 13 июня 1934 г. она была разделена на Воронежскую и Курскую области.

4 июля 1942 года село было оккупированно немецкими войсками. 18 января 1943 года село было освобождено 305-й стрелковой дивизией.

Большебыковский сельсовет оставался в Будённовском районе Воронежской области до 1954 года. Указом Президиума Верховного совета СССР от 6 января 1954 года была образована Белгородская область, в состав которой был полностью передан Будённовский район. Большебыковский сельсовет Буденновского района просуществовал с 30 июля 1928 г. до 16 июля 1954 г. С 1954 и по настоящее время Большебыково входит в состав Утянского сельсовета (сельского поселения).

Прикрепленный файл: vysota.jpg
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
Приведем перечень фамилий г. Верхососенска и его уезда начала XVIII века. Особенности их написания сохранены согласно документам первой ревизии за 1719 г.
https://textarchive.ru/c-1677333-pall.html

В самом городе Верхососенске жили семьи с фамилиями:

Авчинников Агеев Азовцов Аристов Бадин Бахирев Белоусов Бирюков Блудов Боков Бокорев Болакин Борисов Василев Васильчиков Головской Голяткин Горбатовской Горелкин Дитетков Донской Дошевской Еремин Есин Желутков Жуков Зацепин Злобин Иванов Ильин Казаренов Каменев Капустин Катеринин Колуцкой Кононов Копылов Корпин Костеников Красков Крюков Кудрявцов Кузмин Курдюков Леонов Лихонин Лоторев Лугин Мамонов Масмехов Микулаев Мокеев Молинов Мянгин Наумов Ненашев Окороков Пересыпкин Познаков Покидов Пономарев Присылов Пупынин Романов Росликов Рыпкин Ряженков Санилов Сериков Сигарев Сидельников Сидоров Скобелкин Скоресов Скорлупин Сорокин Стенинов Субочев Сущев Сысоев Тамочеев Тетерин Толмачев Тюленев Тюленков Тюльпин Утетников Федоришев Хмелев Хомяков Храмцов Чюбарой Чюриков Шавернев Шахов Шемекин Шемякин Шербаков Шербинин Шершунов Шешунин Шигорев Юдин Юраков Юров.

Село Быково:

Белозерской (1670) Горбатовской (1660) Давыдов Ермаков (1670) Житкой (1652) Жуков (1670) Заздаринов (1652) Зезюкин (1670) Золотухин (1652) Каменев (1670) Капустин (1670) Косинов (1670) Максимович Микитин Михалищев (1670) Переверзев (1652))Фастов Федянинов (1670) Фролов (1652) Хрипков (1670) Щербинин (1670) Юрин (1670).
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
Состав русского войска города Верхососенска в 1670 году:
Дети боярские:

