Разное из Тобольских епархиальных ведомостей
Просматривая Тобольские епархиальные ведомости нашла много интересного материала, хочу с Вами поделиться
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
17 августа 2010 17:58 продолжение Суеверное ожидание кончины мира Астрономия такъ отвчаетъ на эти вопросы. Междупланетное пространство наполнено безчисленнымъ множествомъ небольшихъ твердыхъ телъ, которые по всемъ направлениямъ снуютъ около солнца. Одни изъ нихъ, по большей части пришельцы изъ иныхъ мировъ, движутся одиноко, другие же целыми роями. Попавъ въ пределы нашей атмосферы, они, повинуясь всемирному закону тяготения (въ данномъ случае-тяготения къ земле) несутся со скоростью 72 километровъ въ одну секунду (проще — со скоростью въ сто разъ превосходящею скорость артиллерийского снаряда). Встречая въ воздухе сопротивление, они мгновенно накаляются и светятся, производя явление, известное подъ именемъ падаюшихъ звездъ. Отъ накаливания происходятъ сильные натяжения поверхности падающей звезды, вызывающие ее взрывъ: она превращается въ небольшие планетные кусочки или же въ мельчайшую пыль, которая затемъ медленно падаетъ на землю. Такимъ образом, наша атмосфера является прекрасной бронею, защищающею насъ отъ небесныхъ снарядовъ. Рои этихъ метеоровъ движутся около солнца по темъ же самымъ законамъ, какъ наша земля и другие планеты. Орбиты (т. е. пути движения) некоторыхъ изъ этихъ роевъ пересекаютъ въ некоторой точке орбиту нашей земли и это обстоятельство служитъ причиной периодически повторяющихся звездныхъ дождей. Къ числу такихъ звездныхъ истоковъ и принадлежит ноябрь- ский потокъ леонидовъ съ которымъ, послушная законамъ своего движения, и должна встроиться земля между 1 и 3 числами ноября сего года.
Падение леонидовъ наблюдается въ продолжение несколькихъ часовъ и явление это не одинаково блестяще каждый годъ. Великолепие его периодически изменяется чрезъ каждые 33 года и в этотъ свой maximum они своей интенсивностью значительно превосходятъ все другие известные звездные дожди. Звезды сыплются въ такомъ изобилии и одновременно показываются въ столькихъ частяхъ неба, что сосчитать ихъ нетъ никакой возможности. Бостонский астрономъ Ольмейстеръ, наблюдавший это явление въ 1833 году, исчисляетъ количество падающихъ звезд лишь вполовину менее количества снежныхъ хлопьевъ, наблюдаемыхъ въ воздухе во время обыкновенного зимняго снега. Отчего же, спрашивается, происходить перюдичность этого явления.
Астрономия даетъ следующий ответъ. Рой метеоровъ, производящихъ ноябрьский дождь падающихъ звездъ, обращается около солнца подобно земле, но только по гораздо более удлиненному пути, и периодъ его обращения не одинъ годъ, какъ у земли, а 33 года. Потокъ этотъ пересекаетъ орбиту нашей земли въ той точке ее, где земля бываетъ ежегодно 1 или 2 ноября. Чрезъ каждые 33 года наиболее сгущенная часть потока одновременно съ землей приходить въ точку пересечения орбитъ и тогда происходить значительный звездный дождь. Въ другое время, когда земля бываетъ въ этой точке, метеорный рой или еще не дошелъ, или уже перешелъ черезъ нее и тогда земля проходитъ только черезъ тонкий слой метеоровъ, которые въ силу различныхъ причинъ оторвались отъ главнаго скопища и растянулись вдоль всей его орбиты. Вотъ это-то персечение земли съ оторвавшимися частями метеорного потока и производить сравнительно слабые ежегодные ноябрьские дожди, которые бываютъ темъ сильнее, чемъ они ближе къ maximum'y.
Такимъ образомъ, въ настоящемъ году земля встретится съ целымъ роемъ леонидовъ и вроятнейшее время наибольшего напряжения звездного дождя падетъ на 3-е число ноября. Но, какъ мы выше сказали, эти метеоры отъ накаливания при своемъ движении превратятся въ мельчайшие частицы и разссеются въ воздухе, не причинивъ никакого вреда нашей планете. Перейдемъ теперь къ разсмотрению вопроса о столкновении земли съ кометой и могущихъ быть отъ этого послъдствияхъ. Прежде всего самый фактъ столкновения земли съ кометой является весьма сомнительнымъ. Дело въ томъ, что далеко не все кометы пересекаютъ орбиту земли, а въ числе таковыхъ находятся и периодические кометы, периоды которыхъ не соизмеримы съ годичнымъ обращениемъ земли вокругъ солнца, а потому и столкновение съ ними является физически невозможными.
