⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Фомины Моя Архангельская линия.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 Вперед → Модератор: alex_energo |
alex_energo Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14690 | Архив ФИРИ РАН, Ф.10, оп.3, д.775 Книга Архангелогородской губернии, той же провинции ниже показанных уездов черносошных волостей, и синодального ведения вотчин крестьян и прочих мужеска полу душ званий, учинена из поданных в 719 году сказок [в] 1725 году. Синодального ведения, Архиерея Холмогорского крестьяне л.606об. В Княжестровской волости Спаского стану В деревне на Лявлеострове по генералному свидетелству 722 года 4 двора, в тех дворах мужеска полу душ <...> 12. Фоминых нет л.608об. В деревне на Усть Лявли реки, на нижной стороне по генералному свидетелству 722 года 1 двор, в том дворе мужеска полу душ: По скаски 1719 года: 291. Иван Гаврилов сын Фоминых, 73 У него два сына: Андрей, 33 Михайло, 26 У Андрея сын Антипа, 6 Итого 4 души А в 720 году в подаче сказок и доношений не было 217. По скаске 721 года Андреян Андреев сын Фомин, 3 лет Всего в вышеписанной деревне 5 душ Черносошных крестьян Княжостровской волости нет |
alex_energo Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14690 | Так как мой пра(5)дед Иван Иванович Фомин женился на Немановой Федосье, дочери Степана Немонова, выложу ещё некоторые данные по фамилии Немонов из тех же дел архива ФИРИ, где и мои Фомины были найдены. Для дальнейших поисков. Архив ФИРИ РАН, Ф.10, оп.3, д.27 Л.660об. Деревня Подыбов Двор Во дворе Алексей Панкратов сын Немонов штидесяти пяти лет, жена Парасковья штидесяти лет, сын Григорий тритцати лет, жена Маря дватцати девяти лет Во дворе Сергий Дементьев сын семидесяти двух лет, жена Уляна семидесяти лет сын Борис сорока лет, жена Ксенья тритцати пяти лет дочь Фекла восми, Евдокия трех лет Дворы пустые: Двор пуст бобыля Евсея Панкратева, умре в прошлом 707 году, жена ево Маря, бездетна, сошла в мир кормитца безвестно Двор пуст Самсона Панкратьева сына Немова от хлебной скудости (нрзб.) сшел к Архангелскому городу кормитца в прошлом 709м году. Л.662 Деревня Левкины Дворы пустые Двор пуст Матфея Немонова, выехал ис (нрзб.) к Архангелскому городу на посад в давных летех. Л.663 Деревня Федосов Двор Во дворе Семен, Яков Ермолины дети Немовы, Семен пятидесяти лет, Яков сорока семи лет. У Семена жена Федосья сорока пяти лет, сын Михайло дватцати лет, холост, дочь Татьяна семи лет, у Якова жена Анна сорока лет, дочь Агафья десяти лет, у них изба ветхая пустая |
alex_energo Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14690 | Архив ФИРИ РАН, Ф.10, оп.3, д.776 Книга Архангелогородской губернии, той же правинции ниже показанных уездов черносошных волостей, и синодального ведения вотчин крестьян и прочих мужеска полу душ званий, учинена из поданных в 719 году сказок [в] 1725 году. Л. 468 В деревни Федосеевской по генералному свидетелству 722 году 2 двора По скаске 719 году: Яков Ермолаев сын Немонов, 55 У него сын Иван, 6 В деревни Пару[но]вской и Подыбова тож по генералному свидетелству 722 году 6 дворов … а всего 26 душ Л.469 По скаске 719 году: Самсон Панкратов сын Немонов, 61 У него сын Федот, 37 У Федота сын Иван, 2 Семен Ермолаев сын Немонов, 68 У него сын Михайло, 28 У Михайла сын Иван, 2 Григорей Артемьев сын Немонов, 37 У него сын Козма, 7 У него ж брат Михайло Иванов сын Немонов, 56 У него сын Козма, 10 Борис Сергеев, сын Немонов, 48 По скаске 721 году Максим Самсонов сын Немонов, 30 У него сын Дмитрей , 1 У него брат Филипп, 25 У них дядя Василей Немонов, 78 Никита Григорьев сын Немонов, 13 У него брат Алексей, 10 У них дядя Калина Немонов, 30 Тит Михеев сын Немонов, 6 Степан Евсеев, сын Немонов, 30 По свидетелству 722 году прописные: Алексей Полуянов сын Немоновых, 80 Иван Никифоров, сын Немоновых, 70 Л.469 об. 723 года марта 2 дня Явившиеся после свидетельства из бегов прописные: Антон Иванов сын Немонов, 41 У него сын Степан, 10 Л.470об. Деревни Лявлинской по генералному свидетелству 722 году 7 дворов… а всего 33 души По скаске 719 году Иван Панкратов сын Немоновых, 62 У него сын Калина, 25 Л.471 По присланной от капитана Князя Вадбалского августа 7 дня 724 году ведомости высланные от городу Архангелского на прежние жилища Трофим Матвеев сын Немонов, 31 У него сын Григорей, 2 Прокопей Матвеев сын Немонов, 51 У него дети Иван, 20 Иван же, 7 Иван же, 5 Генваря 16 дня 725 году сын же ево Ермолай, 2 Л.483об.-484 По присланной от капитана князя Вадбальского августа 7 дня 724 году ведомости высланных от города Архангельска на прежние жилища Княжестровской волости Деревни Подыбова Василей Иванов сын Немоновых, 10 У него брат Петр, 6 |
