Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
4nxpbcqtodembwcn4nhpdysoswopbcsozzemtwfh4napbxqozdemkegozzemyegtomemhmby4gd7dysoza.png
02092021_kni-40.png
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q]
1. рейтинг +/-
2. отзыв
3. лайк (за сообщение)


i.gif Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
[/q]

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q]
i.gif Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
[/q]

АЛГОРИТМ поиска. Поиск по Сибири. https://forum.vgd.ru/24/108687/
ГААК. Анкеты Всероссийских переписей 1917 года https://altarchives.ru/census1917

ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа

От городов до старинных деревень
▶ Дневник Tasha56

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30 31 * 32 33 34 35 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13423
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37423
В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов.
28473806.png
0faae4d36c_1219861_16853269.png
Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка....
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (11)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13423
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37423
Бокоерзово
Приветствую нового исследователя родословия в теме! 101.gif
По Вашему сообщению видно, что многие источники по Сибирскому региону Вами изучены, и это радует.
Фамилия Ваших исследований почему-то сразу всплыла в моей памяти, не помню о переселенцах какого населенного места Томской губернии шла речь, но то, что это были Антипины из Пермского края, д. Антипина.... нашла в своих черновых записях. Возьмите это на заметку, позже могу забыть. Видимо, информацию искала для кого-то из коллег. Отмечено, что в приход церкви Верх-Язьвенки входили населенные места: Цепел, Красный берег, Северный Колчим, д.Бычина, д.Яборово, д.Талица, д. Ванькова, д.Паршакова и деревня Антипина.

Теперь, что касается имеющихся в общем пользовании источников по истории населенных мест Сибирского округа. Есть статья, цитата из которой Вами приведена в посте. Знакомы ли Вы с ней полностью, не знаю. Там речь, действительно, идет о том, что прежнее название было - Бокоёрзово. Первые поселенцы появились на берегу озера Маяк в 1813-1815 годах.

____

Позднее в село приехал Антипин Иван Ильич с братом Василием и пятью сыновьями. Антипин И.И. сразу выделился среди поселенцев, стал пользоваться авторитетом и село по их фамилии стало называться Антипино.

Культурным центром на селе был сначала молитвенный дом, а позднее церковь. Село быстро росло. С северной стороны его заселяли переселенцы из Тамбовской губернии, а южную сторону из Орловской губернии.

Грамотных на селе не было и часто присланные письма из России ездили читать в соседние сёла.

Первый грамотный человек на селе появился в 1893 году, когда из Орловской губернии приехала большая семья Дьячковых. Григорий Иванович самоучкой в России научился читать и писать. Теперь люди шли к нему. Он читал присланные из России письма писал на них ответы. Григорий Иванович охотно обучал молодёжь читать и писать у себя на дому.

Первая церковноприходская школа на селе была открыта в 1903 году в одной комнате частного домика Шабалина Андрея Леонтьевича. В одной комнате жил хозяин с семьёй, а в другой разместилась школа (с ветреной стороны). Комната была небольшого размера (4х4) и в ней сразу обучалось три класса-1,2,3. Столы и сиденья были сделаны из длинных плах. За первым столом сидели учащиеся первого класса, за вторым сидел второй класс, а за последним столом сидели третьеклассники.

Всех учеников в трёх классах было человек 30 и возраст учеников был разный. В 1и2 классах сидели дети в возрасте 12-15 лет.

Сумки школьные девочкам шили из холста, мальчики сколачивали сумки из дощечек. Для письма, решения задач использовались грифельные дощечки на которых писали грифельками, написанное можно было стереть тряпочкой.

Специальное здание для школы было построено перед революцией (1915-1916). Это был крестовый дом, состоящий из 3-х классных комнат, коридора и комнаты для учителя. Крыша была покрыта железом и покрашена красной краской. За это её звали «Красная школа».

В школе работали две учительницы. Одна из них была старшей учительницей – это была Скулкина Ульяна Семёновна. Это была очень требовательная и очень добрая женщина. Второй учительницей в эти годы работала Лавренова Клавдия Сергеевна. Она была очень сердитой и за малейшее нарушение наказывала (била линейкой, ставила в угол).

Учебников и книг было мало. В одном учебнике помещался материал по русскому языку, литературе, естествознанию. Этот учебник назывался «Сеятель».

В здании «Красной школы» занимались до 30-х годов. В школе была открыта столярная мастерская. В 1925 году школа была 4-х классная.