Правда, некоторыя кометы могутъ пересекать орбиту земли. Но ведь эта орбита очень велика для того, чтобы земля и комета могли встретиться въ одной какой-либо точке орбиты. Планета можетъ пересечь земную орбиту въ той ее точке, до которой земля или еще не дошла или же перешла, а въ такомъ случае столкновение, очевидно, произойти не можетъ. Но допустимъ, что по какой-либо случайности земля и комета встретятся въ общей точке пересечения своихъ орбитъ, т. е. произойдетъ столкновение земли съ кометой. Каковы будутъ результаты этого столкновения? --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
17 августа 2010 18:40 продолжение Суеверное ожидание кончины мира
Кометы состоятъ изъ наровъ или мелкихъ твердыхъ частицъ, сцепление которыхъ весьма слабо. Такой составъ кометъ особенно ясно усматривается изъ прохождения кометъ между наблюдателемъ и какой-нибудь звездой. Масса астрономическихъ наблюдений этого рода свидетельствуетъ о томъ, что черезъ большинство кометъ звезды были прекрасно видимы, что если некоторые кометы и ослабляли видимый блескъ звездъ, то не скрывали его своей массой совсемъ. Такимъ образомъ, кометы въ своемъ составе- имеютъ какую-то сильно разрыхленную массу и составляютъ одно целое только въ силу взаимного притяжения своихъ материальныхъ частицъ.
Если теперь какая либо комета изъ безмерныхъ пространствъ неба проникаетъ въ солнечную атмосферу, то она должна будетъ разделиться, даже разсыпаться мало по малу подъ действиемъ одного только притяжения солнца. Въ самомъ деле, съ приближениемъ такой массы къ солнцу, притягательное действие последнего будетъ действовать во вредъ взаимному притяжению отдельныхъ частицъ кометы, и если последнее слабо, если масса кометы въ целомъ недостаточно велика, чтобы оказать сопротивление влиянию солнца, то связь частей должна будетъ порваться и зернистая куча кометного состава разсыпаться на мелко и независимыя другъ отъ друга части.
Но допустимъ, что появившаяся въ солнечной атмосфере комета значительныхъ размеровъ и значить- сможетъ противостоять разлагающему действию солнечного притяжения. Тогда она, попавъ въ атмосферу земли, отъ быстрого своего движения, въ силу трения, накалится. Высокая температура, развивающаяся во внешнемъ ее слое, передается следующимъ слоямъ, где некоторые соединения, переходя въ газообразное состояниe, силою своей упругости разрываютъ и разрозняютъ твердый части кометы на мельчайшие осколки, которые разлетаются потомъ въ разные стороны въ виде огненныхъ искръ.
Такимъ образомъ, при столкновении земли съ кометою не можетъ произойти никакого удара, который бы разбилъ вдребезги нашу планету, такъ какъ окружающая землю атмосфера, какъ мы видимъ, прекрасно защищаетъ ее отъ кометъ. Некоторыхъ быть можетъ смутит следующее предположение. Не можетъ ли въ парахъ кометы содержаться ядовитыхъ газовъ. которые, проникнувъ въ нашу атмосферу, сделаютъ ее вдыхание смертельнымъ?
Подобное опасение напрасно. Въ 1819 г. земля въ течение 24 часовъ находилась въ хвосте кометы, а въ 1824 и 1861 годахъ проходила черезъ хвостъ кометъ, и все же въ воздухе никакого влияния на физические условия нашей атмосферы константировано не было. Иначе, сохранились бы о семъ свидетельства въ летописяхъ своего времени. Следовательно, пары, содержащиеся въ кометахъ, находятся въ такомъ разреженномъ состоянии, что, проникнувъ въ нашу атмосферу, не могутъ быть открыты даже самыми чувствительными способами, а значить, и не могутъ отравляющимъ образомъ подействовать на народонаселение.
