Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 33 34 35 36 37 * 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Вперед →
Модератор: elena_krd
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6606
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11312
Сюда я попытаюсь свести всю информацию, которую мне удастся найти о некогда существовавшем в белорусской деревне Черея православном храме - Воскресенской церкви, одним из настоятелей которой был мой прапра- Леонтий Дмитриевич Целицо (как минимум, с 1857 1861 года и по день своей кончины - 30 апреля 1888 года).
Пока никак не получается переосмыслить - утрачена эта церковь или нет. Слишком противоречивы все сведения...



Уважаемые коллеги! Помогите, пожалуйста, с этим разобраться!

На сегодняшний день в д. Черея значатся два старых храма - церковь св. Архангела Михаила и Троицкий храм (географически второй из них находится в соседней д. Белая Церковь).


[
Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 6051695f2bf2t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 189ec064ae03t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 220f7a2e56aet.jpg ]



Храмы св. Архангела Михаила и Троицкий. (За озером - Троицкий).
(фото взяты с Бродилки от AD: моя Беларусь и прилегающие окрестности и из Фотогалереи города Чашники и окрестностей , карта с "Белорусского Посейдона")

___________________________________________________________________________________________________

Оффтопом: ЧАРЭЙСКАЕ ВОЗЕРА, Чарэя, у Чашніцкім р-не. Пл. 3,38 км2. Найбольшая глыбіня 17 м. Даўжыня 6,71 км. Найбольшая шырыня 1,12 км. Даўжыня берагавой лініі 17,3 км. Аб′ём вады 18,96 млн. м3. Пл. вадазбору 17 км2. У бас. р. Лукомка, за 26 км на ПдУ ад г. Чашнікі, каля в. Чарэя. Схілы катлавіны вышынёй да 10 м (на Пд да 18 м), разараныя. Берагі нізкія, пясчаныя, пад хмызняком, месцамі на Пн, ПнЗ і 3 зліваюцца са схіламі, абрывістыя, абразійныя, на Пд і ПдУ сплавінныя. Дно ў прыбярэжнай частцы выслана глінай, пясчанымі і пясчана-ілістымі адкладамі, глыбей — ілам. У цэнтры востраў пл. 0,02 км2. Зарастае да глыбіні 4 м. Злучана пратокай з азёрамі Галаўня і Чамярыца, упадаюць болып за 10 ручаёў і меліярацыйных каналаў, выцякае ручай у воз. Родамля.
Источник: Блакiтная кнiга Беларусi. - Мн.:БелЭн, 1994. Белорусский Посейдон


Черейское (Черея)
Расположено в Витебской области, Чашникском районе, в 0,1 км к ССВ от д. Черея. Площадь зеркала 3,38 км2, объем водной массы 18,96 млн. м3.
Озеро сложного типа. Длина озера 6,71 км, максимальная ширина 1,12 км. Максимальная глубина 17 м средняя 5,6 м.
Склоны котловины невысокие. Местами повышенные. Суглинистые и глинистые. Преимущественно распаханы. На 9,7% заняты лесом.
Береговая линия равна 17,32 км. Берега низкие. Местами совпадают со склонами. Песчаные и песчано-глинистые. Закустарены.
Впадает проток из оз. Головня. Вытекает проток в оз. Радомля, проток в озеро без названия.
Водосбор площадью 16,98 км2 имеет среднехолмистый и плоско-волнистый рельеф. Сложен моренными суглинками. Распахан. Леса и кустарники занимают 9,7% от площади водосбора.
Озеро эвтрофное. Ширина зарастания надводными растениями составляет 5 – 50 м. Общая ширина полосы зарастания равна 10 – 150 м.
Используется для промышленного лова рыбы. Для бытовых нужд. Водоприемник осушительной сети. Сбрасываются стоки с ферм и д. Черея.
Источник: Научно-исследовательская лаборатория озероведения
Белорусский Государственный Университет
http://www.brik.org/showthread.php?t=16742

Черея Прямо у дороги, на горке, стоит церковь. Построил ее в 1601 - 1604 годах канцлер Лев Сапега. А коммунисты в ХХ веке приспособили храм под склад, полностью уничтожив внутреннее убранство, разделив зал на два этажа. Сегодня церковь восстанавливается - сюда приехал молодой батюшка. Делается все на энтузиазме верующих. Вместо колоколов пока используются старые ржавые баллоны без дна. Если пройти чуть дальше за церковь, то можно увидеть маленький магазинчик XIX века.

Кстати, сама Черея упоминается в летописях с 1066 года - на год раньше, чем Минск! Когда-то через эту деревню проходил путь «из варяг в греки». http://www.kp.ru/daily/23975.3/146239/

___________________________________________________________________________________________________

Троицкая церковь (1599 г.) строилась как храм-монастырь. Существенной особенностью храмовых сооружений того времени были такие характерные для оборонительного зодчества черты, как встроенные и пристроенные к стенам башенные объемы, арочные ярусы машикулей и бойниц. Толщина стен башни-колокольни достигает 2-х метров. Боковые фасады и ярусы колокольни имеют узкие и высокие арочные оконные проемы. В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии. Сведения из Православной энциклопедии и Посещения Сапеговских мест
Троицкий храм, собственно, в Белой Церкви до революции и был... С ним, вроде, все ясно...

Насколько понимаю, храм св. Архангела Михаила - это бывший католический костел



[
Изображение на стороннем сайте: 5906593dd11at.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: b668e09bb392t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ]


Как оказалось, странички из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 488 стр.

Вот здесь globus.[ресурс заблокирован]/chereya/index.htm пишут, что "в 1828—1839 гг. при активной поддержке польской общественности в Черее был возведен большой костел. Униаты к тому времени мирно разделились на две общины — православную и католическую, и Михайловский храм стал православной церковью."

В дореволюционное время в Черее было два православных храма - Воскресенская и Успенская церкви. Никакой Михайловской не упоминается...
Вопрос: так храм св. Архангела Михаила - это какая-то из этих двух дореволюционных или нет. Вообще-то вроде не переименовывали церкви. Или Воскресенская и Успенская не сохранились?

Вот здесь Посещение Сапеговских мест: Островно, Черея, Друцк (фото) упоминается Козловская Татьяна Михайловна - библиотекарь и краевед Череи. Не слышали случайно этого имени? Вдруг у кого есть ее контактные данные?

