Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Церкви нижегородской епархии (галерея)


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 15 16 17 18 19 * 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: Perrula
snegir33333

Сообщений: 200
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 64
Та же церковь

Прикрепленный файл: Часовня 1969-1.jpg
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 43
Часовня Иконы Божией Матери Казанская. Ул. Ильинская 86. ( принадлежала бывшему подворью Спасского Свято-троицкого монастыря.)
Многие ее помнят в очень плачевном состоянии, с проросшими березами на крыше и темными разбитыми окнами. В 90 - е годы, когда стал возрождаться Собор Александра Невского, одна супружеская пара принесла в дар собору икону Казанской Божией Матери. Икона интересного письма, но историю ее точно не знаю, известно, что эта икона перенесла поругание. После ремонта этой часовни на ул.Ильинской (бывшей Краснофлотской) от Собора Александра Невского эта икона была передана в эту часовню, и часовня стала называться Казанской, в честь ее главной иконы. Потихоньку в часовню стали ходить верующие, приносили так же иконы, ставили свечи, участвовали в благоустройстве этой часовни. В часовне от Собора Александра Невского служился и служится перед иконой Казанской Божией Матери молебен. Сейчас у часовни, к сожалению, разрушается потихоньку кровля, в часовню поступает влага, отслаивается штукатурка, темнеют иконы. Нашлись добровольцы для ремонта крыши, но пока нет средств. Интересно, что похожая часовня стоит на улице Варварской. У этих двух часовень оказалась интересная история. Дело в том, что часто в источниках об этих часовнях говорится, что обе они спроектированы и возведены нижегородским архитектором А.К.Никитиным и т.д.
Но вот произведено новое расследование по этим двум часовням А.И. Давыдовым, с выводом, что эти 2 часовни имеют другую историю их происхождения. Так как с сайта «Открытый текст» копирование, кажется, запрещено, ссылка на тему этих двух часовен:
http://www.opentextnn.ru/space/nn/church/?id=4341

Прикрепленный файл: 2.png
---
Фамилии в роду: Недошивины, Кувыкины, Телеховы, Шкеневы-Оникины, Горбуновы, Созоновы, Кожевниковы, Китаевы-Корезины, Курановы, Фарафоновы, Волковы, Пипины, Деулины,
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 43
Продолжение:
НАДПИСЬ на Часовне:
«Часовня святой великомученицы Варвары в память нижегородцев, невинно убиенных в годы лихолетья»
Адрес: Нижний Новгород, Улица Варварская, 36. Комплекс бывшего подворья Ягодинского Введенского монастыря.

Часовня передана Горьковской епархии по просьбе архиепископа Горьковского и Арзамасского Николая.

Прикрепленный файл: ул Варварская 36.png
---
Фамилии в роду: Недошивины, Кувыкины, Телеховы, Шкеневы-Оникины, Горбуновы, Созоновы, Кожевниковы, Китаевы-Корезины, Курановы, Фарафоновы, Волковы, Пипины, Деулины,
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 43
snegir33333:Тут промелькнула фотография ул.Полевой(ныне ул.М.Горького),и там справа почти не замечена церковь Всех Скорбящих Радосте - подворье Малопицкого Скорбященского монастыря,что находился в Нижегородском уезде в с.Малая Пица. Прилагаю фотографии этой церкви, она находилась почти напротив к/т Спутник, что на ул.Горького.


Прикрепленный файл: 1960 - 1975 ул Горького.jpg
---
Фамилии в роду: Недошивины, Кувыкины, Телеховы, Шкеневы-Оникины, Горбуновы, Созоновы, Кожевниковы, Китаевы-Корезины, Курановы, Фарафоновы, Волковы, Пипины, Деулины,
snegir33333

Сообщений: 200
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 64
Волга252 Спасибо! Это и есть она.
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2443
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803
https://www.FB [запрещен в РФ]/www.gttp.ru

Много фото (группа в Фейсбуке)
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 43
Очень заинтересовала церковь, купола которой виднеются на многих старых фото Нижнего Новгорода – его центральной части. Оказалось, что это Николаевская Верхнепосадская церковь у драмтеатра (с 1850-х гг. она же – Тихвинская). Церковь, как и многие другие была уничтожена, но история ее уникальна и с продолжением, о чем захотелось поделиться.
О первоначальной деревянной церкви во имя Святителя Николая в Сотной грамоте сказано, что она была «устроена на подклетех, и с папертью». Первое упоминание о Никольской нижегородской верхнепосадской церкви содержится в «Писцовых книгах» за 1621—1622 годы. Находилась она вблизи Никольских ворот кремля, и была «деревяна на подклетах вверх шатром и с папертью», строение Михаила Спирина. Упоминаемый строитель этого храма Михаил Спирин — балахнинский купец и солепромышленник, жил на рубеже XVI—XVII вв. Можно предположить, что в конце XVI столетия церковь уже существовала, и если учесть название улицы Никольской, а главное Никольской башни, то была она и того ранее. В 1715 году деревянная церковь сгорела, и в 1740—41 гг. тщанием приходских людей была построена каменная трехпрестольная церковь. Спустя столетие на средсва купца Александра Ивановича Костромина * она была перестроена. В обновлении церкви участвовали генерал Махотин с супругой и купцы Щукины, состоявшие в приходе церкви. «Церковь каменная, с таковою же колокольней, крепка, поместительна, при церкви имеется каменная сторожка». Н. Храмцовский описывает ее внутреннее убранство так: «Иконы в главном иконостасе греческого стиля, высокой работы, в приделах же — живописные. Ризницы, паникадила и вся вообще утварь Никольской церкви великолепна и изящна… По внутренней отделке, богатству украшений и ризницы, а особенно по вкусу, с каким все устроено и украшено в Никольской церкви, она есть одна из лучших церквей города…».
Купец Костромин пожертвовал храму капитал на строительство домов для причта , которые и были выстроены в 1844 году. В 1856—1877 гг. на церковные средства были сооружены два каменных двухэтажных флигеля и три одноэтажные лавки. (Это дома 9-а и 9-б на Большой Покровской, то есть часть улицы до магазина «Рубин»). В память спасения царской семьи в 1888 году по красной линии улицы, между домами причта, была возведена красивейшая каменная часовня. В 1913 году, к 300-летию дома Романовых, при церкви была открыта богадельня-приют, в которой имели призрение 15 старушек из мещан, цеховых и крестьян. Все строения размещались на церковной земле. Под усадьбой в общей сложности числилось 1348 кв. сажен. Доход от лавок, часовни, доходных домов шел на содержание причта, богадельни, домов священнослужителей и самого храма в центре города. В приходе Никольской церкви официально значилось 54 дома, в среднем одна тысяча прихожан различных сословий.

Прикрепленный файл: 2050b.jpg
---
Фамилии в роду: Недошивины, Кувыкины, Телеховы, Шкеневы-Оникины, Горбуновы, Созоновы, Кожевниковы, Китаевы-Корезины, Курановы, Фарафоновы, Волковы, Пипины, Деулины,
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 43
Продолжение: В штате было два священника, диакон и два псаломщика. В 1870-е годы при храме был утвержден дополнительный второй штат священнослужителей. Настоятелями Верхнепосадской Никольской церкви были лучшие выпускники духовных учебных заведений, умнейшие, образованнейшие пастыри. Трое из них были близкие знаменитого нижегородца литературного критика Николая Добролюбова. В первой трети XIX века настоятелем церкви многие годы был Василий Феодорович Покровский — дед Николая Александровича Добролюбова по материнской линии. После смерти Покровского в 1834 году на его дочери, Зинаиде Васильевне, женится Александр Иванович Добролюбов и получает приход ее отца, а именно Никольскую церковь. Он окончил Нижегородскую Духовную семинарию и двадцать лет прослужил настоятелем храма. Это именно при нем были построены два трехэтажных дома для причта. После скоропостижной смерти Александра Добролюбова на его дочери Антонине (сестре Николая Александровича) женится Михаил Алексеевич Костров и получает настоятельское место. Он являлся давним другом семьи Добролюбовых, когда-то был учителем Николая Александровича, готовил 11-летнего мальчика к поступлению в духовное училище. Сам же Костров был выпускником Московской Духовной академии. В период его настоятельства в Никольском храме на церковной усадьбе были выстроены двухэтажные флигели и каменные лавки. В дальнейшем сравнительно недолго, в общей сложности по пять—семь лет, служили: кандидаты богословия — Дмитрий Александрович Добролюбский (при котором и возводится часовня) и Алексей Александрович Порфирьев, который одновременно исполнял обязанности библиотекаря в семинарии и преподавал историю и обличительное богословие (раскола). Следующий пастырь, протоиерей Павел Петрович Иорданский на свои средства и средства причта произвел в конце XIX столетия капитальный ремонт домов священнослужителей. В 1895 году в Никольскую церковь вторым священником был рукоположен Василий Георгиевич Лебедев. За восемь лет до этого назначения он окончил Нижегородскую семинарию, вторым учеником по курсу. Через двенадцать лет службы, после смерти отца Павла Иорданского, он был назначен настоятелем церкви и прослужил в ней до момента ее ликвидации, в общей сложности 37 лет. На его долю и пришлись годы невиданного лихолетья. После Октябрьской революции на православную церковь в России начались массовые гонения, выражавшиеся в самых различных формах. Национализированы были земля и собственность церкви. Верхнепосадская Никольская церковь лишилась домов, флигелей и лавок. Изменилось и юридическое положение приходских церквей: при храме была зарегистрирована община, с поименным списком верующих, входящих в ее состав. Из членов общины избирался Приходской совет, а настоятель церкви — протоиерей Василий Лебедев — стал его председателем. 13 ноября 1918 года община в количестве 340 человек заключила с органами государственной власти соглашение, по которому церковь Святителя Николая переходила в ее пользование.
Приходская община выполняла все условия, поставленные ей при передаче храма, производя из своих средств необходимый ремонт как внутри, так и снаружи церкви, и храм находился в должном порядке. Но власти не оставляли церковь в покое. От Нижегородского Комиссариата по отделению Церкви от государства постоянно в приход приходили представители «Комиссии по вопросам культа». Одни работники этой Комиссии обмеряли здание церкви, чертили планы, простукивали стены храма и колокольни, на предмет их прочности.
Другие запретили существование при храме богадельни, притеснили, уплотнили больных и обездоленных ее обитателей, угрожая и вовсе выселить несчастных стариков на улицу.
Третьи запретили звонить в колокола, ссылаясь на жалобы из больниц, школ, детских домов и т.н. ЖАКТов района: «колокольный звон препятствует нормальной жизни указанных организаций и населения». В 1920-е годы опустошали Никольскую церковь, наряду с другими храмами Нижнего Новгорода, Комиссии по изъятию «из рук церковников предметов историко-худо-жественного значения, которые представляют материальную ценность и передали их на хранение в государственный музей». Для этих целей все имущество храма описали, а затем изъяли все самые ценные, самые уникальные иконы, оклады, потиры, кресты, подсвечники, лампады и другие предметы церковной утвари.
Отец Василий с причтом и старостой церкви заполняли оголенные места от исчезнувших икон старого иконописного письма в дорогих ризах из чеканного серебра, с жемчугом и ажурной цветной эмалью, обычными иконами хорошего письма, на которых уже не было столько убранства, но с которых все также смиренно созерцали лики святых угодников Божьих. Процесс закрытия и сноса церквей в Нижнем Новгороде начался еще в 1918 году, и за последующие 12—13 лет было закрыто 42 молельных здания и 6 молельных помещений, из этого количества 11 снесено, 26 переоборудовано и использовано и 11 занято без переоборудования.
Среди закрытых храмов в 1930 году числилась и церковь Святителя Алексия, митрополита Московского, на Благовещенской площади (пл. Минина). В письме верующих нижегородцев в Москву, во ВЦИК, сказано, что: «В 1929 году к общине Никольской присоединилась община соседнего закрытого Алексеевского храма <…> в числе 160 человек, зарегистрированы, они как члены Никольской православной общины». Таким образом, произошло объединение двух приходов в одном храме.
В 1931 году в состав Никольской общины вошел еще приход в количестве 200 человек из ликвидированного Тихоновского храма (на ул. Ульянова). И к этому моменту, в Никольской общине по официальным данным уже насчитывалось 600 членов. Впоследствии на храмы Нижнего Новгорода обрушился поток всевозможных решений, постановлений и резолюций как от местных властей, так и от центральных.
Выписка из приказа по Нижкомхозу: «В связи с выявившимся кризисом кирпича на строительный сезон 1929—30-х гг. предлагаю: жилищному подотделу и тресту Нижкомстрой в двухнедельный срок собрать полные сведения по всему Нижнему Новгороду о всех зданиях, включая и церкви, по возможности их разборки».
Через пять недель данный список был готов. «Нижкоммунстрой просит Президиум Горсовета санкционировать ему передачу намеченных НКХ разборку нижеследующих закрытых церквей и часовен: 1) Троицкая церковь на Кооперативной улице (ул. Рождественская). 2) Козьмодемьянская церковь на той же улице. 3) Казанская церковь на Зеленском съезде. 4) Часовня на Варварке. 5) Часовня на Свердловской (Покровской) улице и два магазина при ней, на участке Никольской церкви с тем, чтобы полученный от разборки этих зданий строительный кирпич остался в распоряжении Нижкоммунстроя». Обмеры и простукивание стен храмов впоследствии обосновали заключение технической Комиссии при участии представителя Крайстройконтроля от 25 января 930 года: «…здание Никольской церкви в Нижнем Новгороде признано подлежащим сносу вследствие деформации стен и неравномерной осадки всего здания, расположенного возле бровки оврага Зеленского съезда… Комиссия считает, наиболее целесообразным использование участка под застройку многоэтажного здания общественного назначения, причем для освобождения участка церковь должна быть снесена ввиду имеющихся у нее дефектов и могущего быть, увеличения их от несвоевременного производства работ и реставрации церкви».
Важно отметить что, на этом документе есть такая приписка, что: « …священник Лебедев от подписи данного акта отказался, так как по его словам он на свой храм не хочет допустить возможного, т. е. не хочет быть членом комиссии, которая осматривала церковь в плоскости сноса ее, так как он в церкви служит, тем самым добывает себе средства к существованию».
На основании такого заключения Нижегородское краевое административное управление в феврале 1930 года подает в Президиум крайисполкома «Представление о закрытии и сносе Никольской церкви», и крайисполком 16 марта 1930 года выносит постановление о том, чтобы «…договор с обществом верующих на пользование Никольской церковью в г. Нижнем Новгороде расторгнуть, церковь эту закрыть и здание ее снести».
На оборотной стороне этого документа, написано: «Постановление объявлено».
В ответ на решение местных властей о сносе храма, прихожане обратились с жалобами в различные инстанции: «В 1930 году было объявлено председателю приходского исполнительного органа (протоиерею Василию Лебедеву), что храм Никольский постановлено закрыть и снести и что на обжалование этого постановления дается двухнедельный срок. Постановление Крайисполкома было обжаловано во ВЦИК, храм стоял и стоит до настоящего времени и мы спокойно исполняли в нем религиозные нужды…».
