Тулиновы
Суконные фабриканты (Воронежская, Тамбовская губернии) и дворяне
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3629 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14417 | Наверх ##
6 апреля 2012 12:14 Ирина, спасибо. Кстати, только недавно просматривал в электронном виде эту и некоторые другие описи, видел эту запись, но сюда поленился прописать. Правда, это надо будет в другой раздел перенести, к санкт-петербургским табачникам. --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
irinalilp москва Сообщений: 1137 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 984 | Наверх ##
25 апреля 2012 21:03 alex_energo Вероятно, еще один Ваш однофамилец: Тулинов Сергей Дмитриевич, мещанин. Член Общества попечит. о бедных в Раненбурге .
(Памятная книжка Рязанской губ. на 1914 г. Стр.385.)
Он же - член Городской управы Раненбурга (там же, стр. 375).
Всего доброго. --- Все мои и моих предков данные размещены здесь добровольно и специально для поиска родственников Кириковы, Милиоти, Сыромятниковы, Решетовы, Гриневы, Алисовы, Пузановы (Москва,Нерехта,Ярославль,Кострома,СПб,Воронежск.,Курская) | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3629 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14417 | Наверх ##
25 апреля 2012 23:46 26 апреля 2012 0:44 Ирина, спасибо. Видел это (у меня в теме "Другие Т-вы"). Но не понятно, кто он такой, из какой семьи. У воронежско-тамбовской семьи были владения в Рязанской губернии, но чей он сын?  (риторический вопрос  ) --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3629 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14417 | Наверх ##
21 августа 2012 11:28 Вот примерное древо на настоящий момент
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3629 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14417 | Наверх ##
4 декабря 2012 9:30 Хоть и не про Тулиновых, но про сына Елизаветы Васильевны Тулиновой, статья с сайта о истории Рамони.Рамонские корни министраВ рамках подготовки к празднованию 400-летия образования Рамони, мы продолжаем публикацию материалов об известных людях, чья судьба связана с Рамонским краем. Сегодня наш рассказ – о вице-президенте Академии художеств, министре просвещения Иване Ивановиче ТОЛСТОМ Вторая родина - ЧертовицыГраф Иван Иванович Толстой (1858-1916 гг.), правнук фельдмаршала М.И. Кутузова, владелец усадьбы в селе Чертовицкое Воронежского уезда (сейчас Рамонского района), родился 18 мая 1858 года в Петербурге в семье министра почты и телеграфа Ивана Матвеевича Толстого и Елизаветы Васильевны Тулиновой. Иван Матвеевич с детства был дружен с будущим императором Александром II, и, когда тот взошёл на престол, то приблизил к себе друга детства. Толстой получил графское достоинство, часто приглашался с семьёй в Зимний дворец, где юный Иван и его брат Дмитрий играли с царскими детьми – Сергеем и Павлом, а с их старшим братом Владимиром Александровичем Иван сохранил дружбу до последних дней жизни Великого князя в 1909 году. После смерти Ивана Матвеевича в 1867 году Александр II поддерживал его семью, навещал вдову, которая не смогла пережить смерть мужа и, находясь в постоянной депрессии, спустя три года ушла из жизни. После смерти родителей Иван Иванович вступил в наследство, среди которого было и имение матери в Чертовицком, куда он, по возможности, приезжал каждое лето на отдых. Вопреки желаниям опекунов, Иван Иванович отказался от образования в Пажеском корпусе и поступил в гимназию, которую закончил с серебряной медалью, а затем юридический факультет Петербургского университета. По окончании университета Толстой некоторое время работал в Министерстве иностранных, а потом внутренних дел, где занимался переселенческими делами. Достояние ОтечестваВ течение всей своей жизни, увлекаясь нумизматикой, Иван Иванович собрал коллекцию древнерусских и византийских монет мирового уровня. После октября 1917 года она была передана в Эрмитаж его сыном академиком И.И.Толстым, где хранится и в настоящее время, составляя отдельный фонд. Иван Иванович не просто занимался собирательством, но и исследовал монеты. Его перу принадлежат глубокие научные работы по нумизматике Византии и России допетровского периода. Так, в 24 года он получил Уваровскую премию второй степени за работу о монетах Великого княжества Киевского. Благодаря этому, в 1882 году граф избирается действительным членом Русского Археологического общества. В 1886 году переводится на службу в Археологическую комиссию. А спустя два года назначается её членом. Здесь Толстой сблизился с известным археологом Н.П. Кондаковым. Результатом их совместной деятельности стал выпуск шеститомного издания «Русских древностей в памятниках искусства», выходившего с перерывами с 1889 по 1898 год и имевшего огромный успех в научном мире. В 1889 году Толстому пришлось сложить с себя обязанности секретаря Русского Археологического общества в связи с назначением конференц-секретарём, а с 1893 года - вице-президентом Академии художеств, возглавляемой близким товарищем графа ещё с детских лет - Великим князем Владимиром Александровичем. «Вам предстоит трудная задача…»В течение двенадцати лет (1893-1905 гг.) Иван Иванович являлся, по сути, главой высшей художественной школы России. Назначение Толстого было связано с возбуждением уголовного дела по растрате казённых денег его предшественником конференц-секретарём Исаевым. Это дело затрагивало репутацию президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича, вскрывало системный кризис высшей художественной школы и инициировало проведение реформ. Посещая академическую выставку, 27 февраля 1890 года император Александр III сказал И.И. Толстому: «Вам предстоит трудная задача поднять Академию...», а так же заявил, что не может выносить раскола между академистами и передвижниками, и просил графа уничтожить его. Кроме того, император велел Толстому « переменить всё и выгнать всех, передвижников позвать; когда будет вычищено, школы в провинции устроить». В итоге перед И.И.Толстым встала задача кардинальных реформ Академии, создание сети провинциальных художественных школ в целях возрождения русского искусства. Первой задачей было подготовить новый Устав Академии художеств, для чего указом императора создавалась Особая комиссия, в которую Толстой привлёк известных скульпторов, архитекторов, меценатов, искусствоведов, художников, в том числе и передвижников В.Д. Поленова, А.П. Боголюбова, И.Е. Репина. Главная координирующая роль принадлежала, конечно, графу Толстому. В течение трёх лет, с 1890 по 1893 год, был подготовлен новый Устав, изменивший характер и строй Академии. Теперь её обязанностями стали - «поддерживать, развивать и распространять искусство в России». Академия пополнилась новыми преподавательскими кадрами из числа выдающихся художников и знатоков живописи. Её реформа способствовала возникновению и развитию художественных учебных заведений во многих губернских городах России, в том числе и в Воронеже. К 1905 году половина поступающих в Высшее художественное училище при Академии были выходцами из провинциальных городов. В 1897 году при непосредственном участии графа был учреждён «Русский музей Императора Александра III». В это же время, как результат реформы, начали создаваться провинциальные художественные музеи, а среди них - в 1908 году - и в городе Острогожске. Во многом это были заслуги графа, хотя сам он оценивал их намного скромнее, удовлетворяясь тем, что «удалось сохранить в чистоте своё имя, свою репутацию». Министр - реформаторСобытия 1905 года изменили привычный ритм жизни графа Толстого. 31 октября он был назначен министром народного просвещения и находился на этом посту до 24 октября 1906 года. На момент формирования кабинета министров премьером С.Ю. Витте, эта должность была свободной, и Великий князь Владимир Александрович рекомендовал на неё Ивана Ивановича. Растерянность правительства перед революционными событиями 1905 года породила Манифест 17 октября, провозглашавший различные гражданские права и свободы. Под влияние этих свобод и попал вновь назначенный министр. В течение шести месяцев он выдвинул проекты реформ, по которым все граждане империи имели равные права на получение всех видов образования независимо от пола и национальной принадлежности. Толстой провёл съезд ректоров и представителей университетов, где рассматривался вопрос об автономии высшей школы и был выработан проект устава Императорских Российских университетов. Им было предложено совместное обучение юношей и девушек как в средних, так и высших учебных заведениях. В целях упорядочения школьной жизни, 26 ноября 1905 года граф издал циркулярное предложение, по которому широкие полномочия предоставлялись Советам средних учебных заведений, а также право присутствия на этих Советах с решающим голосом уездному предводителю дворянства, городскому Голове или их заместителям. В продолжение этого, 9 января 1906 года вышло ещё одно циркулярное предложение «О мерах, могущих обеспечить правильный ход занятий в средних учебных заведениях», где предусматривалось право педагогических советов принимать все меры для устранения ненормальных явлений в жизни школы. В вопросах среднего образования граф придерживался идеи, что политике нет места в школе, её необходимо вернуть к прямым задачам просвещения: учению и воспитанию. И дисциплина в школе необходима, пусть даже очень строгая, лишь бы она имела в виду педагогические цели, а не политические. К сожалению, реформа высшего образования не нашла поддержки в высших кругах и была признана слишком либеральной, подорвав репутацию графа в глазах правящей элиты. Великий князь Николай Михайлович, симпатизирующий Толстому, писал ему: «Вы благодаря Вашей деятельности в качестве министра окончательно погубили Вашу служебную карьеру: Вас даже в члены Государственного совета никогда не назначат, тогда как назначают туда всяких идиотов и рамоликов». Спустя некоторое время Толстой записал в своём дневнике: «Меня при дворе считают революционером». 24 октября 1906 года последовал роспуск кабинета министров С.Ю. Витте и отставка графа. Вне политикиОказавшись вне политики и государственных дел, Толстой участвовал в работе просветительских и научных организаций. Им были написаны мемуары, охватывающие полугодовой период пребывания его в должности министра просвещения. Он познакомил общество с «Заметками о народном образовании в России», вышедшими в 1907 году, многие идеи которых нашли воплощение в последующих реформах, а так же занимался научной работой в области археологии и нумизматики. Известный историк античности, близкий друг Толстого С.А. Жебелев, вспоминая Ивана Ивановича, писал: «Случайность жизни» сделала графа, в последние два года его жизни, петроградским городским головою… И уже не «случайность жизни», а какое-то сверхчеловеческое исполнение ответственного долга, возложенного на графа в тяжёлое время, переживаемое нашей родиной (Первая мировая война – прим. авт.), надорвало его силы и свело его в преждевременную могилу». Сам граф записал: «Советуют покой, угрожая в противном случае разными ужасами. Легко сказать – покой, когда меня дёргают весь день и каждый день, кто по поводу недостачи дров, кто – муки, кто – помещений для расквартирования войск, военных лазаретов. И при этом никто помочь не хочет – ни министерства, враждебно относящиеся к самоуправлению и желающие их провала, ни военные власти, предъявляющие только требования и не ударяющие палец о палец там, где нужно поддержать». В итоге в январе 1916 года по состоянию здоровья Толстой подал в отставку, выехал для отдыха в имение графини Паниной- Гаспру Ялтинского уезда Таврической губернии, где и скончался 20 мая 1916 года. Так ушёл из жизни археолог и археограф, нумизмат и искусствовед, активный участник научных обществ, организатор художественного образования в России и последний владелец усадьбы в селе Чертовицкое граф Иван Иванович Толстой. Похоронен он был на кладбище Александро-Невской лавры в Петрограде. В 20-е годы ХХ века в усадьбе был открыт пансионат им. Дзержинского, действующий в качестве санатория и в настоящее время. Владимир РЯПОЛОВ. Специально для газеты «Голос Рамони» от 23 октября 2012 года --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
Bontch–Osmolovskaia Marina Сообщений: 3955 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8404 | Наверх ##
20 июня 2013 23:19ЦГИА СПб Саша, добрый день! Я с большим интересом изучила новое, что Вы отыскали за последнее время– все интересно. Как обстоят дела с прадедом? Я тут искала пропавшую одну свою ветку, и советуясь со знакомой, мы пришли к мысли, что нужно смотреть в ЦГИА фонды учебных заведений с личными делами студентов (гимназистов), аналогичные по студентам институтов и еще в ЦГИА есть метрики СПб храмов (рождение, крещение и т.п.) Бывали ли Вы там, заказывали эти фонды? | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3629 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14417 | Наверх ##
22 июня 2013 16:02 Марина, здравствуйте. Если бы было известно место проживания на момент рождения моего деда, то давно бы уже сделал запрос в архив. Но просматривать метрические книги церквей СПб поочереди - это может занять не один год. На самом деле мне уже потихоньку просматривают эти книги , но пока, после просмотра около половины фондов, ничего не найдено. --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3629 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14417 | Наверх ##
7 августа 2013 23:20 Усадьба Тулиновых-Вигеля
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3629 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14417 | Наверх ##
26 февраля 2014 20:00 Секрет русской готики Поиски и находки Оказалось, что входные башни дворца Ольденбургских в Рамони на 40 лет старше, чем сам дворец В двух предыдущих номерах «Коммуна» (Отчий дом "отца винтовки", Раритет от Тулиновых) рассказала о том, что Рамонь вновь обрела свое старейшее культурное гнездо – дворянскую усадьбу Тулиновых конца XVIII - первой половины XIX века, которая несправедливо считалась утраченной, снесенной. В продолжение темы - о новом историческом открытии. Павел Попов, кандидат исторических наук В 1840-е годы не было в Воронеже человека, который не знал бы губернского предводителя дворянства Николая Ивановича Тулинова. Он был воистину легендарной личностью. Содержал постановки спектаклей в городском театре, тратил на них колоссальные суммы денег - порой 16 тысяч рублей на одно представление.
Обставил немереной роскошью фамильный дом на Тулиновской улице (ныне ул. Вайцеховского, дом N 2/4, известен еще как Дом Вигеля по фамилии наследника). Говорили, что и в доме Николай с двумя братьями (все трое были холостяками) любили устраивать не столько спектакли, сколько оргии, украшая их "живыми статуями" - обнаженной натурой - в нишах, проделанных в стенах. Но более всего современников будоражил облик дома: и без того роскошный особняк был частично переделан в неоготическом стиле. Такой стиль вошел в моду в среде высшей российской знати в 1830-1840-е годы - в противовес приевшемуся классицизму и в подражание средневековым западноевропейским замкам. Тулинов, стремясь подчеркнуть свое лидерство в местном обществе, устроил в стенах городского дома стрельчатые ("готические") окна, а тыльный фасад увенчал аттиком с зубцами в подражание знаменитым графским и княжеским дворцам. Архитектурные аналоги - дворцы дворян Голынских в Белоруссии, князей Дадиани в Грузии, графа Воронцова в Алупке. Именно он, большой поклонник неоготики, был тогдашним хозяином имения Рамонь.
Кто не знает легендарных парадных ворот с башнями, стоящих перед дворцом принцев Ольденбургских! Они воспроизводятся на обложках многих книг, они же стали главным символом на современном гербе Рамонского района. В охранных документах дата строительства ворот обозначена 1880 годами, что, как выяснилось, совершенно не соответствует истине! А ведь еще несколько десятилетий назад рамонский краевед Н.В.Ильинский писал, что ворота остались от более ранних владельцев, от Тулиновых. Но он не привел доказательств. И с годами ему… все больше не верили. Несколько лет назад архитекторы-реставраторы сделали удивительное заключение о том, что и ворота, и дворец якобы подобны и по кирпичной кладке, и по стилю.
Но вот передо мной архивная опись рамонской усадьбы, составленная в 1854 году сразу после смерти Н.И. Тулинова, и в ней - те самые "две башни и ворота каменные", как подчеркнуто в документе, "устроенные по рисунку", то есть по специальному проекту!
Идентичность башенных ворот 1854 года и современных подтверждается исследованием кладки: она подобна верстовой перевязке кирпичей первой половины XIX века в господском доме, а стены дворца Ольденбургских, выложенные в 1880-х годах, резко отличаются от башенных как по способу кладки (не верстовая, а тычковая, с обработкой швов в пустошовку), так и по более ровной прессовочной выделке кирпичей, благодаря чему швы тоньше. И размеры кирпичей другие. Ольденбургские не только не снесли усадебный комплекс Тулиновых, но и использовали большинство старых строений. Более того, сооружая дворец, они подстраивались под сложившееся парадное оформление усадьбы! Во дворце повторены отдельные неоготические элементы. Но дворец имеет и явные стилевые отличия: там гораздо меньше готических компонентов, но много эклектичных форм, предвещавших нарождение нового стиля - модерна. Возможно, рамонские башни имели еще и декоративное значение в театральных увлечениях Н.И. Тулинова.
Напрашивается интересная аналогия с современным Платоновским фестивалем, с представлениями в Рамони на фоне этих ворот... Доныне идут споры о том, какой зодчий проектировал дворец. Иногда полагают, что принцы с чужеземной фамилией могли привлечь иностранцев. Но теперь ясно, что башенные ворота порождены нашими, русскими, специалистами.
Предположу, что автором был почитаемый воронежский архитектор-новатор С.И. Соколов. Примерно в то же время, в 1840-е годы, он создал, как говорили современники, "Соколиное гнездо" на нынешней улице Степана Разина: выстроил собственный дом и украсил подпорную стену башенками и зубцами на манер крепостных. По старым фотографиям видно, что детали башенок были подобны верхним украшениям рамонских башен.
Становится понятно, почему имение Рамонь было выбрано в качестве великолепного "царского подарка" - пожаловано внучке императора Николая I, племяннице Александра II Евгении Максимилиановне, вышедшей замуж за принца А.П. Ольденбургского.
Рамонь выделялась не только природными красотами. Здесь, благодаря Тулиновым и их управляющему И.И. Мосину, была прекрасно обустроена усадьба. Она отличалась и хозяйственными достижениями, и комфортной зоной отдыха.
Та же опись 1854 года перечисляет несколько каменных промышленных зданий и в их числе - мастерские, стеариновое предприятие и свеклосахарный завод, состоявший из трех отделений. При заводе отдельно стояли водокачка и "костопальня", где вырабатывался костный уголь для очистки сахара. Спуск к заводу отличался мощными кирпичными откосами. Напомню, что сахарный завод был запущен в 1840 году, а в советские годы стал "визитной карточкой" Рамони и возвысил ее до райцентра.
Не Ольденбургские, а Тулиновы создали и знаменитый парк, спускающийся к реке, - с каменным гротом, лестницами, оранжереей. Помимо главных ворот, парк имел оградки и башенки поменьше.
Оранжерея состояла из четырех теплиц, и каждая из них поражала составом растений. Например, в первой каменной теплице выращивали абрикосы, персики, вишни, сливы, груши, яблони и прочие фрукты, а во второй содержали парник с 240 ананасами!
Увы, чрезмерное богатство никому не приносило настоящего счастья. По свидетельству известного русского мемуариста Ф.Ф. Вигеля, старший из братьев Тулиновых, Алексей, до того бредил деньгами и почестями, "что лишился наконец ума".
Судя по документам, полоумный Алексей и средний брат Дмитрий скончались в 1853 году, а младший холостяк Николай преставился в следующем, 1854-м, от апоплексического удара - несмотря на 44-летний возраст.
Фамилия Тулиновых покинула Воронеж и Рамонь, а вместе с ней, может быть, ушли и... мечты братьев о дворце в Рамони? Источник: газета "Коммуна" N 6 (26222), 17.01.2014г.
Парадные ворота Тулиновых - главный символ Рамони. 2013 г. Фото Павла Попова
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
alex_energoМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 3629 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 14417 | Наверх ##
26 февраля 2014 20:15 26 февраля 2014 20:16 Поиски и находки. Раритет от Тулиновых В Рамони разыскана усадьба, которая давно считалась утраченной «Визитной карточкой» Рамони давно стал дворец принцев Ольденбургских. К сожалению, в его тени «потерялись» самые старые рамонские строения: полузаброшенная усадьба знатных дворян Тулиновых. А ведь именно они, Тулиновы, обустраивали это имение, впоследствии перешедшее к членам царской семьи. И они должны делить славу вместе с Ольденбургскими. Более того, у Тулиновых, в доме управляющего, родился известный оружейник С.И. Мосин.
Павел Попов,
<кандидат исторических наук В литературе часто утверждается, будто до наших дней усадьба Тулиновых не дошла, и дом управляющего тоже давно снесен. Эти мифы удалось полностью опровергнуть в последние месяцы – после предпринятых архивных поисков и досконального обследования зданий, которые стоят около дворца и в охранных документах значатся как заурядные дворцовые службы 1880-х годов (датировка неверна). Рамонь заново обрела несколько реликвий! Зачинатель рамонского краеведения педагог Н.В. Ильинский считал, что дом Тулиновых был построен «в русском стиле с ажурной резьбой по дереву».
А после Ильинского в новых книгах то и дело публикуется (со ссылкой на семейный архив В.А. Шилова) удивительный снимок. Якобы это усадебный дом Тулиновых, на месте которого Ольденбургские построили знаменитый дворец в 1880-е годы. Читателям представлено затейливое двухэтажное деревянное здание с богато декорированными резными фронтонами и щипцами, с броскими шатрами на крыше. Как же так? Даже с искусствоведческой точки зрения такого «терема» в первой половине XIX века, в эпоху строгого классицизма, быть не могло. Это ярко выраженный образец гораздо более поздней эпохи модерна. Точнее, мы видим модернизированный русский стиль. Утрированные башенные шатры, сверхобильная резьба – модерновые приемы, при помощи которых зодчие создавали «терема» для богатых владельцев, словно иллюстрации к русским сказкам. Но, главное, что архивные материалы, разысканные мной в областном госархиве, неоспоримо свидетельствуют: при Тулиновых «деревянного дворца» никогда не существовало. Зато был и доныне остался совершенно другой дом – кирпичный!
Начну с Ивана Ивановича Тулинова (ок. 1754–1830-е гг.).
Крупнейший воронежский предприниматель, суконный фабрикант, чье производство к началу XIX века стало самым большим. Был женат на дочери московского фабриканта, красавице Анне Журавлевой. Портрет супруги писан в конце 1770-х годов видным русским художником Ф.С. Рокотовым и хранится в Третьяковской галерее.
И.И. Тулинов, выйдя в отставку в 1792 году капитаном, жительствовал с семьей и в воронежском доме, и в загородной усадьбе, приобретенной в селе Рамонь в конце XVIII века, не позднее 1796 года. В найденных архивных документах абсолютно точно названы предыдущие хозяева рамонского имения: семья Кольцовых-Мосальских из известного княжеского рода. От них к Тулиновым перешел небольшой, одноэтажный господский деревянный дом со службами. В дальнейшем Тулиновы строили новые кирпичные корпуса, а затем и основной старый дом заменили на каменный.
После Ивана Ивановича усадьбой распоряжались трое его сыновей. Главенствовал Николай Иванович (1810– 1854) – губернский предводитель дворянства и покровитель городского театра. Из книги в книгу кочует еще одно ошибочное утверждение: будто бы имение Николая Тулинова или часть его, включая два завода, перешло по наследству к сестре – Анне Шеле – в конце 1830-х годов. В новейшей книге по истории Рамони датой смерти Н.И. Тулинова назван 1852 год.
Однако в реальности «камергер Двора Его Императорского Величества», действительный статский советник Н.И. Тулинов умер 4 октября 1854 года. Только после этого начали делить его обширное имущество наследники. И именно в 1854-м пришлось составлять подробнейшую опись имения, по счастью, обнаруженную в архиве. Первым в описи значится, конечно, главный жилой барский дом. Он был не мифическим деревянным теремом, а небольшим одноэтажным кирпичным особняком, традиционным для зажиточных воронежских помещиков: «Господский дом каменный <…> снаружи и внутри оштукатурен, длиною 30 аршин, шириною 15 аршин, вышина 6 аршин, выпуск для столовой галереи длиною 9 аршин, шириною 15 аршин, вышиною 6 аршин, с трех сторон дома терраса с насыпью и деревянным балясином…»
Рядом с домом были другие каменные корпуса одинаковой ширины и высоты. Подробное описание интерьеров дома представляет большой интерес для воссоздания усадебного воронежского быта вообще, а не только в одной усадьбе.
Вот, например, вид зала. В нем «стены под краской, пол крашеной, картин под стеклами – 172, столов красного дерева ломберных – 2, стол яшновый под лак с полками – 1, тумба красного дерева – 1, стульев плетеных яшновых – 19, кресло ореховое, обитое сафьяном – 1, ламп – 2, футляр для часов бронзовый – 1». А вот перечень напитков, не допитых после кончины хозяина: шампанское – 7 бутылок, венгерское – 15, портер – 6, сотерл простой – 1, макон – 2, херес простой – 1, сом прекрасный – 2, шабли – 4, вода миланская – 5, смородиновая – 13, рябиновая – 1, имбирная – 12, костяничная – 10, барбарисовая – 11 и так далее…
Из документов дата сооружения этого нового дома определяется так: между 1829 и 1854 годами.
Возле дворца доныне целы одноэтажные корпуса, состыкованные в Г-образное здание (ул. Мосина, 19а). Натурные исследования приводят к поразительному результату: южный корпус, прилегающий ко дворцу, – не что иное, как «пропавший» дом Тулиновых! Слева к основной части дома примыкает бывшая столовая, размещенная с небольшим отступом вглубь. Сравнивая архивные замеры с современными длиной и шириной дома (21,5 х 11 м) и столовой (11 х 7 м), обнаруживаем их однозначное совпадение. И стенная кладка весьма показательна.
В стенах дома соседствуют участки верстовой, тычковой и цепной кладки: признак перестройки в первой половине XIX века. Преобладают кирпичи с размерами 24,5–26 х 12,5–13 х 6–6,9 см и швы толщиной 0,8–2,3 см. А столовая, судя по кладке, построена раньше – на рубеже XVIII и XIX веков, когда не хватало помещений в старом деревянном доме.
Но самой давней оказалась задняя стена дома, состоящая из большемерных кирпичей 27–29 х 13,5–14 х 6–6,5 см. И там вскрылся сюрприз: небольшие ложные окна полуциркульной формы, характерные для хозяйственных служб. Значит, при строительстве нового дома использовали стену старой службы XVIII века: она осталась от предшественников, от князей Кольцовых-Мосальских!
Радуйтесь, рамонцы: нашлось ваше самое первое «культурное гнездо». Представьте званые обеды и балы Тулиновых с участием высоких гостей из Воронежа, показы множества картин на стенах зала…
Известно, что Ольденбургские впервые останавливались в Рамони в 1879 году. О тогдашнем визите к ним писал помещик села Новоживотинного, видный историк-просветитель М.А. Веневитинов. Значит, здание № 19а следует считать также памятником истории, связанным и с жизнью Ольденбургских (он был их главным домом до дворца), и с жизнью Веневитинова.
Рамонь стоит на пороге больших перемен. Планируется восстановление всего дворцового комплекса. Думается, что теперь можно подумать о частичной музеефицикации не только дворца, но и дома Тулиновых – это позволит сделать архивная опись.
А где же родился Мосин? Об этом – в следующий раз.
Источник: газета «Коммуна» № 3 (26219), 11.01.2014г.
Настоящий дом Тулиновых, подготовленный к реставрации. 2013 г. Фото Павла Попова
 --- Тулиновы-СПб, Коломна Моск. губ, Ильины, Сунбуловы, Токаревы, Панины, Потаповы, Шершавины, Шульгины, Бочарниковы-Коломна, Кузьмины, Валяевы-СПб, Лихачевы - СПб, Солигалич, Фомины, Абрамовы, Лобановы, Посыпановы, Буторины-Арх-льск, Арх.губ., Петровы, Грибковы, Марковы -Любим Яр.губ., Кульбины-СПб | | |
|