Kartka z dziejów kościoła katolickiego w Rosyi : biskupstwo mińskie (книга
здесь)
Л. 158
Parafie i kościoły istniejące. 1) Mozyrz, miasto powiatowe na prawym brzegu Prypeci, o 109 mil od Warszawy, a 47 mil od Mińska odległy; leży w malowniczej miejscowości pod spadzistą górą. Mieszkańców ma 9.100, w tej liczbie 6.000 prawosławnych, 900 katolików, 2.200 Żydów. Cerkwi jest trzy, z tych jedna murowana, przerobiona z kościoła pobernardyńskiego w r. 1835. Duchowieństwa prawosławnego w Mozyrzu osób 10, jedna więc cerkiew przypada na 2.000 osób a 1 pop na 600 głów. Parafia mozyrska katolicka ma w r. 1886 około 6.5oo wiernych, jeden kościoł i dwóch księży, z których wi kary jest starcem 75-letnim...
Л. 159
Proboszcz
Aleksander Kierszański, który tu przebył od r. 1853 do r. 1880, zatem lat 27, zesłany w głąb Rosyi...
Каталоги библиотеки старых рукописей в Литовской национальной библиотеке М. МайвидасаЙолита Степонайтене (
здесь)
...
В 1885 г. каталог составляется в алфавитном порядке (на каждую букву глава нумеруется заново), следуя логическим правилам библиотечного описания: точно указываются автор, название книги, место издания, год, формат книги, номер тома. Этот каталог содержит 744 книги, в том числе 94 книги, подаренные священником
Александром Кершаньским из Немакщяй.
...
Андрэй Пятчыц. Пашырэнне праваслаўя ў Беларусі ў сярэдзіне – другой палове ХIХ ст. (
здесь).
Видимо, с одобрения на высшем уровне, в этот период М. Муравьев начал решительные действия не только по удержанию местных жителей в православии, но и по возвращению «обращенных» католиков в лоно Православной Церкви. Излишне решительные действия чиновников на месте косвенно показывают, что без поддержки Петербурга не обойтись. Вот, например, как происходило присоединение «обращенных» римо-католиков из православия в казенном имении Куродичи Минской губернии: в рапорте помощника военного начальника Мозырского и Речицкого уездов глава губернии сообщил, что «начальник жандармского ведомства на основании сведений, полученных от его служащих», сообщил 20 октября 1861 г. о том, что крестьяне-католики села Куродичи решили принять православие (270 чел. — А.П.), а в октябре 25 декабря 1864 г. обряд совершался в присутствии 5 чиновников. Меры по совершению обряда принимали: риекский судебный следователь, местный судебный пристав и православные священники ближайших приходов. Далее в документе по существу дела сообщается, что крестьяне, «добровольно пожелавшие перейти в православие», поставили условие: направить своих представителей к мозырскому благочинному священнику
Кершанскому Александру за советом и выяснить, не являются ли их предки, по словам чиновников, реально жившие 100 лет назад были православными. В своем ответе Кершанский предложил крестьянам «уйти в лес», если принуждение будет продолжаться. При этом он подал жалобу генерал-губернатору области на неправомерность действий военных и гражданских лиц в селе Куродичи и обратил его внимание на непредсказуемость результатов таких действий.
Деружинский Вадим Владимирович "Забытая Беларусь", стр.71...
Вроде бы «все хорошо», но военное начальство Мозырского и Речицкого уездов доложило в своем рапорте генерал-губернатору М.Н. Муравьеву, что крестьяне, «добровольно пожелавшие перейти в православие», поставили условие: направить своих представителей к мозырскому декану ксендзу Александру Кершанскому чтобы узнать, действительно ли их предки, согласно утверждению жандарма, 100 лет тому назад были православными.
Кершанский в своем ответе на основе документов доказал, что жители села Куродичи Минской губернии никогда не были православными — ни 100 лет назад, ни 200. То есть это выдумка российского чиновника для принуждения беларусов-католиков изменить вероисповедание. Крестьянам он посоветовал «уйти в лес», если принуждение будет продолжаться, и одновременно подал жалобу генерал-губернатору края насчет противозаконности действий военных и гражданских чиновников в деревне Куродичи. Что ж, губернатор-вешатель, генерал от инфантерии Муравьев ответил незамедлительно:
1) ксендза Кершанского наказать штрафом в 200 рублей серебром, перевести его в другой приход, учредить нал ним строгий полицейский надзор;
2) закрыть и вовсе упразднить находящийся в Куродичах римско-католический костел, обратить оный в православную приходскую церковь, употребив на устройство оной 1500 рублей серебром из дополнительного 10-процентного сбора по... губернии;
3) принадлежащие костелу земли, угодья и строения передать в ведение православного духовенства:
4) переименовать селение Куродичи в Казанское.
....
Духовенство Тельшяйской Епархии, 1880 годII. БОТОКСКИЙ ДЕКАНАТ.
6. Немокшты. Церк. приход. во имя Св. Тройцы (5 кл.) дер. основ. в 1636 г ижд. пом. Волловича. 2841
Наст. Кершанский Александр.
Викар. Вак.
Филия Жвирздине, дер. — вакансия.
Каплица Демокшты, во имя Святой Тройцы.
Кершанский Александр настоят. Немокш. Боток. дек.
Год рождения - 59 (прим. лет)
Год священства - 33
Год должност. - 6
Послужной список Ксендза Александра Марциянова КершанскогоРГИА Ф. 1341 Оп. 139 Д. 954 "По жалобе ксендза Александра Кершанского об удовлетворении его заштатным содержанием."
Л. 4-5
Александр Марциянов Кершанский Филиалист Поневежикский
Из дворян Ковенской губернии Поневежского уезда
53 года
Из домашнего воспитания поступил в Виленский Бернардинский монастырь, где обучался с 1838 по 1845 года, а с 1845 по 1847 в Виленской Епархиальной Семинарии.
25.04.1848
По окончании наук в семинарии рукоположен Виленским Епископом … в Виленском Визитарном Монастыре назначен викарием Лидского уезда за №848
17.07.1848
Епархиальным начальством назначен духовником при имении Киргановца (?) №1358
08.08.1850
По желанию Минского Епископа Равы перемещен в Минскую епархию и назначен духовником в имении Блонин (?) №5768
07.06.1854
Римским Папою Пием IX уволен из монашеского в белое духовенство
20.03.1856
Назначен Администратором Полонецкого костела №257
27.01.1861
Переведен Администратором Петриковского приходского костела №36
07.07.1861
Переведен в Мозырский приход на Администратора №507
15.10.1861
Назначен Деканом Речицкого и Мозырского уездов №913
22.01.1865
Переведен Администратором Миколаевского (прим. Николаевщизнянского) прихода №52
07.02.1871
С 1866 по 1871 оставался за штатом по упразднению Миколаевского прихода, в 1871 году с разрешения Минского Губернатора уволен в Тельшевскую епархию, где местным начальством назначен викарием Илукского прихода №224
20.12.1871
Перемещен на должность викария в Курляндский Субоч указом № 2566
01.10.1873
Ныне исполняет должность филиалиста при Поневежицкой филии №1714
Об окончательном перемещении в Тельшевскую Епархию последовало согласие Министра Внутренних Дел, изъясненное в отзыве к Г. Управляющему Тельшевской РК Епархией от 20.11.1875 за №3955
В штрафах и под судом не был.
Жалованье не получает