Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Переписывание истории.

Новое долгожданное пособие по истории Украины для вузов, возвращает нас в 1937.
И в РФ так же коммисия за историю в пользу России.
Куда деться?

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9  10 11 12 13 14 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: Irina Ol, Мурзилка, Bigger
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24896
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20557
Теперь у нас богословский спор?
Вы забыли про Духовную коллегию, Регламент, Святейший Синод и обер-прокуроров Св. Синода.
Патриаршество, как таковое, не было упразднено законодательно, просто после смерти Адриана, Соборы не собирались и патриархи не избирались, местоблюстители были, чем занимались? Место блюли, на всякий случай, если бы Реформы Петра провалились!

В любых спорах истина где-то рядом, а вовсе не по середине.
Начинаем спор-дискуссию за здравие yahoo.gif , а кончаем за упокой cray.gif !

А.С.Мельков
Коломенская Духовная Семинария
(Московская епархия РПЦ)

http://www.hist.msu.ru/Science/LMNS2002/04.htm

Церковная реформа Петра I как опыт государственной секуляризации

В системе петровских преобразований церковная реформа не была случайным эпизодом. Скорее напротив, эта реформа была чуть ли не самой последовательной и принципиальной. Это был властный и резкий опыт государственной секуляризации. Опыт этот удался. В этом лежит весь смысл, вся новизна, вся острота, вся необратимость петровской реформы. Конечно, у Петра были 'предшественники', и реформа уже задолго до него 'подготовлялась'. Но вся эта подготовка была еще несоизмерима с самой реформой, и Петр слишком мало похож на своих предшественников. Однако несходство это не только в одном темпераменте, и не в том, что Петр повернул к Западу. В самом западничестве он далеко не был первым, не был и одиноким в Москве конца XVII столетия. Ведь к Западу Московская Русь обращается и поворачивается уже намного раньше. И Петр застает в Москве уже целое поколение, выросшее и воспитанное в мыслях о Западе, если и не в самих западных мыслях. В среде прочно осевших Киевских и 'литовских' выходцев он находит себе первое и активное сочувствие своим начинаниям. Т.е. новизна петровской реформы лежит не в западничестве, а в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом. Так реформа была задумана, так она была воспринята и пережита. Ведь и сам Петр хотел разрыва. У него с детства была психология революционера. Поэтому он создавал и воспитывал психологию переворота. В Петре были ясно видны черты сходства с большевиками. "Он и был большевик на троне. Он устраивал шутовские, кощунственные церковные процессии, очень напоминающие большевистскую антирелигиозную пропаганду" [1], - справедливо говорит Бердяев.

И именно с Петра начинается великий и подлинный русский раскол! Раскол не столько между правительством и народом (как это думали славянофилы), сколько между властью и Церковью. Происходит некая поляризация душевного бытия России. Русская душа раздваивается и растягивается в напряжении между двумя сосредоточиями жизни: церковным и мирским. С Петра мы вступаем окончательно в критическую эпоху. Петровская реформа означала сдвиг, и даже надрыв во всех душевных глубинах. При этом изменяется самочувствие и самоопределение власти. Она самоутверждается в своем самодовлении, утверждает свою суверенную самодостаточность. Именно в этом вбирании всего в себя государственной властью и состоит замысел того 'полицейского государства' которое заводит и учреждает в России Петр. Само 'полицейское государство' есть не только и даже не столько внутренняя реальность. Нет, не столько строй, сколько стиль жизни. Чувствуется не только политическая теория, но и религиозная установка, и в своем попечительном вдохновении 'полицейское государство' неизбежно оборачивается против Церкви, такое государство единолично и единодержавно берет на себя безраздельную заботу о религиозном и духовном благополучии народа. Империя не стала органической, и она легла тяжелым гнетом на русскую жизнь. От реформы Петра идет дуализм, столь характерный для судьбы России и русского народа, в такой степени неведомый народам Запада. Если уже Московское царство вызывало религиозные сомнения в русском народе, то эти сомнения очень усилились относительно петровской империи. И только в пределах государственной делегации (vicario nomine) и поручения Церкви отводится в системе народно-государственной жизни свое место, но только в меру и по мотиву государственной полезности и нужды. Здесь ценится или учитывается не столько истина, сколько гордость, пригодность для определенных политико-технических задач и целей. Закономерно духовенство обращается в своеобразный служилый класс.

