На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
(продолжение) В начале шестидесятых годов в селе Пахотный Угол был открыт аэропорт.
Выполнялись рейсы гражданской авиации по маршруту Тамбов – Пахотный Угол и обратно. Через некоторое время услугами авиации стал пользоваться местный совхоз. С помощью самолетов вносились минеральные удобрения, осуществлялась обработка посевов сельскохозяйственных растений от болезней и вредителей. Поэтому многие вопросы по работе самолетов, в том числе и их охрана, возлагались на руководство совхоза. В очередной прилет борта из отряда сельхозавиации потребовался сторож. Для этих целей часто привлекался Василий Григорьевич Милосердов. Аэродром находился за его огородом, так что место стоянки самолета было рядом. Сам он был уже пенсионером. Лишняя копейка в доме не мешала. И он охотно брался за эту временную работу. Поэтому, представители совхоза, не раздумывая, поехали к Василию Григорьевичу. Сам он сразу согласился посторожить самолет несколько ночей. Но в этот момент на пороге крыльца появилась жена Василия Григорьевича – Марфа Матвеевна. Выяснив в чем дело, Марфа Матвеевна сделав руки в боки, произнесла: - Вася ты ни куда не пойдешь сторожить, если им надо - пусть самолет пригоняют ко двору. Представители совхоза знали характер Марфы Матвевны, и понимали, чем может закончиться приглашение Василия Григорьевича поработать сторожем. Пришлось ее уговаривать. Уговорили. А фраза «самолет ко двору» долго летала над Хомутовкой.
*** В середине восьмидесятых годов в дом к Анатолию Михайловичу Савельеву (Чептареву) забежал Володя Миронов (Владимир Михайлович Кудрявцев). Забежал в таком виде, что видавший виды не робкого десятка Анатолий сразу не понял в чем дело. Володька был бледным, его трясло. Он попросил у Анатолия Михайловича закурить. Они были, можно сказать, закадычными друзьями. Жили раньше практически рядом, часто вместе рыбачили, в карты - в подкидного играли, многие другие дела делали вместе. Анатолий работал в кузнице – молотобойцем, кузнецом. Владимир – на ферме, трактористом. В семидесятые годы переселился жить на конец Хомутовки. В тот злосчастный день, после утренних домашних хлопот Володька решил наведать друга, поболтать, покурить махорочки вместе. Ничего не подозревая, шел по Хомутовке, в сторону центра улица. Погода характерная для конца зимы, светило солнце. И вдруг из сеней одного из домов выскакивает мужик. Одеяние – нательная рубашка, кальсоны, валенки и на голове шапка. Но самое главное – в руках он держал топор. Это был Василий Кабак. Василий, хоть родом и пахотноугловский, поселился в этом маленьком пару лет назад. Где был до этого, никто не знал. А разговоры были разные. После увиденного, когда на него бежит мужик с топором, у Володьки Миронова волосы зашевелились под шапкой. Что можно было ждать от Василия, он не мог предположить. Владимир Михайлович остановился и спрашивает: - ты чего Василий? Василий тоже остановился и спокойно отвечает: - да вот решил дров нарубить, а то в доме закончились. После такого Владимир Михайлович перевел дух и продолжает разговор дальше. - Василий, а ты чего на зиму дров то не заготовил. Сейчас топил бы печь сухими дровами, как делают все соседи. Впереди еще целых два месяца топить. На что Василий изрек: – эх Володька, я дров наготовлю. А вдруг помру, и кто-то будет пользоваться моими дровами. Нет, это не по мне. Я не придерживаюсь правила: «Собрался помирать – помирай, а рожь сей». После этого рассказа, Владимир докурил цигарку. После этого два друга уже в спокойном состоянии закурили еще по одной.
Таких случаев, иногда поучительных и характеризующих жизнь в селе Пахотный Угол, было множество. Они были на каждой улице.
Чем питались? Питались всем, что бог послал. Основной пищей были щи, пшенная каша, картошка в разном виде. Похлебки разные. Кадушками делали соленья – капуста, огурцы, помидоры. Чуть меньше заготавливали соленых грибов. Мясо, молоко, яйца тоже были в рационе пахотноугловских людей. В 50-е годы крестьяне очень мало потребляли этих продуктов. Действующее законодательство не позволяло держать большого поголовья скота и птицы. Одна корова, один теленок, пару овец, свинью, десяток голов птицы. При этом надо было выполнить поставку масла сливочного, яиц и др. продукции – государству. Что себе оставалось --??? Не надо забывать и о том, что холодильников не было. В погребе – много не сохранишь. Поэтому мясо практически все было соленое. Было сало соленое. Другая мелочевка была. Об отдельных блюдах хотелось бы рассказать подробнее.
Хлеб.
Хлеб был в основном ржаной (черный). Колхозникам на трудодни выдавалось зерно. Могли часть выдать и мукой. Зерно везли на мельницу, в центре села. Там размалывали, из проса делали пшено. Хлебы пекли чаще всего сами. Покупали хлеб и в магазине потребкооперации. Но деньги были не у всех. Для приготовления теста требовалась закваска. Поскольку хлебы в том или ином доме пекли раз в неделю, а может и реже, то было установлено правило между соседками. Та соседка, которая приготовилась выпекать хлебы – брала для этого закваску у одной из соседок. Закваска хранилась в глиняном горшке. Использовала ее для своих нужд. После этого она оставляла часть подошедшего теста и клала в горшок. Это горшок с закваской «ходил» по соседским дворам. Закваска постоянно обновлялась и сохраняла свои свойства. В случае необходимости (потребности в закваске) нужно было только спросить у соседей кто последним пек хлебы. Спрятаться от этого было невозможно. Запах от испеченного хлеба чувствовался далеко. Сами хлебы, каждая хозяйка выпекала разные, по объему. Они были в виде круглых калачей. Хлебы хранились долго. Несколько дней. Качество было - Ооо! к сожалению, таких вкусных, сейчас не нейдешь. Выпечка из белой (пшеничной) муки была редкостью. По праздникам. Иногда хозяйки позволяли себе натолочь муки из пшена. Пшено долго толкли в ступе, просевали через сито. Крупную часть опять высыпали в ступу. И опять толкли. И так далее. Но выпечка была отменной. И блинцы, и плюшки. Блины пекли часто. Пекли их из низшего сорта пшеничной муки. Выручали – когда не было хлеба. Да и сытно было. Блины, которые пекли в наших местах – не надо путать с блинцами. Блинцы-Блинчики были тонкие. А блины – иногда в палец толщиной, чуть тоньше. Размер зависел от диаметра сковороды. Блины были иногда с припеком. Это когда в тесто добавлялось что-то, например лук жареный. У каждой хозяйки тесто для блинов практически всегда было готово. Кастрюля (горшок) с закваской всегда был под рукой. Нужно было добавить муки, воды (молока, простокваши, обрата). Подбил и через несколько минут – на разогретую сковороду. Блины ели и с молоком, и со сметаной, и с маслом сливочным. Это если не было поста. Если был пост – то пользовались пахучим растительным маслом. Сдабривали иногда сахаром. Пару штук – и ты сыт весь день. Но были в Хомутовке мужики, для которых 15-20 штук блинов съесть утром – не было проблемы. Блинцы употребляли чаще всего «укунутыми». Такое слово использовалось в местном жаргоне. Сами по себе блинцы выпекались местными хозяйками очень тонкими. Если перевести в мм, то не более 2-х мм. Они были чуть ли не прозрачными, как кружево. Вот эта выпечка (блинец) опускался в подготовленную смесь молока, масла и сахара. Дальше блинец выкладывался на сковороду. При этом он складывался пополам. Так на сковороде вырастала горка из окунутых в молоко, и пополам сложенных блинцов. Затем все это томилось в русской печке. Объедение было!!! Но повторюсь, такое было не каждый день. Вот, наверное, поэтому и Праздник был Праздником.
