На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Минск Сообщений: 14832 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1481
Наверх##24 декабря 2017 16:3626 сентября 2023 20:11
Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Колчин Генрих Александрович
1932 – 2002
Капитан 1 ранга
Родился 16 мая 1932 г. Выпускник штурманского факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова 1953 г. После окончания училища служил на ЧФ (Феодосия, Севастополь). 1962-1967 гг. - служба на ТОФ, 1967-1973 гг. – преподавал на кафедре ТСК Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова. 1973-1976 гг. – заместитель флагманского штурмана ТОФ. Службу в ВМФ закончил, будучи начальником кафедры кораблевождения ВВМУ им. М. В. Фрунзе. После увольнения в запас - заведующий сектором института "Гипрорыбфлот", ответственный секретарь редколлегии сборника "Безопасность морплавания и ведения промысла" Минрыбхоза". Ушел из жизни 14 мая 2002 г.
Семья. Жена: Колчина Нина Васильевна 1931 г.р., врач-педиатр, с 1967 по 1974 года работала детским врачом, сначала в поликлинике на Ленинской, затем в медпункте военного городка. Дети: Людмила 1958 г.р. и Марина 1966 г.р.
Публикации
Навигация: Учебник / Николай Груздев, Генрих Колчин, Рафаэль Леонидов; Министерство обороны СССР. – М.: Воениздат, 1980. – 454 с. Учебник предназначен для курсантов и слушателей высших военно-морских училищ; он может быть использован в практической деятельности офицерским составом Военно-Морского Флота. В учебнике дается систематизированное изложение основных понятий кораблевождения, обосновываются навигационные методы обеспечения безопасности плавания с использованием современных автономных технических средств кораблевождения и навигационных систем коррекции счисления, анализируется точность рассматриваемых методов, раскрываются сущность и содержание навигационной подготовки к походу и методика расчета наивыгоднейшего пути, приводятся способы количественной оценки надежности плавания по выбранному маршруту и рекомендуются приемы кораблевождения в различных географических и гидрометеорологических условиях.
Колчин, Генрих Александрович. Навигационный секстан. 1986. Изобретения и рационализация – Навигационный секстан Автор: Колчин Генрих Александрович Заглавие: Навигационный секстан Место издания: СССР Год издания: 1986 Количество страниц: 3 Аннотация: Изобретение относится к области морской астронавигации и может быть использовано при измерениях высот светил и наклонения видимого горизонта для определения координат места нахождения судов в море. Цель изобретения - повышение точности измерений и упрощение устройства. Секстан содержит основание 1 с малым зеркалом11 и с алидадой 2, в средней части которой закреплена оптическая труба 7 с прямоугольной равносторонней призмой, установленной на оправке светофильтра. В верхней части алидады расположено большое зеркало 3 с возможностью его разворота на 90° и фиксации в клиновых впадинах относительно продольной оси алидады при измерении наклонения видимого горизонта. С помощью тангенциального приспособления 10 перемещают алидаду 2, совмещая изображения линий видимого горизонта. При измерении высот светил большое зеркало 3 устанавливается в исходное положение, а призма 8 снимается с окуляра. 6 ил. «е (Л to i4 liU 00 00 (pus.l Язык: Русский МПК: G01C 1/08 Заявитель: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА Дата публикации: 15.07.1986
Взрыв. Несколько трагических страниц из истории порта Находка, или жестокое эхо прошедшей войны / Колчин Генрих Александрович // Водный транспорт: Газета. – 1989. – 7 января. http://forums.airbase.ru/2015/....8155.html
КОЛЧИН ГЕНРИХ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Штурман дальнего плавания, капитан первого ранга запаса, заведующий сектором института "Гипрорыбфлот", ответственный секретарь редколлегии сборника "Безопасность морплвания и ведения промысла" Минрыбхоза ."
Посылаю для опубликования настоящую статью о трагических событиях в истории города и порта Находка. Надеюсь, что она вызовет интерес прежде всего у молодых читателей, поскольку является попыткой восполнить одно из белых пятен в нашей морской истории. Статья написана мной как очевидцем взрыва парохода ДАЛЬСТРОЙ. Мною использованы воспоминания моего отца КОЛЧИНА Александра Андреевича - в то время начальника Находкинской нефтебазы "Дальстроя" МВД (а затем 6-го района торгового порта Минморфлота), капитана порта АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ЕЛКИНА - друга отца, рассказы бывшего старпома пароходство "Дальстрой" П.КУЯНЦЕВА и других, в том числе старых чекистов-дальневосточников К. ПОСТАНОГОВА и И.КИРЮХИНА. Кроме того, мною использованы материалы из книг: И.А.БЫКОВСКИЙ, Г.И. МИШКЕВИЧ " Рассказы о тайной войне на Тихом океане", Дальиздат, Владивосток, 1972, Н.М.ПЕГОВ "Далекое - близкое", М. Политиздат, 1982, "Дальневосточное морское пароходство 1880- 1980 г.г.", Дальиздат, Владивосток, 1980.
Описываемые события непосредственно связаны с историей начала строительства одного из крупнейших портов СССР на Тихом океане. Окончательное решение о строительстве в заливе Америка в бухте Находка морского торгового порта было принято правительством в 1939 году, после посещения Приморского края членом Политбюро ЦК ВКПб А.А.Ждановым. У истоков идеи строительства порта стояли первый секретарь Приморского крайкома ВКПб Н.М.Пегов, командующий Тихоокеанским флотом Н.Г.Кузнецов и начальник Дальневосточного морского пароходства А.В.Тимофеев, посетившие вместе с А.Ждановым уютную бухту.
Строительные работы, развернутые до войны, осуществлялись рабочими и служащими управления ДАЛЬСТРОЙ, прибывшими по оргнабору из западных и центральных областей страны. После переподчинения ДАЛЬСТРОЯ от Совнаркома СССР Народному Комиссариату внутренних дел СССР главной рабочей силой на строительстве стали заключенные. До начала войны на южном берегу бухты у мыса Астафьева был построен глубоководный деревянный причал, способный принимать одно-два крупнотоннажных судна, на противоположном берегу у естественной глубокой акватории был сооружен железобетонный Т-образный топливный пирс, связанный трубопроводами с современной той эпохе нефтебазой. Нефтебаза имела сообщение с железнодорожной сетью страны, пассажирские и товарные поезда достигали лишь станции Голубовка. На северном берегу залива Америка недалеко от будущей железнодорожной станции Находка строился мелководный угольный причал, в том же районе располагались основной и транзитный лагеря УЛОН (управление лагерей особого назначения). До войны и во время нее порт осуществлял перевалочное снабжение Крайнего Севера, а позже обеспечивал и оборонные перевозки. Среди грузов преобладали генеральные, в том числе и промышленная взрывчатка, а среди пассажиров - заключенные и освобожденные из лагерей.
