На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
>> Ответ на сообщение пользователя ChernyshevValdner от 4 апреля 2023 22:54
Спасибо за комментарий. В Смольной Вершине было много Чернышевых. Подруга моей бабушки Чернышева Матрена Ивановна (около 1900 гр), у нее была дочь, учитель, Нина Михайловна Чернышева, жила в Мичуринске.
В планах есть собрать информации об этой, фактически исчезнувшей, деревни.
Много историй пересекаются с соседними селами.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
>> Ответ на сообщение пользователя ChernyshevValdner от 4 апреля 2023 22:54
Спасибо за комментарий. В Смольной Вершине было много Чернышевых. Подруга моей бабушки Чернышева Матрена Ивановна (около 1900 гр), у нее была дочь, учитель, Нина Михайловна Чернышева, жила в Мичуринске.
В планах есть собрать информации об этом, фактически исчезнувшем селе.
Много историй пересекаются с соседними селами.
[/q]
Спасибо еще раз за информацию и пищу для размышлений. Буду с нетерпением ждать новые факты. Было бы здорово узнать от родственником этих мест, что они помнят, как и чем жили.
В словарях русского языка различных авторов встречается несколько слов близких к слову «земетчина» и других похожих слов. Замятьня – волнение, замешательство, смута, - а также было имя – прозвище Замятня(а) с таким толкованием, но было запрещено во времена Петра I. Земя (земь) – земная твердь, земная поверхность, владение (угодье), земля как место обитания. Заметный – неспокойный, тревожный Замятня(а) – метель. Это из словарь древнерусского языка XI – XIV в.в., т.3, т.4, АН СССР, под редакцией Аванесова, М. «Русский мир», 1991 г Но скорее всего название места «пахотная земетчина» возникло от слова «земец». В Словаре русского языка XI – XVII века (АН СССР, изд – во Наука, М. 1978 г., вып. 5, стр. 373). слово «земец» означает: 1. - житель какой либо земли, местный житель. 2. – мелкий землевладелец, как правило несший воинскую службу за право пользования землей. Прилагательным словом от слова «земец» было слово «земецкий». Этим «мелким землевладельцем» мог быть житель (или жители) сел Куксово, Перкино, других близ лежащих сел и деревень. До середины XVII века жители указанных сел несли сторожевую службу по охране южных границ государства Российского (лесные стражи, пахотные солдаты и др.) в этой части земли тамбовской. Но поскольку эти села первоначально располагались в лесистой местности на правом берегу реки Цна, то землю для выращивания хлеба распахивали уже в степной части. Одним из таковых распаханных участков был участок в районе нынешнего села Земетчина. Первыми названиями могли быть и «земецкая пашня», и «земецкая пахота», или просто «земетчина». В словарях В.И. Даля, Д.Н.Ушакова и других авторов также дается понятие слова «земец». По утверждению исследователя Раткина (интернетресурсы) слово «земец» это пчеловод. Это по В.Далю. Но эти понятия, на взгляд автора этих слов А.М., относятся к более позднему времени в истории России. Подводя итог сказанному, можно с большой долей уверенности сказать, что слово «земетчина» возникло от слова «земец».
О времени возникновения деревни (села) Земетчино
по материалам о рассмотрении спорных земельных вопросов между дворцовыми крестьянами деревни Земетчины и солдатами деревни (села) Пахотного Угла Тамбовского уезда в первые годы XVIII века (1699-1712 г.г.). РГАДА, ф 396, оп. 2 (38), д. 3596, листы 1-18
Дворцовые крестьяне соседней (от Пахотного Угла) деревни Земетчины на протяжении более чем десятилетнего периода обращаются со своими челобитными о захвате солдатами (пахотноугловцами) их земли по правую сторону от вершины Студеного оврага. Спорные вопросы по данному земельному участку, возможно, возникли сразу же после межевания земель в сентябре 1695 года, или с начала заселения Пахотного Угла? В материалах упоминаются челобитные за 1700, 1701, 1704 годы. Но наиболее остро они встали с 1705 года, то есть после возвращения группы солдат из-под Азова. Для разрешения спорных вопросов земетчинскими крестьянами и пахотноугловскими солдатами направляется множество челобитных на имя Великого Государя Петра Алексеевича. Активными челобитчиками от земетчинских крестьян были Ефтифей Гаврилов, Павел Кондратьев, Гаврила Бызин, Павел Федоров и др. В них челобитчики, и дворцовые крестьяне деревни Земетчины, и солдаты деревни (села) Пахотный Угол обвиняют друг друга в незаконном захвате земли.
В 1710 году дворцовые крестьяне деревни Земетчины Тамбовского уезда Гаврила Бизин с товарищами в очередной раз обратились с челобитной на имя Великого Государя царя и Великого князя Петра Алексеевича с просьбой дать им правую (правильную) выпись на спорную землю, которая была у них в Тамбовском уезде, а в настоящее время находится у солдата Ерофея Дрожжина с товарищи. В начале 1712 года этот спор был разрешен. 5 февраля 1712 года по Указу Великого Государя тамбовец Антон Анфимов да подъячий Родион Маслов с тамбовскими служилыми людьми, тамбовскими дворянами, дворцовыми и монастырскими крестьянами приехали на спорную землю в Тамбовском уезде, что за большим Ценским лесом и с участием крестьян деревни Земетчины и солдат села Пахотного Угла отвели спорные земли в Студеном овраге на прежние межи. Дворцовым крестьянам деревни Земетчины был выдан документ на право владения землей по правой стороне Студеного оврага (ныне называется – Зеленовский)
Из других источников по селу Земетчино
Материалы, опубликованные в Известиях Тамбовской ученой архивной комиссии, вып. 40, 1895 год, стр. 92-93, 96-97, автор П.И.Пискарев. По итогам Третьей ревизской сказки (перепись 1763 год)
№ 88, село Земетчино, 150 дворов, в них 585 душ мужского пола, 564 – женского, сословие – дворцовые крестьяне. № 93, село Троицкое, Керша тож, дворовые – 112, душ м.п.- 404, ж.п. – 354 № 108, село Пахотный Угол, 130 дворов, душ мужского пола 465, жен. -47? Последнюю цифру по ПУ не видно. *** По четвертой переписи (ревизии 1782 г.) мужского полу казенного ведомства крестьян 617 душ. В оном селе (Земетчино)140 дворов, 617- душ мужского полу, 577 душ – женского полу. Из экономических примечаний к межевым делам видно, что землею (именно землею) владели, кроме крестьян села Земетчины, еще и воронежские фабриканты Горденины. У них Гордениных была платина на реке Керше, Сами они жили в Анастасьевском (Бондарях), где у них были фабрики.