Пока верующие ждали ответа из Москвы, деятели нижегородских властных структур и государственных учреждений «хоронили церковь». Из переписки о закрытии Никольского храма: «Народный Комиссариат по просвещению Главнаука <…> сообщает, что не возражает против разборки здания Покровской церкви (1709—1826 гг.) и Никольской 1841 года, не представляющих собой историко-архитектурной ценности». В Президиум Нижкрайисполкома: «По наведенным справкам в Крайадмуправлении, группа верующих возбудила ходатайство об отмене решения, причем результаты ходатайства до сих пор не известны. Имея в виду, что на участке расположения Никольской церкви предназначено строительство городской гостиницы, и церковь по решению Горсовета подлежит сносу с использованием кирпича на нужды строительства, вопрос о закрытии церкви является решающим вопросом…». Подпись — Председатель Свердловского райсовета А. Рощин.
Своим решением Президиум Нижгорсовета также согласился со сносом храмов в центре Нижнего Новгорода: «…с предложением Главнауки согласиться и предложить Нижкоммунстрою снести Покровскую, Никольскую и Благовещенскую церкви». В свою очередь «хор» из Советов всех уровней «охлаждает» Москва: «ВЦИК принял обжалование расторжения договора с группой верующих и изъятия молитвенного здания Николаевской церкви в г. Нижнем Новгороде, по Зеленскому съезду. По поручению
члена Президиума ВЦИК т. Смидовича секретариат Председателя ВЦИК просит выслать в месячный срок Ваш доклад и исчерпывающие данные… Необходимо приложить план имеющихся в распоряжении суммах на переустройство. До решения дела ВЦИКом здание церкви остается в пользовании верующих» — Подпись: Замзав секретариатом Председателя ВЦИК Бабинцев. Препровождается в Адмуправление для исполнения».
Данное письмо отправляется в соответствующие инстанции городских властей и всем вышеназванным организациям, стремившимся ликвидировать храм. Инспектор Административного надзора тов.Бородин дал письменные уведомления, о том, что: «Адмнадзор КАУ сообщает, что дело по закрытию Никольской церкви находится во ВЦИКе и до решения последним данного вопроса церковь остается в пользовании верующих».
Письмо из Москвы продлило жизнь Никольской церкви еще на два года. И если бы не местные «деятели и строители социализма», а возможно и ведомственные (корпоративные) выгоды, добивавшиеся ее уничтожения, то она могла бы существовать до сих пор. Доклад, который запросила Москва исполнить в месячный срок, был отослан уже через неделю, 18 апреля. «По ходатайству Нижпромкредитсоюза НКХ Нижкрайсовета отвело для постройки дома Промкредитсоюза место на Театральной площади близь улицы Якова Свердлова, занятое в настоящее время Никольской церковью. Мотивами для занятия данного участка земли служит невозможность получения другого соответствующего участка в центре города».
Далее в документах излагается техническое заключение о трещинах, о неравномерной осадке, о тяжести храма и колокольни, об опасном расположении строения у бровки оврага. Противореча всему этому, чиновники также пишут: «Учитывая, что место расположения церкви центральное, сам участок размером весьма значителен и вполне соответствует под застройку… многоэтажного здания общественного значения со сносом церковного здания. Краймузей, на учете которого состоит указанное здание, против сноса не возражает… верующие могут удовлетворить свои религиозные потребности в других остающихся 16-ти церквах. На основании вышеизложенного Президиум Крайисполкома просит… Постановление о закрытии и сносе Никольской церкви утвердить, и ходатайство общества верующих Никольской церкви оставить без удовлетворения. Председатель Нижкрайисполкома».
Для реализации данного ходатайства нижегородских властей в Москве уже в те годы действовал постоянный представитель Нижкрайисполкома, которому и посылались на этот счет свои директивы: «…ПередПрезидиумом ВЦИКА возбуждено ходатайство… о закрытии церкви. До сих пор ответа не имеется. Необходимо принять меры к продвижению». В апреле 1931 года крайисполком вновь возбуждает ходатайство, в котором пишет,что: «Вопрос о необходимости сноса Никольской церкви достаточно ясен — оставлять ее без капитального ремонта нецелесообразно». Но Москва молчала весь 1931 год, не давая никакого ответа, очевидно в силу тех обстоятельств, что ВЦИК был завален подобного рода прошениями активистов с мест и жалобами верующих. В феврале 1932 года Нижкрайисполком начинает очередную атаку Комиссии по вопросам культа при Президиуме ВЦИК. «Считая, что дело о ликвидации Никольской церкви не может вызвать в Президиуме ВЦИК каких либо сомнений, местными органами уже решен вопрос о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположена церковь. В план строительства текущего года включена постройка на этом участке многоэтажного здания гостиницы «Интурист». В ответ на очередной запрос с Нижегородчины, из Москвы отписали, что в Комиссии есть дело о закрытии данного храма, и окончательное решение не вынесено из-за нехватки всех необходимых документов.

фото: за зданием - сейчас магазин Рубин на Б.Покровской - виднеется колокольня этой церкви,

Прикрепленный файл: нижний н театр пллощадь.jpg
---
Фамилии в роду: Недошивины, Кувыкины, Телеховы, Шкеневы-Оникины, Горбуновы, Созоновы, Кожевниковы, Китаевы-Корезины, Курановы, Фарафоновы, Волковы, Пипины, Деулины,
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 43
Продолжение: Ни вандалы, ни варвары, ни ордынцы какие-нибудь приступали к храму с огнем и мечом, но различного рода «Комиссии» и исполкомы, в которые входили местные жители, добивавшиеся сноса церкви. Еще за два года до ликвидации храма, в 1929 году нижегородцами было сделано такое заявление: «Мы рабочие и служащие Нижегородского Промыслово-производственного кооперативного товарищества «Швейник» накануне предстоящих праздничных дней «Рождества», заявляем: В дни культурной революции, когда каждый рабочий должен заботиться о своей культурности, сознавая всю важность культурности рабочего советской страны, а мы кустари кооперативные и организованные советским правительством имея еще не особенно яркие результаты в нашей культурной работе, считаем что с бытом старым, бытом мракобесия и беспросветной религиозности нужно покончить, нужно наступить на религиозные праздники и жульнические мероприятия, проводимые во имя религии — путем культурного похода, путем культивирования и просвещения широких слоев трудящихся кустарей.
Мы предлагаем дабы иметь постоянный очаг культуры — клуб для кустарей, в котором широко развернуть столь важную работу, необходимо закрыть одну из церквей Нижнего Новгорода, в частности церковь, находящуюся у городского театра. Пусть трудящиеся массы кустарей получат культурно-просветительское образование, пусть кустарь перевоспитает себя, имея клуб, свой клуб».
А чиновники вновь и вновь писали в столицу: «…церковь по настоящее время остается в пользовании верующих, но вокруг нее вся территория огорожена – занята стройматериалами и уже начаты работы по постройке гостиницы «Интурист», — и не дожидаясь ответа из Москвы выносят свой приговор храму. 23 февраля 1932 года, по ходатайству Свердловского райсовета, решением крайисполкома Никольская церковь была определена к закрытию и сносу для освобождения места под постройку гостиницы. Спустя шесть дней, 29 февраля, члены исполнительного и ревизионного комитетов Никольской приходской общины были вызваны в Свердловский райисполком, где им объявили о закрытии и сносе храма. В ответ на данное решение, 2 марта община во главе с протоиереем Василием Лебедевым подает снова прошение во ВЦИК, где сообщает: «Тов. Журин, объявивший постановление, сказал, что ходатайство общины будет безуспешным, так как Райсовет пошлет во ВЦИК своих представителей поддерживать постановление о закрытии и сносе храма. Но, принимая во внимание, что мы выполняли и выполняем принятые по соглашению обязательства и что недавно, в январе текущего года произвели необходимый ремонт в ризнице храма с разрешения коммунального отдела и что Центральная власть более объективна в разрешении этих вопросов… — просим ВЦИК отменить…постановление Райсовета о закрытии и сносе нашего Никольского храма…церковь производящейся стройке не мешает и верующие не касаются места, где производится стройка, а пользуются отведенными строителями путями для прохода к храму…».
10 марта, аналогичное прошение с мольбами сохранить храм поступает от верующих и в крайисполком. Но, на письмо их была наложена резолюция: «Оставить без удовлетворения». А на следующий день, 11 марта 1932 года, из Москвы в Нижний Новгород партийным руководителям пришел долгожданный ответ: «Ваше постановление от 16 марта 1930 года о ликвидации и сносе Никольской церкви по Зеленскому съезду в г. Нижнем Новгороде вступило в законную силу. Объявите об этом заинтересованной группе верующих. Председатель Комиссии, член Президиума ВЦИК Смидович П.».
Таким образом, руки строителям были развязаны, и они приступили к сносу храма. Нижкоммунстрой для этих целей разработал два важных документа: «Заключение по предварительному надзору», своеобразные правила по технике безопасности. В них предписывается установить дежурство сторожа около разбираемого здания, назначить ответственного бригадира, снабдить рабочих инструментами, обеспечить исправные лестницы, прочные леса с высокими перилами, желоба для спуска кирпича и прочее.
Второй документ – «План работ по разборке церкви на Театральной площади», где в частности было записано, что: 1) Разборка железной кровли… 2) Разборка кирпичных частей… 3) После разборки главы разбирается купол… 4) Разборка колокольни начинается после окончания разборки купола и 50 % главной части. Полученный кирпич спускается на землю внутрь колокольни, винтовым желобом… 5)Разборка пола из метлахских плит должна быть закончена до вскрытия сводчатой части перекрытий… 6) Все работы по разборке церкви предположено производить постепенно, вручную, без применения взрывного способа».
Именно последний пункт этих правил, и способствовал тому, что при ликвидации Никольской церкви не было затронуто древнее православное кладбище вокруг храма, которое было обнаружено, спустя десятилетия, в 1997 году, при сносе гостиницы «Москва». В результате археологических изысканий было найдено около 300 погребений, в большинстве своем датируемых XVIII веком.
25 мая 1932 года Нижегородские власти рапортовали в Москву, «…о сносе вышеназванной церкви объявлено заинтересованной группе верующих. Церковь снесена». Священнослужители и прихожане Никольского храма 20 августа официально были вынуждены перейти в Варварскую церковь. На тот момент в составе общины уже значилась бывшая Алексеевская — 180 чел., Тихоновская — 222 чел., Георгиевская и собственно сама Никольская — 200 чел. Варварский храм будет закрыт позднее, после массовых расстрелов в 1938 году, по причине отсутствия в ней священников.
Автор Вяхирева Г. Н. История «приговора»по делу Верхнепосадской Никольской церкви . НИЖЕГОРОДСКАЯ СТАРИНА •16•2008
Ссылки:
Журнал Нижегородская старина 2008 г № 16 можно скачать здесь: http://nipol.ucoz.ru/load/nizh...8-1-0-3181
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2443
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 803
Волга252
Галина, огромное спасибо за чудесную подборку с фото! меня эта церковь тоже очень интересует, так как в ней в конце18 века - и до 1811 г. служил мой двоюродный 5-прадед протоиерей Василий Иванович Зеленецкий.
в №15 Нижегородский епархиальных ведомостей за 1890 год есть интересная статья: "Из летописи Николаевской верхнепосадней церкви города Нижняго-Новгорода."
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 15 16 17 18 19 * 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: Perrula
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник perrula » Церкви нижегородской епархии (галерея) [тема №43718]
Вверх ⇈