Кириклеевский Майдан (Рождественное тож)
Наровчатский уезд, Пензенская губерния (сейчас Инсарский район, Мордовская АССР)
serg-1900 Модератор раздела
Россия Сообщений: 836 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1222 | Наверх ##
4 февраля 2022 16:22 6 марта 15:34 Год основания
Точно не установлен, но с учетом имеющихся документов известно следующее:
1. В публикациях доктора исторических наук Э.Д.Богатырева, основанных на архивных документах есть упоминание о Керетлеевском Майдане как одной из существующих площадок производства поташа уже в 1701 году.
2. Согласно описям Пензенском архива 2.1. Третья ревизская сказка (1762-1763 годы) по мастеровым и крестьянам, фонд 60, опись 4, дело 38; 2.2. Самая ранняя из имеющихся в наличии метрических книг датируется 1776 годом, фонд 182, опись 6, дело 21.
3. Согласно описям архива Республики Мордовия Самая ранняя из имеющихся в наличии метрических книг датируется 1775 годом, фонд 57, опись 6, дело 5.
4. Согласно описям РГАДА План межевания от 26.06.1802 года по селу Рождественское, Кириклеевский Майдан тож, казенных крестьян, что были поташные мастера, выполненный землемером Челиевым, фонд 1354, опись 331, часть 1.
--- Ищу: Передерей, Цыбиногины (Ташкент)
| | Лайк (1) |
serg-1900 Модератор раздела
Россия Сообщений: 836 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1222 | Наверх ##
6 декабря 2022 16:37 Судя по сохранившимся метрическим книгам села Кириклеевский Майдан, первая церковь появилась в селе в последней четверти 18 века. Но упоминаний о ней я пока не нашла.
В книге Попова Алексея Егоровича «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии», Пенза: тип. губ. правления, 1896 год, есть следующие сведения: «Наровчатский уезд, четвертый благочинный округ, Село Кириклеевский Майдан. Храм Рождества Христова, с приделом во имя св. архистратига Божия Михаила, каменный, холодный, построен в 1813 г., расстоянием от г. Пензы 95 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Дом для священника церковный. Жалованье по окладу V кл. Прихожан м. п. 786, ж. п. 773. Приход состоит из одного села. Училище земское». --- Ищу: Передерей, Цыбиногины (Ташкент)
| | |
serg-1900 Модератор раздела
Россия Сообщений: 836 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1222 | Наверх ##
13 декабря 2022 14:29 12 марта 20:30 Причт Христорождественской церкви села Кириклеевский Майдан (информация будет дополняться)
Священники Георгий Марков, 1848 Кастальский Иоанн Антонович, 1849-1858 Перов Андрей Иванович, 1858-1868, 1871 (жена Васса Васильевна) Пикторов Ермил, 1869 Жаворонков Анастасий Александрович, 1880 – июнь 1885 (до 1880 - священник села Старая Толковка Нижне-Ломовского уезда) Тихомиров Константин Тимофеевич, июнь 1885 – 1892 (до 1885 - священник села Новая Каштановка Чембарского уезда; жена Надежда Федоровна) Викторов Георгий Алексеевич, февраль 1894 - 1910 (до 1894 - священник села Новое Дракино) Гарин Феодор (1873 г.р.) 02.06.1911 – 04.01.1917 (до 1911 - священник села Олферьево Инсарского уезда; 04.01.1917 - умер) Городков Петр Петрович (1875 г.р.), назначен 28.02.1917 года
Диаконы Иван Григорьев, 1848 Яков Иванов, 1861 Победоносцев Василий, май 1886 – 23.08.1908 (до 1886 - диакон соборной церкви гор. Городище; 23.08.1908 уволен согласно прошению за штат; указом Синода от 19 марта 1909 назначена пенсия в размере 200 р.) Никольский Иоанн, 14.10.1909 - 27.08.1911 (до 1909 – диакон на должности псаломщика села Русский Ишим Городищенского уезда, с 27.08.1911 диакон села Унуйский Майдан Инсарского уезда)
Дьячки Иван Семенов, 1848 Никольский Петр, 1866 - 1881
Пономари Ксенократов Михаил Васильевич, 1861 -1885 (умер в августе 1885; жена Анна)
Псаломщики Теплов Рафаил, 1882 - 1885 Перов Николай, сентябрь 1885 – 1886 Ксенократов Василий Михайлович, октябрь 1885 - 1889 (с октября 1885 - причетнический сын Василий Ксенократов назначен исправлять должность псаломщика; с 1890 на военной службе) Миролюбов Александр Александрович, 1890– 13.11.1897 (после 1897 – псаломщик села Щепотьево Чембарского уезда; жена Мария Михайловна) Великанов Павел, 15.11.1891 – ноябрь 1900 (до 1891 – учащийся Нижне-Ломовскаго городского 4-х классного училища; уволен в ноябре 1900 с принятием на военную службу) Разумов Иван, 1901 - 1904 Юдин Иосиф (1879 г.р.), назначен в 1905 году
Церковные старосты Ефим Тимофеевич Сошкин, 1859-1873 Емельян Зеленцов, крестьянин, утвержден с июня 1885 года Николай Колодников, утвержден с января 1912 года
Источники: ПЕВ, метрические книги. --- Ищу: Передерей, Цыбиногины (Ташкент)
| | |
serg-1900 Модератор раздела
Россия Сообщений: 836 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1222 | Наверх ##
13 декабря 2022 14:31 Пензенские епархиальные ведомости, 1886, №5 (выписка):
Пензенская духовная консистория определением своим от 25.11.1885 года постановила предоставить расписание приходов и причтов Пензенской епархии:
п.3. Отменить деление причетников на дьячков и пономарей с присвоением вообще всем причетникам наименования псаломщиков.
п.6. Жалованье, назначаемое согласно 1 ст. § 6 сметы Св.Синода причтам Пензенской епархии, должны получать до особого на сей предмет распоряжения Правительства лишь те причты, кои пользовались правом на получение оного по штатам 1858 г. В бывших четырехчленных причтах IV кл. и выше диаконы должны получать диаконское жалованье. Диаконы, состоящие на вакансиях псаломщиков в тех приходах, где по штатам 1858 г. не полагалось диаконов, должны пользоваться жалованьем бывших дьячков, а псаломщики, находящиеся в тех же приходах, пользоваться окладами бывших пономарей. Сверхштатные члены причта жалованья не получают вовсе.
п.7. Объявить духовенству, что кружечный доход т. е. доброхотные подаяния за исправление богослужения, церковных и приходских треб (§ 14 Высочайше утвержденных 24 марта 1873 г. правил) со дня объявления сего постановления должен делиться между членами причта следующим образом: при составе причта из двух членов священника и псаломщика, первый из доходного рубля получает 75 коп., а последний 25 коп. При трехчленном составе причта священник получает 50 коп., диакон 33 1/3 к., псаломщик 16 2/3 к. При пятичленном составе каждый священник получает 64 2/7 к., диакон, 14 2/7 к. из каждой кружки, псаломщик 22 2/9 к. При девятичленном составе священник получает 66 6/9 к, диакон 11 1/9 коп., из каждой кружки, псаломщик 22 2/9 коп. (Указ Св. Синода, от 4 марта 1885 г. за №3). В двухклирном и более причтах кружка должна быть у каждого священника отдельная.
п.8. Объявить духовенству, что при распределении земли, арендных и процентных денежных сумм должно соблюдать Высочайше утвержденные 24 марта 1873 года правила за исключением изложенного в § 19 сих правил о пользовании причтами соединенных приходов землями и другими средствами содержания; при этом на основании указа Св. Синода, от 17 ноября 1870 г. — 10 января 1877 г. за № 2018, штатные диаконы должны получать от указанных статей половину того, что получают священники и на одну треть (1/3) больше получаемого псаломщиками.
п.9. Что касается членов причтов, остающихся со времени объявления настоящего постановления сверх штата, то они должны получать доходы по всем вообще статьям в том же размере в каком получают и штатные члены причта, за исключением лишь того, что они не могут пользоваться ассигнуемым согласно штатам 1858 г. жалованьем на штатный составь причтов.
Расписание приходов и штатов: Наровчатский уезд, 3-х членный в селе Кириклеевском Майдане. --- Ищу: Передерей, Цыбиногины (Ташкент)
| | |
badgio Начинающий
Санкт-Петербург Сообщений: 38 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 463 | Наверх ##
5 февраля 2023 11:17 Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Жители Пензенской губернии, Наровчатовского уезда, Кириклеевской волости, села Лухменный майдан к какому приходу были приписаны. И в каком архиве Пензенском или Саранском находятся МК? Заранее благодарю. | | |
serg-1900 Модератор раздела
Россия Сообщений: 836 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1222 | Наверх ##
5 февраля 2023 14:35 1 апреля 2023 21:07 badgio написал: [q] Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Жители Пензенской губернии, Наровчатовского уезда, Кириклеевской волости, села Лухменный майдан к какому приходу были приписаны. И в каком архиве Пензенском или Саранском находятся МК? Заранее благодарю.[/q]
Согласно справочнику "Список населенных мест Пензенской губернии по сведениям 1864 года" в селе Лухменский Майдан была собственная церковь. Что касается метрик, мои сведения не распространяются на всю Кириклеевскую волость, но возможно аналогия с Кириклеевским Майданом: по1880 год метрики находятся в Пензенском архиве, а с 1881 года в архиве Республики Мордовия. --- Ищу: Передерей, Цыбиногины (Ташкент)
| | |
badgio Начинающий
Санкт-Петербург Сообщений: 38 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 463 | Наверх ##
5 февраля 2023 14:53 >> Ответ на сообщение пользователя serg-1900 от 5 февраля 2023 14:35 Спасибо за ответ. А село не меняло название на протяжении 19 века? | | |
serg-1900 Модератор раздела
Россия Сообщений: 836 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1222 | Наверх ##
5 февраля 2023 16:28 badgio написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя serg-1900 от 5 февраля 2023 14:35
Спасибо за ответ. А село не меняло название на протяжении 19 века?
[/q]
Согласно все тому же справочнику 1864 года в скобках рядом с основным названием Лухменский Майдан указаны еще два Ушивый и Покровское. --- Ищу: Передерей, Цыбиногины (Ташкент)
| | |
badgio Начинающий
Санкт-Петербург Сообщений: 38 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 463 | Наверх ##
5 февраля 2023 16:41 serg-1900 написал: [q] badgio написал:
[q] >> Ответ на сообщение пользователя serg-1900 от 5 февраля 2023 14:35
Спасибо за ответ. А село не меняло название на протяжении 19 века?
[/q]
Согласно все тому же справочнику 1864 года в скобках рядом с основным названием Лухменский Майдан указаны еще два Ушивый и Покровское.
[/q]
Спасибо. | | Лайк (1) |
serg-1900 Модератор раздела
Россия Сообщений: 836 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1222 | Наверх ##
30 апреля 2023 18:31 Кириклеевский Майдан – русск., село в Инсарском районе. В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) Кереклеевский Майдан – село казенное из 264 дворов Наровчатского уезда. В 1864 году в селе было 5 поташных заводов. В середине 19 века только в одном Инсарском уезде насчитывалось пять населенных пунктов со словом майдан: Сиялеевский Майдан, Старо-Корсаковский Майдан, Старо-Сивиньский Майдан, Лемдяевский Майдан, Унуевский Майдан. Название-термин: майдан в 16-18 веках в Среднем Поволжье – поляна с лесным заводом. «Майдан – площадь, место, поприще; возвышенная прогалина и стоящий на ней лесной завод; смолокурня, дегтярня, поташня» (В. И. Даль). Определение кириклеевский указывает, что майдан был основан у речки Кирляй (Кирикляй). Гидротопоним составной: кирьф ляй «короткая, обмелевшая, маловодная речка». Не исключено, что компонент кер (кяр) употреблялся в значении «лыко, лубок». В Мордовии, где с древних времен развито производство лыка, керляи («лыковые» речки) были при каждом населенном пункте.
Источник: И. К. Инжеватов «Топонимический словарь Мордовской АССР. Названия населенных пунктов», стр. 95; Саранск, Мордовское книжное издательство, 1987. --- Ищу: Передерей, Цыбиногины (Ташкент)
| | |
badgio Начинающий
Санкт-Петербург Сообщений: 38 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 463 | Наверх ##
24 июля 2023 10:59 Добрый день. В продолжении по Лухменскому Майдану вопрос. МК книги по нему В Пензенском архиве с 1868 года по 1880. А до 1868 года в каком архиве могут быть? | | |
|