А другая мельница была на притоке р.Керша название? (Шамышлей???), в самом селе Земетчино. Платина и мельница были крестьянскими.
*** По материалам РГАДА, фонд 1340, оп. 2, ед.хр. 429, 430, 431 и др.
Село Земетчино к середине 18 века не было родовым селом дворян Циммерменов. (замечания к статье «А память жива» в журнале). Дело в том, что в последние годы 18 века и первые годы 19 века у Гордениных возникли проблемы с Казенным ведомством. У них была изъяты мельницы в районе Тулиновки и в районе села Пахотный Угол. Эти мельницы были соответственно переданы Трегуляйскому монастырю и однодворцам села Пахотный Угол. А сукновальня в районе села Бычки от Гордениных перешла впоследствии (1811 год) фабриканту Лиону. Мельница в районе с. Земетчина – о ней в материалах ничего не обнаружено. Скорее всего она перешла Циммерманам, но это было уже в начале 19 века. Многие материалы по этим делам уничтожены, так прямо и сказано в описях к делам фонда 1340 РГАДА. (по материалам РГАДА, фонд 1340, оп. 2, ед.хр. 429, 430, 431 и др.)
*** Земетчино – райцентр в Пензенской области. Есть что-то общее. Название - Ижморское.
Геометрический специальный план Тамбовского уезда села Земетчино,
(РГАДА, фонд 1354, опись 490 ч 1. ). (списано с карты)
Межевание проведено 14 июля 1783 года землемером капитаном артиллерии Александром Сальковым.
Земли казенного ведомства крестьян и воронежских фабрикантов Гордениных Якова, Потапа, Ивана Яковлевича, Дмитрия Андреевича.
Закреплено пашенной земли 970 десятин и 2649 кв. саженей, лесу дровяного по сенным покосам 7826 десятин и 2646 кв. саженей, озеро – 76 десятин, всего земли 9727 десятин и 1900 кв. саженей.
За церковью Покрова Пресвятой Богородицы для довольствия священно-церковнослужителей закреплено 1691 десятина и 1900 кв. саженей. По четвертой переписи (ревизии 1782 года) мужского полу казенного ведомства крестьян 617 душ.
В оном селе 140 дворов, 617 - душ мужского полу, 577 душ – женского полу.
За селом закреплено земли всего – 9727 десятин и 1900 квадратных саженей, в том числе пашни 970 десятин и 2000 квадратных саженей, леса 7883 десятин и 2049 квадратных саженей. Как видно - очень много леса и много его за рекой Хмелиной.
Из материалов - описи и указатели к фонду 1354. опись 490, часть 1. лист 22. Номер 63 красный. 1783 год
Зиметчино село казенного ведомства крестьян и воронежских фабрикантов Гардениниых.
Значится удобной земли 9223 десятин и 1300 квадратных саженей, неудобной 504 десятин и 600 квадратных саженей. Всего – оборван лист.
Экономические примечания к генеральному межеванию ф. 1355. дело 1649, п. № 59.2, 1783 год,
Село Земетчино владение Дмитрия, Андрея, Якова Потапова его Ивана Яковлева детей Гордениных и коллегии экономии, что ныне казенного ведомства крестьян и с вырезанной церковною землею.
Земли серопещаные (песчаные), хлеба и покосы посредственные. Крестьяне на положенном оброке.
На левой стороне речки Шешмылей на коей пруд и мучная мельница в одну поставу.
В селе две мучных мельницы. Одна непосредственно в селе, на ручье Шемышлей (Шешмылей)???, о двух поставах. Другая - на реке Большая Керша при впадении речки Казыванка о трех поставах с толчеёю. Мельницы работали круглый год, кроме половодья. (Из этого видно, что пруд с мельницей уже были в 70-ые годы 18 века, а не построены Циммерманом в 1800 году, как следует из материалов отдельных исследователей. Парк может быть им построен??)
Крестьяне занимаются хлебопашеством, женщины сверх полевой работы упражняются рукоделием, прядут лен, пасконь, шерсть, получают хлысты, ткут для своего обихода, имеют продажу.
Церковную землю обрабатывали церковнослужители.
Это материалы более позднего периода, прим. 1840 годы. Экономические примечания – фонд 1355, дело 1650, п. № 59.2,
Село Земетчино владение генерала майора Федора Крестьяновича Циммермана, дворцовых крестьян и церковная земля. (Опять вопрос?. Всем ли селов Земетчино владел Циммерман???) Селение лежит на берегах речки Шышмылей, ручья Рудосляй. Имеется озеро Ижморское. (Названия – так прочитано).
В селе - 155 дворов, 622 мужского пола, 639 женского пола. Земли всего 9757 дес. и 1900 кв.саж. Пашни 970 дес. и 2000 кв.саж. Леса – 7883 десятин и 2049 кв.саж. Церковь во имя Николая Чудотворца ????ошибка, но так написано!
Из материалов - описи и указатели к фонду 1354. опись 490, часть 2. лист 41. Номер по очереди 120, номер по генеральному плану 59. год 1848, 26 октября.
Земетчины села 1 части владения камергерского регистратора ----Александра Михайлова Цимммермана, у него значится 270 душ мужского пола, удобной земли 4014 десятин и 1996 квадратных саженей, неудобной 41 десятина и 1410 квадратных саженей. Всего земли - 4056 дес. и 1006 кв саж.
2 части села – на которой пои—н? хутор ----? (м.б. на которй построен хутор) с мукомольною мельницей, владения тайного советника и кавалера Николая Александровича Челищева. Людей нет или не указано, земли всего 3233 дес. и 1140 кв. саж. 3-ей части – не указано. 4-ой части - Владения 2ой гильдии тамбовского купца почетного гражданина Петра Дмитриева Суворова. Людей нет, не указано, земли всего – 570 десятин. 5-ой части - владения – владения 2ой гильдии Новохоперского купца Ивана Михайловича Байкова. Людей нет, не указано, земли всего - 520 десятин. 6-ой части - владения титулярного советника Федора Михайловича Циммермана. Людей нет или не указано, земли всего - 242 дес. 7-ой части - села владения тайного советника Сенатора Николая Александровича Челищева. Людей нет или не указано, земли всего - 60 дес.
Там же, Лист 43, (490, ч. 2) (м.б. это 3-ья часть из предыдущего) Номер по очереди - 150 красный, номер № 59 по генеральному плану. Годы - 1840 и 1881.
Земетчины села часть первая, 1-го участка -Того села владения крестьян собственников (количество людей не указано), земли всего 498 дес. и 660 кв.саж. -Того села - владения жены дворянки Екатерины Александровны Мазевской . Земли всего – 1490 десятин и 2361кв.саж. -Того села - владения коллежской секретарши Анны Андреевны Циммерман. Земли всего - 501 дес. и 1582 кв. саж. - Того села - владения дворянки девицы Марии Александровны Циммерман. Земли всего – 1538 дес. и 861 кв.саж.
Еще информация. Источник ??? Надо проверять ? Непонятно ?77 ??Год, - скорее всего начало 19 века 194 двора, 619 м.п, 837 ж.п., Циммерману.
Дворовых крестьян 1дв, 3мп, 2жп. Рядом была пустошь??? Майора Степана Ивановича Беклемищева, Поручика Николая Андреевича Чубарова, Девицы Авдотьи Михайловны Сабуровой, Генерала майора Федора К(Х)рестьяновича Циммермана
Цель написать историю села Земетчина, не преследовал. Делал пометки по соседнему с ПУ. Может кому пригодиться. Некоторые материалы по истории села Земетчины в интернетресурсах – задевают. Хочется им сказать – прочти первоисточник. Да ошибки есть у каждого. Имеются они и у меня. Ну ладно.
Извиняюсь за неправильное название ручьев, рек и др. На самом деле они в то время могли значиться так. Не оправдываюсь. Как пример. Есть под с. Казыванью ручка(ручей) Казычка. Но в начале 18 века он значился как река Казыванья (Казыванка) – в материалах четко прописано. Под Пах.Углом – есть овраг Зеленовской, начале 18 века он значился, как Студеный (это из документов). Какую то часть надо смотреть еще раз???. Но основные моменты истории – не изменятся.
Поездку в Бондарский район мы затеяли спонтанно. Захотелось подышать соснами и лугами. Прошли дожди, и муж надеялся собрать корзиночку-другую подберёзовиков, о которых прочитал на секретных грибных форумах. Ну, а нас с детьми манили «живописные развалины».
Впрочем, к тому, что мы увидели, я бы этот штамп не применила. Когда движешься по дороге в Земетчино и думаешь, как доехать, не растеряв разливающийся по сторонам берёзовый свет, в сердце рождается странное чувство родины: своей – и не своей, потаённой и доверчивой. Ты выезжаешь на опушку леса, выходишь из машины и останавливаешься. Правда и красота жизни охватывают и ошеломляют тебя. Эта встреча становится частью твоей судьбы.
Колокольня Покровской церкви в с. Земетчино Язык не поворачивается назвать эти величественные каменные своды «развалинами». Тысячи обезглавленных храмов по всей России не только живут, но и умирают – с достоинством. Вслед за Лермонтовым здесь хочется прошептать:
«Так храм оставленный – всё храм…»
Каменная колокольня села Земетчино
Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была перенесена в Земетчино из с. Челновое в марте 1800 года генералом Циммерманом. Воздвигнутый на её месте каменный храм с высокой колокольней (по некоторым сведениям, она достигала 75 метров и была видна даже из Тамбова), одним куполом, тремя престолами и трапезной строился не самим Циммерманом, а его вдовой – генеральшей Елизаветой Михайловной после 1812 года. Новая церковь имела три престола: главный - Покровский (престольный праздник - 1 октября по стар. ст.), правый - Никольский (6 декабря по стар. стилю), левый - Фёдоровский (16 мая по стар. ст).
К сожалению, рисунков и чертежей храма в его былом великолепии не осталось. Зато присутствует печальная хроника развала:
Одна из стадий разрушения В начале ХХ века при храме имелась лечебница на 12 кроватей, одноклассная церковно-приходская школа, а в соседнем селе Смольная вершина, Комбаровщина тож, - мужская школа грамоты. После революции церковь несколько раз пытались взорвать. Уцелело лишь основание колокольни (первый ярус). До сих пор на его вершине видны следы взрывов.
На колокольню ведёт винтовая лестница. Ступени местами стёрлись, так что за дочкой надо было смотреть в оба.
Из круглого окошка виден лес. Сосны и клёны шелестят под дождём.
Ещё один пролёт лестницы:
И мы – наверху:
Высота первого яруса – метров 20. Вот как выглядели оттуда наши мальчики:
А вот как выглядели с земли мы:
На месте основного здания храма – какие-то бугры и ямы. Кажется, потрудились кладоискатели…
С северной стороны расположено кладбище. В воскресное утро застали там двух женщин, которые убирали могилки. Тот участок, который ближе к стене колокольни, выглядит ухоженно и опрятно. Если бы не подошли к одной из женщин, не узнали бы, что в селе есть ещё «развалины».
Администрация с. Земетчино в здании бывшей экономии Мазевского (одного из циммермановых зятьёв, помещика). Вид сбоку:
В нескольких метрах от сельсовета – развалившаяся каменная постройка покрупнее, которую мы приняли за барский дом:
Внутри хорошо растётся американскому клёну и чистотелу.
В оконные и дверные ниши врастают корни и ветви. Природа побеждает человеческую культуру:
Ещё:
Стена подвала:
Обойдя дом по кругу, в бурьяне я обнаружила крыльцо, пристроенное в советские годы, и вывеску магазина:
Что здесь было до революции, сказать сложно. Если вы знаете, пожалуйста, подскажите. Усадебный дом Фёдора Христофоровича и Елизаветы Михайловны был деревянным, двухэтажным. Возможно, потом его перестроили в каменный…
Вокруг – потемневшие от времени постройки:
Рядом, по контрасту, - подремонтированные обитаемые домики с уютными туевыми насаждениями, песочницами, детскими игрушками. Фотографировать мы не стали (как-то неэтично). В воскресный день почти у каждого дома кто-нибудь работал: стриг траву, наводил порядок во дворе, на огороде.
Легко предположить, что лет 10-20 назад Земетчино выглядело умирающим, но сейчас это не так. Благодатное место пусто не бывает.
Сосны вдоль дороги к храму:
Дивный вид на церковь открывался когда-то со стороны усадьбы:
И ещё я думала о том, в каждом имении должен был быть тот, в кого со всей полнотой вливалась красота и сила жизни. Суровый дедушка-генерал, набожная и добрая бабушка-вдова, мать - красавица-полячка, какая-нибудь девка Василиса, вместе с рябой поварихой собиравшая смородину на варенье рядом с летней кухней в саду… Но здесь ещё непременно должен был быть свой поэт. Или художник. Или музыкант…
Земетчино – родина гитариста-виртуоза Ф. М. Циммермана
Оказалось, что у Земетчино есть не только своя достопримечательность, но и местная знаменитость. Село Земетчино известно тем, что в нём в 1806-м году родился композитор, виртуоз, гитарист-семиструнник Фёдор Михайлович Циммерман.
Единственный портрет, который удалось обнаружить Необходимо уточнение по дате смерти. Википедия сообщает, что известна дарственная надпись сестры музыканта Елизаветы Михайловны, датированная 1888-м годом. Этот факт говорит о том, что Ф. М. Циммерман умер не ранее 1888-го.
С. Земетчино принадлежало деду композитора Фёдору Христофоровичу Циммерману, генералу-майору, участнику войны 1812 года. Его сын Михаил, подполковник гусарского полка, умер, когда Феденьке было 4 года. Жозефина Матвеевна осталась с четырьмя детьми в имении свёкра.
Так выглядит часть родословного древа Циммерманов в родословной дворянской Тамбовской губернии книге:
- Христиан Циммерман
- Фёдор Христианович (1738 - 1812) жена Елизавета Михайловна
с 02.03.1800 по 04.03.1800 - шеф Кирасирского полка, генерал-майор и кавалер, помещик
с. Зиметчина, [N5] Тамбовской губ.
- Михаил Федорович (? - 12.07.1811)- подполковник гусарского Боура (?) полка,
с 3 мая 1807 г. по 12 июля 1811 г. - подполковник в Волынском конном полку,
жена Жозефина (Юозефина) Матвеевна.
- Фёдор Михайлович (1806 - 1888), гитарист и композитор.
- Михаил Михайлович (1808 - ?)
- Александр Михайлович (1810 - ?) жена Анна Андреевна Шиловская
- Екатерина Александровна,
- Мария Александровна
- Владимир Михайлович (1811 -?)
- Елизавета Михайловна (1807 - ?), муж - Иван Александрович Камбаров
Ф. М. Циммерман был учеником основателя российской гитарной школы, арфиста Андрея Осиповича Сихры. «…Незабвенный для русской музыки человек. Нельзя умолчать о теплоте музыкальной впечатлительности, которую он сохранил до позднейших лет своей почти вековой жизни; хорошо сыгранная вещь приводила его в восторг, он брал гитару и вторил игре ученика; импровизируя аккордами и наслаждаясь каждой удачной модуляцией он восхищался со всей молодостью чувства: «Лес и горы запляшут, слушая такую музыку!» часто повторял он с восторгом. Как теперь смотрю на это доброе лицо, на эти светлые голубые глаза и на его правильные, почтенные черты, украшенные сединами…», - писал об Андрее Осиповиче летописец русской гитары М. А. Стахович.
А. О. Сихра (1773-1850) В. С. Саренко(1814-1881)
Судьба свела Фёдора Циммермана с Андреем Осиповичем в Петербурге. По семейной традиции, юноша должен был пойти по военному ведомству, но увлечение гитарой стало его судьбой и страстью на долгие годы. Ученик маэстро исполнял, главным образом, собственные произведения, «прекрасно импровизируя и демонстрируя неповторимую манеру игры», снискал всероссийскую славу. По всей видимости, музыкант не придавал большого значения своим сочинениям, из-за чего до наших дней их дошло крайне мало. Некоторые работы были записаны другом Циммермана — гитаристом Василием Степановичем Саренко (автором 14-ти гитарных пьес).
Между тем М. А. Стахович оставил следующие свидетельства об игре Циммермана: «Из живущих теперь виртуозов семиструнной гитары несомненное первенство принадлежит Ф.М. Циммерману, этому Паганини семиструнной гитары и по игре, и по сочинению […]. Какая сила, беглость и ровность тона! Кажется, это мастерство с ним родилось ...он не ищет эффектов утонченных ...игра его музыкальна и серьезна, он неистощим в мелодии и мелодических фигурах, и в этом отношении фантазии его очень замечательны…». Гитарист М. Д. Соколовский добавлял: «Талант Циммермана – музыкальное чудо. Если записать всё, что он играет, его композиции затмили бы всё написанное до сего времени для гитары». ?(Подробности можно узнать здесь: http://www.abc-guitars.com/pages/tsimmermann.htm)
В 18230-1840-е годы пианино потеснило гитару в российской музыке. Фёдор Михайлович задумался о карьере педагога. Он обратился к директору Петербургской консерватории А. Н. Рубинштейну с просьбой открыть класс гитары, но получил отказ. Это обстоятельство, отягощённое разрывом с невестой, изменило жизненные планы музыканта. Ф. Циммерман вернулся в тамбовское имение и посвятил себя хозяйственным заботам. Ему принадлежала деревня Фёдоровка, но и в Земетчино, к брату Александру, а потом – к сестре Елизавете, музыкант наведывался нередко. Он много занимался благотворительностью, держал конный завод. Концертная деятельность Циммермана прекратилась, и можно предположить, что гитара отныне стала для него не более чем скромной спутницей домашнего досуга.
Гуляя вдоль берега, так и представляешь летние музыкальные вечера в круглой беседке, что стояла на островке посреди барского пруда.
Островок жив и сейчас, а вот беседку разбили в новом месте: под дубом.
В Земетчино живут хранители птиц. Повсюду развешены скворечники (мы насчитали около 40-ка). Воздух звенит от птичьего пения.
В последний день весны так хочется найти причину волшебного аромата, разлитого в воздухе. Доцветает, ржавея, сирень.
Прудов когда-то было несколько: в барском разрешалось купаться только хозяевам имения, пруд за селом предназначался для мужиков, имелись также небольшие водоёмы для скотины. На берегах сохранившегося барского, что питался водами речки Шамерляй, сохранились дуб, две лиственницы, старые вётлы. За невысоким заборчиком у беседки любовно высажены крохотные росточки новых сосен.
Так легко представить женский смех над зеркалом зеленоватой воды, оживлённые голоса, тонкий комариный звон и гитарный перебор в наступающих летних сумерках:
Если вам понравилось и вы хотите сыграть, как Циммерман, вот ноты одного из самых популярного сочинений «Вальс-элегия»:
Ф. М. Циммерман "Вальс-элегия" В этих удивительных местах когда-то кипела жизнь. Ничто не мешает нам и сегодня вернуть гитарной музыке одно из её тёплых гнёзд. Заглядывая далеко вперёд, можно помечтать о фестивале гитарной музыки и бардовской песни. А прямо сейчас - приехать с друзьями и поиграть на гитаре у пруда.
Заодно можно покосить траву у колокольни и кладбища. Её здесь столько, что возражать точно никто не будет.
В барском пруду, по словам местных жителей, хорошо клюёт. Подтвердить или опровергнуть это мы не можем: не проверяли. Однако утром рыбаки сидели вдоль берега, не соблюдая дистанцию в полтора метра. Местные жители будут благодарны тем, кто знает, как грамотно организовать очистку пруда. Он очень и очень в этом нуждается.
Возвращаясь к началу статьи, заметим, что лес и впрямь выглядит грибным: сосны перемежаются яснейшей чистоты берёзками. Нас так захватило духом старины, что рыбачить и собирательствовать как-то не поднимались руки, но мы попробуем наверстать упущенное в следующий приезд.
Лес у Кёрши заповедный. Оставлять в нём мусор – какое-то кощунство. И это тоже – призыв к действию.
А вообще – там просто можно жить: радоваться, любить, дышать полной грудью, растворяться в пении птиц и гудении пчёл…
Что-то подсказывает мне, что это место не умрёт. Потому что оно - прекрасно.
Исчезает всё, что имеет плоть. Но остаются музыка и слово.]
тамбовский дворянский род немецкого происхождения, получивший в 1778 дворянство за службу России. Крупные землевладельцы Тамбовской губернии. Циммерман Фёдор Христианович (1738–1812), генерал-майор, участник Отечественной войны 1812, командир кирасирского полка, в 1760 построил в селе Земетчино Тамбовского уезда церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Фёдор Михайлович Циммерман (ок. 1806, с. Земетчино – не ранее 1888), сын Михаил Фёдорович Циммерман, гитарист-виртуоз, композитор, коннозаводчик, служил в военном ведомстве в Санкт-Петербурге, как гитарист много сочинял, выступал, в 1840-е после личной драмы вернулся в родовое имение, занимался благотворительностью. Александр Михайлович Циммерман привёз в имение из Италии собрание произведений живописи, вызвавшее интерес соседей. Современные исследователи считают имение Циммерманов одним из культурных центров Тамбовской губернии 19 века.
Г. Н. Ступникова
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Земетчино — живописное место в лесной глубинке, словно сошедшее с полотен Ивана Шишкина. На лоне первозданной природы, в одном из старинных сел Бондарской земли стоит полуразрушенная старая колокольня, которая даже в таком виде поражает высотой и немыслимой стойкостью. Это одно из притягательных паломнических и туристических мест: на месте разрушенной церкви, рядом с сельским погостом, по-особому дышится и чувствуется. Здесь порой рождаются философские, лирические строки:
Живая жизнь везде пускает корни. Весенний свет согрел лесную хмарь. Акация цветёт на колокольне, Тяжёлый шмель гудит, как пономарь.
О красоте былой не беспокоясь, Не тяготясь ни горем, ни виной, Она стоит, разбитая по пояс, У кладбища – вратами в мир иной.
Минувших дней безвестные герои, Святые и грешившие постом, – Там те лежат, кто эти стены строил, А рядом – те, кто рушил их потом.
И ясно: умиранье неизбежно. Куда бежать, когда приют – готов? И я в свой час хочу вот так же нежно Растаять среди сосен и цветов.
Мария Знобищева, 2020 г.
Земетчино, старинное село Кершинского сельсовета. Первое упоминание о селе под названием Пахотная Земятчина содержится в Переписной книге 1704 года и окладных книгах епархии 1706 г.: «часовня Покрова Пресвятые Богородицы в новоселебном селе Земетчине. У тое часовни двор попа Антипа. Церковные пахотные земли 20 четвертей в поле, сенных покосов на 50 копен. Да приходских в том селе 36 дворов крестьянских. Дани с того села с дворов, по счету и по сказке того села попа Антипа, с земли и с сенных покосов по справке с перехожею его поповою грамотою против приходского заручного челобитья положено на год платить 1 рублей 20 алтын две деньги, пошлин - гривна, детям боярским на жалованье с рубля по полуполтине, всего - 2 рубля 5 денег, за въезд - гривна, нищим - гривна, полковым попам в подмогу - гривна».
В XVIII веке село вместе с его жителями было пожаловано генерал-майору и кавалеру Циммерману Федору Христиановичу.
Циммерманы — тамбовский дворянский род немецкого происхождения. В сентябре 1778 г. государыня императрица Екатерина Алексеевна за ревность в службе возвела тогда еще секунд-майора Федора Циммермана во дворянство и утвердила семейный герб, с занесением в I часть Гербовника Российских родов. В 1796 г. Циммерман уволен в запас из бригадиров с тем, что бы он жил, где пожелает. Федору Христиановичу было в то время 58 лет, за ним в с. Земятчине числилось 619 душ мужского пола, его сын, Михаил, служил в гусарском полку. В том же году Циммерман с потомками внесен в первую часть родословной дворянской книги Тамбовской губернии.
Еще в 1760 г. Ф.Х. Циммерман построил в Земятчине церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вероятно это строение чем-то не удовлетворяла нужды села, потому что в марте 1800 г. он выкупил у статской советницы С.И. Сабуровой деревянную церковь села Челнового и перевез ее в Земятчину.
Рядом с церковью заложили парк из сосен, лип, вязов. Крестьянским трудом на русле безымянного ручья, впадающего в речку Шамырляй, возведена плотина, в результате чего возле парка образовался красивейший пруд с островом посередине. В селе существует предание, что владелец пожелал пить чай на острове и велел земетчинским крестьянкам носить землю в подолах — так появился рукотворный остров.
Циммерман Федор Христианович, участник Отечественной войны 1812 г., шеф кирасирского полка, умер в 1812 г. За год до этого, в 1811 г. умер его сын, Михаил Федорович, тоже военный, с 1808 г. полковник и командир Волынского уланского полка, кавалер ордена Св. Георгия 4 степени, женатый на польской дворянке Жозефине Матвеевне. Дети покойного Михаила Федоровича Циммермана были внесены в родословную дворянскую книгу.
В 1812 году после смерти сына и мужа Елизавета Михайловна Циммерман начала строить в селе каменную церковь с высокой колокольней. Завершилось строительство в 1833 году. Новая церковь имела три престола: главный - Покровский (престольный праздник - 1 октября), правый - Никольский (6 декабря), левый - Федоровский (16 мая). Колокольня Покровской церкви была самой высокой в округе, составляла более 50 метров, и видна даже из Тамбова. Как сложилась судьба внуков Федора Христиановича и Елизаветы Михайловны Циммерман?
Старший, Федор Михайлович, служил по военному ведомству в Санкт-Петербурге, где увлекся игрой на гитаре, в чем достиг виртуозного уровня, много сочинял и выступал. В 1840 годы после личной драмы вернулся в Земятчино, где с успехом занимался коннозаводством и хозяйством.
Александр Михайлович, был женат на Анне Андреевне Шиловской, по документам 1834 года являлся владельцем Земетчины. У них с супругой родились две дочери, Екатерина и Мария. Через какое-то время супруги стали жить раздельно, т. к. Анна Андреевна Циммерман (Шиловская) страдала душевным заболеванием. Александр Михайлович обращался в суд с просьбой отобрать младшую дочь Марию у душевнобольной матери с тем, чтобы отправить ее на воспитание в парижский пансион, где уже училась старшая Екатерина.
Елизавета Михайловна вышла замуж за Ивана Александровича Камбарова, тамбовского помещика, имевшего в разных уездах Тамбовской и Орловской губерний имения и около 500 крепостных душ. Иван Александрович начинал свою деятельность юнкером Ахтырского гусарского полка, участвовал во многих военных походах и сражениях, в том числе в битве при Бородино, где был ранен картечью в ногу. За военные заслуги награжден орденом Св. Анны 4 степени, саблей с надписью «За храбрость». Уволен за ранениями от службы в чине ротмистра в 1819 г. Много лет был депутатом Тамбовского дворянского собрания, членом управления Тамбовского Кадетского корпуса, на этой должности в 1839 г. получил благодарность Его Императорского Высочества за доставление воспитанников с лучшими познаниями в науках и награжден орденом Станислава 2-й степени. Елизавета Михайловна, его супруга, умерла в 1870 г. возрасте 57 лет от водянки, похоронена на Крестовоздвиженском кладбище Тамбова.
Современная улица Куйбышева в г. Тамбове ранее называлась Камбаровской. Циммерманам-Камбаровым принадлежали Земетчино и Смольная Вершина, д. Фёдоровка Тамбовского уезда (ныне Бондарский район), основаны деревни Фёдоровка и Елизаветовка, на р. Савале, куда перевезены земетчинские крестьяне. Смольная Вершина после замужества Елизаветы Циммерман за И.А. Камбаровым стала зваться Камбаровщиной. Селами управлял Иван Камбаров по доверенности от жены. Их внуки, жившие в XIX-ХХ вв, служили в разных чинах и званиях: Матвей — коллежским асессором в Переяславле Залесском, Иван секретарем в Кирсановском уездном суде, Александр секретарем в Тамбовском уездном суде, Михаил губернским секретарем, Александр - коллежским протоколистом в Тамбовской губернской палате. В начале ХХ в. среди землевладельцев Земетчины нет ни Циммерманов, ни Камбаровых. Экономические примечания 1852 г. дают подробную картину жизни села Земетчины и Смольной Вершины.
В селе каменная церковь, в приходе душ м. п. 438, ж. п. 441. Причт состоит из священника, дьячка, пономаря, у которых есть церковная земля. Есть запасной хлебный магазин, где хранится 500 четвертей ржи, 250 четвертей овса и пожарные инструменты: заливная труба, бочки, багры, рогачи, ухваты, лестница. Тягол (единиц налогообложения) - 103, на каждое тягло приходится 2 лошади, 1 корова, 6 овец. Дворов 62, из них белых изб 4, черных 160, бань черных 40. Господский дом деревянный на каменном фундаменте, при нем скотный двор с 40 шт. крупно рогатого скота, 200 штук мелкого рогатого скота; на конном дворе 40 лошадей, есть барский сад с яблонями, лимонами, абрикосами, персиками, померанцами, грушами и сливами, парником и оранжереей. При доме дворовых людей м.п. 10 душ, ж.п. 8, владелец в имении живет постоянно.
Жители села — русские, православные крестьяне, занимаются хлебопашеством, состоят на барщине. Господских полей 3, каждое в 250 десятин. В полях высевается рожь 250 четвертей, овес 200, пшеницы яровой 25, гречихи 80, гороха 25, льна 2, конопли 8, картофеля 10. Сена господского до 4000 пудов; в огородах русская, брюссельская и цветная капуста, петрушка, пастернак, морковь, свекла, лук. В селе 2 водяные мельницы, одна о 2-х поставов, а другая о 3-х и 2 сукновальни, на каждой работает по 2 человека. На сукновальнях изготавливается до 7000 четвертей сукна на сумму до 700 р. и до 1000 половинок сукна на сумму до 600 р. серебром. В свободное от полевых работ время крестьяне занимаются в Тамбове извозом, рубкой и поставкой дров по соседним деревням и селам.
В Смольной Вершине жителей м.п. 116, ж.п. 103. Крестьяне на барщине. Изб белых одна, черных 26, бань черных 3. Есть господский деревянный дом со скотным двором, на нем 10 шт. крс и 15 шт. мелко рогатого скота. Владелица в имении живет временно. На каждое тягло причитается по 3 лошади, 2 коровы, 7 овец, 2 свиньи. В свободное от полевых работ время 10 человек занимаются извозом по окрестным деревням и два человека кузнечным делом. На 1876 г. церковь является приписной к Кёршинской. В штате настоятель и псаломщик, церковный староста Усманский купец Наполов. В приходе душ м.п. 287, ж.п. 239.
Наполов (Напилков) Нил Артемович, мещанин г. Тамбова, Усманский купец, с 1858 по 1876 гг. являлся церковным старостой с. Земетчино. В 1862 г. приобрел колокол и церковную утварь на 3 тыс. руб.; в 1864 г. на ремонт храма потратил 470 руб.; в целом за годы служения церковным старостой пожертвовал в церковь 4 тыс. рублей. В 1862 и 1867 г. получил благословение Священного Синода, в 1866 архипастырскую благодарность за свою деятельность.
В 1893 г. церковь числится самостоятельным приходом. Священник - Михаил Сильвестрович Ястребов, псаломщик - Тимофей Лебедев. При церкви школа грамоты на 20 учеников.
Михаил Сильвестрович Ястребов (ок. 1848 – 1897гг. с. Земетчино Тамбовского уезда), священник. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1868 г. и рукоположен в дьяконы, в 1879 г. во священники. На 1880 г. служил в Иноземческой Духовке Тамбовского уезда, перемещен, согласно прошению, в Нащёкино Кирсановского уезда на место Сильвестра Ястребова (вероятно отца), а тот на его место. На этой должности награжден набедренником за заботливость о благолепии своего храма. После переведен в с. Мозыли Темниковского уезда, а в 1891 г. в Земетчину, в 1893 г. служит там же, вдов. Умер 49 лет, в семье остались дети: Леонид 20 лет, Евгений 18 лет и Зинаида 16 лет.
Лебедев Тимофей Васильевич (1832 — 3.04. 1910 г. с Земетчино), псаломщик в сане дьякона, рукоположен в 1866 г. На 1893 г. был вдовцом с двумя дочерями. Старшая, Степанида Тимофеевна, вышла замуж за Милованова Ивана Алексеевича, жителя Большого Никольского. У них родилось шесть детей, три мальчика и три девочки. Дочери получили педагогическое образование стали сельскими учительницами, дочь одной из них, Павлина Сергеевна Попова много десятилетий преподавала в Бондарской школе.
Вторая дочь Тимофея Лебедева, Агриппина, вышла замуж за псаломщика Воскресенского Стефана Феодосеевича, определенного в Земятчино в 1902 г. Стефан из священнической семьи Феодосия Трофимовича Воскресенского, что служил псаломщиками в с. Малое Гагарино Моршанского уезда. У Феодосия Трофимовича было семеро детей, многие пошли по духовному служению. Воскресенский Стефан Феодорович (ок. 1878 - 1943), с 1902 г., определен псаломщиком в. Земетчину. У них с супругой родилось пятеро детей С началом революции и преследований служителю пришлось скрываться в лесу, а потом и перейти на работу в лесное хозяйство. На протяжении всей жизни работал на дальних кордонах, боясь репрессий, которые не обошли стороной его многочисленную родню. Умер в 1943 г. в Земетчино.
В 1893 г. при церкви открыто общество трезвости из 30 человек Прихожане активно участвовали в приходской жизни: ремонтировали храм, собирали деньги на иконы и украшение церкви.
С 1897 г. священником служит Добров Николай Иванович. Добров Николай Иванович (ок. 1876 - ?), сын священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию по 2 разряду. 15.03.1897 рукоположен в священники церкви с. Земетчино Тамбовского уезда. Работал законоучителем в школе. В 1899 - 1901 г. утвержден в звании сотрудника Тамбовского епархиального попечительства. Награжденся благодарностью епархиального начальства за отлично-усердную и полезную деятельность на церковно-школьном поприще, набедренником, скуфьей. 19.09.1904 г. перемещен в с. Димитриевку Усманского уезда.
В 1905 г. у Земетчино появиться еще несколько владельцев кроме Циммерманов и Камбаровых, действительный титулярный советник Челищев, тамбовский купец Суворов П.Д., тамбовский купец Байков И.М.
В 1906 г. прихожане села подарили в храм иконы Божией Матери «Вышенская» и «Живоносный источник», ковер на жертвенник, одежду на престол. В 1911 г. в селе дворов 209, душ. м.п. 665 ж. 675, в Смольной Вершине 98 дворов, душ м.п. 330 и ж. п. 341, экономии: Мазевского средняя, при церкви, Уваровых мелкая, Синельниковых мелкая, в 5 верстах от церкви, Агафонова средняя в 10 в. от церкви. Речка небольшая Шамырляй, пруд при экономии Мазевского у церкви и лес. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная, в Смольной Вершине школа грамоты для мальчиков. У церковного причта 3 дес. усадебной и 33 дес. полевой земли. Земля дает доход 300 р. в год. Есть причтовый капитал 2950 руб и церковный капитал 2850р. Дом священника церковный, у псаломщика собственный. Метрические книги ведутся с 1788 г.
Синельников Семен, землевладелец с. Земетчино, в 1905 г. избран председателем церковно-приходского попечительства с 15 членами. В том же году удостоился благодарности его преосвященства Иннокентия за пожертвование в пользу церкви облачения на святой престол и для причта на сумму 350 руб. Церковным старостой в 1901-1911 г. был местный крестьянин Марк Каныгин. В 1905 г. награжден похвальным листом за увеличение церковных доходов; в 1911 г. медалью с надписью «за усердие» для ношения на груди на серебряной Станиславской ленте.
Священником в этот период служит Михаил Феодорович Смирнов (1873 -?), родом из семьи пономаря села Нижнеспасского Тамбовского уезда. После окончания Тамбовской духовной семинариию рукоположен во священники в 1906 г., через год награжден скуфьею, служил учителем в школах Земетчины и Смольной Вершины. В 1913, 1914 гг. избирался депутатом на окружной съезд духовенства 1-го Тамбовского училищного округа, был делопроизводителем и членом комиссии по составлению списков бедных приходов. 8 марта 1914 г. в административном порядке перемещен в церковь с. Липовки Борисоглебского уезда, 15 апреля переведен обратно. На 1917 г. служил там же, жена, двое детей. После 1917 г. его жизнь и судьба, как и многих священников изменилась. В 1937 г. он настоятель Казанской церкви с. Крюково Моршанского района. 29 сентября 1937 г. арестован и помещен в Моршанскую тюрьму. Постановлением «тройки» УНКВД по Тамбовской области от 28 октября 1937 г. осужден по ст. 58 п.10 УК РСФСР и приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован постановлением Президиума Тамбовского областного суда 30 декабря 1965 г. Продолжение следует...