Акуншин Ларион

Белозерский Артюх

Белозерский Константин

Белозерский Прохор

Белозерский Трифон

Белоусов Лунка

Белоусов Петр

Бобровской Артем

Богатырев Андрей

Богатырев Лактион

Богатырев Матюха

Богатырев Сава

Болшиков Карп

Болшиков Марк

Буйнов Павел

Булавин Наум

Булавин Осип

Булавин Федор

Булычевцев Петр

Бутищев Микита

Бутищев Тихон

Вепринцов Иван

Вепринцов Трифон

Вепринцов Ульян

Гавердовской Иван

Гавердовской Фирс

Гавшин Евсей

Гавшин Илья

Гавшин Карп

Гавшин Павел

Гавшин Трофим

Горбатовской Герасим

Дегтярев Авдей

Дегтярев Федот

Дедов Матвей

Добриков Зиновий

Добриков Иван

Добриков Панфил

Доброрадной Исай

Доброрадной Степан

Дроглав Семен

Ерин Малофей

Ерин Афанасей

Ермаков Григорий

Ермаков Феофил

Жестовской Карп

Жестовской Кузьма

Жиляков Андрей

Жиляков Петр

Житкой Григорий

Житкой Першка

Житкой Фатей

Жуков Илья

Завалишин Иван

Завалишин Осип

Звегинцов Василий

Звегинцов Иван

Зезюков Нефед

Золотухин Нефед

Золотухин Павел

Иванов Левонтей

Каменев Кирей

Каменев Федор

Капустин Василий

Капустин Макей

Капустин Марк

Капустин Моисей

Козлов Иев

Колесников Кузьма

Колесников Лев

Корамышев Астах

Корамышев Филипп

Коркин Абрам

Коркин Сава

Короткой Фатей

Короткой Яков

Косинов Анофрий

Косинов Кузьма

Крынин Фетис

Кузмин Аксен

Кузмин Архип

Кузмин Василий

Кузмин Емельян

Кузмин Михаил

Кулигин Игнат

Кулигин Лев

Кулигин Михаил

Куликов Григорий

Куликов Григорий

Куркин Борис

Куркин Перун

Куркин Сафон

Куркин Трофим

Курцев Андрей

Ланской Сафон

Ланской Федор

Ледовской Дементей

Ледовской Федор

Лугин Григорий

Лугин Петр

Мазалов Афанасей

Мазалов Фатей

Марков Анофрей

Марков Марк

Мекшин Микита

Микулаев Азар

Микулаев Левон

Михалищев Астах

Михалищев Дементей

Моняхин Марк

Моняхин Сазон

Моняхин Сидор

Неправдин Мирон

Нефедов Иван

Нефедов Мартын

Нефедов Моисей

Нефедов Трофим

Осипов Алифан

Осипов Калина

Пенков Кузьма

Пенков Лев

Переверзев Микита

Переверзев Никита


Похлебнин Семен

Пыжев Емельян

Пыжев Максим

Пьяной Елистрат

Пьяной Платон

Резанцов Тимофей

Саблин Афанасей

Саблин Афанасей

Саблин Перфил

Саблин Порфен

Семилеткин Микита

Скобелкин Афанасей

Скобелкин Афанасей

Скобелкин Елистрат

Скобелкин Осип

Скобелкин Сергей

Скорой Исай

Скорой Панфил

Стрепков Азлиз

Стрепков Алексей

Стрепков Афанасей

Стрепков Григорий

Стрепков Меркул

Стрепков Мирон

Стрепков Петр

Стрепков Федор

Тетерин Данил

Тетерин Федор

Федоров Игнат

Федянинов Алфер

Федянинов Карп

Хрипков Григорий

Чернятин Наум

Чернятин Тарас

Чубаров Алифан

Чурилов Лев

Чурилов Харлан

Шабанов Першка

Шабанов Петр

Шаталов Иван

Шаталов Иван

Шатохин Андрей

Шатохин Иван

Шепилов Ахромей

Шепилов Иван

Шепилов Семен

Шипилов Григорий

Шипилов Данил

Шипилов Егуп

Шипилов Зиновий

Шипилов Иван

Шипилов Павел

Шипилов Петр

Шипилов Федот

Щербинин Дементий

Щербинин Селиверст

Яковлев Григорий

Яковлев Тимофей

Яковлев Фома

Полковые казаки верстанные:

Зацепин Трофим

Зацепин Исай

Зацепин Самсон

Зацепин Аноха

Марков Лукьян

Марков Помин

Полковые казаки неверстанные:

Азовцев Микита

Азовцев Степан

Акиншин Сергей

Акиншин Яков

Астахов Андрей

Бабичев Федор

Бабков Борис

Бачерников Григорий

Бачерников Яков

Беленов Ананий

Беленов Кирей

Беленов Кузьма

Беленов Федор

Белоусов Иван

Белоусов Фирс

Борзой Кирей

Борзой Федот

Бретещев Иван

Булдин Викула

Булдин Иван

Бурнашев Василий

Быстриков Афанасей

Быстриков Евсей

Васильев Иван

Васильев Савва

Волков Лукьян

Головской Павел

Головской Яков

Горбатовской Федор

Данилов Кондратей

Данилов Кузьма

Добриков Григорий

Добриков Федор

Донской Григорий

Донской Ермол

Дошевской Елистрат

Дошевской Моисей

Дошевской Степан

Другов Афанасей

Другов Степан

Евтехов Иван

Евтехов Павел

Елчищев Игнат

Еремеев Андрей

Ерофеев Максим

Есин Авдей

Есин Артюх

Есютин Прохор

Захаров Александр

Захаров Василий

Збитнев Семен

Ильин Иван

Истомин Петр

Клеменов Гапон

Клеменов Михаил

Козлов Мануил

Колуцкой Петр

Колыхалов Никон

Колыхалов Помин

Кондратьев Семен

Кононов Алфер

Кононов Денис

Коркин Михаил

Костеников Аким

Кудрин Моисей

Кудрин Филипп

Кузмин Иев

Кузмин Михаил

Лавров Елистрат

Лавров Иван

Левонтьев Василий

Левонтьев Иван

Леншин Мина

Лихонин Абашка

Лихонин Наум

Макаров Василий

Макаров Силка

Маликовской Дементий

Маликовской Лукьян

Марков Григорий

Марков Филипп

Маславской Василий

Маславской Иван

Микифоров Влас

Микифоров Петр

Микифоров Семен

Михалищев Денис

Михалищев Ульян

Нагайцев Аким

Нагайцев Сидор

Оболонков Евсей

Озаров Осип

Озаров Петр

Павшин Василий

Павшин Григорий

Павшин Данил

Пакидов Абрам

Пакидов Родион

Прасалов Фома

Прасолов Ефрем

Прасолов Федор

Роглай Изот

Романов Федос

Селин Гаврила

Селин Филипп

Сергеев Зиновей

Сигорев Андрей

Сигорев Илья

Сигорев Филат

Скорлупин Елистрат

Скорлупин Осип

Скорлупин Сергей

Смехнев Осип

Смехнев Федор

Степанов Евдоким

Степанов Илья

Стериков Дементий

Стериков Осип

Сыромятников Иван

Трифонов Федор

Трофимов Понкрат

Трофимов Сенька

Тюлпин Афанасей

Тюлпин Владимир

Тюлпин Григорий

Тюлпин Павел

Тюлпин Семен

Федорищев Кудин

Федорищев Яков

Федоров Любим

Федоров Осип

Фролов Варлам

Черников Иван

Чубаров Алифан

Шавернев Наум

Шавернев Трофим

Шахов Иван

Шемякин Борис

Шемякин Яков

Шершунов Архип

Шершунов Михаил

Юрин Максим

Юрин Моисей

Юрин Фрол

Яцкой Иван

Стрельцы:


