Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Дьяково


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: kaaskop
ocherk

ocherk

Москва
Сообщений: 255
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 366
Нашла в книге Светланы Алексиевич. «У войны не женское лицо». (1985). Там рассказ длинный. Выбрала только канву:

Мария Ивановна Морозова (Иванушкина)(1924 г.р.), ефрейтор, снайпер:
Там, где стояло мое родное село Дьяковское, сейчас Пролетарский район Москвы. Война началась, мне было неполных восемнадцать лет. Косы длинные-длинные, до колен... Я ходила в колхоз, потом окончила бухгалтерские курсы, стала работать.
Война продолжается... Мои девчонки говорят: "Надо идти на фронт". Записались все на курсы при военкомате. Нас там учили стрелять из боевой винтовки, бросать гранаты. Нас в кружке занималось сорок человек. Из нашей деревни четыре девушки, из соседней - пять.
Скоро появился призыв ЦК комсомола к молодежи, поскольку немцы были уже под Москвой, всем стать на защиту Родины. У меня уже отец воевал. Пришли в военкомат - там много девушек. А отбор был очень строгий. Я боялась, что меня не возьмут, потому что в детстве часто болела, и косточка, как моя мама всегда жалела, слабая. Из-за этого меня другие дети обижали маленькую. Потом, если в доме, кроме той девчонки, которая уходила на фронт, никого больше из детей нет, тоже отказывали, так как нельзя было оставлять одну мать. Но у меня еще были две сестры и два брата, правда, все намного меньше меня, но все равно считалось. Тут еще одно - из колхоза все ушли, на поле некому работать, и председатель не хотел нас отпускать. Одним словом, нам отказали. Пошли мы в райком комсомола, и там отказ. Тогда мы делегацией из нашего района поехали в обком комсомола. Нас опять отправили там домой. И мы решили, коль мы в Москве, то пойти в ЦК комсомола, на самый верх, к первому секретарю. Добиваться до конца...
Вечером добились к секретарю. Нас спрашивают: "Ну, как вы пойдете на фронт, если не умеете стрелять?" Тут мы хором отвечаем, что уже
научились... "Где? Как? А перевязывать умеете?" А нас, знаете, в этом же кружке при военкомате районный врач учил перевязывать. Они тогда молчат, и уже серьезнее на нас смотрят. Ну, и еще один козырь в наших руках, что мы не одни, а нас еще сорок человек, и все умеют стрелять и оказывать первую медицинскую помощь. Решение такое: "Идите и ждите. Ваш вопрос будет решен положительно". Какие мы возвращались счастливые! И буквально через пару дней у нас были повестки на руках...
Пришли в военкомат, нас тут же в одну дверь ввели, а в другую вывели: я такую красивую косу заплела, оттуда уже без нее вышла... Без косы... Постригли по-солдатски... И платье забрали. Не успела маме ни платье, ни косу отдать. Она очень просила, чтобы что-то от меня, что-то мое у нее осталось. Тут же нас одели в гимнастерки, пилотки, дали вещмешки и в товарный состав погрузили на солому. Но солома свежая, она еще полем пахла.
Весело грузились. Лихо. С шуточками. Помню много смеха...
Куда едем? Не знали. В конце концов для нас было не так и важно, кем мы будем. Только бы - на фронт. Все воюют - и мы. Приехали на станцию Щелково, недалеко от нее была женская снайперская школа. Оказывается, нас туда. В снайперы. По окончании курсов огневую и строевую я сдала на "пять".
Ну, и вот прибыли мы на фронт. Под Оршу... В шестьдесят вторую стрелковую дивизию... Командир, как сейчас помню, полковник Бородкин, он увидел нас, рассердился: девчонок мне навязали.
Назавтра заставил показать, как умеем стрелять, маскироваться на местности. Отстрелялись хорошо, даже лучше мужчин-снайперов, которых отозвали с передовой на двухдневные курсы, и которые очень удивлялись, что мы делаем их работу. Мы быстро стали солдатами...
Мы ходили парами, одной от темна до темна сидеть тяжело, глаза устают, слезятся, рук не чувствуешь, тело от напряжения немеет. Перед весной и весной особенно трудно. Снег, он под тобой тает, ты в воде целый день. Плаваешь, а, бывает, что и примерзнешь к земле.
Только забрезжит рассвет, выходили и с наступлением темноты с передовой возвращались. Двенадцать, а то и больше часов лежали в снегу или забирались на верхушку дерева, на крышу сарая или разрушенного дома и там маскировались. Старались как можно ближе найти позицию: семьсот-восемьсот, а то и пятьсот метров нас отделяло от траншей, в которых сидели немцы.
Я мужа на войне встретила, в одном полку служили. У него два ранения, контузия. Он войну от начала до конца прошел, и потом всю жизнь был военным. Двоих детей вырастили, они окончили институты.
Ну, демобилизовали меня, приехала я в Москву.
А от Москвы к нам еще ехать и несколько километров идти пешком. Это сейчас там метро, а тогда были старые вишневые сады, глубокие овраги. Один овраг очень большой, мне через него надо перейти. А уже стемнело, пока я приехала, добралась.
На мое счастье, показалась грузовая машина. Я думаю: проголосую.
Машина остановилась.
- Мне до Дьяковского, - кричу.
- И мне до Дьяковского, - открывает дверцу молодой парень.
Я - в кабину, он - мой чемодан в кузов, и поехали. Видит, что на мне форма, награды. Спрашивает:
- Сколько немцев убила?
Я ему отвечаю:
- Семьдесят пять.
Он немного со смешком:
- Врешь, может, и в глаза ни одного не видела?
А я тут его признала:
- Колька Чижов? Ты ли это? Помнишь, я тебе красный галстук повязывала?
Одно время до войны я работала в своей школе пионервожатой.
- Маруська, ты?
- Я...
- Правда? - затормозил машину.
- До дому-то довези, что же ты посреди дороги тормозишь? - У меня на глазах слезы. И вижу, что у него тоже. Такая встреча!
К дому подъехали, он бежит с чемоданом к моей матери, танцует по двору с этим чемоданом:
- Скорее, я вам дочку привез!
ocherk

ocherk

Москва
Сообщений: 255
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 366
Мария Ивановна Иванушкина (по мужу Морозова) среди выпускников школы снайперов (март 1944 г.).
Центральная женская школа снайперов была организована в Москве в середине 1943 года.

Прикрепленный файл: Ivanushkina.jpg
ocherk

ocherk

Москва
Сообщений: 255
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 366
Дьяково.
Немецкая аэрофотосьемка 1941-1942.

Прикрепленный файл: 8861.jpg
Сергей 81
Новичок

Сообщений: 6
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8
Дьяково Карта Москвы со спутника шпиона 1979 года
[
Изображение на стороннем сайте: 2c022e686a3bt.jpg ]
ocherk

ocherk

Москва
Сообщений: 255
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 366
Дьяково
1951 г. Мосгоргеотрест
Взято с moskva-yug.ucoz.ru предоставил Алексей(al-slimy)

Прикрепленный файл: diakovo2.jpg
Владимир Ж

Владимир Ж

Москва
Сообщений: 543
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 239
http://dedushkin1.livejournal.com/290064.html
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

http://www.oldmos.ru/photo/view/19485
Владимир Ж

Владимир Ж

Москва
Сообщений: 543
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 239
Из рассказа Мамоновой Анастасии Ивановны, сегодня я узнал, что в Дьяковском овраге снимали сцену из фильма «Молодая гвардия». Была построена шахта, в которую сбрасывали молодогвардейцев. Многие жители снимались в этом эпизоде.
ocherk

ocherk

Москва
Сообщений: 255
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 366
Владимир, информация о съемках эпизодов «Молодой гвардии» в Дьяковском овраге очень интересная.
Подтверждение нигде не нашла, более того, во всех воспоминаниях о съемках фильма пишут, что сцена казни снималась в Краснодоне и подчеркивают, что это было принципиальное решение.
Если возможно, расспросите поподробнее у Анастасии Ивановны об этих съёмках.
Это было в 1948 году?
Владимир Ж

Владимир Ж

Москва
Сообщений: 543
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 239
Оля!
Я тоже, когда услышал, очень удивился.
Нашел фильм и начал смотреть, когда ведут из к шахте, то похожие места есть в овраге..
И когда пионеры отдают салют тоже, похоже.
Я обязательно расспрошу, когда она приедет с дачи.
Я в детстве видел, как снимали фильм с Мироновым.
Посмотрев фильм, эпизод не узнал, после монтажа.

Достояние республики (1971) - 13/15
Смотреть с 6.34 минуты
http://www.youtube.com/watch?v=y3c5AZLFPZs&NR=1

Руслан и Людмила (Ruslan i Liudmila) 2 серия 7/7
Смотреть с 2.50 минуты
http://www.youtube.com/watch?v=FgTZ4neArzs&NR=1



olav58

olav58

Московская область
Сообщений: 207
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 103
Спасибо за интересные темы про Дьяково и Коломенское!
Попал сюда почти случайно.
Искал в сети свою фамилию и нашел на сайте:
http://www.proza.ru/2007/09/19/248

Материал Андрея Малинкина о Дьякове:

"Дьяково, Дьяковское, Дьякова-Городище, просто Дьяковка... Так в разные времена называли это место. Но мало кому известно, насколько ярка и одновременно трагична история этого маленького уголка столицы.

«Поклонитесь древней земле предков наших, помяните их в мыслях своих!» Такими словами встречает прохожего двухметровый деревянный крест, установленный на дороге, петляющей по вершинам Коломенских холмов. И по другую сторону креста: «Село Дьяково основано в 1237 году».
В самом деле, лишь на несколько десятков лет, согласно летописным упоминаниям, Дьяково младше самой Москвы. История гласит, что в том самом голу войско хана Батыя осадило Коломну и часть жителей - старики, дети, больные - по льду Москвы-реки перебрались сюда. Кстати, история села Коломенского начинается с того же года.
Археологи же еше в XIX веке обнаружили на месте села Дьяково древнее городище, отнеся его к I веку до н. э. Результаты раскопок, продолжавшихся и при советской власти, вплоть до 30-х голов, говорят о том, что жители городища занимались охотой, рыболовством, гончарным делом. Многочисленным находкам ученые дали тогда название целой археологической культуры - «Дьяковская».
Сегодня здесь два полуразвалившихся домика да несколько деревянных столбов без проводов и фонарей. Электричества нет, воды тоже. А еше лет двадцать назад по двум(!) улицам. Москворецкой и Новой, переименованным позднее в 1-ю и 2-ю Дьяково-Городище, носились куры, бегали ребятишки, на скамеечках возле аккуратных и добротных домов, утопавших в яблоневых и вишневых садах, судачили старушки, обсуждая деревенские новости и вспоминая молодые годы. Возле некоторых домов стояли автомобильные гаражи. Небедно, стало быть, жили...

- Все было, все было, - вспоминает живущий здесь по сей день 89-летний Прокофий Александрович Алисов. Много интересного поведал он и регулярно приезжающий к нему давний друг и бывший односельчанин Павел Петрович Герасимов, недавно отметивший 80-летие:
- Называлось тогда это село Дьяковское. И рождались, и влюблялись, и женились, и на войну уходили отсюда. Сюда же и возвращались, тут и умирали... И мы оба сами тут же родились, и деды наши, и прадеды... А хозяйство действительно было крепкое. Колхоз имени Дзержинского. Потом назывался "Огородный гигант"...И коров держали, и лошадей...
А по дворам - и козы, и свиньи. Так и жило село Дьяковское до конца 70-х годов. Тогда, перед Олимпиадой, помешало кому-то из чиновников местное кладбище. И начался настоящий вандализм. Страшно уничтожали его, варварски... Кто захотел, мог (за 25 рублей) «изъять» останки своих предков и увести куда угодно, на то же Хованское, к примеру. Те же, кто не решился тревожить прах усопших, стали свидетелями жуткой расправы. Сносили кладбище прямо в овраги, что с трех сторон окружили Дьяково. Много лет потом устрашающе щетинились погнутыми могильными крестами и ржавыми оградами склоны Голосова и Садовнического оврагов. А дно их было усеяно обломками древних каменных надгробий. Здесь же в ручье окрестные ребятишки долго еше находили ветхие кости и человеческие черепа...
- А какие тут были памятники! - вспоминают Прокофий Александрович и Павел Петрович. - Высших московских чинов старых времен. Большие, красивые, из белого мрамора! Что порушили, что растащили... Стоят сейчас где-нибудь на других погостах с перебитыми фамилиями...

B низине, на лугу возле Москвы-реки, паслись изрядные стада домашних копытных. Крепкое было хозяйство...
Однажды приехал начальник из администрации, она и сейчас работает… Сказала, что надо благоустраиваться… Дома, где надо, подстроить, где надо - подремонтировать. «Это наша история, и мы обязаны ее беречь!» - важно твердил начальник и уехал. А жители собрали всем миром, как говорится, средства на асфальтирование улиц, на хороший водопровод с колонками (который, кстати, цел до сих пор, там под землёй, А.М.), на яркое освещение с деревянными столбами. Латали крыши, чинили заборы... Были в Дьяковском даже «двушечные» телефонные будки.
Но недолго длилось для села это светлое время. В 1982 году начали Дьяковское сносить. Грубо и методично. Несоглашающимся выезжать жителям, как правило, сначала поджигали сараи, а потом и сами дома. Пожарные машины приезжали заранее. «Бывали случаи, - рассказывают старики, - что люди по ночам из окон выпрыгивали, бросая в домах все имущество... А утром обугленные обломки - под бульдозер, а погорельцы - к власти, соглашаясь уже на любое переселение».
- Это вот все его упорство и мужество! - показывает Павел Петрович на Алисова. - Врос в эту землю. И дом сохранил. А ведь сколько раз пытались снести да поджечь...

- Два раза нападали, - кивает Прокофий Александрович. - А куда я поеду? Поехал бы, кабы было мне лет пятьдесят. А так... - и машет рукой в отчаянии. - Здесь предки мои, мои корни, тут и помру, вот жена со мной тут... Сын навещает... Ну, нет ни света, ни воды, ничего, все обрезали, лишь бы выжить нас... А живём!...
- Сейчас много говорят о восстановлении древнего села...
- А как его восстановишь? Кто будет восстанавливать, да и чем? Коттеджами с подземными гаражами? Да разве ж это история? - возмущаются старики. - Уж лучше оставить все как есть. Вот свет вернули бы да водопровод. Это ведь не только нам нужно. Ведь сколь ко людей проходят здесь. Бывало, уж села не было, а у оставшихся колонок все равно летом очереди. Жарко, где еще воды попить? А водичка здесь хорошая, чистая, ледяная...
Трудно сказать наверняка, вернутся ли в Дьяково жить люди или нет. Будущее покажет. Но есть в Дьякове два места, куда, как говорится, не зарастает народная тропа.

На склоне Голосова оврага лежат два огромных причудливой формы камня-валуна (по словам археологов- - следы ледникового периода), называемых в народе "мужской» и «женский» или Девий. И наделены эти камни по преданию чудесной целительной силой…
Ну а главная местная святыня - красота неописуемая -церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, уникальный памятник русской культуры и архитектуры XVI века.
Храм был воздвигнут в 1529 году и представляет собой сооружение из пяти восьмигранных столпов, объединенных на одном фундаменте. Они словно стянуты вместе крытой галереей, "причем высота центрального столпа - 34,5 метра. Сооружение, бесспорно, грандиозное. А целый ряд архитектурных особенностей, в том числе декоративное оформление (кокошники, пилястры, филенки, фронтончики) позволяют специалистам утверждать, что именно этот храм стал прообразом знаменитого Покровского собора (храма Василия Блаженного, что на Красной площади).
Судьба церкви в XX веке сложилась несколько счастливее, чем у тысяч других русских храмов. Несмотря на то, что она была закрыта в двадцатые годы, но не снесена и простояла несколько десятилетий в беспризорном запустении.
В декабре 1991-го, - рассказывает иеромонах Алексей Иванов, - храм передали Московской патриархии, а меня перевели сюда настоятелем, С тех пор и служу здесь. Меньше чем через год храм освятили, и с того дня богослужения у нас проводятся постоянно. Правда, лишь по выходным и по церковным праздным дням. А восстанавливаемся, конечно, тяжело; все работы проводим своими силами, на свои же средства. А какие у нас средства: свечи, иконки, обряды... Все очень символично. По сей день добрым словом вспоминаем Валерия Шанцева, который в бытность свою префектом нашего округа оказал нам серьезную помощь. Тогда мы наконец сделали отопление, настелили пол, который раньше был земляной, выложенный старыми кирпичами. Потом этими же кирпичами уложили дорожку вокруг храма. По ней и ходим крестным ходом... Да и сейчас нужны серьезные реставрационные работы, сами видите...

Действительно, церковь нуждается в ремонте. Прежде всего страдает внешний облик. Нашлась бы работа и архитекторам-реставраторам, и строителям. Служителям храма и прихожанам здесь никак не справиться.
А как великолепна церковь внутри! Красивейший алтарь, величественные лики святых, обилие свечей - все это на фоне простых побеленных стен и дощатого пола. И запах... Чудесный и неповторимый запах старой русской церкви. И словно Господь становится ближе, а внутри - светлее и теплее.
На месте уничтоженных захоронений повсюду появляются железные кресты, таблички с именами и фамилиями, кое-где возвращены на свои места и сохранив шиеся древние каменные надгробия. И повсюду- венки и даже жи вые цветы. Восстанавливаете! людскими стараниями и памятью Дьяковское кладбище.
Такое вот интереснейшее, чудное место есть в Москве. И вновь наполняются окрестности колокольным звоном. И рука при этом словно сама поднимается в крестном знамении...
Звонят колокола. Значит, жив Храм, живо древнее Дьяково. Жива наша история и человеческая память.

Андрей МАЛИНКИН
"Южные горизонты", сентябрь 2000г."

Интересно, что в других материалах о жителях Дьяково и Коломенское, фамилия Алисов мне пока не встретилась.
---
"Назад к предкам!"

Олисовы, Алисовы, Тарантины ( Владимирская губ., Оренбург), Кузьмины (Самара), Латышевы, Федотовы (Башкортостан), Аквилоновы (Самара, но не только), Адаменко, Руденко, Цысь(Кубань)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: kaaskop
Вверх ⇈