1946 год. Прошло чуть более года, как победоносно завершилась Великая Отечественная война. Приближалась первая годовщина победы над империалистической Японией. Расширялось свернутое с началом войны дальнейшее строительство порта. В 1944 году начались дноуглубительные работы, а затем и гидротехническое строительство причальной линии будущего торгового порта на северном берегу. К нему прокладывалась и железнодорожная ветка. Старый порт функционировал как дальстроевский. Транспортировка грузов между портом и станцией Голубовка осуществлялась по протяженной и извилистой вдоль берега грунтовой шоссейной магистрали автомобильным транспортом. Погожим летним вечером 25 июля 1946 года в порту неожиданно возник пожар - горела сложенная в штабелях на причале взрывчатка. К утру пожар был ликвидирован. До этого случая отмечалось возгорание взрывчатки на перевалочном пункте тяжеловесов у угольного причала.
Утром 26 июля к глубоководному причалу у мыса Астафьева встал под погрузку пароход ДАЛЬСТРОЙ водоизмещением около 10000 тонн, до этого принявший бункер у Т-образного топливного пирса и имеющий в трюмах ранее погруженные около 3000 тонн аммонала ( тринитротолуола). В полдень на судне вспыхнул пожар, загорелась взрывчатка в трюмах. Все наличные противопожарные средства порта и поселка были привлечены для борьбы с огнем. Несмотря на самоотверженные действия экипажа судна и пожарных, огонь продолжал распространяться по судну. Капитан парохода В.М.БАНКОВИЧ принимает решение отойти на более глубокое место и для подавления огня затопить трюма. Опасение вызывали и действующие котлы, взрыв которых от пожара грозил детонацией опасного груза. Мощные буксиры в порту отсутствовали, пароход отходил самостоятельно. С выходом на глубокое место, в 2 - 3 кабельтовых от причала к северу, были потушены топки, открыты кингстоны, начали травить пар, судно село на грунт, однако пожар не прекратился. По приказанию капитана были спущены шлюпки, экипаж покинул судно, отойдя от него на безопасное расстояние. На борту горящего парохода оставались капитан, начальник судовой радиостанции (для эвакуации судовых документов и ценностей) и матрос палубной команды (старшина стоявшего у трапа вельбота).
Примерно в 14 часов 10 минут корпус судна, охваченный черным густым черным дымом и сполохами пламени, превратился в громадный огненный шар, расширяющийся в диаметре. Затем на месте шара возник многометровый черный столб, увенчанный грибовидным серым облаком, от которого по синеве ясного неба расходились белые концентрические круги. Над бухтой и заливом прогрохотал сильнейший гром, многократно повторенный отраженным от сопок эхом. Бухту и небо заволокло черным дымом, закрывшим солнце, наступила тьма, на землю пошел дождь из металлических осколков и капель мазута. Наступила зловещая тишина. Эхо взрыва было услышано более чем в 60 километрах от Находки в Тафоине, в Екатериновке, в Преображении.
Когда дым рассеялся, взору представилась ужасная картина: порт и прилегающий портовый поселок лежали в руинах, судно исчезло, оставив на поверхности часть оторванной кормовой оконечности. Весь мыс Астафьева выглядел, как обугленный остров. Лес оказался поваленным, с оставшихся редких деревьев была сорвана листва. Якорь судна массой около пяти тонн упал в районе острова Лисий. В центре поселка Находка, на Пятачке, 44-м участке, в поселке Рыбстрой, в Транзитке и на Угольной во всех домах оказались выбиты окна, а кое-где и двери.
Порт Дальстроя был режимным объектом и хорошо охранялся. Все находящиеся в порту люди были привлечены к работам, связанным с тушением пожара, а поэтому наибольшее число жертв приходилось на долю заключенных и вольнонаемных, работавших в порту, охраны и конвойных, гражданского населения прилегающего к порту поселка и военнослужащих из охраны водного района Тихоокеанского флота. Погибли капитан парохода, начальник радиостанции и старшина вельбота. Экипаж парохода не пострадал. Имелись пораженные ударной волной, осколками и битыми стеклами в других районах рабочего поселка Находка. Аварийно-спасательные работы и похороны продолжались около недели. Расследование катастрофы проводила прибывшая из Москвы правительственная комиссия во главе с министрами госбезопасности и внутренних дел СССР В.Н. Меркуловым и С.Н. Кругловым. Основной причиной трагедии была названа преступная халатность, проявленная руководством Приморского управления "Дальстроя" и администрацией порта, выразившаяся в грубых нарушениях правил хранения и перевозки опасных грузов, однако факт диверсии не исключался. Действительно, взрывчатка хранилась без тары, под открытым небом, перевозилась навалом в самосвалах, подобным же образом грузилась и перевозилась на судах. В таких условиях подбросить в груз зажигательное устройство или детонатор, замаскированные под взрывчатку, трудностей не представляло. Многие ответственные работники "Дальстроя" во главе с полковником А.Г. Кораблиным были привлечены к уголовной ответственности и осуждены военным трибуналом.
Эхо взрыва продолжало преследовать жителей Находки. 4 августа около 17 часов вновь прогрохотал чудовищный взрыв, беда постигла спецсклады "Дальстроя", расположенные в подземных штольнях распадка у Сенного перевала, где также хранились взрывчатые вещества. На этот раз обошлось без жертв, население было своевременно оповещено о пожаре и возможном взрыве, люди были эвакуированы в убежища, подвалы и щели, вырытые на случай войны. Однако, молодой рабочий поселок вновь пришлось стеклить и ремонтировать заново. Прошли годы. Находка превратилась в крупнейший не только в СССР, но и в мире комплекс торгового и рыболовного портов, раскинувшийся вдоль берегов красивейшего залива современный приморский город. Сменились поколения. Поредели ряды очевидцев и участников описанных событий. О них напоминает лишь редколесье на мысе Астафьева у базы активного морского рыболовства.
Время и цепочка случайностей позволили на рубеже 1950 - 60-х годов приоткрыть завесу над тайной причины трагедии. События лета 1946 года в Находке оказались делом рук фанатика, высоко квалифицированного разведчика и диверсанта абвера Эгона ЭРКЕ, заброшенного в СССР в предвоенные годы, долгие годы скрывавшегося под обличьем торгового моряка, командированного на Дальний Восток, служащего, рабочего и освобожденного из лагерей инвалида. Прошедший школу полковника Николаи и адмирала Канариса, свободно владеющий несколькими языками и специальностями, Э.Эрке, обосновавшийся сначала во Владивостоке, а затем в Находке, вел в предвоенные годы активную разведывательную работу, завязывал знакомства, вербовал агентуру из деклассированных элементов и девиц легкого поведения. Перед войной его задания выполняли две девушки, нелегально ведшие наблюдение за строительством оборонных объектов на берегах Приморского и Хабаровского края. Их преступная деятельность была пресечена бдительными действиями матросов Тихоокеанского флота. Однако, сам резидент Эрке по кличке "Серж" сумел вовремя скрыться, с началом войны перешел к подготовке и проведению диверсий. Обе шпионки были осуждены и приговорены к длительным срокам лишения свободы. На совести Эрке судьба еще трех судов, погибших на Дальнем Востоке при загадочных обстоятельствах. Но возмездие неотвратимо. Отбыв положенный срок заключения, одна из девиц по имени Мария уехала в дальний сибирский городок , где поступила на работу санитаркой в дом инвалидов. Однажды, войдя в палату, она узнала в пожилом мужчине, лишенном конечностей, зрения и с ослабленным слухом, своего "крестного" по кличке "Серж", поскольку он имел редко встречающуюся примету - раздвоенную нижнюю губу. Органы госбезопасности провели официальное опознание, предъявив Марии ряд фотоснимков из архивов немецко-фашистской разведки. Из предъявленных фотографий Мария выбрала единственную, где молодой "Серж", то есть корветтен-капитан Эгон Эрке был запечатлен в морской парадной форме. Налицо было и внешнее сходство инвалида и его изображения в молодости. Так была поставлена последняя точка в таинственных и трагических событиях истории строительства города и порта Находка. Советское правосудие проявило к преступнику высшую гуманность, сохранив ему жизнь. Удел скорпиона, поразившего своим жалом не только других, но и себя. В этой истории важно назвать и имена героев, то есть тех, кто в условиях того времени вел борьбу с огнем, рискуя собственной жизнью ради других, погиб, спасая будущий город и порт от катастрофы. Однако, увы, свидетели и очевидцы молчат, публикаций на этот счет не существует. На просчетах, ошибках и подвигах, истина которых неоспорима, надо учиться. Ленинград.
Кораблевождение входило в программу многих ВВМУ, несмотря на то, что они готовили минёров, артиллеристов, ракетчиков, специалистов по радиоэлектронике. Поэтому они при всяком удобном случае пытались показать, что тоже сведущи в навигаторских науках, при этом иногда становились объектами штурманских шуток и розыгрышей.
В мае 1963 года пларк «К-122» проекта 659 готовилась к выполнению практической стрельбы крылатой ракетой «П-5» по морскому полигону с необорудованной позиции, в центре которого был установлен морской буй, а по окружности на расстоянии 8 км стояли корабли охранения (мпк, бтщ).
Несовершенство навигационного комплекса «Сила-Н — 659» и «Руководства по навигационно-гидрографическому обеспечению» создавало большие проблемы перед штурманами в ходе выполнения стрельбы.
Район огневых позиций задавался исходя из дальности и пеленга стрельбы. Боевой курс должен был быть равным пеленгу стрельбы. Боевая прокладка велась на огневом планшете, который, который строился на морской навигационной карте крупного масштаба. В каком бы месте района лодка ни находилась, можно было снять значения дальность стрельбы и боевой курс. Независимо от этого, после определения места пл штурман должен был рассчитать по таблицам ТВА-57 пеленг и дальность стрельбы. Для расчетов на оценку «отлично» отводилось 5 минут.
Командиром штурманской боевой части лодки был капитан 3 ранга Колчин Генрих Александрович, один из самых грамотных штурманов ТОФ. Свою службу в ВМФ он закончил в звании капитана 1 ранга, будучи начальником кафедры кораблевождения ВВМУ имени М. В. Фрунзе. Генрих Александрович был очень общительным и эрудированным человеком, любителем разыгрывать тех, кто, не разбираясь в тонкостях профессии, пытался давать ему советы.
Г. А. Колчин отлично подготовил своих подчиненных к ракетной стрельбе. Расчеты он делал за 3-и минуты, используя восьмизначные таблицы тригонометрических функций Хренова Л. С. и арифмометр. Во время ракетной стрельбы к нему был назначен офицер 4-го управления ТОФ капитан 1 ранга Н. контролёром № 1.
Все время на переходе морем в район огневых позиций офицер Н. старался находиться в штурманской рубке, которая из-за малых размеров была рассчитана на 2-х человек. Генрих Александрович несколько раз намекал ему, чтобы он не мешал работать, но тот не реагировал. Тогда Генрих Александрович решил его разыграть, отбив у того желание вообще заходить в штурманскую рубку.
Когда подводная лодка начала боевой маневрирование в районе огневой позиции, Колчин быстро определив место пл, сел за расчеты к маленькому столу, где хранились судовые хронометры. В это время контролёр, мужчина крепкого телосложения и значительных габаритов, удобно устроился за самописцем автопрокладчика, который заменял штурманский стол. Он даже не понимал, что мешает работать. Закончив расчёты пеленга и дальности стрельбы, Генрих Александрович нанес обсервованное место на планшет, взял «для вида»транспортир, снял величину пеленга стрельбы ( боевой курс) и доложил в ЦП расчетное значение с точностью 0.1 минуты согласно требованию документов, в то время как транспортир позволяет снимать угловые значения с точностью до 0.1 градуса( 6 минут). Это сразу насторожило проверяющего офицера, который не видел, как Генрих делал расчеты за малым столом. Контролёр сделал соответствующую запись в свой блокнот. В розыгрыше Генрих пошел дальше — измерил ниткой по километровой шкале расчетное расстояние стрельбы с точностью около 1 км, но в ЦП доложил расчётное расстояние с точностью до 0.1м. Это не осталось без внимания контролёра, который решил, что штурман занимается обманом, а он, не штурман, смог его поймать за руку.
На разборе ракетной стрельбы под руководством 1-го заместителя Командующего ТОФ контр-адмирала Васильева, контролер командира БЧ-1 доложил, как штурман занимается обманом, рассчитывая параметры стрельбы с помощью транспортира и нитки. Васильев удивился и попросил Колчина объяснить всё, что он делал. Колчин проверил расчеты с помощью транспортира и нитки, чтобы не допустить грубого промаха. После этого 1-й заместитель Командующего ТОФ обратился к начальнику 4-го отдела ТОФ с предложением привлекать к стрельбам более грамотных контролеров.
Самым удивительным было то, что ракета, имея техническое рассеивание 8 км и пролетев, более 250 км, попала в центр полигона, в буй и утопила его. За эту стрельбу все, кто был причастен, получил правительственные награды, кроме капитана 3 ранга Колчина Г. А., который во время вручения находился в отпуск и ждал перевода в училище.
У меня тоже был случай, когда удалось разыграть представителей штаба ТОФ. В феврале 1968 г. пларк «К-23» отрабатывала задачу «Скрытное длительное слежение за АУГ». Наша лодка первая из серии лодок 675 проекта комсомольской постройки была вооружена ГАК «Кача -Керчь». Командованием Флотом было приняло решение начать отработку тактического маневрирования при слежении за АУГом с нашей лодки.
Было два варианта. Первый вариант предусматривал слежение за целью на траверзных курсовых углах, второй — на кормовых.
Командир лодки принял решение — начать слежение по первому варианту с последующим переходом на второй.
Для контроля и наставления, как везти слежение, к нам прибыли два капитана 1 ранга — представители УБП штаба ТОФ. Как вести слежение они знали чисто теоретически, имея слабые познаниями в вопросах кораблевождения.
Представители почему — то решили начать упражнение поздно вечером, когда л/с уже устал. Ещё в период подготовки к выходу в море, мы с Ф-1 дивизии капитаном 2 ранга Алефиренко И. С. договорились вести на первом этапе графическую и боевую прокладку раздельно в две руки. Боевую прокладку должен был вести я, а графическую — командир ЭНГ старший лейтенант Горенко Евгений Иванович. Возникла проблема, на какой морской навигационной карте одному штурману вести графическую и боевую прокладки на втором этапе слежения. Дело в том, что на район учения не было крупномасштабных морских карт. Мы решили изменить долготную оцифровку карт, т. е. как бы сдвинуть весь район по долготе. При подготовке карт выяснилось, что при фактическом маневрировании в Японском море графическая прокладка будет вестись на той части карты, которая отображает берег.
Мы заняли район ожидания. Спустя несколько часов, акустики обнаружили цель. Классифицировали — крейсер, который по легенде считался АВУ и шел со скоростью 25 узлов. Цель маневрировала, используя один из вариантов неравномерного зигзага, рекомендованный для ВМС НАТО «Руководством АТР». Время лежания на частном курсе от 3-х до 18 минут, цикл -3 часа. Мы определили ЭДЦ и заняли позицию на его правом траверзе. Началась бешеная гонка. Подводники — атомщики лодок первого поколения — понимают что значит маневрировать на полном ходу, когда помехи, возникающие от такого хода, затрудняют, а подчас полностью препятствуют работе акустиков. Так продолжалось почти три часа, после чего командир лодки принял решение — для дальнейшего слежения постепенно занять позицию на кормовых курсовых углах цели. Недавно я познакомился в Интернете со статьёй «Маринеско холодной войны», я понял, что Черкашин Н. несколько приукрасил возможности пларк проекта 675, которая больше 24.0 узлов на самом полном ходу развить не может, а без ГАК не имеет возможности вести длительное слежение за АУГом. Кроме того, автор статьи совершенно не компетентен в вопросах действий американских ВМС в случае обнаружения ими советских подводных лодок.
Мы стали постепенно отставать, но держали уверенный гидроакустический контакт и определяли ЭДЦ, успевая отслеживать все изменения курса. Скорость была несколько снижена до полного хода до 18.5 узлов, что уменьшило нагрузку на работу всех механизмов. Предварительная подготовка к ведению одновременно боевой и графической прокладки позволило штурманам немного отдохнуть. На автопрокладчике была установлена морская навигационная карта масштаба 1:100.000, на которой была изменена долготная сетка. Если этого не знать, то, глядя на карту можно слегка «тронуться». Дело в том, что графическая прокладка проходила по берегу. В один из моментов в штурманскую рубку, не спрашивая разрешения, вошел представитель УБП штаба ТОФ и стал рассматривать карту. Увидев перекрестие — «зайчик», которое показывало на карте местонахождение лодки, он сначала «ошалел», потом спросил меня: «Мы здесь?» и ткнул пальцем в перекрестие.
Я не понял, что ему надо, машинально подтвердил место, Так как одному штурману вести две прокладки на полном ходу лодки крайне сложно, а тут ещё отрывают разными вопросами посторонние пассажиры, разъяснять некогда. В этот момент по графической прокладке с измененными координатами наш путь проходил далеко в горах, хотя глубина места была несколько сот метров. Выйдя из рубки, представитель что-то сказал своему сослуживцу. Тот, то же зашел в рубку, посмотрел и сделал запись в своем блокноте.
Так продолжалось все 20 часов наших гонок за целью.
Вернувшись в базу, мы подготовили полный отчет, который и был доложен на разборе командиру дивизии. Один из представителей УБП в своем выступлении заявил, что штурман всё время обманывал командира, т. к. лодка находилась совсем в другом месте, не там где она должна была быть по прокладке. Лодка перемешалась по берегу, а штурман говорил, что она идет на глубине 80 метров и под килем около 500 метров. Никто этого заявления не понял и значения ему не придали, но после разбора командир дивизии вызвал меня и Ф-1 дивизии, и мы ему всё объяснили. Претензий к нам не было.
Иногда встречались и досадные штурманские ошибки.
Когда я служил в штабе ТОФ, мне приходилось заниматься анализом походов кораблей. После изучения представляемых документов, я готовил заключение для Командующего Флотом, которое вместе со всеми документами высылалось в Москву для доклада ГК ВМФ и в институт, сотрудники которого делали себе диссертации об океанских походах, не выходя из кабинета.
В 1977 г. я получил отчет за поход рпкСН 8 дивизии, которой командовал Николай Тарасович Иванов. Изучив представленные материалы и поработав с представителями разведки флота, я подготовил заключение для Командующего Флотом. Но внутреннее чутьё подсказывало мне, что в документах есть какая — то ошибка, на первый взгляд незаметная. Только на третий день я понял, в чем дело. Наши лодки несли боевую службу в отдаленных районах Тихого океана, пересекая 180 меридиан — место смены даты и восточной долготы на западную.
При ведении журнала боевых действий по вине штурмана не была проверена правильность перехода на другое наименование долготы. В результате по отчету лодка как бы дошла до меридиана 180 градусов, повернула назад и пошла на запад. В итоге вместо Тихого океана она оказалась, в Сибири, передвигаясь по суше. Я представил себе, какой скандал мог бы разразиться, если бы я не заметил этого промаха, а документы попали бы в ГШ ВМФ в таком виде. Пришлось возвратить все документы в соединение и перепечатать половину отчета. Это только один пример небрежного отношения работы с документами. Подобных случаев было много. Штурманам надо быть внимательными и отвечать за сведения, представляемые командованию корабля.
Такие казусные случаи возникают каждый раз, когда некомпетентные или недобросовестные люди занимаются своим делом. А. Островский 4.01.2008 г.
Кафедра "Технические средства кораблевождения" (ТСК) 1970-1980-е гг. Бек Ю.Ф. Бондаренко Г.А. Ганкин Н.М. Гончаров Л.М. Заико Р.А. Кастерин Г.Ф. Колчин Г.А. Семенов Сильченко В.В. Ткаченко В.Г. Чекулаев И.В. Шаршов Ю.Ф.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
На сайте Одноклассники сослуживцы написали О Леониде Ивановиче Таранове
Алексей Чичерин: Очень и очень уважаемый человек!
Владимир Легошин: А ниже Леонида Ивановича сижу я, Легошин В.А. Леонид Иванович, как сказал Алексей, очень уважаемый человек, авторитетный, трудолюбивый. Вообщем грамотный специалист своего дела.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Легошин Владимир Алексеевич
Капитан 1 ранга
Родился 9 мая 1947 г. В 1970 г. окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. 1984-1992 гг. Каспийское Высшее Военно-морское Краснознамённое училище им. С.М. Кирова. 1992-1997 гг. Высшее Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. 1997-2013 гг. Военно-морской инженерный институт.
О нем
Из письма Легошина Владимира Алексеевича. Командир турбинной группы первого экипажа 1972-1977 // Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-446. Экипаж счастливого крейсера. КТОФ. – Режим доступа: http://www.к-446.рф/legoshin.php . – Дата доступа: 30.01.2018.
Пишет Легошин Владимир Алексеевич. Командир турбинной группы первого экипажа 1972-1977 г. (к-ры Кустарёв и Смирнов), командир дивизиона живучести второго экипажа 1977-1979 г (к-р Семёнов). "С нашего экипажа вам написал Юра Волошин со списком всего офицерского состава. Он был не точен с аварией 17 сентября 1973 года. Сделал её какой-то обыденной. И кроме того, приплюсовал к этой аварии другую в Чажме. Авария в Чажме, связанная со сливом окислителя ракетного топлива в отсек, была в 1972 году. В результате аварии 1973 года (подрыв крышки реактора) вся аппаратная была заполнена водой 1-го контура. Экипаж в течении 3-х суток находился в отсеках по сигналу "Радиационная опасность" и боролся за живучесть. Личный состав, работая по 15 минут (чтобы не получить месячную дозу) в реакторном отсеке, убирал эту воду. Постановлением Правительства эта авария отнесена к высшей категории "а" и весь личный состав К-446 включён в список подвергшихся радиации в результате этой аварии и может стать ветераном подразделений особого риска с соответствующими льготами. К сожалению в настоящий момент отсутствуют списки мичманов, старшин и матросов, которые находились на борту 17 сентября 1973 года. Для Комитета ветеранов подразделений особого риска это головная боль. Рядовой состав остался забытым. Сейчас стараемся восстановить списки, но нашли всего процентов 10-15. Если бы через Ваш сайт как-то выйти на служивших в то время на К-446, но в основном на Вас выходят, кто служил на К-446 в последние годы. Второй вопрос. Приглашаете на встречи, а не указываете где и во сколько. С уважением Легошин В.А." 24.07.13 года.
Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Марчук Григорий Гаврилович
4.02.1939 – 13.12.2024
Капитан 1 ранга
Родился 4 февраля 1939 г. Командир РПК СН «К-180». 16 августа - 16 сентября 1982 г. РПК СН «К-180» командир капитан 1 ранга Марчук Г.Г., старший перехода командир 13-й дивизии контр-адмирал Федоров Ю.А., выполнил задачи перехода Северным морским путём на Камчатку.
Марчук Григорий Гаврилович: «…Незабываемы удачные и тяжелые, крайне рискованные дни и мили, пройденные экипажем и кораблем в нашем первом самостоятельном боевом походе под многометровой толщей Арктических льдов до 85 параллели в феврале-апреле1982 г. Ведь это был первый такой глубокий проход на СФ подобного класса кораблей, хотя и не посвящен никакой дате. Это было первое наше, воистину боевое крещение. Но, несмотря на все неполадки и испытания, экипаж вышел из подо-льда с заметным чувством повышенного, внутреннего эмоционального удовлетворения и радости. Это была нелегкая совместная победа над той подводной, подледной стихией. Мы вышли из подо-льдов намного сильнее и мужественнее, чем входили туда. Думается, что последовавший затем трансарктический переход в августе-октябре был для всего экипажа хотя и более значимый, но как-то более безопасный. Ведь это были уже ОПЫТНЫЕ моряки. ( Кстати, фрагмент об этом есть в книге военного историка СФ, капитана 1 ранга В.Г. Реданского "Во льдах и подо льдами. Тайные операции подводных флотов", 2004 г. Книга есть в интернете и на рынках)»
Завершил службу начальником кафедры Боевой подготовки в Каспийском ВВМУ им. Кирова в г. Баку (1980-е - 1990-е гг.).
О нем
Реданский, В.Г. Во льдах и подо льдами / Владимир Реданский. – М.: Вече, 2014. – 448 с.: ил. – (Морская летопись).