Абашмов Анисим

Абашмов Парамон

Агеев Григорий

Алексанцов Гавриил

Алексанцов Федор

Андреев Дмитрий

Андропов Астах

Аносов Трофим

Байдин Мартын

Байдин Фетис

Бахирев Артем

Бахирев Василий

Бахирев Харлан

Боков Василий

Боков Сергей

Борисов Михаил

Борисов Яков

Васильев Григорий

Веснин Семен

Ворской Фома

Григорьев Григорий

Григорьев Савва

Григорьев Фрол

Гуляев Иван

Гуляев Степан

Данилов Понкрат

Дементьев Дей

Дементьев Матвей

Дементьев Петр

Дементьев Фома

Дроздов Никон

Дурнев Иван

Елистратов Григорий

Еремин Григорий

Еремин Григорий

Еремин Ермол

Ермолов Кузьма

Ермолов Трофим

Ерной Григорий

Ефремов Павел

Ефремов Симон

Железцов Афанасей

Железцов Степан

Жижин Карп

Завражной Иван

Зезюкин Симон

Зезюкин Федор

Злобин Иван

Злобин Клемент

Иванов Дмитрий

Иванов Ерофей

Иванов Захар

Иванов Степан

Иванов Федор

Исаев Артем

Исаев Борис

Исаев Дементий

Исаев Павел

Калинин Павел

Калинин Роман

Каменев Петр

Каменев Фирс

Катеринин Иван

Катеринин Лазарь

Кирьянов Андрей

Козаринов Игнат

Колыхалов Кузьма

Колыхалов Родион

Красков Алексей

Красков Фотий

Крюков Павел

Кузмин Анисим

Кузмин Митяй

Куприянов Григорий

Курбатов Ефрем

Курбатов Кирей

Лавров Максим

Левонов Герасим

Левонтьев Иван

Лындин Сергей

Лындин Тимофей

Макеев Емельян

Масленников Иван

Матвеев Семен

Минин Федор

Мякшин Иван

Нагайцев Данила

Нагайцев Иван

Невескин Порфил

Невескин Сидор

Новиков Викула

Овчинников Василий

Овчинников Петр

Павлов Константин

Пересыпкин Абакум

Пересыпкин Ермол

Пересыпкин Иван

Петерин Иван

Петров Карп

Петров Лукьян

Петров Михаил

Петров Нестер

Петров Никифор

Печенкин Андрей

Печенкин Микифор

Пищулин Иван

Пожитной Афанасей

Пономарев Василий

Потапов Фатей

Пронин Борис

Пронин Мартын

Простопленкин Владимир

Простопленкин Иуда

Рыбкин Антон

Рященин Иван

Рященин Яков

Сафонов Прокофей

Семенов Дементий

Семенов Михаил

Семенов Никифор

Сериков Василий

Сидельников Андрей

Сидельников Осип

Ситников Артем

Ситников Яков

Скобелкин Григорий

Скобелкин Ефим

Сонин Моисей

Степанов Авдей

Степанов Савва

Степанов Терентий

Степанов Тимофей

Степанов Фолимон

Татаринов Василий

Татаринов Микита

Татаринов Микита

Толмачев Лука

Торщилов Алфер

Фатеев Осип

Филиппов Тихон

Филиппов Фома

Харланов Андреян

Хоманов Хоритен

Чуриков Виктор

Шешунин Савва

Щербаков Василий

Яковлев Василий

Яковлев Савва

Яковлев Семен
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
По 2-ой ревизской сказке за 1744 год численность населения Верхососенского уезда составляла:

Населенный пункт

Число душ мужского пола

Село Боровое

169

Село Быкова

215
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
Большебыково
https://youtu.be/ruvWfchSpWw
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
Shopoklyak
Модератор раздела

Shopoklyak

Chicago
Сообщений: 667
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 150
Свадебный обряд села Большебыково.
https://vk.com/wall-49204880_39513
Свадьба села Большебыково – яркий образец южнорусского свадебного ритуала, отличительными чертами которого являются: масштабность, чрезвычайная детализация этапов свадьбы, их насыщенность обрядовыми действиями, сопровождаемыми свадебными песнями, параллельность действий, совершаемых в домах невесты и жениха, включение в свадебную игру большого количества участников со строго определенными обязанностями каждого.
Его основные черты:

1) последовательно выдержанный принцип параллельности обрядовых действий, совершаемых в доме невесты и в доме жениха;

2) большое количество эпизодов обряда, каждый из которых имеет свое название;

3) чрезвычайная разработанность всех этапов ритуала, свадебных чинов, включая поведение и действия участников, их возрастной и социальный статус, одежду, атрибуты и др.;

4) обширный репертуар свадебных (по местной терминологии – свадьбишных) песен, часть из которых имеет общие напевы;

5) строгая регламентация состава и порядка песен, поющихся во время каждого этапа ритуала;

6) наличие сольных плачей (голошений) невесты, в том числе под песню;

7) присутствие в поэтических текстов реалий, отсутствующих в местном обряде, но характерных для свадебного ритуала других регионов (например, бани; термина бояра, не употребляемого для обозначения свадебных чинов).

Все это позволяет сделать вывод о том, что свадьба села Большебыково – принадлежность переселенческой традиции позднего формирования, сложившейся из фрагментов традиционной культуры других регионов, откуда в XVII–XVIII веках происходило переселение жителей на осваиваемые территории южнорусских степей. Село Большебыково – одно из самых поздних в междуречье рек Оскола и Дона, его основание датируется 1750 годом. Однако за сравнительно короткий срок здесь сложилась цельная и самобытная фольклорная традиция, несущая в себе все основные черты «русского барокко»: разнообразие и совершенство форм, их пышность и многоцветие. Эти черты местного стиля в полной мере распространяются и на свадебный ритуал.

В нем задействовано большое количество участников, каждый из которых имеет свой круг обязанностей. Со стороны жениха:

дружок – женатый мужчина среднего возраста, не обязательно состоящий в родстве с женихом, но хорошо знающий свадебный обряд;
пόдружье – спутники дружка (2–5 человек) и его главные помощники;
подсвашка – родственница жениха, обязательно пáрная, то есть замужняя, не вдова;
поезжане – все, кто приезжает со свадебным поéздом.

Со стороны невесты:

свашка – замужняя родственница невесты;
святнáя подружка – самая близкая подруга невесты (название связано с тем, что она во многих эпизодах обряда сидит под иконами в святом углу);
дядька – холостой родственник невесты, брат или племянник;
подружки – незамужние подруги невесты, сидящие с ней на девичнике и утром основного дня свадьбы; участвуют в процессиях, направляющихся из дома невесты в дом жениха;
рубашники – мужчины и женщины (5–6 человек), несущие в дом жениха рубашку, вышитую невестой;
постельницы – девушки, везущие в дом жениха постель на отдельной подводе, входящей в свадебный поезд с молодыми;
сундушники – родственницы невесты, привозящие в дом жениха сундук с рукоделием невесты: скатертями, утирками и т.д.

В ритуале также участвуют игрицы – посторонние женщины, умеющие хорошо петь и знающие свадебные песни. Это налагало на них особую обязанность, признанную всеми членами сельской общины, – обыгрывать участников обряда и гостей должным образом, обеспечивая правильный музыкальный ряд ритуала.

Особая роль отводится крестным родителям жениха и невесты. Они присутствуют на всех основных этапах свадебного действа с самого его начала. Если у кого-то из молодых нет кровных родителей (или одного из них), во время благословления и встречи свадебного поезда их заменяют крестные.

Свадьбы в селе Большебыково играются осенью, когда урожай уже собран и в каждом доме есть все необходимые продукты для обеспечения многочисленных свадебных застолий. Традиционный сценарий свадебного обряда состоит из следующих этапов:
1. Договор – проходил в течение двух вечеров. В один из лёгких дней (вторник, четверг, субботу или воскресенье) вечером, после захода солнца в дом к невесте приходили сваты – родная и крестная матери жениха. Иногда они брали с собой еще одну-двух женщин из числа ближайшей родни. В руках держали посохи, которые перед уходом незаметно оставляли в укромном месте, чаще всего в углу за печкой – для удачного исхода дела. Не переходя матицу, поперечную потолочную балку, сваты начинали загадывать – вести иносказательную речь о цели своего прихода: «Тялушечку пришли купить у вас. Сказали нам, у вас продажная есть».

Если родителям невесты были не по душе жених и его семья, они сразу же отвечали: «Ничего у нас нет продажного, ничего продавать не будем!» – и выпроваживали сватов со двора. Если же невестины родные были согласны на брак, они поддерживали разговор, предлагали сватам пройти в хату. Звали невесту, чтобы спросить ее согласия. Если она была согласна, то садилась по правую руку от матери. После краткого разговора стороны договаривались о том, когда можно принести пόвесть, и сваты уходили.