Собственно, меня очень интересует судьба Воскресенской церкви... И совершенно непонятно с этой Михайловской dntknw.gif
____________________________________________

На сегодняшний день (5.06.2012 г.) сомнений в том, что нынешний храм св. Архангела Михаила и упоминаемый со второй половины 19 века Воскресенский храм - один и тот же храм, у меня практически не осталось. Документальных подтверждений тому, однако, по-прежнему нет.
Править непосредственно в ветке, конечно же, ничего теперь не буду, иначе все рассуждения и процесс поиска утратят осмысленность.


Комментарий модератора:
Странички о костеле из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 466 - 467 стр.

___________________________________


Черея на верстовке - Глобус Беларуси

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Лайк (1)
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6606
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11312
В программировании есть понятие "бесконечного цикла". С "моими" храмами я давно ощущаю себя в состоянии такого цикла. confuse.gif Ответов на вопросы пока не предвидится... confuse.gif

Будучи в "минорном" настроении посмотрела снова "Падарожжа дылетанта"
Смотрела с оригинальной озвучкой. Не без удивления обнаружила, что вполне понимаю на слух речь. Чтобы проверить, верно ли поняла, открыла сейчас страничку с переводом текста. Все так.
[q]
В Черее раньше было две униатские церкви и один костел, ну а когда Черея в 19 веке вошла в состав России, то вот на этом месте построили православный храм - храм Успения Пресвятой Богородицы.
[/q]

Вынуждена констатировать, что, не смотря на общую трогательность ролика есть в нем существенные ляпы.
Храм Успения Богородицы построен НЕ в 19 веке, как утверждает автор. Он существовал уже в 18-м столетии как униатский и был многократно богаче по своему внутреннему убранству, чем Воскресенский.
(См. купюры из статьи
Paweł Sygowski (Lublin): Unicka archidiecezja „Polskopołocka" w świetle wizytacji z lat 1789-1790
https://forum.vgd.ru/post/595/31307/p1430059.htm#pp1430059
как видно из ее заголовка, написана она по данным визитации Полоцкой униатской архидицезии за 1789-1790 гг.
Есть данные об этих двух храмах и в книге Kościół greckokatolicki w zaborze rosyjskim około 1803 roku, Marian Radwan, 2003 (стр. 35 - 36).

Доверяй, но проверяй, как говорится...
_________________________________________________

_IRM0330.JPG

Paweł Sygowski – absolwent historii sztuki KUL (1977 r.), z zamiłowania historyk sztuki, także przewodnik górski, pilot wycieczek, taternik. W czasie pracy w Pracowniach Konserwacji Zabytków w Lublinie (1977-1992) – w Pracowni Dokumentacji Naukowo-Historycznej, a następnie w Pracowni Dokumentacji Historyczno-Etnograficznej – opracował dla celów konserwatorskich studia urbanistyczne Bychawy i Bełżca, dokumentacje drewnianych dworów w Woli Okrzejskiej, Pogorzelcu i Suchej, cerkwi w Wojsławicach i Żmudzi, synagog w Chełmie, Wojsławicach i Łęcznej, cmentarzy żydowskich w Chełmie, Kocku, Wąwolnicy, Łęcznej i Markuszowie. Wykonywał też w tym czasie dokumentacje budownictwa drewnianego (zagrody, wiatraki) w ówczesnych województwach: chełmskim, lubelskim, siedleckim, tarnobrzeskim i zamojskim. Po rozwiązaniu Pracowni Konserwacji Zabytków podejmował różne prace dokumentacyjne oraz prowadził badania nad tradycją kulturową różnych mniejszości narodowych Rzeczypospolitej, szczególnie nad tradycją Kościoła wschodniego w Rzeczypospolitej (cerkwie, ikony) – głównie z terenu diecezji chełmskiej Kościoła wschodniego. Opublikował na ten temat około stu artykułów w Polsce, na Ukrainie, Białorusi i Litwie, w Rosji i Finlandii.

Publikacje


1996

P. Sygowski, Greckokatolicka cerkiew p.w. Podwyższenia Krzyża Świętego w Żmudzi, w woj. chełmskim [w:] Lubelszczyzna, nr 3 (2/1996), s. 121-133

1998

P. Sygowski, Cerkiew w Bełżcu [w:] Zamojski Kwartalnik Kulturalny, nr 4 (1998), s. 58-63

1999

P. Sygowski, Greckokatolicka drewniana cerkiew św. Bazylego Wielkiego w Bełżcu, powiat Tomaszów Lubelski, województwo lubelskie [w:] Sztuka cerkiewna diecezji przemyskiej. Materiały z międzynarodowej konferencji naukowej 25-26 marca 1995 roku, Łańcut 1999, s. 293-334.

2000

P. Sygowski, Dekanat kaszogrodzki unickiej diecezji chełmskiej [w:] Zamojszczyzna i Wołyń w minionym tysiącleciu. Historia, kultura, sztuka. Konferencja naukowa (pod red. J. Feduszki i in.), Zamość 2000, s. 120-126

P. Sygowski, Unicka diecezja chełmska w protokołach wizytacyjnych biskupa Maksymiliana Ryłły z lat 1759-1762 [w:] Polska – Ukraina. 1000 lat sąsiedztwa, t. 5, Miejsce i rola Kościoła Greckokatolickiego w Kościele Powszechnym, Przemyśl 2000, s. 233–286

P. Sygowski, Stara i nowa cerkiew w Gierszonowicach (Gierszonach) koło Brześcia w świetle wizytacji z 1726 roku [w:] „Białostocczyzna”, nr 1 (57), r. 2000, s. 95-102

2001

P. Sygowski, Unickie cerkwie Lubomla w XVIII-wiecznych opisach wizytacyjnych w Archiwum Państwowym w Lublinie [w:] Пам’ятки сакрального мистецтва волині. Μатеріали VIII міжнародної наукової конференції. м. Луцьк, 13-14 грудня 2001 року, Луцьк 2001, s. 121-126.

2002

P. Sygowski, Cerkwie Buska w XVIII-wiecznych wizytacjach unickiej diecezji chełmskiej w Archiwum Państwowym w Lublinie [w:] Сакральное Мистецтво Волині. МатеріалиIX міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 31 жовтня – 1 листопада 2002 року, Луцьк 2002, s.133-138.

Павел Сиґовсккй, Стара і нова церкви в Гершоновичах (Гершонах) поблизу Берестя (за даними візитації 1727 року) [w:] Пам’ятки України: іторія та культура. Науковий часопис, R. 34 (2002), z. 3-4 (136-137), s. 142–145.