alex_energo Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14690 | В предыдущей записи встречаются два Степана Немоновых, любой из которых может оказаться моим пра(6)дедом (если не было какого-нибудь третьего Степана). Разница у них в годах лет двадцать, но оба могли быть отцом Федосье (одному на день рождения Федосьи было чуть больше 20 лет, другому чуть больше 40). Видимо придётся опять связываться с архангельским архивом для получения дополнительных данных о Степане Немонове в ревизии населения Вологодского наместничества Архангельской округи Княжестровской волости за 1782г. (4-я ревизия) (Ф.51. Оп. 11 т.2. Д.2660). |
anto Сообщений: 5793 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 4453 | alex_energo написал: Видимо придётся опять связываться с архангельским архивом для получения дополнительных данных о Степане Немонове в ревизии населения Вологодского наместничества Архангельской округи Княжестровской волости за 1782г. (4-я ревизия) Зачем? Надо просто смотреть 3 ревизию в РГАДА. В 4 ревизии (с данными по третьей) Степана может и не оказаться - мог уже умереть. |
alex_energo Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14690 | Да, Антон. Спасибо за совет. |
alex_energo Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14690 | Исторический очерк Лявлинского прихода Архангельской епархии, автор - Илья Иванович Легатов. Издание 1879 г. [ Изображение на стороннем сайте: e0e930b400b8.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 88e357c8cc10.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 08c62b68c436.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: f7483d9197b2.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 018b1cdb70e3.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: b7d6b30daf32.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 9a4a8168886b.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 3b7e63a51687.jpg ] |
alex_energo Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14690 | Из книги английского путешественника Стефана Грэхема "Непознанная Россия" (вариант перевода - "Неоткрытая Россия") (1914 г.) Событие происходило в 1910 г. Всю книгу можно прочитать здесь. Глава 14 ДЕРЕВЕНСКАЯ СВАДЬБА (СВАДЬБА В ЗАЧАПИНО) Вечером мы собрались в избушке Переплетчикова в деревеньке Зачапино. Здесь на следующий день должна была состояться свадьба. Прибывающих со всей округи гостей размещали по соседям. Спиртное и пиво лились рекой. Переплетчиков отвел меня в комнату, где стояло множество больших и маленьких оплетенных бутылок водки, галлоны водки. Откупорить ее могли только после торжественной церемонии, а сейчас она была заключена в темницу, как духи в запечатанной бутылке, как ветры в мехах Эола. И завтра, и в последующие дни влияние содержимого этих бутылей будет заметно вдоль и поперек единственной улицы Зачапина. Водка, по крестьянским меркам, стоила целое состояние, но женихова семья считалась самой богатой в округе, и на спиртное ушли сбережения не одного года. Василий Васильевич приготовил чай, мы сидели, пели песни, нас было в комнатенке человек двенадцать. Приехавший из Архангельска бывший революционер Лев Александрович играл на скрипке. Лев Александрович так полюбил край своего заточения, что после окончания срока остался здесь жить. Мы вышли на улицу и пошли танцы: вальсы и польки. Девушки и молодые люди плясали босиком. Потом Переплетчиков плясал с Варварой Сергеевной "Камаринского мужика" и более уморительного представления я не видывал. Камаринская — это скорее балет, чем танец. Переплетчиков плясал, уперши большие пальцы рук в пояс, оттопырив все остальные пальцы, с откинутой назад головой, его подвижное лицо гримасничало всеми мыслимыми способами. Варвара Сергеевна, тоже с руками в пояс, исполняла женскую роль: выступала вперед, отступала назад, вся — застенчивость и дерзость. Те, кто видел русские крестьянские танцы в Лондоне, могли составить о них представление: гротескные па, пожатие плечами, время от