На следующий вечер они приходили опять, на этот раз вместе с отцом жениха. Приносили с собой сдобный пирог, блины, вареную курицу и повесть – подарки невесте от жениха за ее согласие. Обычно это был узелок, в котором находилось блюдо пампушек, а также серьги, кольцо, одеколон и кусочек мыла. Сваты, войдя в дом, говорили, что забыли здесь свои посохи и пришли за ними. Во время небольшого застолья стороны уславливались о сроках пропόя и свадьбы, о том, сколько человек с каждой стороны должно быть приглашено на пропой. Уходя, мать жениха забирала из-за печки посох: «Ну, хватит тут стоять, пошли домой!»
2. Пропой– устраивался за одну-две недели до свадьбы в воскресенье или в праздничный день. Полагалось устраивать пропой «на два дома» – сначала у невесты, а потом в тот же вечер – у жениха. Собирались также после захода солнца. На пропое присутствовали свашка (со стороны невесты) и подсвашка (со стороны жениха), подружки невесты. Первой в дом невесты заходила подсвашка. Молодых свόдили – ставили вместе в святой угол под иконы. Свашка зажигала над головами молодых четыре свечи, скрученные попарно, а подсвашка дула на них – тушила, затем жениховы гости чинно садились за стол. Невестины гости занимали места сбоку или стояли в сторонке. Крестный невесты возглашал: «Свахи, сваточки, у нас пропой начинается!» Подсвашка расстилала на лавке в святом углу вывернутую мехом наружу овчинную шубу, на нее садились сначала жених, а потом невеста. На пропое полагалось подавать блюда в следующем порядке: холодец, квас (окрошка с хреном), мясо, лапша, пироги; в конце застолья ставили пшеничную кашу.

Молодые сидели за столом, но не ели. Перед каждым из них лежали деревянные ложки, связанные красной ленточкой попарно – выемка к выемке. Подружки невесты, которых сажали за стол только после того, как гости вставали из-за него, играли (пели) три песни: «Обманка-обманщица»; «У нас на дубчику два голубчика»; «Перебор Иванушке, перебор».
Затем все вместе шли в дом жениха, где те же действия и песни повторялись. Но на этот раз за стол садились родственники невесты. Договаривались о дарах – кому и сколько даров должна была приготовить невеста. Обычно полагалось всем близким родственникам жениха дарить рубахи, а свекрови – рубаху по вырезу, изготовление которой требовало особого искусства. Рубаха для жениха должна была украшаться богатой вышивкой на груди, по подолу, ожерёлку; на рукавах вышивка обязательно делалась со стрéлками. Остальной родне дарили платки (женщинам) и кисеты (мужчинам).

Нередко пропой справляли до самого утра.

3. Грядки глядеть. На следующий день после обеда родная и крестная матери невесты, взяв с собой нескольких родственниц, шли в дом жениха смотреть его хозяйство. Там также устраивалось застолье.

4. Выпечка каравая. Накануне свадьбы (в субботу) ближе к вечеру крестная мать жениха выпекала каравай. Если она была вдовой, каравай выпекала другая замужняя родственница. Ей помогали 2–3 женщины, родные или соседки, которые также должны были быть пáрными, «никаких вдов, никаких забрόшенок». Весь процесс изготовления каравая сопровождался пением песен. Когда его лепили, пели: «Две дружки, две подружки каравай валяют»; когда каравай на хлебной лопате, покрытой капустным листом, трижды сажали в печь, то звучала песня:

Ой да каравай, он у печушку пошёл,

Ой да каравай белы ноженьки попёк,

Ой да яровой белы ручушки.

