Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Веснины. Общие сведения о роде и фамилии


← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: Galina Vesnina
Galina Vesnina
Модератор раздела

Сообщений: 1073
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 201
ВЕСНИН

Весна — древнерусское внутрисемейное имя, которое мог получить ребенок, родившийся весной, или прозвище, связанное как с названием времени года, так и с одним из говорных значений нарицательного весна: арх.«весной зовут первый весенний дождь, первую воду после Егорья (23 апреля ст. ст. — А.М.)» (Даль); «трава, которую используют в народной медицине для лечения больных малярией»; «веснушки» (СРГСУ); «весенний разлив»; «весна трясет (о лихорадке)» (СРНГ); ср.: вёсна — «время весеннего сева» (СРГСУ).

Авторы словарей фамилий по-разному определяют значение основы фамилии: «рожденный весной» (Грушко, Медведев. С.93); «человек с веснушками» (Полякова. С.49).

Исторические примеры: «Федор Весна, пан литовский, ок.1390; Володко Веснин, усольский крестьянин, 1648» (Тупиков); «Весна Артемьев, помещик, 1545 г., Новгород; Иван Весна, крестьянин, 1627 г., Курмыш» (Веселовский I).

Из топонимических параллелей: деревни с названием Веснины есть в Котельничском и Оричевском р-нах Кировской обл.

На Урале фамилия зафиксирована в XVII в.: «Крестьянин д.На Городище на р.Каме Игнашка Матвеев сын Веснин, 1647» (Полякова); крестьянин Чусовской Уткинской сл. Прокопий Ларионович Веснин был уроженцем Коряковской вол. Юрьевец-Повольского у., на Урал пришел в 1672/73 г. (перепись 1680 г.); бобыль Иван Федорович Веснин из д.Никитиной (6:6), родом из Бардинской вол. Кунгурского у., переселился в 1682/83 г. (перепись 1695 г.). В именных списках крестьян Катайского острога 1709 г. значится Иван Никонович Веснин (Веткин?), после смерти которого его сын Петр с братьями в 1707 г. бежал.

В Камышлове фамилию носил дьячок. Фамилия встречается в Тугулымском р-не (Память — 12 чел.), в Екатеринбурге (Память).

1.1. Камышлов город, приход Покровского собора город Камышлов, с 1668 – Камышевская (после 1686 – Камышловская) слобода, с 1781 – уездный город

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г.

Источник: okorneva.ru/proishojdenie--familiy-kamyishlovskogo-uezda-slovar-uralskih-familiy/vesnin/
Galina Vesnina
Модератор раздела

Сообщений: 1073
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 201
С сайта газеты Шатровского р-на Курганской области "Сельская новь"
"Прожитое забвению не подлежит", Автор Анна Черныш, опубликовано: 10 января, 2019 - 09:33

Неразрывная связь поколений

У каждой деревни, как и у каждого человека - своя судьба. Как и люди, они рождаются, переживают различные периоды истории и, иногда, умирают. Если мы не можем возродить исчезнувшую деревню, в наших силах сохранить память о ней для будущих поколений. Мой дедушка, Виталий Ефимович Серков, родился и вырос в деревне Бархатова, которая исчезла с лица земли вот уже как 44 года. Меня заинтересовала история этой деревни. Эта тема важна и для моих земляков, потому что надо знать свои корни. Стирая с лица земли одну маленькую деревеньку, мы стираем богатство памяти поколений. Я решила провести небольшое исследование, чтобы привлечь внимание к жизни «глубинки», её столь важному и утерянному значению. Для своего исследования я использовала информацию из книг наших краеведов Сергея, Владимира, Виталия Чернышевых: «Русские на Исети», «Селяне», «Наш край», «История села Мостовского и его округи», «Черепанка» и других источников. А также пользовалась статьями из районной газеты «Сельская новь», материалами из школьного и районного музеев. Много интересной информации я почерпнула из бесед со старожилами, бывшими жителями деревни, с президентом «Бархатовского землячества» Василием Кудриным. Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы можно использовать на уроках краеведения, классных часах.

Как появилась Бархатова?