времени уродливые и резкие движения тела. Русские национальные танцы грубы, но русские их любят. Вскоре началось уличное гулянье. Стояла прекрасная белая ночь, теплая, идеально подходящая к случаю. Девушки шли сначала по двое-трое, затем по шесть-семь человек. Они пели и причитали, делали вид, что рыдают, и так они неутомимо ходили вокруг деревни, все время обрастая новыми людьми, пока наконец это не стала внушительная толпа. Женские одежды были призваны прежде всего показать степень зажиточности, а вовсе не предназначены для украшения. Если женщина имела новое пальто, она его надевала, хотя бы стояла очень теплая погода, если она обладала гамашами или галошами, она их носила, хотя земля была совсем сухая. Они несли зонтики от солнца, хотя стояла ночь, а некоторые — зонты от дождя, хотя дождя не было. Многие пожилые женщины были одеты в старинные костюмы, но не потому, что это интересная или старинная одежда, но от того, что у них не было ничего лучше. По их представлениям, костюмы эти были старомодны и неуместны. Слава Богу, они уже были замужем и им не нужно было прельщать молодых людей. Но на самом деле эти одежды очень красивы. Они сшиты из льняного полотна и украшены богатой вышивкой. На каждой женщине — маленькая прямоугольная шапочка, расшитая бусинками и блестящими шелковыми нитками. Юбки напоминают английские детские юбочки и держатся лямками на плечах. С юбкой надевается чрезвычайно короткая блуза, лишь пара рукавов да кокетка, доходящая до груди, а поверх всего этого — роскошная цветастая накидка с проймами. Процессия называется гулянье, прогулка, она всегда предшествует свадьбе и, как правило, завершает ее, если только мужчины оказываются способными стоять на ногах и сопровождать женщин. Частично это делается в честь невесты, а частично для того, чтобы молодые люди и девушки имели возможность составить новые пары. Нынешний жених в свою очередь встретил девушку, что ему понравилась, на гулянье в другой деревне. Все девушки очень озабочены тем, чтобы выйти замуж, и чрезвычайно редко молодому человеку отвечают отказом. Девушки и сами пытаются сделать предложение, для чего подольщаются к свахам. Сваха — это самый своеобразный тип, какой я встречал на севере России. По темпераменту и характеру они чем-то напоминают повивальных бабок. Достаточно только взглянуть на нее, чтобы понять, как много она знает. И теперь в Зачапине, как и в Кехте, на празднике Иванова дня, девушки прохаживались и показывали себя, надеясь понравиться молодым людям. Мужик, в доме которого жил Алексей Сергеевич, был женат на женщине, которой до свадьбы вообще не видел. Все дело было устроено по доверенности. Ему в доме нужна была женщина. Мы наблюдали гулянье до одиннадцати часов, затем я отправился к скалам посмотреть на закат. Горизонт горел рубиновым пожаром, и волны Двины напоминали алые полотнища. На следующее утро должна была прибыть на лодке невеста с родственниками, семейными иконами и приданым. Я встал пораньше, чтобы встретить их. Дул свежий ветер, превращая рябь на Двине в волны, и лодка, которая больше полагалась на парус, чем на весла, шла не очень устойчиво. Мы прождали целое утро. Небо было пасмурно, но я все же взял свой "кодак", надеясь заснять встречу. По прибытии из лодки вышли отец и мать невесты, неся перевязанную постель невесты, а за ними невестины родственники несли большие плетеные корзины. Потом шли женщины с венчальными иконами и свечами и, наконец, сама невеста с заплаканным красным лицом в семи или восьми юбках. Подали лучшую в деревне телегу, лошадь была в яркой, позаимствованной для этой оказии, упряжи, поскольку, если пара не выглядит на свадьбе наилучшим образом, нечего и ждать дальнейшего процветания. Я сказал, что их сфотографирую, и все выстроились на берегу. Священник уже ждал, церковь была полна народу. Два часа длилась венчальная служба, возложение венцов и благословение. Муж и жена были затем препровождены в дом в Зачапине. Дом был полон гостями, столы ломились от бутылок водки и домашнего пива, и праздничное веселье началось. На следующий день ранним утром я пошел выпить за здоровье невесты и пожелать ей счастья. Из окон доносился шум буйного веселья. На пороге меня встретил новобрачный. Он вполне твердо держался на ногах и выглядел после ночного пира ничуть не хуже, только лицо сильно покраснело. Новобрачная, как