На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Комментарий модератора: ПОЖАР В СЕЛЕ ПАХАТНОМ УГЛЕ (И.В.Добросердов) 21-го августа (1864 года) в 3 часа по полудни, в селе Пахатном Угле произошел пожар, который имел страшные последствия. Он начался от неизвестной причины с дома одного государственного крестьянина, в улице, называвшейся Задовскою, выстроенной в недавнее время, от раздела семейств, позади села с западной стороны. Улица эта состояла из 55 дворов, асположенных в два порядка по направлению с запада к востоку и стояла совершенно отдельно; по этому сначала казалось, что эта улица только и сгорит.
Но, по причине сильного ветра, пламя быстро перебрасывалось с одного конца на другой – и в короткое время загорелось более, чем в 10-ти местах, так, что пламенем было объято пространство более, чем 3 квадратных версты. Рев ветра в пламени, вихри, черные густые клубы дыма, стелящегося по земле и несущегося высоко в воздух, беготня, шум, крик и визг людей и животных все это представляло ужасающее зрелище. Тушить или остановить пожар не было никакой возможности, еще с самого начала, а тем более в самый разгар.
Притом и людей в селе было немного: некоторые находились в поле или в лесу, а некоторые были в Тамбове, так как день был базарный. Всякий из наличных жителей спешил к своему дому, стараясь хоть что нибудь спасти из своего имущества, что некоторым удавалось, особенно если была возможность вытаскивать что нибудь на ветер. Вытащенное под ветер все погорело. Так к 7-ми часам вечера не стало как есть одной половины села. Не уцелело бы и другой, если бы ветер не переменил своего направления. Но слава Богу, из западного он сделался юго-западным или почти южным и потянул несколько на сгоревшие уже строения. К тому же к 6-ти часам наехало и набежало много народа из соседних полей и сел, который и стал стеною против огня, уливал и обризгивал водою стены и крыши домов и тем отстоял одну половину середней поперечной улицы, по которой лежит Спасская дорога, а с нею и другую половину села. Особенное усердие в этом случае оказали соседние помещики: из села Казыванья г. Беликович и из села Кривополянья г. Рахманов, явившиеся на пожар с своими людьми и командывавшие ими, а также некоторые жители села Бондарей. Благодаря всему этому церковь, дома священноцерковнослужителей, волостное правление с расправою и училище, некоторые торговые дома и харчевни, находящиеся в самом центре села, остались в целости, хотя и не без убытка. Всего в пожаре истреблено 180 домов, большею частию зажиточных и хорошо устроенных. У половины из них погорел весь хлеб сноповой в одоньях (у некоторых до 20 од.) и зерновой в рыгах и анбарах со всею посудой, домашней рухлядью. Сгорела одна круподерня и одна маслобойня и несколько хороших отдельно стоящих анбаров. Из животных сгорели три хорошие (в 200 руб. серебром каждая) лошади в том доме, откуда начался пожар. Прочий скот находился на воле или в стадах, которые и должны были переночевать за селом. Убытка пожаром причинено приблизительно на 150.000 рублей серебром. Из 180 сгоревших домов 174 были застрахованы, за каковые приходится хозяевам получить 10.453 руб. Хотя сумма эта против общего убытка и невелика, но все-таки на первый раз значительная помощь. Большим облегчением для погоревших в Пахатном Угле служит то, что на всех их достанет срубов в своем селе. У кого не осталось или не было своего, тот на другой же день купил у других с уступкою и обожданием денег до справки (выплаты). Лес, колья и хворост у жителей тоже свои, или не в дальнем расстоянии, изготовлением которых до нового отвода поместьев жители всем селом в настоящее время и занимаются. В обоюдной помощи у них никогда не бывает отказа
енование: Пахотный Угол, село Тамбовского уезда Ф. 2. Оп. 2. Д. 47. Донесение однодворца с. Пахотный угол Тамбовского уезда о причислении его села Кирсановским нижним судом к Тамбовской нижней расправе Ф. 2. Оп. 2. Д. 58. Дело по предложению владимирского и тамбовского генерал-губернатора графа Воронцова о перечислении однодворцев сел Пахотный угол и Жабино из Кирсановского уезда в Тамбовский уезд
Ф. 4. Оп. 1. Д. 647. Рапорт Тамбовского земского суда об обнаружении в с. Пахотный Угол Тамбовской округи секты молокан и о ее руководителе однодворце Кобышеве Ф. 4. Оп. 1. Д. 4774. Переписка с тамбовским уездным исправником и прокурором Тамбовского окружного суда об аресте крестьянина с. Пахотный Угол Тамбовского уезда В. Лаптева Ф. 4. Оп. 1. Д. 4775. Переписка с тамбовским уездным исправником и прокурором Тамбовского окружного суда об аресте крестьянина с. Пахотный Угол Тамбовского уезда К. Подковырова Ф. 4. Оп. 1. Д. 8419. Дело по прошению крестьянина с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда С. Куксова о разрешении ему издания журнала "Духовные посевы" в г. Тамбове
Ф. 12. Оп. 1. Д. 2615. Дело о введении в наследство наследников крестьянина с. Пахотный Угол Тамбовского уезда Д. Н. Матыцына. Ф. 12. Оп. 1. Д. 2904. Дело о введении в наследство наследников жены псаломщика А. Ф. Лебедевой в с. Пахотный Угол Тамбовского уезда. Ф. 12. Оп. 1. Д. 3807. Дело о введении в наследство наследников крестьянки с. Пахотный Угол Тамбовского уезда Е. И. Корсаковой.
Ф. 26.
Ф. 26. Оп. 5. Д. 442. Владенная запись на землю крестьян селения Пахотный Угол (Солдатчина) Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда. 01 января 1868 г.
Ф. 26. Оп. 5. Д. 443. Копия владенной записи на лесной надел селения Пахотный Угол (Солдатчина) Пахотно-Угловской волости. 01 января 1868 г.
Оп. 1. Д. 2168 А. Дело по жалобе крестьянки с. Пахотный Угол Пахотноугловской вол. Тамбовского уезда Зеновеи Тереховой на волостного старшину крестьянина Дронова С.А. об отобрании у неё усадьбы в пользу солдата Саблина. 03 ноября 1880 г. - 31 декабря 1881 г.