Обарка
– это суп, сваренный в русской печи из чистого гороха, не облущенного. Если перевести на современное понятие, это блюдо больше похоже на суп-пюре. Готовили обарку, как сказано выше, из гороха необлущеного. Многие знают, что приготовить суп из такого (необлущеного) в обычных условиях очень трудно. Поэтому при приготовлении обарки нужно знать некоторые хитрости. И готовили его так. Необлущеный горох промывали в воде, засыпали в чугун (емкость в которой готовили пищу), заливали водой. Закрывали чугун сверху сковородой и ставили в русскую печь. Чугун с горохом находился в печи несколько часов (4-5, а может чуть больше). Солить суп перед постановкой в печь – нельзя, проверять - сварился ли горох, то есть поднимать сковороду – тоже нельзя. Здесь срабатывал принцип пароварки. В чугуне с тяжелой крышкой (а это была сковорода, хорошо подогнанная и тяжелая) создавалось высокое давление. Горох в этих условиях хорошо разваривался. Употребляли чаще всего это блюдо – как первое – хлебово. Солили на столе. Сдабривали маслом постным, маслом коровьим, свиными шкварками. Если сделать покруче – получится каша. Безусловно, многие знают, что бобовая пища обладает определенными свойствами. Не зря же возникло, в связи с этим, много изречений. И они довольно емкие. Например - «суп музыкальный». Но наиболее емкое, это когда дед говорить своему внуку: «ешь, ешь Ваня обарку, от нее и в животе плотно и в штанах тепло». Объяснять, почему так происходит – нет смысла.
Щи.
Готовили щи практически также как, и во многих местах. Поскольку варили щи, чаще всего, в русской печке, то компоненты закладывали в чугун сразу. И мясо (если можно было), и картофель, и капусту и др. Добавляли воды. И в печь. Каждая хозяйка знала, через какое время щи были готовы. Но одна особенность приготовления щей в нашей местности была. Заключалось это в следующем. В самом конце варки – чугун доставали из печи. Хозяйка чистой толкушкой, как бы придавливала картошку во щах. Вкус щей при этом получался совершенно другой. И еще, просто о названии. Способов приготовления блюд из картофеля множество. Но есть такие – везде готовятся одинаково, а вот название – разное. Всем известно слово – пюре картофельное. Где то такое блюдо называют толченкой. А в нашей местности мятый картофель называли – раздирохой.
О самой трапезе.
Несколько слов о самом приеме пищи. Здесь многое зависело от времени – был ли пост, не было поста. А посты в большинстве дворов соблюдались. Во многих семьях проживали уважаемые всеми люди, которые родились до Октябрьской революции. У них закваска была совершенно другая. - были зима или лето. Летом печи топили редко, еже ли, только хлебы испечь. Пищу готовили на загнетке (на тагане и щепками). Или на керосинке (керогазе), а они были не у всех. Электричества еще не было. Пищу надо было приготовить быстро. Готовили в основном кулеш. И первое, и второе в одной посудине. И блины – палочки – выручалочки. И быстро и сытно. Готовили и другую пищу (как сейчас говорят блюдо), но нужно было время для готовки. - был ли праздник, не было праздника. В праздники, конечно, хозяйки проявляли свое умение. Особенно, которые по моложе. Старики ведь как, похлебали щец, запили холодной водичкой из колодца и на печку (если зима на дворе) или на солнышко. Поболтать с соседями, в подкидного переброситься. - другие факторы влияли на это мероприятие. Когда семья приступала к трапезе, то за общий стол садились все вместе. Хозяин садился во главе стола. Остальные садились по своим местам. Как заведено было. По чужим местам не прыгали. Ему (хозяину) хозяйки передавала хлеб (и свойский и магазинный). Магазинный, резать было проще. А вот свойский – это целый ритуал, надо было видеть. Хозяин отрезал вначале от круглого свойского хлеба (прижав его к груди или положив на колени) большие ломти. Дальше эти ломти разрезались на куски помельче, на каждого едока. Только при необходимости отрезались дополнительные куски, да бы не оставались и не разбрасывались. Уважение к хлебу было большое. В это время хозяйка выставляла миску с едой на стол. Так называемое – хлебово (щи, похлебка, кулеш, суп). Мясо, если в эти дни позволялось, в щи клалось сразу, либо в конце. Как правило, по одному куску на едока. Порядки везде разные были. Все ели из одной миски. Ни кто не мог съесть два куска, если было нарезано по одному. Жестковато, но справедливо. Когда съедали хлебово, в ту же миску накладывались (каша, картошка и др). Каша могла подаваться с молоком (если не было поста), постная с растительным маслом. К картошке дополнительно выставлялись соления (огурцы, капуста, грибы, помидоры), которые заготавливались бочками. Селедка – это по большим праздникам. Чаев не было. Были взвары из ягод. А чаще всего обычная колодезная вода. Пышки и пироги – по праздникам. Из-за стола выходили (вылазили) только с разрешения старшего. В другие дни – несколько было по-проще. Нужно было кому-то на работу, кому то в школу. Кто - то еще спал. Поэтому – пару блинов, ломоть хлеба, стакан молока, взрослые могли съесть пару кусочков сала. И в дорогу. Повторюсь, в каждой семье были свои порядки и их придерживались
. ***
Охотники и рыбаки.
Для жителей нашей местности и рыбалка, и охота – это не способ выживания, а удовольствие. Когда можно как то скрасить труд крестьянский, труд плотника или пильщика. Отношение к этим мероприятиям было неоднозначное, кто-то приветствовал, кто-то осуждал. Рыбаков и особенно охотников в Хомутомке было немного – это те, кто каждый выходной (праздник) брали в руки удочку. А вот желающих сходить на коренную речку (Керша) с бреднем было значительно больше. Среди рыбаков выделялись Михаил Степанович Матыцин (Лимонок), Владимир Михайлович Кудрявцев (Миронов), Анатолий Михайлович Савельев (Чептарев), Иван Андреевич Лаптев (Колосков), Михаил Клементьевич Песковой (Кузнец), Михаил Григорьевич Антонов. Может кого то пропустил?. Но эти основные. Безусловно, пацаны, многие увлекались рыбалкой. Местом ловли рыбы в основном было река Керша, особенно когда стали делать запруды – восстанавливать платины. Ловили также в омутах от бывших мельниц. Ездили (ходили) на пруды бычковские, редко за Зайцево (на реку опять же Кершу). На пруды и за Зайцево – как правило, с ночевкой. Пацаны, когда компанией выбирались на бычковские пруды, да еще с ночевкой, то позволяли себе – порезвиться там. Всякое было. Кроме рыбалки (на удочки), иногда ловили рыбу бреднем. В этом случае собиралась компания друзей/родственников. Брали бредень на прокат, у кого он был. Шли на речку и ловили. Омута под Бычками при этом стороной не обходили. Иногда рыбы ловили кошелкой, плетеной из прутьев. Но этим способом рыбалки больше увлекались пацаны. Но и взрослые не гнушались. Улов был всегда разный. Его могло и не быть. Просидели в холостую. Рыба была самая разнообразная, речная. Окунь, плотва, красноперка, пескарь, щука, карась и др. В бычковских прудах был в то время карп. Когда ловили бреднем в реке – попадались еще налим, линь. А когда кошелкой – было много ментюков (огольцов) и вьюнов. Немного об одной рыбалке. 1968 год. Лето. Жара. Решили пацаны сходить на рыбалку. Это Саня Калинкин, Вовка Труханов, Саня Миронов, Толька Шикунов, Саня Колосков, Лешка Шевельков и др. Пронюхали, что в городищенских карьерах давно никто не лазил, то есть рыбу не ловили. Выпросили у дяди Миши Кузнеца снасть. Песковой Михаил Климентьевич был очень рукодельным, горазд на изготовление всякик штучек. А он работал в совхозе кузнецом. Вот он из толстой палки ивовой и веревки согнул предмет, похожий на лук. Обтянул связанной им же сеткой. Получился как бы куль большой. Вот с этой снастью пошли на карьеры. В этом месте добывали механизированным способом торф. Проходы от агрегата, точнее ямы были заполнены водой. Один проход отделялся от другого маленькой бровкой земли. Место, где добывали торф, было низкое, в пойме реки Керша. Во времена половодья всегда заливалось водой. Вместе с полой водой сюда заходила и рыба. Вода в карьерах не пересыхала, поэтому рыба водилась. Рыболовная снасть или куль по ширине была чуть уже карьера. Было удобно ловить рыбу эти приспособлением. Ловили по очереди. Кто-то в воде, кто-то на берегу. И наоборот. Рыбалка закончилась. Счастливые и довольные пришли в Хомутовку. Отдали снасть дяде Мише. Наложили ему миску рыбы. Так полагалось. Делить на всех не стали. Тетя Маня Колоскова вызолилась помочь ребятам и решила пожарить рыбу. Почистили, пожарили, поели. Удовольствие получили огромное. Но самое главное после этой рыбалки - началось ближе к вечеру. Все, кто днем ловил рыбу, точнее кто лазил в воду, стали ощущать какие-то неудобства. Та часть тела, а это ниже пояса, стала пощипывать, чесаться. На утро - еще больше. Выяснилось, чесались те места, что были открыты. В интимном месте под трусами – не чесалось. Кто лазил в воду в трико (штаны такие были) – тоже не чесались. Поэтому несколько дней рыбаки-чесоточные ходили по Хомутовке, под острыми шутками своих друзей. Но в эти дни Лешка Шевельков должен быть ехать в Бондари, в больницу, за медицинской справкой для поступления в Котовский индустриальный техникум. После 9-го класса. Но куда - же чесоточному? Другие ребята, с кем он должен был поступать, съездили за справками, а позже поступили учиться в техникум. А Лешка ???– жизнь сложилась немного по- другому. Он окончил школу, и учился позже. Но в другом ВУЗе, по другой специальности. Ну, а что же стало причиной чесотки у ребят. В карьерах, как месте труднодоступном, гнездились в большом количестве утки. Эти утки были переносчиками какого-то очень мелкого насекомого. Это насекомое, можно сказать, кишело в карьера. Оно было практически невидимо простым глазом. Вот это маленькое насекомое и накусало ребят.
*** Об охотниках.
В Хомутовке – охотник был практически один. Михаил Степанович Матыцин (Лимонок). Можно сказать, он со знанием дела относился к этому. У него долгое время была даже собака охотничья, борзая. Михаил Степанович увлекался по большей части охотой на мелкого зверя (зайцы, лисы). В сезон охоты вся изба было увешана шкурами этих зверей. Он сдавал просушенные шкуры заготовителям. Имел какие-то копейки. А зайчатина шла в кастрюлю. В начале пятидесятых годов прошлого века, в первые дни с начала сезона охоты, Михаил Степанович пошел поохотиться на зайцев. Так сказать по первому снегу. Направился он в сторону деревни Шишкино. По пути продвижения – следов заячьих на снегу было много. Но самих - не видно. Михаил Степанович вышел к полю, что между деревней и лесом. На поле стояла не убранная рожь. Комбайнеры успели сделать небольшой прокос. А тогда было правило – уборку всех культур сельскохозяйственных начинали с середины поля. Дабы, находящиеся на поле животные не оказались в ловушке и смогли разбежаться по краям. Так вот, в этом прокосе – кишели зайцы. Они так увлеклись игрой, что не обращали внимания на приближающегося охотника. Михаил Степанович подобрался к зайцам на расстояние выстрела, открыл стрельбу. Даже успел несколько раз перезарядить ружье. Итог? Он был плачевным для зайцев, и не особо радостным для Степаныча. Как рассказывал сам Михаил Степанович, он настрелял столько зайцев, что с большим-большим трудом дотащил их до своего дома. О том, что былые времена в наших местах можно было настрелять мелкого зверя. Вот маленькая заметка в районной «Колхозной трибуне» за 1938 год. Декабрь. «Прекрасная охота. С начала охоты на пушного зверя в нашем районе прошло 12 дней. Результаты охоты прекрасные. За это время охоты охотниками района убито 487 зайцев, 32 лисы и 1 волк. Охотник Павлов П.П. из Пахотноугловского сельсовета, за 2 дня охоты убил 9 зайцев. А всего им убито со дня охоты около 20 зайцев. А. Буряков. (П.П.Павлов жил в Хомутовке, из Калашниковых. Был участников ВОВ, с фронта вернулся инвалидом, нога).
Лесопромышленники из Пахотного в ХХ и ХХI веках.
С установлением Советской власти переработкой леса в селе Пахотный Угол заниматься продолжали и продолжали еще долго. Но делать это приходилось с каждым годом сложнее. Причина в том, что Советская власть несколько «отодвинула крестьян» от вольготного пользования лесом, как это было во времена священника И.Добросердова. Насколько мне известно, практически все родственники, а это прадеды и деды, многие соседи занимались распиловкой леса. Они не торговали кругляком, от одной перепродажи леса большого навара не было. Распиловки леса на доски и последующая продажа пиломатериалов приносила хорошие барыши. Об этом очень подробно изложено в статье Иоанна Добросердова. Несколько примеров, что земляки продолжали заниматься переработкой леса. Хотя при этом и были наказаны.
Тамбовский писатель Стрыгин в своей книге «Мои земляки» описывая прием В.И.Лениным делегацию тамбовских крестьян, так называемых ходоков, в период антоновского восстания в феврале 1921 года, пишет следующее. «Ленин смеется, протягивает руку Кобзеву. - Кобзев я … Иван Анисимович, из Пахотного Угла. (Иван Анисимович жил на Патровке, он был родственником Кобзеву Андрею Егоровичу, его потомкам – Алдонькины-Васянины), Кобзеву Егору Яковлевичу и его потомкам) …. Я – Иван Гордеевич Милосердов. Односельчанином ему прихожусь. - А какое у вас хозяйство, Иван Гордеич? – спрашивает Ленин Милосердова. - В бедняки лезть охоты нет, а до богача нос не дорос. - В переводе означает: середняк? (Вывод Ленина)». Как рассказывали родственники, Иван Гордеевич Милосердов был очень хорошим плотником, столяром, что подтверждается и справкой из Тамбовского областного архива. Кроме переработки леса он, как и все крестьяне села, занимался хлебопашеством. Его брат - Милосердов Андрей Гордеевич со своими сыновьями занимался распиловкой бревен на доски и тес и продавал пиломатериалы на рынке в Бондарях и других степных селах. Продолжал заниматься этим и конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века. За что и поплатился. Как сказано в справке Тамбовского областного архива, хозяйство Андрея Гордеевича в 1931 году раскулачено и он был лишён избирательных прав, как бывший лесопромышленник. Кое-что изъяли из скотины и сельхозинвентаря. Наряду с этим, от его «большого» дома (пятистенок) отрезали четыре стены, а три стены с выходом на свежий воздух оставили. Случилось это поздней осенью. Как зимовать? В доме были дети.
В тридцатые годы многие земляки в целях поиска дополнительного дохода, были вынуждены искать работу на стороне. В местных колхозах работы всем не хватало, особенно в зимний период, да и летом после посевной. Работали в качестве пильщиков в Москве, Подмосковье. В это время, как известно Москва очень строилась. Об этом мне рассказывали А.В.Мамонтов, А.Е.Кобзев, М.В.Мамонтова (ее муж работал в Подмосковье, и она ездила к нему) и другие. Их рассказы были связаны с казусными случаями, которые произошли в то время. Самое главное – все, кто рассказывал о работе пильщиками в Москве и Подмосковье отмечали, что прошли тщательную проверку в органах. Время было такое. Когда началась Великая Отечественная война, мой дед Алексей Андреевич Милосердов со своим напарником Иваном Корякиным работали пильщиками в Москве.
Не всегда распиловка леса и последующая продажа пиломатериалов приносили выгоду. Вот пример, который произошел с моим прадедом. Примерно в 1948 году Андрею Гордеевичу Милосердову подвернулся случай. Он купил на законных основаниях лес-кругляк. Несмотря на солидный возраст (почти 70 лет), а также то, что пришлось пережить в тридцатые годы, в нем осталась еще жилка лесопромышленника. Дед Гордеев, так звали старика соседи, хотел не просто перепродать лес, а распилить его на тес, а затем продать тесом. Навар при этом будет больше. Пилил он в последние годы уже с внуком Колькой. Трое сыновей не вернулись с фронта. Но тут получилась неувязка, Кольку призвали в военкомат, наступило время служить в армии. Андрей Гордев пошел к соседу Федору Макарову (Федор Ильич Хрипунов). Обратился с просьбой, чтобы он с сыном Шуркой распилили лес. Федор Ильич поинтересовался, почему сам, с внуком Колькой, не хочет пилить лес. На что, Андрей Гордев, резко выругался и сказал - Кольку в очередной раз, призвали в армию. Не знаю, почему так к нему прицепился наш военком, и отправил Николая в военкомат. Не знаю, будет он служить или нет, но пролежит лес пару-тройку недель, короед заведется. На улице уже тепло. Весна, трава начинала пробиваться. Тогда тес в цене упадет. В общем, с Федором Макаровым договорились, цену согласовали. Федор Ильич сказал, что они готовы прийти пилить лес уже завтра. Макаровы распилили лес. Андрей Гордев сложил доски для просушки, как это было принято в треугольную стопку. Тес несколько недель пролежал, просох. После Троицы повез Андрей Гордев тес в Бондари, на базар. Продал тес, купил скромные гостинцы для внуков и правнуков. Приехал домой. Подсчитал барыши. В результате у деда в наваре остались только горбыли. Мужики долго над дедом смеялись по этому поводу.
После войны [more]мужская часть населения села сильно поредела, очень много земляков не вернулось с фронта. Поэтому отхожим промыслом меньше народу стали заниматься. Нужно было заниматься распиловкой леса и в своем селе. В конце 50-х годов у домов, где были мужички, стояли станы (высокие козлы) для распиловки бревен. Пилили для своих нужд, некоторые подрабатывали. Помню случай в середине 60-х годов. Отец, Николай Алексеевич, задумал строить себе баню. Нужно было срубить сруб для нее, напилить тес, доски. Пригласил для этого хомутовских мужичков - братья Макаровы – Александ и Алексей, Семины Алексей и Николай, другие соседи. Начали торговаться о цене. Я, лежа на печке, наблюдал за этим процессом. По цене за сруб бани быстро сторговались. А вот по цене за распиловку долгие дебаты были. Спор шел из-за полкопейки за один метр пропила. В конце – концов договорились, распили магарыч. На следующий день работники принялись за работу, кто рубили сруб, кто пилили лес на тес. В середине 60-х годов прошлого века потребность в услугах пильщиков стала медленно отпадать. В село пришло «большое» электричество. В совхозе появилась пилорама. В последующие годы она обеспечивала потребности и местного совхоза, и населения в пиломатериалах.
Во второй половине девяностых годов
местный совхоз приказал долго жить. Встал вопрос у многих пахотноугловских мужичков – чем заниматься, как выживать? Кто-то поехал на заработки в Москву, кто-то в другие места. Некоторые вспомнили о том, чем занимались их деды, прадеды. Стали мало-помалу рубить срубы для домов, для бань, выполнять другие строительные работы. В настоящее время (2022 г) в селе работают несколько таких бригад. Есть такая бригада и в Хомутовке (Илясов П.И., братья Милосердовы А.А. и В.А., Саблин В.И., Терехов С.А., Щукин В.Н.) А какие срубы рубят? Одно загляденье. Бревна так подгоняют друг к другу, что лезвие бритвы можно только просунуть между пазами. Удачи вам, мои земляки, в этом нелегком деле.
*** За 50- 60 прошедших последних лет, жизнь круто изменилась. Не обошли эти изменения и жителей Хомутовки. Кто-то живет, скажем, неплохо – по сельским меркам, кто-то немного похуже. Голодать – не голодают. Раздетыми – не ходят. Все зависит от человека – главное не увлекаться современной оргтехникой–компьютерами. Очень коротко о главных изменениях.
1. Огороды, земля. В шестидесятые годы между соседями часто возникали ссоры. Из-за маленького клочка земли. Одному соседу показалось, что сосед 10-20 см земли прихватил от его огорода. Такое возникало, как правило, весной, когда огороды пахали. Отсюда конфликты. Приглашали представителей сельсовета, чтобы перемерили участки. Сейчас картина другая. Семьи, как отмечалось выше, маленькие. Зачем распахивать 30-40 соток, сажать картошку? Если тебе на пропитание нужно всего несколько ведер. Вот и не обрабатываются огороды. Хорошо, что еще некоторые соседи используют пустующие огороды для выращивания кормов.
2. В начале шестидесятых годов не у каждой семьи (имеется ввиду, полная семья, родители 25-40 лет, дети) были велосипеды. О мотоциклах и речи не было. Сейчас у многих имеются легковые автомашины, у кого-то две и … Имеются трактора, другая техника, необходимая для производства работ в хозяйстве. Это хорошо. На автотранспорте можно доехать до райцентра, других городов области и России.
3. Наши родители, не говоря уже о дедах и прадедах, в своих плотницких делах пользовались топором, пилой двуручной, другими приспособлениями. Сейчас же плотники при изготовлении срубов - топорами не машут. Пилы электрические и бензиновые, рубанки-фуганки – тоже. И т.д. Это облегает их работу.
4. В 60-70 годы в Хомутовке было до 70, а в отдельные годы до 100 голов коров. Молока было много. И себе хватало, и продавали государству. Сейчас коров осталось меньше десятка. Причин для такого положения – много. Это только факт. Остальное – за каждым, кто читает это.
5. В остальном. Телевизоры – в каждом доме, может не один. Холодильники – тоже. Компьютеры – есть. Мобильная связь – работает. Газ имеется, дров готовить не надо. Нет, надо, для бани, других нужд. В общем – жить можно. А понять разницу между городом и селом – надо пожить и там, и там. Спросить есть у кого. Возвращающихся в родное село становиться больше
Хомутовские и те, кому небезразлична жизнь в Хомутовке, давайте дополним историю нашей улицы своими рассказами. Ведь можно столько рассказать об интересном периоде нашей жизни.
Это только, на взгляд А.Н.Милосердова. 2023 г.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
"<...> Например, причт села Пахотного угла пришел однажды с молебном к молокану Илясову. Хозяин в это время лежал на лавке и притворялся спящим. Тогда священник Крылов стал будить его, но Илясов быстро вскочил, толкнул священника в грудь и изорвал на нем эпитрахиль, потом бросил в него несколькими медными монетами и приказывал поскорей уходить прочь и не мозолить глаз. "
[источник: Очерки из истории Тамбовского края. Выпуск 1. 1890.]
1 января 1904 — 31 декабря 1917 Фонд №2125, опись №2, дело №134, стр. 515
Званіе, имя, отчество и фамилияіѧ восприемников Крестьянинъ Тульской губерніи, Веневскаго уѣзда. Яксинынской волостикъ деревни Борозденокъ Илія Яковлевъ Вишневъ и крестьянка Тамбовской губерніи и уѣзда, волости и села Пахотный угол Пелагія Васильева Мамонтова .
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
После Февральской революции 1917 года государственными властями России – Временным Правительством было принято решение о проведении выборов во Всероссийское Учредительное Собрание. Первоначально планировалось проведение выборов в сентябре 1917 года. Затем выборы были перенесены на 12-14 ноября того же года.
Были подготовлены: список кандидатов во Всероссийское Учредительное Собрание и списки избирателей по избирательным участкам. Был организован (создан) избирательный участок, а точнее избирательная комиссия и в селе Пахотный Угол. В документах того времени эта комиссия значилась – «Пахотно-Угловская Участковая Избирательная Комиссия» села Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда. Все было сделано в соответствии с требованиями того времени.
Немного из истории. По материалам Адреса – календаря - Справочной книжки Тамбовской губернии за 1914 год в селе Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда проживало 3176 мужчин и 3584 женщины, всего 6760 человек. За селом было закреплено 5997 десятин земли. В селе была второклассная школа, земская и церковно-приходская школы, больница, ветеринарная амбулатория, почта, агрономический пункт, казенный случной пункт, кредитное товарищество, потребительский магазин и базары по субботам. В 1910 году в Пахотном было 1122 домохозяев.
Для проведения выборов был соответственно подготовлен список избирателей. В этот список, как следует из протокола, было включен 3461 избиратель. В этом списке указывались: фамилия, имя, отчество избирателя, его возраст, пол, национальность, род занятий, грамотность, место жительства, а также другая краткая информация.
Фамильный состав избирателей в 1917 года по селу Пахотный Угол, можно разделить на три группы. - Первая группа это те граждане, чьи предки основывали село Пахотный Угол или долгое время проживающие в нем. - Вторая группа – священнослужители, учителя, медицинские работники, служащие. - Третья группа – в избирательном списке значатся как малороссы. В списках других сел, такие граждане значатся как беженцы из западных губерний России (была Первая мировая война).
Наиболее распространенными в избирательном списке были фамилии Милосердовых (361), Мамонтовых (332) Матыцыных (128), Поповых (207), Савельевых (189), Ярыгиных (202).
«Несвойственные» для Пахотного Угла в 1917 году фамилии представлены были в основном 1-3 человеками, и на их долю приходилось незначительный удельный вес.
В Список избирателей включались лица, достигшие двадцатилетнего возраста, и старше. По сравнению с другими документами (выписки из ревизских сказок, из метрических книг, других документов) наблюдается расхождение в возрасте у некоторых избирателей. Такая ситуация вызвана тем, что, например, в Метрических книгах запись делалась в момент крещения ребенка, то есть сразу от рождения. На какую-то последующую определенную дату можно было узнать возраст человека. В Списках же избирателей возраст, как правило, записывался со слов. Отсюда расхождение. Кроме того в списках очень мало лиц солидного (преклонного) возраста, более 60-ти лет. А лиц в возрасте 70 лет и старше, во всем списке было – единицы.
Всего в Списке избирателей по протоколу Участковой избирательной комиссии значилось 3461 избиратель. Но фактически при подсчете по избирательным документам обнаружено – 3241 гражданин. Необходимо отметить, что ревизии в данном случае ни какой не проводилось. Просто все другие показатели привязаны (рассчитаны) к числу 3241. И так от общего числа избирателей – 3241, лиц мужского пола было – 1587, и женского пола – 1654.
Абсолютное большинство жителей села Пахотный Угол в этом документе указаны как чернорабочие, хотя они были крестьянами и занимались хлебопашеством и выращиванием скота. В свободное от сельскохозяйственных работ многие жители села занимались переработкой леса, так называемые «лесопромышленники». Ведь у пахотноугловцев были большие площади леса. У отдельных граждан указано – сапожник, кузнец, плотник, портной, священник, учитель, торговец, служащий, вальщик, извозчик и др.
Из общего списка избирателей - 3241 гражданин, грамотными были 614 человека, или 19 %. В том числе грамотных мужчин – 519, или 33 % от лиц мужского пола, женщин соответственно – 95 человек или 6 процентов. Возраст грамотных граждан, включенных в список, в основном - от 20 до 40 лет. В целом можно сказать, что наши предки из села Пахотный Угол уделяли большое внимание образованию своих детей. В селе в это время было три. А первая школа была открыта в 1843 году.
Грамотные люди, как правило, служили в действующей армии. Кроме этого грамотные уезжали в города, в Петроград, в Тамбов и даже в Баку.
В 1917 году продолжалась Первая мировая война. Из общего количества граждан, включенных в список избирателей по селу Пахотный Угол, 525 человек (16% от общего списка, или 33 % от лиц мужского пола) значились призванными на фронт. Были среди них лица, оказавшиеся в плену. Из отдельных дворов на фронт было призвано 3-4 человека. Возраст призванных лиц составлял - от 20 до 50 лет.
Вот коротко о том, какими были наши предки чуть более ста лет назад.
По материалам – ГАТО, ф.1068, оп. 1, д. 1048 А. Степанов
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
3. 16.12.1702-17.08.1703гг. Розыскное дело полковника князя Петра Алексеевича Кропоткина,
Воронежский АИС, ф. И324, о.1, д.56. по челобитной подьячих Тамбовской ПРИКАЗНОЙ избы Ивана и Мартына Даниловых о взятках и избиениях крестьян кнутом воеводой Данилой Петровым сыном Дохтуровым. ВЫПИСЬ АЗОВСКОЙ ПРИКАЗНОЙ ПАЛАТЫ из розыска, лл. 154-211.
4. Перепись 1704 г.
РГАДА ф.1209, о.1, д.1142 «Переписная книга Стрелецкой, Пушкарской и Полковой слобод города Тамбова, сел и деревень Тамбовского уезда, переписи стольника и воеводы Ф. Дурнова
5. Перепись 1710 г. - не сохранилась Из пояснений к более поздним переписям:
«…в селе Пахотном Угле по переписи 1710 года было написано «салдацких» 100 дворов, людей мужского полу – 428, женского полу 438. Итого – 866. Бобыльских дворов – 28, мужского полу – 62, женского – 64, итого 126. Нищих дворов – 2, 26 мужского полу – 3, женского – 1, итого – 4»
Из анализа текста переписи за 1714 г. можно сделать вывод, что все дворы, заканчивая двором Осипа Петрова Карытина были и в 1710 г. (см. перепись 1714 г.)
6. 1712 г. Земельное судебное дело.
РГАДА ф 396, оп. 2 (38), д. 3596, листы 1-18., материалы рассмотрения спорных дел по земельным вопросам между крестьянами деревни Земетчины и солдатами села Пахотного Угла Тамбовского уезда.
Коммент.: текст документа сложен для современного читателя, поэтому возможны различные трактовки.
7. Перепись 1714 г.
РГАДА. ф. 350, о. 1, д. 404. Книга переписная «начальных людей», дворян, пушкарей, стрельцов, полковых казаков, солдат Пушкарской, Стрелецкой , Полковой, Покровской слобод г. Тамбова, дворян и детей боярских, солдат, казаков, станичников и др. служилых людей, бобылей сел и деревень «за Тамбовским Ценским большим заповедным лесом» Тамбовского уезда
Из 128 дворов, переписанных в Пахотном Углу в 1710 году к 1714 году, осталось только - 54, а податное мужское население сократилось с 488 человек до 153 человек.
8. А.Н. Милосердов. «Пахатный угол. Страницы истории села»
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Данная тема посвящается попытке реконструкции событий конца 17 начала 18 вв. и поиску фамилий первопоселенцев села Пахотный Угол.
Комментарий: Все, кто изучал историю села Пахотный Угол, помнят фразу из интернета:
«…Село Пахатный Угол, основано солдатом Ерофеем Дрожжиным с товарищами, которых было 55 служб, в последнем десятилетии XVII столетия …» и прилагаемый список первых жителей.
На самом деле: - список относится к 1719 г., к ревизской сказке 1. - списка 55 служб (солдат), которые подписывали обращение, и самой челобитной 1695 года пока не обнаружено. Ерофей Дрожжин этот список, как следует из архивных материалов [6], не представил в ходе судебных дел. Есть предположения, что списка и не было...
А как основано село - это вопрос, требующий дополнительного изучения.
«…Какова была роль Ерофея Дрожжина в становлении земли пахотноугловской, судить через 300 лет после тех событий, как-то не корректно. В документе о судебных спорах говорится, какими методами и способами осуществлялась борьба за землю, в отстаивании своих позиций? И, как эти события в дальнейшем повлияли на численность населения в Пахотном Углу. Кроме того, возникает вопрос - почему принижена роль других солдат, жителей деревни (села) Пахотный Угол (Осип Корытин из Куксово и товарищи), которые принимали активное участие не только в разрешении спорных земельных вопросов, но и становлении села, а именно в первые годы и почему о них до настоящего времени ничего не говорилось?...» [8]
Хронология событий конца 17- начала 18 вв., исходя из имеющейся на сегодня информации. (В квадратных скобках ссылка на источники, данные в предыдущем сообщение)
До 1695 года. «…До 1695 года урочище Пахатный Угол не имело определённых меж и граней…
…Пахотные поляны, ещё в татарские набеги на здешние места, были обрабатываемы... … Подлинно известно то, что пахатноугловские места до Ерофея Дрожжина с товарищами, как собственность, никому не принадлежали, а составляли казённую оброчную статью. Если же в выписи с отказных книг говорится о дедах и отцах Дрожжина, как обитателях здешних мест, то они проживали тут, как арендаторы, на хуторах своих. Коренными жителями они были из прежде населённых мест по линии от Тамбова вниз по левому берегу реки Цны. Так, в одной челобитной 1705 года сам Ерофей Дрожжин называется солдатом села Перкина…» [1]
«…Список с описей, представленный Ерофеем Дрожжиным в 1715 году, в доказательство того, что пахатноугловскою местностью владели их деды и отцы:
«Се аз Афанасий Вотолин, да аз Димитрий Фёдоров Верхней Петины целовальники (должностное лицо по сбору податей и по нек-рым судебно-полицейским делам).взяли в государеву казну оброку на нынешний на 1671 год деревни Перкина на Ивашке Учеватове да Стёпке Дрожжине с Хмелинского и Саварского ухожьев по 8 гривенки по 6 денег; да нами же взято с тех же ухожьев полпуда мёду безъясашной и бескуничной, а за мёд деньги 10 алтын, в том и отпись дана, а отпись писал села Паганки дьячок Трифон».
На той же отписи написано знамя Афанасия Вотолина. Таких отписей Дрожжин представил восемь разных годов, с разными знаменами разных целовальников и с повышением оброчной цены.
В 200 году деревни Перкина с Степана Парамзина за Хмелинские, Саварские, Кёршинские и Ломовисские ухожьи взято оброку уже 26 гривенок, мёду ясаку 11 алтын 2 деньги; да с тех же ухожьев 11 гривенок, мёду ясаку - за мёд деньгами 5 алтын…» [1]
1695 – 1696 года. Период двух Азовских походов Петра 1.
В переписи 1704 г. написано, что в Пахотном Углу проживают солдаты (Московского) выборного (Гордона) полка. Кто же они такие были?
1695 г. Первый Азовский поход
https://forum.vgd.ru/5816/138673/?a=edit&p=4346663 Историческая справка: В походах принимал участия московский выборный генерала Патрика Гордона полк. В его состав в 1695г. вошли 4 Тамбовских полка в количестве 3876 человек. В середине октября 1695 года войска после неудачного штурма крепости Азов начали возвращение домой. К частным успехам кампании относится захват Каланчей, что под Азовом. 400 тамбовских солдат остались продолжать там службу.
Челобитие московского выборного генерала Гордона полка солдата Ерошки Дрожжина с товарищи
«Во время первого Азовского похода Петра Первого в 1695 году группа солдат обратились на имя Великих Государей, Царей и Великих Князей с челобитной об отводе им земли за большим Ценским лесом в урочище Пахотный Угол» [8]
«…В 1695 году, в сентябре месяце, по указу великих государей… Потап Третьяков, да … подьячий Антон Анфимов, взяв с собою старожилов полковых казаков села Черненого 10 чел., села Паганки 5 чел. и села Перкина крестьян 11 человек, и с теми старожилами против челобитья московского выборного генерала Гордона полка солдата Брошки Дрожжина с товарищи, приехав за тамбовские крепости, за заповедный Ценский лес, в бортные Хмелинскую и Саварскую ухожьи, на реку Кёршу, в прежние жилища отцов и дедов челобитчиков, досматривали и мерили пахотные их полянки…» [1]
1696 год. Второй Азовский поход
Пока у меня нет информации об участие будущих жителей Пахотного Угла во 2-м Азовском походе и дальнейшей службе на Азове. Но есть информация о том, что солдаты выборного полка возвращались в 1704-05 гг. в деревню Пахотный Угол со службы на Азове и в Таганроге. [6]. Т.е. 10 лет они прослужили там.
1700 г. Челобитие с Азова Димитрия Коростылева
В 1700 году в Азове в приказной палате подал челобитную Тамбовского уезду села Куксово полковой казак Димитрий Коростылев, что они в той земле на которой поселены они отказали; против челобитья послать из Азова велено и салдацкие дачи и у них на которые они били челом велено те земли измерить и положить в четверти, а где учиница спор учинить Ефстифею и Ерофею Дрзжину в Азове и выписи про солдат которые принимал к себе в деревне Пахотном Углу Тамбовского уезду или из иных городов и не от службы ли бежали и земли занимали оброку у него Ерофея многу…»[6]
1701 год.
Строительство Таганрога.
Историческая справка: Таганрог стал первой военно-морской базой России, первым российским портом на открытом морском побережье. С 1701 года на строительстве укреплений и портовых сооружений постоянно трудилось несколько тысяч человек: мобилизованные крестьяне, заключенные, пленные, солдаты гарнизона. https://forum.vgd.ru/5816/138673/10.htm?a=stdforum_view&o=
Челобитие с Азова Димитрия Попова
«В 1701 году,октября в 1-й день, великому государю в Азове бил челом о земле пахатноугловской выборного полка солдат Димитрий Попов, один из товарищей Дрожжина, а он происходил из села Куксова.» [1]
«В 1704 году марта 30 дня по присланному Великого Государя Указу из Азова за приписью дьячка Дмитрия Шапкина в Тамбов по челобитье Тамбовского уезду села Куксова выборного полка солдата Дмитрия Попова с товарищи велено в Тамбове в приказной палате справица об отводной земле, которая отведена в 1695 году по Указу Великого Государя по челобитью от товарища их Ерофея Дразжина за Тамбовским Ценским лесом в Пахотном Углу…» [6]
16.12.1702-17.08.1703гг. Дело о взятках.
«…С челобитчиков он, Данила Дохтуров (воевода), с исков их брал взятки: … села Перкина с Григория Кучапина(Дрожжина) от земленова дела тритцать рублев, да с брата иво с салдата Ерофея Кучапина (Дрожжина)с товарищи дватцать рублев …»[3]
1704 год. Продажа земли в Пахотном Углу перкинскими жителями
«…по отношению к 1704 году, в прошлых годах Тамбовского уезда, села Перкина, успенский поп Иван Гаврилов, да земец того же села Терентий Вандышев с товарищи своими продавали Авраамию, бывшему митрополиту Рязанскому и Муромскому, часть пахатноугловских земель за Хопёрскою дорогою к реке Ломовису. А земли те назвали оброчною вотчиною того попа и земцев…» [1]
1704 год. Челобитье из Азова Карпа Кудрявцева и Ерофея Дразжина с товарищи.
«…Челобитье Тамбовского уезда села Пахотного Угла солдата Карпа Кудрявцева и Ерофея Дразжина с товарищи написано в 1704 году в марте месяце били они челом в Азове. Подали челобитную о прежней их отводной земле, которая отведена им 1695 году в Тамбовском уезде в урочище на реке Керше в Пахотном Углу на завладельщиков, которые после их отводу завладели неправо, когда они были на государевой службе на ТаганРогу…» [6]
1704 год. Перепись, дворы солдат выборного полка
К сожалению, перепись сохранилась не полностью!!!. Может поэтому в списке нет солдата Ерофея Дрожжина, а может потому, что он еще на службе в Таганроге, хотя двор его товарища солдата Кудрявцева присутствует. Возможно, что аналогичная причина отсутствия в переписи Иван Григорьев Кобызев, товарища Корытина. .
Дворы солдат выборного полка: Якова Плотникова, Назара Кудрявцева, Гаврилы Немисова, Панкрата Федина, Селиверста Жидиловского, Прокофия Хитина, Степана Бессонова, Филиппа Макарова, Савелия Иванова сына, Марка Тимофеева сына, Ивана Баранова, Осипа Корытина, Игната Серебрякова, Гаврилы Ярыгина, Потапа Потапова, Григория Мамонтова, Алексея Милосердова, Андрея Милосердова, Родиона Уварова, Ивана Куксова
«…Находясь в это время под Азовом, Ерофей Дрожжин со своими товарищами, другими солдатами, начинает обращаться с челобитными о неправом завладении землей, которая, как он считал, отведена ему, Ерофею, за большим Ценским лесом в Хмелинском и Саварских ухожеях на Пахотной поляне.
Особенно разгорелась эта борьба после возвращения Ерофея Дрожжина и его сторонников из-под Азова в 1705-1706 годах. Кроме этого, сторонники Ерофея Дрожжина пытаются захватить еще и земельный участок за Студеным оврагом (ныне Зеленовский овраг), отведенный дворцовым крестьянам соседнего села Земетчины.
Спор за этот земельный участок между земетчинскими крестьянами и пахотноугловскими солдатами продолжался несколько лет. Спорный вопрос был разрешен в пользу дворцовых крестьян...» [8]
Участники земельных споров. [6]
1. Со стороны Дрожжина
(в документе встречаются фамилии 16 человек, а не 55, из которых в последующих переписях в ПУ встречаются только 2 фамилии)
1.Ерофей (Степанов) Дрожжин, Солдат, из Перкино, имел бортные ухожья в Земетчено. Есть в 1710 в ПУ 2. Григорий (Степанов) Кучапин / Дрожжин, Крестьянин (солдат?), есть в Земятчино в 1704, родом из Перкино 3. Гаврила Данилов (Дрожжин?) крестьянин, Земятчино 4. Карп Кудрявцев, Выборного Полку солдат, из Черленого. Есть в 1704 в ПУ 5. Иван Вельяминов Зернов 6. Трифон Иванов Пороватов / Поровятов/ Паровитов, Земец (перевод: пчеловод или мелкий землевладелец), из Перкино. 7. Роман Кузоватов, из Перкино? 8. Данко Пороватов, из Перкино?
Пахотные солдаты, взятые в Тамбове, иногородцы
9. Фатей и Антип Синельниковы, 10. Федот и Семен Рогов, 11. Степан Петраков, 12. Спиридон Уваров, 13. Тимофей Мельников/ Меньшиков, 14. Марк Петров
2. Противники Дрожжина, дворцовые крестьяне из с Земетчина:
1. Евтифей / Ефтифей/ Ефтефей Гаврилов Меньшиков/Ме(ы)льников/ Сыряпин, корни в Перкино, 2. Павел Кондратьев, 3. Никита Пояркин/ Пояров, 4. Иван Кикин, 5. Гаврила (Михайлов) Бызин/ Бизина/ Безина, / Дроботухин, 6. Степан (Петров) Стрельников, 7. Павел Емельянов Федоров.
3. Солдаты, поселенные в ПУ.
Осип Корытин и товарищи писали челобитную в 1695г., солдаты заселены, крепость (документ) потеряна.
(По тексту документа эта "компания" именуется также, как "Федот Семенов и товарищи").
1. Осип Корытин, из Куксово. Есть в 1704 в ПУ Осип Петров 2. Иван (Севостьянов) Баранов, из Черленое Есть в 1704 в ПУ 3. Алексей (Исаев) Милосердов, из Кукосово Есть в 1 704 в ПУ Алексей Исаев 4. Федот Семенов(Макридин?), из Кукосово. Есть в 1710 в ПУ 5. Федор Милосердов, из Кукосово 6. Петр (Федоров?) Милосердов 7. Иван Жданов (Ждановы есть в Перкино) 8. Родион Уваров (Уваровы есть в Куксово) 9. Федор Ерин, из Куксово 10. Семен Яковлев Свешников, 11. Козма Федотов Патриков / Патрин, 12. Иван Григорьев Кобызев. Есть в 1710 ПУ
1710 год. Челобитие Фомы Потапова
1710 года июля 8 дня на имя державного царя государя Петра Алексеевича с челобитной обращается солдат деревни Пахотного Угла Тамбовского уезда Фома Потапов. Он жалуется на то, что солдат выборного полка Федот Ломакин и его брат Иван Ломакин незаконно завладели его землею в той деревне Пахотном Угле и просит разрешить данный спор. 1714 г. РГАДА ф. 402, оп.1 ед. хр. 534 Дело о пересылке дел. О выделение земли в Пах.Уг. солдатам выборного полка братьям Ломакиным Федоту и Алексею. Упоминается старое селище Поганки
Перепись 1710г. (не сохранилась), но возможна частичная реконструкция по данным переписи за 1714 г.( РГАДА. Ф. 350. Опись 1. Дело 404)
1.Терентей Яковлев сын Попов 2. Степан Яковлев сын Терехов 3.Степан Иванов сын Савельев 4. Иван Никитин сын Липовской 5. Семен Архипов сын Карин? 6. Ерофей Степанов сын Кучапин (Дрожжин) 7 Семен Минаев сын Макридин 8. Савелей Евстратов сын Подковыров 9. Иван Григорьев сын Кобызев 10. Максим Иванов сын Трешуков 11. Иван денисов сын Плетнев 12. Фома Федоров сын Гурин 13. Федор Васильев сын Кукосов 14. Семен Никитин? Сын Липовской 15. Самойла Кирсанов сын ------ 16. Иван Селиверстов сын Нестеров 17. Михаил Ларионов сын Уваров 18. Андрей Лаврентьев сын Милосердов 19. Филип Егоров сын Милосердов 20. Гаврила Григорьев сын Мамонтов 21. Минита (Никита) Иванов сын Ломакин 22.Ульян Пракофьев сын Корякин 23.Семен Емельянов сын Неплюев 24. Федот Лукьянов сын Саблин 25. Семен Яков сын Фефилов 26. Кирила Игнатов сын ----- 27. Нифатей Иванов сын ---- 28. Иван ---- сын Дубровской 29. Никита Ефимов сын Томилин 30. Федор Карпов сын Кудрявцев 31. Аверьян (Яковлев) 32. Никифор Савельев сын Сарыгин 33. Степан Кондратьев Трегубов 34.Иван Марков Дураков 35. Иван Савельев Баранов 36. Осип Петров Карытин
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Во второй половине XVIII века в Тамбовском уезде были проведены большие работы по межеванию земель. По результатам этих работ были подготовлены карты и межевые планы землепользования. Нанесены на эти карты и планы практически все географические объекты. Среди этих объектов оказалась и река Большая Керша.
Как сказано в Экономических примечаниях к генеральному межеванию - «Река Большая Керша начало свое приняла Тамбовского уезда из лесных болот. Протекает в смежный Моршанский уезд. На ней построено семь мучных мельниц и одна сукновальня». (РГАДА, ф. 1355, оп. 2 д.1650). Или по другому - Истоки реки Керша находятся в Рассказовском районе (современная география), далее река протекает через Бондарский район, в Моршанском районе она впадает в реку Цну.
Современные методы и соответствующая техника позволяют более детально нанести на план-карту любой объект. Поэтому могут быть расхождения с материалами XVIII века. Но, вернемся назад, примерно лет так на 250-280. Посмотрим, как это было.
Во второй половине XVIII века река Кёрша, от места слияния реки Ближняя Керша и реки Дальняя Керша (ныне вблизи с. Керша и с.Казывань) имела название река Большая Кёрша.
По берегам реки были расположены села и деревни – Спасское, Талинка тож; Троицкое, Керша тож; Казывань, Пахотный Угол, Бычки, Городище, Кривополянье, Большое Никольское, Ряжское тож; Федоровка, Зайцево тож, Земетчино (примыкало), деревни Малое Городище (сельцо Городище, Гусевка тож, 19 в), Болдинка (сельцо Бычки, Крым тож – 19 в), возможно были и др.
На небольшом, по протяженности участке реки (от Земетчины до Федоровки, 10-12 км) было 7 плотин, на которых было - 7 мельниц и одна сукновальня. Главное предназначение плотин в тот период было – создание необходимого запаса воды для работы мельниц. Конечно, на водохранилищах гнездились различные водоплавающие птицы, было много рыбы. И так.
1. Вблизи села Земетчино мучная мельница на реке Большая Кёрша при впадении речки Казыванка (Казыванья), о трех поставах с толчеёю. Мельница работала круглый год, кроме половодья. Мельница принадлежала Воронежским фабрикантам Гардениным. Сами они жили в селе Анастасьевском (с. Бондари), где у них были фабрики.
В настоящее время речка Казыванья называется – р. Козычка. Судить не буду. Но в спорных материалах между земетчинскими крестьянами и пахотноугловскими солдатами в начале XVIII века речка значилась под названием Казыванья. Многие географические названия претерпели изменения. Название реки перешло в последующем в название населенного пункта – Казывань (Казыванье).
Откуда произошло название речки Казыванья. Все исследователи, занимавшие изучением истории заселения земли тамбовской, отмечают, что это заселение шло с севера, со стороны нынешней Рязанской области. Первопроходцы - выходцы из Шацкого уезда, передвигались по рекам Цна, Керша, Ломовис и другим, менее значимым. Для лучшего ориентирования на местности древние люди давали наименования значимым природным объектам. Так возникали в первую очередь, названия рек, вдоль которых наши предки в основном передвигались, а затем и других мест. Возможно, в это время и возникло название реки – Казыванье.
В Словаре русского языка XI – XVII века (АН СССР, изд – во Наука, М. 1980 г., вып. 7, стр. 26) имеется слово «казывати», которое означает в современном русском языке « показывать». Поэтому для тех людей, которые шли с севера в южные рубежи, река могла быть каким-то указателем. Соответственно и получила название «казывати» - показывающая, указывающая. Куда она указывала? Можно только предположить. Не исключено, что она указывала на дорогу, которая проходила по водораздельной части между реками Керша и Ломовис и в последующем именовалась как «казацкая», «хоперская».
Возможен и второй вариант происхождения названия. Река Казычка, а более раннее название – Казыванье, берет свое начало с водораздельной части, расположенной между реками Керша и Ломовис. По этому водоразделу в далекие времена передвигались кочевые племена, проживавшие по Волге и в Северном Каспии, направляясь в сторону древних русских городов – Рязани, Владимира, Москвы. В последствие, здесь (по водоразделу) проходила дорога, которая именовалась «Хоперской», «Казацкой». Вот, может быть в это время и возникло название реки Казыванье - от слов используемых представителями тюрских племен. Например, в том же Словаре имеется понятие «казый» («кадый», «кадий»), что означает «мусульманский судья».
Название села Казывань Бондарского района Тамбовской области связано непосредственно, по мнению автора, с названием речки Казванья
2. «Состоящая внутри дачи села Пахотного Угла мучная мельница владения Воронежских фабрикантов Якова, Потапа, Дмитрию Андреевичей детей Гардениных».
Находился этот земельный участок в районе современных улиц Борок и Кормышевка, по обеим берегам реки Керша. Сама мельница располагалась на противоположной стороне реки Большая Керша, мушная (мучная) мельница о четырех поставах и одною толчеёю, действовала круглый год, кроме талой воды. Смолоть могла разные хлеба. Обслуживалась наемными работниками фабрикантов Гардениных.
3. Сукновальная мельница на реке Большой Керше владение фабрикантов Ивана и Петра детей Гордениных. Всего земли 20 десятин и 90 кв. саженей. Эта платина располагалась в южной части села Бычки. Оная мельница положение (т.е. сооружена) имеет на правой стороне реки Большая Керша и большой дороги из города Тамбова в город Керенск. Та река против (напротив) оной дачи в жаркое время бывает глубокой и широкой, в ней много разной рыбы.
Мельница сукновальная о четырех поставах и мельница мучная об одном камне. Действует круглый год, кроме повреждения. На ней производится первичная подготовка сырья (шерсти) для фабрик в селе Анастасьевское (Бондари тож) означенных фабрикатов.
На оной фабрике бывает помол хлеба для расходов на фабрике. Здесь речь идет о самой большой платине по Бычками, что со стороны Пахотного Угла. (по материалам РГАДА, фонд 1340, оп. 2, ед.хр. 429, 430, 431 и др.)
Мельница в этом месте на Большой реке Керша между селами Городище и Бычки первоначально была построена в первой четвери 18 века однодворцем села Бычки Семеном Кузнецовым, на земле села Бычки, на их стороне.
Построена она на земле, которая в тот момент (судя по архивным материалам) принадлежала однодворцу того же села Мартину Ракитину. Учитывая это – (построена Кузнецовым, но на земле Ракитина) мельница принадлежала и Кузнецову и Ракитину в равных долях.
В 1726 году однодворец Мартин Ракитин продал свою долю помещику села Городище прапорщику Василию Балабанову.
В пятидесятые годы 18 века в этих местах начинают обживаться воронежские фабриканты Гарденины. В Анастасьевском (Бондарях) они строят суконные фабрики.
В 1758 году Семен Кузнецов из той мельницы продает свою половину фабрикантам Горденинным.
Вторую половину мельницы Горденины приобретают у купца Макишина, (неизвестно почему она оказалась у него).
Сукновальная мельница за период нахождения у фабрикантов Гордениных содержалась ими и была «разстроена» (фото схемы платины).
В 1783 и 1792 годах были проведены межевые работы. Спорные вопросы по земле сняты. Претензий со стороны однодворцев села Бычки не было. В последние годы 18 века и первые годы 19 века у Гордениных возникли проблемы с Казенным ведомством. У них была изъяты мельницы в районе Тулиновки и в районе села Пахотный Угол. Эти мельницы были соответственно переданы Трегуляйскому монастырю и однодворцам села Пахотный Угол.
Однодворцы села Бычки тоже хотели заполучить сукновальную мельницу, которая находилась на их землях. Споры продолжались долго. У них ничего не получилось.
По решению государственных властей суконная фабрике в селе Бондари (Анастасьевское) была изъята у фабрикантов Гордениных и вместе с ней сукновальная мельницы под Бычками и переданы в Казенное ведомство. В ноябре 1811 года по распоряжению министра внутренних дел было велено суконную фабрику, расположенную в Бондарях, вместе с ней и сукновальную мельницу (Бычки) купцов Гордениных передать во владении Коммерции советнику Мартину Лиону.
В последующем, с переменой хозяев суконной фабрики в Бондарях, менялись и хозяева мельницы. Кто был последним хозяином – вопрос??? В настоящее время земляная насыпь от прежней платины сохранилась. Можно посмотреть, не только на фото. Остались небольшие омута.
4. В районе с. Бычков была еще одна платина. Это к северу от села, или вниз по течению реки. Она была, приблизительно в том месте, где было стойло стада села Бычков, почти напротив Крыма. Граница между землями бычковскими и городищенскими практически от Пахотного Угла до Кривополянья проходила по реке Большая Кёрша. Здесь на левом берегу реки была мельница мучная, о трех поставах и одною толчеёю, принадлежала селу Городище. Работала круглый год, кроме половодья. Сказано, что мельница отдается под бронь (в аренду), за 70 рублей в год. Доход – помещику Кузнецову. В настоящее время на этом месте имеется небольшой омут.
5. За родничком, называемым «Золотым» (где овраг - Куштина лапка, Кривополянский овраг тоже) была еще одна мельница мучная. Располагалась на левом берегу. Принадлежала крестьянам села Кривополянье. Работала круглый год, кроме периода половодья.
6. В районе села Большое Никольское - Мучная мельница о пяти поставах, с одною толчеёю, действует весь год, окромя полой воды, мельница однодворческая.
7. В районе деревни Федоровка (Зайцево тож) имеется мельница мучная – надворной советницы Александры Петровны Бегичевой, о двух поставах и толчеёю. Мельница работала круглый год, за исключением периода половодья и повреждений. Доходов бывает поступает в год по сто рублей.
Со временем ситуация с платинами на реке Большая Кёрша (просто Кёрша) менялась. Где-то возводись новые платины, где-то сооружались новые мельницы, расширялись – старые.
Например. В Пахотном Углу, районе впадения ручья Рудинский Ржавец (просто Рудный) в первой половине двадцатого века действовала мучная мельница. В послевоенный период заведовал этой мельницей хомутовский житель П.П.Павлов. В 1948 году мучная мельница была переоборудована в гидроэлектростанцию. Электрический ток, вырабатываемый на ней использовался для освещения домов и хозпостроек колхоза им. Буденного (Патровка, Серединка).
Во второй половине на реке Кёрша платины сторились, перестраивались. Крупные водохранилища построены в верховьях р. Ближняя Керша, р. Дальняя Керша, р. Козычка (р. Казыванья).
А. Милосердов
Фото:
1. Платины на реке Большая Керша, были в 1783 году.
2. План платины на реке Большая Керша, в районе села Бычки. Вторая половина 18 века.
3. Насыпь самой большой платины под Бычками и место мельницы сукновальни. 2023 год.
4. 2023 год, конец апреля. Река Керша. Примерно здесь была платина и мельница городищенских крестьян.
5. Река Керша под Бычками. Примерно здесь была платина и мельница однодворцев с. Городище.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Правильно ли я понимаю, что в 19 веке было два населенных пункта с названием Бычки? Болдинка (сельцо Бычки, Крым тож) - это второе село с таким названием? Как помните, я так и не нашла Березовских в с. Бычки, что возле Пахотного угла. Если это так, то Ваш пост дал надежду найти их в другом одноименном месте
Комментарий модератора: Анастасия, правильно. Что-то не пришло что голову, что Березовские могли быть в Крыму.
--- К выходу на осень 2025 готовится публикация книги о роде Кудрявцевых в селе Пахотный угол. (1695-1800 гг).
Анастасия, правильно. Что-то не пришло что голову, что Березовские могли быть в Крыму.