ТЕТЯ ТАСЯ и ДЯДЯ ЮЗЯ
ОБЛЕЗИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА.
(25.01.1910 – 21.04.1991 г.г.)

ШАПИРА ИОСИФ АРКАДЬЕВИЧ.
(19.07.1914 – 30.10.2000 г.г.)

Это замечательная пара, самые лучшие друзья семьи моих родителей.
Помню их с самого раннего детства и до последнего их мгновения.

Здесь они совсем молодые, снимались у нас на Вспольном, с моей мамой, дедушкой и дядей Славой.
А знакомство и дружба зародились еще в Ульяновске, где оба дедушки занимали ответственные посты – мой Татаркин Дмитрий Федорович был Прокурором области, а отец тети Таси Облезин Иван Яковлевич был каким-то финансовым начальником.
Жили по соседству.
Вот примерно здесь.

Этот снимок сделан в 1936 году, мой ровесник.
Ульяновск – любимый город, город моих родителей и их друзей.

Вот здесь в него приезжают.

А здесь приплывают.

А здесь знакомятся с историей, естествознанием, литературной жизнью города, его давним прошлым и современной жизнью – это Краеведческий и художественный музей.
Дружба зародившаяся в детстве и ранней юности, продолжалась и в Москве как с папиными друзьями, так и с мамиными подругами.
В семье Облезиных маму звали Ефимия Ивановна, для меня это звучало забавно.

Вот так она выглядела в молодости, но я ее, конечно, такой не помню.
А дружила мама первоначально с младшей сестрой Татьяны – Полиной, была ближе ей по возрасту, вероятно, и учились вместе.

Всего их было четверо: три сестры и младший братишка Шурик.

Полина, Татьяна, Клавочка, рано умершая, Шурик.

Старшая сестра, любящая, надежная, и младший братишка, всегда младший, всегда опекаемый.
В Москве жили на Якиманке.
Это название тоже мне казалось забавным.
Затем все постепенно завели свои семьи.
Татьяна вышла замуж за интересного молодого человека, чуть младше ее, доброго, внимательного, с замечательным чувством юмора и умением везде найти смешное, радостное, веселящее и привлекавшего к нему людей.
Этого молодого человека звали Шапира Иосиф Аркадьевич, – для родных, друзей, знакомых на всю жизнь Юзик, дядя Юзя. От первого дня, когда начала только произносить слова я, а потом и мои дети, внучка, под конец он познакомился и с правнуком, и до последнего дня его жизни.
Семья Шапира жила на Никитском бульваре во главе с мамой Анной Самойловной, сюда молодой Иосиф и привел жену, здесь же родились их дети - Ниночка в 1938 году и Валерочка в 1947 году.
Дом №15 на Никитском бульваре, кирпичный многоэтажный, с лифтом. Большая коммунальная квартира на пятом этаже.

По сравнению с нашей, во Вспольном переулке, эта была более ухоженная, с ванной комнатой, газовой колонкой. С соседями дружили, мы тоже со всеми были знакомы.
Помню семью актрисы Людмилы Шагаловой. Сама Людмила уже была замужем и жила отдельно, а здесь оставался ее отец с женой и младшей сестрой.
ШАГАЛОВА Людмила Александровна

Родилась 06.04.1923 г. в городе Рогачеве в Белоруссии. Окончила ВГИК (1948, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). В 1948-1994 — актриса Театра-студии киноактера. В кино с 1938 года (первая роль — Лиля — в фильме «Семиклассники», первая большая роль — Валерия Борц — в фильме «Молодая гвардия»). Лучшая актриса 1965 года по опросу журнала «Советский экран»за главную роль в фильме «Женитьба Бальзаминова»).

Лауреат Гос. премии СССР (1949 — за участие в фильме «Молодая гвардия»).
Народная артистка РСФСР (1977).
Никитский бульвар - уже третий бульвар, где нам с вами пришлось путешествовать. Сначала мы были на Тверском бульваре, когда шли вместе со мной в школу.
Затем по Чистопрудному, когда бродили в местах моей юности.
Ну а теперь опять вернулись в детство.
Вот на этом бульваре оно и проходило.

Немного об истории бульварного кольца.
Кольцо бульваров в центре Москы в действительности имеет форму подковы,которая огибает центр города и упирается концами в Москву- реку.
Когда-то здесь проходила граница Москвы. В 1586 - 1592 годах была возведена кирпичная крепостная стена на белокаманном основании, оснащенная медными пушками. Стена эта начиналась у Москвы - реки, от современного храма Христа Спасителя и заканчивалась при впадении Яузы в Москву - реку.
Длина стены составляла составляла девять с лишним километров, толщина от 4,5 до 6 м., на пересечениях с радиальными улицами стояли башни с воротами. От этой крепостной стены, с валом и рвом, защищаемый ею город и получил название Белого.
Стена простояла до царствования Елизаветы Петровны, постепенно разрушаясь ( в 1750 году часть стены обвалилась и задавила несколько человек ). В конце XYIII - XIX века укрепления, утратившие военное значение, были разобраны, на их месте разбили десять бульваров.
Окончательная планировка была закончена после пожара 1812 г.
Белый пояс городской стены обратился в зеленый пояс бульваров. Только названия "ворот" (Никитские, Петровские, Покровские, Яузские и др.) на перекрестках бульварной линии с улицами ( на месте воротных башен) хранят память о городской стене последнего Рюриковича.
Никитский бульвар ведет к Никитским воротам и течение нескольких десятилетий назывался Суворовским.
В самом его начале, ближе к Новому Арбату, слева, дом, в котором Гоголь провел последние годы своей жизни. Дом, в котором умер писатель.
В конце Суворовского, на Никитской площади, Церковь святого Вознесения, в которой венчались Пушкин и Натали.
Великолепный дом с флигелем (№12а) построен знаменитым московсим зодчим Доменико Жилярди для богатого московского барина П.М.Лунина. Музыкально-вокальные вечера в доме Луниных были известны в свое время, и те изящные скульптурные лиры, которые и поныне украшают фасад лунинского дома, были не случайно помещены на нем. Главный трехэтажный корпус выделен большой лоджией с восемью стройными коринфскими колоннами и литым чугунным балконом изящного рисунка.
Справа - двухэтажный флигель, украшенный шестиколонным портиком ионического ордера, слева к главному дому примыкает одноэтажная постройка. В наши дни шедевр Д.И.Жилярди стал хранилищем художественных сокровищ, здесь расположен Государственный музей искусства народов Востока.

От Вспольного до Никитских не более 20 минут ходу, ходили друг к другу не только по праздникам, но и просто так.
Обычно шли с Ниночкой на бульвар, играли с ее подружками и в куклы, и в посуду, и в обеды, и в классики – полный набор игр тех лет. Знали всех родственников, и Полинину дочку Ингу, и детей Шуры, а еще и у дяди Юзи были брат и сестра, которые также приглашались на все семейные торжества. У его погибшего брата Александра была красавица-жена Ляля, украшение любой компании. Ее сын Феликс показывал фотографии мамы как своей девушки, чем вызывал всеобщее восхищение.
А у сестры Иосифа Аркадьевича Евы был сын Слава Поспелов, будущий журналист, рано умерший. Все это были веселые, разносторонне развитые люди.
Тетя Тася хлебосольная хозяйка, прекрасная кулинарка и душа семьи.
Дядя Юзя всегда веселый, остроумный, любил шутить и со взрослыми, и с детьми, которые его обожали.
Вот здесь он отплясывает с моей маленькой дочкой. А праздник – день рождения мамы, который всегда отмечали, так же как Татьянин день 25 января, который был и днем рождения тети Таси.

Слева в углу стоит еще одна мамина подруга тетя Валя. Она жива, сейчас ей 92 года, всегда желаю ей быть подольше…
У Татьяны Ивановны хоть детей было всего двое, но почему-то очень прочно остались навыки ухода за маленькими детьми, и все родные и соседи обращались к ней за советом и помощью.
Когда у меня родилась Лялька, тетя Тася приезжала и ко мне на Красносельскую, куда мы переехали со Вспольного, пеленала, купала, даже сидела с ней, когда я уходила на экзамены.

А у самой еще Валерочка был невелик, брала его с собой.
Вот и ему доверили подержать названную племянницу.

А Лялечка только что стала улыбаться, и мне страшно хотелось продемонстрировать этот самый первый навык, но вот никак не вытяну из нее этой милой рожицы.
Говорю – Лялечка, ну улыбнись. А дядя Юзя за нее отвечает – ничего смешного здесь не вижу.
В другой раз, когда уже начала говорить, пыталась произнести имя-отчество – Иосиф Ар… Иосиф Ар... А он тут же подхватил – Ну да, Иосиф с Арбата.
Когда расходились из гостей, он всегда звал Татьяну скорее к вешалке, чтобы выбрать одежду получше, подкладывал соседям по столу фантики, чтобы было ясно, кто больше конфет съел...
Ну, в общем, все это милые, бесхитростные шутки, но атмосферу они создавали дивно-сладостную общения с родными до глубины души людьми.
Мне даже странно было слышать, что первоначально дружба зародилась с Полиной, насколько именно с Татьяной получилась искренняя задушевность, участие в семейных делах, взаимопомощь и сочувствие.
Никакие наши переезды не отдаляли подружек, а на последнем отрезке жизни опять соединились территориально вблизи м. Ждановская.
Нина и Валера завели свои семьи, разъехались в далекие концы Москвы, и только мы были рядом.
Когда в последние дни жизни мамы мы вызвали ей «Скорую», то одновременно позвонили тете Тасе, она быстро прибежала и успела с ней мысленно проститься, т.к. обратно домой мама она уже не вернулась.
Можно без преувеличения назвать тетю Тасю моей второй мамой. Хотя и смешно это звучит по отношению к такой взрослой тетеньке, без пяти минут теще и бабушке, но все равно было приятно ощущать на себе ее любовь и заботу.
У И.А. в молодые годы были затруднения с работой в связи с 5-ой графой. Это было ясно из полунамеков взрослых, т.к. открыто не обсуждалось. Но в последние десятилетия уже карьера сложилась абсолютно удачно: он работал начальником отдела Министерства, слыл прекрасным специалистом, многое держал в памяти.
По достоинству оценены были и его личные качества: порядочность, покладистый характер, оптимизм и остроумие.
Детей вырастили замечательных.
Когда отмечали 60-летие, Татьяна Ивановна рассказывала: «Знала, что муж хороший, но чтобы такое чествование, столько хвалебных слов – и не предполагала».
Время шло, постепенно эта замечательная, дружная, нежная пара, оба обрастали болезнями, и сердечными, и урологическими, и сосудистыми – целых два букета. Лежали много по больницам, но очень поддерживали друг друга, отношения такие нежные, заботливые, причем Татьяна Ивановна болела тяжелее, и тяжесть домашней нагрузки пала на ее мужа, конечно, на детей.
Вот она тетя Тася в «зрелом « возрасте.

.
Дочка Нина за ней очень следила: старалась модно одеть, красила волосы, причесывала.
Сколько помню тетю Тасю, никогда не видела незавитой и неподкрашенной.
Сосуды, сердце, внутренние органы - все изношено до последней степени, латалось, чинилось, лечилось без конца и без надежды.
22 апреля 1991 года все это и не выдержало.
Более чем 50-летний совместный путь завершился, И.А. остался один. Но это был очень мужественный, приспособленный к жизни человек: всегда ухожен, в доме порядок, еда приготовлена, детей старался не обременять ни материально, ни физически, но они, как всегда, были на высоте.
Мы, конечно, были очень дружны и в эти годы. Всегда перезванивались, обменивались поздравительными открытками. На мои дни рождения дядя Юзя всегда непременный гость.

С моей внучкой.

.
С моими подругами.
Здесь ему далеко за 80, видно, конечно, что годы и болезни, но какой подтянутый, аккуратный, тщательно одет и ухожен.
Он пережил свою подругу на девять лет, боролся с тяжелыми недугами, но по-прежнему был бодр в разговоре, так же балагурил, жалел детей.
30 октября 2000 года положило конец его страданиям.
Тетя Тася и дядя Юзя - еще одна жемчужина на ожерелье моей жизни, нет, две, потому что хоть они и были одно целое, но все-таки две разные личности, золотые, незабываемые, чистейшей воды бриллианты.
Похоронены на одном кладбище с моими, т.ч. всегда навещаем.
Спите спокойно…
Мы всегда чтим вас, помним, радуемся, что вы были...