Историческая галереяВсемирная выставка. Париж. 1878 (Exposition Universelle)----------------------------------------------------В 1870-1871 Франция пережила жестокие события –Франко-прусскую войну и Парижскую Коммуну.
Но в апреле 1876 французское правительство приняло решение о проведении в Париже очередной Всемирной выставки сельскохозяйственных и промышленных товаров и предметов изящных искусств с 1 мая по 31 октября 1878
Выставка должна была показать высокий дух французов, которые смогли в короткие сроки восстановить экономику страны.
Клод Моне. Париж 30 июня 1878
Для организации экспозиции, уже традиционно, была предложена территория Марсова поля от Иенского моста до Военной школы,
а также противоположный обрывистый берег Сены, где был построен весьма примечательный
дворец «Трокадеро», названный
в память испанской крепости, завоеванной французами в 1823
(дворец простоял до 1937 , когда на его месте были построены павильоны очередной Всемирной выставки)
Дворец представлял собой обширное здание длиной 706 м с двумя флигелями и двумя башнями, построенный в мавританском стиле с элементами византийской архитектуры. Во дворце разместился концертный зал, в котором был установлен орган, переправленный затем в Лион и сгоревший во время пожара.



Фасад здания был украшен 22 «статуями власти»-- аллегорическими скульптурами, представляющими 22 страны
(или региона), которые Франция официально признала в качестве сил, оказывающих влияние на развитие обстановки в мире
Торжественное открытие выставки сопровождалось военным парадом, который должен был продемонстрировать,
что «шок от войны преодолен». Президент
маршал Мак-Магон в присутствии сотни тысяч гостей открыл выставку
под звуки нового марша «Да здравствует Франция», написанного
Ш.Гуно и исполненного 22 военными оркестрами
Вершиной инженерного искусства было водоснабжение выставки: 4 гигантских гидравлических насоса перекачивали воду
из Сены по трубам длиной в 23 км во все концы экспозиции. Часть воды закачивалась на вершину холма Трокадеро и подавалась
в башни дворца, приводя в движение его лифты.
В честь открытия выставки площадь Оперы и прилегающие бульвары были освещены 68 электрическими дуговыми лампочками русского изобретателя
П.Яблочкова, что вызвало всеобщий восторг.
Как и на всех предыдущих всемирных выставках, в экспозициях преобладали паровые двигатели и декоративное искусство.
Однако все большее внимание стали привлекать маленькие машины, обладавшие необычными потребительскими качествами: пишущие машинки, швейные машинки для домашнего использования компании «Зингер», уже завоевавшие европейский рынок
(в 1877 их было продано 280 тыс.).
Однако наиболее значительными экспонатами выставки с исторической точки зрения были выставленные в специальном
павильоне мегафон и фонограф
Томаса Эдисона и усовершенствованный телефон
А.Белла.
На одной из аллей Марсова поля демонстрировалась бронзовая голова изготавливаемой скульптуры
Фредерика Бартольди «Свобода сияет над миром» (ее конструктивное решение было сделано малоизвестным тогда инженером
Эйфелем).
После закрытия выставки скульптура была перевезена в США как подарок французского народа и долгое время оставалась
самой высокой скульптурой в мире — 71 м).
Теперь это своеобразный символ Америки----«Статуя Свободы».
В Художественном разделе выставки три российских художника получили золотые медали:
Г. Семирадский —
«Петр Скареа перед Сигизмундом III», скульптор М.Антокольский — «Христос перед судьями» и профессор Редлих
за гравюры на меди.
И.Крамской получил серебряную медаль за семь выставленных картин.
Среди других выставленных художников были
И.Репин («Бурлаки»), В.Перов («Странник»), И.Шишкин, А.Саврасов,
А.Боголюбов, И.Айвазовский. Большое внимание привлек
А.Куинджи, картина которого, по мнению критиков,
«уступает многим как художественное произведение, но выдающееся среди всех необыкновенно эффектным
странным освещением».
Демонстрировалась и картина
К.Флавицкого «Княжна Тараканова», которую брат умершего художника хотел продать на выставке за 5 тыс.руб., но не смог. Позже картину купил
П.Третьяков за 4,5 тыс руб., хотя первоначально предполагал
заплатить за нее 3 тыс
Павильон Российской империи, выполненный в псевдорусском стиле по проекту архитектора Ропета
(И.П. Петров, 1845--1908)
Спасибо, Ольга!
Доброго и счастливого Нового года!