| alexinaa Модератор раздела
г. Санкт-Петербург Сообщений: 325 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 275 | Наверх ##
14 марта 2022 11:58 Автор Палехина Екатерина Михайловна
«История возникновения и развития Калабинского края»
Нужно помнить, что для любого человека название его родного места- это то, с чего начинается Родина. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Каждый человек любит то место, где он родился. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Мне очень интересна история Калабинской земли. Здесь, кажется, любое дерево, любая дорога, любое здание дышат историей. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Я хочу отметить, возросший интерес, в настоящее время к изучению истории родного края. Ведь, как известно, без знания прошлого нет будущего. Я считаю, что знание истории родной земли заставляет задуматься не только о прошлом, но и о будущем, способствует нравственному очищению, духовному возрождению. История возникновения и развития села Калабино. Село Калабино Задонского района, центр Калабинского сельского совета, в пятнадцати километрах к югу- западу от города Задонска. Возникло в начале 17 века на р. Нережка, по документам известно с 1676 года. Показано на карте селений, имевших в 1682-1703 годах церкви и часовни. В 1854 году здесь проживало 1460 человек. В списке населенных мест 1859- село казенное, 150 дворов и 1727 жителей. Центр волости, 319 дворов, 2309 жителей, школа. В 1900 в селе был 441 двор, население составляло 2931 человек, действовало 4 кирпичных завода. По переписи 1926- центр сельского совета, 596 дворов, 3140 жителей. В начале 1932 года здесь имелось 4070 жителей. На 1 января 1997 года в селе значилось 353 двора и проживал 791 человек. Основано елецкими служилыми людьми по фамилии Калабины. Это подтверждает тот факт, что по сей день в огородах люди находят артефакты, принадлежащие служилым людям. Последний артефакт медаль «В память войны 1853-1856 гг.» была найдена учащимся 10 класса Поповым Сергеем на приусадебном участке с. Калабино. Род Калабиных прослеживается в Ельце до 20 века. Позже село Калабино было подарено племяннику барину Туманновскому. В 1846 году здесь проживало 1460 человек. Свое начало наше село берет с порядка, который так и называется Село. Здесь была построена первая часовня и церковно- приходская школа. Благодаря благоприятному местонахождению и плодородным почвам село начинает процветать и увеличивается численность населения. На реке Снова были построены две мельницы, процветали кожевенное и валяльное дело, лозоплетение и плетение из лыка, ткацкое производство. Излишки продукции вывозились в д. Ломовцы на базар. Первый винный завод барин построил в низовье реки Нережка, здесь же и находились винные погреба. Вода в завод поступала из винного колодца, который находится в Барском лесу. Вода здесь обладает особыми свойствами. На берегу реки барин посадил пробковые деревья, которые были завезены с Дальнего Востока. Деревья сохранились до сих пор. В 1-ом километре от села деревня Рублевка. Когда- то барин вместе с 27 душами купил ее за 1 рубль, поэтому оно и получило такое название. По источникам 1880 года- центр волости. В состав волости входили села Долгуша, Ломовцы, Сновская, Нережа, Сцепное, Дегтевое и территория владения барина Тумановского (территория Ольшанского с/с). Первым председателем волостного совета был Григорьев Кирсан Никитович, житель села Калабино, ранее работавший на шахтах артельщиком с 1907 года. Членами волостного совета были Полянских Сергей Алексеевич, Ишков Илларион Григорьевич. Кроме местного волостного совета был сельский совет, расположенный в простом сельском доме. Председателем сельского совета был Плохих Сергей Алексеевич. Калабинская волость входила в Землянский уезд. В 1912-1914гг. проходило строительство школы под руководством Поповой Варвары Ивановны. На территории Калабино власть Советов установилась в конце ноября 1917 года. В декабре 1917 года скот, инвентарь барина Тумановского был разделен между беднотой. В этот период времени на селе было 750 хозяйств, из них кулацких-20, которые имели до 70 десятин земли и наемных рабочих от 3 до 30 человек. В зимнее время количество наемных рабочих уменьшалось от 3 до 5 человек, так как основным занятием было земледелие. Кулаки были владельцами земли и владели лавками. К ним относились: Григорьев Игнат, брат его Яков Антонович, Карлов Степан Игнатович, Целых Тихон Матвеевич, Клюков Василий Платонович и другие. Середняцких хозяйств-215. Бедняцких-515. Весной 1918 года земля была поделена между крестьянами из расчета 1 га 100 соток на душу. Домашние постройки барина Тумановского отданы под больницу. Весной этого года был организован совхоз и восстановлен спиртзавод имени Тумановского. Совхоз стал называться «Освобождение». В селе организована начальная 3-классная школа с контингентом до 80 учащихся, но оканчивали школу 8-10 человек, так как остальные покидали её. Причиной того выбытия являлось необеспеченность и частично занятость в семье, на полевых работах. В школе работало два учителя. В период НЭПА увеличилось число середняков и ожили часть кулаков за счет аренды земли и взятия земли у крестьян на использованных условиях. В 1929 году был организован колхоз имени Чапаева. В колхозе насчитывалось 80 хозяйств. Председателем колхоза был 25- тысячник Плетнев Григорий Михайлович с завода «Сормова», заместителем председателя колхоза был Григорьев Андрей Анастасьевич. В 1931 году село Калабино стало Задонского района. Осенью 1931 года колхоз разделился и образовалось 2 колхоза имени Чапаева и имени Карла Маркса. К 1932 году кулачество было ликвидировано. В 1934 году в селе коллективизация охватила 31% населения, а в 1935 году 83% населения. Люди на селе жили очень бедно. К 1917 году в селе дома были в основном с соломенной крышей и без пола. Только кулаки, да зажиточные середняки имели избу с горницей, а их насчитывалось 25. На территории села Калабино была организована базарная площадь, где люди, со всей округи, продавали свои излишки хозяйства. Рыночный день- четверг. Культурная жизнь села- это песни и пляски под гармонь. С 1917 по 1935 год часть крестьян переехала в город и стали рабочими. В Калабино осталось 385 хозяйств. В 1936 была организованна МТС. Первым директор МТС был Татаринцев Иван Васильевич, а главным механиком- инженер Лисицын и главный агроном Зуев. МТС располагало 32 тракторами ХТЗ, шестью тракторами НАТИ. В МТС было 6 сложных молотилок, 10 прицепных комбайнов «Коммунар» и один «Сталинец». До образования МТС зерна собирали по 5-6 центнеров с га. Перед войной МТС пополнилось тракторами и комбайнами. Калабинский МТС обеспечивала механизированную обработку полей и уборку урожая в колхозах Калабинского и Балохновского сельского советов. В 1933 году в селе была открыта семилетняя школа, где работало 8 учителей. 1941-1945г.г. За годы войны хозяйство колхозов, которые насчитывалось 5, пришли в упадок. В МТС насчитывалось только 30 и в силу износа пришли в негодность, но несмотря на это они обслуживали 34 колхоза и обрабатывали 33 тысячи га земли. В 1949 году на территории села Калабино был организован колхоз «Россия». К 1958 году техническое оснащение МТС выросло. В 1952 году Калабинская семилетняя школа была реорганизована в среднюю, где работало 25 учителей, из них с высшим образованием 18 человек. Школа только с 1952 по 1966 год выпустила из 7 класса 545 человек, из 8 класса 176 человек, из 10-11 классов 510 человек. С развитием образования усиливалась тяга к художественной, научной, политической литературе. В селе работают две библиотеке с 8.155 экземплярах книг. В 1976 году построено здание Дома Культуры. Жители села отдыхают в ДК, где имеется стационарная установка, кино демонстрируется ежедневно. Киномехаником работает Мелихов Виктор Иванович, заслуженный работник культуры. В низовье реки Нережка в 60- года местный житель Зарочинцев обнаружил бивень мамонта, весной после того , как спала вода и сообщил об этом в Задонск. Из Ленинграда приехали ученые палеонтологии и нашли бивень и голову мамонта. Экспонаты были отправлены в Ленинград. Так же здесь можно увидеть очень много валунов, которые когда-то принес с собой ледник. На одном из валунов отпечатки динозавра. В 1960 году колхоз «Россия» влился в «Освобождение». В феврале 1965 года образовался новый совхоз «Калабинский» с тремя отделениями «Мичурина», «Восход», «Архангельское». Совхоз «Калабинский» охватывал территорию: село Калабино, деревни Викторию и Лазовую, территорию Архангельского сельского совета с земляной площадью 9257 га, из них 7049 га распашной. Совхоз располагает 55 тракторами, 34 машинами. В совхозе работают специалисты со средним и высшим образованием. Изменился облик села. В 1979 году в селе Калабино насчитывалось 418 домов, с населением 1388 человек, перестроены по городскому типу 188, заменены на шиферные и железные крыши-279. Все село электрофицировано и радифицировано. Кроме радио от сети, все жители имеют радиолы, радиоприемники, телевизоры. Село имеет Сельский совет, парикмахерскую, детский сад, столовую, магазин, общественную баню. В Калабино приходят ежедневно пассажирские автобусы, жители села имеют возможность поехать в город Задонск и в другие города. В 1990 году начинается работа по газификации села. С 1997 года для села начинаются тяжелые времена, как и для нашей страны. Совхоз переименуют в ООО «Калабинское», а затем в СПК «Калабино». Происходит смена руководства, в связи с аграрными реформами в стране, экономика хозяйства снижена. Не рентабельным становится отрасль животноводства, разрушен животноводческий комплекс. В 2000 году СПК «Калабино» оказалось на грани банкротства. В новое тысячелетие жители села вступают с огромным «грузом» переживаний за родное хозяйство. В 2001 году хозяйство переходит в в ведение ЗАО «Липецкспиртпром», а затем ЗАО «Зерно- Роспиртпром» под руководством Николая Николаевича Бобина. Начинается подъем хозяйства с уровня банкротства. В 2002 году рабочим выплачена 4-х летняя задолженность по зарплате. У селян появилась надежда на лучшее будущее. В 2004 году хозяйство попадает в пятерку лучших в районе. В 2005 году проведен капитальный ремонт ДК, медицинского пункта. «Из истории Калабинской школы» Калабинская школа была построена в 1914-1915гг. Строительство школы велось под руководством ее первого директора Поповой Варвары Ивановны. До 1933 года школа была начальной, а затем стала семилетней. Варвара Ивановна была из помещечьей семьи. Она закончила Задонскую гимназию. Попову В.И. сменил в директорской работе Болдырев Александр Максимович, а она с 1935 года работала завучем. 1941 год. Началась война. Болдырев А.М. ушел на фронт и Варвара Ивановна снова стала работать директором школы. В 1946 году директором школы назначен Гусев Михаил Тихонович. Районное руководство переводит его заведующим РОНО. С 1952 г. по 1975г. директор школы- Логвинов Василий Абрамович. При нем в школе велась большая стройка. К старому зданию пристроено 4 кабинета и учительская. Началось строительство нового здания. В школе было до 700 учеников, классы были переполнены, занимались в две смены. Выпускные классы были до 150 человек по 5 классов. Педагогический коллектив состоял из 25 человек. В 1975 году Логвинова В.А. сменил на посту директора Болдырев А.А., который проработал в школе 2 года. С 1977 года по 2000 год директор школы- Долгих Анатолий Андреевич. При нем завершилось строительство нового здания. Построено овощехранилище, тир. С 2000 года по настоящее время директором школы работает Князева Татьяна Николаевна. В школе проведен капитальный ремонт, снесены старые постройки, на их месте разбиты клумбы. В школе в 2005 году организован музей «Мы, дети Земли». В 2009 году на базе Калабинской школы открыта группа полного дня. Духовная жизнь села. Одной отдушиной для крестьян был праздник. Его ждали, долго к нему готовились. Все надевали лучшую одежду, которую шили и украшали своими руками и шли в церковь. Широко отмечали Пасху, Рождество, Крещение, Красную Горку, Троицу. На территории поселения имелись две церкви в селе Калабино и Архангельское с тремя престолами. В 1682 году в центре села Калабино была возведена часовня и при ней открыта церковно- приходская школа. В центре недалеко от часовни находился погост. Даже сейчас спустя несколько сотен лет следы от этого погоста видны, это небольшие холмики. Старожилы села рассказывали, что когда- то здесь проезжал богатый купец со своей семьей. У него внезапно заболела дочь, он остановился в нашем селе, спустя несколько дней дочь умерла от пневмонии и ее похоронили на местном кладбище во всем ее убранстве и драгоценностях. Для нее был сделан саркофаг и захоронили ее в нем. Спустя несколько лет, кто- то из местных жителей раскопали ее могилку и вскрыли саркофаг, но драгоценностей так и не нашли. До 1914 года здесь размещалось здание школы. С 1914 года по 1977 год в этом здании обучались ученики начальных классов. В 1977 году здание было закрыто, а ученики переведены для обучения в здание №2 Калабинской средней школы. В 1883 году на пожертвование селян начато строительство церкви, посвященной великомученнику Дмитрию Солоунскому и иконе Ахтырской Божьей Матери. По преданиям обе иконы были с Петром Великим В Полтавском походе 1709 года, Куликовом поле и отличились своими благотворными знамениями, поэтому и пользовались особым уважением у служилых людей. А так как большую часть населения составляли служилые люди, эти праздники были наиболее чтимы и считались престольными у селян. Ахтырское- 15 июля, Дмитриев день- 8 ноября, таковыми считаются и по сей день. Когда строилась церковь, то жители собирали яйца для раствора. В раствор добавляли белок яиц. В 1935 году по просьбе народа была закрыта церковь, а священники объявлены врагами народа. С 1936 года в стенах церкви расположилась МТС (механизированная тракторная станция). Затем ремонтные мастерские, которые существовали до 2003 года. В конце 70-х годов был разрушен купол церкви. Недалеко от церкви находился домик попа. В настоящее время он разрушен. В 2006 году на сходе граждан села принято решение о восстановлении местной церкви. Избран церковно- приходской совет, он и занимается сбором пожертвований. На пожертвования селян восстановлены правое и левое крыло под колокольней, где по праздникам проходит служба. Восстанавливать церковь очень трудно, из- за пожара 1986 года, который нанес огромное разрушение. Выгорели своды, перекрытия большей части храма. (Приложение №9) В Калабино есть много святых источников- Хролов колодец, находящейся в центре села. Ежегодно на крещение люди приходят сюда за водой. Белый колодец. Есть несколько версий, почему колодец получил такое название. Первая версия: здесь залежи белой глины. Когда- то в Калабино была засуха и голод и люди пришли к этому колодцу и начали молиться, и в это время пошел дождь. Вторая версия: давно здесь жили язычники и поклонялись белому камню, а когда пришли на эту землю христиане, то язычники покинули эти места. Камень ушел под землю и на этом месте начала появляться вода. Многие калабинцы, перед смертью, почему- то просят принести воду именно из этого источника. В 2008 году на территории села Калабино был освещен родник, где, по данным исследований, обнаружены ионы серебра. «... на берегу лога громоздились кучи песка и камня. Началось благоустройство родника. Родник стало затягивать, поэтому и пришлось источник облагородить и создать людям удобства. Ступени обложим камнем, поставим сруб и сделаем навес. Было принято решение источник освятить. Так всегда поступали на Руси, когда открывали колодец. В день освещения погода выдалась, как на заказ. Хотя и не жарко, но яркое осеннее солнце освещало несколько десятков местных жителей, собравшихся у «Бездонного колодца», как истари называли источник. Традиционные для обряда освящения молитвы отца Иосифа, и каждый из присутствующих окропляется водой из источника. Каждый также считает своим долгом попить воды из родника и омыть лицо из струи , катящейся чуть ниже сруба. Вкусна водица неимоверно. Вопрос к отцу Иосифу: «Можно ли теперь считать источник святым?» «Теперь да. Все что связано с водой- это свято. Вода- это жизнь.» Звучит и еще один вопрос о том, насколько значительно по церковным канонам освещение родника? «Пожалуй это второе по значимости освещение после освещения Божьего храма»- отвечает священнослужитель. В молитве несколько раз повторялись слова: «Благословляется и освящается студенец сей....» Струится теперь студенец недалеко от Калабино и дороги на Архангельское. Сруб и навес с прибитой на нем иконкой как бы охраняют животворный источник с прохладной, вкусной водицей. Выложенные камнем ступени как бы приглашают: «Зайди, напейся, отдохни.» Освещен сей родник теперь именем иконы Ахтырской Божией Матери.» (Приложение №10) Церковь Михаила Архангела- в селе Архангельское. Архангельский храм построен в 1805 году и освещен в честь Архистратига Михаила. Именно по названию церкви село Таволжанец стало именоваться Архангельским. «Указатель храмовых праздников в Воронежской епархии» (Выпуск 1, г. Воронеж, 1884 год). «Церковь Архангела Михаила в с. Таволжанце, Землянского уезда, каменная с колокольнею, построена в 1805 году. Каменная ограда устроена на средства Анны Михайловны Бехтеевой. Церковь эта считается приписною к Покровской церкви с. Верхнего Ломовца. После закрытия и до 1990-х годов в помещении церкви размещался склад.Стены внутри закопчены, и это говорит о том, что в церкви был пожар. В настоящее время действует левый придел- местные жители расчистили его от мусора и принесли иконы. Великая Отечественная война в жизни Калабинцев. В период Великой Отечественной войны на территории Калабинского сельского совета погибло 331 человек, пропало без вести 101 человек, захоронено в братских могилах и кладбищах: 361 человек. В братской могиле на сельском кладбище захоронено 13 человек, на братском кладбище в п. Трактор 300 человек. Так же имеются захоронения в лесном массиве Правороть и Бунино - численность захоронений не известна. За годы Великой Отечественной войны удостоены правительственных наград 73 человека, сержанту Чурсину Михаилу Савельевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Жители нашего села Калабино свято чтут память о своём отважном земляке Михаиле Савельевиче Чурсине. В местной средней школе установлена мемориальная доска в честь героя, учившегося здесь. Родился Михаил Чурсин 18 сентября 1922 года. Рано лишился отца, поэтому, не окончив школы, пошёл работать в колхоз. Сначала был прицепщиком, потом - трактористом. Осенью 1941 года Михаил Чурсин становится солдатом. С 1942 года он служит в истребительно - противотанковом артиллерийском полку наводчиком, затем - командиром орудия. Летом того же года принимал участие в тяжёлых оборонительных боях в районе Землянска. Потом громил фашистов под Касторной и Прохоровкой, участвовал в уничтожении группировок гитлеровцев в Корсунь - Шевченковской и Ясско - Кишинёвской операциях, в освобождении Правобережной Украины и Молдавии, в боях на территории Румынии и Венгрии. Орудийный расчёт гвардии старшего сержанта Михаила Чурсина уничтожил семь и подбил три танка противника. Отважный артиллерист был награждён орденом Отечественной войны II степени и медалью "За отвагу". ...Шёл март сорок пятого года. В Венгрии, северо-восточнее озера Балатон, враг собрал большие силы и попытался отбросить наши войска за Дунай. 315-й гвардейский истребительно - противотанковый артиллерийский полк, в котором служил Михаил Чурсин, занимал важный участок обороны в районе населённого пункта Хайду. Наступило утро 12 марта. Оттеснив нашу пехоту, танки противника двинулись на позиции артиллеристов. Особенно трудно было расчёту Чурсина. На него пошло сразу несколько "тигров". Уже горели на поле боя пять из них, но в это время рядом с орудием Чурсина почти одновременно разорвались два снаряда. Весь расчёт был выведен из строя. Чурсин остался один у орудия протиы девяти "тигров", двигавшихся на него. Отважный артиллерист продолжал бой. Подожжён один танк, второй, третий. Михаил был тяжело ранен. Превозмогая боль, он сумел подбить ещё одну фашистскую машину. В этом бою Чурсин погиб, но не пропустил гитлеровские танки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии старшему сержанту Чурсину Михаилу Савельевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. ... В самом живописном месте венгерского города Пустасаблоч расположено кладбище. Здесь находятся братские могилы десяти советских воинов, павших за освобождение этого населённого пункта. В одной из могил - прах Михаила Чурсина. Жители села Калабино проявили мужество в борьбе с немецкими захватчиками. В поселке Трактор проходила линия фронта. Отсюда до Калабино было, что называется, рукой подать – меньше десятка километров на север. Каждый день слышалась канонада. Село неоднократно бомбили вражеские самолеты. Бомбы одна за другой падали на наше село. Да и сколько их осталось на земле Калабинской: у здания школы, на территории МТС, всех мест просто и не запомнить. Немецкие самолеты летали очень низко, на высоте печной трубы, накренится так, что видно смеющегося летчика. Во время бомбежек жители села Калабино старались укрыться в подвалах, по несколько семей в одном, так как приходилось держать дверь, которую срывало с петель ударной волной. В таких условиях приходилось калабинцам трудится на полях. Работали целые сутки по сменам. Трактористами становились женщины, подростки, девушки. Каждый из них внес огромный вклад в победу над фашизмом. Люди делились с ранеными солдатами тем немногим, что было у них. Раненые располагались в полевом госпитале на окраине села Архангельское, легкораненые располагались по домам. Известие о наступлении советских войск облетело все село. Целый день наши войска двигались к линии фронта. Все жители села Калабино провожали своих защитников. Только взгляды говорили о том, что впереди трудный бой. Бой за Родину, за матерей, детей, стариков. И лишь могилы павших становились печальными следами удалявшегося фронта. Многим жителям нашего села довелось побывать на линии фронта и они вспоминают: это была страшная картина: обгоревшие машины, повсюду трупы. Наша земля хранит шрамы той войны – это окопы, дзоты, в которых до сих пор находят гильзы, патроны, покорёженные снаряды и каски. Всё это немые свидетели войны.
МОЁ КАЛАБИНО.
Милое Калабино, Родина моя, Самая прекрасная, Здесь родился я! Все мне здесь родное, Дорого все мне! Не найти прекрасней края На всей нашей земле!
Трубицын Алеша учащийся Калабинской школы 11 лет 2002 год
СЕЛО РОДНОЕ.
Калабино........ Леса густые. Люди здесь простые. Колодец у каждого окна, И та береза, что всегда одна, И те школы мудрые, Где бывают люди умные, И источник тот святой, Где поговоришь всегда с душой. Полехина Ксения учащаяся Калабинской школы 11 лет 2002 год
Интерес к родной земле не пропадет никогда. Все равно найдется, что-нибудь новое или старое, что пополнит нашу душу и историю. И это касается не только моей родины, это характерно для каждой земли, будь то тайга или плодородная равнина. И мы являемся одними из творцов своей земли. Чтобы наслаждаться своей землей, все надо делать с любовью! Главное же богатство наше – это, конечно же, люди. Поколения сменяют друг друга, и каждое оставляет в памяти свою частичку бытия, из которых и складывается потом история – то, что делает нас причастными к судьбе родного края. Именно мы с вами - настоящее и будущее страны, именно нам с вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем времени потомки… Любовь к своей стране, гордость ее былою славою - основа основ возрождения нации, ее величия. Березовые перелески полны ягод и грибов, густые, дубовые леса залиты трелью птиц, косогоры покрыты вековыми многотонными валунами. В этом живописном месте и расположено село Калабино. Современное Калабино, не столь многолюдно 836 человек,но люди продолжают жить в своем родном селе. Работают в хозяйстве, занимаются личным подсобным хозяйством и надеются на перемены к лучшему. Сейчас в село пришел крупный инвестор в лице агрофирмы ЗЕРОС, специализирующейся на растениеводстве. Инвестируется и животноводство по выращиванию мраморного мяса. В перспективе строительство крупной птицефабрики. Может быть, у Калабинцев еще есть надежда, что наступит период процветания. Из истории церкви Ахтырская икона Божией Матери обретена в XVIII веке. Чтимый список (XVIII–XIX века) находится в Москве, в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате, и список из Сан-Франциско (где предположительно обретается сама чудотворная икона) – в Покровском соборе города Ахтырка. В 1739 году во время сенокоса священник Покровского храма, что располагался в городе Ахтырка (ныне Сумская область Украины), Василий Данилов в траве обнаружил образ Заступницы, от которого исходило сияние. На месте явления иконы на пожертвования императрицы Елизаветы Петровны был построен каменный Покровский собор. Освятили его в 1768 году. В 1903 году икону отправили на реставрацию в Санкт-Петербург, и по дороге она была похищена. К этой иконе идут просить здоровья, пополнения семейства и даже побед в спорте. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь Ахтырской Божией Матери в селе Калабино Землянского уезда, с приделами с правой стороны свят.велик.Дмитрия, с левой стороны-св.Тихона Задонского, каменная с колокольнею, построена в 1819 году, распространена устройством приделов в 1876 году на средства гвардии поручика Бориса Васильевича Богушевскага. Прежде этой церкви в селе Калабине была церковь в честь свят.велик.Дмитрия, упоминаемая ещё в 1732 году, в 1760 году при ней было два штата и священниками тогда были: Иосиф и Аввакум Кириллов. Земли пахатной 33 десятины. Есть план и межевые книги. Прихожан 1200 душ: деревня Верейки ( 2 версты)». П.Никольский в своих трудах указывал штат Ахтырской (Богородицкой) церкви в конце Х1Х века: священник (Михаил Самуилович Брянцев), диакон (Павел Иванович Попов) и псаломщик (Иван Попов). В селе в это время насчитывалось 442 двора, в них проживало 3284 человека. По данным ГАВО за 1911 год, диаконом Богородицкой церкви села Калабина в начале ХХ века служил Иоанн Александрович Милоградский, рукоположенный во священники 20 июня 1908 года к Покровской церкви села Хлевного. Известны священники церкви: Артемов Тихон Петрович, 1893 г.р., уроженец города Задонска, приговорён Коллегией ОГПУ от 26.12.1919 г. по ст.58-10, 58-11 к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 24.06.1991 года. Попов Павел иванович, 1871 г.р., уроженец и житель Калабино, приговорён Воронежским областным судом от 14.06.1936 г. по ст.58-10-1 к 3 годам лишения свободы. Реабилитирован в соответствии с Законом РСФСР от 18.10.1991 г.
Судьба церкви в советское время. В 1935 году церковь была закрыта, а священники объявлены врагами народа. Местные жители, которые ещё вчера молились в храме, на следующий день безжалостно уничтожали его. Осквернили иконы, снесли кресты. У некоторых жителей в домах и по сей день хранятся иконы из церкви. С 1936 года в стенах церкви расположилась МТС (механизированная тракторная станция). Затем ремонтные мастерские, которые существовали до 2003 года. Прямо под сводами чинили трактора и машины – всё вокруг почернело от мазута. В конце 70-х годов был разрушен купол церкви. В 1986 году в церкви случился пожар, который нанёс огромное разрушение. Выгорели своды, перекрытия большей части храма. Основная часть церкви в Калабино совсем разрушена. От фресок не осталось даже намёка. Вместо алтарной части – зияющая дыра. Но красные кирпичи этих стен и колонн – как будто в ожидании живой молитвы, тихого сияния лампад и свечей. Восстановление храма. Говорят, храм, даже если от него остались одни камни, никогда не покидают ангелы. Место, где стояла церковь, всегда будет святым в вечности. И даже если возрождению не суждено случиться, глядя на фрагменты обители, всё равно в душе прольётся молитва. Или проскользнёт надежда, что Бог есть и всегда будет рядом. Одна мысль о нём может порой сотворить в сердце непостижимое – зажечь свечу веры. В 2006 году на сходе граждан села принято решение о восстановлении местной церкви. Избран церковно- приходской совет, он и занимается сбором пожертвований. Крупную сумму пожертвовали два бизнесмена – братья Анд¬рей и Александр Ветчинкины. Сами они родом из Задонска, но уже давно живут один в Москве, другой в Красноярске. Всю ответственность по её восстановлению поручили своему отцу – Александру Алексеевичу Ветчинкину. Рассказывает Ветчинкин Александр Алексеевич. – Ребята не сразу выбрали церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Были разные предложения, куда направить средства. Присматривались к храму в соседнем селе Архангельское, он в четыре раза меньше и не в таком растерзанном состоянии. Сохранились даже фрески, стоит в живописном месте. Но само село – умирающее, в нём доживают свой век десять старушек. Восстановить церковь для того, чтобы просто сохранить памятник культуры, – у моих сыновей такой цели нет. Хочется, чтобы с возрождением храма зазвучала в нём прерванная когда-то молитва, а в село пришла новая жизнь. Колесили-колесили по Задонскому району, да и заглянули в Калабино. К храму было даже страшно подойти, до такой степени он был разрушен и забит мусором. А когда мы узнали его многострадальную историю, особенно тот факт, что в войну здесь ремонтировали танки, и техника въезжала через развалины двух алтарей – сыновья сразу же определились. Будем восстанавливать храм Ахтырской иконы Божией Матери, сколько бы это ни стоило. Когда мы начали расчищать это огромное пространство внутри храма, вывезли три «КамАЗа» металлолома. Несколько месяцев ушло на то, чтобы подступиться к стенам церкви. Из ценных вещей нам попались старинная пика и подкова на счастье. Местные жители рассказывали, что в 80-х годах в храме был сильный пожар. Видимо, Господь больше не мог смотреть, как глумятся над святыней. Но мы и от копоти всё очистили. Нам дорог каждый кирпич старинного храма. Ведь он сделан по уникальной, уже не существующей ныне технологии, у него редкий оттенок красного цвета. Недавно в Калабино из Новомосковска приезжала одна женщина преклонных лет получать от отца наследство – старый дом, который выложен из такого же кирпича. Узнав, что храм, за который так болела душа её покойной матери, восстанавливается, – она пожертвовала этот дом приходу. И была счастлива, что мы приняли её дар. Теперь нам предстоит вручную разобрать его на такие ценные для нас кирпичики. Их хватит, чтобы заново построить целую стену. А фасад колокольни мы собираемся пескоструить, чтобы сохранить фактуру стен. С помощью сильной струи песка очищается поверхность кирпичей, оставляя белыми швы между ними.
Александр Алексеевич в прошлом был и строителем, и энергетиком, так что к восстановлению храма подходит со знанием дела. На нём лежит и бумажная волокита, и организация всей стройки, и многое он делает своими руками наравне с рабочими. Полы выстилает, штукатурит, возводит леса. Говорит, как начал строить храм, ещё больше почувствовал на себе промысел Божий. За какое дело ни возьмётся – все трудности сами собой решаются. Полы стелил, мучился с рейками – обрезал, подгонял, потом опять обрезал. Думал, всё испортил, оказалось, сошлось миллиметр к миллиметру. Даже такое совпадение он считает маленьким чудом. Копал Александр Алексеевич выгребную яму, да понадобилась плита. Это её где-то надо искать, заказывать, машину опять нанимать. Загрустил строитель храма. И в этот же день рабочие случайно наткнулись на плиту, полностью подходящую по размеру. Снова вроде бы мелочь, а ему во всём видится помощь Всевышнего. Александр Ветчинкин даже забросил строительство своего дома, каждый день спешит в храм. Замечать то, что многие считают случайностью, а он – Проведением. В столице в одном из московских монастырей Андрей Ветчинкин случайно познакомился с матушкой Леонтией. Её сыном и оказался иеромонах Иринарх, что служил в Богородицком мужском монастыре в Задонске. Храм в Калабино – его первый приход. Три года он вёл службы в молельной комнате в красном уголке сельсовета. А теперь верующие собираются уже в почти достроенной части храма, где возвышается колокольня. Молитва там звучит постоянно – это послушник Василий сменяет настоятеля и читает заутреннюю, вечернюю и акафисты. А в перерывах он трудится в поте лица своего, тоже восстанавливает церковь. Все работы брату Василию по плечу – это уже его четвёртый приход. Живёт он тут же – в углу раскладушка, рядом плитка с кастрюлей картошки. Надо сторожить уже купленную утварь: в позолоченном окладе Библию, новые иконы и подсвечники. К спартанским условиям брату Василию не привыкать. В прошлом он был геодезистом-разведчиком, искал по всей стране источники с водой. Теперь его главный источник – вера и служение Богу. В монастыре он уже семнадцать лет, но принять монашеский постриг пока не решается. Рассказывает послушник Богородицкого мужского монастыря брат Василий. – Когда я собрался уходить в монастырь, в семье меня не поняли. Вот если бы я отправился покорять Северный полюс, они бы это приняли, а такой поступок – нет. Но я в мирской жизни уже вырастил двоих детей, построил дом, посадил не одно дерево – осталось только послужить Господу. Но пока к молитвенному труду я не готов. Хочу, чтобы мои руки пригодились в богоугодных делах. А молитва моя сейчас одна: Господи, помоги нам восстановить этот храм. Силу одинаковую имеют все храмы: и новоделы, и те, что из руин возрождаются. Но народ понимает, что старинная церковь веками намолена, поэтому в неё сердцем стремится. И строят новые храмы разные люди. Для кого-то это ещё один повод погордиться – дома везде купил, яхта есть, а не построить ли мне ещё и церковь? Здесь я вижу, что семья Ветчинкиных с полной душевной отдачей взялась за восстановление. Не просто храм возрождается, а то, что на Руси звалось преемственностью. Александр Алексеевич подтянул молодых ребят, что в строительной бригаде. Смотрю, на службу уже больше народу стало приходить. Когда крест поднимал, шестеро маленьких ребятишек молились вместе со всеми. Только ради этого и стоит возрождать храм. Голые камни никому не нужны, прежде всего должна создаваться крепкая община.
В селе остались единицы тех, кто помнит, как заливались калабинские колокола на всю округу. Среди них Мария Петровна Кириллова, ей сейчас уже девяносто три года. Она всю жизнь проработала в колхозе трактористом, и часто ей приходилось выводить из разрушенного алтаря свою починенную машину. Но Марии Петровне приятней вспоминать детство, когда бегали они с ребятишками в храм смотреть на венчания и крестины. Рассказывает Кириллова Мария Петровна – Церковь у нас была нарядная, иконы кругом, стены расписные. Народу туда много приходило – все в красивых нарядах. А мы бегали смотреть на невест и женихов – это наше любимое развлечение было. У церкви стояла тогда караулка. Отдельное здание, где ожидали крестины. Детей рождалось в семьях много, так в ней всегда было не протолкнуться. Но помню я и как растаскивали по кусочкам храм. Я считаю, что это не на совести каких-то там коммунистов, а сами калабинцы виноваты в гибели церкви. Это они срывали решётки с окон, выносили иконы. А ведь были случаи, когда прихожане отстаивали свои приходы, никому не давали надругаться над ними, – рассуждает старожил села Мария Петровна.
Домик Валентины Романовны Фоминовой стоит прямо напротив обновлённого храма. Ей уже восемьдесят три года, но она помнит только самую малость о том времени, когда он сиял в своём величии. Как она, совсем кроха, ждала на крылечке свою маму, которая возвращалась со службы вся пахнущая ладаном. И помнит, когда уже закрыли церковь, как бабушка тайком крестилась в сторону куполов.
Рассказывает Фоминова Валентина Романовна. – Во время войны наше село один раз бомбили. Страх берёт, как вспомню: снаряды свистят, земля рвётся, видимо, немцы целились в храм. Но ни одна бомба его не задела. А на наш огород попала. Взрыв был такой силы, что вылетело несколько кирпичей из красного уголка дома, где стояли иконки. А сегодня мы так рады, что наша церковь возрождается. Мы ведь только и надеемся, что на Бога. Со временем прихожане смогут увидеть отреставрированными все три алтаря храма. А сегодня из забвения уже восстала двухъярусная колокольня. Далеко в округе виден её новый синий купол и позолоченный шпиль с крестом, что благословляет всех жить по воле Божьей.
Список использованных источников и литературы.
1.Прохоров В.А. «Липецкая топонимия» Центрально- черноземное книжное издательство Воронеж 1981 2.Шахов В.В. «Липецкая энциклопедия» ГУП «Липецкое издательство» Минпечати РФ, 2000 3.«Летопись родного края» - летопись библиотекаря Зачиняевой В.С. 4.«Страницы истории села Калабино» школьный музей «Мы, дети Земли» экспонат № 265 Калабино 2003 5.«Установления советской власти на территории села Калабино» школьный музей «Мы, дети Земли» экспонат № 264 Калабино 1965 --- ищу информацию по Алехиным с. Нижнего Ломовца, Звягиным- с. Долгуша, Карловым- с. Калабино, Павловым -с. Нережа Землянского уезда. Назаровым- с. Алисово, Бушминым, Пичугиным - с. Нижнего Студенца, Яковлевым-д. Матюшкино Задонского уезда |