"Полицейское" мировоззрение развивается исторически из духа Реформации, когда тускнеет и выветривается мистическое чувство церковности, когда в Церкви привыкают видеть только эмпирическое учреждение, в котором организуется религиозная жизнь народа. С такой точки зрения и церковность подпадает и подлежит государственной централизации. Такая новая система церковно-государственных отношений вводится и торжественно провозглашается в России в "Духовном Регламенте". Его смысл очень прост и слишком ясен. Это есть программа русской Реформации.

"Регламент" был общим делом архиепископа Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашел понятного исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Прокопович исходит из известного реформационного принципа или постулата: cujus regio - jus religio (чья земля - того и вера - лат.). Государь, и именно как государь есть хранитель обеих скрижалей - custos untrisque tabulae. Справедливо говорит о Феофане Флоровский: "человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типичный наемник и авантюрист... Вернее назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его "агентом Петровской реформы""[2]. Действительно, Феофан не то, что примыкает, он буквально принадлежит к протестантской схоластике XVII века. Его сочинения вполне умещаются в системе немецкого реформированного богословия. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации.

Поражает и то, что по форме и по изложению 'Регламент' менее всего регламент. Это скорее рассуждение, а не уложение. Именно в этом его исторический смысл и вся сила. Это даже более: объяснительная записка к закону, нежели чем сам закон. Но для петровской эпохи вообще характерно, что под образом законов публиковались идеологические программы. И в этом смысле 'Регламент' есть, в сущности, политический памфлет. Это больше чем закон. Это манифест и декларация к новой жизни. И с намерением под таким памфлетом и почти сатирою отбирались и требовались подписи духовных властей и чинов, и при том в порядке служебной покорности и политической благонадежности. Петр в России хотел церковное управление организовать так, как было оно организовано в протестантских странах. Ю.Ф.Самарин верно заметил о Петре: "он не понимал, что такое Церковь, он просто ее не видел, и потому поступал, как будто ее не было". Источник церковных реформ Петра всегда лежал именно в этом религиозном неведении и не чувствии. Потому как нужно различать замысел и исполнение. И в этом смысле петровская реформа не удалась! Ведь "Духовный Регламент" есть только программа реформы. Именно программа, но не итог. И не вся программа была исполнена и не вся оказалась исполнима. Сбылось сразу и больше, и меньше, чем было задумано. Эта петровская Реформация в Русской Церкви осталась внешним насилием, она заставила церковный организм сжаться, но не нашла требуемого отзвука в глубинах церковного сознания. В своем эмпирическом составе и в историческом образе жизни Русская Церковь была глубоко встревожена и сотрясена этой Реформацией, и никогда петровская реформа не была скреплена или признана церковным согласием или волей, она проходила совсем не без протестов. И временами, в этот век розысков и доносов, государственное "попечение" о Церкви оборачивалось откровенным и мучительным гонением под предлогом государственной безопасности и борьбы с суеверием. И хотя многие принимали политическую реформу Петра и готовы были идти с ним, но не все были готовы и не многие могли принять его Реформацию.

Фактически же в России, с реформами установился некий 'цезарепапизм' в духе Реформации. Сам 'Регламент' остался только актом государственного законодательства, и не имел никакого канонического достоинства. Этот 'цезарепапизм' никогда не был принят, освоен или признан всем церковным сознанием или совестью. Главное было в том, что мистическая полнота Церкви не была повреждена. И Петровская реформа разрешилась протестантской псевдоморфозной церковности. Тогда начинается 'вавилонское пленение' Русской Церкви. Духовенство становится с той поры 'запуганным сословием'. Отчасти оно опускается или оттесняется в социальные низы. А на верхах устанавливается двусмысленное молчание. Лучшие замыкаются внутри себя, уходят во 'внутреннюю пустыню' своего сердца, ибо даже во 'внешнюю пустыню' в XVIII веке уходить не дозволялось. Эта запуганная скованность духовного чиноначалия есть один из самых прочных пороков петровской реформы. И в дальнейшем русское церковное сознание долгое время развивается под двойным торможением - административным приказом и внутренним испугом.

До самого воцарения Елизаветы Петровны протестантизм в России был как бы под неким особым и преимущественным покровительством государственных законов. Впоследствии Екатерина Великая утверждала, что нет "почти никакого различия" между православием и лютеранством (а может и вовсе, это различие в духе реформ и под их прессом у нас тогда действительно просто истерлось и истлело!). В аннинское время, т.е. при Бироне, отношение власти к Церкви было особенно острым. "На благочестие и веру нашу православную наступили, но таким образом и претекстом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное искореняют".[3]

В итоге, попущенное Петром, идеологическое разрушение Феофаном православно-канонического строя Русской Церкви "осталось в нашей истории никем не повторенным фортиссимо, лишь затуманенным забвением более чем в течение 250 лет" [4]. Так Петр, создавший Св.Синод по немецкому лютеранскому образцу, жестоко поработил и ослабил Церковь. Но эта церковная реформа так же стала возможна в результате внутреннего ослабления самой Церкви, невежества иерархии и потери ее нравственного авторитета. В этом-то и лежит основной урок петровской Реформации.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Бердяев Н. Самопознание. М., Харьков, 1998. С. 25.
[2] Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 89-90.
[3] Там же. С. 95.
[4] Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997. С. 342-343.
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
anto

Сообщений: 5793
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4464

valcha написал:
[q]
Патриаршество, как таковое, не было упразднено законодательно, просто после смерти Адриана, Соборы не собирались и патриархи не избирались, местоблюстители были, чем занимались?
[/q]

Патриаршество было упразднено в 1721 году с учреждением Святейшего Синода, а не после смерти Адриана в 1700 году. Восточные патриархи признали Синод как высший орган церковного управления. Местоблюстителей после 1721 года до 1917 года не было!
valcha
У Вас странный метод ведения дискуссий. Вместо того, чтобы приводить факты, и высказывать собственное мнение, Вы зачем-то приводите чьи-то изначально спорные аналитические статьи.
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24896
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20557

Какая тут дискуссия? Вы просто обвиняете друг друга в невежестве и не читаете друг друга.
В отличие от Вас я внимательно читаю все реплики.

Спор-то Ваш начался с Блока и его христианских идей в "12" и написания имени Христа!
Уж лучше прочитать хорошую аналитическую статью про реформы Петра и дальнейшую судьбу церкви...., мне она не показалась изначально спорной.
А к единому мнению вы все равно не придете, каждый дудит в свою дуду.



---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24896
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20557

anto написал:
[q]
Патриаршество было упразднено в 1721 году с учреждением Святейшего Синода, а не после смерти Адриана в 1700 году. Восточные патриархи признали Синод как высший орган церковного управления. Местоблюстителей после 1721 года до 1917 года не было
[/q]


Ну и что, это общеизвестные факты, что их приводить? О чем спор?


25 января 1721 г. был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский (бывший местоблюститель, кстати) . В том же году Петр I обратился Константинопольскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 г. Константинопольский и Антиохийский патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.
14 февраля 1721 г. Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

До 1901 г. члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

Император - судья духовный сей Коллегии! Хорошо сказано!
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
anto

Сообщений: 5793
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4464

valcha написал:
[q]

Ну и что, это общеизвестные факты, что их приводить? О чем спор?
[/q]

Вы невнимательно читаете реплики, если пропустили, что выше
Konstantin Ivanov написал:
[q]
раз патриаршество было упразднено в 1701 году, значит император именно в этом году и стал де-факто управлять церковью.
[/q]

