На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сегодня в Богоявленском храме села Пахотный Угол происходит важное и радостное событие – поднимается центральный купол. Не все получается сразу, и на этом пути есть свои трудности. Но с Божьей помощью всё будет хорошо. Как прекрасно сказано в стихах: "Поднялся купол к небесам, Он символ веры, светлый дом. Здесь собираемся мы, как в храм, В единстве сердца — мир и покой в нем."
Каждое утро приносит с собой новые возможности и надежды. Вера — это свет, который освещает наш путь, даже в трудные времена. Храм, как место духовного единения, напоминает нам о важности внутреннего покоя и гармонии.
Священникъ седа Ново-Томникова, Шацкаго уѣзда, Димитрій Іоанновичъ Добросердовъ скончался скоропостижно отъ апоплексическаго удара 19 января сего 1882 г., въ 8 ч. утра.
Покоиный-сынъсвященника с. Солдатчины, или Пахотнаго угла, Тамбов. уѣзда; отъ роду имѣлъ 32 г., окончилъ курсъ въ Тамб. Д. Семин. въ 1870 г., съ званіемъ студента, того же года 15 сентябр. опредѣленъ учителемъ въ родное село Солдачину, гдѣ за хорошую и полезную службу неоднократно получалъ денежныя награды и благодарности отъ Министерства Народ. Просвѣщенія. Декабря 12 дня 1877 г. Преосвященнымъ Палладіемъ рукоположенъ во священники въ село Ново -Томниково. Въ 1879 г. за усердное про повѣданіе Слова Божія и особую заботливость въ дѣлѣ обращенія мѣстныхъ сектантовъ-молоканъ получилъ признательность Епархіальнаго Начальства; въ 1880 г. Іюня 5 д. награжденъ набедренникомъ; съ 1878 г. состоялъ законоучителемъ сельской школы; съ 1880 г., состоялъ слѣдователемъ во 2 Шацкомъ укругѣ (извлечено изъ Клировыхъ вѣд. за 1831 г.) На канунѣ смерти о. Димитрій былъ весьма здоровъ и веселъ. Вечеромъ ѣздилъ въ ближайшее село покупать сѣно. Предъ отходомъ ко сну читалъ книгу (Поученія Р. Путятина). Сначала легъ въ спальнѣ на кровать, потомъ, среди ночи, взявши подушку, ушелъ въ залъ и заснулъ на коврѣ-на полу. Въ предсмертной агоніи, вѣроятно, вслѣдствіе прилива крови, ударялъ рукою объ полъ, ...
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Священники и церковнослужители Богоявленской церкви:
Книги окладные новоселебным селам Танбова и Козлова городов нынешнего 1702-го году. У тое часовни дворъ попа Алексѣя, дворъ дьечка Тимоѳея Травина, дворъ дьечка Кириллы Васильева
1704 г. О. Степан Тимофеев,
1706 г. о. Алексей - и др. годы,
1716 г. Поп в церкви - Прокофий Васильев, дьякон Клемент Емельянов, дьякон Иван Федоров сын Травин
1719 - 1722 гг. - о. Кирилл
1758 - 1774 годы - о. Панкратий Васильев
1775 - 1794 годы церковник Иван Никитин диакон Василья Пантелеимонов
1795 - 1829 гг. - о. Иоанн Иванов
Милосердов А.Н. "Пахотный Угол"
1821 - 1835гг. о. Григорий Петров
1835 - 1836 - о. Димитрий Пятницкий
1836 - 1846 годы - о. Александр Крылов
1840 год, - о. Михаил Соловьев
1842 год - о. Назарий
1845-1870 г. - о. Иоанн Добросердов
1861 г. - о. Михаил Орлов
Российская национальная библиотека, Сенатские ведомости. 1809-1917, 1864, выпуск №51 Священник Иоанн Добросердов.
1866 - 1867 годы - о. Павел Хмельницкий 1867 – 1869 - о. Ераст Озеров
1869 - 1889 годы, Настоятель - священник Дмитрий Егорович Певницкий, рукоположен в 1867 году.
Помощники - священник Василий Иванович Добросердов, рукоположен в 1869 году и Петр Васильевич Соколов, рукоположен в 1844 году.
В 1869 — 1889 г. священник с. Пахотный Угол Тамбовского уезда, Певницкий Димитрий Егорович (ок. 1842 — 1889), священник. Окончил семинарию. В 1865 — 67 гг. учитель Тамбовского епархиального женского училища, с 11.10.1867 г.
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1869, выпуск № 20 Учитель, священник Иоанн Добросердов.
Церковный староста при 1-й ц. - государственный крестьянин Милосердов с 1873 года.
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1876, выпуск № 4 священник Дмитрий Певницкий
Иван Семенович Ильинский после двух классов семинарии работал учителем школы в Грибоедово, а с 1888 г. служил дьяконом в Пахотном Углу до своей кончины в 1909 г
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1889, выпуск № 13 Священник Димитрий Певницкий 47 лет, студент семинарии, с 1865 года по 1867 год учителем Тамбовского епархиального… семействѣ оставилъ жену Ольгу Стефанову 40 лѣтъ и дѣтей: Николая 20 лѣтъ, Стефана 14 лѣтъ, Александра 12 лѣтъ и Ольгу 10 лѣтъ.
В 1889 г. определен священником в с. Пахотный Угол Певницкий Григорий Михайлович (ок. 1863 -?), священник. Сын священника. Окончил семинарию. .
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1891, выпуск № 11 Священник Александр Крылов
в 1892 определен псаломщиком в церковь Пахотного Угла и учителем в цпш Певницкий Николай Димитриевич (ок. 1870 - ?), священник, сын священника из Пахотного Угла.
Епархиальные ведомости, Церковные ведомости., 1888–1918, 1904, выпуск № 18/19 священник Александр Крылов;
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1907, выпуск № 34 священник А. Крылов
Служил псаломщиком в Пахотном Углу в 1908 г Ильинский Александр Иоаннович (15 августа 1884 с. Пахотный Угол – 22 декабря 1937 г., предположительно г. Тамбов), священник, сын дьякона с. Пахотный Угол. Получил сначала среднее образование, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию.
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. СПб., 1888–1918, 1909, выпуск № 18/19 священникъ Григорій Пѣвницкій;
В 1911 г. определен дьяконом в церковь с. Пахотный Угол Офицеров Иоанн Макарович (1883 — 16.11.1937),
1909 - 1914 годы - о. Александр Крылов
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1914, выпуск № 5 В Пахотно-Угловской школе с января месяца по воскресным дням были открыты о, заведующим священником Сосновским занятия по пчеловодству с 30...
Епархиальные ведомости, Церковные ведомости, СПб., 1888–1918, 1916, выпуск № 18/19 священникъ Григорій Пѣвницкій;
1914–1917 - о. Василий Тихорский
с 1934 г- Сунгуров Сергий Арсеньевич (10.09.1902 – 20.01.1938 г).
Купорев (Купарев) Сергей Петрович в 1947 – 1948 годах, последний священник перед закрытием церкви;
первый священник после открытия в 1989;Николай Бугера,
служил ок. 2002-06; Игорь Пашенцев, при нем открыта воскресная школа; Серафим (Тюлюкин), игумен; Владимир Полулях,
2007 и по наст. Время. Александр Кукин
«История Храма села Пахотный Угол» Колтинова Людмила Викторовна
Введение
«Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования».
(Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ
Угол Пахотный веками Вопреки всему стоит, Горд героями своими, С честью в прошлое глядит! Храм среди села стоит, Он всему свидетель, С высоты веков глядит, Славы добродетель.
(Внук одного из первых председателей сельского Совета с. Пахотный Угол И.П. Попова, В.В. Попов)
Пахотный Угол, это место, где я родилась в 1963 году, приобретала знания от родителей, в школе и от окружающих людей.
Пахотный Угол – это моя Родина, подтверждая слова великого поэта К.Симонова:
«Ты знаешь, наверное, все-таки Родина- Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил».
Село моё, родное! Вот уже, сколько поколений жителей может сказать эти слова о нашем селе. Каждый по- своему, но все мы любим своё село. Любим его за природу вокруг, за его прошлое, за то, что передали нам наши деды. Пройдет время, и мы передадим свою любовь к селу, к родной земле своим детям.
1.Село Пахотный Угол
Что такое Пахотный Угол? Это название населенного пункта Бондарского района Тамбовской области. Село Пахотный Угол расположено на берегах реки Керша, при впадении в нее ручья Рудный, примерно в пятидесяти километрах к северо- востоку от Тамбова.
Село получило сразу два названия: Пахотный Угол и Солдатчино.
Название « Пахотный Угол» село получило с давнего времени, когда оно занимало годный для распашки посева небольшой уголок земли, окруженный со всех сторон дремучим лесом.
Солдатчиной оно называется потому, что сюда при Императрице ЕкатеринеВеликой были посланы отставные солдаты.
По документам от 1719 года в нём числилось 59 солдатоднодворцев. Они быстро обжились и одновременно с домами возвели деревянную часовенку. А уже следом, к 1721 году, построили деревянную однопрестольную церковь, которая была распространена в 1841 году. За двести лет она не раз приходила в ветхость. Дважды её реставрировали. И к середине XIX века сельчане пришли к мысли, что необходимо построить каменный храм.
2.История создания церкви
Пахотный Угол к тому времени разросся и окреп. Село имело весьма выгодное расположение: на пересечении трёх трактов: на Тамбов, Моршанск и Кирсанов.
В 1863 году здесь насчитывалось 400 дворов и проживало 3317 человек. Пахотноугловцы всегда были вольными, крепостное право их не коснулось. Большая часть крестьян относила себя к зажиточным людям. В череде различных дел не забывали и о грамотности детей. В селе была открыта начальная школа для мальчиков, затем появилась начальная женская школа. Согласно архивным документам в 1886 году духовным ведомством в построенном сельским обществом каменном одноэтажном здании с одной классной комнатой была открыта церковноприходская школа. А уже потом на её базе (с переводом учреждения в двухэтажное деревянное здание) открыто мужское второклассное училище для подготовки учителей церковноприходских школ и школ грамоты со сроком обучения три года. После октябрьского переворота эти учебные заведения ликвидировали.
На протяжении 25 лет(1845-1870г.г.) священником Богоявленской церкви села Пахотный Угол был Иоанн Васильевич Добросердов. За этот период о.И.Добросердовым были подготовлены и опубликованы в Тамбовских губернских ведомостях материалы об истории возникновения села Пахотный Угол.
В Справочной книжке по Тамбовской Епархии на 1876 год значится «что в селе Пахатном Угле церковь Богоявленская, деревянная, построена в 1721 году и распространена в 1841г.
Престол в ней один. При ней в с. Козованьи Параскеевская д., приписная, постр. 1767 г., перестр. 1866 г.; прест. один.
Шт. Наст., 2 помощн. и 3 псал.
Наст. свящ. Дим. Егор. Певницкий, студ., р. 1867 г.
Помощн. свящ. Вас. Ив. Добросердов, 2 разр., р. 1869 г. и Петр Вас. Соколов, студ., р. 1844 г.
Ц. стар. при 1-й ц. госуд. кр. Милосердов, 1873 г. При 2-й госуд. кр. Полетаев, 1873 г.
Уже в это время имевшаяся деревянная Богоявленская церковь не могла вместить всех желающих побывать на службе. Поэтому на рубеже 70-80х годов XIX века прихожанами было принято решение о строительстве новой, более расширенной церкви.
В апреле 1883 года утвержден проект на строительство каменного храма. Архитектор А.Ф. Миролюбов.
Когда во второй половине XIX века сельским сообществом была поддержана мысль о закладке каменного храма, как говорится, всем миром стали собирать деньги. Пахотноуловцы не поскупились на грандиозный проект. Богоявленская церковь ныне является, по утверждению специалистов, шедевром руссковизантийского стиля. Пятиглавый трёхпрестольный кирпичный храм площадью 850 квадратных метров и высотой 50 метров возводился 13 лет и был открыт в 1893 году. Величественность сооружению придали три престола: главный — в честь Богоявления Господня, правый — Пресвятой Троицы, левый — Казанской иконы Божией Матери.
Бесспорно, архитекторы достигли своей цели. Богоявленский храм производил неизгладимое впечатление на каждого. Впрочем, и сегодня он всё так же заставляет трепетать сердца. Подъезжая к селу Пахотный Угол, в первую очередь видишь громаду белоснежной церкви, возвышающуюся над зелёными купами деревьев.
3.Верны своей вере
В середине 30 годов двадцатого века происходила борьба с церковью.
Жительница села Екатерина Николаевна Сопина вспоминает. «Когда ей было 10 лет, это было в 1935 году, она вместе со своей бабушкой была в храме на службе. Во время службы, в момент, когда отец Сергий стоял за кафедрой, в храм с криком ворвалась группа «активной» молодежи. «Активисты начали кричать и самое главное сбросили на пол горящие свечи с подсвечников. Отец Сергий дал знак прихожанам, чтобы не предпринимали никаких действий в отношении хулиганов. Через какое-то время «активисты» выбежали из храма. Прихожане быстро собрали разбросанные свечи. Они купили новые свечи, поставили их на подсвечники и служба продолжена».
В своих воспоминаниях житель села Пахотный Угол Виктор Дмитриевич Милосердов отмечал, что большую активность в этот период, по вопросу недопущения богослужения в храме, проявляло руководство Пахотноугловской школы.
С окончательным закрытием церкви, веру людей в Господа Бога не удалось искоренить.
Население села Пахотный Угол не забывало о Господе Боге. Для совершения различных церковных обрядов пахотноугловцы тайно собирались у жительниц, которые были певчими в местном церковном хоре и хорошо знали порядок ведения службы. К ним относится тетя моего отца, Ярыгина Пелагея Ивановна, она была «монашка», в свое время учила нас молитвам «Живые помощи», «Отче Наш».
Жители села верны своей вере.Для большинства молодоженов в 50-60 годы прошлого века процедура венчания была обязательной нормой. Мои родители, Ярыгины Виктор Александрович и Анна Григорьевна, венчались 1958 года на Праздник Красной горки в селе Бондари.
В детстве я помню мы с мамой ходили очень рано пешком в Троицкую церковь села Бондари, чтобы причаститься к новому учебному году. Меня крестили в 1963 году в церкви села Бондари. Я верна своей вере. В настоящее время я приезжаю в свое родное село и посещаю мой родной Богоявленский храм. Мои внуки знают молитву «Отче Наш», продолжаю с ними учить другие молитвы. Я верна своей вере, так как духовный потенциал был заложен от моих родителей.
Помню, мама всегда выходила во двор и молилась на храм. Она всегда мечтала, что возобновлят храм, и она будет ходить на службу. Но в 1989 году мама умерла. В настоящее время в Богоявленский храм нашего села ходит каждый день моя младшая родная сестра, Попова Надежда Викторовна, она поет во время службы в хоре.
4.Трудные 20-30-е годы
В послереволюционные годы Пахотный Угол, как и многие, сёла Тамбовщины, оказался в эпицентре крупнейшего крестьянского восстания: здесь действовали отряды повстанцев Антонова. Жители села стали свидетелями яростных, не на жизнь, а насмерть, схваток между красноармейцами и участниками восстания. Зажиточным пахотноугловцам было что защищать. Продотряды выгребали зерно у крестьян подчистую. Возмущённые селяне вливались в ряды восставших. На стороне Антонова против большевиков воевало более 700 жителей села. В составе повстанческой армии действовал восьмой Пахотноугловский полк.
Вот как описывает эти события Александр Солженицын в своём рассказе «На краях» устами одного из персонажей:
«Совнарком распорядился: с тамбовской пугачёвщиной кончить в шесть недель, считая от 10 мая. Любой ценой! Всем нам предстоит напряжённая работа. Опыт подавления таких народных бунтов требует наводнить район восстания до полного его оккупирования и планово распределить по нему наши вооружённые силы. Сейчас прибыла из под Киева, высадилась в Моршанске и уже пошла на мятежный Пахотный Угол прославленная кавдивизия Котовского. Потом она подойдёт сюда, к центру восстания. Наше большое техническое преимущество над противником: отряд аэропланов и автоброневой отряд. Из наших первых требований к жителям будет: восстановить все мосты на просёлочных дорогах — это для проезда моторных самодвижущих частей. (Только никогда не пользуйтесь проводниками из местных жителей!) Ещё в запасе у нас — химические газы, и если будет надо — применим, разрешение Совнаркома есть. В ходе предстоящего энергичного подавления вам, товарищи командиры, представляется получить отличный военный опыт».
Всё, что происходило в этих местах в 20х годах, потом долгие десятилетия замалчивалось, поэтому реальные события превратились в легенды, которые передавались из уст в уста, да и то с оглядкой. Только последние лет пятнадцать краеведы начали по крупицам восстанавливать ход событий. А так согласно одной из народных версий, когда Антонов скрывался в селе и в подвале храма повстанцы хранили оружие, войска Котовского из села Казывань вели огонь из пушек по храму. Так что выбоина на стене храма от попавшего в него снаряда реальная и сегодня вполне различимая.
О трагической странице истории села напоминает памятник, расположенный неподалёку от храма. Надпись гласит, что здесь погребены сельчане, погибшие в борьбе с врагами советской власти, и несколько неизвестных красноармейцев. Те же пахотноугловцы, кто сражался на стороне антоновцев и заложники, расстрелянные красноармейцами, по данным Тамбовского регионального историко просветительского правозащитного общества «Мемориал» покоятся в массовом захоронении в лесном массиве близ села. Потери среди сельчан в годы восстания оказались огромны.
Неизгладимый след в сердцах и памяти пахотноугловцев оставила и Великая Отечественная война, унёсшая жизни без малого 600 человек.
5.Утрата храма
Богоявленский храм действовал до 1937 года. О жизни священников в 20—30х годах практически ничего неизвестно. Рассказывают, что последнего молодого батюшку в тот роковой год арестовали и увезли в Тамбов. Сам же храм превратили в зернохранилище. Когда матушка начала наводить справки о дальнейшей судьбе супруга, ей сказали, что он расстрелян.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время со стороны органов власти по отношению к Русской православной церкви наметилось послабление, и пахотноугловцы стали ходатайствовать об открытии храма для богослужения. В августе 1948 года облисполком поддержал это ходатайство. Однако через два месяца такое решение было отменено.
Храм был в плачевном состоянии, обшарпанный, грязный. Стёкла побиты, многие рамы заколочены, от старинных витражей в верхних окнах ничего не осталось. Купол церкви сгорел ещё в 1956 году от удара молнии. Внутри, над трёхметровыми закромами, летали тучи голубей. Храмовый декор был утрачен, а сохранившийся иконостас от грязи, помёта и времени был так чёрен, что ликов на иконах не было видно. Его размыли и вновь покрасили. Нижний ярус иконостаса от хранения зерна оказался почти утрачен, но средний и особенно верхний ярус неплохо сохранились.
6.Церковь сегодня
В 1989 году властями было принято решение об открытии прихода и возобновлении службы в Богоявленской церкви села Пахотный Угол. Сколько было радости у местных жителей при получении известия об открытии храма в селе. Пахотноугловцы с энтузиазмом взялись за восстановление храма. На работы приходило до ста человек. Торжественное освящение храма состоялось в 1989 году. Вскоре церковь пополнилась старинными иконами. Их приносили и местные жители, и жители близлежащих сёл, хранившие в семьях иконы после разрушения храмов. Однажды прибыла большая подвода со старинными иконами из пришедшей в ветхость кладбищенской Большеникольской часовни.
Особую радость принес населению ремонт кровли Богоявленского храма, который был сделан на средства прихожан. Основные реставрационные работы продолжались до 1995 года.
Встретились в вековой судьбе церкви люди, поднявшие свой скромный голос в ее защиту.Сегодня, благодаря им, не побоявшимся грубого начальственного окрика, не взиравшим равнодушно на постепенное разрушение храма, мы имеем возможность ежечасно любоваться величественной красотой Боголюбской церкви, одновременно осознавая то, как же много мы потеряли.
Пережив тяжелые времена, храм был отремонтирован и ныне действует. Можно сказать, обрел второе рождение.
16 сентября 1995 года владыка архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) освятил храм в честь Богоявления Господня.
Внутренний облик храма украшает резной деревянный четырёхъярусный иконостас, высотой более 10 метров. В 1989 году на территории храма построена сторожка, выкопан колодец. В 2008-2010годах храм преобразился. Побелен, выкрашены купола. Боголюбская церковь в селе Пахотный Угол– памятник архитектуры, охраняемый государством.
В настоящее время в Богоявленской церкви села Пахотный Угол настоятель Александр Кукин. Он считает, что восстановление храма — это ещё половина дела. Необходимо наполнить его церковной жизнью. Храм не музей, а Дом Божий. Поэтому надо приобщать людей ко Христу. Возрождение веры в сердцах — нелёгкое дело, надо преодолеть долгое атеистическое воспитание населения. Поэтому надежда на молодое поколение пахотноугловцев.
При храме открыта Воскресная школа, где матушка, Татьяна, детям дает углублённые знания и приобщение к вере. В праздничные дни (Рождество, Пасха) Воскресная школа вместе с обучающимися местной школы проводят праздничные концерты, посещают святые места. Летом дети из воскресной школы отдыхают в православном лагере «Радость». Воспитанники Воскресной школы относятся очень серьезно ко всем происходящим событиям церкви. Принимают участие в различных конкурсах духовной направленности.
6.1.Вывод
Потеря православных храмов не привела к полному уничтожению веры в крае, так как духовный потенциал был заложен в нескольких предшествующих поколениях. И поэтому он остается в потомках и проявляется, если не явно, то до поры до времени тайно.
Промысел Божий никогда не оставляет сообщество людей, пока среди них есть истинно верующие.
Жизнь людей при наличии храма и их участие в церковной жизни наполняют красотой, высокими нравственными традициями и устоями, облагораживают жизнь в целом.
Восстановление храма – тенденция будущих благотворных перемен в жизни села.
Заключение
В последние десятилетие, хотя и с большим опозданием, по всей Руси восстанавливаются большие и малые храмы. Богоявленский храм -это наша гордость, наше культурное и национальное наследие. И наш гражданский долг – сохранить память односельчан о церкви и передать ее новому поколению.
Здесь наши родные корни. Здесь наша Родина. Здесь наш дом. Здесь все знакомо и дорого нам. Мы «от этой земли набираемся силы», той необходимой энергии, которая поможет обрести уверенность в себе, выстоять в трудные минуты жизни, поэтому у меня, как и у моих односельчан, болит душа за все, что происходит с нашей малой родиной. И я уверена в том, что мы, живущие здесь, должны любить, беречь и благоустраивать эту землю.
Работая над данной темой, я узнала много нового и интересного из истории своего села. Основной вывод, к которому я пришла : даже маленькое село хранит в себе память духовного наследия своих предков. А самое главное, что человек должен иметь веру.
Список литературы
«Антоновщина». Крестьянское восстание в Тамбовской области в 1920-1921г.г.Документы, материалы, воспоминания/Гос.архив тамбовской обл. Материалы музея Пахотноугловской школы Бондарского района Тамбовской области. 3. Милосердов А.Н. «ПАХАТНЫЙ УГОЛ» Страницы истории села.
4. Н.В. Муравьев, Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области, Воронеж,1988.
Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов)
родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения. Женился. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы... https://predanie.ru/book/79767...h-xx-veka/
Священник Попов Иван Дмитриевич — 1880 года
рождения, уроженец села Пахотный угол, Бондарского района. На период ареста, в 1937 году, служил священником в церкви села Гагарино, Пичаевского района. Решением Тройки УНКВД по Тамбовской области от 28 октября 1937 года осужден по ст. 58–10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 7 июля 1989 года.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
"...По скромным рассказам тех людей, кто жил в то далекое время и принимал решение, вступать или не вступать в колхоз, население села не очень охотно объединялось в колхоз. Причин могло быть несколько. Но главная – это те условия, при которых жили крестьяне села Пахотный Угол до Октябрьской революции, их устраивали. Не зря же село было одним из крупнейших и богатейших сел Тамбовской губернии, в селе имелись многие службы, на средства прихожан построен один их крупнейших православных храмов. Поэтому крестьяне со свойственной им опаской относились к новой затее.
Вяло текущий процесс коллективизации не устраивал представителей власти. Они находили различные способы борьбы с этим негативным процессом. Начался процесс раскулачивания, ликвидация так называемых зажиточных крестьян. А их, если судить по различным источникам, было от одной тысячи до полутора. Это те, кто воевал на стороне А.С.Антонова и составляли более половины взрослого мужского населения Пахотного Угла. Все они стали в это время кулаками. Кому-то припомнили, что тот или иной член крестьянского двора выступал на стороне мятежных крестьян, кто-то на сходе или другом месте недоброжелательно высказался о действиях власти, кто-то просто был трудолюбивым и имел лишнюю лошадь, не говоря, что у кого-то была мельница. К ним стали приходить, уводить безвозвратно скот, изымать излишки. И пошло и поехало.
Можно сказать, легким испугом отделался сосед Андрей Егорович Кобзев. Говорили, что дед Андрей отдал лошадь, соху, еще какой-то инвентарь, землю - лишь бы не вступать в колхоз. Так он превратился в единоличника и прожил с этим «званием» долгую жизнь на 15 сотках земли, которую оставили ему.
Андрей Гордеевич Милосердов, другой сосед, в 1931 году был обвинен в контрреволюционной агитации и лишен избирательных прав, как бывший лесопромышленник. Этот лесопромышленник, наряду с занятием землепашеством, был еще пильщиком, как и большинство пахотноугловских мужичков. У него были изъяты – земля, корова, амбар, сельхозинвентарь и др. В последующем проживал в Пахотном Углу. Реабилитирован Андрей Гордеевич в конце 80-х годов (посмертно).
Меньше повезло его брату Ивану Гордеевичу Милосердову, тому, кто в феврале 1921 года встречался в Кремле с В.И.Лениным. По рассказам сторожил села, Иван Гордеевич часто высказывал свое несогласие с проводимой в стране политикой, особенно в отношении религии. Благодетели о его высказываниях донесли в соответствующие органы. Хорошие люди предупредили о возможном аресте. В срочном порядке был вынужден уехать из Пахотного. Проживал в Новосибирской области.
А сколько еще было вынуждено уехать из Пахотного Угла?
Как правило, уезжали в срочном порядке, после предупреждения. Уезжали (точнее уходили) большими семьями, без документов, с котомкой за плечами. Уходили в ночь, по Спасской дороге, в сторону Вернадовки. Далее по железной дороге на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток..."
А.Н Милосердов. "Пахотный Угол"
В 1929 году в селе Пахотный Угол организовался первый колхоз «Красный Угол».
Первым председателем был выдвиженец (двадцатипятитысячник) рабочий Ленинграда Никитин Иван Тимофеевич. Колхоз “Красный Угол” Пл. пахотных земель - 63,5 тыс. га. Основной отраслью с.х. является растениеводство. В течение ХХ в. хоз-ва р-на преимущественно выращивали зерновые (рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, вика на зерно, горох, подсолнечник) и техн. культуры (конопля, махорка, сах. свекла).
В колхозе в этот год было около 150-ти хозяйств. Колхозу была отведена лучшая по качеству и приближённая к селу земля. Уже первый год работы в коллективном хозяйстве оправдал надежды колхозников. В 1931 году было массовое вступление в колхоз. В нём стало около 700 хозяйств. Большую работу по вовлечению крестьян в коллективное хозяйство проводил директор школы Кошелев Александр Макарович. Земля в эти годы обрабатывалась исключительно конским тягом. Вспашка производилась плугами и сохами. Для этого в колхозе было 400 рабочих лошадей, а затем в помощь им выращивали волов и так же, как и лошадей применяли на колхозных работах. Более сложного инвентаря для обработки земли не было, за исключением изъятых у кулаков пяти конных жаток и такого же количества конных молотилок и сеялок. Из специалистов был один агроном. Удобрения в эти годы на полях не применяли, поэтому урожайность была низкая – 3-6 центнеров с одного гектара. Сев проводился в основном вручную. Молотили хлеба цепами.
Колхоз «Красный Угол» в 1934 разделился на 5 колхозов: им. Димитрова, им. Кагановича, им Буденного, им. 17 партсъезда, им. Калинина.
Колхоз имени Сталина Пахотноугловского сельсовета был образован в 1930 году в деревне Смольная Вершина. Высшим органом управления делами колхоза являлось общее собрание членов колхоза. Для управления делами колхоза в период между собраниями колхозников избиралось правление колхоза. Колхоз имени Сталина в 1950 году вошел в состав колхоза имени Калинина Пахотноугловского сельсовета в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 7 июня 1950 года № 2427 "Об укрупнении мелких колхозов". После революции в период коллективизации власти распорядились весь инвентарь (сеялки, веялки, сохи) передать в местный колхоз. Наверное, поэтому колхоз имени Сталина был лучшим в Пахотноугловском сельсовете.
Колхоз имени Кагановича Пахотноугловского сельсовета
(входили улицы Тамбовская (с начала до больницы), Красноармейская, Урицкого).
Фонд № 26
Колхоз имени Кагановича Пахотноугловского сельсовета был образован в 1931 году на территории села Пахотный Угол. В 1950 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 07.06.1950 № 2427 "Об укрупнении мелких колхозов" колхоз имени Кагановича вошел в состав колхоза имени Калинина Пахотноугловского сельсовета.
Колхоз имени Буденного Пахотноугловского сельсовета
(входили улицы Интернациональная, Заречье, Набережная, Кобзева, Красноармейская).
Фонд № 31
Аннотация фонда: протоколы общих собраний членов колхоза, заседаний правления колхоза, производственные планы, годовые отчеты. Опись № 3 - книги учета трудодней колхозников, книги расчетов с членами колхоза, книги учета членов колхоза и их семей.
Историческая справка фонда: Колхоз имени Буденного был образован в 1931 году на территории села ПАХОТНЫЙ УГОЛ Бондарского района Центрально-черноземной области. В 1950 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 07.06.1950 № 2427 "Об укрупнении мелких колхозов" вошел в состав колхоза имени Калинина Пахотноугловского сельсовета.
1949 г - Кудрявцев Егор Степанович 1913 г.р., председатель колхоза имени Буденного (дети: Мария, Таиса)
Колхоз имени 17-го партсъезда Пахотноугловского сельсовета
(входили улицы Советская, Коммунальная, Б.Котова, Пролетарская).
Фонд № 32 :
Аннотация фонда: Опись № 1 - протоколы общих собраний членов колхоза, заседаний правления колхоза, производственные планы, годовые отчеты. Опись № 3 - книги учета трудодней колхозников, книги расчетов с членами колхоза, книги учета членов колхоза и их семей
Историческая справка фонда: Колхоз имени 17-го партсъезда Пахотноугловского сельсовета был образован в 1931 году на территории села ПАХОТНЫЙ УГОЛ. В 1950 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 07.06.1950 № 2427 "Об укрупнении мелких колхозов" вошел в состав колхоза имени Калинина Пахоноугловского сельсовета.
Колхоз имени Димитрова Пахотноугловского сельсовета
(входили улицы Калинина, Ленинская, Тамбовская (от больницы до конца)).
Фонд № 33
Аннотация фонда: Опись № 1 - Протоколы общих собраний членов колхоза и заседаний правления колхоза, производственные планы, годовые отчеты. Опись № 3 - книги учета трудодней колхозников, книги расчетов с членами колхоза, книги учета членов колхоза и их семей.
Историческая справка фонда: Колхоз имени Димитрова Пахотноугловского сельсовета был образован в 1934 году на территории села ПАХОТНЫЙ УГОЛ. Высшим органом управления делами колхоза являлось общее собрание членов колхоза. Для управления делами колхоза в период между собраниями избиралось правление колхоза. Повседневное руководство работой колхоза осуществлял председатель колхоза. В работе колхоз подчинялся земельному отделу райисполкома, преобразованному в 1947 году в отдел сельского хозяйства райисполкома. В 1950 году в соответствии с Постановлением СМ СССР от 07.06.1950 № 2427 "Об укрупнении мелких колхозов" колхоз имени Димитрова вошел в состав колхоза имени Калинина Пахотноугловского сельсовета.
После войны остро стоял вопрос о подъёме колхозов. Один из путей к этому – укрупнение хозяйств В 1950 году семь колхозов сельсовета объединились в один. Его назвали им. Калинина. Председателем в нём стал Поволоцкий К.В В августе 1953 года его сменил Попов В.И. Укрупнённое хозяйство развивалось более быстрыми темпами. За короткое время построили коровники, телятник, свинарники, кошару для овец, мастерские. Электрифицировали и радиофицировали село.
«КЕРШИНСКИЙ», совхоз.
Ф.176. Оп. 3. Д.12. Л.1
Образован в 1964 на базе отделений №№ 2,5,6 совхоза «Пахотноугловский». В 1992 реорганизован в с.-х. произв. кооператив «Кершинский». В 2008 признан банкротом. С 2007 часть земель этого хоз-ва занимает с.-х. предприятие ООО «Восток».
«ПАХОТНОУГЛОВСКИЙ», совхоз.
В 1960 преобразован в совхоз «Пахотноугловский»
В 1964 разукрупнен путем выделения трех отд. в совхоз «Кершинский».
В 1992 реорганизован в СХПК «Пахотноугловский». В 2009 признан банкротом. С 2006 часть земель этого хоз-ва занимает с.-х. снабженческо-сбытовой произв. кооператив «Восход», с 2009 - с.-х. снабженческо-сбытовой произв. кооператив «Успех» и индивидуальное предприятие «Копылов». Ист.: ГАТО. Ф.Р-25. Оп.1. Д.701; Муниципальный архив Бондарского р-на. Ф.176. Оп.3. Д.12. Л.1.
Оплата на трудодни в колхозах была низкая, однако колхозники работали добросовестно, они верили в то, что будущее будет лучше. Эта вера постоянно крепла. Люди видели, что с каждым годом на полях прибавляется техника, а вместе с ней повышается и урожайность, облегчается труд человека. А это – главная мечта хлебороба.
Всего земли в этих колхозах было 5,3 тыс. га. В том числе: пашни – 32 тыс. га, лугов и пастбищ – 1,1 тыс. га, неудобий – 1 тыс. га.
Экономика колхозов была очень слабой. Но по мере существования колхозов на их полях стала внедрятся техника. Этому способствовала организация МТС. С организацией Пахотноугловской МТС обеспеченность колхозов стала лучше.
Попов Юрий Васильевич
родился 25 августа 1951 года в г. Порт-Артур Китайской Народной Республики в семье военнослужащего. В 1955 году семья переехала в с. Пахотный Угол Бондарского района Тамбовской области. В 1974 году окончил Мичуринский плодоовощной институт. Работал в совхозе "Пахотноугловский" экономистом, главным экономистом, директором совхоза. В 1993-1995 годы - председатель СПК "Пахотноугловский". С 30.08.1995 - глава администрации района. Умер 30 апреля 2002 года.
ПАХОТНОУГЛОВСКАЯ МТС.
Создана в 1936. После укрупнения обслуживала 6 колхозов с пл. 23 тыс. га.
Аппарат МТС: Директор - Кузнецов Иван Семенович, главный бухгалтер- Зарубин Степан Антонович, механик по сельхозмашинам — Варфоломеев И., старший агроном — Немцов Пётр Константинович, агроном-семеновод — Урюпин С., Мошков В., Юдин В., Баженов В.
Директора МТС: И.С. Кузнецов, К.Л. Говердовский, П.К. Немцов, С.П. Старцев, А.Я. Муратов, К.Г. Чернышёв, Б.Г. Клоков, Н.И. Щебланин и др.
Мастерская вмещала 12 колёсных тракторов. Комбайны ставились под навес с дверями и ремонт проводился на месте. Под мастерскую была переделана конюшня. Установлены: двигатели 22 лошадиных силы, трансмиссия, стенд для испытания мощности двигателя и расхода топлива, станки, токарный, бензиновый, сверлильный, расточный, шлифовальный. В последние годы МТС получила новую газогенераторную технику: тракторы и автомашины.
Нефтебаза получила земельный участок около Пахотноугловской больницы где поставлена специальная тара по виду горючего: керосин тракторный, бензин, масло. С получением газогенераторной техники построили машинное отделение с постановкой локомобиля, сушилки для чурок, склад готовой чурки, дровяной склад.
Мастерская к осенне-зимнему ремонту готовилась полностью, проводились технические ремонты: текучий и капитальный, сельхозмашин.
Большинство событий в жизни работников МТС был 1940 год. Наличие опытных кадров механиков и особенно бригадиров, их технические знания позволяли вести ремонт узловым методом, что ускорило ремонт тракторного парка и его качество и позволило закончить первыми ремонт в области в первой пятидневки марта 1940 г. Получили Красное знамя Облозо, премиальную автомашину марку ЭМКА и денежную премию.
В годы Вел. Отеч. войны условия работы МТС крайне осложнились в связи с призывом на фронт мужчин-механизаторов, изъятием у нее всех тяжелых тракторов, большой части грузовых машин, лошадей. В качестве тягловой силы стали использоваться коровы и даже люди.
На смену мужчинам в МТС пришли женщины, старики и подростки, к-рые проходили ускоренные курсы трактористов и комбайнеров. В 1944 в МТС работало 40 женщин.
Среди них отличились Л. Подковырова (с. Пахотный Угол), Е. Рзянина (с. Земетчино), А. Храмцова (д. Комаровка), М. и А. Подъяпольские (с. Бычки) и др.
Они внесли вклад в то, что в 1943 Бондарский р-н занял 1-е место в обл. по итогам весеннего сева. В кон. 1940-х МТС решала задачу в кратчайший срок восстановить довоен. уровень с.-х. произв-ва.
Были приняты меры по увеличению тракторного парка, укреплению кадрами механизаторов.
В эти годы в МТС построена новая ремонтная мастерская. Помимо машинно-тракторного обеспечения с.-х. работ станция оказывала колхозам агрономическую, зоотехническую, вет., землеустроительную, агролесомелиоративную, гидротехническую поддержку.
В период реализации «Сталинского плана преобразования природы» (кон. 1940 – начало 1950-х) МТС участвовала в кампаниях по стр-ву прудов, водоемов, орошаемых участков, полезащитному и приовражному лесоразведению, созданию малых электростанций.
После сентябрьского (1953) Пленума ЦК КПСС на руководящие должности в МТС были направлены квалифицированные инженерно-техн. и хоз. работники пром. предприятий Москвы, проработавшие в МТС 3-4 года.
В 1958 Пахотноугловская МТС, как и все МТС СССР, была ликвидирована. Вся техника переоценена и продана колхозам.
Лит.: Быстрицкий Т.В. Страницы жизни. - Тамбов,2005; Чернышов В.И. Время конкретных дел.- Тамбов, 2009;
Нар. трибуна. -1998. - №29, 38.
Бондарская энциклопедия / Науч.ред. В.В. Канищев. – Тамбов, ОАО Издательский дом «Мичуринск», 2013.
Е. Б. Цепляева
В годы ВОВ 15 Пахотноугловских женщин стали трактористками. ...Милосердова Надежда Николаевна. Милосердова Любовь Емельяновна,
Фото: Собрание батраков перед вступлением в колхоз, 1929 год.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
http://rgada.info/poisk/index2...0%B8%D0%B9 Планы дач генерального и специального межевания, 1746-1917 гг. (коллекция). Опись 490. Часть 1. Губерния, уезд: Тамбовская; Тамбовский http://rgada.info/poisk/index2...0%B8%D0%B9 Планы дач генерального и специального межевания, 1746-1917 гг. (коллекция). Опись 490. Часть 2. Губерния, уезд: Тамбовская; Тамбовский
№ по ген. плану Датировка межевания Межевал (1) Датировка утвержд. Межевал (2) Название дачи Владелец Душ м.п. Удобной (дес.) Удобн
11 57 1783 Пахотный угол, с. однодворцы 524
9 с 58 08.12.1789 землемер Иванов мельница Мучная (на речке Керше внутри дачи с. Пахотного Угла) фабриканты Гордеевы 4 https://inv.velikie.org/doc/did791/
Второй (крестьянский) департамент Сената. 1883 г. О возвращении отставному солдату села Пахотный Угол И. Бяхову излишне взысканных с него податей. Тамбовская губерния, Тамбовский уезд
Крайние даты 29 октября 1883 г. - 08 марта 1885 г.
Спасибо за помощь Leontiya
РГИА Ф. 1344 Оп. 8 Д. 988
Второй (крестьянский) департамент Сената. 1885 г. О привлечении к ответственности пахотно-угловских волостных старшин и сельского старосты за нанесение побоев и наказание розгами крестьянина А. Саблина за уклонение от уплаты податей и других повинностей. Тамбовская губерния, Тамбовский уезд Крайние даты 19 сентября 1885 г. - 05 декабря 1885 г.
РГИА Ф. 796 Оп. 437 Д. 1001 Название фонда КАНЦЕЛЯРИЯ СИНОДА
Формулярный список о службе чина духовного ведомства Ильинского Иоанна Семеновича, диакона села Пахатного угла Тамбовского уезда Крайние даты 1899 г.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
ГАТО Ф. 26. Оп. 3. Д. 247. Именные списки крестьян Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда за январь-август 1902 г. Кол-во листов: 125
1926 г. ГАТО Ф. Р-761. Оп. 1. Д. 1431. Поселенные списки домохозяев Пахатно-Угловской волости Тамбовского уезда
1920 г. Ф. Р-761. Оп. 2. Д. 1042. Подворные карточки Пахатно-Угловской волости Тамбовского уезда. Группы I-(1-4).
1920 г. Ф. Р-761. Оп. 2. Д. 1043. Подворные карточки Пахатно-Угловской волости Тамбовского уезда. Группы II-(1-2).
1920 г. Ф. Р-761. Оп. 2. Д. 1044. Подворные карточки Пахатно-Угловской волости Тамбовского уезда. Группы II-(3-4).
1920 г. Ф. Р-761. Оп. 2. Д. 1045. Подворные карточки Пахатно-Угловской волости Тамбовского уезда. Группы III-3.
1920 г. Ф. Р-761. Оп. 2. Д. 1046. Подворные карточки Пахатно-Угловской волости Тамбовского уезда. Группы III-4.
1920 г.Ф. Р-761. Оп. 2. Д. 1047. Подворные карточки Пахатно-Угловской волости Тамбовского уезда. Группы IV-(3-5).
ГАТО Ф. Р-11. Оп. 1. Д. 154. Список граждан Пахотно-Угловской волости, лишенных избирательных прав на 1 ноября 1923 г. Кол-во листов: 4
Милосердовы Алексей Ст. Андрей Вас. Вас. Гавр. Вас. Гавр. Вас. Сем. Григорий Фед. Дим. Алек. Евдоким Ив. Евдокия Кондратьевна Егор Григор. Иван Илар. Иван Ник Иван Семенов. Иван Федоров Мария Макс. Михаил Васильевич Петр Петров Степан Григ. Федор Никол. Фекла Нико?.
Саблины Мария Ерм. Федот Андр. Андр. Тимоф. Димитр. Тимоф. Матвей Калин. Алексей Егоров. Андрей Павлов. Петр Иванов Мих. Степ. Василий Степ. Иван Петров Алексей Вас. Захар Николаев Петр Андреев
Савельевы Алексей Петров Андрей Кузм. Василий Вас. Василий Петров Дмитрий Андрев. Иван Вас. Иван Серг. Михаил Яков. Николай Степан. Павел Алексеев Степан Нист?
Кобзевы Александр Кузьм. Василий Андреев Василий Федоров Григорий Ник. Иван Серг. Федор Андр.
Боковы Иван Иванов
ГАТО ф. Р-1 оп. 2. Материалы о восстановлении граждан в избирательных правах/личные дела/ ( НЕТ ДЕЛА)
д. 716 Кобызев В.Д. 18 апреля -29 октября 1927 8 л. д. 718. Кобзева М. В. 31 января-26февраля 1927 11л. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 719. Дело о восстановлении в избирательных правах Кобзева М. Д. Крайние даты: 03-04 марта 1927 г. Кол-во листов: 4 Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 1556. Дело о восстановлении в избирательных правах Савельева И.Т. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 1557. Дело о восстановлении в избирательных правах Савельева И.Т. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 1558. Дело о восстановлении в избирательных правах Савельева Н.Е.
ГАТО Ф. Р-2. Оп. 3.
Д. 148. Дело о восстановлении в избирательных правах Кобзева В.Д. Крайние даты: 1928 г. Кол-во листов: 3 Ф. Р-2. Оп. 3. Д. 149. Дело о восстановлении в избирательных правах Кобзева М.Д. Крайние даты: 1928 г. Кол-во листов: 4 Ф. Р-2. Оп. 3. Д. 362. Дело о восстановлении в избирательных правах Савельева И.Т. Ф. Р-2. Оп. 3. Д. 570. Дело о восстановлении в избирательных правах Кобзева И.С. Ф. Р-2. Оп. 3. Д. 645. Дело о восстановлении в избирательных правах Савельева Н.Е.
ГАТО Ф. Р-25. Оп. 2. Д. 106. Дело о восстановлении в избирательных правах Кобзева Михаила Анисимовича
ГАТО Ф. Р-524. Оп. 2. Д. 2321. Дело по обвинению Савельева И. Т. в антисоветской агитации (по ст. 58/10 ч. 1 УК).Крайние даты: 19 - 26 марта 1928 г. Кол-во листов: 47
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
На Богоявленском храме в селе Пахотный Угол установили новый купол. Его выполнили мастера по фотографиям и историческим документам. Современная конструкция является копией той, что была создана при строительстве в 1893-м году. Храм имеет богатую историю.
Богоявленский храм является одним из самых больших в регионе. Он величественно возвышается над селом. Его видно ещё на подъезде к Пахотному Углу. Настоятель храма Александр Кукин отметил: площадь сооружения свыше 800 квадратных метров.
- Расскажите, как в селе появился такой величественный прекрасный храм? Исходя из размеров можно представить, насколько была сельская местность в своё время многолюдная и здесь бурлила жизнь. Вообще, село основано отставными солдатами времён Петра I.
Храм петровских времен был деревянным. До наших дней не сохранился. Нынешний возвели 130 лет назад.
- Центральный купол был утрачен ещё в середине прошлого столетия. Во время грозы в него попала молния, купол загорелся и полностью выгорел на глазах у сельчан. Быстро потушить пламя из-за большой высоты храма было просто-напросто невозможно.
Не обошла стороной храм и участь советских времён. Под его сводами долгое время хранили зерно. Сооружение разрушалось. Верующие долго просили вернуть величественную постройку церкви. Их услышали в 89-м году. Порядок внутри храма наводили сами сельчане, рассказывает настоятель. Между тем, церковь всё ещё оставалась без центрального купола. Приняли решение его восстановить.
Но, то ли из-за спешки, то ли из-за неквалификации работников, может быть, ещё какие-то факторы, купол был восстановлен, но в искажённом виде. Он был ниже, метра на 4-5. И с учетом того, что у всех есть дома фотографии, все смотрели, сравнивали, было какое-то внутреннее огорчение,
- Александр Кукин, настоятель Богоявленского храма села Пахотный Угол.
Получили благословение митрополита Феодосия. Несколько лет собирали средства. И, наконец-то, 17-го октября текущего года купол, воссозданный по старинным снимкам, установили на храм. Кран, который смог поднять 160-килограммовую конструкцию на высоту в более чем 60 метров, нашли в Туле.
А в декабре ждут нижегородских специалистов, которые окончательно завершат обустройство купола. И уже планируют работы по утеплению храма. Изначально он строился как холодный. Не так давно в нём смонтировали систему отопления, теперь нужно установить вторые рамы.
Оператор: Геннадий Крутов Корреспондент: Елена Ходанович