Тулинов Михаил Борисович
Фотограф, художник
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14683 | Наверх ##
18 мая 2016 22:23 Взято здесь.Петр Вас. Чаянов. Фотография Тулинова на Кузнецк. мост. д. Тверск. Подворья Москва.
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14683 | Наверх ##
14 апреля 2019 13:23 14 апреля 2019 13:26 Михаил Васильевич Залогин 1822-1876. Фото ателье М.Б.Тулинова 1870-х гг. Один из учредителей и владельцев Фряновской прядильно-ткацкой мануфактуры. Фото взято здесь.
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14683 | Наверх ##
14 апреля 2019 13:35 14 апреля 2019 13:36 Анна Андреевна Лайкевич (Лишина (Лишень) (1837 - 1904), дочь генерал-лейтенанта Андрея Федоровича Лишеня. Фото ателье М.Б.Тулинова. Взято здесь.
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14683 | Наверх ##
14 апреля 2019 13:40 Фото ателье М.Б.Тулинова. Взято здесь.
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14683 | Наверх ##
27 октября 2019 20:20 Фотография художника Михаила Борисовича Тулинова Опубликовано 22.12.2015 17:40Автор: Super User Взято здесь. В историю отечественного фотоискусства Михаил Борисович Тулинов вошел как фотограф-портретист, автор характерных для 1860-х годов «визитных» карточек. В историографии его имя упоминается тогда, когда речь заходит о раннем периоде жизни и творчества известного художника И. Крамского. Теплая дружба, взаимное уважение, помощь советом и делом связывали этих людей на протяжении десятилетий. Тулинов поддержал в земляке страстное желание заниматься живописью, подарил юному Крамскому первые краски и рекомендовал в качестве ретушера харьковскому фотографу Я. Данилевскому. Тулинов убедил юного художника в необходимости обучения в Академии художеств. В одном из писем художник так обратился к М. Тулинову: «Мой отец, брат и лучший ДРУГ» В 1887 году Тулинов по просьбе критика В. Стасова написал «Воспоминания о И. Н. Крамском». Этот документ, а также эпистолярное наследие художника помогают восстановить факты биографии Тулинова — личности незаурядной, творческой. «Я страстно любил живопись и рисовал самоучкой акварелью, занимался, также самоучкой, и фотографией», — пишет он в воспоминаниях. На родине, в городке Острогожске, Воронежской губернии, Тулинов был хорошо известен, и именно к нему обратился путешествующий фотограф Данилевский с просьбой поработать в его «походном ателье» ретушером. Михаил Борисович, ввиду занятости, отказался, предложив вместо себя талантливого мальчика — Ваню Крамского. Во второй половине 1850-х годов Тулинов принял участие в создании «Альбома типов и костюмов Воронежского края». Выполненные им документальные снимки были расцвечены акварелью М. Пановым — земляком, другом, единомышленником, впоследствии тоже фотографом. Художник В. Тимм воспроизвел по мотивам этих снимков два литографских монтажа, опубликованных в «Русском художественном листке» и имевших большой, успех у публики. М. Б. Тулинов приобрел известность, его приглашают в фотографическое отделение при Петербургском главном штабе, он становится вольноприходящим учеником Академии художеств и за акварельный портрет получает звание неклассного художника. Позже Тулинов переходит на службу в фотоателье А. Деньера, сотрудничает в журнале «Светопись». В ближайший круг его общения входили И. Крамской, И. и С. Александровские, А. Деньер, М. Панов — те, кто, в равной мере интересовался изобразительным искусством и светописью, кто верил в новый вид художественного творчества и на практике стремился доказать его возможности. Михаил Борисович долгие годы сохранял дружеские отношения с товарищами по Академии художеств, сотрудничал с членами Петербургской артели художников, оказывал им практические услуги, однако членом артели не стал. В конце 1850-х годов Тулинов перешел к самостоятельной работе фотографа-портретиста. В старой столице, на Кузнецком мосту, в доме Тверского подворья, он купил фотоателье, ранее принадлежавшее С.Зимулину. Вот как описал он начало своей деятельности: «...Щедрин (Салтыков) и Якушкин, гуляя по Кузнецкой улице, заметили на вывеске мою фамилию. Являются в фотографию. Снимаю фотокарточки в разных позах... Через несколько времени являются Краевский.., а в скорости и Некрасов со своей знаменитой собакой... Наконец, А. Н. Островский с А. Ф. Писемским, а затем Аксаков, Самарин, Плещеев, Леонтьев и Катков...» Вспоминая о событиях той поры, Михаил Борисович отмечал важную деталь — в начале 60-х годов на авансцену светописи вышли отечественные мастера, постепенно вытеснившие иностранцев. Изобретение камеры с четырьмя объективами и появление изображений размером с визитную карточку было началом фотографического бума. Снимки стали дешевле, выросло число заказчиков, открылись многочисленные ателье. Изменилась и стилистика фотопортрета. Композиции, выполненные чаще всего «в рост», стали изящнее, артистичнее. Больше значения придавалось естественности, непринужденности позы модели. Фотографы соперничали друг с другом в изобретательности. Почерк Тулинова — дань стилю своего времени. Его произведения отличались утонченностью, декоративностью, сказывалось и влияние школы Деньера. Дела Тулинова в Москве шли настолько успешно, что он открыл филиал своего ателье. Крамской тогда жил рядом, расписывая храм Христа Спасителя. В письме к жене он сообщал: «...После обеда... мы поехали с ним (Тулиновым — Т. С.) в Зоологический сад, в фотографию к нему, которую он там еще выстроил». Память об этом периоде — сохранившийся альбом Тулинова «Виды Зоологического сада в Москве». Пик популярности фотографа приходится на 1860-е годы. В купеческих и дворянских семьях хранилось большое количество его произведений. Салон на Кузнецком мосту охотно посещали литераторы, ученые, артисты, музыканты, художники. Согласно традиции тех лет, позитивы наклеивались на паспарту с фирменными знаками владельца ателье. Это как в зеркале отражало их успехи и достижения. Скромная надпись «Фотография Тулинова» после получения им аттестата Академии художеств сменяется более почетной — «Фотография художника Тулинова». На обороте паспарту появляются дополнительные изображения: государственный герб, медальоны «За трудолюбие и искусство», «Благодарное императорское московское общество сельского хозяйства», «Александр II — император и самодержец Российский». На протяжении долгих лет Михаил Борисович Тулинов состоял членом Московского общества любителей художеств, Общества распространения технических знаний, Русского общества акклиматизации. Был участником и призером московских мануфактурной и политехнической выставок. С начала 70-х годов на паспарту рядом с именем Тулинова появляется имя совладельца П. А. Шаманского. Почему-то удача стала отворачиваться от фотографа. Почти целиком сгорело его ателье на Кузнецком мосту. И некому было ему помочь. Крамской с болью писал: «Михаил Борисович. Придется, вероятно, тебе сообщить правду относительно денег, которые ты у меня просишь. Дело в том, что 1500 р. Серебром для меня такие же немыслимые деньги в настоящее время, как и два года тому назад... Стыдно и неловко мне тебе писать это, особенно теперь, когда тебе нужда...» Пошатнувшееся материальное положение, жестокая конкуренция и, очевидно, личные свойства характера, неспособного противостоять ударам судьбы, приводят дела тулиновского ателье в упадок. В 1877 году он продает его И. Гимеру. Творческое наследие Тулинова сохранилось достаточно полно и представляет большую иконографическую ценность, знакомя с образами многих русских деятелей второй половины XIX века. Михаил Борисович Тулинов. Начало 1860-х годов.
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | Лайк (1) |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14683 | Наверх ##
18 ноября 2019 22:22 6 сентября 2022 20:45 Острогожский купец Тулинов Карп Борисович, брат М.Б. Тулинова.
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
romanovep Новичок
Сообщений: 10 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
22 ноября 2019 15:16 У кого есть метрики Крамского и Его отца Крамского Николай Матвеевича. Сведения о детях и жене Николай Матвеевича? --- Ищу сведения о Романове Моисее участнике Русско - Турецкой войны уроженце с. Сухой Донец Богучарского района. | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14683 | Наверх ##
22 ноября 2019 22:40 romanovep написал: [q] У кого есть метрики Крамского и Его отца Крамского Николай Матвеевича. Сведения о детях и жене Николай Матвеевича?[/q]
Про Крамского здесь нет смысла спрашивать. С Михаилом Борисовичем он, конечно, был близко знаком, но родственником не был. --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14683 | Наверх ##
14 января 2020 21:57 Статья о Михаиле Борисовича с сайта: взято здесьМ.Б. Тулинов приехал в Москву, будучи уже известен как фотограф многим читателям "Русского художественного листка" — журнала, издаваемого В.Ф. Тиммом; в 1860 и 1861 гг. в журнале сообщалось о работе купца Тулинова, предоставившего фотографии для "Альбома типов и костюмов Воронежского края". Тулинов приобщился к фотографии с момента ее появления в России еще у себя на родине, в городе Острогожске. В 1850 г., увлекшись живописью, он "рисовал самоучкой акварелью, занимался, также самоучкой, и фотографией". Юного Ивана Крамского, своего друга, будущего художника, Тулинов в несколько приемов обучил "доводить акварелью и ретушью фотографические портреты". (Это был обязательный процесс для фотографии начала 1850-х гг., и не случайно у истоков ранней фотографии работали многие художники, среди которых Е.И. Берестов, А.И. Деньер, И.П. Раулов и др.) Занятия фотографией определили интерес И.Н. Крамского к психологическому портрету, научили его глубоко и верно судить об искусстве портрета. Разбирая работах харьковского фотографа Я.П. Данилевского, Крамской писал Григорию Турбину 4 февраля 1854 г.: "Портреты его выходят препошлыми; то есть лицо не имеет никаких теней, а только очень резко выходят части его: глаза, нос и рот, и больше ничего. Портреты эти ни в коем случае нельзя хорошо разделать, в особенности красками, а это главное условие портретов…" В 1857 г. Тулинов был приглашен из Воронежа на службу в Петербург в Главный штаб. В Петербурге острогожские друзья — И. Крамской, М. Тулинов и М. Панов, тоже будущий московский фотограф, — вновь встретились. Глядя на занимавшихся в Академии художеств приятелей, Тулинов стал вольноприходящим учеником, а в 1858 г. за акварельный портрет получил звание неклассного художника [1], после чего поступил "в фотографию художника Деньера, где в должности главного помощника прожил более трех лет". В эти годы (до начала 1861 г.) на Невском проспекте в доме № 60 Тулинову принадлежало фотоателье. После его отъезда из Петербурга ответственным лицом фотографической фирмы "Тулинов и К(" до конца 1863 г., по всей вероятности, был М.М. Панов. Когда Тулинов открыл фотографическое заведение в Москве? В Центральном историческом архиве Москвы хранится фонд управления московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова. Среди прочих документов этого управления подшито и заявление М.Б. Тулинова, написанное его рукой, в котором он указал год открытия своей фотографии в Москве: "…фотографическое заведение Мясницкой части 1-го квартала в доме Тверского архиерейского подворья, купленное мною у художника Зимулина в 1861…" [2] Тулинов приобрел ателье вместе с фотографическими машинами, мебелью, фонами. Был набран штат лаборантов. Работать лаборанткой осталась и дочь прежнего владельца фотографии Софья Сергеевна Зимулина (ее отец уехал в город Рыбинск, где с поляком А. Сигсоном открыл фотоателье "Рыбинская фотография С. Зимулина и А. Сигсона"). С.С. Зимулиной в письме к Тулинову от 27 июля 1863 г. передавал приветы И.Н. Крамской. Московские портреты, выполненные Михаилом Тулиновым в 1861-1863 гг., легко определить по текстам на фирменных бланках. Под изображением по полю бланка есть надпись: "Фотография Тулинова" (возможно и отсутствие текста); на обороте: "Фотография Тулинова. На Кузнецк. мост., д. Тверск. подворья. Москва". В ноябре 1863 г. М.Б. Тулинов получил аттестат Академии художеств. После уплаты пошлины за содержание ателье обер-полицмейстер выдал "содержателю фотографии свободному художнику Михаилу Борисовичу Тулинову билет № 122" [3]. С получением аттестата мастер приобретал право внести слово "художник" в вывеску своего заведения и в бланки фотографии. На лицевой стороне бланков 1864 г. под портретом было написано: "Фотография художника Тулинова", на обороте: "Фотография художника Тулинова на Кузнецк. мост., д. Тверск. подворья. Москва". Бланки 1864 г., как и бланки предыдущих лет, довольно редки. Работы Тулинова пользовались спросом, а рекламные тексты были интересны и порой неожиданны. Например, он обращается к заказчикам: "…получая постоянные заказы и слыша лестные отзывы о моих работах, вместе с тем многие недовольны, что я беру цены дороже некоторых фотографов; а потому, имея в виду расширить круг действий фотографических работ и увеличить в будущем году мое фотографическое заведение, я решился в виде опытов понизить цены в настоящее время в сл[едующем] порядке: за 12 портретных карточек — 6 руб. (прежняя цена — 9 руб.), за 6 — " - — 3 руб. (прежняя цена — 5 руб.), за 12 на белом фоне -"- — 8 руб. (прежняя цена — 12 руб. ), за 6 на белом фоне — " - — 4 руб. (прежняя цена — 7 руб. 50 коп.), за 12 карточек в два и три лица — 10 руб. (прежняя цена — 15 руб. и 20 руб.). Студенты университета, а также воспитанники и воспитанницы всех учебных заведений платят за 12 карточек 5 рублей. Для желающих получить портреты в красках приглашены в сотрудники лучшие художники" [4]. В течение 1864 г. М.Б. Тулинов был фотографом Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, выполнял задания на территории Московского зоологического сада. В июле 1864 г. журнал "Фотограф" сообщил о том, что "во время посещения Государем Императором Зоологического сада в Москве фотограф Русского общества акклиматизации Тулинов имел честь поднести Его Величеству альбом фотографических видов и снимков с животных сада, который всемилостивейше принят" [5]. Тулинов облюбовал территорию Зоологического сада для своего второго ателье. Прошение было подано, обошло все инстанции и рассматривалось более чем благосклонно. "Принимая во внимание, что Тулинов поведения благонадежного, имеет в своем содержании частное фотографическое заведение… и как художник фотографического дела за успешное исполнение поручаемых ему Русским обществом акклиматизации работ пожалован правом изображать на вывеске своего заведения государственный герб… я не нахожу с своей стороны препятствий к удовлетворению означенного ходатайства…" — констатировал обер-полицмейстер 9 июля 1865 г. За короткий срок Михаил Борисович обустроил фотоателье, в конце августа 1865 г. оно уже функционировало. Подтверждением служит письмо Крамского жене в Петербург от 28 августа 1865 г.: "…пробыл у Тулинова утро, а после обеда (здесь обедают в час) мы поехали с ним в Зоологический сад в фотографию к нему, которую он там еще выстроил" [6]. С августа (возможно, чуть позже) тулиновские бланки стали издаваться в нескольких вариантах: с изображением государственного герба и с адресами на Кузнецком мосту и в Зоологическом саду. В этом же году М.Б. Тулинов числился членом-любителем Московского общества любителей художеств. Одним из первых в Москве Тулинов освоил заграничные нововведения в фотографии. Так, в декабре 1865 г. он познакомил москвичей с выпуклой фотографией: "В недавнее время в Англии изобретены выпуклые фотографии, так называемые фотокамеи; эти очень красивые фотографии, давая лицу выпуклость, прибавляют к верности фотографического снимка рельеф и тем самым сближают еще больше его сходство с натурой. Фотокамеи делаются в моей фотографии по 4 руб. за дюжину" [7]. Рекламируя работу своего ателье в Зоологическом саду, фотограф объяснял: "Специальность заведения — снимки с животных, а потому г-д любителей, желающих иметь портреты с лошадей, просят обращаться в фотографию Зоологического сада…" [8] В те годы, чтобы сфотографировать группу людей в интерьере, надо было расставить или рассадить их в линию, так как глубина изображаемого пространства у объективов была незначительной, т.е. фотограф не мог запечатлеть людей, расположившихся, например, в разных местах комнаты. В 1864 г. Михаил Тулинов отправил в Петербург снимки, сделанные им с помощью изобретенного Норбертом Габричевским объектива. Как писал журнал "Фотограф", "А.В. Фрибес предъявил полученные из Москвы от фотографа Тулинова фотографические снимки, представляющие группы из нескольких лиц, находящихся в разных планах. Последний план от первого на расстоянии 7 аршин, а между тем все фигуры получены совершенно в фокусе. Рисунки величиной более 6 вершков в длину и 5 в ширину. По уверению Тулинова они произведены объективом в 36 линий в диаметре на расстоянии 3 аршин от первой фигуры. Жаль, что г-н Тулинов не сообщил сведений: какой длины фокусное расстояние объектива и сколько времени продолжалась экспозиция; без этих сведений нельзя было сделать положительного заключения о достоинствах прибора… Окончательное решение о перспективных рисунках, получаемых посредством изобретенного г-ном Габричевским объектива… отложено до окончания опытов, производимых с тройным объективом Дальмейера" [9]. Изобретение Габричевского впоследствии было признано. О новых успехах Тулинова рассказывают бланки 1866 г. Возьмем один из них. По-прежнему остался неизменным только текст под изображением: "Фотография художника Тулинова". На обороте бланка вверху — государственный герб; ниже сообщается, что Тулинов — участник Московской мануфактурной выставки 1865 г., на которой "за фотографию пожалован от их Императорских Величеств Государя и Государыни бриллиантовыми перстнями" и медалью "За трудолюбие и искусство"; это оформление бланков самое красивое за все предыдущие годы. Нагрянувшая внезапно беда подкосила фотографа: в 1867 г. случился пожар в его основном ателье на Кузнецком мосту, где, по словам Тулинова, сгорело все, в том числе и письма И.Н Крамского 1850-х гг., когда юный художник в качестве ретушера странствовал с фотографом Данилевским по городам России. Нанесенный пожаром материальный ущерб был велик. Друзья не в состоянии были помочь Тулинову. Крамской в письме от 12 мая 1867 г. с грустью писал ему: "Михаил Борисович. Придется, вероятно, тебе сообщить правду относительно денег, которые ты у меня просил. Дело в том, что 1500 руб. серебром для меня такие же немыслимые деньги в настоящее время, как и два года тому назад… Стыдно и неловко мне писать тебе это, особенно теперь, когда тебе нужда, но надо же сказать так, как оно есть. Что делать?.." Ателье на Кузнецком мосту было восстановлено, но закрылось заведение на территории Зоологического сада; долго еще Тулинов надеялся открыть его вновь. Только в 1871 г. он отказался от помещения. С 1872 г. в Зоологическом саду открыл свою фотографию М.Г. Гордеев. М.Б. Тулинов был удивительно добрым, отзывчивым, дружелюбным человеком, он объединял вокруг себя земляков и знакомых. К нему обращались с заботами, бедами, и он не отказывал ни в совете, ни в помощи. У него на время поселился М.М. Панов, приехавший из Петербурга в Москву в 1863 г. после окончания Академии художеств. В 1865 г. у Тулинова жил И.Н. Крамской, приехавший в Москву для работы над росписью храма Христа Спасителя; в его доме нашла приют и мать художника, навестившая сына. Летом 1867 г. Крамской с семьей гостил в имении Тулинова, в деревне Выползово Владимирской губернии Переславль-Залесского уезда. Здесь он работал над первоначальными вариантами картин "Христос в пустыне" и "Осмотр старого дома". Картина "Осмотр старого дома" возникла не случайно: вместе с имением Хвостова Тулинов купил и собрание русской старины: сундук и четки Иоанна Грозного, фаянс, картины, подсвечники, люстры и т.д. (Часть этой коллекции приобрели братья Щукины — Николай и Петр Ивановичи.) В этом доме, полном старинных вещей, Крамской и начал портрет М.Б. Тулинова. 15 января 1868 г. художник писал своему другу: "Портрет твой стоит у меня в раме, и если ты будешь в Петербурге, то я кончу фигуру с тебя, а если нет, то весною привезу его оканчивать в Москву". Интересен круг друзей-земляков фотографа: это ученые Н.И. Второв и К.О. Александров-Дольник, поэт И.С. Никитин, академик А.В. Никитенко, художник С.П. Павлов. В трудное для себя время Тулинов протянул руку помощи другу по Академии художеств и земляку П.А. Шоманскому: "Я, Тулинов, желаю взять к себе в сотрудники классного художника Платона Антонова Шоманского, на что я, Шоманский, и изъявляю согласие. Просим мы… выдать свидетельство общее Тулинову с Шоманским" [10]. Свидетельство на совместную работу было выдано 30 ноября 1871 г. Так появились фотографии с рекламным текстом под изображением: "Художники Тулинов и Шоманский". Впрочем, работа вместе продолжалась не очень долго. 31 января 1873 г. Михаил Борисович вновь подал прошение: "Желаю перевести содержимое мною Мясницкой части 1-го квартала, дом Тверского подворья, фотографическое заведение в Мясницкую часть 3-го квартала… причем присовокупляю, что сотоварищ мой по фотографии г-н Шоманский отказывается, в чем есть от него расписка, которую также прилагаю при этом прошении" [11]. В 1873-1877 гг. на обороте бланков тулиновских работ размещался следующий текст: "Фотография Тулинова. Москва, Мясницкая, Вятское подворье против д. Черткова", а к изображению государственного герба и медали прибавилось изображение пятиконечной звезды (символа света). На Московской политехнической выставке 1872 г. за медальонную фотографическую камеру М.Б. Тулинов получил бронзовую медаль. В 1875 г. он состоял в Обществе распространения технических знаний — в фотографическом и учебном отделах [12]. В мае 1877 г. фотография Тулинова перешла к дмитровскому мещанину Ивану Гимеру. Как в дальнейшем сложилась судьба Михаила Борисовича Тулинова, неизвестно. В 1887 г. он откликнулся на смерть И.Н. Крамского. Его воспоминания о друге юности включены в книгу: "И.Н. Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи" (Издание А. Суворина. СПб., 1888). Портрет Тулинова, написанный Крамским, вошел в каталог посмертной выставки произведений художника 1887 г., но на самой выставке не экспонировался. С тех пор о его местонахождении ничего не было известно. И вдруг летом 1987 г. к юбилейной выставке, посвященной 150-летию со дня рождения И.Н. Крамского, Третьяковская галерея получила неожиданный подарок — портрет М.Б. Тулинова. Портрет был передан в дар галерее по завещанию внучатого племянника фотографа американского гражданина Джона Рота, проживавшего в Сан-Франциско [13]. 1. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. 1764-1914. С. 200. 2. ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 24. Д. 957. Л. 55. 3. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 179. Д. 880а. Л. 18. 4. Московские ведомости. Прибавление № 240. 1863. 5 ноября. С. 6. 5. Фотограф. 1864. № 7. С. 177. 6. ГТГ. Рукописный отдел. Ф. 16/8. 7. Московские ведомости. 1865. № 276. 16 декабря. С. 7. 8. Московские ведомости. 1865. № 273. 12 декабря. С. 4. 9. Фотограф. 1864. № 3-4. С. 58. 10. ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 25. Д. 1398. Л. 67. 11. ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 25. Д. 314. Л. 11. 12. Адрес-календарь разных учреждений г. Москвы на 1875 г. Изд. Типографии при Канцелярии московского обер-полицмейстера. С. 822, 824. 13. Карпова Т. История одного портрета. М., 1988. № 8. С. 179. --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | Лайк (1) |
romanovep Новичок
Сообщений: 10 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
1 декабря 2020 6:10 Дата рождения Крамского указана вами неверно....
 --- Ищу сведения о Романове Моисее участнике Русско - Турецкой войны уроженце с. Сухой Донец Богучарского района. | | Лайк (1) |
|