
 Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q] 1. рейтинг +/- 2. отзыв 3. лайк (за сообщение)
Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения. [/q]
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q] Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.[/q] |
Томилины\Томиловы
✔ Из разных регионов (▶ Дневник Tasha56)
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37354 | Наверх ##
25 июня 2010 17:40 23 ноября 2020 13:09 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37354 | Наверх ##
29 июня 2010 12:42 6 апреля 2015 11:56 В СИМЕОНО-АННИНСКОМ ХРАМЕ СЫСЕРТИ БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕНА УСЫПАЛЬНИЦА СЕМЬИ ЗАВОДОВЛАДЕЛЬЦЕВ ТУРЧАНИНОВЫХ.Екатеринбург, 1 ноября, "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". [q] В Сысерти полным ходом идет восстановление здания храма в честь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. А после того, как закончатся основные работы по восстановлению собора, начнётся реконструкция усыпальницы семьи Турчаниновых. Журналисты агентства "Связьинформ: новости г.Сысерть" узнали много интересного о семье Турчаниновых и рассказали об этом людям. В середине XVIII века императорскими указами 1757 и 1758 годов соликамскому промышленнику Алексею Федоровичу Турчанинову были переданы в посессионное владение Сысертский, Полевской и Северский заводы, которые составляли ядро Сысертского горного округа. Основанный казной в 1732 году Сысертский завод, к моменту передачи находившийся в плачевном состоянии, в руках целеустремленного и весьма расчётливого хозяина быстро пошёл в гору. Новый владелец повернул дело на свой лад, внедряя различные новшества. Количество выпускаемого железа и меди - продукции отличного качества - удвоилось. В 1764 году подверглась реконструкции заводская плотина. Зимой 1773-1774 гг. отряд пугачёвского полковника Белобородова шёл на Екатеринбург. Его захват вместе с возможным падением осаждённого Оренбурга обеспечивал Пугачёву господство над всем Уралом. Екатеринбург охватила паника, но Турчанинов не растерялся. Алексей Фёдорович окружил завод укреплениями из дерева, а также из хвороста и снега, политого на морозе водой. Поставили две пушки. Часть рабочих и приказной люд вооружили копьями, ружьями, одели в кольчуги, сделанные из своего же железа. Всеми этими мерами удалось надёжно перекрыть для пугачёвцев путь на Екатеринбург. После безуспешного трёхдневного штурма отряд Белобородова был вынужден отступить. В 1783 году императрица Екатерина II пожаловала "титулярного советника Алексея Турчанинова… с рождёнными и впредь рождаемыми его детьми и потомками в Дворянское достоинство Российской империи". В грамоте на дворянство имелось описание герба нового дворянского рода: "Щит, разрезанный надвое: в верхней части, в золотом поле, орлиное крыло, в знак императорской милости; в нижней части в голубом поле серебряная цапля, держащая в правой руке камень в знак того, что он [Турчанинов] бдением своим учинил многие как нам, так и государству услуги". Имелись в виду "похвальные и благородные поступки" Алексея Турчанинова, "особливо в 1773 и 1774 годах им учинённые". А.Ф. Турчанинов был настоящим хозяином. Жителям бесплатно отпускали строительный лес, жерди, дрова, выделяли покосы. Рабочие раз в году имели месячный отпуск с содержанием на всю семью. Бесплатными были лекарства, медицинское обслуживание и обучение в школе. Заводовладелец требовал от своих служащих, чтоб к мастеровым относились справедливо и не обременяли их непосильными работами. Александр I писал пермскому губернатору: "Турчаниновы сами делают поблажки рабочим, подавая тем самым дурной пример для мастеровых других заводов". При Турчанинове появились в Сысерти зоопарк, зимний ботанический сад, минералогический и археологический музеи, научная библиотека. Заводы процветали и приносили немалый доход владельцу. Турчаниновы уделяли внимание нравственному развитию мастеровых и их детей. Строили школы, возводили храмы, заботились об их благолепии. Алексей Фёдорович Турчанинов похоронен в Санкт-Петербурге. У дочери Алексея Турчанинова - Натальи Алексеевны - были два сына Павел и Владимир Дмитриевичи Соломирские. Прах знаменитой семьи сейчас покоится в южной части Симеоно-Аннинского храма. В 1936 году усыпальница была разрушена. А надгробия, хоть и сохранились, люди использовали в качестве строительных материалов и даже - фундамента для сарая… Надгробные памятники сыну Турчанинова Петру и жене Фелицате были обнаружены на сысертской улице Механизаторов, когда снесли старые здания. Два года назад эти надгробия были возвращены в храм, при помощи учеников и преподавателей местной кадетской школы. Ещё одно надгробие внука Алексея Турчанинова - Марка Петровича - обнаружили на территории детского сада № 38. Три составных части надгробия использовались как ограждение для клумб. Бывший заведующий музеем П.П.Бажова, ныне - преподаватель воскресной школы Симеоно-Аннинского храмам Людмила Евстафьевна Мухина - инициатор переноса этого надгробия, очищенного от извести, на территорию храма. К восстановлению надгробного памятника Марку Турчанинову привлекли подростков, занимающихся по программе духовного образования "Истоки".[/q]
© "Информационное агентство Екатеринбургской Епархии" (свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003)
В инетовской паутине бросилась в глаза статья - [q] – Это была удивительная история. Госпожа Ларионова-Томилина, скончавшаяся в Лозанне, завещала всю коллекцию России. При этом одним из условий было учреждение в Москве специального музея Гончаровой и Ларионова, что до сих пор не сделано. Находившееся во Франции собрание подпадало под законодательство о наследстве – в Россию могло уехать не более 30 процентов картин, остальные должны были остаться здесь. По просьбе Министерства культуры РФ я участвовал в переговорах, которые закончились успешно. Французские власти пошли навстречу и согласились не дробить коллекцию. Оставшиеся несколько полотен выставлены в Центре искусства и культуры имени Помпиду. http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/859 Газета «Совершенно СЕКРЕТНО».[/q] Представительница Томилиных. Что за связь ЛАРИОНОВ-ГОНЧАРОВА-ТОМИЛИНА? Почему госпожа Ларионова - Томилина завещает коллекцию России. Кто она? --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37354 | Наверх ##
29 июня 2010 13:15 23 августа 2018 12:00 Ларионов Михаил Федорович Годы жизни/Годы деятельности: 1881 - 1964
Российский Государственный Архив Литературы и искусства.
Шифр: ф. 740 оп. 1 ед. хр. 10 Раздел систематизации описи: Материалы к биографии М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой М.Ф. Ларионов. Автобиография. На русском и французском языках. Крайние даты: [1950-е-1960-е] Количество листов: 2
Шифр: ф. 740 оп. 1 ед. хр. 9 Раздел систематизации описи: Материалы к биографии М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой Краткая автобиография и автобиблиография Н.С. Гончаровой. На французском языке. Крайние даты: [1920-е - 1930-е] Количество листов: 23
Ната́лья Серге́евна Гончаро́ва (16 июня 1881, дер. Ладыжино, Тульская губ. — 17 октября 1962, Париж) — русская художница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Правнучатая племянница жены Пушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой.
Принадлежала к дворянскому роду Гончаровых (потомков калужского купца Афанасия Абрамовича — основателя Полотняного Завода). Родилась в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862—1935) и его жены Екатерины Ильиничны (урожд. Беляевой).
Дед — волоколамский исправник коллежский секретарь Михаил Сергеевич Гончаров (1837—1867) — племянник Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Его жена — бабушка Натальи Сергеевны — Ольга Львовна (урожд. Чебышёва; 1836—1908), сестра известного математика П. Л. Чебышёва.
В 1901—1909 годах Гончарова училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала занималась скульптурой, а затем увлеклась живописью, которую изучала под началом К. А. Коровина. В 1906 её работы впервые демонстрировались на выставках за границей. В 1900 познакомилась со своим будущим супругом Михаилом Ларионовым. Вместе с ним она принимала участие в многочисленных выставках в России и Европе. С 1914 года Гончарова стала работать в качестве художника театра — выполнила оформление постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова по заказу С. П. Дягилева.
  --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37354 | Наверх ##
29 июня 2010 13:36 6 апреля 2015 12:07 Продолжение... Еще в училище Гончарова познакомилась с М. Ф. Ларионовым, который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда. Гончарова связала с ним свою личную и творческую судьбу, была постоянной участницей всех его художественных начинаний. Их имена неразделимы в истории русского искусства. [q] Кириенко отдал 600 тысяч долларов французским адвокатам[/q] За архив, завещанный России Более десяти лет назад правительство СССР получило творческое наследие и архив художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Однако на этом история не закончилась. На днях премьер-министр России Сергей Кириенко распорядился выдать французскому адвокату Жаку Сааде, занимавшемуся урегулированием вопроса, около $600 тысяч. Деньги будут выделены из бюджета и выплачены по решению французского суда. Пикантность ситуации в том, что г-н Саада был исключен из гильдии французских адвокатов, по некоторым данным, именно за ведение данного дела. Кроме того, мы уже заплатили людям, против которых возбуждено дело о мошенничестве. Законно полученное Россией культурное наследие мы до сих пор не можем легально выставить. И наконец, мы до сих пор не уверены, что получили все завещанные нам картины Ларионова и Гончаровой. Завещание Александра Клавдиевна Томилина в течение тридцати лет была любовницей Михаила Ларионова . Поженились они лишь в 1963 году, спустя год после смерти первой жены художника Натальи Гончаровой. В 1964 году Ларионов скончался, и Томилина оказалась законной и единственной наследницей всех работ не только своего мужа, но и его первой жены. Ее отец Клавдий Томилин в дореволюционной России был человеком богатым и известным: он управлял товариществом банков "Волков и К". Эмигрировал. Позже, в 1947 году, вернулся. По слухам, оставил дочери некоторое состояние в западных банках. Сама Томилина уехала из России еще до революции, училась в Сорбонне, потом осталась в Париже работать — в библиотеке. После смерти Ларионова жила скромно; несмотря на свой возраст (ровесница века), сама стирала занавески и отказывала себе во всем. Зато ежегодно посылала в Москву сестрам около $20 тысяч. В их с Ларионовым парижской двухкомнатной квартире после смерти художника одна комната была полностью занята архивом и картинами. Так обстояло дело в 1974 году, когда в Париж приехал Александр Рейжевский, друг одного из племянников Томилиной, актера Анатолия Сахновского, а ныне официальный представитель наследников: — Она жила ради своих родственников, очень любила сестер. И хотела все свое имущество завещать им. Но я ее отговорил — если она завещает все картины им, то ни одно государство (тем более наше, советское) им ничего не отдаст. И по большому счету будет право — все-таки это национальное достояние. Поэтому я посоветовал все картины и архив завещать правительству, а остальное имущество и деньги — сестрам. Позже выяснилось, что она последовала моему совету. Действительно, в 1978 году Томилина написала завещание, по которому наследником картин Ларионова и Гончаровой, "коллекции документов, касающихся искусства (театра, балета, костюмов и т. д., включая почтовые открытки и картины разных художников, представляющие различные аспекты жизни народов)" и универсальным легитарием (что-то вроде душеприказчика) являлось правительство СССР. А "все наличные деньги и все, что находится в банках (текущие счета, вклады на сберегательных книжках, ценные бумаги, сейфы и движимые ценности)", Томилина завещала сестре Ларисе. В случае, если сестра умрет раньше, то ее доля должна была быть отдана племянникам — 75% Никите Хлюпину и 25% Анатолию Сахновскому. Правительство СССР взамен за завещанное имущество должно было обеспечить получение наследниками их доли, ухаживать за могилой Ларионова на кладбище Иври в Париже и перевезти в Москву произведения и архив покойных художников. Особо было оговорено, что картины маслом, графические произведения и коллекцию документов Томилина запрещает "выпускать из своих рук в связи с расходами либо бесплатно в течение 50 лет, считая с даты моей смерти". Сегодня, несмотря на то что большая часть завещанного в Москву все же попала и даже наследники получили некоторые крохи состояния Томилиной, это завещание осталось не только невыполненным, но по многим пунктам и грубо нарушенным. Загадка первая В 1986 году Александра Томилина обратилась в посольство СССР в Швейцарии (в этот момент она находилась в Лозанне в доме престарелых). Вдова Ларионова предлагала правительству СССР наследие мужа и его первой жены в обмен на то, что правительство будет оплачивать ее пребывание в пансионате. И действительно, каждый месяц вплоть до смерти Томилиной в сентябре 1987 года Минфин перечислял необходимую сумму денег на счет советского посольства в Берне — на оплату счетов дома для престарелых. Это, однако, довольно странно. Во-первых, по утверждению родственников, у Томилиной были деньги: она всегда оплачивала свои счета самостоятельно и даже, как мы помним, до конца своей жизни посылала отнюдь не маленькие суммы сестрам. Во-вторых, к тому моменту уже восемь лет существовало ее завещание, где главным наследником обозначено правительство СССР. В-третьих, Рейжевский рассказывает, что после смерти Александры Клавдиевны посольство СССР в Париже еще раз оплатило счет за ее содержание в пансионате Лозанны. Этот счет принес в посольство некто Франсуа Дольдт. Этот торговец картинами и издатель из Лозанны при жизни Ларионова помогал ему продавать картины. И Томилиной достался "по наследству". В ее письмах племянникам в Москву (их сохранилось более трехсот) г-н Дольдт неоднократно характеризуется резко отрицательно. Она жалуется, что он ее "беспощадно обманывает. Но что делать? Мне уже много лет и мне самой с этим не справиться". Она оформляла на его имя доверенности в банки, через него продавала картины мужа и Гончаровой, благодаря его услужливости был найден дом для престарелых в Лозанне. Дольдт также имел ключи от ее квартиры. Самым логичным кажется предположение, что сделку с советским посольством в Берне устроил именно Дольдт. К сожалению, сам он этот вопрос прояснить уже не сможет — он умер в марте этого года, практически сразу после того, как г-н Дуайен, следственный судья суда высшей инстанции Парижа, принял иск наследников Томилиной к Дольдту и еще нескольким лицам — по обвинению в мошенничестве. Загадка вторая Появление на сцене адвоката Жака Саады, которому российский премьер отписал около $600 тысяч, состоялось почти за год до смерти Томилиной, в конце 1986 года. Этот адвокат уже раньше сотрудничал с Инюрколлегией и в этот момент был избран правительством СССР поверенным в деле о наследстве Ларионова—Гончаровой. По словам участников этих событий, он сам настоятельно требовал встречи с чиновниками из Минкульта. Срочность встречи была обусловлена двумя новостями, которыми спешил поделиться адвокат: во-первых, мадам Томилина близка к смерти и, во-вторых, налог на наследство во Франции составляет 60%. Он был готов помочь вывезти часть работ нелегально и снизить налог. С участием Саады за неделю до смерти Томилиной из ее квартиры в российское посольство были вывезены "на временное хранение" архив Ларионова , библиотека и несколько картин (остальные находились в специальном хранилище). В архивах наследников есть два интересных в своей комбинации документа: доверенность, подписанная Сахновским на имя Саады, с датой "8 октября 1987 года" и подписью нотариуса Е. М. Курдовер, удостоверяющей личное присутствие Сахновского, и справка из больницы имени Склифософского о том, что именно в этот момент Сахновский находился в тяжелейшем состоянии, с высокой температурой и переломами ребер. Легко понять, почему Инюрколлегия с невероятной для таких дел срочностью заставила наследников выписать доверенность именно на Сааду: чтобы они не наняли другого адвоката, который, скорее всего, заинтересовался бы тем, куда делись вещи из квартиры Томилиной еще до ее смерти. Загадка третья Сейчас уже никто не скрывает, что вещи из квартиры Томилиной были спешно перевезены в советское посольство в Париже, чтобы избежать высоких пошлин на наследство. Заметим, что ключи от квартиры вдовы художника имел отнюдь не предприимчивый адвокат, а г-н Дольдт. Без его участия в квартиру Томилиной ни Саада, ни сотрудники советского посольства попасть не могли. Но расплачиваться надо было с Саадой. Тогдашний министр Николай Губенко отдал устное распоряжение продать для этой цели несколько картин Гончаровой. Третьяковка потребовала письменного распоряжения, Губенко его не дал, в результате с Саадой за его нелегальные услуги расплачиваются только сейчас. "Временно хранящиеся" документы были вскоре отправлены в Союз дипломатической почтой, где на долгие годы стали головной болью Третьяковской галереи. Так, не без участия Саады и, судя по всему, Дольдта, появились две части творческого наследия: нелегально вывезенная (в частности, архив) и законная. Сегодня за это расплачиваются все — и Министерство культуры России, на котором "висит" вся эта проблема, и Третьяковская галерея, куда было перевезено злосчастное наследство. Заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева говорит, что они долго мучились вопросом, как быть с этой "нелегальной" частью — той, на которой сэкономили. Показывать нельзя. Но обидно — ведь завещано официально. Начали потихоньку обрабатывать. И сегодня каждый предмет имеет инвентарные номера, архив разобран, но подробно пока не описан. Между тем специалисты считают, что из привезенного в Москву архива исчезли многие ценные документы. Так, доктор искусствоведения Глеб Поспелов, лично разбиравший архив в Париже, писал, что в архиве отсутствуют письма Дягилева Ларионову. По воспоминаниям некоторых бывших советских чиновников, Саада за свою оперативность попросил расплатиться произведениями художников. Доказать это, впрочем, невозможно. Все эти перипетии объясняют тайну, которую вот уже несколько лет не могут разгадать наследники,— почему не была сделана обязательная по французским законам опись имущества умершей. Но, видимо, нотариус и оценщик в данном случае помогли советскому правительству реализовать план наиболее "экономичного" вывоза наследства. Более того, как в воду канула другая опись, сделанная самой Томилиной ,— опись картин Ларионова—Гончаровой , снабженная фотографиями. Саада? Дольдт? Кто-то еще? Поэтому сегодня никто не может сказать, было ли что украдено из творческого наследства, завещанного России. На рынке появляются работы Ларионова странного происхождения. Некоторые говорят, что они из собрания Дольдта. Легальная часть наследства На ней советские власти тоже постарались сэкономить. Большая часть картин хранилась в специальном хранилище на улице Атла в Париже. Эти картины без участия французских официальных инстанций ни тронуть, ни вывезти дипломатическим багажом было нельзя. Но и платить за еще недавно гонимых основателей российского авангарда 60% стоимости этих произведений, неожиданно оказавшихся очень дорогими, советским чиновникам не хотелось. Решено было передать — в счет налога на наследство и вопреки завещанию Томилиной — часть работ Центру Жоржа Помпиду. Право первой ночи было предложено самим французским музейщикам. По заверению замдиректора Третьяковки Лидии Иовлевой, отобрали они в основном работы парижского периода (правда, это вызывает сомнения — в Центре Помпиду хорошо знают, что высоко ценится расцвет творчества художников, который имел место в России, а не их позднее творчество). 67 произведений обоих художников, перешедшие в Центр Помпиду, помогли урегулировать проблему с вывозом наследства. Правда, французы до сих пор считают, что русские нарушили джентльменское соглашение (вроде бы даже где-то зафиксированное письменно) — позволять им работать с архивом и микрофильмировать некоторые из наиболее важных документов. Ведь и за это тоже СССР был прощен неправедный вывоз имущества из квартиры художника. Третьяковка не отказывается от данного обещания, но считает, что отечественные специалисты должны иметь приоритет в исследовании творчества все-таки русских художников Ларионова и Гончаровой. Правда, прошло десять лет, а узнать, что же обнаружилось в архиве, мы пока так и не смогли. Не получили мы, зрители, и обещанного музея Ларионова и Гончаровой, который предполагалось открыть в доме в Трехпрудном переулке, где они когда-то жили. Именно твердое обещание открыть такой музей и вскоре "рассекретить" в нем наследие и архив художников убедило в свое время французскую сторону. Однако пока не произошло даже выселения жильцов из этого дома, и надежды на открытие музея все слабее. Однако обе части коллекции будут выставлены. В конце 1999 года в Третьяковке состоится выставка Ларионова и Гончаровой в рамках серии выставок новых поступлений (то есть это не будет полная персональная выставка этих двух классиков). Их наследие, находящееся в Третьяковке, по состоянию описи на 1995 год насчитывало 797 произведений живописи, 11 538 графических работ (и произведений неизвестных художников из состава архива), несколько тысяч архивных документов, 6300 книг, 3745 журналов и около 3 тысяч открыток, репродукций и т. п. В 1997 году живописных произведений стало на ящик больше: оказывается, при переезде с Крымской набережной в новый депозитарий один из ящиков с картинами был утерян, его не могли найти года четыре, и лишь в конце прошлого года он обнаружился в зале, где хранится пустая тара. Все эти годы он так и пролежал там нераспакованный (удивительно, что не был украден). Сейчас для Третьяковки период молчания закончился: в Париже прошло как минимум два суда, из решений которых явствует — у Франции к России нет претензий по поводу вывоза части наследства, нет никаких претензий и у Центра Жоржа Помпиду. А это означает полную легализацию хранящегося в Третьяковке имущества . Единственные, кто остался в этой истории крайними,— племянники Томилиной. Один (Сахновский), умер, так и не дождавшись окончания тяжбы. В 1996 году племянники наняли французского адвоката мэтра Бернара Доменаша представлять их интересы. В 1997 году обнаружилось, что на счету банка "Кредит Лионне" у Томилиной лежали 114 тысяч франков. Все эти десять лет они лежали на депозитном счете и были выданы наследникам лишь тогда, когда правительство России выплатило нотариусу $400 тысяч за его прежнюю работу (учитывая отсутствие полной описи имущества, с точки зрения закона работа эта вряд ли стоила так дорого, да и законность сомнительна). Представитель племянников Александр Рейжевский сейчас ведет переговоры со швейцарским банком "Кредит Свисс", где у Томилиной тоже был открыт счет. Сколько на нем денег и будет ли он доступен наследникам, неизвестно. Зато известно, сколько получили адвокаты. Саада дважды судился с Россией за свой гонорар. Поначалу он претендовал на $33 миллиона, староста парижской коллегии адвокатов постановил ограничиться 2,7 млн франков (те самые $600 тысяч). Нотариус в феврале прошлого года уже получил от правительства России $400 тысяч. А присяжный оценщик свой гонорар получил самым первым — $200 тысяч. Все эти люди — и умерший в марте Дольдт — фигурируют в иске, который подали наследники суду высшей инстанции в Париже. Иск принят к рассмотрению. Фактически все эти люди обвиняются в мошенничестве. Российский налогоплательщик уже заплатил им более миллиона долларов. Скандал с Ларионовым и Гончаровой http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=202133[q] Российский государственный архив литературы и искусства. [/q]
ЛИЧНЫЕ ФОНДЫ. Ларионов М. Ф. и Гончарова Н. С. Номер фонда Ф. 740 Объем 16 ед . хр . Крайние даты 1900-е --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37354 | Наверх ##
29 июня 2010 20:16 25 апреля 2020 9:08 В копилочку:1. ЛАРИОНОВ Федор МихайловичЛАРИОНОВА Александра Федосеевна, 1862 – жена 1-1 ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (22 мая 1881, г.Тирасполь – 1964 г.) ЛАРИОНОВА (Гончарова) Наталья Сергеевна, (16 июня 1881, дер. Ладыжино, Тульская губ. — 17 октября 1962, Париж) – первая жена. Проживали вместе с 1903 года в Тирасполе. С 1915 г. проживали в Париже. Регистрация брака официально – 1950 год. ЛАРИОНОВА (Томилина) Александра Клавдиевна – жена с 1963 года (официальная регистрация). 1-2 ЛАРИОНОВ Иван Федорович (3-4 января 1884 г.Тирасполь – 9 марта 1920 от сыпного тифа на станции Грязи). В 16 лет переселился в г.Архангельск, стал моряком. Женат не был. Детей не было. 1-3 ЛАРИОНОВА Ксения Федоровна , 1893 г. , г.Тирасполь. [q] Ларионов напишет: "Родился я в полдень 22 мая в 1881 году — в день моего крещения дедушка Феодосий Кузьмич Петровский, отец моей матери, записал в конце Евангелия на обороте последней страницы чисто — "У моей дочери Александры и ее мужа Федора Михайловича Ларионова родился 22 мая сего 1881 года сын, его окрестили Михаилом".[/q]
[q] Домашним хозяйством занимался в семье дед Михаила. Он решил, что дом на одной из центральных улиц уездного центра — это хорошо, но мало и принялся за строительство еще одного, на сей раз на горе, то есть в месте непосредственной близости к конюшням Драгунского полка. Михаил Федорович также любил этот дедовский дом (в Тирасполи)[/q]
[q] В 8 месяцев Миша начал ходить и говорить. С двух лет, как сам утверждал, он уже помнил себя. Большое и неизгладимое впечатление на будущего художника произвела родная сестра его бабушки, которую в семье называли ласково: Тенечка...Бабушка Тенечка умерла, когда Миша был совсем еще маленьким, и подарок — ее рубашка с вышитыми вишенками — случайно сгорела. Миша подошел зимой к ярко пылавшей голландской печке, чтобы рассмотреть получше языки мерцающего магического пламени, и не заметил, как вспыхнула рубашка. Огонь потушили, но рубашка пропала.[/q]
[q] В доме Петровских-Ларионовых часто бывало многолюдно, так как в Тирасполе жила многочисленная родня художника со стороны его матери. Составляя мемуары, Ларионов перечислил родственников со стороны матери, указав, кроме тех, о которых уже шла речь, Ивана Адольфовича Кнабэ, Петра Игнатьевича Брамирского, дядю Трофима Федосеевича Петровского (дядя Тося), сестер матери и теток художника — Анну Федосеевну Издебскую (тетя Аня), Любовь Михайлову (Люба, Леля), Елену Яцимирскую — Сулиму. Видимо, женские фамилии все по мужьям.[/q]
[q] С 3-го на 4-е января 1884 года в семье появился еще один мальчик, который также родился в доме своего дедушки. Он был крещен как Иван, и Михаил Федорович писал о своем брате в 1920-х годах с чувством глубокого сожаления: "Я позднее, уже после смерти деда, случайно роясь в его книгах, наткнулся на эту последнюю страницу Евангелия. Кроме своего имени я прочел имена других внуков и внучек моего дедушки, в том числе и моего брата Вани. [/q]
[q] К нему летом приезжали его друзья. В 1903 году он привез в Тирасполь Наталью Гончарову — свою возлюбленную, ставшую его спутницей по жизни. Они вместе рисовали южный провинциальный город. [/q]
[q] И когда уже стало ясно Александре Федосеевне, что сын навряд ли вернется в страну, где произошел кровавый октябрьский переворот, она с чувством острого сожаления пишет ему 1 июня 1923 года: "... поедем и на ту родину, где ты родился и где много работал, и где наслаждался первой своей любимой и любящей "Талинькой", где вы питались зеленым луком с тираспольским хлебцом. И все, все вспомним! Сколько отрадных воспоминаний и сколько захватывающей грусти об этом потерянном земном рае! [/q]
Источник: отрывки из книги Владимира Полушина http://www.pridnestrovie-daily...cleID=4716У Томилиной-Ларионовой Александры Клавдиевны были: брат Артемий Клавдиевич Томилин и сестра Марианна Клавдиевна Томилина (по мужу Хлюпина). У сестры было двое детей - Римма и Никита, трое внуков: Мария, Иван, Ольга. Михаил Федорович и Наталья Сергеевна жили во Франции с 1915 года до смерти Гончаровой в 1962-м, Ларионова – в 1964 году. Их личный союз распался вскоре после переселения во Францию. Но семейный очаг и теснейшее творческое содружество сохранялись. У обоих были и новые привязанности. В 1921 году, когда кто-либо из художников покидал Париж, в переписке Гончарова передавала поклоны Шурочке, Ларионов – Оре. [q] Оря – Орест Иванович Розенфельд, русский меньшевик, в эмиграции французский социалист. В 20-е годы Розенфельд издавал, даже финансировал из своего адвокатского жалованья социалистическую газету Populaire, а на его остатки материально поддерживал обоих нищих художников. (Позднее он угодит в нацистский концлагерь.) А Шурочка – это Александра Томилина, соседка художников по лестничной клетке. Служащая одной из парижских библиотек в 20-е годы Александра Томилина стала бессменной натурщицей Ларионова , ломкими линиями фигуры безупречно подходившей к его тогдашнему «субтильному» стилю. В 50-е, когда Ларионова разбил паралич, она стала такой же бессменной сиделкой. И на многие десятилетия оказалась верной спутницей художника, преданной его творчеству и после смерти Михаила Федоровича. В категориях нынешней жизни не объяснить ту общность поклонения искусству, которая связала судьбы этих людей. В конце 50-х Ларионов и Гончарова официально зарегистрировали брак, чтобы в случае смерти сделаться наследниками друг для друга. А после кончины Гончаровой с той же целью – не допустить распыления наследства – Ларионов женился на Томилиной , ставшей общей наследницей художников. Излишне говорить, что последние годы жизни Гончарова и Ларионов не расставались с мыслью о возвращении картин в Россию. Самим вернуться в Россию им не было суждено. Многолетний труд по сохранению наследия был начат Александрой Томилиной с наведения порядка в «художественном хаосе» до предела загроможденной квартиры, где помимо французских работ скопилось и содержимое бывшей московской квартиры Ларионова–Гончаровой в Трехпрудном переулке. С 1927 года его пересылал в Париж из «Госхранилища» друг Ларионова художник Жегин. В 60-е при активной помощи Томилиной были написаны монографии Вольдемара Жоржа о Ларионове и Мери Шамот о Гончаровой. Но основная заслуга Томилиной в организации многочисленных выставок в Европе и Америке. В 1980 году первая выставка Ларионова приехала в СССР: ее показывали в Ленинграде и Москве. Одним из посетителей был искусствовед Глеб Геннадьевич Поспелов.[/q]
      --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37354 | Наверх ##
2 июля 2010 19:52 9 сентября 2015 12:20 Заключительная часть . ТОМИЛИНА -ЛАРИОНОВА Александра Клавдиевна , дочь известного банкира Клавдия Томилина (его именем назван один подмосковный поселок - ТОМИЛИНО).1 .ТОМИЛИН Клавдий Николаевич - банкир. 1-1 ТОМИЛИНА (по мужу - Ларионова) Александра Клавдиевна ЛАРИОНОВ Михаил Федорович – муж 1-2 ТОМИЛИНА ( по мужу – Хлюпина) Марианна Клавдиевна ХЛЮПИН Иван Иванович - муж 1-2-1 ХЛЮПИНА Римма Ивановна – дочь 1-2-2 ХЛЮПИН Никита Иванович - сын Из интервью с заведующим отделом русского искусства Государственного института искусствознания ГЛЕБОМ ПОСПЕЛОВЫМ, принимавшим фонды художников Лаврова М.Ф. и Гончаровой Н.С. в Париже.— Расскажите, кто такая Александра Томилина. — Личный союз Ларионова и Гончаровой распался уже вскоре после их переселения во Францию. Хотя сохранялся семейный очаг и теснейшее творческое содружество, они оба обзавелись новыми привязанностями. Во всяком случае уже в 1921 году, когда тот или другая уезжали куда-нибудь из Парижа и переписывались между собой, Гончарова не забывала передавать поклоны Шурочке, а Ларионов — Оре. Оря — это Орест Иванович Розенфельд, русский меньшевик, а в эмиграции французский социалист, ближайший сотрудник Леона Блюма, французского премьера периода "Народного фронта". А Шурочка — это и есть Томилина, с которой Ларионов познакомился уже вскоре своего поселения в квартире на углу улиц Сены и Жака Калло. Она жила на той же лестничной клетке и служила в какой-то из парижских библиотек. Русская по происхождению, дочь известного банкира Клавдия Томилина (его именем назван один подмосковный поселок), она на долгие годы сделалась самым близким для Ларионова человеком. В 20-е годы она была его натурщицей. Как писала безжалостная Нина Берберова, Ларионов "пишет желтенькой краской желтенькую женщину с желтенькими волосами и низким тазом". В 50-е годы, когда Ларионова разбил паралич, Томилина сделалась его сиделкой, выводившей старика погулять до набережной Сены. — Каким образом Томилина оказалась владелицей работ Гончаровой и Ларионова? — В 1956 году Гончарова и Ларионов впервые зарегистрировали свой брак — чтобы в случае смерти сделаться наследниками друг друга, а в 1962-м, после кончины Гончаровой, Ларионов женился на Томилиной, которая позднее стала наследницей обоих. — Но коллекция не попала в Россию целиком? — К сожалению, нет — мы получили лишь часть того, что, умирая, оставили художники в своей парижской квартире. Когда в 1915 году они уезжали из России, то не взяли с собой ни рисунка. Правда, некоторые их работы к тому времени уже были на Западе — остались в 1914 году в парижской галерее Поля Гийома после выставки. Когда их московский дом в Трехпрудном переулке в Москве конфисковали, их друзья сложили все работы на подводу, "как следует утрамбовав", как писали им в письме, и препроводили в Государственное хранилище картин, которым заведовал Виноградов, друг Ларионова. И только в конце 20-х годов их удалось переправить в Париж — из Ленинграда пароходами "Совморфлота". Тогда же некоторые работы были проданы в Третьяковку и Русский музей — перевозку надо было оплачивать. — Почему Томилина решила завещать коллекцию Советскому Союзу? — Такова была воля художников. Они оба до конца жизни мечтали о возвращении в Россию и потому старались сохранить как можно больше работ. Заслышав о нашей "оттепели", Ларионов совещался с Львом Жегиным по поводу своего возможного переселения в СССР — если у нас окончательно "потеплеет" и если "позволит здоровье". Зная об этом, Томилина еще до оформления завещания передала в СССР многие материалы из коллекции. Самым эффектным даром, сделанным ею в 1966 году Русскому музею, были "Евангелисты" Гончаровой — ансамбль из четырех холстов, считающийся одним из лучших произведений художницы. Однако работа осела в запаснике, что было прекрасно известно Томилиной. В те же 60-е она предлагала тогдашнему директору Третьяковки Лебедеву, который ее навестил в Париже, устроить выставку Михаила Ларионова. Но директор так ничего и не предпринял. Отчаявшись добиться чего-нибудь от советских официальных кругов, Томилина стала сама организовывать многочисленные выставки из своей коллекции в Европе и Америке. Последней из них стала выставка Ларионова, состоявшаяся в 1980 году в Ленинграде и Москве. Когда я в 1977-м был у нее на улице Жака Калло, отбирая картины для этой выставки, она говорила: "Я хочу, чтобы после моей смерти наше посольство опечатало эту квартиру". Но этого не произошло — и мы многого недосчитались. Кое-что исчезло бесследно. Многие работы были проданы с выставок — произведениями Ларионова пополнились собрания Музея современного искусства в Париже, коллекции Леонарда Хаттона и Никиты Лобанова-Ростовского, Петера Людвига и в особенности Франсуа Дольта в Швейцарии, который в последние годы жизни Томилиной стал играть роль ее душеприказчика. Но все же основную часть наследия художников мы получили в 1987-1988 годах после смерти Томилиной по ее завещанию. — Почему же эти работы так долго не показывались в России? — Предполагалось, что Советский Союз должен уплатить налог на наследство: по французскому закону, это 60 процентов его стоимости. Но надо было определить эту стоимость! Парижский эксперт Пьер Рожон осуществлял оценку с французской стороны, я — с советской. Мы до хрипоты торговались из-за каждой картины: он заламывал несусветные цены, я стремился держать их в границах разумного. Но выяснилось, что от советского правительства не удастся получить ничего для уплаты налога. Тогда было принято решение расплатиться с Францией работами художников: специалисты из Центра Помпиду отобрали то, что, по их мнению, было нужно французским музеям, остальное отпустили бесплатно. Из коллекции было взято 67 картин и рисунков, которые были показаны в 95-м году на выставке Ларионова и Гончаровой в Париже с элегантным подзаголовком "Дар советского государства французскому государству". ***  Картина Натальи Сергеевны. Весна. Белые испанки  Весна ясная, прекрасная. С яркими цветами, с белыми облаками.... --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37354 | Наверх ##
2 июля 2010 20:02 25 апреля 2020 9:10САНКТ-ПЕТЕРБУРГ САНКТ – ПЕТЕРБУРГ. МЕЦЕНАТ - АЛЕКСЕЙ ТОМИЛИН.
Село Старая Ладога - административный центр Староладожского сельского поселения, Волховский муниципальный район. Величественные стены и башни древней крепости, силуэты церквей, курганы по берегу широкого Волхова придают своеобразную живописность этому старинному русскому поселению...
Волховские берега с их природной красотой и богатейшей древней историей постоянно привлекали внимание известных живописцев. Айвазовский, Кипренский, Орловский, Рерих, Кустодиев – все они любили бывать в усадьбе «Успенское» у гостеприимных хозяев – помещиков из дворянского рода Томилиных-Шварцев . В каменном флигеле усадьбы, ныне собственности Староладожского музея, известный меценат Алексей Томилин хранил богатейшее собрание живописи и графики, в том числе крупнейшую в России коллекцию рисунков и офортов Рембрандта, которую после 1917 года конфисковали и передали Русскому музею.
Что же можно узнать про этот род Томилиных?
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37354 | Наверх ##
2 июля 2010 22:26 23 августа 2018 12:03 Усадьба "Успенское", название которой связано с расположенным неподалеку Успенским монастырем, была построена в 1780-е гг. генерал-поручиком Романом Никифоровичем Томиловым, известным военным топографом. Его сын Алексей в 1816-1817 гг. перестроил усадьбу по собственному проекту, пристроив к деревянному дому каменный флигель (его называют "дом Шварца"). Во флигеле А.Р.Томилов хранил свое богатейшее собрание живописи и графики, в том числе крупнейшую в России коллекцию рисунков и офортов Рембрандта. В "Успенское" любили приезжать многие русские художники, в том числе О.А.Кипренский, И.К.Айвазовский, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев. В 1918 г., после конфискации усадьбы у ее последних владельцев Е.Г. и А.В.Шварц, более 6000 рисунков и полотен были переданы Русскому музею, а дом ныне принадлежит Староладожскому музею. В нем находятся историко-бытовой, археологический фонды, а также фонд фресок и фонд живописи и графики.
Выйдя за усадьбу, в глаза сразу бросается Церковь Рождества Иоанна Предтечи, возвышающаяся своими пятью головами на Малышевой горе.
  --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
falkova Пермь Сообщений: 2905 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 5240
| Наверх ##
2 июля 2010 23:16 Адрес-календарь 1915 года часть 1 с.1039 КСк Томилин Дмитрий Алексеевич, Инж-Техн., Нач., Бологовское Техн. Железнодор. Училище, Мин. путей Сообщения с.1129 НС Томилин Иван Александрович, Уездный Член, Орлов., Вятский Окр. суд, Казанский суд округ, Мин. Юстиции с.1505 мещанин Томилин Петр Петрович, Богадельня Коммерции Советника Михаила Васильевича Бобарыкина в г. Холме Псковской губернии, Вед. Учр. Императрицы Марии с.1173 КСк Томилин Семен Васильевич, 3 учасиок (кам. в г. Берислав), Херсонский Окружной суд, Мин. Юстиции *** Списки выпускников Института инженеров Путей Сообщения выпуск 1828 года Томилин Григорий
Списки выпускников Императорского Воспитательного Общества благородных девиц (Смольный институт)
Выпуск 16 1821 год Томилова Е.И. Выпуск 56 1888 год Томилова А. А.
 --- Ищу информацию о предках по фамилии Горецкие и Фальковы | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13406 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37354 | Наверх ##
3 июля 2010 17:26 23 августа 2018 12:05 В копилочку
РГИА . Номер фонда: 1086 Наименование ТОМИЛОВЫ: РОМАН НИКИФОРОВИЧ (1741-1796), ИНЖЕНЕР, СЕНАТОР; АЛЕКСЕЙ РОМАНОВИЧ (1779-1848), ИНЖЕНЕР-МАЙОР, ПРЕДВОДИТЕЛЬ ДВОРЯНСТВА НОВОЛАДОЖСКОГО У. ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБ. ШВАРЦЫ: ВЛАДИМИР МАКСИМОВИЧ (1808-1872), ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА; ВЯЧЕСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1838-1869), АКАДЕМИК ЖИВОПИСИ; ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (р.1843), СТАТСКИЙ СОВЕТНИК. МЕЛЬГУНОВ АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ (1741-1792),ПОЛКОВНИК, ПРЕДВОДИТЕЛЬ ДВОРЯНСТВА ОЛОНЕЦКОЙ ГУБ., ТЕСТЬ А.Р.ТОМИЛОВА Историческая справка Томиловы: Роман Никифорович (1741-1796 гг. ), ген.-поручик, инженер, сенатор; Алексей Романович (1779-1848 гг.), его сын, инженер-майор, новоладожский уездный предводитель дворянства; Роман Алексеевич (1812-1864 гг.), его внук, новоладожский уездный предводитель дворянства; Шварцы: Владимир Максимович (1808-1872 гг.), член Военного совета и председатель Военно-госпитального комитета Военного министерства; Вячеслав Григорьевич (1838-1869 гг.), художник, академик живописи; Евгений Григорьевич (1843-не ранее 1916 гг.), камергер, новоладожский уездный предводитель дворянства, коррес¬пондент ГУГК по Курской губ., причислен к МИД - помещики Новгородской, Олонецкой, Орловской и Петербургской губ. Библиография: Петровская И.Ф. Об изучении поместно-вотчинных фондов ХVIII – первой половины ХIХ в.: Обзор документов // Проблемы источниковедения. Т. 6. Л., 1958 Аннотация Материалы к истории рода. Дневники и др. документы личные и о прохождении службы фондообразователей и членами их семей. Материалы, связанные с деятельностью А.Р. и Р.А. Томилиных и А.П. Мельгунова предводителями дворянства Новоладожского у. Петербургской губ. Переписка фондообразователей с разными лицами, в том числе о политических событиях в России в начале XX в. Переписка В.Г. Шварца, связанная с его деятельностью как живописца. Материалы об имуществе и хозяйстве в имениях Петербургской, Новгородской и др. губ. (описания имений, купчие, донесения приказчиков и др.). Документы личные, об имуществе и переписка В.В. Адамова, С.В. Крейтон, Теглевых, Шамшевых и др. родственников фондообразователей. Количество единиц хранения: 1345 Начальный год документов: 1643
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10867 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4338 | Наверх ##
5 июля 2010 19:39 5 июля 2010 19:40
| | |
|
Продолжение...
Долго не могла найти информацию по меценату Томилину Алексею, пока не были найдены документы, говорящие о том, что фамилия трансформировалась, в более ранних документах проходит ТОМИЛОВ, в более поздних (после 1917 года) - ТОМИЛИН.
А.Р.Томилов - коллекционер и ценитель прекрасного
Алексей Романович Томилов имел значительные земли в ладожской округе, а также по другим волостям Новоладожского, Лодейнопольского и Тихвинского уездов. Его мать Екатерина Яковлевна владела в Старой Ладоге усадьбой Успенское. Крупным помещиком Приладожья Алексей Романович стал, выйдя в отставку с военной службы и женившись на Варваре Андреевне Мельгуновой, получив земли как приданое супруги.
До 1807 года молодые жили в Петербурге в собственном доме на Петроградской стороне и лишь изредка бывали в своих имениях. Но в 1807 умерла мать Алексея Романовича, которому по наследству перешла усадьба Успенское. Содержать в порядке имения, когда служба в канцелярии Государственного Совета отнимала много времени и сил, было сложно. В доме на Петроградской стороне велся дорогостоящий ремонт, доставлявший большие хлопоты. Последовало прошение об отставке.
В Успенском в то время постоянно проживала теща Томилова – Екатерина Алексеевна Мельгунова, которой зять сообщает из Петербурга: «… в гостиной зеркалами столики уже готовы, на зеркала рамки заказаны… Зеркала нам обойдутся одна пара… в 260 рублей», «с великим трудом нашли мастера заказали ему стулья в столовую и залу и приискав хорошенький фасон для гостиной послали ему образец». Утомленный хлопотами, Алексей Романович пишет теще: «… Вы матушка не можете себе представить с каким нетерпением я желал бы быть уже при вас, и как охотно бросил бы для сего… все без меры дорого, а хочется чтобы не употребляя излишних денег сделать хорошенько…» (РГИА, ф. 1086, оп. 1, д. 95, лл. 1-4).
Спустя год супруги Томиловы продают дом в Петербурге купцу Сафрону Ушакову, а всю обстановку вывозят в Успенское, Кондратово, Андреево и другие свои имения. В Успенское отправляется сундук с книгами и фортепиано.
Обустройство в «дворянских гнездах», помимо ремонта усадебных домов, потребовало устройства подъездных дорог, что было из-за неизученности топографии местности сопряжено с многочисленными трудностями. Из письма Томилова: «… Плотники все здесь и наемные и мележские. Поляков наняли (Прим.: польских поселений в Санкт-Петербургской губернии было довольно много благодаря политике правительства Екатерины II, особенно после третьего 1795 года раздела Польши между Россией, Австро-Венгрией и Пруссией), а дороги не можно было сделать потому что как высоко не зажигали жерди но не видно от сюда и потому думают что горы есть между Кондратовым и Березиным» (там же, л. 61).
Отечественная война 1812 года прервала активную хозяйственную деятельность Алексеея Романовича. С первых дней войны он принимает деятельное участие в формировании на территории Новоладожского уезда двух народных дружин, работает в губернском комитете по организации народного ополчения в Санкт-Петербурге. Командовали народными дружинами новоладожские помещики Мордвинов и Бестужев. Томилов был определен в дружину Мордвинова.
Отец троих детей тридцатитрехлетний Томилов вышел в отставку в чине майора. Из числа своих крепостных он за свой счет полностью экипировал 31 ополченца, внес значительные средства на формирование петербургского ополчения. В походе его поддерживали письма жены, исполненные нежности и заботы.
В одном из боев на древней полоцкой земле осенью 1812 года А.Р.Томилов был тяжело ранен в ногу, о чем сообщает жене, которая спешно выезжает в Полоцк и поздней осенью вывозит не вполне оправившегося мужа в Петербург. Лишь весной 1813 года супруги возвращаются в Успенское. Природа Старой Ладоги, уют и покой домашнего очага оказали благотворное влияние на больного, ускорили выздоровление.
Хозяева Успенского отличаются гостеприимством. В доме принимают многочисленных родственников и просто знакомых. Алексей Романович занимается самообразованием. Его авторитет как знатока русской истории и ладожских памятников очень велик, с Томиловым советуются, приезжают в гости, чтобы соприкоснуться с древностями и святынями Старой Ладоги.
Зориан Доленга-Ходаковский в гостях у А.Р.Томилова
Археолог, этнограф, собиратель славянской старины Адам Чарноцкий известен в науке и литературе как Зориан Доленга-Ходаковский. Он один из первых попытался выяснить значение древнеславянских городищ. Гостил у хозяина Успенского все лето 1820 года. По преданию, одна из сопок в Успенском, до сих пор сохранившаяся (Олегова могила?), была исследована Ходаковским и Томиловым. В Старой Ладоге Ходаковского постигло несчастье: в малолетнем возрасте умер его единственный сын, могила которого затерялась у церкви Успения Богородицы (Возможно, была снесена в начале 50-х годов XX в. при реставрационных работах).
Рачительный хозяин и прекрасный отец семейства
В Старой Ладоге А.Р.Томилов занимался перестройкой усадьбы и благоустройством всей территории имения. У самого берега Волхова были вырыты два пруда, в которых разводили серебристых карпов. К прудам от господского дома спускалась лестница из лещадных известняковых плит. От самого дома в сторону монастырской ограды вела липовая аллея, аллеи тянулись также к Малышевой горе и к проезжей дороге в сторону Новой Ладоги. Остальная территория усадьбы была свободно, в английском стиле, засажена широколиственными деревьями.
Коллекция Томилова растет, гостей в Успенском становится все больше. Многие художники приезжают в Старую Ладогу, чтобы познакомиться с творениями прославленных европейских мастеров. В мае 1816 года Алексей Романович заключает контракт с крепостными капиталистыми (очень богатыми) крестьянами помещика Костромской губернии Головкина о постройке в Успенском каменного флигеля на девятнадцать или двадцать саженей длины и четырех с половиной до пяти с половиной саженей ширины. Середина флигеля предполагалась одноэтажной, а боковые концы двухэтажными. Общая сумма контракта на постройку каменного флигеля составила 2425 рублей. Здание было построено в рекордно короткий срок, последние выплаты были произведены Томиловым 29 октября 1816 года.
Дом-флигель был расположен перпендикулярно к основному деревянному господскому дому, имевшему по центру небольшую мансарду, и сообщался с ним узкой крытой галереей. От старого деревянного дома кроме части фундамента ничего не сохранилось.
В конюшне имения содержались как рабочие, так и выездные лошади. На реке Ладожке Томилов строит водяную мельницу, а совместно с соседом по имению А.И.Богдановым еще одну конную мельницу в селе Трусово.
Томиловские имения в Новоладожском, Тихвинском и Крестецком уездах требовали от хозяина постоянного внимания. Сено заготовлялось не только для своего скота, но и для продажи в Петербурге. Заботится Алексей Романович об урожаях ржи, овса, о лесных угодьях.
Отношение Томилова к крестьянам отличалось вежливостью и справедливостью. Он не притеснял крестьян многочисленными оброками и прочими поборами, помогал нуждающимся. Как предводитель уездного дворянства следил, чтобы и другие помещики не слишком притесняли крестьян. Доброта и порядочность А.Р.Томилова снискали ему всеобщее уважение в Новоладожском уезде.
4 января 1823 года умерла горячо любимая жена Алексея Романовича Варвара Андреевна. 20 лет они прожили вместе в счастливом браке, имели двух сыновей – Романа и Николая и двух дочерей – Екатерину и Александру. После смерти супруги А.Р.Томилов всю свою любовь перенес на детей, которым стремился дать достойное воспитание и образование. В многочисленных письмах к детям – нежность и забота любящего отца, которые он сохранил до конца жизни.
Алесей Романович бережно относился к деньгам, вещам, книгам, картинам, но, главное, к людям. Ему не чужда была и благотворительность, он жертвовал денежные средства на восстановление и ремонт церквей. Особая статья – его большая помощь художникам.
Коллекционер и меценат
Многое из того, что увидели русские в заграничных походах 1813-1815 гг. – быт, обычаи, нравы, идеи западноевропейского дворянства, было ими воспринято и перенесено на российскую почву. Многие стали создавать в своих «гнездах» коллекции мебели (по французским и английским оригиналам), фарфора, живописи, книг.
А.Р.Томилов всегда отличался хорошим вкусом и интересом к живописи, музыке, литературе. Он собирает для своей петербургской квартиры и усадьбы Успенское живописные и графические работы русских и европейских художников. Многое ему дарят. Послушница Тихвинского Введенского девичьего монастыря Мария Петровна Тяглова (из дворян) дарит Алексею Романовичу « в знак… благодарности во вечное и потомственное его владение собственную мою икону Божьей Матери... наподобие Тихвинского Чудотворного образа…» (РГИА, ф. 1086, оп. 1, д. 912, л. 1). Подобных и иных дарений было достаточно, кроме того, коллекционер много покупал на петербургских аукционах.
Главным смыслом своей жизни Алексей Романович считал служение искусству. Большую часть доходов от имений он расходует на приобретение произведений искусства. По признанию его друзей-художников, «… Томилов, умевший с одного взгляда определить принадлежность картины той или иной эпохе или художнику, мог проникнуть взглядом знатока в изобразительную ткань картины или рисунка, в живописный процесс их возникновения» (Поспелов Г.Г. «Русский портретный рисунок нач. XIX в.», М., 1967. С.83).
А.Р.Томилов отрицал в живописи слепое подражание классическим образцам. Он призывал художников смотреть на «изящные произведения художеств» не как на образцы для создания ремесленных подделок, но как на «высокие примеры подражания природе, которую одну образцом принимать должно» (РГИА, ф.1086, оп.1, д.1115, л.83).
Основную роль в искусстве Алексей Романович отводил воображению. Не случайно он отдавал явное предпочтение живописи и графике. В его коллекции находилось почти полное собрание находившихся в России офортов Рембрандта. Он также высоко ценил и охотно приобретал работы своих современников О.А.Кипренского и А.О.Орловского.
В формировании коллекции А.Р.Томилова принимал участие И.Н.Философов – генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 г., знаток и ценитель живописи. Он был соседом по имению и родственником Томиловых. Был женат на П.А.Мельгуновой, родной сестре матери Варвары Андреевны Томиловой. В имении Иллариона Никитича, которое располагалось в Загвоздье по правому берегу реки Волхов, люди искусства также были частыми гостями.
Русские художники в Успенском
В Успенское приезжали художники, чтобы познакомиться с лучшими образцами томиловской коллекции. Частым гостем на протяжении четверти века бывал здесь Александр Осипович Орловский (1777-1832), живописец, рисовальщик и литограф, поляк, работавший в Польше и России. Многие его работы посвящены освободительному движению в Польше, на них изображены бивуаки, казачьи разъезды и т.д. Это к нему обращается А.С.Пушкин: «Бери свой быстрый карандаш, - Рисуй, Орловский, ночь и сечу!..». В Успенском художнику необычайно нравились сцены народного быта, староладожская ежегодная ярмарка с балаганами, играми, хороводами. К тому же, Орловский был великолепным карикатуристом, с легкостью воспроизводил на бумаге различные сцены, тонко подмечал особенности характера персонажей, иногда в форме дружеского шаржа или карикатуры. В коллекции А.Р.Томилова хранились многие рисунки Александра Осиповича, его зарисовки и этюды. Среди них: «Внутренний вид крестьянской избы» с фигурами лежащих на полу А.О.Орловского и К.Я.Рейхеля (Карл Яковлевич Рейхель – художник-портретист, частый гость в Успенском. Выполнил здесь три рисунка: портрет А.Р.Томилова и В.А.Томиловой, кучера Томиловых (1813), портрет А.О.Орловского (1815); карандашные наброски карикатурного плана «А.Р.Томилов едет в коляске около Старой Ладоги» и «А.Р.Томилов едет в коляске» (оба рисунка датированы 1820 г.); «Портрет сенатора П.С.Ланского» (1827) и «Портрет А.П.Ланского» (1827).
В Успенском познакомились и близко сошлись два художника: А.О.Орловский и замечательный художник-портретист О.А.Кипренский.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) проводил в Успенском летние месяцы. В трех портретах хозяина А.Р.Томилова художник отразил становление портретируемого на жизненном пути. Если на первом живописном портрете (1808) изображен юноша, полный сил, живущий духовными интересами, на втором графическом (1813) – ополченец, участник сражений Отечественной войны, то на третьем живописном (1828) мы видим утомленного жизненной борьбой, много повидавшего и опустошенного человека. На графическом портрете Томилова в форме ополченца «… молодой воин сидит, положив левую руку на стол. Внимательно и чуть напряженно смотрят его светлые глаза, твердо очерчен маленький рот и округлый подбородок. Темная штриховка точно передает структуру сукна его мундира, волнистый мех бурки, наброшенной на плечо, поблескивающие тугие шнуры эполета. Штрих Кипренского настолько выразителен, что позволяет ощутить глубину светлого пространства позади модели, пластику живого объема в глубоких тенях, почти осязательно почувствовать, как по-разному сминается сукно на рукаве, на воротнике мундира, на ополченской бескозырке. Он умеет передать и жесткость длинных волокон черной овчины на плечах воина, упругость светлых завитков на его голове, мягкость недавно отпущенных бакенбардов и свежесть щек» (Валицкая А.П. «Орест Кипренский в Петербурге», Л., 1981.С.121).
В Успенском Кипренский написал портрет мадемуазель Вилло, француженки-гувернантки детей Томиловых и Философовых, к которой воспитанники были беззаветно привязаны, а Томилов и его друзья испытывали неизменное уважение. Портрет Вилло Алексей Романович подарил жене. В коллекции Томилова хранились принадлежащие кисти Кипренского портреты В.А.Томиловой, И.Н.Философова, братьев А.П. и М.П.Ланских, А.М.Ланской, рисунки художника, запечатлевшие детей Томиловых.
Источник: статьи Виктора Игнатенко в серии «Дворянские гнезда», опубликованные в 2001 году в газете «Волховская земля». В открытом электронном виде на сайте "Старая Ладога").