Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Церкви нижегородской епархии (галерея)


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21 22 * 23 24 25 Вперед →
Модератор: Perrula
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Церковь Николая Чудотворца с. Ковакса Арзамасского уезда
Когда-то в селе была деревянная церковь, но ее постигла печальная участь – она сгорела. В 1836 году силами местных жителей в центре села была выстроена новая, каменная, необыкновенной красоты белая церковь. Престолы: главный – святого Николая Чудотворца, придел – иконы Казанской Божией Матери. При ней находилась 4-классная церковно-приходская школа. Церковь сохранилась до наших дней, но в полуразрушенном виде, и требует реставрации. В предвоенные годы её закрыли, и какое-то время здесь располагалась машинно-тракторная станция, затем склад, потом – сельское потребительское общество и даже школьный тир. Долгое время этот величественный памятник архитектуры пустовал, ветшал, а в 2002 году упали купол с крестом и шпиль на колокольне. О восстановлении храма ходили только разговоры, но с октября 2014 года силами местных жителей и инициативной группы была проделана огромная работа: на пожертвования были приобретены стройматериалы, заказаны окна, изготовлены двери, нанята бригада для производства работ, а самым главным результатом всего этого стала установка купола и креста.
Увидеть, как поднимают купол на храм и водружают крест, – это не просто яркое событие, а настоящее чудо, которое не каждому в жизни случается пережить. Для всех верующих села произошедшее стало настоящим праздником, поэтому в этот день перед храмом собралось много местных жителей. Купол и крест освятил иерей Николай Сорокин. Очень хочется верить, что церковь Николая Чудотворца в скором времени снова станет центром духовной культуры и истинным украшением села Коваксы.
Источники: 1. http://www.a-pravda.ru/obshche...enie-hrama
автор К. Полушкина сайт Арзамасская правда 12 февраля 2016 год
2. http://sobory.ru/article/?object=04599

Прикрепленный файл: ковакса.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери в с. Юрино Балахнинского уезда.
Фото: Воронов Ю.В.

ИСТОРИЯ
Статус родовой усадьбы дает основание предполагать, что Пожарский родился именно в Юрине. Историки в этом сомневаются—у Пожарских были и поместья в Суздальской земле, и особняк на Арбате. Однако нижегородцы твердо уверены, что Дмитрий Михайлович был их земляком, поскольку Жарская волость много десятилетий была вотчинной землей князей Пожарских и, собственно, дала им фамилию.
Юрино отмечено и непосредственно на карте Народного ополчения. В марте 1611 года в имение явилась делегация нижегородцев во главе с архимандритом Феодосием, наместником Печерского Вознесенского монастыря, чтобы убедить князя встать во главе войска.
Есть версия, что князь Пожарский и похоронен в Юрине, вопреки официальной версии о захоронении в Спасо-Евфимиевском монастыре Суздаля.
Еще одна легенда утверждает, что село называется Юрино, так как оно основано самим Юрием Долгоруким.
В нижегородском селе Юрино находилась родовая усадьба князя Дмитрия Михайловича Пожарского, героя Народного ополчения 1612 года. Ближайший к Юрино город—Балахна, родина Кузьмы Минина.
Главная достопримечательность современного Юрина—деревянная Казанская церковь, построенная Пожарским предположительно в 1613-1615 годах, сразу после похода на Москву. Она расположена на сельском кладбище, на котором хоронят и в наши дни. Это один из редких случаев, когда погост становится центром села.
Княжеский усадебный комплекс не сохранился. То немногое, что еще оставалось от имения в XIX веке, описал нижегородский краевед Гациский, посетивший Юрино в 1887 году. В XX веке о строениях усадьбы Пожарских нет уже никаких сведений.
Источник : Strana.ru/places/20848272/info