Итакъ, нетъ никакого научнаго основания ожидать кончины мира по поводу предсказываемого астрономическими наблюдениями столкновениями земли съ кометой или съ целымъ роемъ падающихъ звездъ. Само Св. Писание — этотъ непогрешимый источникъ истины, это откровение вечного Бога, совсемъ иначе учитъ о кончине мира. По нему, не погибнетъ видимый миръ, не уничтожится совершенно, а только изменится и обновится: изъ ветхаго сделается новымъ, изъ тленнаго и временного — нетленнымъ и вечнымъ. Небо и земля мимоидетъ (Mф. 24. 35) нова же небесе и новы земли по обетованию чаемъ, въ нихъ же правда живетъ (2 Пет. 3. 13). Чемъ же обновится миръ? Огнемъ, а не кометою, при встрече съ которою предсказываютъ разрушение миpa. Указывая не полную неизвестность времени кончины миpa, слово Божие говорить: пр'шдетг же день Тосподенъ, яко тать въ ногци, въ онь же небеса убо съ шумомъ мимоидутъ, стихги же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела, сгорятъ (2 Пет. 3. 10).
Вотъ непогрешимое учение о кончине миpa, изложенное въ божественномъ откровении. Будемъ вврить Св. Писанию, наставляющему насъ, что время кончины миpa—тайна, отъ людей сокрытая. Когда оно наступить: черезъ месяцы или годы, черезъ сотни летъ или целые тысячелетия, —это известно одному Господу Богу. Не забудемъ только, что скоро или не скоро, а все-таки каждый изъ насъ долженъ будетъ предстать на страшный судъ Христовъ, который будетъ по кончие миpa, и дать ответа во всемъ, яже содела, или блага, или зла (2 Кор. 5. 10). И потому не должно смущаться всякими слухами о свтетопреставлении, но нужно думать о том, чтобы вести жизнь добрую и богоугодную, трудясь въ томъ звании, въ которое кто призванъ. ТЕВ №21 1899г --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
28 августа 2010 17:32 28 августа 2010 17:38 Список уездных отделений Тобольского епархиально-училищного совета, съ указаниемъ состоящихъ въ ихъ наблюдателей, ихъ помощниковъ, членовъ-экзаменаторовъ, съ перечнемъ церковно-приходскихъ школь и школъ грамотности.Ялуторовское уездное отделение Тобольскаго Епархиально-училищнаго Совета. Председатель протоиерей Сретенскаго собора Николай Лапинъ-, члены: священники—того же собора Евгений Урусовъ,Аркадий Деминъ, священникъ тюремной церкви Константинъ Машановъ-, штатный смотритель Ялуторовскихъ училищъ Иванъ Кизеровъ.А.Наблюдатель села Суэрскаго священникъ Николай Лапинъ-, помощникъ наблюдателя и члень-экзаменаторъ, священникъ села Лыбаевскаго Владимиръ Никольский.а)Церковно-приходские школы.1) Село Николаевская, одноклассная, мужская, открыта 1885 г. 3 мар., помещается въ неудобной церковной сторожке-, попечителя нетъ: законоучитель местный приходской священникъ-, учительница правоспособная; учитъ безплатно, местныхъ средствъ къ содержанию школы никакихъ нетъ. 2) Слободо-Суэрская, одноклассная, женская, открыта 1886 г. 21 окт., помещается въ каменномъ доме при церкви-, попечителя нетъ-, законоучитель священникъ Николай Лапинъ, учительница его дочь правоспособная-, учитъ безплатно, местныхъ средствъ къ содержанию школы никакихъ нетъ. 3) Градо-Ялуторовская, Вознесенская, одноклассная, мужская, открыта сего года 15 мая, помещается въ церковномъ доме, въ которомъ прежде было духовное правление; попечителя нетъ-, законоучитель священникъ Алексей Тиховъ, окончивший курсъ въ духовной семинарии-, учитель псаломщикъ Николай Добронравовъ-, учатъ безплатно-, местныхъ средствъ къ содержанию школы никакихъ нетъ. б) Школы грамотности.1) Въ деревне Поспеловой, Суэрскаго прихода, одноклассная, мужская, открыта 1885 г. 1 окт., помещается въ доме матери учителя:, попечителя нетъ-, учитель крестьянский сынъ неправоспособный, за обучение получаеть по 1 р. въ месяцъ отъ священника Н. Лапина и б саженъ дровъ отъ родителей учащихся-, местныхъ средствъ къ содержанию по школе нетъ. Б. Наблюдатель священникъ села Терсюкскаго Иоаннъ Низковский-, помощникъ его священникъ Исетскаго села Константин Загуменный-, членъ-экзаменаторъ священникъ села Терсюкскаго Иоаннъ Блохинъ. а) Церковно-приходские школы.1) Село-Битюковская, одноклассная, мужская, открыта 1885 г. въ ноябре, помещается въ общественномъ доме; попечитель крестьянинъ Феодоръ Андреевъ съ 20 янв. 1887 г.- законоучитель местный приходекой священникъ-, учительница, окончившая курс въ Епархиальномъ женскомъ училище, девица Mapия Иноземцева, определенная журналомъ Епархиально - училищнаго Совета, отъ 16 авг., съ назначениемъ 71 р. изъ суммъ Совета и 29 руб. отъ общества, кроме 29 р., отпускаемыхъ обществомъ на жалование учительнице, местныхъ средствъ къ содержанию школы нетъ. 2) Село-Камышевская, одноклассная, смешанная, открыта 1886 г. 15 янв., помещается въ доме священника, попечителя нетъ-, законоучитель и учитель священникъ Николай Богословский, студентъ духовной семинарии, учитъ безплатно; местныхъ средствъ къ содержанию школы никакихъ нетъ. 3) Въ деревне Портнягиной, Терсюкскаго прихода, одноклассная, смешанная, открыта сего года 26февр., помещается въ наемной квартире-, попечителя нетъ-, учитель неправоспособный,получаетъ по 6 р. въ учебный месяцъ изъ средствъ церкви-, на содержание школы разрешено употреблять по второму % съ остаточныхъ церковныхъ суммъ-, общество за каждый учебный ме- сяцъ платитъ по 3 р. на наемъ квартиры. б) Школы грамотности.1) Село-Турушевская, одноклассная, смешанная, открыта 1886 г. 10 янв., помещается въ доме псаломщика-, попечителя нетъ-, законоучитель местный приходекой священникъ-, учитель псаломщикъ Василий Кротковъ-, за обучение платы не получается-, местныхъ средствъ къ содержанию школы нетъ. 2) Въ деревне Чувариной, Мостовскаго прихода, одноклассная, смешанная, открыта 1886 г. 6 окт., подвижная, попечителя нетъ-, учитель неправоспособный, за обучение получаетъ отъ родителей учащихся при готовомъ отъ нихъ столе и квартире по 67 коп. съ ученика; местныхъ средствъ къ содержанию школы нетъ. 3) Село-Шороховская, одноклассная, мужская, открыта 1887 г. 23 янв., помещается въ квартире священника-, попечителя нетъ, законоучителемъ и учителемъ былъ священникъ Александръ Коровинъ-, местныхъ средствъ къ содержание школы нетъ. В.Наблюдатель священикъ Кизакскаго села Василий Добронравовъ; помощникъ его и членъ экзаменаторъ священникъ села Емуртлинскаго Василий Смирновъ.а) Церковно-приходския школы.1) Село-Щукинская, одноклассная, смешанная, открыта 1885 г. 10 янв., помещается въ общественномъ доме, устроенномъ для просфорни-, попечителя нетъ-, законоучитель местный приходской священникъ- учитель неправоспособный, за обучение получаетъ по 5 р. въ месяцъ изъ средствъ священника и церковнаго старосты и изъ высылаемыхъ отъ Епархиально-училищнаго Совета на nocoбиe школе денегъ-, дрова для отопления школьного здания доставляетъ общество и, кроме этого, местныхъ средствъ къ содержанию школы нетъ. 2) Село-Манайская, одноклассная. смешанная, открыта 1886 г. 26 янв., помещается въ собственномъ здании, попечителя неть, законоучитель местный приходской священникъ-, учительница окончившая курсь въ Епархиальномъ женскомъ училище Елисавета Пузырева, определенная журналомъ Тобольскаго Енархиально-училищнаго Совета, отъ 6 сент. сего года, съ назначениемъ 100 р. въ годъ изъ суммъ Совета:, дрова для отопления школы доставляет общество-, другихъ местныхъ средств къ содержанию школы неть. б) Школы грамотности.1) Въ деревне Шмаковой, Щукинскаго прихода, одноклассная, смешанная, открыта 1836 г. въ ноябре, помещается въ доме крестьянина Шмакова, попечителя неть: учитель