ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
4nxpbcqtodembwcn4nhpdysoswopbcsozzemtwfh4napbxqozdemkegozzemyegtomemhmby4gd7dysoza.png
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q]
1. рейтинг +/-
2. отзыв
3. лайк (за сообщение)


i.gif Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
[/q]

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q]
i.gif Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
[/q]

АЛГОРИТМ поиска. Поиск по Сибири. https://forum.vgd.ru/24/108687/
ГААК. Анкеты Всероссийских переписей 1917 года https://altarchives.ru/census1917

ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа

От городов до старинных деревень
▶ Дневник Tasha56

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 84 85 86 87 88 89 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12292
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32769
В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов.
28473806.png
razdelitelnaya-liniya-animatsionnaya-kartinka-0190.gif
Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка....
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (8)
Луч

Усть-Чарышская Пристань
Сообщений: 124
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 34
Sandalka
"Давным-давно отгремели грозовые сполохи, звуки набата далёких тревожных ночей 1918-1919 гг., давно замели буйные степные ветры окопы красных партизан под селом Нижне-Озерном, что по соседству с Коробейниковым. Имена крестьян, которых пороли по приказу белогвардейских офицеров на Коробейниковской площади, помнит старая сельская церковь, возвышающаяся на бугре.
В 1920 г. в Коробейниково, как и повсеместно, прошли выборы в Советы.
Посевная площадь в селе Коробейниково в 1922 г. составляла 13000 десятин. К 1924 г. посевные площади значительно выросли. К 1927 г. уже засевалось 20000 десятин. Постепенно восстанавливалась промышленность.
Первые же годы Советской власти явились для коробейниковцев годами настоящей культурной революции.
В 1928 г. вступили в строй две начальные школы.
Постепенно укреплялось хозяйство. Появился трактор. Первый трактор приобрёл коробейниковский кулак Кулагин в 1927 г. В 1930 г. в колхоз приехал посланец партии 25-тысячник Яковлев. На собрании был принят устав сельхозартели, избран председатель колхоза - Ефимов.
Актив села к 1935-1936 гг. насчитывал 600 человек. В него входили учителя, члены партии, члены сельского Совета, комсомольцы, работники МТС и др.
В 30-е годы в селе восстанавливается промышленность. Крупнейшим предприятием стал пущенный в 1929 г. первый в СССР по мощности и оборудованию маслодельно-казеиновый завод. Завод мог переработать до 8 млн л молока. В 1930 г. завод должен был выработать, кроме экспортного масла, около 250 ц казеина.
Мирный, созидательный труд советских людей был сорван нашествием немецко-фашистских полчищ.
Свою лепту в борьбу с немецкими захватчиками внесли и жители Коробейниково. Около 500 коробейниковских мужчин влились в ряды советских вооружённых сил. Уходили на войну целыми семьями - по три, четыре человека. С первых дней войны ушли на фронт отец и два сына Шальневы, трое Агаповых, трое Заварзиных, двое Хижняковых и т.д. Многие из сельчан шли воевать добровольцами. Среди них заготовитель Проскурин, колхозник Студеникин; погибшие на фронте, и многие другие.
На фронт сельчане отправили лучших лошадей из фонда РККА, около 100 голов. Лошадей отправляли в Алейск и Топчиху. Для нужд Красной Армии колхозники села выделили часть автомашин и тракторов.
Многих героев войны дала алтайская земля. В боях с фашистскими полчищами двумя орденами Славы награждён Василий Ярушкин, двумя орденами Красной Звезды и орденом Славы награждён Игнат Заварзин, орден Славы украшает грудь Григория Федотовича Нечаева. Коробейниковцы свято хранят память о многих сельчанах, сложивших свои головы в боях за освобождение и независимость родной страны.
P.S.: Приходилось неоднократно бывать в этом интересном, когда-то очень и очень оживлённом месте. Особенно впечатляет коробейниковская церковь, величественная и грациозная. Она и сейчас привлекает к себе внимание многих верующих и любителей красоты. После посещения этой замечательной церкви остаются навсегда в памяти самые добрые и тёплые воспоминания."
На этом по Коробейниково всё. Кому нужна информация по другим сёлам Усть-Пристанского района - обращайтесь, напишу обязательно.

С уважением, Лучковский Алексей.
Луч

Усть-Чарышская Пристань
Сообщений: 124
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 34
Arkadi Klepinin
"Уверенно назвать самый ранний русский населённый пункт на территории Усть-Пристанского района невозможно из-за отсутствия надёжных документальных свидетельств. Однако есть некоторые основания считать таковым нынешнее село Усть-Чарыш.
Самая ранняя дата его образования - 1734 г. В этом году через территорию Алтая проследовали руководители академического отряда Великой Северной (второй Камчатской) экспедиции Г.Ф.Миллер и И.Г.Гмелин. На карте, составленной экспедицией, близ устья реки Чарыш обозначена "Кудрявцево деревня". В написанном в сентябре 1734 г. Г.Ф.Миллером "Описании Кузнецкого уезда..." в списке населённых пунктов, подведомственных демидовскому Колывано-Воскресенскому заводу, записана деревня "Кудрявцево, на западном берегу реки Оби, немного выше устья Чарыша". Такое название населённого пункта у устья Чарыша связано с известным рудознатцем и активным функционером старообрядчества Матвеем Кудрявцевым. И.Г.Гмелин писал о нём: "Важнейшим из раскольников здешних мест является рудоискатель по имени Кудрявцев, который проживает на реке Чарыш". С ним И.Г.Гмелин связывает основние раскольничьего женского монастыря, активный сбор сведений о рудных месторождениях, которые Кудрявцев будто бы собирал у крестьян-рудознатцев, передавая их заводской администрации, получал за это крупные вознаграждения, но со своими информаторами-единоверцами не делился. Сейчас трудно судить, насколько справедливо такое обвинение. Ясно, что Матвей Кудрявцев пользовался значительным авторитетом среди староверов, да и высоко ценился как рудоискатель у заводской администрации. Не случайно первый начальник Колывано-Воскресенских заводов А.В.Беэр в 1748 г. в мемории (в государственном делопроизводстве России в XVIII - XIX вв. памятная записка, представленная на утверждение) в Сибирскую губернскую канцелярию отмечал, что в результате репрессий против раскольников алтайские заводы потеряли ценных рудоискателей, в том числе Кудрявцева, который "сам згорел". Произошло это, вероятно, в 1746 г. во время организованного старообрядцами пожара в ответ на преследования, в результате которого "из 18 дворов деревни Усть-Чарышской лишь в трёх дворах осталось по три человека, остальные дворы стали пусты и скот рогатый и овцы ходили без хозяев". Название деревни Кудрявцево имеется также в "Атласе Российском...", изданном в 1745 г. Академией наук в Санкт-Петербурге. Упоминается оно и в росписи выехавших из своего ведомства бердских крестьян, составленной в июле 1748 г. В этом документе отмечено, что выехавшие самовольно из ведомства Бердского острога крестьяне Алексей Жаравлев и Артемий Гурцов поселились "Белоярской слободы в деревне Кудрявцево между заводами на Усть-Чарыше". Во всех других источниках, в списках этот населённый пункт называется, как правило, деревней Усть-Чарышской. Наиболее ранний список жителей этой деревни относится к 1735 г. В переписи 1745 г. в деревне Усть-Чарышской было учтено 35 ревизских мужских душ. После второй ревизии 1745 г. деревня Усть-Чарыш долгое время практически не росла. Число жителей в ней то немного увеличивалось, то сокращалось. В третью ревизию (1763 г.) в этом населённом пункте учли 40 душ мужского пола, в четвёртую ревизию (1782 г.) - 14 душ мужского и 13 душ женского пола, в пятую ревизию (1795 г.) - 37 душ мужского и 37 душ женского пола, в шестую ревизию (1811 г.) - 54 мужские души, в седьмую ревизию (1816 г.) - 19 мужских душ, в восьмую ревизию (1834 г.) - 24 мужских и 26 женских душ, в 10 ревизию (1857 г.) - 41 мужскую душу. Только после освобождения крестьян Алтайского округа от приписки к заводам и разрешения массового притока переселенцев извне население округа стало быстро расти. Коснулось это и деревни Усть-Чарыш. По данным 1893 г., в этом населённом пункте было 540 жителей обоего пола. Наибольшее число жителей зафиксировала перепись 1926 г. Тогда в селе Усть-Чарыш Пристанского района было учтено в 295 дворах 1498 жителей, в том числе 745 мужского и 753 женского пола. Ныне село Усть-Чарыш входит в состав Усть-Пристанского района. На 1 января 1994 г. в нём было всего 204 жителя."
---
С уважением, Лучковский Алексей.

