Крестьянское восстание в селе Верхняя Ярославка — вооружённый конфликт между организованной группой крестьян и сельским комитетом бедноты, произошедший 14 ноября 1918 года в селе Верхняя Ярославка Моршанского уезда Тамбовской губернии из-за недовольства населения продразвёрсткой, действиями членов комитета бедноты.
Бунтов и восстаний в Верхней Ярославке со времени ее основания в 1782 году до 1918 года не происходило. Крестьяне, проживавшие в селе, были государственными, жили без помещиков, исполняя необходимые государственные повинности. К началу ХХ века на крестьянина приходилась 1,5 десятины земли. Многие селяне имели крепкое хозяйство, о чем свидетельствуют добротные каменные дома, построенные на разных улицах села. Многие имели племенной скот, в селе имелись мельницы, маслобойня, просорушки.
Бедняки и безземельные ходили в батраках, уезжали на промыслы в другие регионы страны, в частности работали на добыче угля в Донецке. Крестьян не затронули волнения, связанные с реформой 1861 года, народных выступлений не было. В дореволюционный период крестьяне не приобрели опыт политической борьбы.
Приход к власти большевиков вначале не изменил привычного уклада жизни верхнеярославцев. Смена власти формально выразилась в освобождении от должности сельского старосты Абрама Галахова и учреждении ревкома из девяти бедняков, руководителем которого стал Карп Романович Михальцов. В сборной избе (сельском административном центре), земской и церковно-приходской школах сняли портреты императора и императрицы. Затем избрали сельский Совет, членами которого стали преимущественно зажиточные крестьяне (кулаки). Но после введения «хлебной монополии», предполагавшей передачу всего объёма произведённого хлеба государству за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды, на основании Декрета Совета народных комиссаров от 9 мая 1918 года, крестьянам было запрещено продавать хлеб и вывозить его за пределы Моршанского уезда. Реквизиция хлеба и ограничения в его обороте вызвали недовольство крестьян. Для принудительного изъятия хлеба в Тамбовской губернии действовало 50 продотрядов, насчитывавших 5 тысяч человек. Тяжесть хлебозаготовок несли на себе беднейшие крестьяне, в то время, когда конфискация излишков была обязанностью сельских Советов, в которых ведущие позиции занимали зажиточные крестьяне (кулаки). Чтобы устранить несправедливость, покончить с «кулацко-эсеровским засильем» начинают создаваться комитеты бедноты — Комбеды.
Фактически и середняков и зажиточных крестьян лишили права избирать и быть избранными в комбеды.11 июня 1918 г. ВЦИК утвердил декрет Совета народных комиссаров «Об организации и снабжении деревенской бедноты», учредив таким образом Комитеты бедноты по всей стране. Как революционные органы комбеды имели право распускать сельские Советы, арестовывать контрреволюционеров и передавать их ЧК. Комбеды брали на учет продовольствие, конфисковывали у зажиточных крестьян сельхозинвентарь и скот и распределяли их среди бедняков. Устанавливали контроль над мелким производством, выполняли и культурные функции: открывали школы, клубы, избы-читальни. К 11 июля 1918 года в Тамбовской губернии были организованы: один губернский и 11 уездных отделов бедноты, 34 волостных и 2396 сельских комбедов, которые просуществовали до января 1919 года.
Верхнеярославский комбед состоял из 45 представителей сельской бедноты, его председателем стал вернувшийся с фронта Дмитрий Самуилович Беляев, его товарищем (заместителем) — П. В. Нагайцев. Местные жители считали Д. Беляева «человеком дельным», настроенным «более революционно». Революционный настрой и строгость Д. Беляева вскоре обернулись самоуправством. Комбедовцы стали хозяевами села. На мельницах, маслобойне, просорушках теперь делались отчисления в пользу комбеда. Без его ведома нельзя было забить поросенка или овцу. Если такое разрешение давалось, часть мяса тоже отчислялась для бедняков. У зажиточных односельчан отбирали не только скот, сельхозинвентарь, продовольствие, но и одежду, посуду — все, что попадалось на глаза. в конфискации предметов домашнего обихода участвовали женщины. До настоящего времени в памяти пожилых сельчан наиболее активные реквизиторы, например, Агафья Степановна Беляева. Получилось так, что беднота перешла на иждивение тех, кого называли «кулаками»: за их счет кормились, одевались, да еще подвергали всяческим издевательствам.
Сами же крестьяне на вопрос о причинах восстания отвечали: не было соли, мыла, керосина и виноват в этом комбед. Были и такие, кто не говорил ничего. Вот как заканчиваются показания одного крестьянина, данные ревтрибуналу «… о причине его (восстания) я и посейчас ничего сказать не могу. Прочитано. Неграмотный». Выбранный после восстания председатель комбеда Дмитрий Максимович Серёжкин объясняет причины восстания многими причинами, в том числе недовольством населения комитетом бедноты вообще и в частности его руководителями Д. Беляевым и его товарищем П. Нагайцевым. Кроме того, Серёжкин сообщает о наличии организации среди участников восстания. Материалы дела свидетельствуют о том, что восстание было подготовлено. Большую роль в его подготовке сыграли: эсер, полковник Н. И. Матковский, сын скупщика хлеба Н. И. Овчинников и приходской священник Алексей Семёнович Черняевский, в доме которого был разработан план восстания.
Ход восстания
Шел второй год установления советской власти. В городах и крупных сёлах Тамбовской губернии, в том числе в Сосновке, 7 ноября 1918 года состоялись праздничные митинги. В Верхней Ярославке годовщина Октябрьской Революции оказалась незамеченной большинством жителей. Приближался престольный праздник — день святых бессребреников Космы и Дамиана, который приходится на 14 ноября.
Восстание началось утром 13 ноября 1918 года. Тревожные удары набатного колокола на площади перед сельским храмом возвестили о его начале. Слухи о предстоящей «фаламеевской ночи» ходили по селу давно. Говорили так: «Скоро вспышка!», впоследствии — на допросах у следователей, крестьяне так и будут называть восстание — «Вспышка». Вначале все идет по разработанному плану: арестовывают актив комбеда, набатом на площади собирают крестьян и избирают новым председателем Ивана Терскова (многие называют его по-старому — сельским старостой). И. Терсков предлагает вооружиться, чтобы выступить против красноармейцев, неподчинившихся обещает расстрелять. Тут же избирается комиссия для арестов, которая должна найти спрятавшихся членов комбеда, чтобы вернуть контрибуцию и отобранные вещи. Крестьяне вооружаются: кто побогаче — ружьями (не все сдали оружие советской власти), остальные — лопатами, вилами, кольями. И. Терсков формирует крестьян в отряды, руководителями назначает Ф. Г. Никонова и С. З. Токарева. Крестьяне никогда не бунтовавшего села боятся — как бы не пришлось отвечать. Ф. Г. Никонов и С. З. Токарев отказываются быть руководителями и соглашаются только после угрозы И. Терскова их расстрелять.
В это время 12 арестованных комбедовцев переводят из сборной избы (находилась на берегу Мирского пруда) в здание земской школы (сохранилось до настоящего времени), затем в амбар — (ныне — в районе рыночной площади, рядом со зданием конторы) для решения их дальнейшей судьбы. Сельчане относятся к ним с нескрываемой злобой, Никто из арестованных не надеется на спасение. В амбаре:
Самуил Фролович Беляев — пожилой отец председателя комбеда и сам председатель Дмитрий Самуилович Беляев, его товарищ П. В. Нагайцев, секретарь комбеда Алексей Васильевич Макаров.
Афанасий Сергеевич Трунов — контролировал в комбеде мельницы;
Василий Павлович Макаров — распоряжался общественным лесом;
Иван Акимович Макаров — глава комиссии по распределению скота;
Тимофей Дмитриевич Лунин и Сергей Максимович Огородников — уполномоченные по хлебозаготовкам;
Два милиционера из Сосновки — И. Г. Ермаков и совсем молодой П. В. Новиков — их разоружили на площади у сборной избы, едва они приблизились к толпе.
Попов В. Н. и Михальцов Карп Романович — из актива комбеда.
Днём Дмитрию Беляеву удалось послать записку Марии, девушке которую он принуждал ранее к сожительству — пусть придет защитить его, а если не придет его защищать — он отмстит ей и её семье, когда советская власть вернется. Мария пришла на площадь, где еще не разошелся народ, что-то выкрикнула в защиту председателя. её тоже арестовали, но держали отдельно от комбедовцев. Самые смелые жены комбедовцев принесли вечером к амбару узелки с едой, жён близко не подпустили к амбару, еду не взяли.
Ночью из амбара вывели 12 человек (председателя с отцом, товарища председателя и секретаря комбеда, весь комбедовский актив, милиционера И. Г. Ермакова). арестованным сообщили, что их намерены перевести в волостной центр — соседнее село Ольхи. На лошадях двинулись в сторону Ольхов, доехали до места с названием «Кирпичный низ», там, среди поля остановились. Иван терсков скомандовал — «Залп!» Стреляли в основном мимо цели. оставшихся живыми И. терсков приказал добить. Били как попало и чем попало, потом сбросили тела в одну яму, не развязав веревки. На месте расправы оставили конный караул, чтобы не подпускать никого к убитым.
Об участи комбедовцев узнали наутро после их гибели: по окровавленному полушубку И. Терскова всё стало понятно. Жёны убитых проявили решимость. 14 ноября в престольный праздник, на рассвете Прасковья Павловна Огородникова запрягла лошадь и вместе с Ульяной Ивановной Макаровой и Пелагеей Никоновной Поповой поехали в Ламки за красноармейцами. Ехали с большой осторожностью, но подвела лошадь: выдала ржанием (годы спустя П. П. Огородникова рассказывала об этом детям и внукам жалея, что коняшку оставили дома). Находящиеся в поле услышали, трое бросились в погоню и догнали. — Куда едете? Ответили, что в Сосновку, боялись за себя и за близких. В это время из Ламок раздался гудок: подходил состав с красноармейцами. Женщины вернулись в село.
https://vk.com/antonov_tmb