ВОСПОМИНАНИЯ ТАМАРЫ МИХАЙЛОВНЫ БЫКОВОЙ (отец Хлопков, мать Мамаева )http://hram1648.ru/files/2016/...007doc.pdf Расспрашивая людей о прожитых годах, поднимаешь огромный пласт жизни. Плохо это или хорошо, побудоражишь их прошлое. Воспоминания - это серьезный экзамен. В рассказе о себе человек, может быть впервые, смотрит на себя со стороны, открывает потаенные уголки своей души. Чаще всего жизнь человека -тайна. Мы, окружающие видим лишь внешнюю сторону, а внутренняя скрыта где-то глубоко. Но есть люди, которые своей внутренней теплотой, душевностью спасают, обогревают, вселяют доброту в тех, кто испытывает в этом потребность, дарят свою любовь
Совсем недавно я общалась женщиной, прихожанкой храма Знамения, Тамарой Михайловной Быковой. Я постаралась записать ее воспоминания, начиная с младенчества.
Родилась 15 июня 1926г. в Калининской области Калязинском районе деревне
Положилово, фамилию имела Хлопкова. После смерти матери в двадцать три года в 1927 г. остались две девочки - Александра (3-х лег) и Тамара (9-ти месяцев) на руках бабушки Татьяны, отец оставил их и больше никогда не появлялся в жизни дочек.
Может все ничего, было бы, да шел период раскулачивания и дядю Василия Мамаева, младшего сына бабушки Татьяны сочли кулаком.
Да жили хорошо - был дом - пятистенок, 2 коровы,2 лошади, кузница, дядя был кузнецом. При раскулачивании отняли все имущество и выгнали на улицу. В деревне бабушке оставаться не разрешили, хотя детей у бабушки было семнадцать, и все жили на одной улице, и пришлось бабушке Татьяне отдать Тамару в детдом, а самой с внучкой Александрой тайно уйти жить к сестре далеко от родного дома в деревню Устье на реке Нерль.
Дядя Василий сумел убежать от раскулачивающих, скитался по лесам, страху натерпелся, но чудом смог добраться до Москвы, попасть к Сталину и рассказать обо всем. Дяде дали документ, в котором было указано на необходимость вернуть все, что было изъято у Василия Мамаева. А дом уже был занят под сельсовет. Дом вернули хозяину, вернулась и бабушка с Александрой.
Позже дядя женился на Галине (1903г.р.), они прожили 8 лет бездетно и решили взять из детдома Тамару, которой к тому времени уже было 9 лет. Но от голода, который был практически повсеместно в начале 40-х гг. была Тамара слабой, даже ходила с трудом и приемная мать несла ее к себе в деревню на закорках. А после на деревенском воздухе и нормальной пище окрепла Тамара, осенью пошла в школу, всего закончила четыре класса.
О бабушке Татьяне остались самые добрые воспоминания. В праздники надевала она чистую юбку, ставила «пострелят» на колени и перед иконами читала Библию. Книга была старинная, большая, в кожаном переплете. А до того как взорвали церковь, расположенную неподалеку в селе Воронцово, водила каждое воскресенье внучек в храм. Бабушка Татьяна помогала нуждающимся, лечила травами и всем, обращающимся к ней, говорила: «Радость моя, сейчас помогу». Умерла бабушка Татьяна в начале войны у дочери Александры в Малоярославце: умылась, легла на лавку и отошла.
Дядя Василий был добрый, обнимет, бывало Тамару и плачет, жалел ее. Был он грамотным, за всех неграмотных в деревне писал, дома были книги, он много читал, ходил в церковь.
После разрушения храмов в близлежащих деревнях, на Пасху святить куличи ходили в Спас-Угол за 15 км.
С сестрой Александрой у Тамары дружбы не сложилось, вроде родные сестры, но как чужие. Еще подростком, в 13 лет определили Тамару работать на ферму дояркой, вставала в три часа утра - обслуживала пятнадцать коров; был ручной тяжелый труд, но работу свою и питомцев любила, поэтому надои были большие, а коровы при отеле давали по два теленка. За свою работу получала премии, даже наградили теленком. Но началась война, и отправили четырнадцатилетнюю девчонку на лесоповал в Конаково. Зима - снег по пояс,
сорокаградусный мороз, а в руках топор да пила. Нужно было работать, тогда и хлеб давали. Норму - два кубометра спиленного леса в день выполнить не было сил, голод косил, многие убегали, убежала и Тамара. Пробыла дома только два дня, и отправили Тамару на торфоразработки в Конаковские болота, где торф из карьеров добывали лопатами. Проработала там четыре месяца. После угнали в Бологое на строительство вокзала - на себе носила бревна, подручных средств не было. Затем была Малая Вишера, где строили депо для трамваев. По настилу наверх носили на спине по двадцать кирпичей. И здесь Тамару сбил с ног тиф. Приехала дядина жена, и забрала Тамару домой выхаживать.