Есть подробное описание Земетчинской церкви и строений от 1910 г. Покровская церковь – каменная, внутри оштукатурена и побелена, покрыта железом, окрашенным зеленой краской. Длина церкви без колокольни 12 саженей; ширина 12 саженей; высота до верха карниза 2 сажени. Колокольня соединяется с храмом галереей из каменных колонн, высотою в 7 аршин, под железной крышей, окрашенной зеленой краской. Длина галереи 7 2/3 саженей, ширина 2 1/3 саженей. Колокольня в 3 яруса, нижний - 5х5 саженей, высота до верхнего карниза 20 саженей. На церкви по углам 4 главки и 1 главка на галерее. Окон всех больших 17 шт., полукруглых больших 12 шт. Дверей створчатых наружных обшитых железом 3 шт., и одна простая дверь в колокольне. Иконостаса три: средний длиной 13 аршин, высотою 10 аршин, боковые длиною по 6 арш., высотою по 7 арш. (оценены в 3000 руб.). Ближайшая к церкви чужая постройка – дом помещика находится на расстоянии 100 саженей. Церковь построена в 1833 году. Сохранилась хорошо. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 30 тыс. рублей. Есть церковная сторожка – деревянная, без фундамента, крытая железом. Длина 4 саж., ширина 2 2/3 саж., высота 1 2/3 саж. При ней тесовые сени, под одной крышей с домом. Длина 3 арш., ширина 8 арш. Окон 9 шт. с двойными рамами, дверей 4. Печь 1 голландская. Построена в 1909 году.
Дом церковно-приходской школы – деревянный, одноэтажный, на кирпичном фундаменте, покрытый железом, окрашенным зеленой краской. Длина дома 15 арш., ширина 8 арш., высота 6 арш. При нем сени тесовые, крытые железом. Длина 4 арш, ширина 3 арш 7 вершков, высота 5 арш. Окон в доме 9 шт., дверей створчатых 3 шт. и простых 1 шт. 1 голландская печь. Построена в 1903 году. Церковно-причтовый дом для священника. Одноэтажный, деревянный на кирпичном фундаменте, покрытый железом. Длина дома 22 арш., ширина 9 арш., высота 6 арш. Окон в доме 11 ш. с двойными рамами, дверей 4 шт. Печей 1 русская и 2 голландских.
Так бы и стояла знаменитая Земетчинская церковь с колокольней до наших дней, но нагрянул 1917 г. Последним священником с 1924 г. стал иеромонах Питирим, в миру Павел Филиппович Рзянин, местный уроженец, более двадцати лет подвизавшийся в Вышинской пустыни, после закрытия которой вернулся в родное село. С гонениями на церковь началась эпоха запрета служб и тайного служения. Отец Питирим тайно крестил, венчал, исповедовал и отпевал усопших. Часто ему приходилось по лесным тропам пробираться к прихожанам в другие села и деревни, не раз настоятель менял маршрут и шел другой дорогой, предвидя слежку за собой. Прихожане очень любили своего батюшку, считали его истинным служителем веры и бессребреником. Священник подвергался многочисленным арестам. В 1929 г. о. Питирима арестовали за невыполнение хлебозаготовок, хотя налог им был выплачен вовремя. Арестованы были родственники настоятеля, отец Филипп Васильевич и брат Алексей, служивший псаломщиком в церкви. В 1930 начали разрушать церковь. Сельчанам запомнились слова о. Питирима: «Не давайте рушить храм Божий, ибо за это будет наказание Господне». Вот свидетельства местных жителей о том: «Уничтожение начали со звонов. Когда звоны упали, то как бы застонали, будто им тяжело было... И людям было невыносимо тяжело это видеть. Многие не смогли сдержать слез, вспоминая, как в былые времена лишь только зазвонят - сердце мрёт, а ноги сами несут в храм...» Особенно рьяные подожгли церковь внутри, начали долбить стены. На колокольню подняли бочки с соляркой, облили дубовые опоры под колокола и подожгли. Верх колокольни накренился и стоял надломленный. Какой-то активист поднялся на третий ярус и подцепил к колокольным опрорам трос от трактора и верх колокольни был разрушен. Один из колоколов, сброшенный с колокольни, упал в глубокий снег и не был сразу замечен и увезен разрушителями. Верующие перенесли колокол в сторожку, что послужило поводом для возбуждения уголовных дел на священника П.Ф. Рзянина, псаломщика А.Ф. Рзянина, торговца, сына крупного лесопромышленника Пескова Алексея Михеевича, лишенца Недосекина Алексея Трофимовича и церковного старосту Пескова Кирилла Николаевича. 25 ноября 1930 г. дело пришлось закрыть за отсутствием доказательств, но аресты не прекратились. Например, в том же 1930 г. настоятеля арестовывали по «свидетельским показаниям», где утверждалось, что местный священник со своими единомышленниками отравили болота на пастбище и тем самым спровоцировали падеж 8 колхозных коров. В другой жалобе говориться о том, что священник утверждал, что «власти коммунистов скоро настанет конец, так как за православную веру на большевиков папа Римский пойдет войной и православие восторжествует...» Все эти бумаги хранятся в архивах, где можно прочитать, кто писал те самые письма, выдумывая самые невероятные обвинения.
17 января 1931 г. чекисты арестовали группу верующих во главе с отцом Питиримом. В нее вошли: верующая Пескова Параскева Николаевна, староста Баландин Иаков Тимофеевич, Жданов Серафим Владимирович, служивший ранее псаломщиков в церкви с. Кёрши и служащий почты Нехорошев Петр Николаевич. Все они помещены в тамбовскую тюрьму. Священник осужден на 10 лет, остальные получили по пять лет лишения свободы.
Через пять лет домой в Земетчину вернулась лишь Параскева Николаевна Пескова, монахиня Параскева, судьбы остальных арестантов неизвестны. 18 июля 1941 г. Параскева была вновь арестована вместе со своим братом Прокопием Николаевичем, бывшим ктитором и членом церковной «двадцатки». В деле есть обвинения Параскевы Николаевны в антисоветской деятельности, за которую она уже отбыла наказание, судимость ее родной сестры за отказ принимать участие в выборах, ее пророчество в августе 1940 г. о приближающейся страшной войне, в которой погибнет много людей. 22 августа Песковым Параскеве Николаевне и Прокопию Николаевичу за антисоветскую агитацию был вынесен приговор по ст. 58 п. 10 УК РСФСР — высшая мера наказания. 1 января 1942 г. приговор приведен в исполнение. Реабилитированы Песковы в 1992 г.
Храм в Земетчино в полуразрушенном состоянии простоял до 50-х годов ХХ в. и был взорван. Колокольню готовили для уничтожения тоже. Инженер-взрывотехник сделал расчеты и передал их властям, но сам отказался применять взрывчатку, т. к. при взрыве колокольни вылетели бы все стекла домов в селе, а кладбище завалило бы обломки кирпича. Местные жители утверждают, что колокольню расстреливали из пушки. Стены колокольни хранят следы пробоин от снарядов, а на месте взорванной церкви осталось груда кирпича, поросшая травой.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй