Котель Маарави (Западная стена Храма, Стена Плача)
Гигантские камни, удлиненные квадратные массы уложенные ровными рядами один над другим уходят вверх.
Вблизи приходится задирать голову, придерживая шапку, чтобы увидеть уходящие ввысь мощные каменные ряды. Они выщерблены ветрами, дождями, тысячелетиями.
Внизу - отшлифованы миллионами прикосновений, поцелуями, тысячами записок и записочек вложенных, всунутых, ввинченных желанием оставить их в Стене, во всех щелях и щелочках каменных глыб.
И кажется, что эти щели и щелочки, полоски и ямочки вымыты миллионами ручейков пролитых здесь слез...
Впечатление грандиозности и незыблемости не могут нарушить ни странные кусты, выросшие прямо в щелях между глыбами, ни одинокие голуби устроившиеся в расщелинах повыше...
Вечная Стена. Котель...
Каждый раз, когда прихожу к Котелю, необъяснимое чувство охватывает меня, весь организм, каждую клеточку тела.
Это чувство необъяснимо, непередаваемо. Его нужно самому ощутить, или... не ощутить никогда.
Когда я легонечко прикасаюсь разгоряченным лбом к теплым камням Котеля, то на миг как бы растворяюсь, ухожу из реальности, и благодатные слезы сами по себе текут из глаз, пропадая в зарослях бороды, редкими капельками роняются на каменные плиты.
Стена Плача.
Сколько еврейских слез здесь было пролито?! Сколько сердец разрываются в страстной молитве - прямо, без посредника - к Творцу...
Какое счастье, что мы может приходить к тебе, Котель, и молить Б-га о возвращении всего народа, о приходе Избавителя, о восстановлении Твоего Храма.
К Котелю беспрерывно стекаются паломники. Приезжают со всех концов Израиля и со всех концов света. У входа на площадь перед Стеной стоят столики, наполненные картонными шапочками (кипот). Принято перед входом покрывать голову. И христиане из США, Канады, Латинской Америки, из Европы, Скандинавии, негры из Африки, японцы, китайцы, тайландцы, индусы - все покрываю голову и осторожно, можно сказать, бережно приближаются к всемирной святыне. Стена Плача.
До Шестидневной войны 1967 года вход для евреев был закрыт, без всяких исключений...
Сюда приезжают отметить Бар-мицву (совершенолетие 13-тилетнего подростка) из всех уголков Израиля. Громогласное чтение Торы, повязывание тфиллин. Радостные и возбужденные лица счастливых родителей, родственников и просветленные виновники торжества. Танцы в обнимку со свитками Торы... И - заключительный "лехаим"...
Вечер. Последние лучи заходящего солнца резко освещают каменные громады Котеля, выявляя самые мельчайшие трещинки и углубления, обычно невидимые глазом.
Слева, на большей части площади перед Котелем, молятся мужчины. Они могут уходить и под арку, где в больших пещерных залах можно видеть продолжение Стены, сложенной из гигантских каменных блоков, будто уложенных рукой великана.
Там спасаются от полуденной жары, там молятся у многочисленных святых шкафов со свитками Торы, хранящихся в них...
Справа - женщины. Их толпа заливает каменные плиты площади. Девочки, девушки, матери семей с детьми, пожилые женщины страстно молятся.
Молят за здоровье, за благополучие, за беременных, чтобы легко родили, за бесплодных, чтобы с Б-жьей помощью забеременели...
Со слезами - за многострадальный народ, чтобы враг, находящийся повсюду, не убил, не искалечил навсегда...
Мендельсон Эрнст Давидович