Так что, к сожалению, не всем известно, что патриаршество было упразднено в 1721 году...
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14636
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8957

anto написал:
[q]
Патриаршество было упразднено в 1721, а не в 1701 году.
[/q]

Признаю свою ошибку dntknw.gif (тяжело спорить по памяти в полусонном состоянии ранним утром).
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24896
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20557
anto
anto написал:
[q]
Так что, к сожалению, не всем известно, что патриаршество было упразднено в 1721 году...
[/q]


Да, извините, вы правы, де-юре. cray.gif
Хотя, де-факто
anto написал:
[q]
Konstantin Ivanov написал:
[q]
раз патриаршество было упразднено в 1701 году, значит император именно в этом году и стал де-факто управлять церковью.
[/q]
[/q]

Тут слово упразднено мешает, надо было бы что-то другое написать, например: " не изъявив свою монаршую волю на созыв Собора, император фактически упразднил патриаршество, указав (назначив) Стефану Яворскому быть местоблюстителем патриаршего престола и стал де-факто сам .... и т.д."
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Strilbycki
коzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці

Strilbycki

Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна
Сообщений: 3237
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3342
А бьіл ли император в 1701 году, может верно назьівать все своими именами - царь Московский и .....!

22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр I принял титул императора Всероссийского
---



Strilbycki
коzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці

Strilbycki

Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна
Сообщений: 3237
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3342
Наконец нам напишут правильные учебники по нашей истории lol.gif
"Регіони" з "єдіноросами" будуть переписувати історію?
Вівторок, 12 жовтня 2010, 23:28

Необхідно створити на базі Партії регіонів і "Єдиної Росії" спільну комісію для вироблення єдиного підходу до історії.
Таку думку озвучив депутат Державної думи Росії Сергій Марков, повідомляє прес-служба кримської організації Партії регіонів.
Марков заявив, що є членом комісії при президенті Росії з боротьби з фальсифікацією історії (загубили частинку повної нозви комісії, а саме - не в пользу России).
Російський депутат запропонував залучити до роботи спільної комісії союзників Партії регіонів і "Єдиної Росії", а також науковців (що цім науковцям робити в такій компанії?).
"Те, що відбувається з підручниками історії України - це жах. Це настільки позамежна ситуація, що тими, хто свого часу підписував такі підручники, які розпалюють ненависть до Росії, вже б зайнялася прокуратура", - сказав Марков.
"Це ж кримінальна справа. Немає в Європі більше таких підручників з історії, які впровадили "помаранчеві чортенята", - додав він.
Зі свого боку перший заступник глави Партії регіонів, спікер кримського парламенту Володимир Константинов заявив, що вважає вирішення цього питання історичним обов'язком влади.
"Потрібно спокійно розібратися в тих питаннях, які сьогодні стають предметом спекуляцій. У кожного своє бачення, але насаджувати свою ідеологію - небезпечна помилка. Ми повинні дотримуватися загальноєвропейської моралі і виробити єдину концепцію свого минулого", - сказав він. ДАААААААА???? эти господа даже не в курсе, что в Европе нет такого чуда как учебник по национальной истории, там преподают всемирную историю, в которую вписаны и национальные, что наши национальные учебники, это наше наследие СССР \ РИ.
Українська правда (сразу даю ссьілку на российском) - http://www.pravda.com.ua/rus/news/2010/10/12/5471540/
---



litar

litar

Запорожье Украина
Сообщений: 514
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1097
[q]
Це настільки позамежна ситуація,
[/q]
, когда власть, а не историки (хотя они тоже бывают предвзятыми) берется бороться с "фальсификациями".
А
[q]
вироблення єдиного підходу до історії
[/q]
разных государств с разными политическими интересами - это "отвратительное воплощение прекрасных идей" (учитывая наши реалии).
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9  10 11 12 13 14 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: Irina Ol, Мурзилка, Bigger
Вверх ⇈