25-я Краснознамённая дивизия подводных лодок (сокращённо: 25-я дПЛ) — соединение подводных сил Тихоокеанского флота. Сформирована 20 октября 1973 года. Первая в истории ВМФ СССР дивизия атомных подводных ракетоносцев на Тихоокеанском флоте // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/25-я_дивизия_подводных_лодок . - Дата доступа: 1.02.2018. Упоминание. … В 1982 году прибывший Северным морским путём РПКСН К-180 (командир капитан 1 ранга Марчук Г. Г.), выполнил ракетную стрельбу с оценкой «отлично». …
Мощью за Отечество - таков девиз Гаджиевского объединения атомных подводных лодок Краснознаменного Северного флота // Содружество ветеранов подводников Гаджиево. – Режим доступа: http://svpg.ru/history/detail.php?ELEMENT_ID=219 . - Дата доступа: 1.02.2018. Упоминание. … 16 августа - 16 сентября 1982 г. К-180, командир капитан 1 ранга Марчук Г.Г., старший перехода командир 13-й дивизии контр-адмирал Федоров Ю.А., выполнил задачи перехода на Камчатку. …
Сердечно поздравляю всех с Днем Военно-Морского Флота, особенно тех первых, которые вложили огромные усилия в период создания, становления экипажа и корабля. Незабываемы удачные и тяжелые, крайне рискованные дни и мили, пройденные экипажем и кораблем в нашем первом самостоятельном боевом походе под многометровой толщей Арктических льдов до 85 параллели в феврале-апреле1982г. Ведь это был первый такой глубокий проход на СФ подобного класса кораблей, хотя и не посвящен никакой дате. Это было первое наше, воистину боевое крещение. Но несмотря на все неполадки и испытания экипаж вышел из подо-льда с заметным чувством повышенного, внутреннего эмоционального удовлетворения и радости. Это была нелегкая совместная победа над той подводной, подледной стихией. Мы вышли из подо-льдов намного сильнее и мужественнее, чем входили туда. Думается, что последовавший затем трансарктический переход в августе-октябре был для всего экипажа хотя и более значимый, но как-то более безопасный. Ведь это были уже ОПЫТНЫЕ моряки. ( Кстати: фрагмент об этом есть в книге военного историка СФ, капитана 1 ранга В.Г. Реданского " Во льдах и подо льдами. Тайные операции подводных флотов." 2004 г. Книга есть в интернете и на рынках. ) Желаю всем, и тем которые начинали, и тем которые повели этот корабль к дальнейшим победам дальше, ЗДОРОВЬЯ, СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ, ДОЛГИХ ЛЕТ. Пусть Ваша жизнь и жизнь Ваших детей и внуков не будет такой рискованной. С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ БОЕВЫЕ ДРУЗЬЯ! Марчук Григорий Гаврилович. Г.Черкассы, 18021, ул. Героев Днепра 59, кв.61 ( 100 м от Днепра улыбка ).д.т.:(0472) 36-08-87; м.т.: +38 067 813-18-55. Email:sasha_kazakova93@mail.ru Дочь:г.Североморск Мурманской области, две внучки: старшая сечас при бабушке ( Людмила Павловна ) и дедушке, живет и учится в Черкассах.Зять: Казаков Сергей Валериевич, капитан 2 ранга, служит в штабе СФ. С ПРАЗДНИКОМ! Обнимаю, целую ВСЕХ! 26 июля 2008 г.
ДОПОЛНЕНИЕ 10.03.2024 г.
СОСЛУЖИВЦЫ РПКСН "К-430" 667АУ. 1-й экипаж, атомного РПКСН "К-430" пр. 667 АУ // Мой мир : социальная сеть. – Режим доступа: https://my.mail.ru/mail/spbk-430/photo/4 . – Дата доступа: 10.03.2024.
1-й экипаж атомного РПКСН "К-430". - Мы нашлись через 25 лет! : Альбом: СОСЛУЖИВЦЫ РПКСН "К-430" 667АУ / Николай Поляков // Мой мир : социальная сеть. – Режим доступа: https://my.mail.ru/mail/spbk-430/photo/4/388.html . – Дата доступа: 10.03.2024. Фотоколлаж 1-й экипаж атомного РПКСН "К-430". - Мы нашлись через 25 лет!... Атомный РПКСН пр.667АУ - в океан!
Александр Пугачев: Капитан Первого ранга. Марчук Григорий Гаврилович. Подводник ТОФ Командир К-258 второй экипаж. Командир К-180.лодка пр.667 БДР. 25 дивизия. Нач. кафедры БП в КВВМКУ. Ушел в Последний Поход 13 декабря 2024 г
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Пулялина Любовь Михайловна
Преподаватель кафедры русского языка Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1980-е гг.)
Окончила Куйбышевский педагогический институт. Преподаватель кафедры гуманитарного цикла Щёлковской гимназии Щёлковского муниципального района Московской области. Преподаваемые дисциплины: литература, русский язык, риторика. Награждена Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации.
На фото слева направо: Марина Гасанова, Таня Горбунова, Людмила Тертычная, Люба Пулялина.
О ней
Щёлковская гимназия Щёлковского муниципального района Московской области : Подробности о работниках // Комитет по образованию Администрация Щелковского муниципального района Московской области. – Режим доступа: http://gim-schel.edumsko.ru/co...collective . – Дата доступа: 6.04.2016. Пулялина Любовь Михайловна ДОЛЖНОСТЬ Подразделение - Кафедра гуманитарного цикла Основная должность - Учитель Преподаваемые дисциплины: литература, русский язык, риторика
ОБРАЗОВАНИЕ Высшее образование (специалитет, магистратура) Куйбышевский ПИ Специальность - учитель русского языка и литературы
КВАЛИФИКАЦИЯ И СТАЖ Высшая квалификационная категория Повышение квалификации: Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы ( в условиях реализации ФГОС) (Академия социального управления); часов: 72; год окончания: 2012.
Развитие дистанционного образования детей-инвалидов (Академия социального управления); часов: 72; год окончания: 2013.
Летняя школа для учителей русского языка и литературы (МГУ им. Ломоносова); часов: 24; год окончания: 2013.
Стаж работы - 37 лет 1 месяц 1 день (на 31.12.2014) Педагогический стаж - 36 лет 1 месяц 1 день (на 31.12.2014) Награждена Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации
Эксперт ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Преподаватели кафедры русского языка 3 факультета. 1980-е гг.
На фотографии : Светлана Зимина, Лариса Юсуфова, Людмила Петухова, Татьяна Ананьева,Дина Мухина, Лиля Плесканова, Людмила Соколова, Эльмира Асланова, Елена Артёмова, Сергей Петров, Валентина Шукюрова, Роза Михайловна Курмышова( зав.каф.),Ирина Перевышина, Виктор Родин, Людмила Тертычная.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Минск Сообщений: 14832 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1481
Наверх##13 февраля 2018 12:1521 августа 2023 15:34
Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Непряхина Татьяна Васильевна
Преподаватель кафедры русского языка Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1979-1990)
Родилась 20 января 1957 г. в Баку. Окончила среднюю школу (1964 по 1974). Окончила в 1979 г. Азербайджанский государственный университет им. С.М. Кирова, филологический факультет, специальность – русский язык и литература. Преподаватель кафедры русского языка Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1979-1990). Курсы повышения квалификации в РУДН по программе «Русский язык как иностранный». Курсы повышения квалификации в Государственной академии инноваций по программе «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» (2009 г.). Курсы повышения квалификации в МГУПС (МИИТ) по программе «Преподавание медиадисциплин: актуальные подходы и стратегии» (2015 г.). Эксперт ЕГЭ по русскому языку (2007, 2008, 2009 гг.). Опыт преподавания – с 1979 года: Преподаватель МГУПС (МИИТ), кафедра русского языка и межкультурной коммуникации (1990-1993 гг., с 2013 г.). Преподаватель РГТЭУ, кафедра русского языка и межкультурной коммуникации (1993-2013 гг.).
Сотрудники кафедры русского языка 3-го спец. факультета. Заведующая кафедрой Курмышева Роза Михайловна. Стоят: Лаборантки Аванесян Флора, Ахметова Соня. Преподаватели Перевышина, Гасанова Марина, Шукюрова Валентина, Бежанова, Асланова, Черкесова Лиля, Горбунова Татьяна, Света Иванченко, Тыртычная Люда, Петухова Люда, Артемова Елена, Юсупова: Сидят: Петров Сергей, Непряхина Татьяна, Родин.
Образование: Бакинский государственный университет (Азербайджан), филологический факультет, специальность – русский язык и литература (филолог, преподаватель) (1979 г.). Курсы повышения квалификации в РУДН по программе «Русский язык как иностранный». Курсы повышения квалификации в Государственной академии инноваций по программе «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» (2009 г.). Курсы повышения квалификации в МГУПС (МИИТ) по программе «Преподавание медиадисциплин: актуальные подходы и стратегии» (2015 г.). Эксперт ЕГЭ по русскому языку (2007, 2008, 2009 гг.). Опыт преподавания – с 1979 года: • преподаватель МГУПС (МИИТ), кафедра русского языка и межкультурной коммуникации (1990-1993 гг., с 2013 г.); • РГТЭУ, кафедра русского языка и межкультурной коммуникации (1993-2013 гг.); • КВВМКУ, кафедра русского языка (1979-1990 гг.). Репетиторская деятельность – с 1994 года.
Непряхина Татьяна Васильевна Российский университет транспорта (МИИТ) Дата рождения 20 января 1957 года Подразделение Кафедра "Русский язык и межкультурная коммуникация" Должность старший преподаватель http://miit.ru/portal/page/por..._def=false Азербайджанский государственный университет им. С.М. Кирова Русский язык и литература (Квалификация "Филолог, преподаватель") Уровень образования: дополнительное образование Дата Уровень образования Специальность/направление Квалификация Учебное заведение 06.10.2017 повышение квалификации Работа с электронной информационно-образовательной средой университета нет сведений ЦВШПМ РУТ (МИИТ) 06.02.2017 повышение квалификации Профессиональная компетентность преподавателя в соответствии с требованиями образовательного стандарта третьего поколения нет сведений ФПКП МГУПС (МИИТ) 14.06.2015 повышение квалификации Использование программ Microsoft Office 2007 для создания текстовых документов, электронных таблиц и презентаций нет сведений ФПКП МГУПС (МИИТ) 06.02.2015 повышение квалификации Преподавание медиа-дисциплин: актуальные подходы и стратегии нет сведений ФПКП МГУПС (МИИТ) 28.12.2009 повышение квалификации (программа "Информационная компетенция в профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа") нет сведений Государственная академия инноваций.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Якубова Лилия Сяитовна
Родилась 22 сентября 1958 г. в Баку. Окончила школу 154 (1965-1975). Окончила БГУ, факультет иностранных языков (1975-1980).
Работала в Каспийском ВВМКУ им. С.М. Кирова с 1982 по 1992, преподаватель. Работала в Каспийском ВВМКУ им. С.М. Кирова в Баку с 1982 по 1990, ст. преп. каф. русск. языка
Работает в Казанском государственном медицинском университете (КГМУ) с 2001 г., преподаватель.
Публикации
Якубова, Л.С. Причины фонетических и интонационных ошибок в русской речи азербайджанских студентов // Обучение татарскому языку и культуре речи в условиях двуязычия: Материалы Республиканского методического семинара (Казань, 15 ноября 2013 г.) / под науч. ред. Л.И. Фидаевой, Р.М. Амировой; тех. ред. В.Т. Балтаевой. Казань: КГМУ, 2013. С. 195–200.
Якубова, Л.С. К вопросу обучения русскому произношению студентов из Индии // Язык в контексте межкультурных и национальных взаимосвязей: материалы V международной научно-практической конференции (Казань, 25 июня 2015 г.) / под ред. Л.И. Фидаевой, А.Г. Евдокимовой, В.Т. Балтаевой. Казань: КГМУ, 2015. С. 127–132.
Якубова, Л.С. Русский язык в Азербайджане // Просвещение — Духовность — Логос в Slavia Ortodoxa: от князя Владимира до наших дней Материалы международной научно-методической конференции. Казань: Центр инновационных технологий, 2016. С. 201–205.
Якубова, Л.С. Преподавание темы «Причастие» студентам-иностранцам» // Международная научно-практическая конференция «Язык в контексте межкультурных и национальных взаимосвязей»» (Казань, КГМУ, 25 мая 2017).
Подготовка к клинической практике: учебно-методическое пособие по русскому языку для иностранных студентов. Ч. 1 / сост. А.Г. Евдокимова, Л.С. Якубова. Казань: КГМУ, 2013. 64 с. Подготовка к клинической практике: учебно-методическое пособие по русскому языку для иностранных студентов. Ч. 2 / сост. А.Г. Евдокимова, Л.С. Якубова. Казань: КГМУ, 2013. 70 с.
Русско-таджикский словарь медицинских терминов: для преподавателей и таджикоязычных студентов медицинского вуза: более 1500 единиц / сост. Л.С. Якубова, В.Т. Балтаева. Казань: КГМУ, 2013. 68 с.
Русско-туркменский словарь медицинских терминов: для преподавателей и туркменоязычных студентов медицинского вуза: более 1500 единиц / сост. Л.С. Якубова, В.Т. Балтаева. Казань: КГМУ, 2013. 116 с.
Словарь терминов по математике, физике и химии / сост. Т.В. Феоктистова, Л.С. Якубова, В.Т. Балтаева. Казань: КГМУ, 2013. 84 с.
Русско-азербайджанский словарь медицинских терминов: для иностранных студентов медицинского вуза: более 1500 единиц / сост. Л.С. Якубова, В.Т. Балтаева. Казань, КГМУ, 2014. 98 с. Русско-турецкий медицинский словарь / сост. Л.С. Якубова, В.Т. Балтаева. Казань: КГМУ, 2014. 60 с.
Русско-узбекский словарь медицинских терминов: для иностранных студентов медицинского вуза: более 1500 единиц / сост. Л.С. Якубова, В.Т. Балтаева. Казань, КГМУ, 2014. 64 с.
Биология: Человек (Введение в научный стиль речи): сборник текстов по русскому языку для иностранных студентов 2 курса лечебного факультета, обучающихся на английском языке / сост.: Л.И. Фидаева, И.Б. Вагапова, Л.С. Якубова, Л.Г. Юсупова. Казань, КГМУ, 2015. 96 с.
Готовимся к зачету и экзамену. Материалы аттестации к курсу «Анатомия человека»: учебно-методическое пособие по русскому языку для иностранных студентов II курса / Л.С. Якубова, Е.Г. Кузнецова. Казань: КГМУ, 2016. 54 с.
Готовимся к зачету и экзамену. Материалы аттестации к курсу «Больница»: учебно-методическое пособие по русскому языку для иностранных студентов II курса / Е.Г. Кузнецова, Л.С. Якубова. Казань: КГМУ, 2016. 69 с.
Матрицы к тренировочным тестам по русскому языку как иностранному: Грамматика. Лексика. Общее владение: ЭУ (А1), БУ (А2), 1У (В1), 2У (В2); Профессиональное владение «Медицина. Биология»: 1У (В1), 2У (В2) / Е.Г. Кузнецова, Л.С. Якубова. Казань: КГМУ, 2016. 55 с.
Тренировочные тесты по русскому языку как иностранному: Грамматика. Лексика. Общее владение: ЭУ (А1), БУ (А2), 1У (В1), 2У (В2). Ч. 1 / Е.Г. Кузнецова, Л.С. Якубова. Казань: КГМУ, 2016. 110 с.
Тренировочные тесты по русскому языку как иностранному: Грамматика. Лексика. Профессиональное владение «Медицина. Биология»: 1У (В1), 2У (В2). Ч. 2 / Л.С. Якубова, Е.Г. Кузнецова. Казань: КГМУ, 2016. 55 с.
Лаири Ю., Якубова Л.С. СОПОСТАВЛЕНИЕ РУССКИХ И АРАБСКИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И МЕСТОИМЕНИЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: sibac.info/archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 15.02.2018)
О ней
Якубова Лилия Сяитовна — старший преподаватель: Кафедра русского и татарского языков: Сотрудники кафедры // Казанский государственный медицинский университет. – Режим доступа: http://www.kgmu.kcn.ru/russian...ki-kafedry . – Дата доступа: 14.02.2018. Образование — высшее, Бакинский государственный университет, спец. Филолог. Преподаватель. Переводчик. Научные интересы — методика преподавания русского языка как иностранного. Наиболее значимые публикации за последние 5 лет >>>
Якубова Лилия Сяитовна — старший преподаватель; методист : Кафедра русского и татарского языков Кафедра русского и татарского языков Коллектив кафедры // Казанский государственный медицинский университет. – Режим доступа: http://old.kazangmu.ru/departm...fedry.html . – Дата доступа: 14.02.2018.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Максименко Владимир Иванович
1945 - 1994
Подполковник
Родился 14 марта 1945 г. В 1966 г. окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище в г. Благовещенск. Служба продолжилась в дивизии морской пехоты (г. Владивосток) 1975 - 1977 гг. – был направлен для исполнения интернационального долга в Гвинею-Бисау. 1978-1989 гг. – Каспийское ВВМКУ им. С.М. Кирова, кафедра тактики морской пехоты. Преподаватель. Семья. Жена Эмма Георгиевна Максименко (Кудрина) Работала в Каспийском ВВМКУ им. С.М.Кирова (Баку) - ст. техник в КЭО; инженер в подразделении «сантеххозяйство». Дети Оксана -1970 г.р. и Алена 1979 г.р. учились в школе № 221 (Баку, Зых). Жили в Баку, Нахимова д.37, кв.28.
После демобилизации семья уехала в Полтавскую область в г.Гадяч (Украина). Работал начальником станции техобслуживания автомобилей. Трагически погиб 4 ноября1994 г.
На общей фотографии слева направо: Пефтиев, начальник кафедры полковник Жиляев В.А., Чекопасов Г.Д., Верхозин Владимир Михайлович, Данилов Л., Максименко В.И.
Большое спасибо Эмме Георгиевне Максименко за фотографии и биографическую информацию о муже.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Преподаватели Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Борисов Евгений Николаевич
1928 - 2020
Капитан 1 ранга
Родился 21 марта 1928 г. в Одессе. С 1932 г. жил в Киеве. 1941- 1943 гг. фашистская оккупация Киева.
Сын Борисов Михаил Евгеньевич написал:
«Оккупацию отец был там [в Киеве], жил в 400 метрах от Бабьего Яра, всё видел, слышал и... нюхал "человечинку" - там трупы сжигали, чтоб больше поместилось... С 1943 г. началась его служба на флоте, он был принят матросом в киевский ЭПРОН, поднимали на Днепре катера, баржи и пр. Потом окончил в 1947 г. Одесский "подгот" (что-то типа Нахимовского училища), потом - Кронштадское СВМТУ (в последующем оно влилось во ВМУРЭ).
Приехал на Зых [в Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова] лейтенантом-инженером в 1952 г., стал начальником лаборатории РТС. Потом стал преподавателем, старшим преподавателем и т.д. Кировское училище [Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова] закончил экстерном, потом, в 1964 г. - аспирантуру в АзИНиХ имени Азизбекова».
Семья. Жена Борисова Руфина Анатольевна (9 июля 1930 - 21 июня 2015). Сын Борисов Михаил Евгеньевич. О них в теме "Зых и зыхчане" https://forum.vgd.ru/post/1628...#pp1369507
В 1967 г. семья переехала в Киев, где Евгений Николаевич продолжил службу в Киевском ВВМПУ с первого дня его существования (1967-1983). 20 марта 2020 г. закончился земной путь Евгения Николаевича. Светлая память о нем останется в сердцах родных, друзей, сослуживцев.
Евгений Борисов в Одноклассниках // Одноклассники: социальная сеть. – Режим доступа: https://ok.ru/profile/41004306729 . - Дата доступа: 12.04.2018. Окончил школу №17 с 1937 по 1947 Служил в воинской части КВВМКУ им.Кирова с 1952 по 1967
ПОЗДРАВЛЯЕМ! Поддержки, любви и заботы!
АЛЛА ХАРИТОНОВА: Дорогой Евгений Николаевич, рада возможности поздравить Вас сердечно со славным юбилеем! Желаю здоровья на ещё многие благополучные годы, неиссякающей бодрости и светлого настроения. Всегда тепло Вас вспоминаю.
Большое спасибо Михаилу Евгеньевичу Борисову за фотографии и биографическую информацию о своей семье.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане