Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
10 августа 2010 16:47 10 мая 2014 23:19 Сюда я попытаюсь свести всю информацию, которую мне удастся найти о некогда существовавшем в белорусской деревне Черея православном храме - Воскресенской церкви, одним из настоятелей которой был мой прапра- Леонтий Дмитриевич Целицо (как минимум, с 1857 1861 года и по день своей кончины - 30 апреля 1888 года). Пока никак не получается переосмыслить - утрачена эта церковь или нет. Слишком противоречивы все сведения...Уважаемые коллеги! Помогите, пожалуйста, с этим разобраться!На сегодняшний день в д. Черея значатся два старых храма - церковь св. Архангела Михаила и Троицкий храм (географически второй из них находится в соседней д. Белая Церковь). [ Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 6051695f2bf2t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 189ec064ae03t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 220f7a2e56aet.jpg ] Храмы св. Архангела Михаила и Троицкий. (За озером - Троицкий). ( фото взяты с Бродилки от AD: моя Беларусь и прилегающие окрестности и из Фотогалереи города Чашники и окрестностей , карта с "Белорусского Посейдона") ___________________________________________________________________________________________________ Оффтопом: ЧАРЭЙСКАЕ ВОЗЕРА, Чарэя, у Чашніцкім р-не. Пл. 3,38 км2. Найбольшая глыбіня 17 м. Даўжыня 6,71 км. Найбольшая шырыня 1,12 км. Даўжыня берагавой лініі 17,3 км. Аб′ём вады 18,96 млн. м3. Пл. вадазбору 17 км2. У бас. р. Лукомка, за 26 км на ПдУ ад г. Чашнікі, каля в. Чарэя. Схілы катлавіны вышынёй да 10 м (на Пд да 18 м), разараныя. Берагі нізкія, пясчаныя, пад хмызняком, месцамі на Пн, ПнЗ і 3 зліваюцца са схіламі, абрывістыя, абразійныя, на Пд і ПдУ сплавінныя. Дно ў прыбярэжнай частцы выслана глінай, пясчанымі і пясчана-ілістымі адкладамі, глыбей — ілам. У цэнтры востраў пл. 0,02 км2. Зарастае да глыбіні 4 м. Злучана пратокай з азёрамі Галаўня і Чамярыца, упадаюць болып за 10 ручаёў і меліярацыйных каналаў, выцякае ручай у воз. Родамля. Источник: Блакiтная кнiга Беларусi. - Мн.:БелЭн, 1994. Белорусский Посейдон Черейское (Черея)Расположено в Витебской области, Чашникском районе, в 0,1 км к ССВ от д. Черея. Площадь зеркала 3,38 км2, объем водной массы 18,96 млн. м3. Озеро сложного типа. Длина озера 6,71 км, максимальная ширина 1,12 км. Максимальная глубина 17 м средняя 5,6 м. Склоны котловины невысокие. Местами повышенные. Суглинистые и глинистые. Преимущественно распаханы. На 9,7% заняты лесом. Береговая линия равна 17,32 км. Берега низкие. Местами совпадают со склонами. Песчаные и песчано-глинистые. Закустарены. Впадает проток из оз. Головня. Вытекает проток в оз. Радомля, проток в озеро без названия. Водосбор площадью 16,98 км2 имеет среднехолмистый и плоско-волнистый рельеф. Сложен моренными суглинками. Распахан. Леса и кустарники занимают 9,7% от площади водосбора. Озеро эвтрофное. Ширина зарастания надводными растениями составляет 5 – 50 м. Общая ширина полосы зарастания равна 10 – 150 м. Используется для промышленного лова рыбы. Для бытовых нужд. Водоприемник осушительной сети. Сбрасываются стоки с ферм и д. Черея. Источник: Научно-исследовательская лаборатория озероведения Белорусский Государственный Университет http://www.brik.org/showthread.php?t=16742Черея Прямо у дороги, на горке, стоит церковь. Построил ее в 1601 - 1604 годах канцлер Лев Сапега. А коммунисты в ХХ веке приспособили храм под склад, полностью уничтожив внутреннее убранство, разделив зал на два этажа. Сегодня церковь восстанавливается - сюда приехал молодой батюшка. Делается все на энтузиазме верующих. Вместо колоколов пока используются старые ржавые баллоны без дна. Если пройти чуть дальше за церковь, то можно увидеть маленький магазинчик XIX века.
Кстати, сама Черея упоминается в летописях с 1066 года - на год раньше, чем Минск! Когда-то через эту деревню проходил путь «из варяг в греки». http://www.kp.ru/daily/23975.3/146239/___________________________________________________________________________________________________ Троицкая церковь (1599 г.) строилась как храм-монастырь. Существенной особенностью храмовых сооружений того времени были такие характерные для оборонительного зодчества черты, как встроенные и пристроенные к стенам башенные объемы, арочные ярусы машикулей и бойниц. Толщина стен башни-колокольни достигает 2-х метров. Боковые фасады и ярусы колокольни имеют узкие и высокие арочные оконные проемы. В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии. Сведения из Православной энциклопедии и Посещения Сапеговских мест Троицкий храм, собственно, в Белой Церкви до революции и был... С ним, вроде, все ясно... Насколько понимаю, храм св. Архангела Михаила - это бывший католический костел [ Изображение на стороннем сайте: 5906593dd11at.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: b668e09bb392t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ] Как оказалось, странички из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 488 стр. Вот здесь globus.[ресурс заблокирован]/chereya/index.htm пишут, что "в 1828—1839 гг. при активной поддержке польской общественности в Черее был возведен большой костел. Униаты к тому времени мирно разделились на две общины — православную и католическую, и Михайловский храм стал православной церковью." В дореволюционное время в Черее было два православных храма - Воскресенская и Успенская церкви. Никакой Михайловской не упоминается... Вопрос: так храм св. Архангела Михаила - это какая-то из этих двух дореволюционных или нет. Вообще-то вроде не переименовывали церкви. Или Воскресенская и Успенская не сохранились? Вот здесь Посещение Сапеговских мест: Островно, Черея, Друцк (фото) упоминается Козловская Татьяна Михайловна - библиотекарь и краевед Череи. Не слышали случайно этого имени? Вдруг у кого есть ее контактные данные? Собственно, меня очень интересует судьба Воскресенской церкви... И совершенно непонятно с этой Михайловской ____________________________________________ На сегодняшний день (5.06.2012 г.) сомнений в том, что нынешний храм св. Архангела Михаила и упоминаемый со второй половины 19 века Воскресенский храм - один и тот же храм, у меня практически не осталось. Документальных подтверждений тому, однако, по-прежнему нет. Править непосредственно в ветке, конечно же, ничего теперь не буду, иначе все рассуждения и процесс поиска утратят осмысленность.
--- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
fylymon Новичок
Сообщений: 25 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8 | Наверх ##
4 июня 2012 17:43 4 июня 2012 17:46 Вернусь к фото внутреннего убранства храма. И к своим словам, по которым Вы меня приняли за богослова. Согласен, соответствует, и слишком пафосно без контекста. Попробую объясниться сочиненной для этого притчей, ибо не знаю, как еще это назвать. Стоит лес, живет себе, не тужит. Пришел человек. Устроил жилище. На участке леса спилил деревья, сжег, выкорчевал, вспахал, засеял... Новая, чуждая культура в гармонии леса. Летят года, столетия. Человек ушел. Заброшенное поле не покроется в одночасье травушкой-муравушкой. На пашне сначала вырастут бурьян, лопухи и колючки. Спустя время появятся кусты, потом подлесок. А через десятилетия зашумит на месте поля лес. И будет этот лес таким же, как и тот, вековой, что растет вокруг поля. Не выкорчевать исконного ни миссионерством, ни пролиткультом, ни высокими тенологиями,.. ни вымыванием совести, ни гламуром... | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8001 | Наверх ##
5 июня 2012 8:31 fylymon написал: [q] Не выкорчевать исконного ни миссионерством, ни пролиткультом, ни высокими тенологиями,.. ни вымыванием совести, ни гламуром...[/q]
Как хорошо сказано, от души... Спасибо, мил человек... за настроение. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
5 июня 2012 9:41 GrayRam написал: [q] Спасибо, мил человек... за настроение.[/q]
Да и за появление в этой ветке. О Черее написано сопоставимо, разве что, на Мишпохе. fylymonЯ отпишусь по Вашему посту последнему чуть позже. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
5 июня 2012 14:11 День добрый, уважаемый! [q] Дед Халимон, именно так его звали все. ... По словам мамы, дед был грамотным. Знал языки всех, кто проживал в округе. И...
Священником он не был. кроме крестьянских занятий... Читал... и на похоронах тоже... Непонятно, активный прихожанин при доверии со стороны свяшеннослужителей и прихожан? Или добровольно-самозванно исполнял обязанности,.. когда церковь была закрыта - скорее так. Конец пятидесятых, шестидесятые, церкви закрыты, а на похоронах сутками читают - стоит разузнать про такую нелегальщину. Что из чашникской действующей церкви приезжали - маловероятно. Это целую экспедицию снаряжать надо было.
[/q] Оговорюсь сразу. Все мои знания о церковной жизни - более чем доморощенны. Все самостоятельно вычитано или от коллег услышано, а потом, насколько Боженька дал, самостоятельно же и осмыслено. Так что ошибочности своих суждений не исключаю.Мои от священства отошли еще в 20-е гг. О прадеде знаю, что в 1919 он еще священствовал (сохранившиеся МК заверены им, как приходским священником - речь уж о Добруше, что под Гомелем, Черея для моих закончилась, если помните, несколько раньше), в 1925 в списках лишаемых избирательных прав как крайне чуждый и антисоветский элемент (утрирование мое) стоял на почетном (тоже мое) первом месте. Помер он в 1929. Так что рассказывать мне что-либо было уж и некому. Образование получила традиционное светско-советское. В вузе прослушала "курс" "научного атеизма" (не помню уж, был ли по нему зачет?), читала который нам древняя лекторша, тут же метко прозванная нашими острословами "безбожим одуванчиком"... Так вот. О деде Халимоне. А может и не самоуправство было вовсе это его чтение на похоронах. Души людские православного обряду хотели, а храм закрыт был. Как быть? Нашла вот о чинопоследовании при похоронах. Так вот пишут, что мирянином может быть совершена лития (от греч. "усердная молитва"). Это особый вид, точнее даже лишь кусочек заупокойной службы, (не знаю, верное ли подобрала толкование). Так что, Ваш грамотный дед по всей вероятности все делал, следуя духу и букве. Проверить уж не удастся. Вы ведь не знаете, какие произносились слова, и не помните точно, как выглядела книга. [q] Расписал вот маленько, уклад жизни тамошно-тогдашний. Это и есть история, не все же о царях, князьях и канцлерах. [/q]  Ага! И наш ответ сайту Мишпоха! --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
fylymon Новичок
Сообщений: 25 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8 | Наверх ##
5 июня 2012 18:45 16 июня 2012 23:14 Спасибо Вам, Елена, за ссылки, по лентяйству своему, сам бы не нашел. Расказать есть еще много всякого. Впишется ли в современные представления, не рано ли? Сплошь, и рядом с храмами в Интернете о коммуннистах-нехристях, таих-сяких. Не все, не везде и не всегда. (ни в каких партиях даже не отметился) Как бы это пояснить. С дошкольных лет уже был научен, что не все можно делать, не все, что знамо, можно рассказывать, и суждения свои лучше семь раз отмерить, прежде чем выдавать на гора. Такая вот ноша, тяжелая, полсотни лет прошло, можно, конечно, и поведать. Может быть, Как-нибудь, под настроение. "Мишпоха"... Она имеет право быть. Для меня, то нечеловеческое в родных местах - совсем рядом, впритирочку, поэтому и отношение свое, особое. А тему взаимопроникновения ментальностей народов по соседству жития лучше оставить докторам соответствующих наук (не знаю каких). С преподавателями общественных нам повезло больше. Старушка уже, рекомендовала литературу к реферату... Найдешь карточку в ящичке-каталоге. "Нету у нас такой книги, это ошибка, нету" - и прямо тут же вырывают карточку. Нету, значит, и никогда не было, но над рефератом то работать надо. А где есть? Не догадаетесь, - в райкомовской библиотеке, разумеется, без учета выдачи-приема. | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
5 июня 2012 19:22 5 июня 2012 20:18 fylymon написал: [q] "Мишлоха"... Она имеет право быть. [/q]
пОнято Вами не совсем верно.  Больше, чем у них, о Черее я нигде не нашла (да так, чтобы все в одном месте). Только у них акцент на иудейство, я же собирала о Черее православной (точнее христианской). * Черея – в эпоху Речи Посполитой – местечко Витебского воеводства Оршанского повета. В 1766 году в Черее и ее окрестностях жило 399 евреев. Ныне (1912 год – Р. Р.) местечко Могилевской губернии Сенненского уезда. По ревизии 1847 года Черейское еврейское общество состояло из 959 душ. По переписи 1897 года жителей Череи 3039, среди них 1829 евреев. “Еврейская энциклопедия” Из-во Брокгауз – Ефрон, С.-Петербург., Т. 15. Стр. 850. http://mishpoha.org/nomer14/a14.htm --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
fylymon Новичок
Сообщений: 25 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8 | Наверх ##
5 июня 2012 20:20 Почти все, или просто все, местечки были населены евреями. Мне кажется, я знаю почему так. Когда-то наткнулся в Интернете на указ Папы (13 век) о защите евреев, и если пристегнуть к нему доминиканские монастыри, на которые была возложена и эта миссия в том числе, то можно сделать весьма интересный вывод. Их культура многое полезное привнесла в общество местного населения, как бы это не замалчивалось. | | |
fylymon Новичок
Сообщений: 25 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8 | Наверх ##
