История Луганского аэроклубаЛуганск всегда был авиационным городом. В годы расцвета авиации в нем находились аэропорт, летное военное училище, учебный
авиационный центр ДОСААФ. Воздушная обстановка в районе Луганска была сложная. Одновременно выполнялись полеты на четырех
аэродромах. На аэродроме ДОСААФ "Новоайдар" готовили для ВВС 120 курсантов на реактивных самолетах Л-29.
На
аэродроме ДОСААФ "Тарасовка" учились летать 32 летчика-спортсмена на поршневых самолетах Як-18А, Як-50,Як-52, Як-55. С самолетов Ан-2 выполняли прыжки сотни парашютистов-спортсменов. Готовились допризывники для ВДВ. На аэродроме ВВС "Острая Могила" готовили летчиков на И-16, Ил-2, МиГ-15, Л-29, вертолетах, затем штурманов на Ту-134Ш, Ан-26Ш в ЛВВАУШ. Круглые сутки аэропорт Луганск перевозил пассажиров. Луганский ОАО эксплуатировал самолеты Л-200 «Морава», Як-12, Ан-2, Ан-24, Ту-154. В воздухе было тесно от пролетающих самолетов.
История Луганского авиационного спортивного клуба Общества содействия обороне Украины (ЛАСК ОСОУ) начинается в тридцатых годах, когда в стране была создана авиационная промышленность и для ВВС и ГА понадобились летчики.
Луганский авиационный спортивный клуб ОСО Украины, бывший ДОСААФ СССР, один из старейших на Украине. Он был создан в 1933 году по ходатайству общественности города. На летных полях аэроклуба получили путевку в небо многие замечательные летчики, героически защищавшие небо страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Среди выпускников Луганского аэроклуба дважды герой Советского Союза генерал-лейтенант
Молодчий М.И. и 17 Героев Советского Союза.
Соловьева Марина Иосифовна (мировой рекорд скорости 2500 км/час на сверхзвуковом самолете Е-66);
Двухкратная чемпионка мира, мастер спорта международного класса
Мочалина Людмила Васильевна.
Парашютисты:
Закорецкая Валентина Николаевна – заслуженный мастер спорта, абсолютная чемпионка мира, единственная женщина на земле, совершившая более 11000 прыжков с парашютом; Заслуженные мастера спорта
Швачка А.В., Багинский С.И., Пеклин Ю.И. – по парашютному спорту. Чемпион мира по аэробатике
Пролагаев С.П. Чемпионы Украины, ДОСААФ, СССР, по высшему пилотажу мастера спорта
Курилов Л.Н.,Новиков А.Н., Акимов В.В, Дьяченко А.А.. Калинина Н.Н..,Алпатов А.Ю. В аэроклубе проходили первоначальную подготовку на реактивном самолете
космонавты Лебедев В.В., Пацаев В.И.,
Никитский В.Н., Яздовский В.А. Свою летную деятельность начинала известная летчик-испытатель, кандидат технических наук, рекордсменка Мира
Марина Попович.
И в настоящее время Луганский авиационный спортивный клуб занимается подготовкой спортсменов-летчиков, парашютистов, авиамоделистов. Многие спортсмены клуба являются членами сборных команд Украины по авиационным видам спорта.
Во время войны аэроклуб был эвакуирован. Интересная история возрождения аэроклуба после войны. Он был открыт
30.10.1950 в Луганске на базе Сумского аэроклуба. Первым начальником Ворошиловградского областного аэроклуба был
Стеценко Н.М., а после него полковник
Гордеев Н.Ф.Курсантов-летчиков и парашютистов готовили на самолете По-2. Аэродром находился возле
с. Веселая Тарасовка, Лутугинского р-на. Здание аэроклуба, где проходили теоретическую подготовку курсанты и был штаб, находилось на улице Кирова, в районе старого ж.д. вокзала. В настоящее время не сохранилось.
После Гордеева Н.Ф. Луганским аэроклубом руководили полковник
Ивченко Д.Д.,
потом Герой Советского Союза полковник
Луньков Н.А. Аэроклуб начал развиваться быстрыми темпами.В 1953 году начали поступать современные самолеты: легендарный мощный АН-2 и самолеты Як-18 (с хвостовым колесом), планеры и самолеты Як-12. Самолеты Як-18 были заменены на Як-18у (с носовым колесом). С 1961 по 1963 готовили вертолетчиков на Ми-1. В наше время трудно поверить, что ДОСААФ, в одной организации готовил для Министерства Обороны летчиков в двух эскадрильях на Як-18У, в вертолетном отряде на Ми-1, парашютистов в парашютном звене на Ан-2, планеристов в планерном звене на планерах и Як-12, летчиков-спортсменов в спортивном звене на спортивных самолетах Z-226, Z-
326, Як-18П учили спортсменов-летчиков высшему пилотажу. И еще авиамоделистов в авиамодельной лаборатории.
Так как
аэродром Тарасовка был перегружен то летом дополнительно использовали для парашютных прыжков аэродром аэропорта Луганск, который до 1962 года находился на северной окраине города, возле широко известного района Каменный Брод. В пятидесятых годах аэроклуб переехал в другое трехэтажное здание. Оборонная, 14а.
Этот адрес в Луганске с трепетом в душе вспоминают все летчики, прошедшие летную подготовку в аэроклубе. Сюда, вечером спешили на занятия, после основной работы, курсанты, вчерашние школьники, чтобы услышать чудесных преподавателей по аэродинамике,
авиационной технике, самолетовождению. Работать на производстве курсанту полагалось обязательно.
Аэроклуб занимал только первый этаж и то не полностью. В нем помещался штаб с бухгалтерией, библиотекой и классами для теоретической подготовки двух эскадрилий курсантов-это, ни много ни мало, больше 120 человек. Удивительно как все это там
помещалось. Здание сохранилось до сих пор. Одно плохо, в нем не видно людей. В центре
города пустует никому не нужное здание.
В 1964 году Луганский аэроклуб получил новый статус и новое название УАЦ.
В 1966 году УАЦ перешел на новую технику, на реактивные самолеты чехословацкого производства-Л-29. Площадь
аэродрома Тарасовка была тесная для реактивной техники. Воздушная обстановка не позволяла выполнять полеты на скоростных, высотных самолетах.
Аэродром Тарасовка находится западнее 20 км между военным аэродромом училища ОМ и гражданским аэродромом аэропорта Луганск. Поэтому в Москве, в ЦК ДОСААФ, в качестве варианта, рассматривался вопрос перехода на обучение на вертолетах Ми-1. Начальник центра полковник
Паниота П.Ф., конечно совместно с московским руководством, принял решение перейти на обучение на реактивных самолетах. Поэтому пришлось искать место для нового аэродрома, в стороне от гражданского и военного аэродромов. Остановились на поле возле районного центра Новоайдар, в 60км.севернее Луганска. С 1966 по 1993 г. на этом аэродроме в двух эскадрильях началась новый этап в жизни Луганского аэроклуба. На
аэродроме Тарасовкаосталось парашютное звено на Ан-2 и самолетное звено на Як-18А, Z-326, Як-18П.
Одним из лучших начальников в истории Луганского УАЦ в период с 1969 по 1978 год был полковник Захаров А.М.
В конце 1972 года УАЦ переехал в специально спроектированное и построенное для него четырехэтажное здание на квартале Шевченко. Четвертый этаж занимало управление, штаб. Третий этаж занимали учебные классы. На втором этаже располагались учебные классы, библиотека, самолетное и парашютное звенья. На первом этаже располагались столовая с цехом для приготовления пищи, огромные актовый и спортивный залы, авиамодельная лаборатория, тренажер ТЛ-29.
Конечно, это был период расцвета Луганского учебного авиационного центра ДОСААФ.