Немного поправилась она и тут снова направление - в Сызрань копать траншеи под кабель. Жили в бараке по 18 человек в комнате, за выполненную норму работы давали 400 г хлеба, но была зима - норму мало кто мог выполнить. А когда стало совсем невмоготу, Тамара 14 решила убежать домой. Это у нее получилось - солдаты помогли доехать на поезде до Москвы, где в то время жила старшая сестра Александра. Тамара пробыла у нее только три дня, а так как документов никаких при себе не имела, то подвергала себя и сестру опасности.
Обстоятельства сложились так, что Тамару взяли в домработницы в семью дважды Героя Великой Отечественной войны- летчика, и начались ее новые трудовые будни. Огород, хозяйство, стирка белья легли на девичьи плечи, да еще и уход за маленьким ребенком-сыном хозяев, только успевай работать. Так и прожила несколько лет в работницах у чужих людей. После пошла разнорабочей на стройку в Москве, где работала штукатуром сестра Александра, жила у нее в комнате. Впоследствии дали место в общежитии в Ростокино.
Проработала в Мосстрое десять лет - принимала участие в строительстве жилых домов в Перово, Выхино. Ушла со стройки и устроилась кочегаром на больших котлах на пятом механическом заводе, дали комнату. Трудиться любила, кроме основной работы подрабатывала по совместительству в нескольких местах, времени для сна было мало и, чтобы постель не разбирать спала на телогрейке, которая всегда находилась под кроватью. Однажды знакомая по работе женщина предложила Тамаре поехать в Захарьино к своей крестной, да еще сказала, что здесь есть дом отдыха, вот и отдохнем. После работы до места добрались только к вечеру, да еще и заблудились - шли лесом, была весна - цвели ландыши. С утра никакого отдыха не получилось - подруга с Тамарой мыли полы во всем доме.
Потом Тамара пилила бревна с сыном подругиной крестной — Владимиром. Так и прошли выходные за работой. Уехали в Москву - домой. А Владимиру очень запала в душу Тамара, подошел он к матери и говорит, что хочет он жениться на Тамаре. И в один из дней он к ней приехал, но она отказалась встретиться. Тогда Владимир попросил поехать сватать за него свою мать Марию. «Будешь мне за дочку»,- так она говорила Тамаре. Долго раздумывала Тамара, но согласилась выйти замуж. Расписались в 1965г., а в 1966г. родилась дочь Марина. Муж был добрый, любил свою семью; работал монтажником-высотником, в 1968 г. разбился. Счастье было недолгим, в сорок два года осталась вдовой и, снова все трудности нужно было нести на своих женских плечах.
Дочерей растила, в люди выводила, ни от какой работы не бегала, работала, как «ломовая лошадь», но Бог давал силы, хранил, вел по жизни. С самого начала принимала участие в восстановл ении храма Знамения. Первонача льно занималис ь с Варварой Васильевной организацией общины при храме, а после, когда передали храм верующим, убирала территорию и внутри храма, ведь там располагался архив кинопроката - разбирали комнатки, выносили мусор. В 1988 году ушла на заслуженный отдых и стала нянчиться с внучками Пастей и Полей. Еще маленьких носила их на руках в храм; стоят бывало на коленочках и уснут. До школы жили они в Захарьино, но и сейчас лето проводят у бабушки, помогают. Настя окончила второй курс института, Поля перешла в одиннадцатый класс. Уже есть и правнучка Олечка. Жизнь - это испытание на прочность.
Тамара Михайловна перенесла несколько инфарктов и инсультов, много раз лежала в больницах, а домой приходили прихожане храма Знамения и ухаживали - окрепла, встала на ноги, и скорее в храм. Господь еще оставил жить, чтобы помогать людям, лечить их любовью. Очень часто навещают Тамару Михайловну племянницы - Светлана и Тамара со своими детьми и внуками - семнадцать человек и больше собирается за обеденным столом - и все любят «нашу бабушку». 15
Тамара Михайловна живет чувством нужности своим близким и нам, прихожанам храма Знамения, знакомым и незнакомым людям - молится за всех, кому необходима помощь,у кого проблемы в жизни - «Господь услышит». «Обнять бы всех, прижать к себе, отвести беды и печали» - вот такой смысл ее жизни. Многие зовут ее «вторая мама», матушка - ведь именно матери свойственны эти чувства - выслушать, успокоить, помочь, защитить. Отец Николай Киселев всегда берет «вторую маму» - Тамару Михайловну в паломнические поездки по России - она едет и плохое самочувствие уходит, святые места дают силы. Русь - матушка наша жива молитвенниками и праведниками. Помоги, Господи, чтобы они были всегда!