Униатство, униаты (грекокатолики)
Ссылки на архивные источники, библиография. И ещё хотелось бы понять, как они жили, их самоидентификация.
JekaterinaМодератор раздела  Прекрасное далёко... Сообщений: 417 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 704 | Наверх ##
3 мая 2011 19:37 15 января 2015 14:53 --- Ищите, ищите и ещё раз: ищите :) | | Лайк (2) |
Balymba Україна Карпати Сообщений: 1168 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1295 | Наверх ##
24 мая 2011 21:08 elena_krd написал: [q] Ну-ну... Как всегда, только верхушечку айсберга... Точнее даже - птичку на верхушке айсберга... Вашими словами, для разных конфессий в рамках одной христианской религии разнится лишь обрядность... А вера - она одна... А уточнить сможете, какой именно обряд настолько сильно развел католиков и православных, что и поныне взаимоотношения между Православной и Католической Церквами столь не просты? [/q]
Проблема не в догмах - проблема в людях. В их нежелании прислушиваться к точке зрения других людей, считая только себя ИСТИННЫМИ верующими. --- Стефурак, Левкун, Чуревич, Зеленевич, Ківнюк, Лесюк, Данилюк, Кріпчук (Крепчук), Куц, Попик, Вертипорох, Козьмин, Мельничук, Ревтюк, Шовгенюк, Панько, Юращук, Ґрещук, Горішний, Ванджура, Жолоб, Поварчук (Пивоварчук), Лубів, Ісайчук (Ісаїв)
Попович-Турець | | |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25156 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21031 | Наверх ##
24 мая 2011 21:27 24 мая 2011 22:12 Уния "восточного обряда": начало и конец В виду недавно отмечавшегося юбилея Брестской церковной унии 1596 г., которая оказалась чревата для нашей истории не лучшими последствиями и в конце концов была отменена на Полоцком Соборе 1839 г., так и не оставив о себе добрых воспоминаний в памяти народной, хотелось бы вновь коснуться темы унии, потому что несмотря на историческую несостоятельность униатской затеи в Белоруссии, в последнее время вокруг этой темы создается ореол актуальности, по существу являющейся искусственной. В определенных кругах интеллигенции питают немалые симпатии к унии, хотят видеть в ней некую национальную религию белорусов, что-то вроде «свайго хрисціянства», «сваёй Царквы». Не случайно поэтому время от времени в печати появляются публикации, рассказывающие не только о событиях глубокой истории, но сообщающие также о попытках распространения унии в Западной Белоруссии в довоенный период (20—30-e гг. XX в.), и, таким образом, создающие иллюзию того, что униатская идея, как пишут ее адепты, «ніколі не памірала у нашым народзе»1.
http://www.antipapism.kiev.ua/...mp;tid=262......В 1827 г. униат Иосиф Семашко, асессор коллегии Луцкой епархии, направил русскому министерству записку о трудном положении униатов, всячески притесняемых их собратьями латинского обряда! Вследствие этого 22 апреля 1828 г. учреждена была особая "Греко-униатская коллегия" для разбора униатских дел. Сам Семашко принял Православие и был хиротонисан во епископа в 1829 г. С 1835 г., с согласия униатских пастырей, началось уничтожение в их церквах латинских обрядов, органов, колокольчиков и т.д. и водворены иконостасы. Между тем, не желая давать латинянам своих кадров, униаты стали в Польше вводить в своих церквах славянский язык и книги, к большому недовольству Рима. В 1838 г., после смерти митрополита Иосафата Булгака, еп. Иосиф был назначен председателем вышеуказанной "Греко-униатской коллегии", которая занялась вопросами, связанными с воссоединением униатов. Его главными помощниками были епископы Антоний Зубко и Василий Лужинский. В своей записке от 1 декабря 1838 г. Иосиф писал: "Народ униатский, за весьма малыми исключениями, ныне почти таков, какой был до обращения его в унию, и будет православным, как скоро пастыри будут православными". Акт соединения был сперва подписан 21 архимандритами, протоиереями и священниками униатской церкви 12 февраля 1839 г. на Соборе в Полоцке, во главе с названными епископами: Иосифом, Антонием и Василием. В день соборного решения еп. Иосиф совершил торжественную литургию в Полоцком соборе, вместо папы поминая православных патриархов, митрополитов и епископов. Соборный "Акт" вместе с прошением о воссоединении был затем отправлен государю, который передал его на рассмотрение Синода. Сразу же к этому акту присоединились 938 литовских и 367 белорусских клириков. 25 марта 1839 г. Синод приветствовал "мудрые меры, которыми униатской церкви открыт свободный и беспрепятственный путь к возвращению в недра своей древней и истинной Матери". Великое дело было завершено. Из всего униатского духовенства, не пожелали вернуться лишь 20 священников, принадлежавших к Холмской епархии. В отрезанной от России Галиции Австрия восстановила Галицкую митрополичью кафедру во Львове с 1808 г. С тех пор и до смерти последнего митрополита Андрея (1865-1944, он скончался во время советской оккупации Польши), там не прекращалась борьба между униатами (среди которых отличались фанатизмом вскормленные австрийским генеральным штабом враги России "украинцы-сепаратисты") и латинским духовенством. Отметим, что только в 1864 г., вследствие польского восстания 1863 г., русское правительство упразднило пресловутый "церковный патронат", введенный при Стефане Батории! (см. гл. IV, § 1). Указом от 14 июля 1864г. польские паны после многовекового произвола лишились, наконец, права избирать в приходские священники угодных им лиц. Что касается Холмских униатов, то в 1874 г. оставшиеся 260.000 человек высказались за возврат к Православию. 25 марта 1875 г. к Александру II была отправлена депутация от Холмского соборного духовенства, семинарии и шести благочинных. 22 мая Киевский митрополит Арсений и Варшавский архиепископ Иоанникий торжественно праздновали воссоединение этих униатов в Холмском соборе, а в Петербурге для Люблинской кафедры был посвящен епископ Маркелл. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25156 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21031 | Наверх ##
24 мая 2011 21:30 Strilbycki написал: [q] Источники тут - Православная российская церковь
и тут - С-Петербуржский синодат
и тут - Обер прокуроры ведомства, "весевидящее око" в синоде, фактически возглавляли её [/q]
Вики - это прекрасно!!! --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Strilbyckiкоzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці  Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна Сообщений: 3232 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3342 | Наверх ##
24 мая 2011 21:46 valcha написал: [q] Strilbycki написал:
[q] Источники тут - Православная российская церковь
и тут - С-Петербуржский синодат
и тут - Обер прокуроры ведомства, "весевидящее око" в синоде, фактически возглавляли её [/q]
Вики - это прекрасно!!! [/q]
Пани Валерия, российская "вики" - это просто чудо из чудес, сам в восторге. ---
| | |
Strilbyckiкоzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці  Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна Сообщений: 3232 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3342 | Наверх ##
24 мая 2011 22:12 24 мая 2011 22:26 elena_krd написал: [q] Стрельбицкий, Иоанн Хрисанфович (1861-первая половина XX в.) Униатские церковные соборы с конца XVI века до возсоединения униатов с православною церковью [Текст] : [исторический очерк] / сост. свящ. Иоанн Стрельбицкий, Одесса : Типо-хромолитогр. Е. И. Фесенко, 1891 есть в Ленинке http://dlib.rsl.ru/load.php?pa...;download=[/q]
Прошел-бы мимо, но поскольку тут всплыла родавая фамилия и как человек, что изучал данную ветвь рода вынужден вставить свои "5" копеек. Иоан Хрисантович был сыном, и внуком греко-католических священников, его отец был деканом, а дед (прадед и прапрадед) одним из тех кто поддерживали митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси в вопросе об переходе в юрисдикцию к Папе Римскому. ---
| | |
Irina Ol С-Петербург Сообщений: 4621 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 16422 | Наверх ##
24 мая 2011 22:30 О "добровольности" перехода греко-униатов в православие в Рос.Империи, мне кажется, говорить спорно. В РГИА есть такие дела, например: В фонде 824, опись 2 дела №№348-371 - Расписки греко-униатскиого духовенства о переходе в православие (1836-1839гг.) по благочиниям: Белостокской, Бельской, Брестской, Виленской, Волковысской, Гродненской и т.д. по алфавиту). 372 - Расписки семинаристов, окончивших в 1838 году Живорицкую греко-униатскую семинарию, о переходе в православие.
В фонде 821, опись 4 1481 - Дело об установлении порядка богослужения в греко-униатских церквах по образцу православных (1817-1837) 1487 - Дело о расследовании случаев перехода греко-униатов в католичество по Подлясской губернии и о мерах прекращения этого (1837-1841) 1488 - Дело о расследовании случаев противодействия духовенства введению порядка богослужения в греко-униатских церквах Холмской епархии по образцу православной (1838) 1490 - Дело о расследовании случаев перехода греко-униатов в католичество по Люблинской губернии и о принятии мер прекращения этого (1838-1864) 1491 - " - " - " - по Августовской губ. (1840-1864) 1495 - Дело о расследовании обстоятельств массового перехлда жителей мест.Кодня Подлясской губ. из греко-униатского в римско-католическое исповедание и о причинах нежелания их вернуться к прежней религии (1841-1845) 1498 - Дело о сопротивлении священника Влодавского прихода Никона Зелинского введению в греко-униатских церквах православных обрядов и применении к нему репрессивных мер (1842-1870) 1504 - Переписка с епископом Холмской епархии и др.лицами о разрешении споров между православными и греко-униатскими священниками при заключении браков между греко-униатами и православными (1844-1858) 1513 - Дело о принятии мер против пропаганды католицизма среди униатов и прекращению перехода их в католическое исповедание (1864-1868) 1515 - Дело об упразднении католических приходов в местах, населенных в большинстве греко-униатами (1864-1874) 1523 - Переписка с генерал-полицмейстером в Царстве Польском и др.лицами о столкновении греко-униатских священников с местными полицейскими властями в связи с введением постановления о чтении проповедей на русском языке (1865-1871) 1525 - Дело об увеличении жалованья и о выдаче пособий священникам, читающим проповеди на русском языке (1866-1867) 1529 - Дело о наложении штрафов на греко-униатских духовных лиц за неисполнение правительственных распоряжений (1866-1872) 1530 - Переписка с Седлецким губернатором об издании циркуляра против распространения среди греко-униатов слухов о насильственном присоединении их к православию (1866-1872) 1537 - Переписка с наместником в Царстве Польском и др.лицами о волнениях греко-униатского населения разных приходов в связи с запрещением петь польские обрядовые песни и читать проповеди на польском и латинском языках и исполнять церковные обряды по образцу католических (1867-1868) 1597 - "Всеподданнейший" доклад министра юстиции и др. документы о волнениях греко-униатов в Царстве Польском в связи с воссоединением греко-униатской церкви с православной и по вопросам (1874-1883) 1618 - Дело о ссылке в разные губернии России крестьян греко-униатов за сопротивление мероприятиям правительства по очищению греко-униатских обрядов от влияния католической обрядности (1876-1897) 1621 - Дело о выработке правил о мерах против бывших греко-униатов, уклоняющихся от выполнения обрядов православной церкви (1877-1878) --- С уважением, Ирина. | | |
Strilbyckiкоzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці  Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна Сообщений: 3232 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3342 | Наверх ##
24 мая 2011 23:08 Нужно быть объективными и признать, что активная поддержка греко-католиками шляхетского восстания 1831 года привела к фактической ликвидации данной конфессии на территории Всероссийской империи. ---
| | |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25156 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21031 | Наверх ##
24 мая 2011 23:21 24 мая 2011 23:29 Irina OlIrina Ol написал: [q] О "добровольности" перехода греко-униатов в православие в Рос.Империи, мне кажется, говорить спорно[/q]
Да, конечно, я и написала в предыдущем посте. valcha написал: [q] Как-то все благостно![/q]
300 лет!! О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ. Проф. Иван Александрович Ильин. 1950 г. Интервью с митрополитом Винницким и Могилев-Подольским Макарием (Свистуном)По-моему, прекрасные высказывания, например, вот это: "....Изменения должны быть, прежде всего, в епископате и в духовенстве. Нужно, чтобы епископы не тратили средства на дорогие облачения и не старались казаться лучше друг перед другом. Даже могущественная Католическая Церковь, которая имеет миллиарды долларов дохода, перешла на недорогие льняные облачения. А еще нужно помнить о лучших традициях прошлой, императорской, России. Народ все подмечает, он не глупый. То, что мы ездим на дорогих машинах, когда пенсионеры получают мизерное пособие, — недопустимо..." --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Strilbyckiкоzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці  Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна Сообщений: 3232 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3342 | Наверх ##
24 мая 2011 23:41 24 мая 2011 23:42 Всеволод Чаплин, протоиерей, глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества: "Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были максимально видимыми и отражали то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным... Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными... Когда люди жертвуют что-то на храм, на то, чтобы духовенство выглядело достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего, которые меряют отношение к человеку деньгами, это естественное стремление человека показать, что самое главное - не рациональное расходование средств на те или иные преходящие нужды, которые никогда не будут полностью восполнены, а посвящение своих денежных средств, своих трудов на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное - это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, Его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире... Когда делаются определенные подарки, это естественно: люди хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели не хуже, чем резиденции светских властителей". ---
| | |
Irina Ol С-Петербург Сообщений: 4621 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 16422 | Наверх ##
24 мая 2011 23:51 Strilbycki написал: [q] Всеволод Чаплин[/q]
ой, это вообще отдельная тема, не наааадоооо!.. --- С уважением, Ирина. | | |
|