5. Снаряжают рубашников. В тот же вечер после захода солнца в доме невесты собирались ее подружки и родственники. Рубашники – святнáя подружка, дядька и еще 5–6 человек, мужчин и женщин, брали узел с завернутыми в него вышитой рубашкой, штанами, подштанниками, портянками и направлялись в дом жениха. Девушки провожали их у ворот с песнями «Пойду я вдоль по улице, два двора да минуючи» и «У Александра Аннушка была верная служечка».

6. Предсвадебный вечер в доме жениха. Когда рубашники приходили в дом жениха, то требовали выкуп за принесенную рубаху. Собравшиеся родственники жениха старались выкрасть ее всеми способами: подлезали под стол, отвлекали внимание рубашников, чтобы быстро выхватить у них узел. Если это не удавалось сделать, рубашников сажали за стол. Крестная жениха вносила каравай. Заранее приглашали молодую пару, которая недавно сыграла свадьбу. Взяв в руки каравай, эта пара трижды пόсолонь обходила стол по лавкам под песню «Наш каравай укруг столика пошёл». Затем каравай трижды нужно было обнести вокруг столба, в старых домах стоявшего в центре под матицей. Теперь таких домов в селе осталось мало, и каравай обносят вокруг рогача (ухвата), который ставят посреди хаты. При этом поют: «Наш каравай укруг столбушка пошёл». Наконец, со словами «Наш каравай сабе местушко нашёл», его ставят на кόмон, к печке.

После этого игрицы начинали обыгрывать рубашников. Иногда их специально приглашали на свадьбу, но чаще они приходили сами. Сначала обыгрывали святную подружку, за ней – всех остальных. Игрицы обращались к очередному гостю: «Иван Иванович, кланяются игрицы с песенкой!», а затем начинали петь песню:

Що, що да в столе звянить?
Там Иван казну ворошит,

Он хόча да игриц дарить…

Часто гость сразу вставал, кланялся. Кто-то из родственниц жениха наливал стаканчик самогона, гость кидал в него монеты. Иногда поверх стаканчика клали крышу – денежную купюру. Выпив, игрица гремела монетами, зажав их в стаканчике, потом высыпала на ладонь, а остатки самогона выплескивала вверх, на потолок. Все игрицы пили из одного стаканчика по очереди, надо было налить и кинуть деньги каждой из них.

Иногда гость делал вид, что он не слышал песню, ел, разговаривал. В этом случае ему пели: «Как у лесе сырой дуб, белая берёза». Были специальные песни для женатых гостей: «В огороде капустушка, виллой кочаночек»; для холостых: «Касатый мой селязень, кто табе косицы завивал?»

Игрицы пели все положенные песни, брали за них выкуп, а потом делили вырученные деньги на всех.

Все заканчивалось общим весельем и пляской.

7. Предсвадебный вечер в доме невесты. Девишник. Проводив рубашников, подружки шли в дом и садились за стол, на котором лежала только буханка обычного хлеба и стояла солонка. Невеста садилась с краю. Все были одеты в белые вышитые рубахи, на головы повязаны платки. Девушки пели три песни: «Сборный день суббота»; «На девишному вечеру растоплялася банюшка»; «Там летала и порхала перепёлушка по садочку». После этого мать невесты накрывала на стол ужин. Когда он заканчивался, начинали петь «Спасибо». Одна из девушек прокáзывала (запевала песню в речитативной манере):

У Андрея во дворе стоял терем злат-верховόй…

А все подхватывали растяжно:

Усем тем девицам хлеб-соль обыграем,

Обыграем хлеб-соль корыстью-радостью, у добром здоровью!

Под эту песню невеста вставала со своего места и кланялась сначала своим родителям, а потом по очереди всем подружкам, обнимала их – прощалась. Многие невесты при этом голόсили: «А она ж плáча, да не плáча – кричить!»