неправоспособный, за обучение получаетъ отъ родителей учащихся-, местныхъ средствъ къ содержанию школы нетъ. Г. Наблюдатель священникъ села Омутинскаго Павелъ Поникаровский-, помощникъ его священникъ Новоуковскаго села Илия Поникаровский-, членъ-экзаменаторь священникъ села Юргинскаго Павелъ Румянцевъ. а) Церковно-приходсюя школы.1) Село-Агаракская, одноклассная, смешанная, открыта сего года 15 янв., помещается въ церковной сторожке-, попечителя нетъ; законоучитель священникъ Петръ Елпатьевский, уволенный изъ высшаго отделения духовной семинарии; учительница окон чившая курсъ въ Епархиальномъ женскомь училище, девица Аполлинария Волкова, получаетъ жалования 100 р. въ годъ изъ суммъ Епархиально-училищного Совета-, на содержание школы разрешено начальствомъ употреблять 25 р. изъ церковныхъ суммъ. 2)Зимовъе-Вагайская, одноклассная, смешанная, открыта 1886 г. 3 ноября, помещается въ церковной сторожке-, попечителя нетъ, законоучитель и учитель диаконъ Алексей Машановъ, окончивший курсъ въ Ялуторовскомъ уездномъ училище; платы за обучение детей не получается-, местныхъ средствъ къ содержанию школы нетъ. 3) Село-Юргинская, одноклассная, женская, открыта 1884 г. 2 ноября, помещается въ церковной сторожке-, попечителя нетъ-, законоучитель священникъ Павелъ Румянцевъ, окончивший курсъ въ духовной семинарии-, учитель диаконъ Николай Низковский, по увольнению изъ 3-го класса духовного училища выдержавший испытание на звание сельскаго учителя въ педагогическомъ Совете Курганскаго уезднаго училища-, учатъ безплатно; местных средствъ къ содержанию школы нетъ. 6) Школы грамотности. 1) Въ деревне Вяткиной, Плетневскаго прихода, одноклассная, смешанная, открыта 1886 г. 27 окт., подвижная- попечителя нетъ-, учительница окончившая курсъ въ начальной народной школе, получаетъ за обучение детей 2 р. 50 к. въ месяцъ, при готовомъ отъ общества столе и содержании-, на содержание школы отпускается 20 р. отъ церкви. 2) Травниковская, того же прихода, одноклассная, смешанная, открыта 1886 г. 8 ноября, подвижная-, попечителя нетъ; учительница окончившая курсъ въ начальной народной школе-, за обучение получаетъ 2 руб. 50 коп. въ месяцъ при готовомъ столе и квартире отъ общества. ТЕВ №23,24 1888г --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
31 августа 2010 16:22 Сибирские „Квакеры" в ХУШ веке Въ периодъ церковныхъ преобразований въ России, начатыхъ патриархомъ Никономъ, какъ известно, целыя массы православныхъ нашихъ соотечественниковъ, недовольныхъ новыми церковными порядками, решились отделиться отъ господствующей церкви, стали постепенно устраивать религюзную жизнь по своему крайнему разумению, открыли новыя пути къ царству небесному, которыя казались имъ короче и прямее, и пошли этими путями, блуждая и падая на каждомъ шагу. Не говоримъ о мпогомиллионной массе старообрядцевъ, формально оставившихъ православную церковь послъ московскаго собора 1666/7 г., которые, решая вопросъ о пути ко спасению безъ руководства церкви, на первыхъ же порахъ начали разделяться и подразделяться на множество крупныхъ и мелкихъ и до крайности враждебныхъ другъ другу толковъ. Въ тесной связи съ церковной реформой, между прочимъ, стоитъ появление въ России такихъ религюзныхъ общинъ, каковы: ,,люди божии", родившие „хлыстовъ" и „скопцовъ", и „духоборцы", отъ которыхъ произошли „молокане" и „штундисты". Ни одна изъ этихъ общинъ, или сектъ, какъ ихъ обыкновенно называютъ, не смотря на жестокое иногда преследованиe ихъ, со дня появления никогда не прерывала своего существования. Все они по временамъ насчитывали и теперь считаютъ своихъ последователей тысячами и имеютъ своиххъ представителей въ самыхъ отдаленныхъ концахъ России. Но Сибирь для этихъ сектантовъ, какъ и для старообрядцевъ въ былое время, служила, а отчасти и теперь служитъ по преимуществу местомъ стечения и приволья: сюда они ссылаются, какъ вредные для Poccии, и сами добровольно идутъ, потому что здесь для нихъ не существуетъ особенно стерильных условий въ жизни и вероисповедание Въ половине прошлаго столетия въ Сибири было открыто существование , .