я понял, рано отправилась спать, слишком усталая, чтобы участвовать в Veselaya. Питье, пение и пляски продолжались всю ночь, и для молодой пары это было выгодно, потому что каждый, кто пил за их здоровье, обязан был сделать свадебный подарок. Мне поднесли стакан пива, я перекрестился на иконы, пожелал молодому человеку счастья, много сыновей, большого благополучия. Пусть Бог даст ему все это. Подошел отец новобрачной, держа в двух руках мешок. Он был сильно навеселе. "Что у вас там, дядюшка?" — спросил я, заглядывая в мешок. Там была ужасающая мешанина из посуды, мехов, продуктов, денег, полудюжины водочных стаканов, берестяных туесов, мертвого вальдшнепа и топора. "Это уже второй мешок", — сказал новобрачный с улыбкой. Я бросил рубль. Здесь я и оставил их, пожелав еще раз счастья, и, переступая через тела тех, кто свалился замертво, поспешил к Алексею Сергеевичу. |
alex_energo Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 3638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14690 | Административно-территориальное деление В.С. Бутаков, краевед (Из книги «На Двину ко святей богородици» автор нескольких статей и составитель Н.В. Суханов) Лявля – это селение древнее, о чём свидетельствуют археологические раскопки в деревнях Зачапино и Ершовке в начале ХХ века, при которых были обнаружены стоянки аборигенов, относящиеся к III-IV векам н.э. В то далёкое время на Севере, в Нижнем Подвинье, по берегам Белого моря жили полудикие племена: чудь, финны, угры, весь, пермы, печеры, лопари, самоеды, которые не строили постоянных жилищ, как славяне, а вели кочевой образ жизни. Известный писатель Михаил Пришвин (1873-1954), много путешествовавший по Северу в начале ХХ века, встречал лопарей и самоедов, чей образ жизни был такой же, как и тысячу лет назад. Скандинавы в древности называли северные земли Биармией. Они проникали на Кольский полуостров и берега Белого моря с целью торговли и грабежа добродушных аборигенов. В 862-м году образовалось Новгородское княжество под управлением скандинавов, варягов-русов. Новгородцы, известные в истории как ушкуйники, тоже стали проникать в Двинские земли с целью разбоя и грабежа ватагами. Двинские земли они называли Заволочьем. В XII веке колония Великого Новгорода Заволочье – это огромная территория, обширный район по берегам Белого моря, Онежского озера, по рекам Онеге, Северной Двине, Мезени, Пинеге, Печоре, Каме и Вятке, вплоть до Урала. Процесс колонизации северных земель ускорился и татаро-монгольским нашествием. На Севере искали спасения от «басурман» и свободных земель люди с Поволжья и южных регионов. Наравне с новгородцами они селились на пустующих землях, мирно уживаясь с аборигенами. В конце XII века на юго-западном берегу Белого моря возникла этническая общность «поморы». В последующие века она распространилась далеко на юг и восток. В XIV-XV веках земли Поморья назывались Двинской землёй с административным центром в Холмогорах. В конце XV века государь Иван III Васильевич окончательно присоединил новгородскую вольницу к Московскому княжеству. В конце XVI века она была поделена на уезды: Двинской, Кеврольский и Мезенский. В начале XVII века Двинской уезд был поделён на «трети»: Емецкую, Подвинскую и Низовскую. Последняя включала в себя территорию примерно нынешнего Приморского района, разумеется и Лявлю. По указу Петра I в 1702 году административный центр Двинской земли был перенесён из Холмогор в Архангельск. В декабре 1708 года указом Петра I в Российском государстве было образовано 8 губерний. В их числе и Архангельская губерния, разделённая на 18 уездов. Указ Сената от 28.05.1719 года разделил Архангельскую губернию на 4 провинции: Великоустюгскую, Вологодскую, Галицкую и Двинскую с центром в Архангельске. Последняя включала в себя 6 уездов, в том числе и Двинской уезд, куда входила и Лявля. Указ Екатерины II от 07.11.1775 года предусматривал новое административное деление России. Вместо губерний образовывались наместничества. Архангельск вошёл в Вологодское наместничество и был как бы понижен в статусе. Но уже в 1784 году Екатерина своим Указом выделила из Вологодского наместничества самостоятельное Архангельское. Статус Архангельска повысился, он снова стал называться столицей Беломорья. Пригород Архангельска назвали Архангельской округой. Павел I указом от 12.12.1796 года отменил наместничества, вернулся к петровской вертикали власти: «губерния-уезд-волость». Волости были государственные и экономические. Часть Лявли, деревни Новинки, Хорьково, частично Ершовская, а также Бабонеговская, Большие Корелы и Конецгорье были отнесены к Спасскому стану (Вайново) и назывались экономические, как бывшие монастырские. Другая часть: Трепузово, Зачапино, Бор-Залесский и половина Ершовки относились к Княжестровской волости, и жители их назывались государственными крестьянами, или черносошными. Впрочем, в XIX веке все крестьяне были уравнены в правах, и все стали называться государственными. Очередная перестройка границ произошла в 1831 году. Лявленская волость стала называться Зачапинской. В неё вошли: Верхняя и Нижняя Койдокурья, Кехта, княжестровские деревни, Уйма, Косково и Вайново (Спасоприлуцкое в то время). В 1834 году Зачапинская волость была поделена на сельские мирские общества: Бобровское, Васильевское, Фёдоровское, Княжестровское и Чухаревское. В 1837 году каждый уезд был поделён на два стана. Возглавлял стан становой пристав. В 1841 году – новое укрупнение волостей. Зачапинская волость вошла в Фёдоровскую, которая была огромна – почти половина нынешнего Приморского района. Была введена и новая должность управления – волостной голова. Был на этой должности и мой прапрадед Илья Григорьевич Бутаков. Должность была выборной. В 1861 году произошло новое переустройство границ. В 1-м стане образовались Кехотская и Лявленская волости. В Лявленскую волость вошли 33 деревни по правому берегу Двины от 6-ой версты Архангельска (Варавино) до Вайново включительно. В 1903 году начался обратный процесс – дробление волостей. Из Лявленской волости выделились Уйма, Жаровиха и Варавино. В 1917 году из Кехотской – Княжестрово, Сопушкино и Мечка. Перестройка границ продолжалась и в советское время. В 1918-1920 годах губерния была переименована в Северную область, сельские общества стали называться сельскими Советами. В 1924 году начался новый процесс укрупнения. Согласно Постановлению ЦИК от 9.06.1924 года снова была образована Кехотская волость, включавшая в себя и Княжестрово, и Лявлю. Через два года, с 4.10.1926 года, укрупнённая Кехотская волость вошла в ещё более крупную – Подгороднюю. В 1929-1930 годах произошёл новый переход на новое административное деление территорий. Вертикаль власти упростилась: Северный край, район, сельсовет. Целью образования Северного края было создание единого экономического района СССР с ведущей отраслью – лесной промышленностью, превращение Архангельска во всесоюзную лесопилку, валютный цех страны. К концу 1930 года был упразднён Архангельский район, а его сельсоветы распределены между Холмогорским и Приморским районом. Лявля и Княжестрово попали в Холмогорский район. С 1958 года Лявленский сельсовет вновь вошёл в Приморский район (бывший Архангельский уезд) в связи с присоединением лявленского колхоза к пригородному хозяйству – совхозу № 1. В 1961 году он был присоединён к Уемскому поселковому совету, но в 1984 году снова стал самостоятельным. В 1992 был упразднён Княжестровский сельский Совет, а его территория вошла в состав Лявленского сельсовета, теперь уже МО «Лявленское». |
olga1853 а национальность наша - вожеровские ваганы Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Здравствуйте, Александр! Если я это уже писала, удалите это моё сообщение. В дополнение к описанию Лявленского прихода: Из Ф.29 О.4 Т.3 Д.681 О доставлении благочинными сведений о часовнях, крестах и др. (Сокращала) Лявленский приход. 1.Кресты в д.Трепузовской в 3 в. от церкви. Чтобы преклонить Божие милосердие на охранение пасущегося в оном месте скота. 2. Часовня близ д.Псаревской в лесу от приходской церкви в 3 в. Сооружена около 100 лет назад крестьянином Лявленского прихода (православным) Впоследствии около этой часовни хоронили умерших раскольников. Ныне она находится в ветхом состоянии. В часовне стоит огромной величины распятие Христа, деревянное, почитаемое и раскольниками и нераскольниками за чудотворную святыню. От почтового тракта саженях в 30. 7 января 1880 г. |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 Вперед → Модератор: alex_energo |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник alex_energo » Фомины [тема №30152] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |