На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Город Романов (Романово Городище) с 1614 по 1779 годы. Слободы: Романовская, Елецкая, Хрущёвская, Падовская, Троицкая, Желдатская. Сёла и деревни: Студёнки, Липское, Дикое, Коровина, Сырское, Подгорное, Двуречки и др.
Любые материалы по истории города Романова и уезда, а также родословию жителей романовских приветствуются!
Описание Романова Городища 1627-28 гг.: За боярином Иваном Никитичем Романовым старинныя ево вотчины что бывала за братьею ево за бояры за Александром да за Васильем Никитичи Романовыми городищо Романово а около городища острог ставлен тыном а промеж острожных стен две башни а в них двои ворота а в том городищи двор вотчинника боярина Ивана Никитича Романова и в нем живут ево боярские приказные люди да за городищом на посаде в остроге две слободы Хрущовка да Поды а в них две церкви древяны клецки церковь во имя Архангела Михаила а другая церковь Николы Чудотворца…
Описание Романова Городища 1640 г.: Порознь Городища Романова и около его два острога малой да большой ставлены тыном дубовым а по обеим острогам обламы з бойницы а промежи острожных стен четверы ворота а на воротех башни да башня глухая да из большого острогу тойник звелонь к реке к Воронежю. А в том Городище Романове двор вотчинников боярина Ивановы жены Никитича Романова боярыни вдовы Ульяны Федоровны да сына его стольника Никиты Ивановича Романова да в нем живут их приказные люди да за городищем на посаде в остроге две слободы Хрущовка да Поды а в них церкви древяные клетцки церковь во имя Архангела Михаила а другая церковь во имя Николы Чюдотворца…
Сохранилась бы грамота, так и написали б. Поскольку романовский воевода (приказной) подчинялся дворцовым приказам, то копия направленной ему грамоты осела у них и сгорела вместе со всеми остальными романовскими документами дворцового архива в 1737 г., вероятно. Сама грамота была среди документов Романовской приказной избы и вместе с другими документами 17 века также канула. По описанию 1709 года в Романове тоже был большой пожар в начале 18 в.
--- Буду признателен за любые сведения:
Чурсины - 16 век, Склядневы - 17 в.!
В проект по служилым людям 16-17 века добавлены раненые и вышедшие из плена служилые люди 1659-1661г. из дела РГАДА, ф.210, оп.6е, д.9
Всего в данном списке 2419 записей из 145 городов. Полный список по делу здесь
По большей части персон в деле содержится следующая информация: -ФИО; -информация о том где и когда был взят плен/ранен -часто информация о том как вышел из плена бежал/отбили/выкупили -у раненых часто информация о том куда был ранен -сколько денег получил за выход и/или лечение -информация о том когда вышел.
В списках указаны фамилия и имя. Всю остальную информацию , включая фото, можно получить на платной основе написав в личные сообщения , на почту или оставив заявку на сайте
А знаете ли вы, как Елец страдал от лютого липецкого боярина?
Чуть более четырехсот лет назад в Елец пришла напасть, откуда не ждали. В шестидесяти верстах от города поселился лютый боярин, которого ельчане обвиняли в зверствах и притеснениях не менее жестоких, чем чинили татары и ногайцы. Чем закончилась жалоба ельчан, как эта история связана с Липецком в нашей традиционной рубрике «А знаете ли, что….».
30 июля 1628 года в Москве были брошены в поруб ходоки из Ельца — Гришка Шуринов с товарищами «Зиновейком Перцевым, Ивашкой Бобыкиным, Ивашкой Бехтеевым, Гаврилком Тихановым, Ларей Трофимовым и Володей Яковлевым». Они доставили первому царю из династии Романовых Михаилу Федоровичу и его отцу патриарху Филарету челобитную на боярина Ивана Никитича Романова, чьи вотчины простирались от города-крепости Романов на правом берегу реки Воронеж до Лебедяни и Ельца.
«Милосердый Государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси, и великий Государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси! Пожалуйте Государи нас нищих своих богомольцев и холопей своих, воззрите в наше разоренье, не дайте в конец нам погибнути, велите Государи великаго боярина Ивана Никитича от нас отвесть, обороните нас от воровства и насильства и крестьян наших и бобылей отдать нам повелите, чтобы мы, холопи ваши, вашей царской службы не отбыли, а нам стало Государи, от такого великого насильства и жить не в мочь...», — говорилось в челобитной, подписанной сотней жителей Ельца и Лебедяни.
Дядя царю, брат патриарху
Кто же такой — Иван Никитич Романов, и как он связан с липецкой землей.
Род московских бояр Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых (Романовыми они начнут называться только в XVII веке) известен с XIV века. Возвысились представители этого рода во времена Ивана Грозного, чьей первой женой стала Анастасия Захарьина-Юрьева. Анастасия родила царю шестерых детей, четверо из них умерли в младенчестве, одного — Ивана, мы знаем по картине «Иван Грозный убивает своего сына», последний ребенок Анастасии — Федор стал и последним царем из московской ветви Рюриковичей. У Анастасии было пятеро племянников. Двое из них, Федор и Иван, сыграли заметную роль в русской истории. После смерти двоюродного брата — царя Федора Иоанновича — Федор Никитич считался возможным соперником Бориса Годунова. В 1600 году по доносу о намерении Романовых извести царскую семью волшебством он был насильно пострижен под именем Филарет и сослан в монастырь на Белое море. В ссылку отправились и четверо его братьев, трое из них ее не пережили. Во времена смуты Филарет — приближенный Лжедмитрия I, Василия Шуйского и насильно — Лжедмитрия II. Участник переговоров об избрании русским царем польского королевича Владислава, он отказался подписывать окончательную версию соответствующего договора и восемь лет провел в польском плену. В 1619 году Филарет возвращается из плена, избирается патриархом Московским и всея Руси и становится регентом при своем сыне — первом царе из династии Романовых Михаиле Федоровиче. Младший брат Федора Никитича, Иван, во время годуновской опалы Романовых три месяца провел в цепях. В пору смуты Лжедмитрий I вернул Ивана Никитича в Москву. Затем Иван Никитич входил в окружение царя Василия Шуйского, воевал с Лжедмитрием II, был в числе бояр, призвавших на русский престол 15-летнего польского королевича Владислава, а потом и впустивших в Кремль польский гарнизон. При избрании царя в 1613-м году Иван Никитич — один из претендентов на престол, но все же подписался под грамотою об избрании своего племянника — сына Филарета, Михаила Федоровича Романова.
Город Романов в Степи
После возвращения из опалы и воцарения племянника Иван Никитич становится владельцем обширных вотчин Романовых. В том числе земель, на которых сейчас расположена Липецкая область. Места наши в те времена были неспокойными, граничными с Диким полем. Набеги крымских татар не кончались, и новый царь Михаил Федорович Романов продолжает строительство засечных черт. Так на правом берегу Воронеж возводится один из городов-крепостей Белгородской засечной черты – Романов в Степи. Романов воздвигли как раз на землях Ивана Никитича, на месте села Романово Городище. Строительство крепости началось уже на следующий год после избрания Михаила Федоровича, а в 20-30-х годах XVII века она уже полноценный город, со слободами – Хрущевкой и Падами. Эти топонимы сохранились до наших дней. Как пишет в «Очерках из истории Тамбовского края» историк, педагог и архивист XIX века Иван Дубасов, младший брат святейшего патриарха Филарета и дядя царя Михаила Федоровича — Иван Никитич Романов «...слишком широко пользовался своими вотчинными полномочиями. Поэтому в 1628 году от елецких жителей с соседями последовала на царское и патриаршее имя соборная челобитная от черного и белого духовенства, от служилых всякого чина, торговых и всех мирских людей. Челобитная сочинялась городом и уездными всякими людьми и потому имела характер совершенно земский…. Иван Никитич Романов никого ни боялся, все русские люди, духовного и светского чина, жившие в окрестностях его многочисленных и широко раскинувшихся вотчин, трепетали перед ним и как милости ждали ласкового боярского взгляда и слова. Сами татары и ногайцы, в те поры на всей своей воле разгуливавшие по нашим привольным и слабо защищенным степям, и те стороною обходили крепкие Романовские сторожи, зная по опыту как опасно иметь дело с их хорошо вооруженными и многочисленными защитниками...»
«...Все мы пребывает от великого боярина Ивана Никитича в совершенном разорении, и приезжают к нам из Романова-городища человек по сороку, и по пятидесяти, и больше, и нас, государевых холопей бьют и грабят, и наши поместьица и вотчинишки все запустели без остатку» — жаловались царю на его дядю и патриарху на его брата ельчане.
«Хищения и насилие Романовских челядинцев были неслучайными явлениями. Они производились систематически и отличались беспощадностью и разнообразием», — писал Дубасов.
«Великие Государи!» — плакались ельчане. — «Романовские люди и крестьяне жен и дочерей наших позорят насильством, поместья наши и вотчины жгут, хлеб в гумнах жгут, и в полях стоячий хлеб топчут и жгут, и лошадей, и коров отымают…»
В общем, вели себя романовские челядинцы не лучше крымских татар и ногайцев, против которых и строился Романов на Степи. «Какого уже было нам разоренье злое от Литвы, и от ваших государских недругов, теперь же от Ивана Никитича плен наш, коему и конца нет, пуще нам крымской и ногайской войны», — плакались в челобитной царю и патриарху ельчане.
«Насилия боярина Романова часто имели характер совершенно военных наездов, Между тем, местные воеводы безмолвствовали и не смогли противодействовать сильному вельможе… самодурство Романовских вотчинников доходило до того, что всем торговым караванам в районе владений боярина Ивана Никитича опасно было проезжать», — писал Дубасов.
А вот как описывал те события известный липецкий краевед Леонид Рудаков:
«Иван Никитич Романов, который являлся родным дядей царя Михаила и братом отца царя — патриарха всея Руси Филарета, рассчитывая на полную безнаказанность, не стесняясь, закладывал в Елецком уезде новые слободы (в будущем становившиеся селами и даже городами) не только на свободных землях, но и в чужих поместьях. Да и заселял эти слободы крестьянами, отнятыми «насильством» у других землевладельцев и даже у монастырей. В течение только одного 1628 года у ельчан им «насильством вывезено 188 человек крестьян, 4 жонки и 2 девки»
Почему же ходоков, рассказавших о творимом Иваном Никитичем беспределе бросили в тюрьму? Может быть на всякий случай, как возможных клеветников на «людей достойных»?
Тишь да гладь, да Божья благодать
Так чем же закончилась жалоба ельчан на Ивана Никитича Романова?
Несмотря на то, что ходоки, доставившие челобитную, были брошены в тюрьму, в конце лета 1628 года в Романов прибыл для «царского сыску» следователь Никита Вельяминов с дьяком Тимофеевым, под охраной команды хорошо вооруженных стрельцов.
Следствие шло, свидетелей опрашивали. Те иногда отвечали: «Романовские люди у живых мужей жен отымали и в свои новые слободы меж Воронежа и Ельца, и Лебедяни отвозили, и за своих мужиков сильно выдавали». Но чаще всего свидетели и пострадавшие, боясь связываться с Романовыми, от прямых ответов уклонялись. Мол, слышали, но сами не видели, не сталкивались. Следствие закончилось к январю 1629 года. По указу царя Михаила Федоровича, за недостатком улик Иван Никитич был оправдан.
Ходокам же досталось за навет — Гришку Шуринова с товарищами били батогами, и государь постановил взыскать с них деньги за прогоны царских «сыщиков». По данным Леонида Рудакова они находились в порубе до особого царского указа.
Как отмечает историк Иван Дубасов, поведение Ивана Никитича Романова изменилось с тех пор кардинально: «Сам грозный боярин с этих пор стал неузнаваем. Его боярский окрик заменился приветом, вместо хищения явилась милость, вместо необузданной гордыни – тишь да гладь, да Божья Благодать».
А Гришку Шуринова и его товарищей-челобитчиков, по данным Дубасова, отпустили на свободу в январе 1629 года.
Челобитная ельчан во времена Российской империи хранилась в московском архиве Министерства юстиции. Где она сейчас, и уцелела ли — неизвестно, Рудаков на нее ссылался уже «с чужих рук» — на работу историка Сташевского «К истории колонизации Юга» от 1913 года. Были ли факты, изложенные ельчанами и лебедянцами в челобитной правдой, или так елецкие помещики и бояре боролись с конкурентом из-за спорных земель – теперь тоже неведомо. Романов же после революции 1917 года свое, напоминавшее о царской династии, название потерял и стал называться селом Ленино. Ныне это ближайший пригород Липецка. У сельского храма стоит крест с цифрами «1613 — 1918» — датами воцарения Романовых и расстрела семьи Николая II.
Мировой океан Сообщений: 959 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 8167
Наверх##23 октября 2023 21:0323 октября 2023 21:04
>> Ответ на сообщение пользователя Лёна от 23 октября 2023 16:51
Как зачастую принято у журналистов - "слышал звон...". Нас осчастливили очередным скраюведческим опусом. Логично, что анонимным. Сам заголовок про "липецкого боярина" уже доставляет... Если в тексте поначалу встречаются только мелкие шероховатости, а именно: -вотчины Ивана Никитича даже близко не простирались к Ельцу и Лебедяни, а лишь граничили с уездами этих городов; -от Антониева-Сийского монастыря, куда был сослан Фёдор Никитич (Филарет) до Белого моря 150 км; -Белгородская черта практически нигде на своём протяжении не была засечной - засека возможна только в лесу; -из текста можно понять так, что город Романов-в-Степи был построен по царскому указу, как другие города на будущей Белгородской черте. На самом деле, его строил вотчинник силами своих людей; -в писцовой книге 1627-30 гг. при городе упомянута также Стрелецкая слобода, не только Хрущёвка и Пады, то дальше начинается настоящая свистопляска... Автор зачем-то пользуется статьёй Дубасова, который обильно цитирует только челобитную ельчан. При том, что исследователю, имеющему опыт работы с челобитьями XVII века, хорошо известна типичная для них стилистика трагической гиперболы и униженной позы "А мы, холопи твои - людишка бедныя и до конца разореныя...", "многие из нас оскудели и обнищали до конца", "чтоб нам, холопем твоим, вконец не погибнуть...", "чтоб мне, холопу твоему, от твоей государевой службы не отбыть и голодною смертью не умереть..." и т.п. Как говорится, "проси больше, получишь сколько надо". Именно в этом стиле и жалуются ельчане, уверяя, будто от приказных людей именитого соседа они хлебнули несчастий горше, чем от украинских казаков Сагайдачного или крымских с ногайскими татар. За 10 лет до спора те казаки, взяв штурмом, сожгли Елец. Погибло более 400 его защитников, в плен было уведено почти 900 человек. Через несколько лет после спора в 1632-36 гг. крымские и ногайские татары совершая ежегодные набеги, угнали ещё больше жителей уезда. Вывезенных в вотчину боярина 194 человека (если все они на самом деле были именно вывезены и именно туда) - это ли "пуще нам"? Материалы дела содержит и документы следствия. Не очень верится, что оно было объективным, но и текст Дубасова вызывает ощущение то ли личной неприязни автора к И.Н.Романову (с чего бы?), то ли слабого понимания эпохи в силу детских болезней исторической науки в XIX веке. При всём уважении к Л.Е.Рудакову, складывается впечатление, что в его распоряжении также было не слишком много источников о заселении и развитии Липецкого края в XVII веке. Но на сегодняшний день в распоряжении исследователей есть полная публикация дела о споре ельчан с боярином И.Н.Романовым: Горлов В. П., Новосельцев А. В. "Елец веками строился". Липецк, 1994. Есть глубокие исследования по ранней истории Ельца Д.А.Ляпина, по Романову - С.Д.Юрова. Да и множество других научных исследований по смежным территориям и связанным проблемам. Читай - не хочу. Но нет...
--- Буду признателен за любые сведения:
Чурсины - 16 век, Склядневы - 17 в.!
Нашла благодаря книге Сергея Юрова Марчуковых (Морчюковцев-Морчуков) в Больших Студенках в 1640 и 1646 году среди крестьян боярина Никиты Ивановича Романова.
Мои самые ранние известны предки Морчюковы в полковой службе в селе Кривка Усманского уезда в 1719-1721 году. В 1706 они из них указан среди неявившихся на смотр.
По именам-отчествам не опознать, т.к. разрыв во времени большой.
Могли ли крестьяне боярина Романова из Больших Студенок оказаться через 1-2 поколение среди служилых людей в Кривке?
Могли ли крестьяне боярина Романова из Больших Студенок оказаться через 1-2 поколение среди служилых людей в Кривке?
[/q]
Могли и в том же самом поколении оказаться. С конца 1654 года романовцы уже не боярина Романова, а дворцовые крестьяне. А уже в Рижском походе 1656 г. некоторые из них служили драгунами при "большом наряде", а в 1658 году уже порядка 500 романцев служили в особом скопинско-романовском драгунском полку (писал об этом статью, см. романовская тема). Чего уж там через 1-2 поколения... Переходы на службу по другому городу могли иметь место как по брачным связям, так и явочным порядком при попустительстве воевод.
--- Буду признателен за любые сведения:
Чурсины - 16 век, Склядневы - 17 в.!
--- Полухины села Кремлево города Скопин затем Тамбовский уезд, Пичерская волость, д. Ивановка (Грачевка)
Ушаковы (Воронежская губерния, Острогожский и Коротоякские уезды)
Банниковы (Воронежская губерния, Боринский р-н, с. Александровка)