Единственный УАЦ в Союзе, имеющий два аэродрома, четыре профиля, т.е. реактивная, поршневая техника и парашютный спорт, авиамодельная лаборатория. Периодически проводили переподготовку авиатехников запаса для МО. Огромная материальная база. Около 100 реактивных самолетов, 22 самолета Як-52, 2 самолета Як-50, 2 самолета Як-55, 3 с-та Ан-2.
Для обслуживания была создана огромная наземная инфраструктура с автопарком, складами, помещениями для занятий с курсантами и жилья. Были построены казармы, котельная, два КДП, ЦЗ и РД из бетонных плит. Осталось построить бетонную ВПП, но не
успели. И главное богатство это, конечно, люди, летно-технический состав, и все наземные службы.
Благодаря самоотверженному труду работников, авиационный центр, аэроклуб Луганска всегда был лучшей авиационной организацией ДОСААФ в СССР. Больше десяти лет, в 60-десятые и 70-десятые годы, ЛУАЦ, занимал первое место в соревновании между АО страны.
Поэтому, руководство ЦК ДОСААФ направило в Луганский УАЦ, в лучшую в стране авиационную организацию ДОСААФ, инженеров КБ Королева С.П.
Пацаева В.И., Никитского В.Н., Яздовского В.А., Лебедева В.В, будущих летчиков-космонавтов, для подготовки на реактивных самолетах.
В 1991 году
аэродром Тарасовка отделили от УАЦ и на базе парашютного звена и самолетного звена, превратили в Луганский авиационный спортивный клуб Общества содействия обороне Украины. Первым начальником стал
Леонов Николай Никитович. Подполковник запаса, бывший зам. командира полка ВВВАУШ.
Луганский учебный авиационный центр на реактивных самолетах на аэродроме Новоайдар был расформирован в 1993 году. Крайним начальником УАЦ оказался полковник Нестеров В.В. Так закончилась одна из славных страниц Луганского УАЦ.
В 1993 г. Леонова Н.Н. уволили с должности начальника АСК.
Начальником Луганского АСК в
Тарасовке назначили
Баяндина Владимира Викторовича. Бывший замполит с аэродрома Новоайдар. Подполковник. Был до 1995 года В 1995 году назначили начальником Луганского АСК ОСОУ
Танчика Виктора
Поликарповича. Бывший заместитель начальника по летной подготовке в Новоайдаре. Подполковник. Был до 2008 года.
С мая 2008 года начальник Луганского АСК -
Безкаравайный Валерий Владимирович.
Майор. Военную службу проходил на летных должностях в Харьковском военном университете Воздушных Сил имени И.Н. Кожедуба.
На аэродроме Тарасовка, Луганского авиационного спортивного клуба Общества содействия обороне Украины, продолжают выполняться учебные полеты, возродилось парашютное звено, тренируются авиамоделисты.
Ежегодно, летчики-инструкторы и специалисты ИАС Луганского АСК всегда участвуют в летной подготовке на самолете Як-52, курсантов 1и 2 курса летного факультета Харьковского университета Воздушных Сил имени И.Н. Кожедуба в г. Николаеве, Джанкое, Харькове.
Нужно надеяться, что наступят времена, когда при мудрой государственной поддержке аэроклубы Украины, и Луганский в том числе, займут достойное место в подготовке летчиков и парашютистов для Военно-воздушных Сил Украины, для гражданской авиации и для
авиационного спорта.
Люди Эта самая интересная, большая и сложная тема. Мы расскажем о достойных людях,
которые трудились в нашей авиационной организации. Конечно мы только начинаем и в
дальнейшем будем постоянно дополнять этот раздел.
Ветераны Когда встречаешься с ветеранами-авиаторами времен расцвета авиации ДОСААФ, то видно, что летчики, парашютисты, авиационные техники, специалисты обеспечивавшие полеты, это симпатичные, интересные, сильные люди. Они могут много рассказать об истории развития авиации в нашей стране, в нашем городе, в нашей организации, о тех далеких, уже, временах. Сейчас на дворе уже 21 век, а среди нас есть ветераны, летавшие на деревянном, обтянутом перкалью, самолете ПО-2 и выполнявшие из него тренировочные и спортивные парашютные прыжки.
Пазиков П.Ф.- начальник штаба, организатор учебного процесса и всего распорядка работы УАЦ. Участник ВОВ, полковник. Летчик, имел 800 боевых вылетов.
Самым заметным всегда был заместитель начальника по МТО
Красновский И. М. Крупный организатор. Снабжение, питание личного состава, жилье, быт, строительство, ремонт, обеспечение полетов, автопарк. Все было на его плечах. Все это он выполнял многие годы. Работал спокойно, без спешки. Входил в состав руководителей, на которых держалась организация. Заслуженно пользовался авторитетом.
Грищенко Б. П. Летчик. Майор ВВС. В пятидесятых годах - зам. начальника аэроклуба по летной подготовке. В дальнейшее преподаватель по аэродинамике, начальник УЛО. Его яркие лекции по аэродинамике помнят все курсанты УАЦ.
Струков Леонид Егорович. Военный летчик. Летал на Ил-2, Ил-10, МиГ-15. После увольнения в запас, работал в Луганском аэроклубе летчиком-инструктором, ком. звена, замполитом, председателем месткома профсоюза. Первым переучился на чехословацкий самолет Z-326. Позже в отделившемся от УАЦ АСК продолжал работу в должности зам. по МТО. Во все времена входил в руководящий состав УАЦ, прилагал все возможное для развития авиационной организации, самолетного и парашютного спорта. Легкий на подъем человек. Всегда помогал летчикам и спортсменам и в полетах, и в жизни. Например, подняв телефонную трубку, мог легко, за пять минут устроить летчика-спортсмена на работу и в общежитие. Хотя эта деятельность не входила в его обязанности. Все это делал он с удовольствием. Патриот УАЦ. Тяжело переживал закрытие аэродрома Новоайдар.
Коваленко Петр Васильевич. В армии обслуживал поршневые истребители Ла-9, прыгал с парашютом. С 1951 года работал в аэроклубе инструктором- парашютистом, техником самолета Ан-2. Затем долго работал авиационным техником в аэропорту. Сильный, волевой, жизнерадостный, яркий человек.
Санченко Владимир Ильич. Учился летать в Луганском аэроклубе. Закончил Саранскую летную школу. С 1953 по 1974 год работал в Луганском аэроклубе, потом УАЦ на должностях летчика-инструктора, ком. звена. Освоил вертолет Ми-1. Был чемпионом СССР по вертолетному спорту. Одним из первых переучился на самолет Л-29. В 1966г перегнал первый самолет Л-29 на
аэродром Тарасовка. Посадка выполнялась по диагонали аэродрома, с курсом 40°. После ухода на пенсию работал в аэропорту диспетчером.
Кравченко Дмитрий Васильевич. Летчик-истребитель. Майор ВВС. Ком. звена на МиГ-17.
На аэродроме Тарасовка командир самолетного звена, заместитель начальника по летной подготовке. Организатор, методист, руководитель полетов, требовательный, принципиальный командир, тренер, судья республиканской категории по самолетному спорту. Его работоспособность была беспредельной. После полетов ремонтировал крышу ангара,водопровод, аэродромные постройки. Был авторитетным командиром и летчиком.
Начальники
Начальниками Луганского аэроклуба, на всем протяжении его истории, всегда были военные летчики, кадровые офицеры. Все они были опытные летчики, достойные люди, хорошие руководители. Но запоминаются наиболее яркие, оставившие своей работой хорошую память о себе. Что их объединяет. Модное новое слово харизма. То есть качества личности притягивающее людей к ним. Они были интересными людьми. И конечно они были трудоголиками, создателями.
Первым начальником Ворошиловградского областного аэроклуба был
Стеценко Н.М. Паниота Петр Федорович. Пришел к нам с должности начальника Томского аэроклуба. Начальник Луганского аэроклуба с 1962г. по 1969г. Двухметрового роста полковник. Личность. Организатор. При нем УАЦ вышел в передовые организации страны благодаря самоотверженному труду работников УАЦ. При нем был совершен переезд с
аэродрома Тарасовка на аэродром Новоайдар. В чистом поле люди, под его руководством, поставили армейские палатки для курсантов, летчиков и техников и построили аэродром для полетов двух эскадрилий на реактивных самолетах с огромной инфраструктурой. Летчики помнят его высоко поднятую руку в кожаной перчатке, для запроса у РП «конвейера», в открытой задней кабине Як-18у, во время проверки очередного курсанта перед самостоятельным вылетом. Был требовательным командиром, заботился о подчиненных. При нем ЛУАЦ стал авторитетной организацией для руководителей города и области. Пожалуй, самая крупная, в прямом и переносном смысле, и запоминающаяся фигура из всех начальников за весь период существования Луганского аэроклуба, УАЦ.
Захаров Анатолий Михайлович. Легенда УАЦ. Настоящий полковник. Начальник Луганского учебного авиационного центра ДОСААФ в лучшие 10 лет, с 1969г. по 1978г. Был направлен в звании майора ВВС на службу в УАЦ, Министерством обороны из Ворошиловградского военного училища летчиков, которое тогда работало на МиГ-15. Занимал должность командира эскадрильи, а потом заместителя начальника по летной подготовке.
На аэродроме Тарасовка летал на всем, что там летало. На яках, на планерах, на зетах, на буксировщиках, на выброску парашютистов, на вертолетах. И все это на проверку техники пилотирования инструкторов, курсантов, спортсменов, и для выпуска в первый самостоятельный полет. Яркая, интересная, неординарная личность. Отличный организатор, требовательный руководитель. Опытный методист, то есть летчик-инструктор с большой буквы, специалист по обучению курсантов и самое главное, умеющий учить летчиков – инструкторов искусству учить летать курсантов. Был инициатором повышения методического уровня летчиков - инструкторов. Для занятий с летчиками приглашал из пединститута преподавателей по психологии и педагогике. Под его руководством был создана лучшая в УАЦ ДОСААФ СССР методическая база для обучения курсантов на реактивных самолетах. Будучи военным летчиком-истребителем, на должности заместителя начальника УАЦ по летной подготовке, освоил и глубоко понимал работу с курсантами, с летчиками –инструкторами, со спортсменами- парашютистами, со спортсменами-летчиками, с чемпионами. Организовывал на двух аэродромах одновременно, многосменные полеты молодого поколения летчиков, планеристов, парашютистов. И все это при внешнем спокойствии на лице. Понимающие люди с удовольствием наблюдали его работу с людьми. Все помнят его, только ему присущие, походку, манеру разговаривать. Когда он хотел сказать что-то важное для молодого человека, то его речь начиналась проникновенными словами: «Сын мой….». Все эти качества личности и черты характера говорили о незаурядности личности. Л.Н.Курилов, выражая общее мнение работавших с Захаровым А.М. людей, коротко и емко сказал: «Хороший мужик». При нем продолжалось развитие УАЦ. Его доклады с трибуны перед личным составом УАЦ были интересны, глубоко содержательны, с юмором. Аудитория всегда слушала их с интересом, в том числе и его разносы нарушителям дисциплины. Любил голубей.
Азбукин Валерий Михайлович. Полковник ВВС. Был начальником Луганского УАЦ с 1978г. по 1982г. Назначен начальником УАЦ с должности командира эскадрильи. Отличный летчик. Мастер спорта по высшему пилотажу. Отличный методист. Требовательный, принципиальный командир. При нем продолжилось дальнейшее развитие УАЦ. Много сил приложил для совершенствования методической базы УАЦ и повышения методического уровня летчиков- инструкторов. Имел большой опыт обучения курсантов на реактивных самолетах в военном училище. За внешней суровостью нового командира было желание исправить недостатки, дать новый импульс в развитии коллектива. Заботился о быте и отдыхе личного состава. По внешности и характеру похож на героя–летчика Покрышкина Александра Ивановича. Такой же сильный, трудолюбивый, добродушный. После ВУАЦ продолжил службу в ВВВАУШ на должности начальника штаба училища.
Мельник Владимир Александрович. В ВВС летал на сверхзвуковых истребителях, учебных реактивных самолетах в Харьковском летном училище. Пришел к нам с должности начальника Ульяновского УАЦ. Занимал должность начальника Луганского УАЦ с 1982г. по 1988г. По его личной инициативе впервые, Луганский УАЦ, единственный в авиации ДОСААФ, начал летать в СМУ, днем и ночью, на реактивных самолетах. Для этого, конечно, провели огромную работу по установке на аэродроме радио и светотехнического оборудования для ночных полетов. Смелый, решительный командир, полностью доверявший своим заместителям и летному составу. Это он ввел в программу воздушных праздников, поразительно эффектный высший групповой пилотаж, на предельно малых высотах на реактивных самолетах Л-29 и поршневых самолетах Як-52. В 1984 году, по его распоряжению, перед центральным входом в здание авиацентра, в городе Луганске, на постамент был поставлен, устремленный в небо, самолет Л-29. В фойе художники нарисовали на стене огромное панно на авиационную тему. Отличный летчик, щедрый, заботливый командир, поддерживал все положительное в летной работе. Лично летал на проверки курсантов и летчиков-спортсменов на реактивных и поршневых самолетах.
Белоусов Сергей Михайлович. Полковник. В ВВС летал на бомбардировщиках, сверхзвуковых истребителях, учебных реактивных самолетах. Пришел к нам с должности начальника Калужского УАЦ. Чем-то напоминает Паниоту П.Ф. И внешне, и по методам работы. Принципиальный, глубоко знающий военное дело, авиацию, методику летного обучения, организацию учебного процесса, экономику. Всегда поддерживает толковые предложения по работе, в авиационном спорте. Смелый летчик. Лично летал на воздушных праздниках на групповой высший пилотаж на реактивном самолете, на предельно малых высотах. Требовательный, взыскательный руководитель, прекрасный организатор. Руководил ЛУАЦ в трудное перестроечное время. Ныне на должности председателя Луганской ОО ОСО Украины. Всегда оказывает помощь АСК, в том числе и материальную. Один из лучших руководителей областной организации ОСОУ на Украине. Начинал службу в авиации курсантом, на самолете Як-18У,
на аэродроме "Тарасовка".
Безкаравайный Валерий Владимирович, наша надежда, представитель молодого поколения руководителей. Военный летчик. Майор ВВС. Опытный летчик-инструктор. Требовательный, принципиальный руководитель. На должности начальника Луганского АСК с 2008 года. Ранее служил в ВВС Украины, в Харьковском военном университете воздушных сил им. И.Н. Кожедуба, где летал на реактивных самолетах Л-39. Начинал в 15 лет летать на самолете Як-52 и прыгать с парашютом
на аэродроме "Тарасовка". При нем началось возрождение авиаспортклуба. Что в наше трудное время - удивительно. Навел порядок на аэродроме и в административном здании в городе. Начал ремонт зданий на аэродроме, перекрытие кровли. Смог осуществить очень дорогую, практически неподъемную работу по восстановлению разрушенного энергоснабжения
аэродрома "Тарасовка". Заново построил новую ЛЭП. Теперь у нас есть электричество и свет на аэродроме. Под его руководством планомерно выполняются полеты на учебных, спортивных самолетах, парашютные прыжки с самолета Ан-2. Проводятся авиамодельные соревнования.Летчики, парашютисты и авиамоделисты АСК участвуют во всех соревнованиях проходящих в Украине. Постоянно заботится о личном составе АСК. Люди почувствовали, давно забытую, отеческую заботу командира. Организовал аэродромный быт и питание личного состава. И все делает спокойно, без крика, с выдержкой, достойной настоящего сильного мужчины. Летает на всех типах самолетов, находящихся на аэродроме.
[
Изображение на стороннем сайте: 8387584d2bd0.jpg ]