В 1930-1933 гг для занятия учащихся 1-2 класса был передан дом кулака Воронцова. Он находился на западном берегу «Гусиного озера». Дом купца Воронцова состоял из двух комнат. В этой школе учителями работали Дьячкова Наталья Филипповна и Беляева Анна Дмитриевна.

В 1925 году при школе была открыта изба-читальня. По вечерам сюда собиралась молодёжь.

В 1926-1929гг учителями работали Федосеев Дмитрий Федорович и его жена Антонина Павловна.

В здании «Красной школы» и в Воронцовом доме занятия проводились до ноября 1933 года. В 1931 году в наше село приехал новый заведующий школой- Васильев Евстафий Данилович.

Весь текст можно прочитать здесь .


[
Изображение на стороннем сайте: Togulskiyr_3563977_7954365.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: Togulskiyr_7349309_7954375.jpg ]


---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
Бокоерзово
Начинающий

Бокоерзово

Сообщений: 28
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 18
Tasha56 Огромное спасибо за переселенцев из Пермского края! буду искать там. Цитата из статьи составлена по материалам нашего школьного музея, когда-то там работала Никитеева Н.Р. увлекающаяся краеведением и проделавшая очень много работы по восстановлению истории нашего села. К сожалению сейчас музей находится в плачевном состоянии. Н.Р. умерла лет 20 назад, а работать в музее прекратила чуть раньше, поэтому я сомневаюсь в достоверности этих сведений. Потому как сама помню, что достоверным документом в музее была копия листов из списка населенных мест Томской губернии за 1859 год, остальное было восстановлено по рассказам старожилов и косвенным свидетельствам. Вот до Ивана Ильича род прослеживается, записаны имена и отчества многих родственников и их детей, только без дат рождения и смерти, а вот дальше глухо! Так что за пермскую деревню Антипино еще раз спасибо
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13423
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37423
Бокоерзово
Вы можете обратиться еще к директору музея села Тогул - Мамонтовой Татьяне Михайловне. Наши коллеги очень хорошо отзывались о музее и о его директоре 101.gif Судя по АТД, Бокоерзово входило в церковный приход села Тогул (населенное место основано в 1770 г.).

Историческим памятником села является старинная часовня у ворот сельского кладбища, возведенная в начале ХХ века. Часовня строилась одновременно с Михайло-Архангельской церковью, которая до сегодняшнего дня не сохранилась, так как была разрушена в годы Гражданской войны. В Тогульском краеведческом музее хранится фотография церкви.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Бокоерзово
Начинающий

Бокоерзово

Сообщений: 28
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 18
Tasha56 В Тогул попробую обратиться. Может повезет и у них есть что-нибудь новенькое. В 90 годах прошлого века материалы по Антипино у нас совпадали.

А еще в Тогуле на площади стоит пушка, которую использовали красные партизаны отряда Рогова когда приступом брали ту самую церковь и засевших в ней белогвардейцев. Долгое время она стояла в первозданном виде, пока однажды кто-то не догадался зарядить ее, лежавшим рядом ядром и выстрелить 101.gif после этого ствол пушки залили 101.gif



Комментарий модератора:
И сегодня есть о чем вспомнить...
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13423
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37423
Бокоерзово
А Вы смотрели своих ? -
- на сайте ОБД "Мемориал" http://www.obd-memorial.ru/html/index.html
- на сайте жертв полит. террора http://lists.memo.ru/
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Бокоерзово
Начинающий

Бокоерзово

Сообщений: 28
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 18
Tasha56
Спасибо за ссылки там еще не смотрела. Нашла кого знаю и некоторых не знаю. Буду устанавливать степень родства.



Комментарий модератора:
Посмотрите еще статью из сети.

Бокоерзово
Начинающий

Бокоерзово

Сообщений: 28
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 18
Можно я ссылку добавлю http://fynbgbyf.beon.ru/0-1-proba-pera.zhtml#e2 если здесь не к месту то удалите 101.gif



Комментарий модератора:
Великолепная природа, хорошего качества фотографии.
Пусть останется в теме.
Бокоерзово
Начинающий

Бокоерзово

Сообщений: 28
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 18
Tasha56

Низкий Вам поклон и тысяча благодарностей! С первого дня на форуме такая удача! Ссылка на статью Людмилы Антипиной, которую Вы мне вчера подсказали, стала поистине бесценной! Она оказалась моей родственницей и у нее есть некоторые сведения об Илье Антипине, том самом, чьи дети приехали нам в село. Сейчас мы все уточняем и если все кусочки мозаики совпадут, то наш род Антипиных еще и дворянским окажется, хоть и разжалованным. Вот о таком подарке я даже и мечтать не могла!
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13423
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37423
Бокоерзово
[q]
оказалась моей родственницей и у нее есть некоторые сведения об Илье Антипине
[/q]

Радуюсь вместе с Вами! shariki.gif
От души желаю Вам найти всех представителей рода и составить могучее родословное древо!


В копилочку прикреплю статью Булыгина о Тогуле и Тогульском районе.

В ревизской сказке четвёртой ревизии 1782 г. впервые была учтена деревня Тогульская на реке Тогул и записано, что деревня эта была заведена по указу бывшей Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства приписными крестьянами, прибывшими из разных деревень ведомства города Кузнецка.

Приток сельского населения со старой, освоенной ещё в XVII в., территории Кузнецкого уезда на земли Верхнего Приобья начался ещё в первой половине XVTII столетия и стал особенно интенсивным после приписки в 1759 г. кузнецких крестьян и разночинцев к Колывано-Воскресенским заводам. Новые приписные считали выгодным селиться ближе к заводам и рудникам, при которых обязаны были отрабатывать подушный оклад. Но ещё более весомой причиной являлись лучшие, чем на старой территории Кузнецкого уезда, условия для сельскохозяйственной деятельности на ещё мало заселённых землях Верхнего Приобья.
Деревня Тогульская на реке Тогул стала далеко не первым населённым пунктом, заведённым кузнецкими крестьянами и разночинцами в пределах Бийского и Белоярского слободских ведомств. Ревизия 1782 г. зафиксировала в этой деревне 306 жителей, в том числе 161 мужского и 145 женского пола. В новозаведённый населённый пункт они прибыли из деревень: Калачёвой, Костенковой, Шероховой, Боровиковой, Сидоровой, Анисимовой, Митиной, Терехиной, Недорезовой, Черкасовой, Куртуковой и села Ильинского.

В начале 70-х годов XVIII в. на территории, входящей ныне в состав Тогульского района, оказалось три деревни Тогульских. Одна располагалась на реке Уксунай ниже впадения в эту реку реки Тогул и две на реке Тогул. Поэтому наиболее раннюю, возникшую ещё до третьей ревизии 1763 г. деревню Тогульскую на реке Уксунай стали называть Старой Тогульской, будущее село Тогул — Средней Тогульской, а деревню, располагавшуюся выше по реке Тогул, — Верх-Тогульской. Все эти три населённых пункта существуют и ныне.

В пятую ревизию 1795 г. в деревне Средне-Тогульской Уксунайской слободы было учтено 159 душ мужского пола. В межревизские 1782-1795 гг. в эту деревню прибыли всего два крестьянина из Кузнецкой слободы, а выехали 24 мужских души в деревни Тарабинскую (2), Ново-Пландинскую (16), Семёнову-Титову (2), Дуплинскую (1), Ново-Дуплинскую (2) и Горновой Камень (1). Однако число жителей в Средне-Тогульской уменьшилось всего на одну мужскую душу. Произошло это за счёт значительного превышения числа новорожденных над умершими. Умерли 34 жителя мужского пола, а родились за межревизские годы 55 сыновей.

Расположенная на дороге между Барнаулом и Кузнецком де¬ревня Средне-Тогульская с самого начала стала обгонять в развитии соседние населённые пункты. Уже в первой четверти XIX в. она получила статус села. В 1824 г. в селе Тогульском мужское население составило 151 душу, тогда как в деревнях Старо-Тогульской — 71, а в Верх-Тогульской 32 мужские души. В вось¬мую ревизию 1834 г. в селе Тогульском было учтено 413 жителей, в том числе 196 мужского и 217 женского пола. В 10-ю ревизию 1857 г. в селе Тогульском учли 248 мужских душ.

Во второй половине XIX столетия с открытием Алтайского округа для внешнего притока населения число жителей во многих сёлах Алтая значительно выросло. В 1893 г. в селе Тогульском — центре Уксунайской волости Кузнецкого округа — было 185 дворов, 791 житель, в том числе 393 мужского и 398 женского пола. В селе имелись: церковь, сельское училище, питейное заведение, ежегодно проводилась ярмарка.

В 1924 г. при районировании Алтайской губернии был образован Тогульский район с центром в селе Тогул. Тогда в этом селе было 726 дворов и в них 3493 жителя. В перепись 1926 г. в селе Тогул Тогульского района было учтено в 996 дворах 4562 жителя, в том числе 2260 мужского и 2302 женского пола. В селе имелись: райисполком, сельский совет, 2 школы первой ступени, семилетняя школа, школа для обучения малограмотных, библиотека, изба-читальня, больница, ветеринарная лечебница, почтовое отделение, кредитное товарищество, лавки общества потребителей.

Наибольшее число жителей в селе Тогул зафиксировала перепись 1939 г. — 5744 человека. В последующие годы численность жителей существенно не менялась. Переписями их число было зафиксировано в 1959 г. — 5030, в 1970 г. — 4836, в 1979 г. — 5585, в 1989 г. — 5471 житель. На 1 января 1994 г. в селе Тогул — 5601 житель.

К началу 90-х годов в селе Тогул имелись: маслосырзавод, льнозавод, хлебокомбинат, транспортные организации, 2 средних общеобразовательных школы, музыкальная школа, 2 библиотеки, музей, кинотеатр. Автомобильными дорогами село связано с Барнаулом, Новокузнецком, Бийском, с городами и районами Алтайского края. До ближайшей железнодорожной станции Заринской Тогул отстоит в 90 километрах.

Ю.С. Булыгин

Удачи всем в поиске!
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13423
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37423
По следам сообщения в теме "Хотелось бы получить ответ" (по истории населенного места Мошковского района Новосибирской области).
Карта Мошковского района.

Село Балта Мошковского района Новосибирской области

Местом ссылки и каторги сделало царское самодержавие суровые, необжитые сибирские просторы…
Только тоненькая ленточка Московско - Иркутского тракта соединяла Сибирь с остальным миром. Работы по устройству тракта начались по распоряжению сената в 1733 году. Вначале он предназначался для перевозки почты, но практически тотчас же начал использоваться для переброски грузов: в обе стороны перевозились тысячи пудов товаров разного вида.
Кроме того днем и ночью шли трактом по этапу в Сибирь каторжники и политические ссыльные.

59600201_1275064317_2.jpg

Участок тракта между Тарой и Томском совпал с сухопутной дорогой, существовавшей и ранее. На этой сухопутной дороге и лежало издавна село Ояш, а на расстоянии трех километров от него в тайге деревенька Балта, у водораздела речек Балта и Ояш.

От прадедов до теперешних жителей деревни доходили смутные слухи, что сначала поселилась в тайге татарка, а с нею еще один какой-то человек.. Наиболее распространены в деревне фамилии: Шипицыны, Безбородовы, Алабугины, Сульгины. Две последние явно татарского происхождения, подтверждают догадки о том, что первыми жителями деревни были татары.
«Балта» в переводе с татарского означает «топор».

Постепенно поселок застраивался избами из толстых бревен с маленькими окошечками , затянутыми бычьим пузырем .От диких зверей и бродяг избы обносили крепкими заборами от которых еще сохранились столбы в два обхвата толщиною. Специальных помещений для скота не существовало, Летом пасли коров на тучных лугах, а на зиму привозили побольше соломы, и в загородях в три жерди сваливали ее. Скот укрывался от лютой стужи и ветров, зарывался в эту солому, постепенно втаптывая ее в навоз. На месте многолетних стойбищ скота со временем вырастали огромные холмы перепревшего навоза. Они служат сейчас ценнейшим удобрением для огородов и полей.

Десятками лет ничего не менялось в Балте. Жизнь была темной и неподвижной, а забавы дикими и жестокими, и самой распространенной из них кулачные бои. Обычно в первые мартовские дни, когда солнце только начинало пригревать собирались жители Балты и близлежащих хуторов состязаться в силе. Встанут двое друг против друга, один рукой закроет себе ухо, а противник бьет его по этой руке, упадет человек, его сторона штраф платит - штоф водки. Василий Васильевич Куляев славился большой силой, Однажды сбил он пятнадцать человек, но вот вышел померяться с ним силами молодой Степан Фалалеевич Шипицын. Против удара Куляева молодой Степан устоял, только искры из глаз посыпались, да сердце зашлось – уж очень он рассердился, и когда дошел черед ударить ему, он с такой силой стукнул знаменитого силача, что тот потерял сознание. Общими усилиями положили его на кошму и привели в чувство. А он едва открыв глаза вымолвил: « Ох и кулачок же у тебя!». С тех пор прошло более ста лет, а всю семью Шипицыных так и кличут в деревне «кулачками».
На богатеев и бедняков делилась Балта до революции с давних времен.. Пять семей в Балте жили зажиточно, а все остальные в той или иной степени находились в кабале у богатеев.

Батрак платил в год 15 рублей подати и за свою работу в течение всей зимы он мог заработать не более этой суммы. Бедность большинства жителей деревни была вопиющей. Крестьяне довольствовались самодельными предметами обихода : сами делали мебель, посуду, телеги, сани, шили овечьи шубы, изготовляли свечи-маканцы. Одежда была самотканая из холста и пестряди, а на ноги надевали самодельные «бродни» и «обутки».

На всем протяжении тракта возникали кабаки и лавочки, Крестьяне притрактовых деревень стали заниматься извозом. Когда в селе Ояш, стоявшем на самом тракте, скапливалось слишком много проезжих и постоялые дворы переполнены, часть обозов заходила на ночлег и в Балту. Богатеи балтинцы использовали такое местоположение деревни - они тоже занимались извозом, содержали заезжие дворы.

Еще больше оживились сибирские села с постройкой железной дороги. В 1900 году железная дорога была проложена до Иркутска..Значение сибирского тракта в связи с этим упало: железная дорога ускорила и удешевила перевозку товара и приняла основной поток пассажиров. Около Балты дорога прошла близко – в четырех километрах, а в семи километрах была построена ст. Ояш. Многие крестьяне балтинцы , служившие до этого в батраках, ушли работать на строительство дороги.
В Балте как и во многих сибирских деревнях строились общественные амбары «магазеи» для засыпки зерна. Каждый крестьянин вносил свою долю на хранение в амбар, в зависимости от количества едоков в семье. Накопленное зерно в неурожайные годы раздавалось населению. Количество сданных пудов хлеба отмечалось зарубками на палочках, которые хранились у доверенного, принявшего хлеб.

В девятисотых годах в Балте было произведено землеустройство. Землю нарезали по 18 десятин на одну мужскую душу из расчета – 12 десятин пашни, 3 неудобья, 3 под лесом. При этом женщины не получали надела совсем. Как бы не велика была у крестьянина семья, но если у него не было сыновей , а одни дочери, ему давали землю только на него одного. Все работы производились в ручную, орудиями были серпы, косы, цепы и сохи. Только после 1905 года начали появляться простейшие сельскохозяйственные машины. Первую молотилку приобрел ояшинский купец Колманович, решивший пахать землю и сеять хлеб. Машины еще сильнее закабаляли бедняков. Анастасия Чепчугова рассказывает, что за обмолот вдовьего урожая, с которым молотилка Сульгина справлялась за один день, она всю страду работала на его полях.

В 1905 году балтинцы были свидетелями революционных волнений на железной дороге. Проезжающие в солдатских эшелонах революционеры – большевики разбрасывали для народа прокламации. Февральская революция еще более разделила деревню на два лагеря .Богачи-кулаки вроде Дмитрия Куляева горой стояли за буржуазное Временное правительство. Когда пришла весть о Великой Октябрьской революции, ее радостно встретили бедняки.

В селе Ояш установилась советская власть. Правда на первых порах она продержалась недолго – появился Колчак. В селе Ояш начались аресты. Ожидался карательный отряд и в деревне Балта. При участии кулаков для карателей был приготовлен список сторонников советской власти. В списке насчитывалось более 30 человек.

Колчаковцы свирепствовали. Они арестовывали крестьян по малейшему подозрению, избивали шомполами без всякого повода, вели себя в деревне как завоеватели на чужой земле: грабили, требовали, грозили.

В это время до Балты дошли слухи о большом восстании в селе Дубровино против колчаковцев. Дубровино – село на Оби в 45 километрах от села Ояш. В начале декабря 1919 года в Балту пришел приказ о мобилизации в колчаковскую армию непризванных до сих пор. Набралось таких человек 10.Никому из балтинцев не хотелось пополнять отряды колчаковцев. И, возвращаясь на один день домой для сборов, мобилизованные решили бежать из деревни и присоединиться к красным. В лесной избушке собрались все мобилизованные и еще человек 15 балтинцев. Некоторым удалось приехать на лошади , а многие спасти лошадей не смогли и пришли пешком.

Красная армия преследуя белых по пятам, достигла Московско-Иркутским трактом села Ояш. Выслала разведку в село. В Ояше разведчики нашли проводника, который провел красноармейцев к Балте. Ночью были расставлены по увалам пулеметы. Близ Балты один пулемет сторожил дорогу на Новоселье, второй был установлен на горе при спуске из села Ояш, чтобы перекрыть дорогу, по которой колчаковцы шли на Балту, а третий был поставлен на увале под самой Балтой, за речкой. Это пулемет преграждал путь отступавшим. По единому сигналу все пулеметы заработали 19 декабря .В село Ояш ворвался эскадрон кавалерии. Смяв колчаковцев, кавалеристы направились из Ояша прямо в Балту. На реке около мельницы при переправе сгрудившихся в панике белогвардейских обозов, лед не выдержал и стал оседать. Много подвод и лошадей пошло под воду. Стремительный натиск красных привел к победе.

В 1928 году в деревне организовалось «Машинное товарищество» по совместной обработке земли, но просуществовало оно недолго ему на смену пришел колхоз.

В 1931 году в деревне Балта возник огромный пожар, уничтоживший больше трети жилых строений. Кто- то совершил бесчеловечный поступок – поджег деревню. Пожар возник в 10 часов утра, когда все люди были на полях. Прибежавшие с места работы крестьяне увидели вдоль улиц полыхающее пламя. Никто ничего не успел спасти. Сорок семей осталось не только без крова, но даже без каких либо ничтожных запасов продовольствия и утвари. В пожаре погибло много птицы, скота, сгорели самые древние избы, поставленные прадедами балтинцев более 200 лет назад.

В 1929 году был организован колхоз «Свободный путь», но он оказался жизненно неустойчивым. В процессе раскулачивания были раскулачены и высланы из деревни семьи Алабугина и братьев Куляевых.

В 1931 году вновь был организован колхоз и дали ему название «Союз Строителей».

В него сразу вошли почти все хозяйства, и он открыл новую эру в жизни старой деревни Балта.


История Балтинской школы

Деревенька Балта возникла около двух с половиной веков назад у водораздела речек Балта и Ояш. По слухам, дошедшим от прадедов, сначала поселились в тайге татарка и с ней еще какой-то человек. Они же, видимо, и дали деревне название «Балта», что в переводе на русский язык означает «топор». Может быть, поселение так названо потому, что ни одной пилы у жителей не было – с тайгой приходилось бороться одними топорами.

Постепенно поселок застраивался избами. Десятками лет ничего не менялось в Балте.
Жизнь была темной, неподвижной, а забавы дикими и жестокими, любили балтинцы в первые мартовские дни состязаться в силе – устраивать кулачные бои.

Школы в начале XIX века в Балте не было. Жил в соседнем селе Ояш священник отец Владимир, который из особой поповской жадности к деньгам решил заняться «просвещением» крестьян. Приезжал он в Балту на лошаденке, собирал деревенских ребятишек, внушал мужикам, что, мол, ученье свет, а неученье тьма. За ученье надо было платить попу по пятьдесят копеек в месяц. А по тем временам это были большие деньги, и доставались они крестьянам с большим трудом. Так и кончилось ничем «просветительное» мероприятие отца Владимира. Большая тяга к учению у балтинских ребят отступала перед нищетой.

Первая школа в Балте была построена в 1908 году. Находилась она на набережной, как раз на середине тогдашней улицы. Школа была деревянная. В ней было несколько классов и длинный широкий коридор. Это было единственное просторное место в деревне, поэтому там еще крутили кино, и собиралась молодежь по вечерам. Школа была начальная, до четырех классов. Первые учителя: Валентина Никитична (фамилию не помнят) и Надежда Степановна Сульгина. Первым директором Балтинской школы был Бирюков Иван Павлович. Здесь же в школе работала его жена Муравьева Антонина Игнатьевна, а также Антонюк (Тихонова) Нина Ильинична. Во время войны в школе работали Майданник Надежда Александровна и Дора Ивановна …, эвакуированные из районов, занятых немцами. При директоре Бирюкове строилась новая школа.

Во время войны здание перевезли на новое место, туда, где сейчас находится почта на улице Советской. Сначала добавили пятый класс, а в середине 50-х годов сделали пристройки и перевели в семилетнюю школу. В 1962 году школа стала восьмилетней и сделала свой первый выпуск.

История школы (продолжение)
Ссылка



Блог Ольги Зенкевич.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30 31 * 32 33 34 35 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