Ф. 26. Оп. 2. Д. 793. Дело о передаче огородной земли крестьянами с.Пахотный Угол Тамбовского уезда
Ф. 26. Оп. 4. Д. 805 А. Дело об отмене представленного земским начальником 1-го участка Тамбовском уезда приговора общества с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости об удалении из общества за кражи крестьян Матыцына Б., Ярыгина М., Подковырова Т.‚ Козлова М., Терехова М., Кровякова И.‚ Сопина С. в связи с изменением обществом своего первоначального решения об удалении.
Ф. 26. Оп. 4. Д. 1165 Д. Дело об удовлетворении представленного земским начальником 1-го участка Тамбовского уезда ходатайства крестьянки с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Подковыровой А.Н. о выдаче ей паспорта в связи со смертью ее мужа в Сибири.
Ф. 26. Оп. 4. Д. 1197 К. Дело об отмене Сенатом по жалобе крестьянина с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Трегубова С.М. постановления уездного съезда об укреплении за отцом жалобщика земли в личную собственность.
Ф. 26. Оп. 4. Д. 1616 З. Дело об отклонении жалобы крестьянина с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда Мамонтова И.А. на постановление уездного съезда об удалении его от должности и.д. сельского писаря своего общества за неисполнение обязанностей.
Ф. 29. Оп. 3. Д. 568. План земли дачи с. Пахотного Угла Тамбовского уезда, принадлеж. Гордениным (15 дес., 561 саж., спец., 1789 г.).
Ф. 29. Оп. 3. Д. 569. Межевая книга земли дачи с. Пахотного Угла Тамбовского уезда, принадлеж. Гордениным (15 дес., 561 саж., спец., 1789 г.).
Ф. 30. Оп. 2. Д. 1412. Дело о поступлении аптекарского помощника И.-А.С.Лапинского на должность управляющего аптекой О.Вейса в с.Пахотный Угол Тамбовского уезда
Ф. 30. Оп. 1. Д. 1571. Дело по прошению аптекарского помощника О.Вейса о разрешении ему открыть аптеку в с.Пахотный Угол Тамбовского уезда; кондуитные списки аптекарских помощников М.В.Гаранина, М.М.Граделя и М. Прудинского
Ф. 46. Оп. 1. Д. 1167. Дело об утверждении проекта строительства каменной церкви в с. Пахотный Угол Тамбовского уезда 30 апреля 1883 г.
Ф. 66. Оп. 2. Д. 128. Надзорное производство по следственному делу судебного следователя 2-го участка Тамбовского уезда по обвинению крестьянина с. Пахотный Угол С.А. Уварова в распространении ереси и склонении своей жены в молоканскую веру в декабре 1873 г., прекращенному за отсутствием признаков преступления Ф. 66. Оп. 2. Д. 950. Надзорное производство судебного следователя 2-го участка Тамбовского уезда по обвинению полицейского урядника Ф. Милованова и полицейских стражников в избиении крестьян с.Пахотный Угол той же волости Тамбовского уезда. Подвергнуты аресту при полиции на 3 и 1 недели
Ф. 66. Оп. 2. Д. 1084. Надзорное производство судебного следователя 2-го участка Тамбовского уезда по обвинению крестьянина с.Пахотный Угол той же волости Тамбовского уезда П.Г. Куксова в поджоге строений односельчанина Ф. 66. Оп. 2. Д. 2638. Надзорное производство судебного следователя 1-го участка Тамбовского уезда по обвинению крестьян с.Пахотный Угол Пахотно-Угловской вол. Тамбовского уезда В.П. Бессонова, С.М.Сокина и Ф.Г.Ярыгина в хищении хлеба из амбара крестьянина В.Полежаева. Осуждены на 6 месяцев тюремного заключения каждый
Ф. 66. Оп. 2. Д. 3138. Надзорное производство по следственному делу судебного следователя 1-го участка Тамбовского уезда по обвинению сельского старосты с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской вол. Тамбовского уезда И.И. Кудрявцева в изнасиловании крестьянки Т.Н. Ярыгиной. Прекращенное за отсутствием состава преступления
Ф. 66. Оп. 2. Д. 3702. Надзорное производство по следственному делу судебного следователя 1-го участка Тамбовского уезда об убийстве крестьянина с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской вол. Тамбовского уезда И.М.Ярыгина. Прекращенное за необнаружением виновных
Ф. 66. Оп. 2. Д. 4333. Надзорное производство судебного следователя 1-го участка Тамбовского уезда по делу о поджоге риги у крестьянина с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Я.Е. Савельева. Прекращено за недостатком улик
Ф. 66. Оп. 2. Д. 4812. Надзорное производство по следственному делу судебного следователя 1-го участка Тамбовского уезда по обвинению аптекаря с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда В.А. Клементьева в продаже спирта, причинившего смерть крестьянам А.Н. Жасминову, Ф.Ф. Трегубову и другим, прекращенное вследствие взятия Клементьева на военную службу
Ф. 66. Оп. 2. Д. 5321. Надзорное производство по следственному делу судебного следователя 1-го участка Тамбовского уезда о краже денег из сельской церкви с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской вол. Тамбовского уезда, прекращенное за необнаружением виновных
Ф. 66. Оп. 2. Д. 5478. Надзорное производство по следственному делу судебного следователя 1-го участка г.Тамбова о краже товара из магазина П.М. Мамонтова, с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской вол. Тамбовского уезда, прекращенное за отсутствием состава преступления
Ф. 68. Оп. 2. Д. 1182. Дело по донесению Тамбовской верхней расправы о потере однодворкой с. Пахотный Угол Тамбовского уезда А. Кудрявцевой своего малолетнего сына.
Ф. 68. Оп. 2. Д. 1200. Дело по донесению Тамбовской верхней расправы о краже однодворцем с. Пахотный Угол Тамбовского уезда А. Куксовым лошади у однодворца с. Лысые Горы того же уезда Ф. Левина.
Ф. 272. Оп. 1. Д. 493. Дело о проведении дознания по обвинению семинариста Тамбовской духовной семинарии Ильинского А.И. и бывшего учителя сельской школы Кобызева Е.С. в распространении противоправительственных изданий в с.Пахотный Угол Тамбовского уезда. 16 декабря 1916 г.