Когда девичник заканчивался, все подружки оставались спать в доме невесты на полу. Ночью кто-нибудь из пожилых родственников тихонько вставал и сшивал рубахи всех девок одной нитью – «штоб они утром встали посвязанные».

8. Утро в доме невесты. Рано утром, «зόрькею, только начинáе лунéться», невеста вставала и начинала плачем будить подруг:
Милые мои подруженьки,

Бела зорюшка занимается,

Советнички советáются,

Разлучнички собираются,

Хочуть разлучить меня

С вами, милые подруженьки,

И с отцом, с матерью…

Девки поднимались, умывались тем мылом, которое принесли невесте с пόвестью, и запевали песню «У нас рано пό зарю синея моря играла». Потом садились дёргать плéтенки – «обрывки, в косу вплетённые», с помощью которых позже должны будут повивать невесту. Плетенки изготавливались на пальцах, подобно тому, как плели пояса на дощечках, под песню «Плыла утушка, плыла серая у тростник ночевати». Приуроченность именно этой песни к данному процессу можно объяснить тем, что в тексте есть слова «плетут сеточки с чёрного шёлку на твоих вутеняток». К плетению плетенок не допускались сироты. Затем девушки шли к себе домой прибираться, но вскоре опять возвращались в дом невесты, чтобы вести ее к венцу. Святнáя подружка расплетала невесте косу, а вплетенный в нее косник брала себе.

Венчание не имело строго определенного места в большебыковском свадебном обряде. Иногда будущие молодожены ходили венчаться за несколько дней до свадьбы, но чаще это происходило утром основного свадебного дня. Невеста в сопровождении подружек и жених с дружком и пόдружьем приходили в местный храм раздельно и по окончании службы расходились по своим домам.
Вернувшись в дом невесты, ее подружки садились за стол. Невеста сидела в сторонке. На этот раз на девушках были уже красные штофные рубашки, и только невеста оставалась в белой рубахе. На столе под скатертью перед каждой из подруг лежал калач; двойной калач увенчивал большой круглый пирог, стоявший на столе. Поодаль на скамейках сидели маленькие девочки – сестры и племянницы невесты. Здесь полагалось петь песни в следующем порядке:

1) Ох, летала чёрная галка по полю,

Чиркала правым крылом дό земи



2) Речка ты, речка Камышинка,

С вечару да речка чиста была,

Поутру да речка возмутилася,

Возмутили речку гуси-лебеди,

Гуси-лебеди, вутки серые,

Вутки серые, сизокрылые…
3) Ой, река моя, речушка,
Ой, река моя быстрая,
Быстрая, беряжистая,
Ох, не смутно ли табе,
Из лугу текучи,
Берега срываючи?

Если невеста была сиротой, ей пели специальную сиротскую песню «Ох, сосна моя, сосенка, все ли твои да отросточки?»

Пока звучали эти песни, мать невесты давала дядьке пирог и посылала его в дом жениха – сказать, что все готово к приезду свадебного поéзда. Дядьку сопровождало несколько родственниц невесты, они шли с песней «По улице, по широкой рой летит».

9. Утро в доме жениха. С утра в доме жениха собирали свадебный поезд: вплетали в гривы коней алые ленты, обматывали дуги красными подпоясками, вешали звоны – колокольчики. В процессию входило 8–10 подвод, впереди ехала подсвашка, затем жених, дружок с подружью, остальные поезжане.

Поезд не трогался в путь, пока из дома невесты не приходил дядька с пирогом и сопровождавшие его женщины. В ожидании их прихода жених с родственниками сидел за столом. Если он был сиротой, ему тоже пели «Сόсну». Когда появлялись невестины родственники

Прикрепленный файл: wedding.jpg
---
Ищу сведения о Переверзевых, Жуковых, Красноруцких, Мартаковых, Кобзевых,
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: Shopoklyak
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Shopoklyak » Переверзевы » Село Быково Коротоякского уезда Воронежской Губернии [тема №138866]
Вверх ⇈