2003

P. Sygowski,Ikony chełmskiej diecezji prawosławnej (do czasów Unii Brzeskiej) na tle dziejów Kościoła Wschodniego na Lubelszczyźnie (historia, stan badań, obiekty zachowane) [w:] Zachodnioukraińska sztuka cerkiewna. Dzieła – twórcy – ośrodki – techniki, Materiały z międzynarodowej konferencji naukowej 10-11 maja 2003 roku, Łańcut 2003, s. 307-380.

P. Sygowski, O wyposażeniu unickiej cerkiew p. w. św. Mikołaja w Nieledwi koło Hrubieszowa, w drugiej połowie XVIII i na początku XIX w. [w:] Zamojsko-Wołyńskie Zeszyty Muzealne, t. 1, Zamość 2003, s. 139-149.

P. Sygowski, O płaszczenicy z puławskich zbiorów Czartoryskich [w:] Zamojsko-Wołyńskie Zeszyty Muzealne, t.1, Zamość 2003, s. 195-196.

P. Sygowski, Monastyrska cerkiew pw. Wniebowstąpienia Pańskiego w Wolicy Derewlańskiej w świetle wizytacji z lat 20. i 30. XVIII w. z Archiwum Państwowego w Lublinie [w:]Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали X міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 17–19 вересня 2003 року, Луцьк 2003, s.145-149.

P. Sygowski, Informacje o cerkwiach Bełza na podstawie wizytacji unickiej eparchii Chełmskiej z XVIII w. z Archiwum Państwowego w Lublinie [w:] Українська греко-католицка церква і релігійне мистецтво (історичний досвід тапроблеми сучасності). Науковий збірник. Випуск 2, Львів-Рудно 2003, s. 95–100.

P. Sygowski, Hrubieszowskie ikony Matki Boskiej „Świętokrzyskiej” i św. Mikołaja na tle dziejów malarstwa ikonowego diecezji chełmskich Kościoła wschodniego [w:] Do piękna nadprzyrodzonego. Sesja naukowa na temat rozwoju sztuki sakralnej od X do XX wieku na terenach dawnych diecezji chełmskich kościoła rzymskokatolickiego, prawosławnego i greckokatolickiego, Chełm 2003, t. 1, Referaty, s. 303-317.

П. Сиговский, Церковь Преображения Господня в Теребуне в Белоруссии по дкументам 1725 г. [w:] VIII Филевские Чтения. Тезисы конференции 16 - 19 декабря 2003 г., Mocква 2002, c. 68.

2004

P. Sygowski, Brasławski dekanat unickiej „Diecezyi PolskoPołockiej” (cerkwie i ich wyposażenie) w świetle wizytacji z roku 1789. Komunikat [w:] Studia nad Sztuką Renesansu i Baroku, t. 5, red. J. Lileyko, I. Rolska-Boruch, Lublin 2004, s. 393-422.

P. Sygowski, Słynąca cudami ikona św. Antoniego Padewskiego w cerkwi w Holi. Przyczynek do dziejów kultu św. Antoniego Padewskiego w Cerkwi Unickiej w Rzeczypospolitej XVIII w. [w:] Zeszyty Muzealne Muzeum Pojezierza Łęczyńsko-Włodawskiego we Włodawie, z. 12, Włodawa 2004, s. 119-128.

P. Sygowski,Unicka archidiecezja „PolskoPołocka” w świetle wizytacji z lat 1789-1790 [w:] Zachodnioukraińska sztuka cerkiewna. Część II. Materiały z międzynarodowej konferencji naukowej Łańcut – Kotań, 17-18 kwietnia 2004 roku, Łańcut 2004, s. 385-465.

P. Sygowski, Stan ilościowy cerkwi na terenie Lubelszczyzny (prawosławna diecezja chełmska) w 1914. Próba ustalenia stanu faktycznego [w:] Wschodni Rocznik Humanistyczny, t. 1 (2004), Radzyń Podlaski 2004, s. 357-382.

P. Sygowski, Parę uwag o cerkwi p. w. Przemienienia Pańskiego w Terebuniu koło Brześcia nad Bugiem, na Białorusi (w świetle wizytacji z lat 1725 i 1757) [w:] Annales Universitas Mariae Curie-Skłodowska, Sectio L Artes, v. 2, red. M. Przychodzińska, Lublin 2004, s. 97-110.

P. Sygowski, Monastyr w Puhynkach na Wołyniu – dalsze badania [w:] Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XI міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 3-4 листопада 2004 року, Луцьк 2004, s. 167-170.

P. Sygowski, Sanktuarium w Uhłach na Wołyniu w świetle wizytacji z Archiwum Państwowego w Lublinie [w:] Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XI міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 3-4 листопада 2004 року, Луцьк 2004, s. 162–167.

P. Sygowski, Cerkwie w dekanacie hołubickim unickiej diecezji „Polskopołockiej” w świetle wizytacji z 1789 roku [w:] Dailės LDK miestuose porerkaiai ir užsakymai [w:] Dailės Istorijos Studijos, t. 2, Vilnius 2006, s. 276-304.

2005

П. Сиґовський, Про муровану церкву Святого Івана Эвангеліста в селі Штунь давного Любомльского деканату колишньої Холмської унійної эпархії (на пiдставі актів Державного архіву в Любліні) [w:] Записки Наукового Товариcтва імені Шевченка, t. 249 (Праці Комісії архітектури та містобудування), Львів 2005, s. 485–490.

P. Sygowski, Unickiego biskupa Józefa Lewickiego „Rewizya Cerkwiey Znaiduiących się w Dyecezyach Naszych Chełmskiey y Bełzkiey” – rozpoczęta 29 grudnia 1720 r. [V. S.]* [w:] Studia Archiwalne, t. 2, Lublin 2006, s. 199-232

P. Sygowski, Z problematyki opieki kolatorskiej nad cerkwiami unickiej eparchii chełmskiej w XVIII wieku, na przykładzie murowanej cerkwi pw. św. Jana Ewangelisty we wsi Sztuń, w dekanacie lubomelskim (na podstawie akt z Archiwum Państwowego w Lublinie [w:] Rocznik Instytutu Europy Środkowo-Wschodniej, t. 3, Lublin 2005, s. 198–205.

P. Sygowski, Monaster w Puhynkach w 1811 r. [w:] Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Випуск 12, Матеріали XII міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 27-28 жовтня 2005 року, Луцьк 2005, s. 146-147.