Ф. 797. Оп. 1. Д. 288. Дело по апелляционной жалобе однодворца с. Пахотный Угол Тамбовской округи Тананыхина Б. на решение Тамбовского уездного суда по его иску к воронежскому купцу и фабриканту Гарденину Н. Я. о разделе спорной мельницы
Ф. 797. Оп. 1. Д. 507. Дело по жалобе однодворцев и дворцовых крестьян сел Земетчино, Пахотный Угол, Керша, Казыванье, Анастасьевское (Бондари) на насильственный захват их земли фабрикантами Гардениными
Ф. 1042. Оп. 1. Д. 20. Указ Тамбовского наместнического правления от 27 августа 1780 г. о причислении однодворцев с. Пахотный Угол и с. Саюкино Тамбовского уезда к ведомству Тамбовской нижней расправы, рапорт Тамбовской верхней расправы о получении данного указа
Ф. Р-648. Оп. 2. Д. 60. Дело по иску члена секты молокан с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовской уезда Гальцева В. С. Ф. Р-648. Оп. 2. Д. 75. Дело по иску члена секты молокан с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда Куксова И. М. об освобождении его от военной службы по религиозным убеждениям Ф. Р-648. Оп. 2. Д. 103. Дело по иску члена общины духовных христиан с. Пахотный Угол Щукина П. Я. об освобождении его от военной службы по религиозным убеждениям Ф. Р-648. Оп. 2. Д. 380. Кассационное дело по жалобе члена секты молокан с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда Щукина М. Ф. на решение нарсуда 12-го участка Тамбовского уезда по иску об освобождении его от военной службы по религиозным убеждениям Ф. Р-648. Оп. 2. Д. 381. Кассационное дело по жалобе члена секты молокан с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда Щукина В. С. на решение нарсуда 12-го участка Тамбовского уезда Ф. Р-648. Оп. 2. Д. 382. Кассационное дело по жалобе члена секты молокан с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда Щукина П Ф .на решение нарсуда 12-го участка Тамбовского уезда Ф. Р-648. Оп. 2. Д. 383. Кассационное дело по жалобе члена секты молокан с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда Щукина Н. С. на решение нарсуда 12-го участка Тамбовского уезда Ф. Р-648. Оп. 2. Д. 384. Кассационное дело по жалобе члена секты молокан с. Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда ЩукинаН. Я. на решение нарсуда 12-го участка Тамбовского уезда Ф. Р-648. Оп. 2. Д. 443. Дело по иску члена секты духовных христиан молокан с. Пахотный Угол Пахатно-Угловской волости Тамбовского уезда Куксова И. М.
Ф. Р-5329.Оп. 1.Д. 2317. Документы о проведении конкурсов и аукционов по продаже незавершенного строительством объекта - амбулатории на 100 посещений в с. пахотный Угол Бондарского района за август 2005 г. - февраль 2006 г. (договоры, протоколы, акт и др.)
Ф. Р-5333. Оп. 1. Д. 472. Акты инвентаризации объектов федеральной собственности, находящихся на балансе государственного учреждения - Управления почтовой связи за 1998 год ч.1 (здания и помещения, расположенные по адресам: Бондарский район, ул. Первомайская, 3, ул. Советская, 51; села: Вердеревщино, Городище, Граждановка, Кривополянье, Митрополье, Максимовка, Малое Гагарино, Нащекино, Пахотный угол) Ф. Р-5333. Оп. 1. Д. 580. Акты инвентаризации объектов областной собственности, находящегося на балансе Государственного пассажирского автотранспортного предприятия, за 1998 год ( административное здание, бытовой комплекс, дисперческая, автовокзалы:"Бондари", "Пахотный Угол", "Рассказово"; сварочно - кузовной цех; трансформаторная подстанция; котельная,мастерская, АЗС, расположенные по адресам: г. Рассказово, ул. Советская, 86; г. Рассказово, Куйбышевский проезд; р.п. Бондари; с. Пахотный Угол) Ф. Р-5333. Оп. 5. Д. 336. Дело № 369/06800352 по учету областного имущества у сельскохозяйственного производственного кооператива "Пахотноугловский", расположенного по адресу: Бондарский район, с. Пахотный угол, за 2004-2005 гг. (заявление, баланс, карта учета имущества).
Церковь Николая Чудотворца в Танбовском уезде в новоселебном селе Никольском
л. 884. Церковь Николая чудотворца въ Танбовскомъ уѣздѣ въ ново'селебкомъ селѣ Никольскомъ. У тое церкви дворъ попа Василія. Церковные пашенные зем .и пятдесятъ четвертей въ поли, а въ дву потому, сѣнныхъ покосовъ дватцеть пять копенъ. Въ приходѣ въ томъ селѣ: сорокъ дв'ро ъ салдатскнхъ. И тіо скаскѣ того села приходскихъ людей к по досмотру доведется с сей цервп данныхъ денегъ имать на годъ по новому окладу два рубля, дватцеть алтынъ, три денги, пошлинъ грив на, дѣтямъ боярскимъ на жалованье съ рубля по полуполти нѣ, итого дватцеть два алтына три денги. Церковь Пресвятыя Богородицы иконы Казанскія въ но воселебпомъ селѣ Никольскомъ Ероѳѣева Гожъ. У тое церкви дворъ попа Апдрея. Церкб чети в поли, а вдву потомужъ, сѣнпыхъ покосовъ пятдесятъ ко тепъ. Да въ приходѣ въ томъ сел*: три двора помѣщиковъ, шеснатцеть Дсор > т. гр^стьяпскихъ, И по скаски того села попа Андрея и по повіМѵ окладу доведется съ того села имать дай пыхъ деп гъ руб ь деветь алтынъ четыре денги. Пошлинъ гривна, дѣтямъ боярскимъ на жалованья сь рубля по полуполтинѣ, Ото о одиПнатцетБ алгыяъ двѣ денги. К сему окладу новлеелебнаго села Никольскаго Ероѳѣева тожъ попъ Андрей руку приложилъ.
Церковь Николая Чудотворца в Танбовском уезде в новоселебном селе Городище
Церковь Николая чудотворца въ Танбовскомъ уѣздѣ въ новоселебномъ селѣ Городищѣ. У тоя церкви дворъ попа Іаота Церковныя пахотныя землн дватцеть чети в поли, а въ дву оотомужъ, сѣнныхъ покосовъ на дватцеть копенъ. Прихотскихъ того села тритцеть дворовъ дѣтей боярскихъ. Дави съ того села Городища съ дворовъ и съ земли положено на годъ платить рубль дватцеть одинъ алтынъ, пошлинъ гривна, дѣтямъ боярскимъ на жалованья'съ рубля по полуполтинѣ, всего кдва рубли восмь денегъ, за ѣзды гривна, нищимъ гривна-жъ, бложена въ нынѣшнемъ 712-мъ году въ 28 день, й сему окъладу села Городища попъ Изот руку приложилъ
л. 904. 1706-году Іюня въ день по указу преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского и по намети съ Москвы за приписью дьяка Василія Зарайникова окладъ данныхъ денегъ новымъ приходомъ окладу Казенного Приказу подьячего Ѳедора Іаковлева въ Танбовскомъ уѣздѣ по рѣкѣ Воронкѣ и по инымъ новымъ мѣстамъ.—
Часовня Покрова Пресвятые Богородицы в новоселебном селе Земетчине
Часовня Покрова Пресвятые Богородицы въ новоселебномъ селѣ Закетчинѣ. У тое часовни дворъ попа Антипа, церковной пахатной земли дватцеть четвертей въ поли, а въ дву потомужъ, сѣна пятдесятъ копенъ. Да въ приходѣ къ той часовни тритцеть шесть дворовъ крестьянскихъ, дани съ того приходу, съ дворовъ, по счету и по сказкѣ того села попа Антипа, а съ земли и съ сѣнныхъ покосовъ по справкѣ съ перехожею ево поповою грамотою противъ приходского заручного челобитья положено на годъ платить рубль дватцеть алтынъ, пошлинъ гривна, дѣтямъ боярскимъ на жалованья съ рубля по полуполтинѣ, всего два рубли пять денегъ, за ѣздъ гривна, нищимъ гривна, полковымъ попамъ въ подмогу гривна-жъ
Часовня Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в новоселебном селе Пахатном
л. 904. Часовня Богоявленія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа въ новоселебномъ селѣ Пахатномъ. У тое часовни дворъ попа Алексѣя, дворъ дьечка Тимоѳея Травина, дворъ дьечка Кириллы Васильева, церковной пахатной земли попу съ причетники и съ приходскихъ дачъ пятьдесятъ четвертей въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣнныхъ покосовь на сто копенъ. Да въ приходѣ къ той часовнѣ солдатскихъ дворовъ въ томъ селѣ жителей Восмьдесятъ восмь дворовъ. Дани съ того села Пахотного по сказкамъ того села попа Алексѣя и приходскихъ людей и по щету и по досмотру сь приходскихъ дворовъ и съ полевой земли и съ сѣнныхъ покосовъ положено на годъ платить три рубли дватцеть шесть алтынъ четыре денги, потливъ гривна, дѣтямъ боярскимъ на жалованье съ рубля по полуполтинѣ, всего 4 р, 25 алт. В денги, за ѣздъ гривна, нищимъ гривна, полковымъ попамъ в подмогу гривна-жъ. Е сему окладу новоселебного села Пахотного дьячеаъ Аѳонасей Травинъ руку приложилъ.
Церковь Николая Чудотворца в Танбовском уезде в селе Кривой Поляне
Церковь Николи чудотворца въ Танбовскомъ уѣздѣ въ селѣ Кривой полявы нижней половины. У тоя церкви дворъ попа Хрисанфа, дворъ дьячковъ. Церковной земли дватцать чет. въ поли, а въ дву потомужъ, сѣнныхъ покосовъ на дватцать Еопенъ. Да въ приходѣ къ той церкви приходскихъ Танбовцевъ дѣтей боярскихъ дватцать пять дворовъ.
Да къ той же церкви приписано въ приходъ часовня Николая чудотворца, что въ деревни Городищѣ, у тоя часовни приходскихъ Танбовцевъ дѣтей боярскихъ пятнатцеть дворовъ, да пять дворовъ бобылъскихъ. Церковной земли десять чет. въ поли, а въ дву потомужъ, сѣна на дватцать копенъ. Дани съ тоя церкви и приписного села Городища съ приходскихъ дворовъ и со обѣими церковными землями и съ сѣнными покосами по новому окладу положено на годъ платить рубль двенатцать алтынъ ] денга, пошлинъ гривна, дѣтямъ боярскимъ на жалованья съ рубля по полуполтинѣ, всего два рубля тритцать одинъ алтынъ пять денегъ, за ѣзды гривна, нищимъ гривна-жъ. К сему окъладу села Крнвополяня попъ Хрисанѳъ руку приложилъ.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Следственное дело. Матыцын Иван Григорьевич, 1898 г. р.
работал пильщиком строительного отдела Пищеторга Кировского р-на г.Москвы, Проживал: Московская обл., Ухтомский р-н, с. Старо-Владычино, Вокзальный проезд, д. 24.
Дата ареста: 21 января 1938 г. Осуждение: 7 июня 1938 г. Осудивший орган: тройкой при УНКВД по Московской обл. 4 июля 1938, расстрел, Бутовский полигон Реабилитация: 6 июня 1958 г. Архивное дело: том I, стр.289, место хранения дела - ГА РФ. Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон
Доска памяти Бутовского полигона
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Сегодня в Богоявленском храме села Пахотный Угол происходит важное и радостное событие – поднимается центральный купол. Не все получается сразу, и на этом пути есть свои трудности. Но с Божьей помощью всё будет хорошо. Как прекрасно сказано в стихах: "Поднялся купол к небесам, Он символ веры, светлый дом. Здесь собираемся мы, как в храм, В единстве сердца — мир и покой в нем."
Каждое утро приносит с собой новые возможности и надежды. Вера — это свет, который освещает наш путь, даже в трудные времена. Храм, как место духовного единения, напоминает нам о важности внутреннего покоя и гармонии.
Священникъ седа Ново-Томникова, Шацкаго уѣзда, Димитрій Іоанновичъ Добросердовъ скончался скоропостижно отъ апоплексическаго удара 19 января сего 1882 г., въ 8 ч. утра.
Покоиный-сынъсвященника с. Солдатчины, или Пахотнаго угла, Тамбов. уѣзда; отъ роду имѣлъ 32 г., окончилъ курсъ въ Тамб. Д. Семин. въ 1870 г., съ званіемъ студента, того же года 15 сентябр. опредѣленъ учителемъ въ родное село Солдачину, гдѣ за хорошую и полезную службу неоднократно получалъ денежныя награды и благодарности отъ Министерства Народ. Просвѣщенія. Декабря 12 дня 1877 г. Преосвященнымъ Палладіемъ рукоположенъ во священники въ село Ново -Томниково. Въ 1879 г. за усердное про повѣданіе Слова Божія и особую заботливость въ дѣлѣ обращенія мѣстныхъ сектантовъ-молоканъ получилъ признательность Епархіальнаго Начальства; въ 1880 г. Іюня 5 д. награжденъ набедренникомъ; съ 1878 г. состоялъ законоучителемъ сельской школы; съ 1880 г., состоялъ слѣдователемъ во 2 Шацкомъ укругѣ (извлечено изъ Клировыхъ вѣд. за 1831 г.) На канунѣ смерти о. Димитрій былъ весьма здоровъ и веселъ. Вечеромъ ѣздилъ въ ближайшее село покупать сѣно. Предъ отходомъ ко сну читалъ книгу (Поученія Р. Путятина). Сначала легъ въ спальнѣ на кровать, потомъ, среди ночи, взявши подушку, ушелъ въ залъ и заснулъ на коврѣ-на полу. Въ предсмертной агоніи, вѣроятно, вслѣдствіе прилива крови, ударялъ рукою объ полъ, ...
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Священники и церковнослужители Богоявленской церкви:
Книги окладные новоселебным селам Танбова и Козлова городов нынешнего 1702-го году. У тое часовни дворъ попа Алексѣя, дворъ дьечка Тимоѳея Травина, дворъ дьечка Кириллы Васильева
1704 г. О. Степан Тимофеев,
1706 г. о. Алексей - и др. годы,
1716 г. Поп в церкви - Прокофий Васильев, дьякон Клемент Емельянов, дьякон Иван Федоров сын Травин
1719 - 1722 гг. - о. Кирилл
1758 - 1774 годы - о. Панкратий Васильев
1775 - 1794 годы церковник Иван Никитин диакон Василья Пантелеимонов
1795 - 1829 гг. - о. Иоанн Иванов
Милосердов А.Н. "Пахотный Угол"
1821 - 1835гг. о. Григорий Петров
1835 - 1836 - о. Димитрий Пятницкий
1836 - 1846 годы - о. Александр Крылов
1840 год, - о. Михаил Соловьев
1842 год - о. Назарий
1845-1870 г. - о. Иоанн Добросердов
1861 г. - о. Михаил Орлов
Российская национальная библиотека, Сенатские ведомости. 1809-1917, 1864, выпуск №51 Священник Иоанн Добросердов.
1866 - 1867 годы - о. Павел Хмельницкий 1867 – 1869 - о. Ераст Озеров
1869 - 1889 годы, Настоятель - священник Дмитрий Егорович Певницкий, рукоположен в 1867 году.
Помощники - священник Василий Иванович Добросердов, рукоположен в 1869 году и Петр Васильевич Соколов, рукоположен в 1844 году.
В 1869 — 1889 г. священник с. Пахотный Угол Тамбовского уезда, Певницкий Димитрий Егорович (ок. 1842 — 1889), священник. Окончил семинарию. В 1865 — 67 гг. учитель Тамбовского епархиального женского училища, с 11.10.1867 г.
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1869, выпуск № 20 Учитель, священник Иоанн Добросердов.
Церковный староста при 1-й ц. - государственный крестьянин Милосердов с 1873 года.
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1876, выпуск № 4 священник Дмитрий Певницкий
Иван Семенович Ильинский после двух классов семинарии работал учителем школы в Грибоедово, а с 1888 г. служил дьяконом в Пахотном Углу до своей кончины в 1909 г
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1889, выпуск № 13 Священник Димитрий Певницкий 47 лет, студент семинарии, с 1865 года по 1867 год учителем Тамбовского епархиального… семействѣ оставилъ жену Ольгу Стефанову 40 лѣтъ и дѣтей: Николая 20 лѣтъ, Стефана 14 лѣтъ, Александра 12 лѣтъ и Ольгу 10 лѣтъ.
В 1889 г. определен священником в с. Пахотный Угол Певницкий Григорий Михайлович (ок. 1863 -?), священник. Сын священника. Окончил семинарию. .
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1891, выпуск № 11 Священник Александр Крылов
в 1892 определен псаломщиком в церковь Пахотного Угла и учителем в цпш Певницкий Николай Димитриевич (ок. 1870 - ?), священник, сын священника из Пахотного Угла.
Епархиальные ведомости, Церковные ведомости., 1888–1918, 1904, выпуск № 18/19 священник Александр Крылов;
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1907, выпуск № 34 священник А. Крылов
Служил псаломщиком в Пахотном Углу в 1908 г Ильинский Александр Иоаннович (15 августа 1884 с. Пахотный Угол – 22 декабря 1937 г., предположительно г. Тамбов), священник, сын дьякона с. Пахотный Угол. Получил сначала среднее образование, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию.
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. СПб., 1888–1918, 1909, выпуск № 18/19 священникъ Григорій Пѣвницкій;
В 1911 г. определен дьяконом в церковь с. Пахотный Угол Офицеров Иоанн Макарович (1883 — 16.11.1937),
1909 - 1914 годы - о. Александр Крылов
Епархиальные ведомости, Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1914, выпуск № 5 В Пахотно-Угловской школе с января месяца по воскресным дням были открыты о, заведующим священником Сосновским занятия по пчеловодству с 30...
Епархиальные ведомости, Церковные ведомости, СПб., 1888–1918, 1916, выпуск № 18/19 священникъ Григорій Пѣвницкій;
1914–1917 - о. Василий Тихорский
с 1934 г- Сунгуров Сергий Арсеньевич (10.09.1902 – 20.01.1938 г).
Купорев (Купарев) Сергей Петрович в 1947 – 1948 годах, последний священник перед закрытием церкви;
первый священник после открытия в 1989;Николай Бугера,
служил ок. 2002-06; Игорь Пашенцев, при нем открыта воскресная школа; Серафим (Тюлюкин), игумен; Владимир Полулях,
2007 и по наст. Время. Александр Кукин
«История Храма села Пахотный Угол» Колтинова Людмила Викторовна
Введение
«Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования».
(Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ
Угол Пахотный веками Вопреки всему стоит, Горд героями своими, С честью в прошлое глядит! Храм среди села стоит, Он всему свидетель, С высоты веков глядит, Славы добродетель.
(Внук одного из первых председателей сельского Совета с. Пахотный Угол И.П. Попова, В.В. Попов)
Пахотный Угол, это место, где я родилась в 1963 году, приобретала знания от родителей, в школе и от окружающих людей.
Пахотный Угол – это моя Родина, подтверждая слова великого поэта К.Симонова:
«Ты знаешь, наверное, все-таки Родина- Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил».
Село моё, родное! Вот уже, сколько поколений жителей может сказать эти слова о нашем селе. Каждый по- своему, но все мы любим своё село. Любим его за природу вокруг, за его прошлое, за то, что передали нам наши деды. Пройдет время, и мы передадим свою любовь к селу, к родной земле своим детям.
1.Село Пахотный Угол
Что такое Пахотный Угол? Это название населенного пункта Бондарского района Тамбовской области. Село Пахотный Угол расположено на берегах реки Керша, при впадении в нее ручья Рудный, примерно в пятидесяти километрах к северо- востоку от Тамбова.
Село получило сразу два названия: Пахотный Угол и Солдатчино.
Название « Пахотный Угол» село получило с давнего времени, когда оно занимало годный для распашки посева небольшой уголок земли, окруженный со всех сторон дремучим лесом.
Солдатчиной оно называется потому, что сюда при Императрице ЕкатеринеВеликой были посланы отставные солдаты.
По документам от 1719 года в нём числилось 59 солдатоднодворцев. Они быстро обжились и одновременно с домами возвели деревянную часовенку. А уже следом, к 1721 году, построили деревянную однопрестольную церковь, которая была распространена в 1841 году. За двести лет она не раз приходила в ветхость. Дважды её реставрировали. И к середине XIX века сельчане пришли к мысли, что необходимо построить каменный храм.
2.История создания церкви
Пахотный Угол к тому времени разросся и окреп. Село имело весьма выгодное расположение: на пересечении трёх трактов: на Тамбов, Моршанск и Кирсанов.
В 1863 году здесь насчитывалось 400 дворов и проживало 3317 человек. Пахотноугловцы всегда были вольными, крепостное право их не коснулось. Большая часть крестьян относила себя к зажиточным людям. В череде различных дел не забывали и о грамотности детей. В селе была открыта начальная школа для мальчиков, затем появилась начальная женская школа. Согласно архивным документам в 1886 году духовным ведомством в построенном сельским обществом каменном одноэтажном здании с одной классной комнатой была открыта церковноприходская школа. А уже потом на её базе (с переводом учреждения в двухэтажное деревянное здание) открыто мужское второклассное училище для подготовки учителей церковноприходских школ и школ грамоты со сроком обучения три года. После октябрьского переворота эти учебные заведения ликвидировали.
На протяжении 25 лет(1845-1870г.г.) священником Богоявленской церкви села Пахотный Угол был Иоанн Васильевич Добросердов. За этот период о.И.Добросердовым были подготовлены и опубликованы в Тамбовских губернских ведомостях материалы об истории возникновения села Пахотный Угол.
В Справочной книжке по Тамбовской Епархии на 1876 год значится «что в селе Пахатном Угле церковь Богоявленская, деревянная, построена в 1721 году и распространена в 1841г.
Престол в ней один. При ней в с. Козованьи Параскеевская д., приписная, постр. 1767 г., перестр. 1866 г.; прест. один.
Шт. Наст., 2 помощн. и 3 псал.
Наст. свящ. Дим. Егор. Певницкий, студ., р. 1867 г.
Помощн. свящ. Вас. Ив. Добросердов, 2 разр., р. 1869 г. и Петр Вас. Соколов, студ., р. 1844 г.
Ц. стар. при 1-й ц. госуд. кр. Милосердов, 1873 г. При 2-й госуд. кр. Полетаев, 1873 г.
Уже в это время имевшаяся деревянная Богоявленская церковь не могла вместить всех желающих побывать на службе. Поэтому на рубеже 70-80х годов XIX века прихожанами было принято решение о строительстве новой, более расширенной церкви.
В апреле 1883 года утвержден проект на строительство каменного храма. Архитектор А.Ф. Миролюбов.
Когда во второй половине XIX века сельским сообществом была поддержана мысль о закладке каменного храма, как говорится, всем миром стали собирать деньги. Пахотноуловцы не поскупились на грандиозный проект. Богоявленская церковь ныне является, по утверждению специалистов, шедевром руссковизантийского стиля. Пятиглавый трёхпрестольный кирпичный храм площадью 850 квадратных метров и высотой 50 метров возводился 13 лет и был открыт в 1893 году. Величественность сооружению придали три престола: главный — в честь Богоявления Господня, правый — Пресвятой Троицы, левый — Казанской иконы Божией Матери.
Бесспорно, архитекторы достигли своей цели. Богоявленский храм производил неизгладимое впечатление на каждого. Впрочем, и сегодня он всё так же заставляет трепетать сердца. Подъезжая к селу Пахотный Угол, в первую очередь видишь громаду белоснежной церкви, возвышающуюся над зелёными купами деревьев.
3.Верны своей вере
В середине 30 годов двадцатого века происходила борьба с церковью.
Жительница села Екатерина Николаевна Сопина вспоминает. «Когда ей было 10 лет, это было в 1935 году, она вместе со своей бабушкой была в храме на службе. Во время службы, в момент, когда отец Сергий стоял за кафедрой, в храм с криком ворвалась группа «активной» молодежи. «Активисты начали кричать и самое главное сбросили на пол горящие свечи с подсвечников. Отец Сергий дал знак прихожанам, чтобы не предпринимали никаких действий в отношении хулиганов. Через какое-то время «активисты» выбежали из храма. Прихожане быстро собрали разбросанные свечи. Они купили новые свечи, поставили их на подсвечники и служба продолжена».
В своих воспоминаниях житель села Пахотный Угол Виктор Дмитриевич Милосердов отмечал, что большую активность в этот период, по вопросу недопущения богослужения в храме, проявляло руководство Пахотноугловской школы.
С окончательным закрытием церкви, веру людей в Господа Бога не удалось искоренить.
Население села Пахотный Угол не забывало о Господе Боге. Для совершения различных церковных обрядов пахотноугловцы тайно собирались у жительниц, которые были певчими в местном церковном хоре и хорошо знали порядок ведения службы. К ним относится тетя моего отца, Ярыгина Пелагея Ивановна, она была «монашка», в свое время учила нас молитвам «Живые помощи», «Отче Наш».
Жители села верны своей вере.Для большинства молодоженов в 50-60 годы прошлого века процедура венчания была обязательной нормой. Мои родители, Ярыгины Виктор Александрович и Анна Григорьевна, венчались 1958 года на Праздник Красной горки в селе Бондари.
В детстве я помню мы с мамой ходили очень рано пешком в Троицкую церковь села Бондари, чтобы причаститься к новому учебному году. Меня крестили в 1963 году в церкви села Бондари. Я верна своей вере. В настоящее время я приезжаю в свое родное село и посещаю мой родной Богоявленский храм. Мои внуки знают молитву «Отче Наш», продолжаю с ними учить другие молитвы. Я верна своей вере, так как духовный потенциал был заложен от моих родителей.
Помню, мама всегда выходила во двор и молилась на храм. Она всегда мечтала, что возобновлят храм, и она будет ходить на службу. Но в 1989 году мама умерла. В настоящее время в Богоявленский храм нашего села ходит каждый день моя младшая родная сестра, Попова Надежда Викторовна, она поет во время службы в хоре.
4.Трудные 20-30-е годы
В послереволюционные годы Пахотный Угол, как и многие, сёла Тамбовщины, оказался в эпицентре крупнейшего крестьянского восстания: здесь действовали отряды повстанцев Антонова. Жители села стали свидетелями яростных, не на жизнь, а насмерть, схваток между красноармейцами и участниками восстания. Зажиточным пахотноугловцам было что защищать. Продотряды выгребали зерно у крестьян подчистую. Возмущённые селяне вливались в ряды восставших. На стороне Антонова против большевиков воевало более 700 жителей села. В составе повстанческой армии действовал восьмой Пахотноугловский полк.
Вот как описывает эти события Александр Солженицын в своём рассказе «На краях» устами одного из персонажей:
«Совнарком распорядился: с тамбовской пугачёвщиной кончить в шесть недель, считая от 10 мая. Любой ценой! Всем нам предстоит напряжённая работа. Опыт подавления таких народных бунтов требует наводнить район восстания до полного его оккупирования и планово распределить по нему наши вооружённые силы. Сейчас прибыла из под Киева, высадилась в Моршанске и уже пошла на мятежный Пахотный Угол прославленная кавдивизия Котовского. Потом она подойдёт сюда, к центру восстания. Наше большое техническое преимущество над противником: отряд аэропланов и автоброневой отряд. Из наших первых требований к жителям будет: восстановить все мосты на просёлочных дорогах — это для проезда моторных самодвижущих частей. (Только никогда не пользуйтесь проводниками из местных жителей!) Ещё в запасе у нас — химические газы, и если будет надо — применим, разрешение Совнаркома есть. В ходе предстоящего энергичного подавления вам, товарищи командиры, представляется получить отличный военный опыт».
Всё, что происходило в этих местах в 20х годах, потом долгие десятилетия замалчивалось, поэтому реальные события превратились в легенды, которые передавались из уст в уста, да и то с оглядкой. Только последние лет пятнадцать краеведы начали по крупицам восстанавливать ход событий. А так согласно одной из народных версий, когда Антонов скрывался в селе и в подвале храма повстанцы хранили оружие, войска Котовского из села Казывань вели огонь из пушек по храму. Так что выбоина на стене храма от попавшего в него снаряда реальная и сегодня вполне различимая.
О трагической странице истории села напоминает памятник, расположенный неподалёку от храма. Надпись гласит, что здесь погребены сельчане, погибшие в борьбе с врагами советской власти, и несколько неизвестных красноармейцев. Те же пахотноугловцы, кто сражался на стороне антоновцев и заложники, расстрелянные красноармейцами, по данным Тамбовского регионального историко просветительского правозащитного общества «Мемориал» покоятся в массовом захоронении в лесном массиве близ села. Потери среди сельчан в годы восстания оказались огромны.
Неизгладимый след в сердцах и памяти пахотноугловцев оставила и Великая Отечественная война, унёсшая жизни без малого 600 человек.
5.Утрата храма
Богоявленский храм действовал до 1937 года. О жизни священников в 20—30х годах практически ничего неизвестно. Рассказывают, что последнего молодого батюшку в тот роковой год арестовали и увезли в Тамбов. Сам же храм превратили в зернохранилище. Когда матушка начала наводить справки о дальнейшей судьбе супруга, ей сказали, что он расстрелян.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время со стороны органов власти по отношению к Русской православной церкви наметилось послабление, и пахотноугловцы стали ходатайствовать об открытии храма для богослужения. В августе 1948 года облисполком поддержал это ходатайство. Однако через два месяца такое решение было отменено.
Храм был в плачевном состоянии, обшарпанный, грязный. Стёкла побиты, многие рамы заколочены, от старинных витражей в верхних окнах ничего не осталось. Купол церкви сгорел ещё в 1956 году от удара молнии. Внутри, над трёхметровыми закромами, летали тучи голубей. Храмовый декор был утрачен, а сохранившийся иконостас от грязи, помёта и времени был так чёрен, что ликов на иконах не было видно. Его размыли и вновь покрасили. Нижний ярус иконостаса от хранения зерна оказался почти утрачен, но средний и особенно верхний ярус неплохо сохранились.
6.Церковь сегодня
В 1989 году властями было принято решение об открытии прихода и возобновлении службы в Богоявленской церкви села Пахотный Угол. Сколько было радости у местных жителей при получении известия об открытии храма в селе. Пахотноугловцы с энтузиазмом взялись за восстановление храма. На работы приходило до ста человек. Торжественное освящение храма состоялось в 1989 году. Вскоре церковь пополнилась старинными иконами. Их приносили и местные жители, и жители близлежащих сёл, хранившие в семьях иконы после разрушения храмов. Однажды прибыла большая подвода со старинными иконами из пришедшей в ветхость кладбищенской Большеникольской часовни.
Особую радость принес населению ремонт кровли Богоявленского храма, который был сделан на средства прихожан. Основные реставрационные работы продолжались до 1995 года.
Встретились в вековой судьбе церкви люди, поднявшие свой скромный голос в ее защиту.Сегодня, благодаря им, не побоявшимся грубого начальственного окрика, не взиравшим равнодушно на постепенное разрушение храма, мы имеем возможность ежечасно любоваться величественной красотой Боголюбской церкви, одновременно осознавая то, как же много мы потеряли.
Пережив тяжелые времена, храм был отремонтирован и ныне действует. Можно сказать, обрел второе рождение.
16 сентября 1995 года владыка архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) освятил храм в честь Богоявления Господня.
Внутренний облик храма украшает резной деревянный четырёхъярусный иконостас, высотой более 10 метров. В 1989 году на территории храма построена сторожка, выкопан колодец. В 2008-2010годах храм преобразился. Побелен, выкрашены купола. Боголюбская церковь в селе Пахотный Угол– памятник архитектуры, охраняемый государством.
В настоящее время в Богоявленской церкви села Пахотный Угол настоятель Александр Кукин. Он считает, что восстановление храма — это ещё половина дела. Необходимо наполнить его церковной жизнью. Храм не музей, а Дом Божий. Поэтому надо приобщать людей ко Христу. Возрождение веры в сердцах — нелёгкое дело, надо преодолеть долгое атеистическое воспитание населения. Поэтому надежда на молодое поколение пахотноугловцев.
При храме открыта Воскресная школа, где матушка, Татьяна, детям дает углублённые знания и приобщение к вере. В праздничные дни (Рождество, Пасха) Воскресная школа вместе с обучающимися местной школы проводят праздничные концерты, посещают святые места. Летом дети из воскресной школы отдыхают в православном лагере «Радость». Воспитанники Воскресной школы относятся очень серьезно ко всем происходящим событиям церкви. Принимают участие в различных конкурсах духовной направленности.
6.1.Вывод
Потеря православных храмов не привела к полному уничтожению веры в крае, так как духовный потенциал был заложен в нескольких предшествующих поколениях. И поэтому он остается в потомках и проявляется, если не явно, то до поры до времени тайно.
Промысел Божий никогда не оставляет сообщество людей, пока среди них есть истинно верующие.
Жизнь людей при наличии храма и их участие в церковной жизни наполняют красотой, высокими нравственными традициями и устоями, облагораживают жизнь в целом.
Восстановление храма – тенденция будущих благотворных перемен в жизни села.
Заключение
В последние десятилетие, хотя и с большим опозданием, по всей Руси восстанавливаются большие и малые храмы. Богоявленский храм -это наша гордость, наше культурное и национальное наследие. И наш гражданский долг – сохранить память односельчан о церкви и передать ее новому поколению.
Здесь наши родные корни. Здесь наша Родина. Здесь наш дом. Здесь все знакомо и дорого нам. Мы «от этой земли набираемся силы», той необходимой энергии, которая поможет обрести уверенность в себе, выстоять в трудные минуты жизни, поэтому у меня, как и у моих односельчан, болит душа за все, что происходит с нашей малой родиной. И я уверена в том, что мы, живущие здесь, должны любить, беречь и благоустраивать эту землю.
Работая над данной темой, я узнала много нового и интересного из истории своего села. Основной вывод, к которому я пришла : даже маленькое село хранит в себе память духовного наследия своих предков. А самое главное, что человек должен иметь веру.
Список литературы
«Антоновщина». Крестьянское восстание в Тамбовской области в 1920-1921г.г.Документы, материалы, воспоминания/Гос.архив тамбовской обл. Материалы музея Пахотноугловской школы Бондарского района Тамбовской области. 3. Милосердов А.Н. «ПАХАТНЫЙ УГОЛ» Страницы истории села.
4. Н.В. Муравьев, Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области, Воронеж,1988.
Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов)
родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения. Женился. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы... https://predanie.ru/book/79767...h-xx-veka/
Священник Попов Иван Дмитриевич — 1880 года
рождения, уроженец села Пахотный угол, Бондарского района. На период ареста, в 1937 году, служил священником в церкви села Гагарино, Пичаевского района. Решением Тройки УНКВД по Тамбовской области от 28 октября 1937 года осужден по ст. 58–10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 7 июля 1989 года.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
ПОЖАР В СЕЛЕ ПАХАТНОМ УГЛЕ
(И.В.Добросердов)
21-го августа (1864 года) в 3 часа по полудни, в селе Пахатном Угле произошел пожар, который имел страшные последствия. Он начался от неизвестной причины с дома одного государственного крестьянина, в улице, называвшейся Задовскою, выстроенной в недавнее время, от раздела семейств, позади села с западной стороны.
Улица эта состояла из 55 дворов, асположенных в два порядка по направлению с запада к востоку и стояла совершенно отдельно; по этому сначала казалось, что эта улица только и сгорит.
Но, по причине сильного ветра, пламя быстро
перебрасывалось с одного конца на другой – и в короткое время загорелось более, чем в 10-ти местах, так, что пламенем было объято пространство более, чем 3 квадратных версты.
Рев ветра в пламени, вихри, черные густые клубы дыма, стелящегося по земле и несущегося высоко в воздух, беготня, шум,
крик и визг людей и животных все это представляло ужасающее зрелище.
Тушить или остановить пожар не было никакой возможности, еще с самого начала, а тем более в самый разгар.
Притом и людей в селе было немного: некоторые находились в поле или в лесу, а некоторые были в Тамбове, так как день был
базарный.
Всякий из наличных жителей спешил к своему дому, стараясь хоть что нибудь спасти из своего имущества, что некоторым удавалось, особенно если была возможность вытаскивать что
нибудь на ветер. Вытащенное под ветер все погорело.
Так к 7-ми часам вечера не стало как есть одной половины села. Не уцелело бы и другой, если бы ветер не переменил своего направления. Но слава Богу, из западного он сделался юго-западным или почти южным и потянул несколько на сгоревшие уже строения.
К тому же к 6-ти часам наехало и набежало много народа из соседних полей и сел, который и стал стеною против огня, уливал и обризгивал водою стены и крыши домов и тем отстоял одну
половину середней поперечной улицы, по которой лежит Спасская дорога, а с нею и другую половину села.
Особенное усердие в этом случае оказали соседние помещики:
из села Казыванья г. Беликович и из села Кривополянья г. Рахманов, явившиеся на пожар с своими людьми и командывавшие
ими, а также некоторые жители села Бондарей.
Благодаря всему этому церковь, дома священноцерковнослужителей, волостное правление с расправою и училище,
некоторые торговые дома и харчевни, находящиеся в самом центре села, остались в целости, хотя и не без убытка.
Всего в пожаре истреблено 180 домов, большею частию зажиточных и хорошо устроенных.
У половины из них погорел весь хлеб сноповой в одоньях (у некоторых до 20 од.) и зерновой в рыгах и анбарах со всею посудой, домашней рухлядью. Сгорела одна круподерня и одна
маслобойня и несколько хороших отдельно стоящих анбаров.
Из животных сгорели три хорошие (в 200 руб. серебром каждая) лошади в том доме, откуда начался пожар. Прочий скот находился на воле или в стадах, которые и должны были
переночевать за селом.
Убытка пожаром причинено приблизительно на 150.000 рублей серебром. Из 180 сгоревших домов 174 были застрахованы, за каковые приходится хозяевам получить 10.453 руб. Хотя сумма эта против общего убытка и невелика, но все-таки на первый раз значительная помощь.
Большим облегчением для погоревших в Пахатном Угле служит то, что на всех их достанет срубов в своем селе. У кого не
осталось или не было своего, тот на другой же день купил у других с уступкою и обожданием денег до справки (выплаты). Лес, колья
и хворост у жителей тоже свои, или не в дальнем расстоянии, изготовлением которых до нового отвода поместьев жители всем
селом в настоящее время и занимаются. В обоюдной помощи у них никогда не бывает отказа