В ЭТУ ТЕМУ Я ВСЕГДА ЗАХОЖУ С ТРЕПЕТОМ.
Когда задумываю новую главу, то много дней «провожу» с героем или героиней, вспоминаю все, что было связано фактически, ловлю каждое движение души, которое происходит при таком экскурсе в прошлое, много беседую мысленно, говорю с общими друзьями, грущу и сетую, что так мало было отпущено и как я много упустила, не сказала того, не сделала этого.
Перебираю письма, фотографии, открытки.
И все сомневаюсь, смогу ли донести до своего читателя все человеческое богатство этого человека, все нюансы его души, тонкости натуры, его особенность, а также описать нити, которые связывают именно со мной.
Не хватает, конечно, мыслей, слов, чувств, но стараюсь создать на этом маленьком электронном кусочке подобие мемориала, памятник дружбе, человеческой памяти, тому следу на земле, что оставили эти люди.
ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ
МОЯ УЧИТЕЛЬНИЦА,

Басс Сарра Борисовна.
День рождения ее всегда рядом с маминым – 25 декабря (а у мамы – 26 декабря).
Сарра Борисовна преподавала историю в нашей школе, у меня всего один год – в восьмом классе.
Ясно, что не этот маленький эпизод лег в основу нашей дружбы.
Учительские семьи нередко дружат между собой. Еще в начальной школе я знала, что эта маленькая, аккуратно причесанная женщина на высоких каблучках – мамин добрый друг, они часто работают в одной параллели и очень доброжелательно относятся друг к другу.
Дружбу пронесли через всю жизнь. Когда обе были на пенсии, писали поздравительные открытки, ярко отражающие их взаимную привязанность и надежность.


«Дорогая Тамара Дмитриевна, дорогой мой друг молодости, друг на работе, по воспитанию детей разных складов и характеров. Т.Д., работая с Вами в одних и тех же классах, я всегда чувствовала себя свободно, спокойно, пользовалась Вашим богатым педагогическим опытом, работали в полном контакте в педагогическом и метдическом смысле, хотя и разные предметы.
Ваш энтузиазм, оптимизм, дружеское слово всегда вдохновляли меня. Оставайтесь всегда такой.
Дорогая Т.Д., Вы молодец! Ведя большую педагогическую и общественную работу, Вы одновременно сумели создать большую дружную семью. Поддерживаете деловой, требовательный, строгий тонус в семье в сочетании с душевной добротой и лаской. Желаю Вам и всей семье больших удач, полного благополучия. Будьте таким же другом, как сейчас. Без друзей нельзя жить. Целую. Ваша Сарра Борисовна.»
У Сарры Борисовны было две дочки – Галя и Милочка, учились в нашей школе. Галя старше меня, а Мила чуть младше. Обе пошли по стопам своей мамы.
Знакома и с мужем С.Б. – Яковом Мироновичем Цфасманом. По-моему, он был родственником знаменитого музыканта, а сам преподавал в институте. У них дома мы с мамой бывали, навещали во время болезни, жили в районе улицы Герцена, в одном из переулков.
Там жили многие наши учителя, да и сама школа на Б.Бронной – это у Никитских ворот.
Однажды мы встретились с этой трогательно-нежной парой в Консерватории.
А было так. Вероятно, мама рассказала, что мы с мужем и детьми часто бываем в концертах, покупаем абонементы, или просто билеты.
С.Б. попросила и для нее взять абонемент на хоровую музыку.
Вот и встретились на концерте белорусского хора, они оба небольшого роста, довольные, улыбающиеся, в полном восторге от концерта, т.к. это напомнило их молодость.
Потом семья переехала в Матвеевское, на Веерную улицу, девочки вышли замуж. Открытки полетели и оттуда.
В декабре в нашей школе обычно бывает вечер встречи. Мы с мамой ходили не всегда, и вот после одного из них С.Б. прислала маме поздравительную открытку.


«Дорогой, старый друг Тамара Дмитриевна!
От души поздравляю Вас с днем рождения. Вы молодец, умеете держать связь со старыми друзьями. Желаю Вам здоровья, радости от детей и внуков.
На вечере встречи Вас очень многие спрашивали. Наших с Вами учениц было много. Очень было приятно их видеть. Привет всей семье. В Новом году желаю еще большего счастья.
Целую. С.Б.»
Насчет связи со старыми друзьями она совершенно права: и после ухода на пенсию мама продолжала дружить очень со многими учителями, учениками, родителями. Об этом говорит то море поздравительных открыток, которое я и храню, и перечитываю, и поражаюсь широте маминой души и ее умению общаться с людьми, что мне не передалось, или, во всяком случае, я пришла к этому гораздо позже.
Фотография Сарры Борисовны у меня оказалась только одна, та, что с маминым классом, а больше нет.
Здесь она сидит такая, как всегда, строгая, подтянутая, рядом с коллегами, один из которых методист и старый заслуженный словесник Толстов Александр Семенович, интересная личность. Его дочь Н.А. Толстова работала диктором на радио.

В 8-ом и 9-ом классах меня назначили вожатой в отряд класса, где классным руководителем была С. Б.
Эти два года нас тоже крепко подружили, во всем поддерживали друг друга, любили наших подопечных девчонок и старались, чтобы им было весело.
После того, как мамы не стало, вся корреспонденция потекла ко мне, и от меня, конечно тоже полились строки приветствий, поздравлений, нежности и тепла.
Со многими мамиными приятельницами я дружила до конца. Они стали и моими друзьями. О некоторых я уже писала.
В День Рождения мамы нас по-прежнему поздравляли.


«Дорогие, милые друзья!
День 26 декабря я всегда помню, я в этот день со всеми Вами вспоминаю самого близкого мне друга, годы нашей совместной работы.
Вы заслуженно отдаете дань почести матери, бабушке.
С.Б.»
Сарра Борисовна – особое место в нашей семейной летописи, в отношениях, во взаимной причастности к событиям нашей жизни.
У нее были записаны все наши дни рождения, с которыми она неизменно поздравляла самыми теплыми, добрыми, искренними словами.
Вот мой день рождения.


«Дорогая Ниночка!
От души поздравляю с прошедшим 6/VII днем рождения. Ты родилась в солнечный июльский день.
Пусть всегда тебе светит солнышко – желаю такую же добрую отдачу за все твои добрые дела родным и друзьям. Желаю радости от детей и внучки.
Главное – желаю всем членам большой семьи здоровья и полного благополучия. Живем на даче. Чувствую себя лучше, надеюсь набрать силы за лето. Буду в Москве, позвоню тебе.
Соскучилась. Целую. Люблю. С.Б.»
В конце жизни посчастливилось повидаться с дорогим моему сердцу человеком.
Ездила в санаторий в Переделкино к внучке и на обратной дороге заехала в Матвеевское.
Ну, вот ничуть не изменилась. К тому времени похоронила мужа, здоровье стало давать сбои, но такая же лучезарная улыбка, доброта, миниатюрность, что как будто и не было этих десятилетий разлуки.
Поговорили от души, вспомнили все и всех.
Для сына моего, с которым также заочно подружилась, приготовила целый ворох книг по истории, он потом заезжал вернуть и тоже был в восторге от моей учительницы.
И ему были поздравления в его день рождения.


«Милый Витенька!
Сердечно поздравляю тебя с прошедшим Днем Рождения!
Будь здоровым, послушным, сознательным сыном. Учись только на отлично.
Бери пример с родителей и сестер.
Особенно больших успехов желаю тебе по русскому языку. Старайся в честь памяти дорогой бабушки.
Дорогие родители, поздравляю с семейным торжеством. Побольше радостей больших и маленьких. С.Б.»
К сожалению, не удалось проводить в последний путь свою учительницу, друга и наперсницу, т.к. ее родные не сообщили о кончине Сарры Борисовны.
В этом, я считаю, их глубокая неправота, т.к. учитель не принадлежит только семье. Учитель оставляет такой глубокий след в сердцах, в памяти, в душах своих учеников, что каждому захочется проститься, сказать свое слово благодарности, успокоения, бросить последнюю горсть земли.
Но неизменно, в день 25 декабря мы перезваниваемся со всеми, кто знает этот день, и отдаем дань нашему ушедшему, безвременно, как все дорогие люди, родному человеку.
Вспоминаем с бывшими учениками, с коллегами, с родными.
Телефонные разговоры с Саррой Борисовной - это всегда подарок, это всегда интерес, это всегда любовь.
Многие годы прошли, а и сейчас в ушах звучит телефонный звонок, и нежный, звонкий, молодой голосок – скороговоркой:
«Ниночка, милая, дорогая, золотая, хорошая…»
Это было в моей жизни, было, и никогда не померкнет...
Спасибо, Лялечка и Наташечка.
Вы очень чутко понимаете тонкости человеческих взаимоотношений, где и внешнее проявление, и душевное тяготение, и нечто неземное.