Лычковские, Селивановы, Романовские, Даниловы, Вагнер, Поповы, Роор, Пуховец, Дегтярёвы, Клюка, Овчаровы, Бойко, Афанасьевы, Козарезовы, Коломиец.
Луч

Усть-Чарышская Пристань
Сообщений: 124
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 34
Село Вяткино Усть-Пристанского района:
"В XIX в. из центральной России хлынул в Сибирь, на Алтай поток беженцев в поисках свободной земли. Сюда приехали крестьяне из Вятской, Самарской, Саратовской губерний. Особенно много было их из Вятской губернии и по фамилии Вяткины, что и дало название селу.
Первым переселенцем, по документам краевого архива, был Егор Савин, который обосновался здесь в 1748 г., и этот год считается датой возникновения Вяткинского населённого пункта.
Поиски сведений об этом населённом пункте осложнены тем, что в Верхнем Приобье есть несколько деревень под таким названием. Кроме Вяткино на Чарыше в ряде документов середины XVIII в. так же называется деревня Усть-Алейская (ныне Старо-Алейка Топчихинского района). Наиболее ранний из найденных до сих пор список жителей деревни Вяткино на Оби относится к 1750 г. Это роспись на поставку провианта для рудников и заводов бердских крестьян, живших за пределами Бердского ведомства в ведомстве Бийской крепости. В деревне Вяткино были записаны Василий Шипунов, Анисим Вяткин, Осип Фёдорович Вяткин, Семён Ларионович Лямкин и Алексей Семёнович Чуманов. Они должны были поставить провиант за 19 душ мужского пола. В том же 1750 г. 31 мая в Канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства обратились крестьяне А.Соколов и Т.Казанцев - выборные от большой группы бердских и чаусских крестьян, записанных в этих ведомствах во вторую ревизию, а фактически живших на территории Верхнего Приобья в деревнях Тырышкино, Завьялово, Шипуново, Соколово, Вяткино, Большой Речке, Конниково, Савиново, Чернодырово, Инское, "в которых поселились уже тому назад немалое время своими домами". Крестьяне просили отчислить их от Бердского и Чаусского ведомств и числить по новым местам жительства. Дат переезда на новые места просители не назвали, поэтому невозможно установить это "немалое время" применительно к деревне Вяткино на Оби. В Алтайском архиве сохранилась запись допроса пришлого Егора Сергеевича Савина 6 июня 1748 г. Он сообщил, что 10 лет тому назад, т.е. в 1738 г., ушёл из деревни Вершинино ведомства Бердского острога в деревню Вяткино ведомства Белоярской слободы. Если это сообщение относится не к Вяткино (Усть-Алейской), а к Вяткино на Оби, то этот населённый пункт уже существовал в 1738 г. Считается, что название эта деревня получила по фамилии одного из первопоселенцев Онисима Вяткина. Переселился он из деревни Койново ведомства Бердского острога. В ней оброчный крестьянин Онисим Вяткин был записан ещё в ландратскую перепись 1719 г. В 1751 г. при росписи приписных крестьян по церковным приходам называется, среди прочих, деревня Вяткино и в ней шесть крестьянских дворов, в которых всего 53 жителя, в том числе 25 душ мужского и 28 женского пола. В третью ревизию 1763 г. в деревне Вяткино ведомства Бийской слободы было учтено 76 жителей, в том числе 45 душ мужского и 31 душа женского пола. Главами семей были Яков Анисимович Вяткин, Савелий Анисимович Вяткин, Кузьма Анисимович Вяткин (сыновья первооснователя деревни), Степан Иванович Черемных (бердский крестьянин, поселившийся сначала по правую сторону Оби в деревне Клепиково, а после 1750 г. переселившийся в Вяткино), Василий Кириллович Клепиков (тоже бердский крестьянин, осевший сначала в деревне Клепиково) и Леонтий Родионович Вяткин, прибывший из деревни Койново Бердского ведомства, очевидно, родственник первопоселенцев деревни Вяткино на Оби. Из первопоселенцев, названных в списке 1750 г., Василий Шипунов переселился в деревню Комарово на реке Иткуль, Семён Лямкин осел в деревне Белово на Оби, Алексей Чуманов переехал в деревню Самсоново на Чарыше, а названного в документе 1748 г. Егора Савина, как пришлого, поселили в деревне Гилево на реке Алей. К следующей, четвёртой, ревизии (1782 г.) деревня Вяткино несколько выросла. В ней было учтено 123 жителя, в том числе 68 душ мужского и 55 женского пола. Рост населения произошёл главным образом за счёт детей, родившихся в семьях старожилов. Извне прибыла только семья Захара Сазоновича Косачева (Пахорукова), переселившегося с сыновьями из деревни Камышенки. Значительный прирост населения произошёл только после освобождения крестьян от заводской зависимости. По данным 1893 г., в селе Вяткино Барнаульской волости было 114 крестьянских дворов и 17 некрестьянских, всего 741 житель. Наибольшее число жителей в этом населённом пункте зафиксировала перепись 1926 г. Тогда в селе Вяткино Пристанского района было учтено 653 двора и в них 3538 жителей, в том числе 1686 мужского и 1852 женского пола. В дальнейшем число жителей убывало, и на 1 января 1994 г. в селе Вяткино жили 1358 человек.
Село Вяткино расположено на левом берегу Оби в 12 км от Усть-Пристани. Поверхность в окрестностях села холмистая, с большим количеством оврагов. Почва чернозёмная и глинистая.
До Великой Октябрьской социалистической революции в селе жили крестьяне-середняки и крестьяне-бедняки. Помещиков здесь не было, так как вся территория Алтайской губернии считалась собственностью царской фамилии. Были здесь и кулаки, такие, как Моревы, Киреевы, Каширские, Турищевы, Блатиковы. Они имели по 20-30 га земли, много скота и по 5-7 работников.
Торговлю в селе вели купцы Кузнецов и Брылин. До сих пор стоит кирпичный магазин купца Брылина. В селе жили владельцы мельниц, паромов. Большинство населения - бедняки, батраки.
На самом видном месте села Вяткино стояла большая церковь, имеющая много земли. Многие жители села работали на церковь и платили ей часть урожая, кроме этого надо было платить налоги царю.
В селе была небольшая церковно-приходская школа, в которой учились дети зажиточных крестьян, купцов, а дети бедняков с ранних лет трудились вместе с родителями, оставаясь неграмотными и бесправными. Днём и ночью работали крестьяне в поле, обрабатывая благодатную сибирскую землю самыми примитивными орудиями труда: сохами пахали, жали серпами, молотили цепами. Хлеба собирали мало, одежду, обувь, предметы первой необходимости делали сами, хотя в частных магазинах всё это можно было купить, но не было денег. Вечная бедность и нужда были уделом большинства жителей села.
В 1918 г. до жителей села дошла весть о том, что в России совершилась революция, царя свергли и установили новую власть - советскую, народную. В этом же году и в Вяткино земство было распущено и вместо него избран волисполком во главе с Проскуриным Трофимом. Началась новая полоса в жизни жтелей села.
Но радость бедноты была недолгой. Ранним августовским утром 1918 г. по Оби на пароходе в село прибыл отряд белочехов. Они обстреляли село из пулемётов, затем высадились на берег и потребовали от жителей, под угрозой расстрела, различных продуктов. К пароходу потянулись люди, неся в руках печёный хлеб, мясо, молоко, яйца. Каждый житель ждал, что белочехи и колчаковцы уедут. Но, увы! 7 августа 1918 г. мужчин и женщин собрали в местную церковь на богослужение, а когда оно кончилось, началась порка всех тех, кто хотел жить по-новому. В этот день перед церковью, на площади запороли плетьми и расстреляли 13 человек - наиболее активных сторонников Советской власти. Это Антон Каширских, Николай Обухов, Игнат Морозов, Алексей Лепшин, Назар Лепшин, Григорий Лепшин, Никита Щеглов, Василий Есин, Пётр Евдокимов, Иван Фёдоров, Николай Деревнин, Павел Колесников.
На месте гибели этих большевиков сейчас стоит обелиск. До сих пор помнят старожилы эти страшные мрачные дни господства белочехов и белогвардейцев. Они вытаптывали огороды, отбирали продукты питания, издевались над женщинами. Своими зверствами они вызвали мощное партизанское движение. Свидетель тех дней В.Г.Смагин рассказывал, с каким трудом устанавливалась Советская власть на селе. Не хотели владельцы земель и богатств уступать свои права. Гибли сотни людей, но беднота не сдавалась. Зимой 1918-1919 гг. огнём горела Алтайская земля. Зиминский подпольный партизанский центр руководил борьбой. Большинство мужчин села, вооружившись лопатами, самодельными пиками, берданами, револьверами, сражались с белогвардейцами, наступавшими от села Усть-Пристань.
В боях за Советскую власть прославились партизаны Ион Петрович Ведешев, Василий Иванович Меремьянов, Фёдор Григорьевич Смагин, Захар Прокопьевич Попов, Фёдор Алексеевич Тулаев, Александр Михайлович Тивиков, Николай Андрианович Рытов, Иван Николаевич Рогалев, Никифор Григорьевич Малахов, Тимофей Николаевич Копаев, Филипп Иванович Глебов, Леон Васильевич Журавлев, Владимир Филиппович Барсуковских и многие, многие другие.
В декабре 1919 г. партизанские отряды Алтая объединились с частями Красной Армии и освободили край от колчаковцев.
Началась мирная созидательная жизнь. Очень трудно начиналась она. Алтайский край и его сёла были разорены гражданской войной, погибли тысячи людей, был страшный голод в деревнях и городах, а кулаки в это время прятали в ямах и гноили тысячи центнеров хлеба.
В 1921 г. в селе образовалась коммуна из бедняков и середняков. Коммуны создавались просто: объединяли бедняки свои немудрёные хозяйства - у кого лошадёнка, у кого плуг, сгоняли коров, овец - и артель готова. Поработает иной мужик в коллективе месяц - другой, не понравятся ему порядки артели, и он вправе забрать своё имущество и выбыть из коммуны.
Первые коммунары очень ревниво оберегали общественное добро и были нетерпимы к малейшим проявлениям бесхозяйственности. А кое-кто из коммунаров не мог сразу освободиться от собственнических пережитков. Вот почему и рассыпалась вскоре эта коммуна. Крестьяне опять стали засевать свои небольшие участки земли и вести единоличное хозяйство.
Обживая пустующие земли, они стремились поселиться там, где были вода, пастбища. Так, в 1925-1926 гг. возникли посёлки Травное и Моховское. Первыми поселенцами стали Максим Вяткин, Алексей Квасов, Григорий Базаров, Кирилл Уваров, Самуил Лепшин, Алексей Кульнев, Егор Крюков и др.
В 1930 г. в селе началась коллективизация. Первой возникла артель им.Молотова, председателем которой стал Иван Павлович Руденко. Посевная площадь колхоза - около 600 га. В 1931 г. возник колхоз им.Будённого во главе со Степаном Сергеевичем Красовских, а в 1935 г. был образован колхоз им.Жданова, возглавил который Василий Степанович Козлов. В 1935 г. артель им.Молотова разделилась на два колхоза: им.Сталина (председатель - Михаил Артемьевич Проскурин) и им.Молотова (председатель - Трофим Никифорович Кононенко). В посёлке Травное создали колхоз им.Эйхе, которым руководил Афанасий Алексеевич Квасов, а в 1937 г. его переименовали в колхоз им.Фрунзе.
Первые колхозы были экономически слабыми. В среднем на каждый колхоз приходилось по 1000-1200 га земли. Вначале пахали на лошадях, убирали урожай жатками, косилками, снопы вязали вручную, а затем возили их в село и обмолачивали молотилками. В среднем получали по 6-7 ц пшеницы с гектара.
В колхозах было по 25-30 коров, 15-20 лошадей, приблизительно по 100-150 овец. Учёт труда и оплата за него осуществлялись начислением трудодней, на которые в конце сельскохозяйственного года выдавали колхозникам пшеницу, ячмень, овёс, семечки, т.е. разделу подлежало всё, что производилось в колхозе.
Успешной коллективизации крестьянских хозяйств способствовала машинная техника, которая была сосредоточена в МТС. Уже в 1933 г. в коробейниковской и усть-пристанской МТС насчитывалось 54 трактора, часть из которых использовалась на Вяткинской земле. Внедрение механизации в полевые работы повлекло за собой расширение посевных площадей. В среднем на каждый колхоз в 1937 г. приходилось 1408 га пашни. Больше внимания стало уделяться культуре земледелия.
Шли годы, крепли и богатели колхозы, лучше начинали жить колхозники. Расширялись посевные площади, увеличивалось поголовье скота. Всё больше товаров народного потребления появлялось в магазинах. В селе работала семилетняя школа. Открылся медпункт.
Ко времени перестройки (80-е годы прошлого столетия) с.Вяткино уже играло в районе существенную роль в производстве зерна, молока и мяса.
Сегодня жители села пытаются перейти на так называемую рыночную экономику, хотя многое не получается. Уж слишком сильно в перестроечный период было разрушено сложившееся и отлаженное хозяйство."
Глава из книги И.С.Алексеева "От села к селу".
---
С уважением, Лучковский Алексей.

Лычковские, Селивановы, Романовские, Даниловы, Вагнер, Поповы, Роор, Пуховец, Дегтярёвы, Клюка, Овчаровы, Бойко, Афанасьевы, Козарезовы, Коломиец.
Луч

Усть-Чарышская Пристань
Сообщений: 124
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 34
Afonin
Глава из книги И.С.Алексеева "От села к селу".
В 14 км от села Вяткино, ниже по левому берегу Оби, расположено село Белово. В "Материалах по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Бийском уезде", изданных в конце XIX в., возникновение этого населённого пункта датировано 1739 г. Однако эта дата не подтверждается документальными источниками. Бердские крестьяне, утверждавшие в 1750 г., что они живут в ряде деревень Верхнего Приобья уже "немалое время", назвали деревни Шипуново, Вяткино и другие, но Белово среди них нет. Нет этой деревни и в росписи приписных крестьян по церковным приходам 1751 г., составленной весьма тщательно. Наиболее раннее достоверное свидетельство о существовании Белово содержится в списках 1759 г. Причём называется оно дважды. В деревне Белово ведомства Белоярской слободы записаны крестьяне Григорий Степанович Степанков с сыновьями Иваном, Иваном Меньшим, Максимом и Михаилом, Захар Алексеевич Большаков и Василий Гаврилович Шибаев с сыном Данилой, а в деревне Белово Бийского ведомства перечислены бердские крестьяне Семён, Леонтий и Фёдор Ларионовичи Лямкины и Пётр Петрович Рознин. В третью ревизию (1763 г.) деревня Белово также учитывалась по двум ведомствам - Красноярской слободы и Бийской слободы. В Белово в ведомства Красноярской слободы были записаны 23 души мужского пола в семьях Григория Степанкова, Максима Дранишникова, Алексея Качегарова, Никифора Соснина, Василия Шибаева и Захара Большакова, а в Белово Бийского ведомства - семьи Леонтия, Фёдора и Ивана Лямкиных и Фёдора Калмыкова. Всего по двум ведомствам в этом населённом пункте в третью ревизию было учтено 74 жителя, в том числе 33 мужского и 41 женского пола. Сопоставление ревизских и других списков дало возможность установить, откуда прибыли в деревню Белово её первопоселенцы. Степанковы переселились из деревни Заплывино на Чумыше, оттуда же прибыли и Качегаровы, но сначала в деревню Большую Речку, а из неё - в Белово; Дранишниковы и Большаковы приехали из деревни Дранишниково на Чумыше. Соснины в первые две ревизии учитывались в Белоярской слободе, оттуда переселились в Вяткино, а из неё, после 1759 г., в Белово; Василий Шибаев переехал из деревни Камышенки, бердские крестьяне Лямкины в 1750 г. жили в деревне Вяткино и оттуда переселились в Белово, бердский крестьянин Калмыков сначала жил в Большой Речке и в Белово переехал оттуда, Пётр Рознин, записанный в деревне Белово в списке 1759 г., происходил из деревни Чернодыровой Бердского ведомства, к 1763 г. переехал в деревню Клепиково. В четвёртую ревизию (1782 г.) деревня Белово учитывалась также по двум ведомствам - Красноярскому и Бийскому. По первому ведомству в ней учли 74 жителя, в том числе 33 мужского и 41 женского пола, а по второму (Бийскому) - 63 жителя, в том числе 28 мужского и 35 женского пола. Между третьей и четвёртой ревизиями в деревне Белово поселились Легостаевы, Зотеевы, Казанцевы и др. После разукрупнения слободских ведомств деревня Белово была полностью включена в состав Барнаульской слободы (с начала XIX в. - волости). В пятую ревизию (1795 г.) в ней было учтено 104 жителя, в том числе 46 мужского и 58 женского пола. Наибольшее число жителей в этом населённом пункте было зафиксировано переписью 1926 г. Тогда в селе Белово Чистюньского района насчитывалось 519 хозяйств и в них 2619 жителей. В переписи 1939 и 1959 гг. село Белово учитывалось в составе Топчихинского района, а в последующие переписи - в Усть-Пристанском районе. На 1 января 1994 г. в селе Белово Усть-Пристанского района было 484 жителя.
С момента образования село Белово входило в состав Красноярской слободы, а затем, с 1795 г., - в Барнаульскую губернию с центром в селе Вяткино. Позднее, к 1782 г., по именам первых поселенцев названы и некоторые места в окрестностях села: местечко Петухово, Кочегарово, Шибаев Яр.
В 1917 г. село входило в состав Алтайской губернии, а к 1920 г. организовался Беловский сельский Совет, председателем которого стал Иван Карпович Польщиков.
Шли годы, село переходило из одного района в другой. И только в январе 1965 г. Белово переводят в Усть-Пристанский район Вяткинского сельского Совета.
Жизнь на селе, особенно до революции, была крайне тяжёлой.
Так, одна из старожилов тех лет А.Н.Маланцева вспоминала.

- Какая она, жизнь-то, была. Вся в работе: за скотиной ухаживала, пашню обрабатывала. Всё летечко безвыездно жили на пашне. Хорошо было тем, у кого свои молотилки, сброски, самовязки. А многие бедняки так и находились в зависимости у богачей Микушиных, Вдовиных, Сосниных, Важениных. Так до самой революции и гнули спину на них. Только и было радости для молодёжи, что весёлые игры на Масленицу и Рождество. Особенно любили катание на лошадях по красивой Оби. Частенько мужики мерялись силушкой, тут уж не обходилось без драк. Шли стеной друг против друга все стороны деревни. В ход пускали и стяги, и колья из тына, и палки. Не обходилось и без тяжёлых последствий.

В школе обучались только дети богатых, ближайшая больница находилась в 35 верстах от села. Редко заглядывал врач, в основном лечением занимались местные знахарки. Далеко не все выдерживали горячку, тиф, сибирку.
Из воспоминаний другого старожила Ф.И.Зименкова.

- Было так: хочешь учиться - учись, не хочешь - не ходи. Однако в школу попадали сынки богатых. Сидели по четыре человека за партами. Преподавали русский язык, арифметику, географию, Закон божий. На последний урок приходил поп, доставалось от него ученикам: бил линейкой, ставил коленями на горох и гречиху. Учебный год начинался в октябре, а заканчивался в апреле. Были книги, а писали в основном на грифельных досках.
Не все учились грамоте в волостной и сельской церковной школе, как и не все одинаково жили. "У таких, как Селивановы, хозяйство состояло из 20 коров, столько же лошадей, дом добротный, большая площадь пахотной земли, - вспоминает участник Русско-Японской войны Ф.П.Иванов, 1877 г. рождения. - От хозяйства имели большой доход, скот и зерно продавали купцам Сальникову, Никулину. В селе имелись торговая лавка и молочное отделение, где перерабатывали молоко.
Многие полегли в войну, а кто остался в живых, были в наймах у богачей. Еле сводили концы с концами, венчаться приходилось в холщовых штанах.

Воевали беловцы против колчаковцев и белочехов за правду русскую, за установление Советской власти на Алтае. Помнят, как пылала Усть-Алейка, подожжённая белогвардейцами, как был повешен вместе с женой Терентий Вдовин, как пришлось скитаться в степи с малыми детьми. Многие пали в жестоких боях, кто от пули, кто от кровавых ран, а некоторые от смертной казни.
В декабре 1919 г. установилась Советская власть. Активными участниками новой жизни стали П.К.Атясов, С.М.Рыбин, М.Е.Тюпин, И.П.Баландин, Ф.С.Блинников, А.С.Труфапов. Это они возглавляли на селе первые колхозы.
Но вновь прервалась мирная жизнь. В боях с немецкими захватчиками участвовали 190 человек из села; 121 человек погиб. Многие награждены боевыми орденами и медалями. В их числе Алексей Дмитриевич Афонин.
В октябре 1941 г. 18-летний юноша Алексей Афонин, как и многие его сверстники, встал на защиту Родины. Прошёл курсы молодого бойца и был зачислен в лыжный истребительный батальон. Славный солдатский путь прошёл он до Австрии. Воевал в тылу врага, был ранен. После госпиталя - учёба на связиста, и снова передовая. Воевал на Сталинградском, 2-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. За выполнение важного боевого задания по восстановлению связи пехотинцев с командованием награждён орденом Отечественной войны II степени. О храбрости и мужестве советского солдата из далёкого алтайского села говорят его боевые награды: орден Славы, медали.
---
С уважением, Лучковский Алексей.

Лычковские, Селивановы, Романовские, Даниловы, Вагнер, Поповы, Роор, Пуховец, Дегтярёвы, Клюка, Овчаровы, Бойко, Афанасьевы, Козарезовы, Коломиец.
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12292
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32769
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. ТАЛЬМЕНСКИЙ РАЙОН
Источник: Щеглова Т.К. "Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ веке" (Устная история). Монография. Барнаул. 2008 г.

Прикрепленный файл: Тальменский район Алтайский край.JPG
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12292
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32769
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. СОЛОНЕШЕНСКИЙ РАЙОН.
Источник: Щеглова Т.К. "Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ веке" (Устная история). Монография. Барнаул. 2008 г.

Прикрепленный файл: Солонешинский район. Алтайский край.JPG
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12292
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32769
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. ЗАЛЕСОВСКИЙ РАЙОН
Источник: Щеглова Т.К. "Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ веке" (Устная история). Монография. Барнаул. 2008 г.

Прикрепленный файл: Залесовский район Алтайского края..JPG
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Луч

Усть-Чарышская Пристань
Сообщений: 124
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 34
JeKa1212
"Одним из старейших населённых пунктов Усть-Пристанского района является село Красноярка, расположенное у реки Чарыш в 30 км от районного центра. Эта деревня не показана даже на ландкарте экспедиции П.И.Шелегина 1745 г. Есть основания полагать, что этот населённый пункт существовал уже в середине 30-х годов XVIII в. Впервые он учтён во вторую ревизию 1745 г.
Считается, что первые переселенцы в бассейне реки Чарыш появились в 1724 г. Они пришли водным путём, продвигаясь на бревенчатых плотах откуда-то с верховьев реки, имея с собой лишь самое необходимое имущество и домашних животных. Известны фамилии некоторых переселившихся семей: Галкины, Белобородовы, Поповы, Старухины, Притуповы, Пантелеевские.
Первые жители (6 мужчин) в деревне Красноярка на Чарыше учтены в переписи кузнецкого дворянина Мельникова 1734 г., что отмечено в ревизской сказке, сохранившейся в копии 1747 г. Ещё двое мужчин были записаны в 1736 г. майором Угрюмовым. В 1739 г. четырёх человек записал управитель Арцыбашев и в том же году в перепись сына боярского Недорезова было записано 42 человека. В семьях, записанных этими переписями, до ревизии 1745 г., родились 50 сыновей. Всего вторая ревизия учла в деревне Красноярка 104 души мужского пола. В ведомстве Колывано-Воскресенского завода эта деревня была самым крупным населённым пунктом, за исключением самого завода. Первыми жителями деревни Красноярка, записанными в 1734 г., были Савватей Павлович Ряпасов, Викул Иванович Мурашевский, Иван Степанович Двойнишников и Иван Андреевич Панов. В 1736 г. были записаны Кирилл Сергеевич Субботин и Фёдор Кузьмич Козмин. Управитель Арцыбашев записал в 1739 г. Василия Романова, Якова Черных, Ефима Петровича Русакова и его брата Афанасия. Среди записанных в том же 1739 г. Недорезовым были Иван Печерин, Влас Никитич Крошин, Григорий Новоселов, Андрей Андреевич Бархатов и др. Некоторые из записанных Недорезовым в деревне Красноярка были названы несколько ранее в списке 1737 г. в Колывано-Воскресенском заводе, в деревнях Касмалинской, Алейской, Усть-Чарышской. Деревня Красноярка находилась на пути перевоза руды по реке Чарыш на Барнаульский завод. В 1758 г. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства приняла решение о перенесении пристани из деревни Кабаново ниже по Чарышу в деревню Красноярка, где до того времени находился лишь амбар с судовыми снастями, да немного ниже по течению была гавань, где зимовали суда.
В 1747 г., по данным районного архива, в селе Красноярка проживало уже 104 человека только приписных мужчин. Увеличивалась численность жителей села неравномерно. Так, на 1 января 1763 г. приписных мужчин в селе было только 64. Этот факт объясняется рядом причин. Но главная из них та, что большинство первых жителей села были староверами, и именно они, действуя по религиозным соображениям, постепенно выживали всех, не разделявших их верований и религиозных устоев. Именно этим объясняется медленное заселение на протяжении всего XVIII в.
Приток населения заметно увеличился в первой половине XIX в. Если по переписи 1834 г. приписных мужчин числилось 76 человек, то на 1 января 1858 г. их число возросло до 132. К 1882 г. в селе было уже 83 домохозяина.
Оброк и растущие налоги взимались не с имущества, а с мужской души. Это было выгодно для зажиточных и разорительно для малоимущих крестьян. Крестьяне оказывались не в состоянии улучшать своё хозяйство, а многие совсем разорялись.
Хлеба выращивали мало. Значительная часть жителей села голодала, а более 10% крестьян не могли вести своё хозяйство и вынуждены были работать по найму. Общие размеры платёжных повинностей в эти годы составляли 1354 руб.
Административно село Красноярка в это время входило в состав Нижне-Романовской волости Бийского уезда Томской губернии. Особенно активное переселение наблюдается после реформы 1861 г. Только за девять лет, с 1884 по 1892 г., на Алтай прибыло из Европейской части России 195904 человека. К 1900 г. в селе Красноярка насчитывалось 290 домохозяев с общим количеством душ всех возрастов около 1300 человек.
Особенно тяжёлыми для красноярцев годами были годы становления Советской власти. Первая группа партизан появилась в селе весной 1919 г. К августу 1919 г. в отряде насчитывалось более 20 человек, большинство из которых были фронтовики. Именно вокруг них и группировались все недовольные колчаковским режимом. Признанным вожаком стал бывший фронтовик Иосиф Алексеевич Шумилов. Среди партизан были Кузовков Егор, Черданцев Иван, Пермяков Андрей, Колесников Иван, Долгушев Иван, Притупов Евлампий, Альков Андрей, Старухин Егор, Криворучко Павел, Качаев Дмитрий и другие крестьяне.
После поражения вооружённого восстания под Солоновкой карательные отряды Колчака свирепствовали по всей округе. Основные силы белогвардейцев находились в сёлах Михайловке и Петропавловке со штабом Серебренникова. В село Красноярку был направлен отряд волонтёров под командованием прапорщика Шестакова.
Красноярские партизаны стали готовиться к выступлению. Оружие у большинства было дробовое, лишь некоторые имели боевые винтовки, привезённые из окопов Первой мировой войны. В начале сентября 1919 г. произошло первое вооружённое столкновение. Партизанам удалось захватить часть боеприпасов врага. Но на помощь волонтёрам прапорщика Шестакова пришло подкрепление, и партизаны были вынуждены отступить. Преследуя отступающих партизан, белые захватили одного из них. Это был Павел Криворученко, человек, который ни слова не сказал о товарищах по отряду и мужественно перенёс все издевательства белогвардейцев.
Волонтёры в это время рыскали по селу, хватая всех подозреваемых в сочувствии партизанам, и тут же избивали беззащитных людей.
На следующий день партизаны, не дожидаясь темноты, снова напали на карателей. Волонтёры были вынуждены отступить в сторону села Коробейниково. В этом бою партизаны потеряли ещё одного боевого товарища. Увлекшись боем, Евлампий Притупов не заметил, что оторвался от товарищей, был окружён и схвачен белобандитами. Его увезли в село Коробейниково, где после пыток и издевательств расстреляли. Герои-партизаны Павел Криворученко и Евлампий Притупов похоронены вместе в селе Красноярке рядом с Иваном Алексеевичем Долгушевым, погибшим в августе 1919 г. при сражении под Нижне-Озерным.
В сентябре 1919 г. село несколько раз переходило из рук в руки. Последний бой в конце сентября стал решающим. Прапорщик Шестаков вместе со своим отрядом объединились с карателями из Усть-Пристани, под командованием Деева, и ушли на соединение с частями Серебренникова.
Группа красноярских партизан вошла в состав партизанского отряда, слившись с усть-пристанцами и коробейниковцами. Этот отряд принял активное участие в разгроме основных сил белогвардейцев. Как вспоминал партизан Фёдор Савельевич Белобородов, в одном из боёв с превосходящими силами белых, в местечке Кудриха, отряд оказался в окружении, и исход дела решали минуты, так как боеприпасы у окружённых кончались. На выручку подоспели партизаны из села Брусенцево под командованием Иосифа Масленникова.
В середине октября 1919 г. партизаны объединённого отряда, по решению Зиминского реввоенсовета, ушли к селу Солоновка на формирование в составе партизанской армии Е.М.Мамонтова.
Сильным и страшным врагом для жителей Алтая была массовая неграмотность, а также бескультурье, религиозный бытовой уклад, сложившийся в селе за долгие годы дореволюционной жизни.
В соседних с Краснояркой сёлах большинство жителей состояло из переселенцев из Европейской России. Там проживало больше грамотных, слабее были развиты религиозные устои, работали церковно-приходские и четырёхклассные школы, которые давали молодёжи хоть какие-то знания. Намного труднее сложились условия в селе Красноярке. Большинство жителей были старообрядцами. Они не признавали советского образования, детей учили у своих грамотеев-начетников церковно-славянской грамоте, старались сохранить свои преимущества в сельской общине.
В такой сложной обстановке в 1920 г. приступил к работе первый Совет села Красноярки, который делал всё, чтобы не допустить развала сельского хозяйства. Выделяли землю всем безземельным, беднякам и тем, кто нуждался в земле.
Весной 1920 г. при сельском совете создаётся Комитет взаимопомощи, который возглавил А.И.Ситников. Под началом у комитета имелись свои рабочие лошади, некоторый инвентарь, складские помещения. Уже в первой посевной 1920 г. комитет обеспечивал бедняков и вдов семенами, помогал сеять.
Всем, кто снабжался продовольствием через комитеты, выдавалось по 16 кг муки, топливо и по 5 руб. в месяц деньгами. Сироты бесплатно получали одежду и обувь.
К осени 1923 г. сельский Совет утвердил новое землеустройство согласно Земельному кодексу, введённому в действие 1 декабря 1922 г.
Весной 1924 г. в селе развернулись землеустроительные работы. Все удобные земли поделили между крестьянами на отдельные пашни. Земельный надел на каждого человека определялся в размере 8 га. Такой раздел земли не понравился кулакам и части середняков, так как они имели до раздела намного больше площади. Кулаки развернули агитацию за свободную торговлю землёй, так как бедняки, мол, всё равно не сумеют использовать весь надел.
В 1923-1924 гг. многие бедняцкие хозяйства села Красноярка, согласно налоговой политике Советского государства, были полностью освобождены от налога.
Государство платило за каждый пуд сданного продналога деньгами, но не по рыночной стоимости - деньги стремительно обесценивались. И кулаки старались подзадержать зерно до поры до времени, запрятать в такое место, чтобы не могли найти.
В это время вёлся строгий учёт имущества в хозяйствах, обмеряли посевные площади и устанавливали намолот урожая с гектара, под постоянным учётом находился и личный скот. Село Красноярка в этот период ежегодно поставляло государству по 17-18 тыс. пудов зерна. Урожайность с десятины в лучшие годы достигала 100-110 пудов, а средняя - 70-75 пудов.
В 1926-1928 гг. продолжался хозяйственный подъём деревни. В селе насчитывалось до 45 кулацких хозяйств, около 40 зажиточных, более 130 середняков и около 125 бедняцких хозяйств.
В декабре 1929 г. в Красноярке создаётся коммуна "Социализм" во главе с председателем Степаном Ивановичем Сотниковым.
В начале 1930 г. на базе коммуны создаётся колхоз с тем же названием. Председателем избирают двадцатипятитысячника из Ленинграда Василия Петровича Голованова. Позднее организуется ещё один колхоз, "Им. Энгельса", во главе с Феоктистом Ивановичем Чупиным.
В этот же период в селе возникает сельхозартель "Красный победитель", руководителем которого стал Леонтий Алексеевич Шубкин.
Весной 1932 г. на полях села появились шесть первых тракторов, сформировались первые постоянные производственные бригады. По-прежнему оставалась слабой организационно-хозяйственная деятельность внутри колхозов: слабо был налажен учёт труда, низкая урожайность, трудовая дисциплина. Колхозники получали на трудодень от 300 до 400 г хлеба, а денежной оплаты не было. В учётных табелях проставлялись только отметки о выходе на работу, а количество и качество труда вообще не учитывались.
Колхозам и колхозникам было предоставлено право беспрепятственной торговли излишками продукции после выполнения плана заготовок.
В 1935 г. в Красноярке создаётся МТС, в которую вошли сёла Усть-Журавлиха, Елбанка, Коловый Мыс, Беспалово, Усть-Чарыш. Площадь, обрабатываемая силами этой станции, составила 1331 га. На вооружении МТС были 44 трактора различных марок, со всем прицепным инвентарём, и 24 комбайна. В том же 1935 г. установлена линия телефонной связи с райцентром, с соседними сёлами. В МТС работало 12 тракторных отрядов, в каждом по 3-4 трактора. Первым директором МТС стал Михаил Тимофеевич Елецкий.
В эти же годы среди колхозников организуются хлебопоставки государству, и некоторые колхозники сдавали по 40-45 ц зерна. В число товаров, пользовавшихся особым спросом, входили велосипеды, патефоны, часы, ткани, одежда и обувь.
Вторая мировая война нарушила мирный труд людей. Закупки были главной и решающей, но не единственной формой участия крестьянства в смертельной схватке с гитлеровской Германией. Организованно проходили сборы материальных ценностей и денежных средств в фонд обороны. Уже в ожидании зимы 1941 г. (которая, кстати сказать, была суровой - морозы в европейской части достигали 45 градусов) разворачивается сбор тёплых вещей для армии среди жителей села. Пекарь Красноярского сельпо Мишуров одним из первых сдал гимнастёрку, шапку, 500 г шерсти, носки, варежки и на 1000 руб. облигаций. Председатель сельсовета Ильиных сдал одеяло, овчину, носки, варежки и на 700 руб. облигаций; продавец сельпо Конжев - овчину, перчатки и на 900 руб. облигаций; бригадир Шубкин - овчину, 1 кг шерсти, свитер, носки и др. Только в последние дни сентября собрано 11 овчин, 5 кг шерсти, 4 одеяла, 5 пар валеной обуви и почти на 3000 руб. облигаций. Сбор тёплых вещей продолжался.
Все годы войны труженики села Красноярки, не щадя сил, работали во имя победы.
В Великой Отечественной войне участвовало 274 человека, из которых 46 чел. погибли на войне."

Глава из книги И.С.Алексеева "От села к селу".
---
С уважением, Лучковский Алексей.

Лычковские, Селивановы, Романовские, Даниловы, Вагнер, Поповы, Роор, Пуховец, Дегтярёвы, Клюка, Овчаровы, Бойко, Афанасьевы, Козарезовы, Коломиец.
Лайк (1)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12292
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32769
Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2241. Л. 460-464.
Писарский черновик с рукописными правками В.К. Болдырева.
№ 39. Переселенческие поселки Алтайского округа по материалам обследований 1894 г.
Вознесенское, Покровской вол., Барнаульского окр.
Общие сведения о поселке. (Селение находится в расстоянии: от волостного правления, торжка, церкви в 35 вер.; ближайшего старожильского селения 25 вер.; переселенческого поселка 12 вер.; леса строевого 30 вер. и дровяного 10 вер.).
Вознесенское принадлежит к числу старожильских селений и основано в конце первой половины настоящего столетия. В момент переписи в нем оказалось 181 хозяйство с населением 1091 д. обоего пола - 559 мужского и 532 женского; из них переселенцев причисленных 89 хозяйств с 562 душами обоего пола - 290 муж. и 272 жен.; непричисленных 71 хозяйство с 447 душами обоего пола - 231 мужск. и 216 женск.; переселенцев-старожилов 1 хозяйство с 2 душами - 1 м. и 1 ж. И старожилов 20 хозяйств с 80 душами обоего пола - 37 мужск. и 43 женского.
Краткая характеристика поселка. Вознесенское расположено в степной, безлесной местности. Число жилых построек 190; их них домов 22, изб 158 и землянок 10; хозяйств, совершенно не имеющих жилых построек - 6, что составляет 4,4 %.
История поселка. Селение возникло лет 50 тому назад и было образовано жителями деревень: Лубягиной Касмалинской вол., Глубокой и Леньковской Нижне-Кулундинской вол.; к концу 1870 года в селении было до 40 дворов старожилов. Из переселенцев первыми приселились тоболяки - Ялуторовского и Ишимского округов и были приняты по приговору общества, с платой от 3 до 7 руб. с души. Всего тоболяков водворилось дворов 20.
В 1888 г. в даче селения, среди пахотных угодий, в местности, называемой Малиновый Лог, заселилось до 25 семейств курян Обоянского уезда, образовав особый поселок, названный ими по имени урочища, где заселились, Малиновым Логом. Вознесенцы соглашались принять их в свое общество, о чем и был составлен общественный приговор, но малиновцы отказались, не допуская и мысли, чтобы их могли потревожить с занятого ими места. К курянам начали приселяться другие переселенцы, и таким образом в Вознесенской даче самовольно возник большой переселенческий поселок. Вознесенцам такое соседство, разумеется, не могло нравиться, и они обращались с жалобами к администрации. Все принятые меры к улаживанию возникших недоразумений не привели ни к чему, так как вознесенцы не соглашались на оставление малиновцев на занятом ими месте, а те также не соглашались ни на переход в Вознесенское, ни на выселение. В конце концов Малинов Лог был уничтожен по распоряжению администрации, сами же малиновцы разбрелись по другим поселкам и селениям Алтайского округа.
Приселение к Вознесенскому шло своим путем: в 1889 г. 7 курских ходоков (Судженского у.) узнают о приговоре, составленном Вознесенским обществом, и испрашивают разрешительные свидетельства на право водворения в Вознесенском. По письмам и слухам пришло 13 семей переселенцев; весной 1890 г. еще до 80 семей.
Поселившись и устраиваясь на новом месте, обыкновенно в первый год, одни из переселенцев нанимали старожилов окрестных деревень сеять им хлеб - десятины по 2 на семью, другие - покупали хлеб на корню, или же зерном. Немногие уходили из селения совсем, находя его не подходящим для себя; мотивом к уходу служил недостаток сенокосов.
Непричисленные переселенцы, проживающие в поселке по свидетельствам Главного Управления Алтайского округа и уплачивающие все подати наравне с причисленными, пользуются наравне с ними и всеми земельными угодьями. Из наличных хозяйств платят за право проживания в селении и пользование угодьями так называемые "полетки" - 48, или 25,5 %, причем в среднем на семью приходится полетков 6 руб. 59 коп.
Селение Вознесенское имеет общую дачу с другим старожильским селением, большая часть жителей которого переселенцы - дер. Бахаревой. В общей даче 444005,5 дес.; сенокосной 394,2 дес. и лесной 668,8 дес. В среднем приходится на наличное домохозяйство обоих селений: пашни 68,2 дес., сенокоса 1,8 дес., - и на наличную мужского пола душу: пашни 25,3 дес. и сенокоса 0,7 дес.
Форма пользования пахотной землей - захват, но уже наблюдается стремление общества ограничить его установлением для целинных земель предельного количества десятин, какое может быть распахано одним домохозяином.
Покосы делятся по душам. Переделы производятся весьма неточно, как говорят крестьяне, "глазомерно". Порядок передела такой: сначала все сенокосные луга разбивают на три участка, а бойцов - на три сотни, равняя участки по числу входящих в каждый бойцов; участки распределяются между "сотнями" по жребию. Каждая сотня делится на десятки, на десятки же делится и сотенный участок, но уже глазомерно, без жеребьевки; таким же точно образом каждый участок "десятка" делится на пайки по числу бойцов в десятке. Переделы сенокосов начали практиковаться давно, задолго до приезда переселенцев. В даче имеются также сенокосы, орошаемые через устройство запруд; все они находятся в личном пользовании тех, кто запруды устроил. Душевые сенокосные пайки неровны - от 3 до 25 копен.
Из наличных хозяйств в селении Вознесенском не пользуются сенокосом вовсе - 26, или 14,3 %; не имеют душевых сенокосных пайков - 38 или 21,0 %.
Вознесенцами снимаются в аренду исключительно сенокосы; хозяйств, имеющих арендованные сенокосы - 60, или 33,1 %.
Земледелие. Почва "кипцовая": частью супесь, но больше глинистая, толщиной от 5 до 12 вер.
На "новых" землях сеют 3, редко 4 года; из них первые два года сеется пшеница, третий и четвертый - ярица или овес; потом земля бросается отдыхать лет на 5. На поднятой залежи сеют 1-2 хлеба. По мнению жителей, плодородие почвы вполне восстанавливается через 20 лет отдыха. Нужно сказать, что так как в даче много еще излишних земель, то население еще не привыкло довольствоваться меньшими урожаями, какие бывают на землях уже достаточно выдержанных, а потому, как только замечается понижение урожайности, - сейчас же запускают. Ослабление плодородия почвы проявляется в том, что хлеб становится реже, зерно меньше, солома тоньше, что сопровождается появлением сорных трав - осота, кипрея, полыни.
Пашут один раз, поднимая до 4 вер., запрягая от 3 до 6 лошадей. С водворением переселенцев, плуги вытесняют употребляемые старожилами сохи; у некоторых из переселенцев есть и сакковские плуги, но ими плохо пашут, потому что переселенцы не все умеют их устанавливать. Плуги покупаются по 6-7 руб. (отдельно только железные части 5 руб.). Бороны деревянные, с железными зубьями, от 1 руб. 30 коп.
Молотят цепами; в селении есть одна молотилка "самоделка" (деревянная), на которую можно молотить рожь и овес.
Из твердых пшениц сеют: белотурку и кубанку; последняя идет только для домашнего употребления, так как в настоящее время на рынке нет на нее спроса. И китайка, и белотурка перерождаются, вследствие чего вознесенцы отсеивают зерно, выбирая для посева самое крупное.
Как на неблагоприятные условия земледелия, вознесенцы указывают на часто повторяющиеся засухи; в последнее время они были в 1888, 90 и 93 гг.; на кобылку, появлявшуюся в 91, 92 и частью 93 гг., а также на туманы, после которых колос покрывается "ржавчиной" и через некоторое время зерно разрушается, превращаясь в пыль; туманы эти на Алтае известны под именем "помхи".
Общая площадь земли, бывшей в обработке в 1893 году - 1428, 5 дес. Средняя площадь запашки на одно наличное хозяйство - 7,8 дес.; число хозяйств, не имеющих посева, - 9 или 4,9 %.
Многие домохозяева в сенокос и страду нанимают со стороны рабочих, а многие и сами нанимаются, ходя для этого на сторону, в старожильские селения. На готовых хозяйских харчах убирают десятину от 3 руб.; летнему работнику - с Пасхи до Петрова дня 1 руб. 20 или 2 дес. посева; годовому работнику от 40 руб. при готовой хозяйской одежде и хозяйском содержании.
Скотоводство. Разводят местные породы скота. Рабочий скот пасется на подножном корму месяцев 7, а нерабочий, так называемый "гульный", - круглый год; его ставят на сухой корм в тех крайних случаях, когда бывает гололедица, да продолжительные и сильные бураны, препятствующие скоту добывать в степи корм. Рогатый и нерабочий скот кормят соломой, а рабочему дают и сено. Эпизоотий не бывает. Конокрадство чрезвычайно развито: ежегодно теряется от 50 до 100 лошадей.
Цены на скот: лошадь и корова от 12 руб., волы - 40 руб. пара, овцы 2-2 руб. 50 коп.
Наличные хозяйства содержат скота - крупного 1371, мелкого 667 голов; в том числе лошадей - рабочих 555, нерабочих 148, волов рабочих 29, нерабочих 15, молочного скота - дойного 311, недойного 313. Число хозяйств без крупного рогатого скота 20, или 11,0 %; наличных хозяйств, не имеющих лошадей, - 14, или 7,7 % и без всякого скота - 5, или 7,3 %. В среднем на одно наличное хозяйство приходится: рабочих лошадей 3, рабочих волов 3,7, всякого скота, в переводе на крупный, 8,1 голов.
Главные неземледельческие промыслы. Кроме земледелия и скотоводства, никаких промыслов не существует. Один домохозяин-переселенец производит опыт разведения фруктового сада: в момент переписи у него было 3 яблони.
Кредит и торговля. Местные жители берут взаймы деньги под 20 % годовых. При ссуде под хлеб, земледелец теряет до 10 коп. на каждый пуд. К займам хлеба обращаются домохозяева, кому не хватает своего хлеба на весь год, и кто не мог взять хлеба под работу будущего года.
В Вознесенском две лавки, принадлежащие переселенцам и питейное заведение купца Удонова. В переселенческих поселках Алтайского окр. питейные заведения разрешаются к открытию не ранее 10 лет со времени образования поселка. Существование кабака в Вознесенском объясняется тем, что это селение относится к числу старожильских. Хлеб и другие продукты местного производства продаются на мете лавочникам и приезжим скупщикам, а также вывозятся в г. Павлодар, Семипалатинской обл., за 250 вер.; провоз хлеба обходится до 10 коп. с пуда.
Платежи и повинности. Все платежи разверстываются по бойцам, сообразуясь с состоянием каждого; общество составляет особый раскладочный приговор, где говорится: "избрать из среды своей 12 человек добросовестных крестьян и поручить им разложить подати на членов общества по разрядам, не облегчая богатых и не обременяя бедных". О податных разрядах дают представление следующие цифры: 154 бойца от 1 до 2 руб., 38 бойцов 2-3 руб., 8 бойцов 3-4 руб., 8 бойцов 4-5 руб., 4 бойца 5-6 руб., 2 бойца 6-7 руб., 3 бойца 7-8 руб., 3 бойца 8-9 руб., 1 боец 12 руб. 50 коп., 2 бойца 13 руб. 50 коп., 2 бойца 13 руб. 75 коп. и 2 бойца 17 руб. 50 коп. Разверстка производится по полугодиям, и приведенные цифры относятся к 1 полугодию.
Число хозяйств, о платежах которых имеются точные данные, - 108; в среднем приходится платежей на 1 наличное хозяйство 7 руб. 62 коп.
Стоимость водворения в селении новоселов. Из наличных хозяйств, при водворении в селении, за приемные договора платили 5, или 2,7 %; средняя стоимость приговора - 6 руб.40 коп.
[...]
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12292
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32769
ЦХАФ АК Ф. 4. Оп. 1. Д. 2241.

Дер. Ивановка, Алейской вол., Бийского окр.
Общие сведения о поселке. (Поселок Ивановка находится в расстоянии от волости 24 вер., церкви и переселенческого ближайшего поселка 110 вер., от старожильческого селения и школы 15 вер., от торжка и врачебного пункта 45 вер., от судоходной реки 190 вер., от сплавной реки и строевого леса 60 вер.).
Поселок основан в 1887 г., рассчитан на 968 душ. Во время переписи в нем оказалось 217 хозяйств с 1595 душами обоего пола - 819 мужчин и 776 женщин; в том числе переселенцев причисленных 118 хозяйств, с населением в 903 души - 469 муж. и 434 женщин, непричисленных 98 хозяйств, с 683 душами об. пола - мужчин - 345, женщин 338 и переселенцев старожил 1 хозяйство - 5 мужчин и 4 женщин.
Краткая характеристика поселка. Поселок расположен в степной местности, на берегу речки; постройки деревянные, не особенно скученны, крытые соломой, есть немало и землянок. Водой население пользуется из трех речек, протекающих по участку. Число жилых построек 217, домов из них 23, изб 108, землянок 86; хозяйств, не имеющих никаких жилых построек 9 - 4,1 %.
История поселка. Ивановка основана, как уже упомянуто, в 1887 году, а до этого здесь было казенное зимовье. Первыми поселились здесь 10 семей горнозаводских обывателей, которые засевали на семью 1-1 1/2 десятины. Крестьяне соседнего поселка Кузнецовского стали их теснить, запахивая пахотные земли. Недоразумения побудили их ходатайствовать об отводе участка, что и было уважено Земельной Частью. Потянулись переселенцы, и 9 дворов горнозаводских рабочих разошлись по разным селениям. С 1893 г. начали подходить хохлы из Полтавской губ. Первое время некоторые засеяли понемногу, но большая часть работала у старожилов. Ушло из поселка 10 семей, 1 из них перечислился, а другие "копят недоимки". Новоселы недовольны участком, так как ежегодно падает довольно много лошадей, одни говорят, от климата, другие - от тяжелой работы.
Приписка продолжается, тем не менее обращающийся к обществу за приговором платит от 2 до 5 рублей. Непричисленных почти половина (98 дворов), преимущественно самарцев, вследствие того, что за ними считаются недоимки на родине. Непричисленные, несущие все денежные и натуральные повинности, пользуются всеми угодьями наравне с причисленными. Из наличных хозяйств платят за право проживания "полетки" 2 хозяйства, - 0,4 %, в среднем приходится на хозяйство 2 руб. 50 коп.
Землевладение и землепользование. Ивановцы имеют обособленную дачу, но не зная хорошо ее границ, ведут о них переговоры с крестьянами дер. Таловки, владения которых подходят почти к самому поселку, что особенно неудобно для скотоводства. В 1893 году таловцы загнали стадо в 150 штук коров, случайно зашедшее в их поля. Коровы были оставлены недоенными, вследствие чего было возбуждено дело, но та и другая сторона согласились на мировую сделку, по которой таловцы должны были уплатить известную сумму за коров, которую впрочем не уплатили, и ивановцы представили на суд расписку, выданную таловцами в обеспечение платы.
Пашни не поделены, но степные сенокосы ежегодно делятся по душам. В участке поселка заключается 21701, 9 десят., из них удобной земли 143342, 5 дес. и сенокосной 173 дес. В среднем на наличное хозяйство приходится пашни 66,1 дес., покоса 0,8 дес.; на наличную душу покоса 0,2 дес., пашни 17,5 дес. Сенокосными пайками пользуются все без исключения; в аренду не нанимает никто.
Земледелие. Преобладающая почва в даче поселка супесок, чернозема мало; толщина пахотного слоя 7 и более вершков. Система полеводства залежно-паровая. На новой, нетронутой земле сеют подряд несколько лет, но полный хороший урожай можно снять только в течение 3 лет. Первые два года сеют пшеницу, потом другие хлеба. На залог сеют два года, не пашенная земля не успевает отдохнуть в течение 5 лет. Но переселенцы еще плохо знакомые с местными условиями, не могут утвердительно сказать, через сколько лет земля отдыхает, и через сколько времени возобновляется прежнее плодородие почвы.
Пашут плугами, один раз, глубиною до двух вершков, запрягая 4-6 лошадей; боронят тоже 1 раз, в 18 борон. Деревянный плуг в Змеиногорске стоит 8 рублей. Молотят хлеб преимущественно лошадьми, так как имеющиеся в поселке 2 молотилки так ветхи, что более находятся в поправке, чем работают; купить же новые - нет состоятельных людей. Из твердых семян сеют только белотурку, которая перерождается через 2-3 года, почему ивановцы отсевают решетами и сеют более крупное зерно. Переселенцы указывают как на неблагоприятное условие для земледелия, на засуху и почти ежегодно повторяющиеся ранние морозы и на вредные росы.
Общая площадь земли, бывшей в обработке в текущем году 2166,1 дес.; средняя площадь на 1 хозяйство 10 десятин; на 1 хозяйство с посевом 10,3 дес.; число хозяйств, не имеющих посева 7, - 3,2 %.
На полевые работы ивановцы со стороны не нанимают, сами почти все работают у старожилов в соседних селениях; уборка десятины хлеба на годовом содержании стоит 3 1/2-4 рубля (чаще платят натурой: за уборку десятины сеют десятину), сотня копен сена 2 руб. Годовому работнику от 35 до 50 руб., с хозяйской одеждой и обувью, летнему 20 руб., поденно в сенокос 20-35 коп., в страду 25-40 коп. мужчин и женщин.
Скотоводство. Скот местной породы; цены на него: лошади 20 руб.; волы 35 руб. пара, корова 15 руб., овца 2-2 р. 25 к. На подножном корму пасется с начала апреля до Покрова или Казанской (22 октября). Зимою скот держат во дворах и пригонах, кормят сеном, но больше всего "гуменным кормом". Сена хватало бы на целый год, да, говорят жители "покосить некогда". Эпизоотий не было, но каждый год падает 100 штук лошадей, от какой болезни, жители не знают. Теряется ежегодно до 20 голов, конокрадством занимаются киргизы. Наличное население держит скота крупного 1799 и мелкого 1877 штук; в том числе лошадей рабочих 776, не рабочих 226; волов рабочих 145, не рабочих 36; молочного скота дойного 347, не дойного 347; хозяев без крупного рогатого скота 20, - 9,2 %; безлошадных 4, - 1,6 %; без всякого скота 3, - 1,4 %.
В среднем на наличное хозяйство приходится рабочих лошадей 3,2, рабочих волов 0,7, молочного скота 8,2, всего скота в переводе на крупный 10.
Неземледельческие промыслы. Население никакими промыслами, кроме земледелия и скотоводства, не занимается.
Кредит и торговля. Беднейшей части населения, при незначительном числе посевов, своего хлеба на весь год не хватает, почему и приходится брать хлеб под полевые работы, причем заработная плата сильно понижается: так, задают под уборку десятины хлеба 1 1/2-2 руб., а нормальная цена в страду 4 руб. В поселке есть небольшая лавка и общественный кабак, открытый первый год. Покупают все необходимое по хозяйству и продают продукты в гг. Семипалатинске (180 вер.) и Змеиногорске. Иногда, впрочем, заезжают в поселок скупщики, но они всегда покупают ниже существующих цен; провоз до городов стоит коп. 15 с пуда, сено скупают в соседних старожильческих селениях.
Платежи и повинности. Волостной сход разверстывает податной оклад на всю волость, Приходящийся на Ивановку оклад разверстывается по 2 разрядам бойцов: с 15 до 18 1/2 лет и от 18 1/2 до смерти, причем с первого разряда сходит 3 рубля. Недостающую до полного оклада сумму раскладывают по пашне и по скоту - с десятины пашни 30 коп., с головы крупного скота 25 коп. и с овцы 5 коп. Число хозяев, о платежах которых имеются данные, 108, причем платежей в среднем приходится на одно хозяйство 12 рублей.
Стоимость водворения в селении новоселов. Из хозяйств платили за приемные приговоры 12 или 5 руб., средняя стоимость приговора на семью 11 руб. 90 коп.
[...]
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 84 85 86 87 88 89 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