6 июня 2012 12:16 Прочел где-то на ветке Ваш пост, Елена, о Вашем отношении, как модератора, к сообщениям "вне заголовка" темы. В этом я с Вами солидарен. Многие модераторы на форумах блюдут солдафонщину (строго по теме, разговорчики мне тут!) на ветках. Считаю это неверным в принципе. Кроме того, сайт этот генеалогический. Понятное дело. Дерево, архивы, документы, возможность розыска в общени, все сухо, лаконично... Все это "буква". Но не лишнее, и даже важное, в генеалогии, кроме "буквы", еще и "дух" времени. Без него дерево жизни предков сухое. А с ним - и пчелки начинают летать среди ветвей, и листочки колышатся, и цветочки, и обломаные ветром времени ветви, и все четыре поры года... Дерево оживает... Это тоже перкликается с "Мишлохой". Позволю себе еще вне заголовка. О трасянке, и тарашкевице - две вехи в моей жизни. Первая. Призыв в армию и авральное избавление от трасянки - жизнь заставит. Вторая. Возвращение к ней. Не намеренно, самопроизвольно. Тем более, что в нашем полиязыковом обществе моя трасянка принимается нормально, а иногда выглядит и весьма оригинально. Кончно, это не постояное употребление, иногда... И наоборот, непрятие трасянки именно на "родных" форумах. Находятся и такие, которые весьма и весьма недовольны... родной речью. (?) Зачем это пишу? Иногда проскочит у меня и тут. Во первых - это тот самый "дух". Иначе - это якобы грамматические ошибки, и кажущееся пренебрежение к собеседнику. Это не так. Отнесу это к несовершенству нашей письменности и, разумеется, к моему несовершенству излагать. И никакие смайлики не помогают услышать звучание тем собеседникам, кто незнаком... Заранее прошу извинить меня. О причинах поселения евреев в родных местах - это только мысль навскидку. Не претендую, сложная, архисложная тема, и развивать ее не мне, да и не здесь. | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
6 июня 2012 13:20 6 июня 2012 14:39 Я все не могла сообразить, что Вам ответить.  А Вы уж и сами все по полочкам разложили. Строго в рамках, действительно. не выходит. То мысли сами в сторону ускачут, а иной раз без этих "лирических отступлений" и вовсе не выходит, смысл утрачивается. Одна беда - посетовал как-то один из друзей, что по этой причине мой дневник (эта и др. его ветки) стал уж совсем нечитаемым. Но... Кому любопытно, думаю, итак прочтут, самостоятельно отбирая, где читать, а что пропустить; кому неинтересно - не будут читать и строго по порядку все рассортированное. Если вдруг кого сомнения берут - "А вдруг тут такое уже есть?" - пусть не опасаются и пишут, если имеют на это время и желание. И вовсе не страшно, если что-то продублируется. За зарисовки об укладе - спасибо Вам!  Будет желание - пишите дальше. О причинах поселения евреев (несколько не мое) - разумного ничего не изреку, не пыталась даже разбираться, у меня от священства (особо унии) голова неплохо "едет". С трасянкой - и проще, и сложнее. Если дело в языковых (если угодно - этнических) и образовательных особенностях собеседника, но мысли у человека стоящие, готова с легким сердцем не видеть неких "погрешностей" (и цепляться не стану), если без трасянки утратится "дух" - нехай будет и трасянка.  Кстати, в реальной жизни у меня сленг проскальзывает (начальник на службе неизменно со стула съезжает, когда не удается себя проконтролировать). В детстве было в речи много слов украинских суржиковых  Злит однако, когда язык коверкается нарочито и без нужды, "крутизны" "за ради". Белорусский письменный понимаю, далеко не все правда, а на слух - и не знаю, много ли пойму... Я в России и абсолютно русскоязычна. Фух. Вроде все... --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела  Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11368 | Наверх ##
6 июня 2012 15:58 6 июня 2012 16:01 На любопытную книгу набрела сегодня. Православные храмы и комплексы Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99)Москва 2003 http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/Main.htmЕсли верить этой книге, то приделы могут быть не только пристроенными, но и находиться непосредственно в помещении храма (причем как в помещении для молящихся, так и в трапезной). - Не знала, думала, что могут быть только пристроенными. Не зряшное, видно, к примеру такое уточнение как "боковой придел". (мое)http://slovari.yandex.ru/~%D0%...%B4%D0%B0/К чему это я? Выходит, предположение о том, что в униатском еще храме вполне мог быть обустроен православный придел (при сохранении внешнего архитектурного облика храма) - вполне имеет право быть. Я так понимаю.
 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
|
Странички о костеле из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 466 - 467 стр.
___________________________________
Черея на верстовке - Глобус Беларуси