P. Sygowski, Nieco danych historycznych o cerkwiach w Teniatyskach, Lubyczy i Kniaziach [w:] Sztuka sakralna i duchowość pogranicza polsko-ukraińskiego na Lubelszczyźnie (Materiały z Międzynarodowej Konferencji „Sztuka Sakralna Pogranicza”, Lublin 13-15.10.2005 r.), Lublin 2005, s. 134–139

P. Sygowski, Zagadki cerkwi w Hrebennem – uwagi do problematyki badawczej kultury religijnej kręgu Kościoła Wschodniego diecezji chełmskiej [w:] Kościoły wschodnie w Rzeczypospolitej XVI-XVIII wieku. Zbiór studiów (red. A. Gil) (w serii101.gif Studia i materiały do dziejów chrześcijaństwa wschodniego w Rzeczypospolitej, t. 3 (red. J. Kłoczowski, A. Gil), Lublin 2005, s. 205–223.

2006

P. Sygowski, Z zapomnianej tradycji – „surrogacja tykocińska” unickiej diecezji chełmskiej (cerkwie i ich wyposażenie w 1. ćwierci XIX w., w świetle materiałów z Archiwum Państwowego w Lublinie) [w:] Eikon staroobrzędowcy. Materiały z konferencji naukowej „Eikon staroobrzędowy. Przemiany w sztuce ikonowej na obszarze ziem ruskich Wielkiego Księstwa Litewskiego w XVII-XVIII wieku”, 17-19 VI 2005, Dom Pracy Twórczej w Wigrach [red. M. Olejnik, J. Tomalska], Szamotuły 2008, s. 121-178.

P. Sygowski, Cztery ikony z XVI w. i cerkiew p.w. św. Jerzego w Rawie Ruskiej. Przyczynek do rozważań nad problematyką ustalenia miejsca pochodzenia elementów malarskiego wyposażenia cerkwi. [w:] Українська греко-католицка церква і релігійне мистецтво (історичний досвід та проблеми сучасності). Науковий збірник. Випуск 4, Львів 2006, s. 150-153.

P. Sygowski, Nieistniejąca cerkiew p.w. Przemienienia Pańskiego we wsi Radesz ,w dekanacie włodawskim, unickiej diecezji włodzimiersko-brzeskiej – w świetle materiałów z Archiwum Państwowego w Lublinie [w:] Zeszyty Muzeum Pojezierza Łęczyńsko–Włodawskiego we Włodawie, t. 14, Włodawa 2007, s. 135-142.

P. Sygowski, Lelików, Powicie i Radostów (Лелікава, Павіцце, Радacтава) – trzy cerkwie „białoruskie” dekanatu Ratno, unickiej diecezji chełmskiej w XVIII w. (1721–1793) [w:] Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Випуск 13, Матеріали XIII міжнародної наукової конференції, м. Луцьк – м. Володимир-Волинський, 2–3 листопада 2006 року, Луцьк 2006, s. 104–109.

P. Sygowski, Apie garsėjančias kultu ikona XVIII a. Il pusės Polocko akivyskupijos vakarinėje dalyje (Trochę informacji o niektórych ikonach cieszących się kultem w 2 połowie XVIII w. w zachodniej części archidiecezji Połockiej)[w:] Iškilmės ir kasdienybė Lietuvos didžiojoje kunigaikštystėje ir jos kontekstuose. Konferencijos tezes , Vinius 2006, s. 62-65.

2007

P. Sygowski, „Tak unici budowali swe cerkwie”. Cerkiew w Czerniejowie koło Chełma w świetle źródeł archiwalnych i opracowań autorów rosyjskich z 4. ćwierci XIX w. (pamięci Janusza Michalskiego) [w:]Studia nad Sztuką Renesansu i Baroku, t. 8, Lublin 2007, s. 141-168.

P. Sygowski, A. Gil, Dekanat kaszogrodzki na tle dziejów Cerkwi unickiej na Wołyniu XVII – pierwszej połowy XIX w. [w:] Rocznik Europy Środkowo-Wschodniej, t. 5, Lublin 2007, s. 203-215

P. Sygowski, Cerkiew św. Dymitra Męczennika w Zhoranach, w XVIII wieku. [w:]Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Випуск 14, Матеріали XIV міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 29–30 жовтня 2007 року, Луцьк 2007, s. 117–124.

2008

P. Sygowski, Dzieje cerkwi w Łęcznej i cerkwi w jej okolicach [w:] Słowianie wschodni w dorzeczu Wieprza i Bugu, historia – kultura – religia (red. J. Libera), Łęczna 2008, s. 77-87

P. Sygowski, Unicka cerkiew św. Michała Archanioła w miasteczku Korytnicy i jej filia w Kładniowie – w XVIII w. [w:] Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Випуск 15, Матеріали XV міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 25–26 вересня 2008 року, Луцьк 2008, s. 189-192

P. Sygowski, [MATERIAŁY ARCHIWALNE DO DZIEJÓW CERKWI NA WOŁYNIU] Opisy wizytacyjne cerkwi w Woli Okońskiej i w Sitowiczach, w dekanacie kaszogrodzkim, unickiej diecezji chełmskiej, z 1721 r., z czasów wizytacji przeprowadzonej przez biskupa chełmskiego i bełskiego – Józefa Lewickiego [w:] Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Випуск 15, Матеріали XV міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 25–26 вересня 2008 року, Луцьк 2008, s. 188-189

P. Sygowski, Monastyr bazyliański w Gródku Nadbużnym i jego cerkiew w XVIII-XX wieku. [w:] Studia z dziejów i tradycji metropolii kijowskiej XII-XIX wieku [w:] Studia i materiały do dziejów chrześcijaństwa wschodniego w Rzeczypospolitej, t. 5 (pod red. A. Gila), Lublin 2009, s. 181-192

P. Sygowski, O kilku ikonach z byłego Muzeum Cerkiewno-Archeologicznego w Chełmie w zbiorach Muzeum Ławry Kijowo-Peczerskiej [w:] Szczelina światła. Ruskie malarstwo ikonowe. Pamięci Romualda Biskupskiego, Kraków 2009, s. 383-398

2009

P. Sygowski, Jedna cerkiew, 12 parochów i 2 ikony – nieco informacji o cerkwi w Chlewczanach [w:] Aпологет. Богословський збірник Львівської Духовної Академії. Українська Православна Церква Київський Патріархат. Матеріали І Міжнародної наукової конференції м. Львів, 23-24 листопада 2009 p. „Християнська сакральна традиція: віра, духовність, мистецтво”. Львів 2009, s. 99-104.

P. Sygowski, Cerkiew „staroświecką Strukturą budowana” – czyli rzecz o u unickiej cerkwi p.w. Św. Michała Archanioła we wsi Stęzarzyce (Стенжаричі) na Wołyniu, a także o jej kaplicy filialnej w Zabłociu (Заболоття) – w świetle materiałów z Archiwum Państwowego w Lublinie [w:] Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Випуск 16, Матеріали XVI міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 4-5 листопада 2009 року, Луцьк 2009, s. 166-173.

P. Sygowski, Unicka cerkiew w Ostrowiu (Ocтров’я) w XVIII w. – na Pojezierzu Szackim na Wołyniu [w:] Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Випуск 16, Матеріали XVI міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 4-5 листопада 2009 року, Луцьк 2009, s. 173-179.

2010

P. Sygowski, Wpływ akcji rozbiórkowej cerkwi na Lubelszczyźnie w 1938 roku na stan zachowania malarstwa ikonowego tego regionu. [w:] Akcja burzenia cerkwi prawosławnych na Chełmszczyźnie i Południowym Podlasiu w 1938 r. – uwarunkowania, przebieg, konsekwencje (pod red. G. Kuprianowicza), Chełm 2009, s. 231-243

P. Sygowski, „Phoenix redivivus”. Ihmeitätekevän Chełmin Jumalanäidin tarina [w:] Ikonimaalari, z. 2/2010 (Helsinki), s. 46-53 (tłum. T. Kärkkäinen).

P. Sygowski, Karasin i Trojanówka – cerkwie dekanatu kaszogrodzkiego unickiej diecezji chełmskiej. [w:] Studia nad sztuką renesansu i baroku (red. I. Rolska-Boruch), t. 10, Lublin 2010, s.467-485

P. Sygowski, Obraz „cale we srebro … oprawiony”. O sukienkach dekorujących obraz Matki Boskiej Chełmskiej [w:] Rocznik Chełmski, t. 14 (Chełm 2010), s. 197-210.

P. Sygowski, Nieco informacji o cerkwi w Matczu i jej wyposażeniu – w świetle materiałów z Archiwum Państwowego w Lublinie [w:] Rocznik Chełmski, t. 14 (Chełm 2010), s. 211-224.

П. Сиговский, Hecколько замечаний о внутреннeм убранстве церквей брестского оффициалитата униатской владимирско-брестской епархии киевской митрополии в свете визитации 1725-1727 гг.: иконостаcы, „московские” и другие иконы (tłum. A. A. Ярошевич) [w:] „X” Филевские Чтения. Тезисы конференции 14-16 декабря 2010 г., Mocква 2010, c. 62-65.

2011

P. Sygowski, Monaster werchracki i jego opis wizytacyjny z 1764 r., Kraków [w druku]

P. Sygowski, Dekanat hołubicki unickiej diecezji „polskopołockiej” w 1789 r. [w:] Dziedzictwo unii brzeskiej, Lublin-Supraśl 2012, s. 243-268

P. Sygowski, Jak ksiądz Panasiński „nieprzyzwoite” ikony chował, „gluzować” kazał i gorzałki używał. Wizytacja dekanatu tomaszowskiego unickiej diecezji chełmskiej w 1811 r.– [w druku]

P. Sygowski, Dekanat lubomelski unickiej diecezji chełmskiej i cerkiew p.w. św. Łukasza Ewangelisty w Horodnie koło Lubomla w XVIII w. – w świetle materiałów z Archiwum Państwowego w Lublinie [w:] Rocznik Chełmski, t. 15, Chełm 2011, s. 139-151.

P. Sygowski, O dekanacie buskim unickiej diecezji chełmsko-bełskiej, o cerkwi w Rzepniowie, o ikonie Matki Boskiej oraz o księdzu znachorze (na podstawie materiałów z Archiwum Państwowego w Lublinie) [w:] Aпологет. Богословський збірник Львівської Духовної Академії. Українська Православна Церква Київський Патріархат. Матеріали І Міжнародної наукової конференції м. Львів, 24-25 листопада 2011 p. „Християнська сакральна традиція: віра, духовність, мистецтво”, nr 29/2011 Львів 2011, s. 27-33.

П. Cиґовс’кий, Про походження кількox ікон колишнього церковно-археологічного музею у Xолмі [w:] Пам’ятки України: іторія та культура. Науковo-популярний ілюстрований журнал, nr 1-2 (165-166)/2010, Kиїв 2011, s. 74-79.

P. Sygowski, Dwie cerkwie w Gierszonach w XVIII w. – w świetle materiałów z archiwów Lublina i Wilna [w:] Związki Lublina i Wilna, t. 1 red. Tomasz Rodziewicz, Lublin 2011, s. 265-272

2012

P. Sygowski, Unicka cerkiew parafialna p.w. św. Onufrego Pustelnika we wsi Jabłeczna nad Bugiem [w:] Nadbużańskie Sławatycze, t. 12 (2011), s. 5-25

П. Сиґовський, Двовежова церква у Великій Глуші - причинок до унійної архітектури доби бароко на Волині у XVIII ст. [w:] Apxiтектурна спадщина Волині, Випуск 3, Piвне 2012, c. 143-151

P. Sygowski, Maciejów – miasteczko ziemi chełmskiej i jego cerkiew w XVIII wieku [w:] Rocznik Chełmski (red. E. Horoch), t. 16, Chełm 2012, s. 79-95

P. Sygowski, Trochę informacji o unickich ołtarzach, monstrancjach i innym wyposażeniu oraz o cerkwi p.w. św. Nikity w Połapach koło Lubomla w XVIII w. [w:] Rocznik Chełmski (red. E. Horoch), t. 16, Chełm 2012, s. 305-315

P. Sygowski, O cerkwi w Ulicku, jej kolatorach oraz o pochodzącej z tej cerkwi ikonie św. Paraskewii Męczennicy (obecnie w zbiorach Muzeum Narodowego we Lwowie) [w:] Aпологет. Богословський збірник Львівської Духовної Академії. Українська Православна Церква Київський Патріархат. Матеріали V Міжнародної наукової конференції м. Львів, 23-24 листопада 2012 p. „Християнська сакральна традиція: віра, духовність, мистецтво”, nr 32-33/2012 Львів 2012, s. 219-226

2013

P. Sygowski, Zabytki architektury na terenie Białorusi i Ukrainy (od końca X do początku XX wieku) [w:] Wprowadzenie do studiów wschodnioeuropejskich, t. 2 Ukraina i Białoruś: przeszłość i współczesność ziem między Rzeczypospolitą a Rosją (red. Waldemar Paruch), Lublin 2013, s. 365-414

P. Sygowski, Cerkiew i parafia prawosławna we wsi Jabłeczna – po likwidacji unii (1875 r.) [w:] Nadbużańskie Sławatycze, t. 13 (2012), s. 66-77

P. Sygowski, Zabytki malarstwa w rosyjskim Muzeum Cerkiewno-Archeologicznym w Chełmie (1882-1915) [w :] Збepeження й дослідження icторико-культурної спадщини в музейних зібраннях історични, мистецтвознавчі та музеологічні аспекти діяльності. Міжнародна наукова конференція 25-27 вересня 2013 p. Львів, Львів 2013, c. 526-535.

Paweł Sygowski, Michale nad Bugiem – cerkiew z „trzema wieżami” i jej wyposażenie w 2 połowie XVIII w., w świetle wizytacji unickiej diecezji chełmskiej [w:] Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Випуск 20, Матеріали XX міжнародної наукової конференції, м. Луцьк, 27-28 cepпня 2013 року, Луцьк 2013, c. 260-266.

Paweł Sygowski, Paluu Łopienkaan [w:] Ikonimaalari,z. 2/2013 (Helsinki), s. 47-49

Paweł Sygowski, Lemkot – Karpattien kansa ja sen ikonit [w:] Ikonimaalari,z. 2/2013 (Helsinki), s. 34-45, 105

Paweł Sygowski (Lublin), Unicka cerkiew p.w. św. Mikołaja w Czortowicach koło Hrubieszowa i jej interesujące wyposażenie [do Przemyśla]

Paweł Sygowski, Rosyjskie Muzeum Cerkiewno-Archeologiczne w Chełmie (1882-1915) – nieco uwag o kontekście jego powstania i zbiorach sztuki religijnej (malarstwo, rzeźba) [w:] Rocznik Chełmski, t. 17, s. 85-118

2014

Paweł Sygowski (Lublin), Historyczno-statystyczny opis parafii prawosławnej w Sławatyczach z około 1892 r., autorstwa proboszcza sławatyckiego – księdza Matwieja Bielińskiego [w:] Nadbużańskie Sławatycze, R. 14 (2013) – [w druku]
Отсюда


Комментарий модератора:
"Падарожжа дылетанта"

Переводили тут "коллегиально" строку из Оскара Милоша:

Хадземце, павяду вас у край дзівосаў, сутоння імглы і ціхіх шэптаў. Адзін узмах крыла - і мы паляцім над краінай, дзе ўсе рэчы пазначаны прыгалосым колерам успамінаў. Нас агортвае пах гарлачыкаў, імшастая лясная смуга, млявае бледнае неба задуменнага краю, што адкрываецца перад намі, хаваючы ў сабе ўсю свежасць позірку старавечных пляменаў

Почти сошлись на:

Идемте, поведу вас в край чудес, сумеречной дымки и тихих шепотов. Один взмах крыла - и мы полетим над страной, где все вещи помечены отголоском воспоминаний. Нас окутывает запах кувшинок, обомшелая лесная дымка, томное бледное небо задумчивого края, что открывается перед нами, пряча в себе всю свежесть взора древних племен.
https://forum.vgd.ru/45/5268/10.htm?a=stdforum_view&o=

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Дрозд Дмитрий
Может, еще не видели и что-то пригодится:

Собрать сведения об Оскаре Милоше помог другой наш земляк — ученый и писатель Роальд Романов, который сейчас живет в Москве. Родился, правда, он в Борисове. Но в Черее, где работали родители, прошло его детство. Здесь он стал партизанским связным, отсюда ушел на фронт. Потом работал как строитель в Гродно и Риге, защитил докторскую диссертацию, получил Государственную премию Латвийской ССР. И, самое главное, опираясь на московские материалы, написал и издал две книги — «Памятники культуры Белой Руси» и «Царьград Черея». Каждая из них — это возвышенный гимн Черее, которая когда-то действительно была стольным городом княжества, усадьбой Льва Сапеги, который здесь возвел церковь. Так вот, Роальд Романов, пользуясь московскими материалами, составил рукописный буклет, посвященный Оскару Милошу. Презентация буклета состоялась в Черейской библиотеке, которой я заведую, с участием самого автора и его помощницы — племянницы Татьяны Положенцевой.

http://www.bel-jurist.com/page/oskar-milosh


Комментарий модератора:
Спасибо, Дима!
К стыду моему - это интервью от меня ускользнуло. С Татьяной Михайловной мы обменялись письмами (она не сочла за труд и изыскала время, чтобы ответить мне).
СПАСИБО огромное этой замечательной женщине!
_________________________________________________________

Утяну интервью целиком - статьи из сети имеют обыкновение внезапно "исчезать"...
http://www.bel-jurist.com/page/oskar-milosh
Кто он, загадочный французский писатель Оскар Милош?
Четверг, 7 августа 2008 г.
Просмотров: 607
Подписаться на комментарии по RSS
Французский писатель Оскар Милош родился в Черее.

Мы, жители деревни, а когда-то крупного поселка Черея (Чашникский район Витебской области), слышали, что здесь родился и провел детские годы дипломат и поэт Оскар Милош, родственник знаменитого польского поэта, лауреата Нобелевской премии Чеслава Милоша. Но сведений о нашем земляке в белорусских энциклопедиях мы не нашли. И только в справочнике «Литературные места Беларуси» попалась на глаза небольшая заметка про нашу деревню: «Родина Оскара Владислава Любича Милоша (1877-1939), французского прозаика и поэта-символиста. Во Франции издал "Песни" и два сборника "Повестей и сказок древней Литвы". В поэзии его присутствуют конкретные образы детства, проведенного на белорусской земле». И все.

Собрать сведения об Оскаре Милоше помог другой наш земляк — ученый и писатель Роальд Романов, который сейчас живет в Москве. Родился, правда, он в Борисове. Но в Черее, где работали родители, прошло его детство. Здесь он стал партизанским связным, отсюда ушел на фронт. Потом работал как строитель в Гродно и Риге, защитил докторскую диссертацию, получил Государственную премию Латвийской ССР. И, самое главное, опираясь на московские материалы, написал и издал две книги — «Памятники культуры Белой Руси» и «Царьград Черея». Каждая из них — это возвышенный гимн Черее, которая когда-то действительно была стольным городом княжества, усадьбой Льва Сапеги, который здесь возвел церковь. Так вот, Роальд Романов, пользуясь московскими материалами, составил рукописный буклет, посвященный Оскару Милошу. Презентация буклета состоялась в Черейской библиотеке, которой я заведую, с участием самого автора и его помощницы — племянницы Татьяны Положенцевой.

Теперь мы знаем про нашего соотечественника гораздо больше. Например, точную дату рождения (27 мая), место и дату смерти (Фонтенбло, также 27 мая). Но кем он был, кем считал себя сам? Белорусом? Вряд ли. Судя по высказываниям на одной из своих лекций, скорее, поляком. Вот что он говорил о Черейщине: «Пойдемте, я отведу вас в мыслях в край чудес, сумерек, мглы и тихих шепотов... Вот мы и здесь, на окраинах польских земель, уже северных, но влюбленных в цвета. Один взмах крыла — и мы пролетим над страной, где все вещи обозначены померкшим цветом воспоминаний. Нас окутывает запах кувшинок, мшистый лесной туман...» Но и «польскость» Милоша также «приглушенная»: не зная хорошо литовского языка, он стал гражданином Литвы и представлял ее дипломатические интересы как посол во Франции. Значит, был человеком этнического и культурного пограничья, а его наследие принадлежит нескольким народам.

Меня, как библиотекаря, больше всего интересует книга Оскара Милоша «Повести и сказки давней Литвы». Я убеждена, что там использован фольклор Черейщины, а не коренной Литвы, что сам термин «Литва» он понимал не этнически, а исторически — как бывшее Великое Княжество Литовское, куда входила и Черейщина. Уверена: эта книга заинтересует и современных белорусских исследователей.

Татьяна Козловская, деревня Черея, 7 августа 2008 года.

Еженедельник «Голас Радзімы», оригинал на белорусском языке: http://www.golas.by/index.php?...amp;ucat=8
__________________________

Речь о книге
Contes de Lituanie, O. V. de L. Milosz - 128 pages
Dans la tradition des grands folkloristes du début du XXe siècle, Milosz a récolté et transcrit nombre de contes populaires de sa terre d’origine. Ils évoquent l’univers paysan et superstitieux de la Lituanie du siècle passé, dans la langue colorée du conteur populaire.

Viloshmi

Viloshmi

Беларусь Минск
Сообщений: 140
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 483
Елена, если повтор, то удаляйте.
Литовский государственный исторический архив
1. Дело о передаче в аренду графинею Тышкевич земли Черейской церкви крестьянам Черейской вол. 1873 г .,
ф. 605, оп. 8, д.580
2. КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ЛИТОВСКОЙ ЕПАРХИИ:
Черейская церковь Оршанского у . 1873 г .,
ф. 605, оп. 8, д.1373
3. Материалы (инвентари, описания церквей, фундушевые записи, переписка, метрические книги, выписи) униатских церквей
Черейская, 1766-1782 гг .,
ф. 634, оп. 3, д.517
4. Материалы (привилеи королей, инвентари, дарственные записи, купчие крепости, решения судов, переписка), касающиеся униатских монастырей:
Черейский, 1674-1775 гг .,
ф. 634, оп. 3, д.631
Источник: Архіў уніяцкіх мітрапалітаў. Дакументы да гісторыі царквы ў Беларусі XVI-XX стст. у фондах гістарычных архіваў Літвы і Расіі.
http://www.pawet.net/files/aum3.pdf

Фильм Александра Матафонова из цикла "Лабірынты" "Чарэя Оскара Мілаша"
http://www.youtube.com/watch?v=ATuvHkODQfU
Есть еще его фильм этого же цикла непосредственно о самой Черее, но в сети не нашла.
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6606
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11312
Благодарю Вас, Ольга!
Пусть будет. С каплей поправок.
[q]
2. КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ ЦЕРКВЕЙ ЛИТОВСКОЙ ЕПАРХИИ:
Черейская церковь Оршанского у . 1873 г .,
ф. 605, оп. 8, д.1373
[/q]

Это дело мне смотрели (Огромное спасибо замечательной души человеку). Оно оказалось "Клировые ведомости Дисненского уезда, Друйского благочиния, Чересской Свято-Николаевской церкви 1873 г."
Упоминающиеся там имена священников: Станкевич, Федоров, Прозрецкий и Бирюкевич.

Новые идеи помянутыми шифрами дел Вы мне таки подкинули. Спасибо огромное!
___________________________________

Еще мозги свернула от непонятной для меня заковыки...
[
Изображение на стороннем сайте: big129.gif ]

А какое отношение имеет к передаче в аренду церковной земли помещица Тышкевич?

___________________________________

Список фондов Литовского государственного исторического архива
ф. 634, всего 432 дела, 3 описи - Духовная консистория епископства литовских униатов 1534-1887
http://www.vilnius.skynet.lt/fondy.html
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
vikatap

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 1049
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1890
Здравствуйте, Елена!
Вчера был в Питере, зашел в архив Института материальной культуры, глянул метрики Черейских церквей, Воскресенскую переписал. Целиком высылаю на эл. почту, а здесь пару цитат:
В местечке Черее, вблизи базарной площади, на невысоком холмике.
Прямоугольная церковь, более квадратная, с закруглением у алтарной части, одноэтажная, без притвора и колокольни, при входе портик на четырех массивных каменных колоннах.
Церковь построена вся из кирпича, цоколь из булыжного камня.

elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6606
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11312
Добрый день, Виктор!
Вот это подарок - так подарок!
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями... Как Вас встретили в этом заведении? confuse.gif На письменный запрос ответа я не получила увы... https://forum.vgd.ru/post/595/31307/p694609.htm#pp694609
Честно скажу, прочла не все. Бегло, наискосок лишь. Отложу удовольствие себе на послерабочий вечер... 101.gif
Выхватила лишь ключевое. Согласно метрики - дата постройки храма 1829. Прежде найдено было - в 1835 году архиепископ Полоцкий и Витебский Василий Лужинский освящал каменную церковь, выстроенную на кошт помещицы Милош https://forum.vgd.ru/post/595/31307/p728363.htm#pp728363
В 1790 Воскресенский храм существовал - был униатским, на тот момент деревянной постройки с куда более скромным убранством, чем Успенский... https://forum.vgd.ru/595/31307...iew&o=

СПАСИБО Вам ПРЕОГРОМНОЕ!!!! smayli.ru/smile/molitva-16.html
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
vikatap

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 1049
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1890
На письменный бумажный запрос я получил письменный бумажный ответ, что дистанционно они не работают. На электронное письмо ответа не было.
Пришлось ехать. Понравилось. Встретили сухо, но к работе допустили быстро. Заказы на дела выполняются почти немедленно.
Плохо сделаны описи: они не полные, информация о наличии дел в находится в различных источниках, но работники архива охотно помогают.
Про Успенскую церковь пришлю позже, с ней тоже не все просто.
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6606
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11312
Оооооооооооооооооооооооооооооооооооооо!!!!

Виктор! smayli.ru/smile/molitva-16.html

Тут и с Воскресенской будь здоров... Стала обратным отсчетом идти....

Прежде находилось вот такое. Времен унии, "когда деревья были большими..." (с), когда Воскресенская и Успенская церкви были деревянными (точнее, Успенская, по теории, таковой и осталась)... confuse.gif

Из Paweł Sygowski (Lublin): Unicka archidiecezja „Polskopołocka" w świetle wizytacji z lat 1789-1790
416
... w południowej i wschodniej części archidiecezji: czerejskim - osiem, ciecierzyńskim - pięć (w tym trzy w cerkwiach w Ciecierzynie), bieszenkowickim - cztery, borysowskim - trzy. W dziewięciu cerkwiach był tylko sam ikonostas i ołtarz główny, w pięciu cerkwiach oprócz tego układu był ponadto jeden ołtarz boczny, w jedenastu - dwa ołtarze, w jednej - trzy i w trzech - cztery ołtarze boczne.
Niektóre ołtarze boczne mogły być dodatkowo tworzone poprzez dostawienie mens do ikon namiestnych, np. w Czerei w cerkwi „Uspenia" wymieniono „Obrazów namiestnych 2 z mensami, z jednej strony Spasitela z koroną srebrną, z drugiey strony Nayświętszey Panny z Panem Jezusem Korony Srebrne 2". W cerkwi czerejskiej - „Zmartwychwstania Pańskiego" - było „Ołtarzów namiestnych 2 Pana Jezusa i Nayświętszey Panny", podobnie jak i w Wiażyszczu.

Некоторые из приделов могли быть созданы посредством размещения алтарей у икон, как например в Черее в церкви "Успения" помянуто "Образов 2 с алтарями, с одной стороны Спасителя в серебряной короне, с другой - Богородицы с Иисусом в серебряных коронах". В церкви черейской Воскресения Господнего было два алтаря namiestnych - Господа Иисуса и Пресвятой Богородицы....
https://forum.vgd.ru/post/595/31307/p1430059.htm#pp1430059
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Часть сообщений этой темы была выделена в тему "Шкатулка с письмами" (26 марта 2014 7:16)
vikatap

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 1049
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1890
Здравствуйте, Елена!
Посмотреть метрики черейских церквей я решил помня Вашу фразу о том, что, дескать, знаю: Воскресенская церковь моя, а документального подтверждения нет. Теперь есть, описана точно.
Успенскую всю переписать не успел, вот то, что есть. Ответы курсивом. Обратите внимание на подчеркнутое. Значит была она и Николаевской.
Архив ИИМК РАН, ф. 4, д. 733:
МЕТРИКА
для получения верных сведений о древле-православных храмов Божиих, зданий и художественных предметов.
Черейской Успенской церкви
Вопросы: Ответы:
I. История церквей, монастырей и их местоположение.
1) Во имя какого святого монастырь или церковь описываемая? Приходская церковь во имя Св. Чудотворца Николая
3) Когда церковь основана? Если нет известий документальных, то записать народное предание. Если есть надпись о времени основания церкви на дверях или другом каком месте, то передать ее насколько возможно точно с теми палеографическими особенностями, которые имеются в надписи. В 1868 году. Деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1751 году мещанином Петром Лопатинским, сгорела 20 мая 1881 года
4) Какая церковь, каменная или деревянная? Деревянная теплая
5) Известен ли храмосоздатель, или главный мастер, строивший церковь или монастырь? Построена на средства прихожан и пожертвования собранные по просительной книге
6) Описываемая церковь находится в городе, селе, или на отдельном погосте? Основана она на горе, или ровном месте, или при какой реке, или при каком особом урочище? В местечке Черея Сеннинского уезда Могилевской губернии находится на возвышенности вблизи Черейского озера

II. Наружные части церкви
9) Церковь построена разносторонним ли крестом, или квадратная, или круглая, или столпообразная как башня, в 6 или 8 гранных сторон? Церковь одноэтажная, или двух-этажная? Оба этажа заняты церковами, или нижний заключает в себе погреба, выходы, усыпальницы со склепами? Как записаны в летописях деревянные церкви? Клетски или вверх-шатровые? Построена разносторонним крестом, одноэтажная. В летописи записано так: деревянная теплая церковь во имя Св. Чудотворца Николая построена в 1868 году в память избавления Государя Императора Александра Николаевича от руки убийц в 1866 году 4 Апреля
11) Какой размер церкви в вышину, длину и ширину Церковь имеет в вышину 5 саж. и длину 6 саж., ширину 3 саж.
12) Нет ли уклонений алтаря в Ю. или С. как это напр. замечается в некоторых церквах? Есть небольшое уклонение алтаря к югу
48) Есть ли при входах в церковь звонницы, устроенные в арках крыльца, или в самой церкви у западной стены? Сколько в них колоколов? Нет ли на них каких надписей? Не сохранились ли билы чугунные, употреблявшиеся вместо колоколов? На колоколах польские надписи 1766 и 1740 гг.

VI. ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств желательно знать:
1) Кто давал ответы на предложенные вопросы? Священник Стефан Добромыслов
2) Где воспитывался отвечающий? Могилевская духовная семинария
3) Каких он лет и если священник, то сколько лет священствует? 37, а священствует 10 лет
4) Время составления настоящей метрики. Составлена 18 июля 1892
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 33 34 35 36 37 * 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Вперед →
Модератор: elena_krd
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник elena_krd » Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ. [тема №31307]
Вверх ⇈