Церковь является памятником архитектуры деревянного зодчества XVII века. После событий 1612 года государь пожаловал село Юрино в вотчинное владение князю Димитрию Пожарскому. Дата постройки храма в документах не сохранилась, однако известно, что князь Димитрий построил его как свою домовую церковь.
Общая площадь храма – 440 кв. м. Храм полностью деревянный, установлен на четырех валунах по углам, крыша трехслойная деревянная. Отдельной алтарной апсиды нет, в переднем молельном зале алтарь отделен от зала перегородкой. Отопление печное, дровяное. Постепенно возле церкви образовался погост, и храм стал считаться кладбищенским.
В середине XIX века храм сделали приписным к храму деревни Бурцево. В советское время Казанская церковь не действовала и постепенно сильно обветшала.
В 1998 году состоялась ее реставрация. Сотрудники нижегородского ООО «Реставратор» восстановили храм в первозданном виде. В деревянном срубе сохранено несколько оригинальных венцов времен первоначальной постройки.
В 2013 году был образован приход села Юрино, а с 2005 года в храме начали совершаться богослужения.
Источник: http://nne.ru/objects/tserkov-...ya-yurino/
Замечательно, что Казанская церковь в Юрино сохранилась до наших дней как памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому, им же первоначально и построенная. Реставраторы сделали только два окна, а не четыре, и не волоковые
Источник: История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского. Автор В.Е. Шматов
2010 г. в журнал ″Нижегородская СТАРИНА″, выпуск 23-24.

Прикрепленный файл: Юрино. Церковь Казанской иконы Божией Матери фото Воронов.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Церковь Архангела Михаила (с. Юрино, Васильсурский уезд)
Фото страна Тарасов Ю.Г.
В центре рабочего поселка Юрино рядом со знаменитым Шереметьевским замком величаво возносится ввысь одно из самых великолепных православных сооружений марийского края — храм Архангела Михаила. Эту церковь часто называют жемчужиной всего Поволжья.
Возведена она была в конце XVIII века недалеко от замка на холме, называемом «маковка», где раньше стояла деревянная церковь во имя Архангела Михаила. Деньги на строительство собирали всем миром. Немалые средства выделили Шереметевы, владельцы замка и усадьбы. Свой вклад внесли купцы, рабочие предприятий, крестьяне.
Церковь строилась не по типовому проекту. Она очень оригинальна по своей композиции и декору.
При храме хоронили священнослужителей. В специальном склепе были погребены Василий Петрович, Ольга Дмитриевна и их сын Петр Васильевич Шереметевы — последние перед революцией 1917 года владельцы усадьбы и замка. В 30-е гг. ХХ в. Михаило-Архангельский храм был закрыт и подвергся разорению. Сброшены колокола, сняты кресты, замазана роспись интерьеров. Церковь была переоборудована под кинотеатр и клуб.
В 1989 г. по просьбе жителей Юринского района храм был возвращен верующим. В ноябре 1991 года настоятелем храма был назначен священник Николай Барсуков. Начались реставрационные работы. Вначале в нижнем этаже храма в приделе в честь святителя Николая Мирликийского, чудотворца.
Восстановлен внешний облик храма. А реставрационные работы на втором этаже в главном престоле храма в честь Архангела Михаила длились долгие годы. Произведены штукатурно-малярные работы с восстановлением ажурной художественной лепки, расчищены и воссозданы 11 фрагментов первичной настенной живописи, изготовлен фаянсовый иконостас.
http://www.mari-eparhia.ru/churches/village/urinsk/yurino/
В Михаило-Архангельском храме служили иереями Формозовы : Василий Евлампиевич, Николай Васильевич и Александр Николаевич. Формозов Николай Васильевич родился: 1872 16.01.1920. Продолжительность жизни: 48. Место жительства: Россия, Нижегородская губерния, Васильский у., с. Юрино. Основное занятие: иерей. Формозов Николай Васильевич. Родился в 1872 г. в с. Юрино, где служил его отец, Василий Евлампиев.. . окончил Нижегородскую семинарию в 1895 г.,в 1919 - Васильсурский уезд, с. Юрино. иерей . в 1913 награжден скуфьею. . Арестован 2 октября 1919 г. . Приговорен: Нижегородская губ. ЧК 6 октября 1919 г., обв.: правый эсер. . Приговор: к содержанию в лагере принудработ до конца Гражданской войны. Дело прекращено 16.01.20г. Формозов Александр Николаевич (сын Николая Васильевича) родился: 1896 (1897) - 1937 г. Место жительства: Россия, Нижегородская губерния, Васильский у., с. Юрино. Основное занятие: иерей. служил в Архангельской церкви с. Юрино, окончил НДС. Осуждён 1937.08.28. Приговор: 10 лет заключения (Книга памяти Республики Мари Эл)
Источник: Материалы Генеалогического форума ВГД «Дневники участников» Дневник bada
«Прочие роды» «Фамилии» Формозовы .
В советское время духовенство и верующие Михаило-Архангельского храма не примыкали к обновленчеству, с конца 1920-х годов приход входил в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии. Среди священнослужителей и мирян, пострадавших за веру на территории Марийского края, значатся служившие в юринском храме протоиереи Евгений Модератов и Александр Формозов, иерей Александр Аргентов, а также староста храма Любовь Кусочкова.
Церковь в селе Юрино была закрыта 27 ноября 1938 года, в дальнейшем в здании располагались кинотеатр и клуб. В 1989 году по просьбе жителей Юринского района храм возвратили верующим, возобновились богослужения.
Источник: http://ortho-hist-12.ru/index....a-p-yurino
Известны фамилии некоторых строителей храма: Смысловы, Морозовы, Беляковы. Ясно одно: храм ихаила Архангела строился не по типовому проекту. Церковь очень оригинальна по своей композиции и декору. В основу храма положен тип построек “восьмерик на четверике”. Вокруг четверика по сторонам креста пристроены приделы, завершенные могучими арками (закомарами), а по диагонали в общую композицию удачно были вписаны башенки. В итоге пятиглавый четверик дополнялся еще четырьмя куполами. Девятиглавый храм выглядел величественно и торжественно. Сочетание двух цветов — красного и белого — подчеркивает нарядность и праздничность всего сооружения. Декоративное убранство гармонирует с общей композицией церкви. Смешение различных орнаментальных стилей, что было столь характерным для церковной архитектуры того времени, придает церкви воздушность, гармонирует с общей композицией сооружения. Небольшая трапезная связывает храм с колокольней, сохранившей только один ярус из трех. Особенно оригинально решены покрытия центрального барабана в виде шатра с круглыми окнами. Предстоит отреставрировать боковые башенки, восстановить колокольню.
В 30-е гг. ХХ в. Михаило-Архангельский храм был закрыт и подвергся разорению. Сброшены колокола, сняты кресты, замазана роспись интерьеров. В феврале 1941 г. Юринский райисполком сообщал, что церковь переоборудована под кинотеатр и клуб. На первом этаже храма демонстрировались кинофильмы, а на втором находился клуб.
По просьбе жителей Юринского района храм был возвращен верующим. Начались реставрационные работы, продолжающиеся и сегодня. 19 ноября 1991 г. на главный купол был возведен большой крест, а 8 августа 1996 г. состоялось освящение епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном Никольского придела храма. Юринская жемчужина вновь обрела свое истинное предназначение.
http://www.marieltour.ru/cerko...o-mariy-el

Прикрепленный файл: Церковь Михаила Архангела в Юрино  страна.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери г. Арзамас.
Фото с официального сайта благочиния города Арзамаса.

Храм был построен в 1777 году на средства арзамасского купца Матвея Степановича Маслёнкова. В этот храм Масленников принёс свою родовую святыню— большую икону Божией Матери «Тихвинскую»[1].
Объёмно-пространственное решение компактной церкви представляет собой пример храма «иже под колоколы». Четверик основного объёма завершён восьмериком, в котором устроена звонница. Небольшая главка венчает глухой барабан.(2)
С самого освящения храма ежегодно в день праздника Тихвинской иконы Божьей матери (26 июня по ст. ст.) совершался крестный ход из собора на кладбище. По воспоминаниям, это был особо светлый праздник для всей нижней части города, когда кладбище посещали жители почти всего города, Выездной Слободы и окрестных сёл[3].
В 1880 г. священником Тихвинской церкви г. Арзамас стал Формозов Елпифидор Николаевич(4).
В 1931 году храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был закрыт. В нём разместился городской морг[1].
В 2001 году храм возвращён Нижегородской епархии. Восстановительные работы начались в 2004 году. Богослужения возобновились в 2005 году[1].
7 ноября 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) совершил чин освящения кладбищенского храма в честь иконы Божией Матери «Тихвинская»[5].
Источники:
1. О храме | Приход церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Арзамас.
2. http://www.opentextnn.ru/space...&txt=1
3. Арзамас. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
4. Материалы Генеалогического форума ВГД «Дневники участников» Дневник bada
«Прочие роды» «Фамилии» Формозовы
5. В Арзамасе освящен храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» / Православие.Ru

Прикрепленный файл: Тихвинская Арзамас2.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Храм Преображения Господня в селе Вершилово Балахнинского уезда.
Фото http//napoleon/turbina.ru

В 1819 году на его месте местными мастерами — строителями,
под началом выбранного из них руководителя строительства Василия Ивановича Лелекова, начато
строительство Спасо – Преображенского храма.
К 1822 году была построена теплая трапезная и в ней освятили приделы
во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святителя и Чудотворца Николая.
К 1835 году строительство храма, отделка, внутренние и наружные росписи были завершены. Высота
под куполом храма составляла 30 метров, высота колокольни более 50 метров.
На колокольне были повешены 9 колоколов, общий вес которых составлял 618 пудов (более 10 тонн),
в том числе «благовест» весил 414 пудов 3 фунта (6 782 кг).
«(8)21 декабря 1835 года …Городецкого Феодоровского монастыря архимандрит Петр (Каменский)
освятил храм во имя Преображения Господня».
Приход храма в то время включал в себя с.Вершилово и 28 деревнь,
число прихожан составляло 2 893 человека, в их числе 1 323 человек мужского и 1570 человек женского пола.
В 1898 г. священником в храме стал Формозов Иван Васильевич и был им по крайней мере до 1904 года.
С 1937 года усилились гонения на священников прихода, отец Василий Лебедев был репрессирован,
службы постепенно прекращались, колокола были сброшены и увезены, и в 1939 году храм был закрыт.
В 50-е годы с колокольни был сдернут крест.
В 60-х – 70-х годах в храме располагались колхозные промыслы:
пилорама в основном храме, изготовление пластмассовых деталей
в трапезной части храма, водонапорная башня в колокольне.
Пожар в 1976 году уничтожил все внутренние росписи и перекрытия в колокольне.
В 1995 году Указом Президента РФ от 21.02.95 г. № 176 храм
Преображения Господня признан объектом культурного наследия федерального значения, и включен в Единый
Государственный Реестр.
8 июля 1997 года сельским сходом было принято решение о возрождении храма и возобновлении в нем богослужений.
На это 16 сентября 1997 года было получено благословение митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова).
Первая служба была проведена 19 августа 1998 года в день престольного праздника Преображения Господня.
2 августа 1999 года Приход получил государственную регистрацию.
Распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом по Нижегородской области
от 01.08.2007 г. № 340 храм передан в безвозмездное пользование Нижегородской Епархии.
1. «От храма деревянного к храму каменному», автор В.П. Юлин
краеведческо – исторического издания «Нижегородская старина»
выпуск 29 – 30, 2011 г.
http://chkalov.blagochin.ru/xr...ershilovo/
2.Материалы Генеалогического форума ВГД «Дневники участников» Дневник bada
«Прочие роды» «Фамилии» Формозовы.

Прикрепленный файл: Khram-sela-Vershilovo ( автор фто ник. Тфзщдущт.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Салган Сергачского уезда.
Фото : Д. Воронов
Год постройки 1869 год.
В церкви села Саган Сергачского уезда служили Формозовы Н.Е. и В.Н.
Формозов Николай Епифаниев(1807- После 1881) с 1834 года по 1868 - дьякон с. Салган Сергачского уезда. Формозов Василий Николаевич родился 1837 году в с. Салган, там же служил псаломщиком. Покровская (Формозова) Евдокия Николаева родилась в 1844 году в с. Салган. Выдана замуж за Покровского Никандра Андреевича, который стал иереем в с. Салган Сергачского уезда, приняв приход от вышедшего за штат Формозова Николая Епифаниевича, отца Евдокии.
Иерей Покровский Никандр служил в церкви, предсталенной на снимке.
Деревянная церковь действует.
Источники:
1. http://sobory.ru/article/?object=07964
2.Материалы Генеалогического форума ВГД «Дневники участников» Дневник bada
«Прочие роды» «Фамилии» Формозовы.

Прикрепленный файл: Д Воронов.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Храм во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, села Костянка Арзамасского уезда.
Фото: Ивана Григорьевича Бубнова (село Костянка).

В 1813 г. недалеко от господского дома, к тому времени уже существовавшему, была заложена церковь в честь апостола Петра и Павла, оконченная строительством в 1825-м. Кроме основного храма, на первом этаже колокольни располагалась церковь Успения, где находился фамильный склеп. Перед церковью и колокольней с западной стороны находились чугунные ворота, видимо для въезда во время венчания или траурных процессий. С учётом того, что Костянка расположена на возвышенном месте (водоразделе притоков Пьяны - Сердеми и Якшенки), храмовый комплекс доминировал над местностью и был виден за десятки вёрст издалека. Из подвала барского дома шёл подземный ход к храму.
Формозов Николай Иванович в 1904 году был священником села Костянка.
Храмовый комплекс, не сохранившийся до наших дней, отличался грандиозными размерами: высотой в 45 метров церковь и 60-ти метровая колокольня. Проектировал храм М.П. Коринфский, а расписывали ступинцы — ученики Арзамасской школы живописи. М.П. Варенцов (псевдоним Коринфский) — выдающийся русский архитектор, член Симбирской строительной комиссии, архитектор Казанского университета, автор проекта Арзамасского Воскресенского собора. В 1929 году церковь была закрыта. В 50 годы 20 столетия ограды уже не было. Во всей округе не было ничего красивее храма. В советское время эти сооружения использовались как склады, одно время там был магазин. Там хранили колхозное зерно, использовали как ток. В них обитало очень много голубей и галок. Самый верх занимали стрижи. Колокольня упала сама в ночное время, придавив очень много птиц. Население собирало их, и общипывали на перо для подушек. Нижнюю часть колокольни с большим трудом разрушили тракторами. Затем все разобрали на кирпичи. Церковь постепенно так же разбирали, пока не разобрали до последнего кирпичика. Кирпичи были больше современных и очень крепкие. И к огромному сожалению, в 1957 году храм был уничтожен полностью.

Источники:
1. Интересности Арзамасского уезда
http://ru-abandoned.livejournal.com/1578044.html
2.http://foto-progulki.ru/sneznizkiy
3. Адрес-календарь Нижегородской Епархии 1904 год.
4. Село Костянка-Родина моя— автор Ольга Кулакова-Питкянен 2009 г.


Прикрепленный файл: Костянка церковь петра и павла общий1.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Крестовоздвиженский женский монастырь г. Нижний Новгород
Фото: Сергей Полковниченко

Ведет историю от Зачатьевской обители, основанной около 1370г. женой великого Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Василисой под кремлевским холмом на берегу Волги. В 1621г. в нем стояли Покровская рубленая церковь с приделом в честь Михаила Малеина и 36 кельями. В 1685 и 1715гг. монастырь выгорел "без остатку" , к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Игуменья Дорофея Новикова добилась от губернатора и епископа Моисея согласие на перенос монастыря за территорию города, к кладбищенской Казанской церкви. Проект монастырского комплекса разрабатывал губернский архитектор И.И.Межецкий. Монастырь, по его замыслу, должен был включать в себя крестообразный собор, восемь каменных корпусов (по два с каждой стороны), кирпичную ограду с небольшими круглыми башенками по углам и четырьмя въездами по осям.
Строительство монастыря началось в 1811 году на средства, полученные от царского дома и пожертвованные добровольцами. В 1819-1823 годах был построен собор, отличавшийся оригинальным архитектурным решением: план его представлял собой равноконечный крест (35х35 метров) с четырьмя внутренними пилонами, поддерживающими центральный купол. Еще четыре малых главы были поставлены над крыльями. Над главными западными воротами - 34-метровая звонница с семью колоколами, самый большой из которых, Благовестный, весом 197 пудов.
Весной 1832 года центральная глава рухнула. В течение трех последующих лет под надзором архитектора А.Л.Леера здание капитально перестраивалось. Тогда же были возведены монастырские больничные корпуса. В XIX веке в монастыре проживали 30-35 инокинь и более ста послушниц, дочерей нижегородцев, которых отдавали сюда для обучения и воспитания. В 1838 году при монастыре открылось женское училище.При монастыре действовала мастерская, где сестры шили ризы, иерейские облачения, обрабатывали жемчуг и фольгу. Позже в монастыре открыли живописную школу. Содержалась обитель за счет пожертвований, сборов в часовне Нижегородской ярмарки, а также выручки от рукоделия и доходов от мельницы.
В 1904 году в монастыре служил иереем Формозов Василий Иванович.
После революции монастырь был упразднён, а в зданиях расположился лагерь заключенных, состоящий из городской интеллигенции, священников и дворян. После 1927 года территория обители была переименована в военный городок имени Ворошилова, а позднее и вовсе поступил приказ ликвидировать культовые здания. По легенде, храм остался нетронутым потому, что всякий раз, когда нанятые для исполнения этого варварского указа рабочие подходили к его стенам, перед ними являлся призрак игуменьи, идущей по воздуху и грозящей посохом.
После многих лет запустения монастырь стал действовать - с 2004 года. Сейчас при монастыре работает воскресная школа и медпункт.
Источники:
1.Wiki:ru:Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород)
2.Соборы №1815 – Крестовоздвиженский монастырь
3.Храмы России №5562– Крестовоздвиженский монастырь (XIV)
4.Адрес-календарь Нижегородской Епархии 1904 год
5. https://www.rutraveller.ru/place/24217

Прикрепленный файл: Собор_Воздвижения_Честного_Креста_Господня_в_Крестовоздвиженском_монастыре_(1814-1823)_в_Н_Н Sergey Polkovniche
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Церковь Троицы Живоначальной с. Саконы Ардатовского уезда
Фото: Д.Воронов
Немного истории.
Раскопки, произведенные в 1955 — 1956 гг. под руководством археолога, кандидата исторических наук А. В. Алиховой, обнаружили на правом берегу Теши следы поселения древних людей, живших здесь более 5 тыс. лет назад. Основным занятием местных племен являлись охота и рыболовство.
На левом берегу Теши были найдены следы более позднего поселения, относящегося к IX в. (Городок). Здесь были найдены изделия из металла и гончарная посуда.
Впервые название Саконы встречается в документах XV в., ранее, чем упоминания об Ардатове. В одном из документов говорится, что ногайские послы ехали через Саконы на Москву, — так докладывал Муромский князь Федор Хованский царю Ивану III. Летописи утверждают, что здесь жили многочисленные племена, среди которых преобладала мордва. С XI — XII вв. идет колонизация мордвы русскими князьями. В XII — XIV вв. опасность набегов татаро-монгольских племен объединяет славян и мордву для совместного сопротивления.
Согласно записям царского летописца, Иван Грозный со своими войсками во время одного из походов на Казань останавливался в Саконах («... поеде за р. Оку на Саконский лес и того дня (22 июля 1552 г.) ночевал в лесу на р. Велетьме, а другой стан на р.Шилокше, а третий стан под Саконским городищем»). По записям арзамасского историка Щеголькова, на воротах старой деревянной церкви в Саконах до 1872 г. в память об этом событии сохранялась надпись: «Тут был царь Иван Васильевич 24.07.1552 г.».
Саконы в XVII в. входили в поместное владение боярина Г.П. Ромодановского, а с 1622 г. царь Михаил Федорович пожаловал вотчину Саконы сыну Григория Петровича— В. Г. Ромодановскому.
В Саконах в 1869 году была построена церковь Троицы Живоначальной(престолы: главный (холодный) – святой Троицы, теплые приделы: правый – святого Василия, левый – святого Николая Чудотворца). Основной объем типа восьмерик на четверике перекрыт купольной кровлей с главкой, протяженной трапезной связан с колокольней, также увенчанной главкой.
Формозов Михаил Иванович (1877 г. рожд. ) в 1900 году определен священником и по крайней мере до 1904г служил в с. Саконы Ардатовского уезда.
В церкви и в настоящее время проходят службы.

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Саконы (село Нижегородская область)
2.Храмы России. http://temples.ru/card.php?ID=17762
3.Материалы Генеалогического форума ВГД «Дневники участников» Дневник bada
«Прочие роды» «Фамилии» Формозовы.

Прикрепленный файл: Автор фотографии Д.Воронов    Саконы.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34903
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Татарское Дальнеконстантиновского района.
Фото: Д. Воронов
Из истории села Татарское
Расположилось поселение на склонах крутых оврагов и называлось Пищелище. Но случилось бедствие, в поселении начался мор скота. Однажды проходили через Пищелище два странника, два татарина. Посоветовали они жителям переселиться на новое ровное место. Так и поступили, основали поселение в другом месте. Скот был спасен. Благодарные жители за полезный совет назвали поселение Татарское, увековечив эту историю.
Поселение исконно крестьянское, в конце 18-го – начале 19-го веков принимают большие размеры занятия побочным ремеслом. Крестьяне деревни Бакшеево, сел Березники, Румстиха, М.Пица занимались изготовлением лаптей. В Татарском было организовано овчинное производство. В селе расцветало производство муки, молотой водяными и ветряными мельницами. Кузнечные изделия производились в частных кузницах. Было развито ручное ткачество льняных тканей для изготовления одежды, половиков.
В 1904-м году вырос в Татарском кирпичный завод, владельцем его был Ганенков. Изготовленный кирпич использовался для кладки церкви.
Церковь была построена в 1905 году силами и на пожертвования прихожан. При храме была построена колокольня, ограда, внутри храма резной иконостас.
Формозов Сергей Николаевич (1894 г. рожд.) в 1937 направлен священником в Дальнеконстантиновский р-н, с. Татарское. . Арестован 22 ноября 1937 г. .
В годы гонения на веру, церковь была частично разрушена (пострадала колокольня). Помещение было занято под склад «Красный партизан», на территории которого расположен храм.
В 1993 году после ходатайства прихожан церковь была передана в Нижегородскую Епархию. И внутри и снаружи церковь к этому времени основательно разрушена. Полностью разрушены: иконостас, колокольня, ограда. Протекала крыша, а часть её вообще отсутствовала, не было оконных рам и решёток на окнах, отсутствовало отопление.
Прихожанами была выполнена колоссальная работа по восстановлению храма. Сделан пристрой под котельную и проведён газ. Установлены оконные рамы и решётки на окнах. Частично восстановлен иконостас.
В церкви проводятся службы.
Источники:
1.http://rodnayazemlia.ru/kraevedenie/iz-istorii-sela-tatarskoe-13-07-2012.html
2.Материалы Генеалогического форума ВГД «Дневники участников» Дневник bada
«Прочие роды» «Фамилии» Формозовы.
3.Материалы Местной религиозной организации "Православный Приход Церкви в Честь Покрова Божией Матери С. Татарское Дальнеконстантиновского района Нижегородской области"

Прикрепленный файл: Татарское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.jpg
---
Снегиревы
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21 22 * 23 24 25 Вперед →
Модератор: Perrula
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник perrula » Церкви нижегородской епархии (галерея) [тема №43718]
Вверх ⇈