В 1679 г. старообрядцы Мехонского острога во главе с Ивашкой Бархатовым, скрываясь от карательного отряда, ушли в бор за Исеть. Так появилась раскольничья деревня Бархатова. В 1684 году при переписи ревизор Лев Поскочин за Исетью обнаружил эту самую деревню. По архивным документам в 1698-1700 годах в Бархатовой в 45 дворах проживало 230 человек: мужского полу - 103, женского – 127. В переписи встречаются фамилии Бархатовы, Батанины, Петуховы, Курьины и др. Бархатова была расположена на правом берегу р. Исеть. Она стояла на возвышенном месте, откуда всё видно кругом на большое расстояние. Поселенцы по достоинству оценили место и обзаводились хозяйством. Главным занятием было сельское хозяйство. Между собой люди жили дружно и были как одна большая семья. Выращивание хлеба стало основной заботой крестьян. Также выращивали овёс, ячмень, гречу, горох, лён, овощи. Одной из важных отраслей для крестьян всегда являлось и животноводство. Разводили скот, лошадей, птицу, свиней и другую живность.

....
Почему исчезла деревня?

В 60-е годы в стране проводилась политика укрупнения колхозов. Маленькие деревни признали неперспективными. По стране планировалось ликвидировать 200 000 таких деревень. Печальная судьба коснулась и Бархатовой. Из неё перегнали скот, перевезли технику, закрыли магазин, клуб, школу. В результате всего этого не стало работы, люди вынуждены были покидать обжитое место. Последней жительницей деревни была Вера Павловна Костылева. Она уходила из деревни одна, вела с собой корову на верёвке. Шла со слезами на глазах, оглядывалась, пока родное место не скрылось из виду. Это я узнала из рассказа краеведа Владимира Сергеевича Чернышева «Прощай, Бархатова». Так, в 1974 г. Бархатова исчезла с лица земли и карты Курганской области....

Источник: http://www.selnow45.ru/news/se...-podlezhit
Galina Vesnina
Модератор раздела

Сообщений: 1073
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 201
Взято из публикации в группе "В краю родном" соц. сети "Одноклассники"

Село Бархатово на берегу Ирюма

Бархатово основали старообрядцы, которые в 1679 году написали челобитную царю, они просили дозволения молится привычным им способом. Из Тобольска в Мехонское прибыл карательный отряд, при конвоировании ночевали в Мостовском, откуда приверженцы старой веры сбежали. Ушли за реку Исеть, где и основали деревню. В деле о побеге записали: «Бежали Ивашка Бархатов и сотоварищи…»

Название Бархатово произошло от фамилии. После церковной реформы в 1653 году старообрядцев подвергли гонениям. В 1679 году царём в деревню был прислан карательный отряд, схватили Ивашку Бархатова с товарищами. Но арестованным удалось сбежать, они обосновались вблизи села Мостовка. Тайно ночами раскольники перевозили сюда свои семьи. Так появилась раскольничья деревня Бархатова. В 1684 году при переписи ревизор Лев Миронович Поскочин за Исетью обнаружил это поселение. Бархатовцы всполошились, соорудили плот и ночью отплыли по Исети. В устье Ирюма основали новую деревню, прозванную Ирюмской Бархатовой.

https://ok.ru/vkrayurod/topic/156991715408881
Galina Vesnina
Модератор раздела

Сообщений: 1073
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 201
Словарь фамилий «Книги Вятских Родов» В.А. Старостина
Толкование происхождения и значения фамилии (пояснения к словарю)

Веснин


Родовое имя - Весна (др-русс).

Родовое прозвище - весна (прм) - лихорадка, веснушки - рожденный весной.

Самая распространенная из сезоных: Веснин, Летов, Осенев, Зимин, фамилий.

Новгородский с 1545 г. и Усольский с 1648 г.

Ранние упоминания на Вятке:

Род известен на Вятке с XVII века: 12 семей - 1628 год - 1 - г. Хлын.; 1629 год - 1 - Кот.; 1678 год - 3 - г. Хлын.; 1678 год - 3 - Орл.; 1747 год - 4 - г. Хлын.;
Первое упоминание в Памятных книжках Вятской губернии:

Памятная книжка за 1860 год

География распространения фамилии:

По Вятскому краю: 114 семьи в 25 селениях

По Кировской области (включая города): 129 семей в 40 селениях

Районы Кировской области: Шабал. - 37; Котел. - 27; ; Орич. - 25; г. Вятка - 14

Регионы России и СНГ: Екатеринбург - 39; Архангельск - 33; Алтай - 29

Однокоренные селения в регионах: Вятка - 5; Псков - 5; Пермь - 2

Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/families/vesnin
Galina Vesnina
Модератор раздела

Сообщений: 1073
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 201
Взято с ресурса "МойДокс.ру"

Царствование Феодора Алексеевича

В 1679 году в Исетском остроге крестьянин Бархатов, ходя по разным местам, проповедовал, что не должно ходить в церкви. Бархатова поймали; но брат его Гаврила с двадцатью товарищами отбили пойманного, уехали в деревню Мостовку, заперлись во дворе и. объявили, что сожгутся. К ним поехал уговорить капитан Поляков, раскольники потребовали сроку, срок был им дан, и они в это время написали челобитную государю, написали, что заперлися, испугавшись приказных людей, потому что приказный человек перехватал тех, которые засели в Мехонской слободе, и морил на морозе целый день, просил по полтине с человека, люди бедные, дать было нечего, он их распустил по домам, а жен и детей разогнал, и они руки и ноги познобили. «Ей-ей, великий государь, не знаем за собою никакого вымысла злого, но только держимся старого благочестия и никоновых новопечатных книг не принимаем, потому что те книги с прежними ни в чем не согласуются. Да еще нудят нас креститься тремя перстами, щепотью, да велят оставить истинный тричастный крест Христов. Если, государь, своего царского указа не пожалуешь нам и вперед приказным людям, закащикам и попам попустишь нас, бедных, разорять и к новоизложенной вере нудить, и мы к тебе пишем и плачем, что и не подумаем принять новой веры и новопечатных никоновых книг, на смертный час готовы, пострадать и в огне гореть, как у Данилы священноинока пострадали; если не дадут нам собираться, то мы каждый в своем доме пострадаем, а от Христа не отстанем».

Источник: https://mydocx.ru/6-85659.html


Взято с ресурса "https://studfile.net/"
Вуз:
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
Предмет:
Геополитика
Файл:
Vlast_i_obschestvo_Sibir_v_XVII_veke_Novosibirsk_1991.pdf

В том же 1679 г. источники сообщают о новых событи­ ях, связанных с актами старообрядческого протеста и соче­ тающих новые идеологические черты с традиционными. По сообщению приказчика Мехонской слободы Гаврилы Буткеева, 4 февраля в ответ на попытки административного насилия при внедрении церковных «новин» крестьяне, дра­ гуны и беломестные казаки, собравшись с семьями в одном из дворов, подвергли себя самосожжению. Другое самосож­ жение в той же сл эбоде удалось тогда предотвратить.

В соседнем селе Мостовка


из-за насилий и вымога­

тельств


того же приказчика Г. Буткеева собралось около

40 чел.,


которые отказывались


выдать «зачинщика» па­

шенного крестьянина Исетского острога Ивана Бархатова и угрожали самосожжением. Сохранился документ, который собравшиеся передали властям. Этот документ давно уже находится в научном обороте. Недавно А. Т. Шаш­ ков обратил внимание на то, что по названию в дело­ производстве и формуляру это не челобитная, как пи­ сал Р. Г. Пихоя, а «сказка»26. Вопрос представляет инте­ рес и в плане нашего исследования народных политических взглядов.

Среди заявлений мостовских крестьян были как развер­ нутые требования свободы исповедания старой веры, так и жалобы на насилия и вымогательства властей, разорения от «приказных людей», зачастую действовавших «неведомо по какому указу». Такие жалобы вполне традиционны для мирских челобитных, как и содержавшаяся в мостовской «сказке» идея народной солидарности в отстаивании своих требований. Мостовские крестьяне говорят об этой соли­ дарности не менее решительно, чем участники многих мирских выступлений. В частности, они категорически за­ являют, что если хоть один из них будет взят в Тобольск «на истязание о старом благочестии», остальные в знак протеста немедленно сожгут себя. В новой, крайней форме выступает старая традиция.

Понятно, что старообрядцы Мостовки в своем докумен­ те отказались от привычной формы челобитной — анти­ христовой власти нельзя бить челом, с ней нельзя входить в любые отношения, ее можно только обличать. Но это те­ ория, догма. Важнейшая догма. Однако реальная жизнь по­ лна компромиссов. И мостовская «сказка», хоть и заполне­ на доказательствами справедливости старой веры, но со­

344

храняет кое-что из прежних принципов мирской апелля­ ции к высшей, монаршей власти, по логике самой «сказки» явно поддерживавшей дело Антихриста. Правда, в прямой, категорической форме об этом не говорится: ведь крестьяне в своем документе, как и в мирских челобитных, обраща­ ются прямо к царю с сообщением о религиозных и других насилиях местной администрации и с призывом удовлетво­ рить справедливые народные требования. Употребляется обычная терминология: «государь царь» — по отношению к монарху, «сироты твои» — по отношению к крестьянам. И, главное, в заключительной части «сказки» есть одна из обычных просительных формул челобитных: «Милосердый государь царь, вели...» Суть крестьянского прошения тоже очень характерна смешением старого и нового: на первом месте, конечно, требование прекратить гонения на старую веру, но с этим связан и призыв к защите от произвола местных властей, причем крестьяне стремятся, как обычно, получить гарантию выполнения этих требований в виде «царского указа» «за твоею государевою печатью... ради приказных людей, чтоб те приказные люди к нам нагло не приезжали ради своея бездельныя корысти, и нас бедных не раззоряли, и к новой вере не приводили, и не нудили заказчики и попы, бывшего Никона патриарха ученики». Анализируя эти мостовские требования, Р. Г. Пихоя спра­ ведливо замечает: «В сущности, крестьянство и в новых условиях продолжало бороться за сохранение внутренней автономии “мира“, распространив ее и на религиозно­ нравственную жизнь общины»27.

https://studfile.net/preview/6855420/page:35/
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29513
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31988
Работа в научно-техническом отделе ВСНХ

По приезде в Москву я вступил в исполнение своих обязанностей, как член Президиума ВСНХ и как председатель Научно-Технического Отдела. Ввиду того, что Химическое Управление было упразднено, у меня сильно убавились дела по химической промышленности, так как большинство из них разрешалось в Производственном Отделе, а отчет о деятельности Химических Трестов, созданных год тому назад Главным Химическим Управлением, теперь рассматривался в особой Контрольно-Поверочной Комиссии, председателем которой был назначен С. Д. Шеин, друг-приятель Богданова.
...
В скором времени Дзержинский, действительно, посетил Институт Прикладной Минералогии, который был возглавляем H.М. Федоровским, и вполне согласился с моими доводами. Но получить кредиты было не легко. Мне лично пришлось хлопотать в высших советских учреждениях, и в конце концов я был вызван в Финансовую Комиссию ВЦИК. Наконец, кредиты были отпущены, и, благодаря энергии H.М. Федоровского и прекрасного архитектора Веснина (моего бывшего ученика по Институту Гражданских Инженеров), постройка нового Института пошла быстрым ходом. Через 1,5 года здание было настолько готово, что можно было начать научные исследования.
...
В начале наши заседания тянулись по многу часов, чтобы выработать все планы и порядок работы. Архитектором для построек на заводе был приглашен мой бывший ученик, гражданский инженер Веснин, очень талантливый строитель; Ададуров был назначен начальником завода, а инженером-строителем был назначен инженер Райнов, т. е. те люди, которые ездили со мной для осмотра и оценки завода.
...


Источник:
В.Н. Ипатьев. Жизнь одного химика. Воспоминания. Том II: 1917 – 1930.– Нью-Йорк, 1945. С. 272, 277, 342.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29513
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31988
Михайловская станица
поселки: Михайловский, Алексеевский (на реке Тогузак), Лейпцигский, Тарутинский, Надеждинский, Веренский;
выселок Ново-Бобровский;
хутора
Атаман станицы в 1917 г. – Константин Пермяков.
...

Веснин Иван
12 ОКП,
ГК 3 ст. №24759,
ГК 4 ст. №402059,
ГМ 4 ст. №575180;


Веснин Матвей
12 ОКП,
ГК 4 ст. №554936,
серебряная шейная мед. "За усердие" на Станиславской ленте;


Веснин Николай
12 ОКП,
ГК 4 ст. №555020;


Веснин Семен
5 ОКБ,
ГК 4 ст. №485200;


Веснин Степан
12 ОКБ,
ГК 4 ст. №554985;
...


Источник:
В.И. Завершинский, В.Г. Семенов, А.В. Шалагин. Именной справочник казаков Оренбургского казачьего войска, награжденных государственными наградами Российской империи (третий военный отдел). Издание первое. – Магнитогорск, ООО ПКФ "Статус", 2011. С. 136.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29513
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31988
Список захоронений
...

Веснин Алексей Александрович
купец
Дата смерти: 27.2.1916 г.


Веснина Глафира Александровна
Дата смерти: 28.8.1917 г.
...


Источник:
Смирнов С.А. Некрополь Крестовоздвиженского монастыря // Нижегородский краевед: сборник научных статей. Выпуск 1 / отв. ред. Ф.А. Селезнев. – Нижний Новгород, 2015. С. 84.
---
Знания - сила
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29513
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31988
... В своем ответе П. Шульгин категорически отмел все обвинения якутского воеводы, сославшись на то, что он лично побывал в Абазинском остроге, допросил аманатов и выяснил причины, по которым они изменили "великому Государю". В допросе тунгусы ему сообщили, что виной этому стали притеснения Якутского сына боярского Матвея Веснина, сотника Третьяка Зырянова и других служилых людей Якутского острога, посланных в Чаринское зимовье для ясачного сбора. Поэтому добровольно вносить ясак в Чаринское зимовье, эти тунгусы и не планировали, а все, что было сообщено аманатами в Якутском остроге ложно. Тогда же тунгус Демка Анкоулев от имени своего рода просил разрешить платить им ясак в Албазинском остроге и обещал помочь взять аманатов "с прежнево якуцкого изменника с тунгусов с Петрушкина роду". Об этой просьбе П. Шульгин немедленно сообщил в Москву и в Тобольск боярину Петру Михайловичу Салтыкову и просил разрешить платить этим тунгусам ясак в Албазине.
...


Источник:
Трухин В.И. Тунгусский князец Онкоул в системе отношений Албазинского и Якутского острогов во второй половине XVII века // Амурское казачество: вчера и сегодня: материалы IV межрегиональной научно-практической конференции, Благовещенск, 29 марта 2022 года: докл. и сообщ. / Амур. обл. науч. б-ка им. Н.Н. Муравьева-Амурского. – Благовещенск, 2022. С. 85.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29513
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31988
Отец (или приёмный отец) Дмитрий Васильевич Сироткин, (1864, дер. Остапово Балахнинского узд. Нижегородской губ. – 13.07.1953, Белград), крупный судовладелец и биржевик в Нижнем Новгороде, видный деятель старообрядчества белокриницкого согласия. Разбогател на перевозках грузов и нефтепродуктов по Волге и её притокам, владел собственным пароходством "Волга" (15 пароходов, 49 барж, среди которых были наливные баржи-гиганты собственной конструкции), основал судостроительный завод "Нижегородский теплоход", продолжающий свою деятельность до наших дней. Д.В. Сироткин "держал в кулаке" Волжское судоходство и почти всю приволжскую финансовую систему.
Как это и принято у старообрядцев, Дмитрий Васильевич постоянно занимался благотворительностью и меценатством. Его ближайшим помощником в Комитете по народным столовым и чайным был А.М. Пешков (Максим Горький), который в своих сочинениях писал о Сироткине (прототип пьесы "Егор Булычев и другие"). Братья Веснины, будущие знаменитые советские архитекторы, спроектировали для него ряд общественных зданий, храмов, богаделен и собственный особняк в 40 комнат, в росписях которого принимал участие В.Е. Татлин (ныне в особняке расположен Художественный музей).
В 1913 г. Д.В. Сироткин был избран городским головой Нижнего Новгорода на 4-летний срок. С началом Первой мировой войны он активно размещал военные заказы преимущественно в тех акционерных обществах, где сам был пайщиком (поставки продовольствия, обмундирования, снарядов).
...


Источник:
Гимназия в лицах. Первая русско-сербская гимназия в Белграде (1920 – 1944). Авторы-составители А.Б. Арсеньев, М.Л. Ордовский-Танаевский. (В двух книгах). Книга вторая. Белград, 2018. С. 512.
---
Знания - сила
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: Galina Vesnina
Вверх ⇈