Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Верхоценская солянка

Исторические события разных лет

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Anchut
Anchut
Модератор раздела

Anchut

Сообщений: 554
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 395
Да не только татаровя набеги совершали, но и воровские казаки промышляли бандитизмом, о чём и гласит следующий документ. РГАДА, ф210, Приказной стол, оп.13 ч.1 д.12 за 1624 год
634
Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Ивашка Плещеев челом бьет в нынешнем Государь во 132 -м году ноября в 20 день прислана ко мне холопу твоему в Шацкой твоя Государя Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии грамота. А велена мне холопу твоему козака, каторова привели в Шацкой Сидарка Матвеев да козак Фочка Шевяков, Ивашка Бирюкова вынев ис тюрьмы роспросить подлинна и пытать велеть накрепко сколько давно с Воронежа и от чево сшол на Дон, и жена и дети у нево есть ли и на Воронеже живут или где. И ныде? и где он по сю пору был и товарыщи ево которыя с ним на Хопре были, которова хто города и как имена и прозвища, и каком хто человек был, и сколь давно хто на Дон и от чево сшол, и жены у них и дети или братья есть ли и будет есть и в которых городех живут и как их имена и на воровався тем козаком куда идти и что их умышленья и где их чаять и ныне в которых местех стоят и много ль им в тех местех стоять. Да что козак Ивашка Бирюков в распросе и с пытки скажет и мне холопу твоему о том отписать и распросныя и пыточныя речи прислать к тебе Государю. И вперед в Шацкой всяким людем о таких воровских козакех заказ учинить, будет хто тех воров у каво в Шацком объявятца и оне б всякия люди тех воров у себя не таили. А по роспросу Ивашка Бирюкова тех воровских козаков в которых горадех приезду чаят и мне холопу твоему о том потаму ж велено отписать к тебе Государю и в те городы к воеводам. И я холоп твой по твоей государевой грамоте козака Ивашка Бирюкова вынев ис тюрьмы перед собою роспрашивал сколько давно
635
с Воронежа и от чево сшол на Дон и жена и дети у нево есть ли и на Воронеже ли живут или где, и нде? и где он по сю пору был и товарыщи ево которыя с ним на Хопре были, которова хто города и как имена и прозвищи, и каком хто человек был, и сколь давно хто на Дон и от коле и от чево сшол и жены у них и дети или братья есть ли и будет есть и в которых городех живут и как им имена и на воровався тем козаком куда идти и что их умышленья и где их чаять и ныне в которых местех стоят. И козак Ивашка Бирюков холопу твоему в роспросе и с пытки скозал жилец Воронежа города, а с Воронежа в прошлом во 126-м году сшол на Дон гулять своею охотою и по се места был на Дану, а жены де и детей у нево и племяни нет, и как де они с Дону пошли на Медведицу для тотарскова погрому, а товарыщев де с ним была отаман Тимоха Поп да Ивашка Кругавой да Гришка Долгашея, Шестачко Иванов а каторова они города и какия люди были таво не ведает, Федка Карпов сн прозвища Пауч, Степанька Васильев сн прозвища Коргалец жильцы Курска города да Кубышкою зовут Иванов сн, Шестачко Степанов жильцы с Оскола а какия они люди были и жены и дети и братья есть ли и отчего они на Дон сошли таво не ведает, Кубышкою зовут прозвища Маладой а как ему имя таво не ведает жа а жилец с Воронежа, а у таво де у Кубышки на Воронеже есть дядя Онтонком завут Ермолов сн живет в Затинной слободе у брата своего у Данилка, а от чево он с Воронежа сшол таво не ведает. Да с ним жа де был Ондрюшка Ильин сн Пареной Шацкого уезда Шацкой иль уезда а таво не ведает да от каторова села или деревни, как де они были
636
громили земцов, а в те поры был у них в руках Верхоценские волости села Томникова крестьянин Васка Петелин и тот де Васка таво Ондрюшку Паренова знает, а тот де Ондрюшка Пареной ево Васку и отпустил. А иных товарыщев имены и прозвища не упомнит потаму что сошлись иза многих городков. И как де товарыщи ево покинули в степи а сами пошли воровать и с ними де пошол Верхоценские волости села Томникова Орхангильскова попа Ариста работной козачек, Гаврилком зовут прозвища Медведь, а где де они ныне стоят таво не ведает, а наворовався де им идти на Дон по городкам, а иным пристовать на Медведице. И я холоп твой по тем ево распросным речам села Томникова крестьянина Васку Петелина поставя перед собою роспрашивал про Ондрюшку Паренова да про попова козачка про Гаврилка прозвища про Медведя и Васка Петелин мне холопу твоему в распросе скозал как де он Васка был на реке Хопре в руках у воровских козаков и он де видел Чернеева монастыря Верхоценские волости деревни Княжия крестьянина Ондрюшку Паренова и у таво де Ондрюшки брат радной Данилка Пареной и ныне в деревне Княжой, а попов де козачок Аристав Гаврилка а прозвища Медведь пришол на Хопер Верхоценския волости деревни Пеньков в зимницу к Фоме Маркову. И я холоп твой по Васкиным распросным речам по Ондрюшкова брата Паренова по Данилка посылал разсыльщика. И таво Данилка поставя перед сабою про брата ево про Ондрюшку распрашивал где тот Ондрюшка ныне и сколь давно от нево от Данилка на Дон или по речкам ….(воро-)
637
вать и от чево пашол Данилка Пареной в распросе скозал, жил де брат ево с ним в розделе, а пашол от нево на Дон в прошлом во 126-м году и с тех де мест от нево и по ся места вести и граматки и присылки не было. И я холоп твой таво Данилка Паренова роспрося отдал Чернеева монастыря игумену Ортамону и велел ево беречи до твоево государева указу, а козака Ивашка Бирюкова пытав вкинул в тюрьму до твоево государева указу.
638
От Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии в Шатцкой воеводе нашему Ивану Юрьевичу Плещееву писал еси к нам что по нашему указу велено тебе козака Ивашка Бирюкова которой на Хопре воровал роспросити подленно и пытать накрепко сколь он давно с Воронежа и отчего сшол на Дон и жена у него и дети на Воронеже есть ли и где он по сю пору был и товарыщи ево которые с ним на Хопре были хто которого города и как их имена и прозвища и хто какой человек был, и сколь давно и отчего на Дон хто сшол и жены и дети и братья есть ли и будет есть и в которых городех живут и как их имена и наворовався тем ворам куда идти и что у них (умы-)
639
шленья и ныне в которых местех стоят и много ль им в тех местех стоять. И казак Ивашка в розпросе и с пытки говорил сшол де он на Дон своею охотою в прошлом во 126-м году и был на Дону и по ся места, а жены и детей и племяни у него нет, а пошли оне к Дону на Медведицу для татарского погрому, а товарыщи с ним было атаман Тимоха Поп да Ивашка Круговой, Гришка Долгошея, Шестачко Иванов а которого оне города и какие люди были того не ведает, да Федка Карпов сн Пауч, Степанко Васильев сн Коргалец Курские жильцы, да Оскольские жильцы же Кубышка Иванов Шестачко Степанов, а есть ли у них и жены и дети и братья и отчего оне на Дон сошли таво не ведает, да Воронежской жилец Кубыщка
640
малой, а на Воронеже де у него дядя живет в Затинной слободе Онтонком зовут Ермолин, да с ним же был Шатцкого уезда Ондрюшка Ильин сн Пареной, а иных де он товарыщев имен не помнит потому что сошлися изо многих городков. А как де ево Ивашка товарыщи покинули а сами пошли воровать и с ними пошел Верхоценские ж волости села Томникова Архангельского попа Ариста казак Гаврилко Медведь, а где те воры ныне стоят того он Ивашка не ведает. А наворовався де им итти на Дон по прежнему,
641
а иным приставать на Медведице, а села Томникова крестьянин Васка Петелин в розпросе сказал как взяли было ево на реке на Хопре воровские казаки и он Васка на Хопре с казаки Верхоценские волости деревни Княжой крестьянина Ондрюшку Паренова видел и брат де ево Ондрюшкин Данилко Пареной ныне живет в деревне Княжой, а попов де казак Гаврилко Медведь пришол на Хопер Верхоценские ж волости деревни Пенков в зимницу к Фоме Маркову. А Данилко Пареной в роспросе сказал что брат ево Ондрюшка сшол от него на Дон в прошлом во 126-м году да и по сю места к нему не бывал и про него ж не ведает. И я крестьянина Данилка Пареного отдал беречь Чернеева монастыря игумену Ортемону а казака Ивашка Бирюка велел вкинуть в тюрьму до нашего указу. И нам бы о том велети указ учинить.
642
И как к тебе ся наша грамота придет и ты б Данилка Пареного велел дать на поруки з записью с сроком что ему брата своего Ондрюшку Пареного сыскивати, да как Данилко брата своего сыскав перед тебя приведет и ты б того Ондрюшку Пареного роспросил подлинно и пытать велел сколь он давно сшол на Дон и отчего и много ль на Дону был, для чего на Хопер приходили и хто которого города и где оне ныне. Да и вперед бытеси в Шатцком на посаде и в слободе и в уезде о тех ворех о Ивашковых товарыщев Бирюкова велел заказ крепко им учинить. Будет тех воров у ково в Шацком объявяца и оне б тех воров у себя не таили а приводили их к тебе, а ты б тех воров про воровство розпрашивал и пытал. А будет (у него) Государь в Шатцком есть братья или дядья или иное какое пле(мя)….
643
-вал. И ты б ??? потому пр?? роспрашивал сколь давно они из Шацкого пошли и куды и где ныне, да велел давать накрепке пору(чить) им тех воров сыскивать, да о том о всем к нам отписал.
………….(Далее перечеркнутый текст)………
Писан на Москве лета 7132 года декабря в 18 день.

644
Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Ивашка Плещеев челом бьет в нынешнем Государь во 132-м году генваря в 23 день прислона ко мне холопу твоему в Шатцой твоя Государя Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии грамота. А велено мне холопу твоему Чернеева монастыря крестьянина Данилку Паренова дать на поруку с записью с сроком что ему брата своево Ондрюшку Паренова сыскивать, а сыскав ево привести ево ко мне холопу твоему в Шатцкой, а мне холопу твоему таво Ондрюшку Паренова велено роспросить подлинна и велеть пытать сколь он давно сшол на Дон и от чево, и много ль на Дону был и для чево они на Хопер приходили и хто которова города и где они ныне. И я холоп твой Чернеева монастыря крестьянина Данилку Паренова велел дать на поруку з записью, что ему брата своево Ондрюшку Паренова сыскав привести ко мне холопу твоему в Шатцкой. И Чернеева монастыря крестьянин Данилка Пареной тако по себе поруки не сыскал и нихто по нем не ручался. И я холоп твой таво Чернеева монастыря крестьянина Данилку Паренова велел дать на поруку з записью, что ему ставитца в Шатцком передо мною холопом твоим до твоего государева указу.
645
От Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии на Оскол воеводе нашему Данилу Мосеевичу Яблочкову в нынешнем во 132-м году октября в 15 день писал к нам из Шатцкова воевода Иван Плещеев что сентября в 29 день привели в Шатцкой матери нашею Великие Государыне старицы иноки Марфы Ивановны из вотчины из села Шаморги с реки с Хопра крестьянин Сидорка Матвеев да Шацкой служилый казак Фочка Вяков казака Ивашка Бирюка. А в роспросе сказал в прошлом де во 131 -м году перед Семенем днем были они на Хопре и сказывали им Верхоценские волости деревни Пенков бортники Васка Махин да Ивашко Прокофьев что приходили на Хопер воровские казаки и погромили в верховых вотчинах четыре(ста?)
646
вотчинников и товарыщей их, Микифорка Попова с товарыщи трех человек в полон взяли. И оне Сидорка и Фочка собрався с товарыщи на тех воровских козаков ходили и того козака Ивашка взяли на степи. А казак Ивашка Бирюков в роспросе сказал что он бывал Воронежской жилец и сшол на Дон в прошлом во 126-м году, в прошлом же во 131-м году об Ыльине дне пошло их козаков з Дону и с Терновых на реку на Медведицу для татарсково погрому с атаманом с Тимохою Поповым тритцать пять человек и на Медведице погромя тотар пошли на реку на Сертубу (прим. Сердобу) и на Хопер, и на Хопре погромя бортников товарыщи ево пошли (во)ровать на Мошканские верхи в Темниковской уезд, а ево Ивашка
647
покинули больнова. И писано от нас в Шатцкой к воеводе к Ивану Плещееву … А велено того казака Ивашка Би(рю)ка роспросить подлинно и пытать накрепко сколь он давно с Воронежа и отчего сшол на Дон и товарыщи которые с ним на Хопре были хто которова города бывал и каких имена и прозвищи и какой человек хто был и жены у них и дети и братья есть ли и в которых городех живут. Да что какзак Ивашка Бирюк в роспросе и с пытки скажет и о том велено писать и роспросные и пыточные речи прислать к нам к Москве. И …в 9 день писал к нам ис Шатцкого Ив…Плещеев и прислал казака Ивашка Бирюка распросные и пытачные речи. В роспросе и с пытки казак Ивашка Бирюк говорит как де они пошли ??? на Медведицу для татарскова погрому с атаманом с Тимохою
648
Поповым и товарыщи с ним были Ивашко Круговой да Гришка Долгошея да Шестачко Иванов, а какие они люди и которова они города тово не ведает. Да с ними ж были осколевня Кубышка Иванов да Шестачка Степанов да Воронежской жилец Кубышкою зовут прозвища Молодой, а как ему имя того не ведает, да с ним же де был Шатцкого уезда Ондрюшка Ильин сын Пареной, а иным товарыщем что с ними были имян не упомнит что сход(цы) на Дон из розных городов, а где (ныне те) воры соят тово не ведает….де им в воровстве идти на Дон ..приставать на Медведице и…..указал тех воров сыскивать да ….хто в котором городе объяв(итца)..…
649
стоят, а будет оне в том воровстве на Осколян же скажут и ты б тех сыскав роспрашивал и сыскивал про них накрепко да о том к нам отписал. А будет тех воровских козаков ныне на Осколе сыскать не мочно и ….(далее множественные правки текста) …заказ крепко учинить …(правки текста)…будет хто тех воров у ково на Осколе объявитца и оне всякие люди тех воров у себя не таили а приводили к тебе, а ты б тех воров про воровство роспрашивал же и пытал …(далее множественные правки текста)….
650
Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Данилка Яблочков челом бьет нынешнем Государь 132-м году генваря в 17 день прислана ко мне холопу твоему твоя государева царева и великого князя Михайлу Федоровичу всеа Русии грамота из розряду за приписью твоего государева дьяка Михайла Данилова. А велено мне холопу твоему по твоей государеве грамоте тот час на Осколе на посаде и в слободах велеть сыскать Кубышку Иванова да Шесточка Степанова да сыскав велено мне холопу твоему роспросить подлинно и пытать их накрепко сколь оне давно с Оскола и от чево сошли на Дон, и с таварыщи ево каторые с ним на Хопре были, с каторова хто города и какой хто человек и как их именем и прозвища и как давно хто на Дон и от чево сшел, и жены у них (и дети) и братья в их городех есть ли и в которых городех, и что тех воровской умыслы им и где их ныне чаять и в которых местех стоят. А будет оне в том воровстве на Осколен иж скажут и мне холопу твоему тех людей сыскав велено и роспрашивать и сыскивать про них накрепка, да о том велено мне холопу твоему отписать к тебе к Государю к Москве. А будет Государь тех воровских козаков ныне на Осколе сыскать не мочно и мне холопу твоему велено об них на Осколе всяким людем заказ крепкой учинить, будет хто тех воров у ково на Осколе объявятца и оне б всякия люди тех воров не тоили, велено их по твоему государеву указу приводить ко мне холопу твоему, а мне холопу твоему тех воров велено про воровство спрашивать же и пытать. А будет Государь тех вовров на Осколе есте братья или дядья или (иные ково) с племя. И мне холопу твоему велено их по твоей Государя грамоте потому жа спрашивать сколь давно оне с Оскола пошли и куды и где оне ныне, да тех людей по твоему
651
Государеву указу велено давать накрепко с поруки чтоб им тех воров сыскивать да о том обо всем велено мне холопу твоему отписать к тебе к Государю подлинно. И я холоп твой по твоей Государь грамоте на Осколе на посаде и в слободах Кубышку Иванова и Шестачка Степанова сыскивал и осколен всяких людей спрашивал и на Осколе тех людей Государь не сыскали и нихто их не знает. А я холоп твой по твоей Государеве грамоте об них на Осколе всяким людем заказ крепко учинил будет тех воров у ково на Осколе хто вперед объявитца и оне б всякия люди тех воров у себе не тоили и приводили б их по твоему Государеву указу ка мне холопу твоему. И будет Государь тех воров хто на Осколе вперед объевитца и я холоп твой распрося их по твоему Государеву указу татчас к тебе к Государю отпишу.
Лайк (3)
Anchut
Модератор раздела

Anchut

Сообщений: 554
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 395
О пожаре в селе Хлыстово Рыбной пустоши, РГАДА ф.210,оп.12,ч.2,д.536 Белгородский стол
30
Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьет челом богомолец твой государев и сироты Танбовского уезду Рыбной пустоши села Борков Богоявленской поп Иосиф да того ж села крестьянишка Еремка Петров с товарыщи. В нынешнем Государь во 171-м году после празника Светлого Христова Воскресения волею божею за умножение грехов наших то село все без остатку выгорело и церковь Божия поднялась и церковное всякое строение всеж без остатку згорело и хлеб стоячей в гумнах и молоченой в клетях и по дворам многая животина погорела. И от того мы я богомолец твой и сироты от пожарного разорения все безостатку в конец погибаем и будучи без хлебного запасу помираем голодною смертью и впред нам тягла своего государева и всяких податей платить нечем и церкви Божией и вского церковного строения и дворишков своих построить нечем же. И о том нашем пожарном разорении били мы челом тебе великому Государю, а в Танбове воеводе подавали челобитную и против нашего челобитья к тебе к великому Государю к Москве воевода отписку писал и под отпискою и нашею челобитную к Москве приклал. И та Государь отписка подана в розряд. А твоего Государева указу по той отписке не учинено. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и малыя и белыя Росии самодержец пожалуй меня богомольца своего Государева и сирот своих, вели Государь нам дати льготы для нашего великого пожарного разорения в своих великиго Государя денежных всяких податей и в столовых запасех и в городовой и в валовой поделке, на кольке ты великий Государь нас пожалуешь чтоб нам сиротам построить церковь божию и дворишка свои доколе построим, и вели Государь против отписки и нашего челобитья в том нашем пожарном разорении свой великого Государя указ учинить как тебе милосердному Государю о нас бедных б?? известить. Царь Государь смилуйся пожалуй
31
И против челобитья Танбовского уезду Верхоценские волости Рыбные пустоши села Борков Богоявленского попа Иосифа и всех крестьян Еремки Петрова с товарыщи в розряде выписано
В нынешнем во 171 году июля в 9 день писал к великому Государю Царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу ис Танбова столник и воевода Иван Акинфов и под отпискою прислал заручную челобитную того села Борков Богоявленского попа Иосифа и всех крестьян Еремки Петрова с товарыщи. И в челобитной написано в нынешнем во 171 году в неделю Фомину гневом божиим в том селе Борку церковь животворящая и в церкви образы и книги и всякая церковная утварь згорела и все крестьянские дворы и во дворех животы и животина всякая и в гумнах хлев стоячий и в клетях молоченый все погорело без остатку и оне де ныне бродят меж двор помирают голодную смертью, а государевых денежных доходов и столовых запасов им взять негде и церковь животворящие и дворишков своих им построить нечем остались наги и босы.
32
И великому Государю Царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьют челом села Борков поп Иосиф и все крестьяне чтоб великий Государь пожаловал их для их пожарного большого разоренья велел им в своих государевых денежных доходех и столовых запасех и в городовой и в валовой поделке дать им льготы на колько великий Государь укажет.
А по приходной окладной книге в селе Борку живущего тягла выть без полутрети выти , денежных доходов 8 рублев 11 алтын с полуденгою. Столовых запасов меду пуд 27 гривенок без трети, мяса свиного два полтя без трети, масла коровья 17 гривенок без трети, хмелю тож.

Лайк (2)
Anchut
Модератор раздела

Anchut

Сообщений: 554
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 395
Жулики были во все времена, читаем жалобу сына станичного вожи РГАДА, ф.210, Приказной стол, д.321
581
Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьет челом сирота твой Танбовского уезду сельца Тотанова крестьянишко Ларка Антипьев а прозвище Истомин жалоба Государь мне деревни Сюпы на крестьянина на Оврама Федорова прозвище Мурзина в прошлых годех по твоему великого Государя указу дано отцу моему за службу ево земли в деревне Сюпе вверх по (реч)ке по Конше от Морговских …врат с крестьяны и на тое землю дана отцу моему владельная вы(пись). И тое землею владел отец мой (лет) тритцать и больше. А с той земли служил отче мой тебе великому Государю (ста)ницкую службу вожовскую по Шацку и по Тонбову и волею Господнею отца моего не стало, а я сирота твой (остался) мал. И тот Аврам Федоров после (отца) моего бил челом тебе великому Государю на ту отца моего землю а в челобитье писал тое землю пустою и по тое землю без обысков и без опр(осов). И тот Аврам тое землею отца моего владеет восьмой год. Милосердный Государь Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Великия и малыя и белыя Росии самодержец пожалуй меня сироту своево вели Государь мне служить свою государеву (ста)нишную и вожевскую службу, вели Государь ту землю отца моего мне ???, вели Государь дать свою государеву грамоту в ?. Царь Государь смилуйся пожалуй
582
Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьет челом сирота твой Танбовского уезду Верхоценской волости станичнова вожа сынишка Ларка Антипин сн Истомин. Отца Государь моево не стало а после отца своево остался я мал. А владел Государь отец мой в деревне Сюпы четвертью выти пашни и сенными покосы на четверть выти и на Государь землю и на сенные покосы дана отцу моему выпись и с той Государь земли отец мой служил тебе великому Государю вожескую службу с Тонбовскими станичными казаками вместе и как я был мал в твою государеву службу в станичные вожи не поспел. И бил челом тебе великому Государю тое жа деревни Сюпы ис тегла крестьянин Обрам Мурзин на тою отца моево вожевскую землю на службу а меня сироту твоево в своем челобитье он Обрам Мурзин утоил нам а тое землю пустою бутто не владеет нихто и никово с родичь не осталось а отец мой тою вожескою землею владел со 133 году по 160 год и ныне он Обрам тою землею своим ложным челобитьем и меня утоя владеет напрасно а я сирота твой тою землею не владею волачюсь меж двор помирая голодною смертью А я сирота твой во одцову вожевскую службу поспел. Милосердный Царь Государь и Великий князь Алексей Михайлович всея Великия и малыя и белыя Росии самодержец пожалуй меня сироту своево вели Государь про тое вожевскую землю чем ты Великий Государь отца моево пожаловал в Танбовском уезде в деревне Сюпы жеребьем вожескою землею сыскать тутошними окольными людьми верст по пяти иль по шти иль по десяти что отец мой владел истари со 133 году по 160 год и вели Государь мне с той землею чем отец мой владел свою государеву вожескую службу служить и не вели Государь ево Обрамову челобитную поверить и дать свою Государеву сыскную грамоту и по сыску ему Обраму в той земле отказать. Царь Государь смилуйся пожалуй
583
От Царя Государя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу в (Тан)бов столнику нашему и воеводе Алексею (Ива)новичу Головину бьет челом нам великому Государю Танбовского уезду Верхоценской волости стоничнова вожа сын Л(ар)ка Онтипин сн Истомин, отца де ево Ларкина не стало а после остался он Ларка мал, а отец де ево владел в деревне Сюпы четвертью пашни сенными покосы на четверть выти и на ту де землю и на сенные покосы отца ево Ларкина дана выпись и с той земли служил де нам великому Государю вожевскую службу с Тонбовскими станичными казаками вместе а он де Ларка в нашу станичную вожевскую службу в те поры не поспел и бил челом нам великому Государю тое ж деревни Сюпы ис тегла крестьянин Обрамко Мурзин на тою отца ево Ларки вожевскую службу и землю А ево де Ларку он Обрамко Мурзин в своем ложном челобитье утаил и назвал тое землю пустою будто не владеет ею нихто и никаво с родичев на ту землю не осталось. А отец ево Ларкин тою вожевскою землею владел со 133-го по 160-й год и ныне он Обрамко Мурзин тою землею своим ложным челобитьем владеет напрасно. А он де Ларка после отца своево в нашу службу
584
поспел. ???? к нам великому Государю пожаловать бы ево велеть, о том и наша великого Государя грамота. И как к тебе ся наша великого Государя грамота придет и ты б велел послать в Тонбовской уезд в Верхоценскую волость ково пригож и велел около той деревни Сюпы сыскать про тое землю всякими людьми вправду безо всякия поноровки и сыскным бы людям в сем и говорил чтоб они во сысках сказывали про тое землю потому ж вправду по святой непорочной евангельской заповеди Христовой по свойству и по дружбе и по знакомству и для взятку ни в чем не укрывал а по недружбе не сказывал и хто тою землею истари владел со 123 году по 160 год. А хто имянна обыскные люди и что обыску про тою землю скажут и тех всех людей имена их и речи велел написать на списки по чином порознь и велел обыскным людем и тем обыскам ручникам руки свои приложить А которые обыскные люди грамоте не умеют и вместо их велел к обыскам руки отцам их духовным и родимцам и друзьям кому они верят приложить. Да по тем обыскам и по грамоте меж ими
585
меж ими указ чинить. А будет в чем у них какой учинитца спор в той земли ….. к нам великому Государю к Москве. А отписку велел подать в розряде околничему нашему Ивану Офонасьевичу Гавреневу да диякам нашим думному Семену Заборовскому да Василью Брехову да Григорью Богданову. Писан на Москве лета 7169 года марта во 2 день.

Лайк (2)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29522
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31892
Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
Фонд 350. Ландратские книги и ревизские сказки. Опись 2. Ч. 2. Переписные книги населения городов и уездов. Ревизские сказки 1-3 ревизии. ..


РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3484
Сказки о дворцовых крестьянах Верхоценской, Рыбной пустоши, Залеской волостей, монастырских, архиерейских и помещичьих крестьян Тамбовского у. Реестр сказок
Крайние даты: 1719 г.
Количество листов в деле: 315


РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3489
Сказки о прописных, умерших, новорожденных, дворцовых крестьянах и однодворцах, сказки посадских людей Верхоценской, Рыбной пустоши, (Залесской) волостей Тамбовского у. Материалы Канцелярии свидетельства: сказки вернувшихся на прежнее местожительство крестьян и др.
Крайние даты: 1722 – 1723 гг.
Количество листов в деле: 390


РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3490
Доношения о дворцовых крестьянах, сказки церковнослужителей о прописных и утаенных; сказки купцов о работных людях винокуренных заводов (лл. 298-305) (Залеской, Рыбной пустоши, Верхоценской волостей) Тамбовского у.
Крайние даты: 1722 г.
Количество листов в деле: 308
---
Знания - сила
Лайк (3)
Anchut
Модератор раздела

Anchut

Сообщений: 554
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 395

Klim2018 написал:
[q]
Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
Фонд 350. Ландратские книги и ревизские сказки.
[/q]


По этим источникам добро пожаловать в дневник esya4me
https://forum.vgd.ru/6322/
Anchut
Модератор раздела

Anchut

Сообщений: 554
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 395
О "добрососедских" отношениях в бортных ухожьях челобитная из ф.210 Белгородский стол, д.627
32
Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьют челом богомолец твой Рождества пречистые Богородицы и великого Чюдотворца Савы Сторожевского монастыря архимандрит Варнава да келарь Венямин Горсткин да казначей Макарей Коширской з братею. Жалоба Государь нам Танбовского уезду Верхоценские волости деревни Перкиной на Семена Родионова сна Малина з детьми и с роднею да с Ывашком Дутиком с товарыщи. В Танбовском уезде на реках на Вороне и на Хапре монастырская наша вотчина бортные ухожья и рыбные ловли в Ратмановском ухожье и он Семен Малин з детьми и с товарыщи в той нашей вотчине с прошлого со 174-го году и по се число вновь бортное деревья делают и старые пчелы дерут и зверей бьют и лубья снимают и лыка дерут и всяким вотчинным нашим угодьем владеют за рубежами и в том их насильстве и в вотчинном владенье учинилось нам от них убытков двести рублев, да они ж Семен Малин с детьми и с товарыщи за вотчинным нашим промышлеником за старцом и за работники с ружьем гоняют и хотят побить до смерти. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и малыя и белыя Росии самодержец пожалуй нас богомольцов своих вели Государь нам в в том нашем иску по него Семена з детьми и с товарыщи дать свою великого Государя грамоту и вели Государь их поставить на Москве к ответу. Царь Государь смилуйся пожалуй.
32об
Дать им Государева грамоту к думному дворянину и воеводе велеть дать суд и указ учинить по уложенью и безволокитно….
33
От Царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя Росии самодержца в Танбов думному нашему дворянину и воеводе Якову Тимофеевичу Хитрово, били нам челом великому Государю Рождества пречистые богородицы и великого Чюдотворца Савы Сторожевского монастыря архимандрит Варнава келарь Венямин Горсткин да казначей старец Макарей Коширской з братею Танбовского уезду нашие государевы Верхоценские волости деревни Перкиной на Семену Малина з детьми с роднею да с Ывашком Дутиком с товарыщи в Танбовском уезде на реках на Вароне и на Хапре монастырская их вотчина бортные ухожья и рыбные ловли в Ратмановском ухожье, и тот Семен з детьми своими и с товарыщи в той их вотчине с прошлого со 174-го году и по се число вновь бортные деревья делают и старые пчелы дерут и зверей бьют и лубья снимают и лыка дерут и всяким их вотчинным угодьем владеют за рубежем и в том их насильстве и в вотчинном владенье учинилось им убытков двести рублев, да они ж де за вотчиным их промышлеником за старцом и за работники с ружьем гоняют и хотят побить до смерти. И нам великому Государю пожаловати б их велеть в том их иску по него Семена з детьми и с товарыщи дать нашу великого Государя грамоту. И как тебе ся наша великого Государя грамота придет и ты б в том их монастырском иску на него Семена з детьми и с товарыщи дал суд и по суду учинил по нашему указу и по уложенью…??? А будет…???.. и ты б о том писал к нам …( многочисленные исправления, неразборчивый текст)
Лайк (2)
Anchut
Модератор раздела

Anchut

Сообщений: 554
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 395
Интересный документ, в котором есть упоминание от крестьян Верхоценской волости о имеющейся у них грамоте от царя Ивана Васильевича Грозного, который правил с 1533 по 1584 год.

РГАДА ф210_о12_д10_л219-232
219
Бьют челом государыне Великой старице иноке Марфе Ивановне Шатцкого уезда Верхоценские волости крестьяне и мордва и бортники как де был в Шатцком воевода Мирон Вельяминов и он де велел им Верхоценские волости крестьяном и мордве стоять в Шатцком городе у ворот по пятидесяти человек.
И они де Верхоценские волости крестьяне тех людей посылают в Шатцкой наимутчи еже лете. А ставитцо де им те люди рублев в двесте и триста потому что они живут от Шатцково верст з двесте и триста.
А наперед де того они в Шатцом у ворот не стаивали и грамоты де у них прежних Государей есть блаженые памяти Царя Ивана Васильевича и Царя Федора Ивановича что с них никаких людей имать в Шатцкой город не велено.
220
А в Шацком де окроме их государевых людей много 24 человека стрельцов, 17 человек казаков, 18 человек сторожевых казаков. Всего 109 человек. А службы никакие в Шатцком не служат А за денежное и за хлебное жалованье устроены пашнею.
Да в Шацком же прислано с Москвы в прошлом во 128 году под смоленских полонеников и борисовских сидельцов 3 члвека атаманов 2 человека есаулов 118 человек казаков да Серпенских выезжиков 8 человек. Всего 131 человек.
А корм им дают по Государеву указу с Москвы атаманам на месяц по 4 гривны, есаулам по 10 алтын, казакам по полуполтине, да выезжим Серпянским казакам по 2 гривны.
Да они же устроены за денежное и за хлебное жалованье устроены пашнею. А службы никакие не служат же.
И всего в Шатцком же стрельцов и всяких казаков 240 человек а службы никакие не служат.
И о том как Государыня укажет.
221
И государыня Великая Старица инока Марфа Ивановна Верхоценские волости крестьян и мордву и бортников пожаловала, в Шатцкой город наемных людей с Верхоценские волости имати не велела, а велела стояти в Шатцком у ворот Шатцким стрельцам и козакам переменяяся.
222
В Шатцком осадных людей по росписи нынешняго 131-го году детей боярских мещерян и которым служат городовая служба 96 чел, стрельцов 24 чел, полковых казаков 95 чел, беломесных казаков и есаулов и казаков 131 чел, пушкарей 32 чел, черкас нового выезду 10 чел.
И всего в Шатцком всяких людей опричь дворян и детей боярских казаков шатцких старых помещиков которые живут с воеводы по полкам 388, а о шатцких стрельцах и о полковых казаках в памяти из стрелецкого приказу написано.
223
Лета 7131 году февраля в 25 день по Государеву Цареву и Великого князя Михайла Федоровича всеа Русии указу память дьякам думному Федору Лихачеву да Михайлу Данилову да Федору Степанову в стрелецкой приказ к боярину ко князю Ивану Борисовичю Черкаскому да к дьякам к Осипу Коковинскому да к Григорью Нечаеву в памяти за твоею Михаловою приписью написано велети выписать сколько в Шацком стрельцов и полковых казаков и чем оне в Шацком устроены землями или им дают государево годовое жалованье
Да та выпись прислати к Вам в розряд за дьячею приписью. И по Государеву указу в Шацком стрельцы и казаки устроены землями а по имяному списку каков прислан из Шацково в нынешнем во 131-м году стрельцов 30 члвк казаков 74 члвка. Дьяк Григорей Нечаев.
А по справке ж в стрелецком приказе как служат шатцкие стрельцы и полковые казаки того в стрелецком приказе не ведомо. А до московского розоренья служили казаки полковую службу.
223 об угасающий текст
224
А о беломесных казакех какую службу беломесные казаки в Шатцком служат из Шатцкого воевода Степан Караулов не писывал.
А по Государеву указу во всех городех казаков которые посланы на белые земли велено служить с прежними стрельцы и сказано городовая караульная служба для того что они устроены землями да им же дают государево жалованье кормовые денги помесечно.
А по отписке из Шатцкого Степана Караулова 130-го году ноября в 13 день беломесных
225
казаков в 129-м году устроены в Шатцком землями 148 человек. И из них ко 130-му дворами устроились и на своих жеребьях рожь сеяли 58 человек. А дворами не строились и ржи не сеяли за бедностью 85 человек.
А по справке в Казачей приказе 131-го году шатцким беломесным атаманом и ясаулом и казакам по государеву указу посылают на корм денги помесечно трем человекам атаманам по 13 алтын по 2 денги, 2-м человекам ясаулам по 10 алтын, казакам 118 человек по 8 алтын по 2 денги человеков на месец, казакам ж Серпенским выезщикам
226
восемь человек по 6 алтын по 4 денги на месяц. И всего ныне в Шатцком беломесных атаманов и ясаулов и казаков и серпенских выезщиков которым дают по государеву указу кормовые денги помесечно 131 человек.
227
От Царя и Великого князя Михайла Федоровича всеа Русии в Шатцком воеводе нашему Степану Осиповичю Караулову били нам челом матери нашей Великой Государыне иноке Марфы Ивановны Шатцково уезда Верхоценские волости бортники и мордва Матюшка Ондреев, Нечайка Родионов, Ромашка Платов и в товарыщя своих место. А сказали при свидетельстве был в Шатцком Мирон Вельяминов и в те поры взял с них с Верхоценской волости даточных людей 50 члвк и велел им быть в Шатцком для береженья у острожных ворот. И с тех мест и по ся места воеводы емлют с них даточных людей по 50
228
человек. И стоят те даточные люди у острожных ворот с весны и до снегу. А наймуют они их дорогою ценою на всякое лето. Ставитца им по триста рублев и больши. А преж сего у тех острожных ворот стаивали стрельцы и казаки, а они никакой службы не служивали опричь того что блаженные памяти при Царе и Великом князе Иване Васильевиче всеа Русии имали с них в литовские и неметцкие походы даточных людей по 50-ти человек. А после де тово за те даточные людеи велено им платить с вытей ва стара ….
229
хлеб. И ныне де по указу матери нашей Великой Государыни иноки Марфы Ивановны даточных людей с них в Шатцкой имать не велено. И нам бы их пожалова(ть) вперед даточных людей в Шатцком быть не велеть. И как к тебе ся наша гамота придет и ты б с Верхоценские волости даточных
230
людей ис Шатцкого караулу отпустил по домам и вперед им у того дела быть не велел. А их место по караулом велел быть шатцким стрельцам и казакам которые на
230об
скрепа Михайло Данилав
231
страница отсутствует
231об
страница пустая
232
ных людей из Шатцкого отустить по домам а их место по караулом велел быть шатцким стрельцам и казакам которые наперед сево дом за дом стаяли а которые новые беломесные казаки устроены ныне
Anchut
Модератор раздела

Anchut

Сообщений: 554
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 395
ф.1209-1-1131 кн.42 лл.287-293

л.287
Лета 7173 году декабря в 24 день по указу великого Государя Царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца и по грамоте из розряду за приписью диака Федора Грибоедова и по ноказной памяти столника и воеводы Ивана Павловича Акинфова Тонбовские приказные избы подьячей Тимошка Хлебников взяв с собою старонних людей тонбов(цов)

(Текст скрепы)
к сем межевым книгам села Новоселок...
к сем межевым книгам села …..
к сем межевым книгам деревни...
287об
того ж уезду села Новоселак Богоявленского попа Евдокима да пятидесятника Петрушку Брюзгина козаков Сенку Тотаринова Демку Скоробогатова села Черленова пятидесятника Гришку Банникова да козаков Федотка Хобарова да Самошку Семнова села Поганки Богоявленского попа Ефтифея да пятидесятника Мишку Ермолова козаков Федку Безсонова Филку
288
Резванова Тораску Резванова села Перкина пятидесятника Наумку Репкина козаков Сайку Вандышева Гришку Бусина деревни Семикиной пятидесятника Петрушку Федорова козаков Кондрашку Томилина Карпика Дудина села Серкина церковного дьячка Алешку Федорова пятидесятника Селиверстку Ломаку козаков Васку Нехорошева Терешку Ондреева деревни Кулеватовой

Богоявленской поп Евдоким …(Текст скрепы)...
288об
пятидесятника Тимошку Ондреева козаков Илюшку Порошина Ивашку Тамилина Петрушку Иванова и с теми старонними людьми приехол в Танбовской уезд деревни Отманова Угла крестьян села Вирятина с полковыми коза(ка)ми на спорною их землю отмежевал по старым граням против грамоты великого Гсдря и против выписи с межевых книг столника и воеводы князь Ондрея Вол-
...(Текст скрепы)...
289
конского 156-го году деревни Отманова Угла крестьянам от земли села Вирятина козаков А межа той земли первоя грань идучи от Перкинские и от монастырские земли на правой стороне от Клина дубровы в раменье к речке Пишляю а у речки Пишляя на берегу стоит береза а на ней грань А с тое березы на дуброве подле Клин стоит дуб на нем две грани Одна передняя грань заросла и стесана И тое переднюю
...(Текст скрепы)...
289об
грань набил вновь А с того дуб подле клин середнего рогу стоял дуб з двемя гранями и тот дуб подрублен и грани вырублены и на том месте поставил столб вновь а на нем учинил две грани А с того столба на той же дуброве стоял дуб з двемя грани и тот дуб подрублен и грани вырублены и на том месте поставил вновь столб а на нем учинил две грани А с того столба на той же дубровке стоял
290
з двемя грани и тот дуб подрублен и грани вырублены И вместо того дуба что подрублен з гранми на той же меже против того дуба на дубе ж учинил вновь две грани А с того дуба на той же дубровке з двемя граньми об рубеж з Булышем мурзою Алышевым сном Борашева и тот дуб подрублен и грани вырублены И вместо того дуба на том месте поставил вновь столб а на нем учинил две
...(Текст скрепы)...
290об
грани А с того столба и з дубровки на диком поле на правою сторону проезжия Вирятинские дороги что ездят в Тонбов город был поставлен столб з граньми а подле ево яма а в ней уголья и тот столб выкинут и вместо ево на том месте поставил новой столб а на нем учинил две грани А с того столба на левою сторону проезжия Вирятинские дороги на Кнежую боровину А на
291
Кнежей боровине стояла береза з граньми и та береза подрублена и вместо ее на том месте поставил вновь столб а на нем учинил две грани А с того столба по лощине стояла береза же крековиста з граньми и тое березу повалила ветром из корени И у того места на той же меже вместо той березы учинил вновь две грани на иной березе А с той березы на той же Кнежой
...(Текст скрепы)...
291об
боровине стоял дуб з граньми и тот дуб подрублен и вместо ево и на том месте поставил вновь столб а на нем учинил две грани А с того столба на вершине густова березника стояла береза з граньми и тое березу повалила ветром из корени И на том месте поставил вновь столб а на нем учинил две грани А с того столба и от вершины густова березника на диком поле стоял
292
столб з граньми и тот столб выкинут и на том месте поставил новой столб а на нем учинил две грани А с того столба на конец дубровки что вышла от красныя дубровы ко Цне по правую сторону проезжие Кулеватовские дороги что ездят за лес на Челнавую стоит дуб на нем две грани А с того дуба недошед Очакова бору у той же Кулеватовской дороги по правую сторону стоит дуб на нем
...(Текст скрепы)...
292об
две грани одна задняя грань заросла и стесана и тое грань подновил С того дуба и от дороги на Очакове бору на всполье стоит дуб а на нем две грани одна переднея грань заросла и стесана и тое грань подновил А с того дуба на том жу бору на нижнем конце через рог стоит сосна а ней было две грани и те грани вырублены и на той же сосне учинил вновь две грани А с той
293
сосны на ту ж речку Пишляй и вниз по Пишляю да той же Клинской боровины на первою грань
..(Текст скрепы)...руку приложил
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Anchut
Вверх ⇈