квакеровъ". На самомъ деле это были сектанты, которые у насъ известны подъ именемъ "хлыстовъ" и противъ которыхъ въ царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны было воздвигнуто въ Poccии жестокое гонение. Родоначальникомъ хлыстовъ считается беглый солдатъ Данило Филипповичъ, живший въ царствование Алексея Михаиловича. Секта основана на веровании въ возможность для человека всецело соединиться съ Божествомъ, даже во время земной жизни. Посредствомъ разныхъ способовъ самоизмышленнаго богослужения, или ,,таинственной смерти", думаютъ хлысты, человекъ можетъ дойти до состояния „таинственного воскресения". Въ этомъ состоянии въ него вселяется Духъ Божий и совершенно уничтожаетъ его личность,—человекъ делается сыномъ божиимъ по природе, новымъ христомъ. Все его действия и слова теперь становятся действиями божества; онъ безгрешенъ, всеведущъ, можетъ творить чудеса; воля его, воля Божия и все прочие должны ему покоряться безусловно. Такой степени совершенства достигъ солдатъ Данило Филипповичъ. Странствуя въ пределахъ костромской, владимирской и нижегородской губернии, онъ говорилъ людямъ, что въ него вселился Богъ Отецъ, выдавалъ самого себя за Господа Саваофа. Недовольствуясь этимъ, онъ назваль муромскаго крестьянина Ивана Суслова своимъ единороднымъ сыномъ и христомъ. Лжехристосъ Сусловъ избралъ себе богородицу и 12 апостоловъ и съ ними отправился на проповедь въ нижегородскую губернию. Но вскоре былъ пойманъ, наказанъ плетьми и отданъ на поруки. Последователи его разсказывали, что царь и патриархъ Никонъ распяли его у спасскихъ воротъ въ Москве, но чрезъ 3 дня онъ воскресъ и снова началъ учить народъ. Въ 1671 г. онъ былъ схваченъ. вторично, но былъ опять отпущенъ на свободу по случаю рождения царевича Петра. После этого онъ сталъ жить въ Москве. Въ 1700 г. въ послъдний разъ видели съ ним Данило Филипповичъ и за тем, будто бы, вознесся на небо. Въ 1716 г. и Сусловъ вознесся къ отцу. Основанная этими двумя сумасбродами секта, съ ихъ вознесениемъ, не прекратилась. После Суслова у хлыстовъ начинается целый рядъ новыхъ воплощений христа въ лице разныхъ ихъ пророковъ. Въ половине прошлого столетия одинъ изъ такихъ пророковъ Панкратий Селивановъ делается основателемъ секты скопцовъ, выдавая себя за христа-спасителя. Такъ положено было начало секты хлыстовъ, къ которымъ можно отнести и существовавшихъ въ Сибири въ прошломъ столетии ,,квакеровъ". Основаниемъ для насъ въ этомъ случае служитъ довольно близкое сходство религиознаго культа сибирскихъ квакеровъ съ культомъ хлыстовъ. Богослужебная обрядность хлыстовъ, какъ известно, состоитъ исключительно въ песняхъ и круговыхъ пляскахъ, или ,,раденияхъ". Въ этомъ состояло, какъ увидимъ, богослужение и сибирскихъ квакеровъ. В 1760 г. былъ забранъ въ Вятскую духовную консисторию по подозрению въ распространении раскола, крестьянинъ Оренбургской губернии, Кунгурскаго уезда, Медянскаго острога ЕрмолаЙ Медениновъ. На допросахъ онъ показалъ, что принадлежитъ не къ расколу, а къ обществу „квакеровъ". При чемъ оговорилъ многихъ изъ жителей екатеринбургского ведомства. Вятская консистория сообщила объ этомъ Тобольской. Последняя незамедлила приступить къ раскрытию и искоренению появившейся ереси. По требованию консистории, канцелярия главного правления сибирскихъ, казанскихъ и оренбургскихъ заводовъ, въ декабре 1761 г. забрала на железныхъ заводахъ Полевскомъ и Уктузскомъ, заковала въ ручные и ножные кандалы и выслала въ Тобольскъ до 35 чел. мущинъ и женщинъ, оговоренныхъ Медениновымъ. Между темъ еще раньше духовными правлениями и особыми консисторскими сыщиками было захвачено и доставлено въ консисторию 8 человекъ. Въ декабре 1761 года такимъ образомъ было въ консистории уже 43 человека обвиненныхъ. Все они на допросахъ откровенно сознались, что имели въ своихъ домахъ „богомерския сборища и богопротивныя действия", и въ свою очередь оговорили целыя сотни своихъ соседей и знакомыхъ. Продолжение будет ТЕВ №7 1882г --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
31 августа 2010 17:58 31 августа 2010 18:47 продолжение Сибирские „Квакеры" в ХУШ веке Въ числе прочихъ были взяты въ Консисторию и главные распространители и руководители квакерства. Это были: Полевскаго завода 78-летний старикъ, отставной плавильный мастеръ Родионъ Сажинъ и Уктукскаго завода старая девица Авдотья Плещеева. Изъ ихъ показаний видно, что ересь появилась въ Сибири назадъ тому уже около 30 летъ, именно въ то время, когда въ России было начато противъ хлыстовъ преследование и когда больше сотни сектантовъ, после наказания плетьми, были сосланы въ Сибирь. Видно и то, что секта развивалась чрезвычайно быстро, въ короткое время охватила почти всю Западную Сибирь, будучи въ то же время ни для кого изъ непосвященныхъ незаметною, потому съ одной стороны, что собрания для радений устраивались подъ большимъ секретомъ, по ночамъ, а съ другой—заразившиеся ересью не отделялись формально отъ церкви и старались казаться еще более усердными членами ее. О начале ереси Авдотья Плещеева говорила такъ; ,,богопротивной квакерской ереси я была научена покойнымъ братомъ Михаиломъ Плещеевымъ, назадъ тому 27 летъ, а он наученъ канониромъ екатеринбургской артиллерейской команды Иваномь Петровым.. Михаилъ Плещеевъ, по словамъ сестры его, былъ самымъ усерднымь учителемъ ,,богомерзской ереси". Въ доме его постоянно были собрания, на которыхъ онъ училъ присутствующихъ и руководилъ радениями. Mногие изъ наученныхъ имъ въ скоромъ времени сделались сами учителями и стали устраивать радения въ собственныхъ домахъ. Изъ дома Плещеева новое учение распространилось далеко по Сибири, потому что Плещеевъ жилъ на большой дороге, имелъ постоялый дворъ и посвящалъ въ тайны своего учения проезжавшихъ изъ разныхъ городовъ и селений. Родионъ Сажинъ показывалъ въ консистории, что онъ ,,квакерской ереси наученъ назадъ тому слишкомъ 20 л. проживавшими екатеринбургская ведомства въ Уктукскомъ заводе шмельцеромъ Михаиломъ Плещеевымъ и сестрой его девкой Авдотьей Васильевой, у которыхъ останавливался на квартире, проезжая по разнымъ казеннымъ и своимъ торговымъ деламъ въ Екатеринбурге. Сначала Михаилъ Плещеевъ позволялъ Сажину только присутствовать при непонятномъ для него богомолье, которое онъ устраивалъ у себя въ доме съ сестрой и немногими соседями чуть не каждую ночь. Но не замедлилъ посвятить и въ смыслъ богомолья. Онъ сталъ говорить Сажину, что ,,это добрая вера и душеполезная"; училъ жить благочинно, вина и пива не пить, не сквернословить; къ нему, Плещееву, заезжать чаще, молиться съ ними, но ,,духовному отцу объ этомъ не говорить". Сажинъ принялъ это предложение къ сердцу, сталь во время проездовъ каждый разъ останавливаться въ доме Плещеева и присутствовать на раденияхъ. Наконецъ понялъ всю суть богомолья, изучилъ песни и открылъ радния въ своемъ доме, посвящая въ тайны новаго учения своихъ соседей, родственниковъ и знакомыхъ. При жизни Михаила Плещеева, сестра его Авдотья была первой его помощницей. Когда же онъ померъ, она приняла на себя роль наставницы и руководительницы въ раденияхъ и продолжала дело пропаганды не менее усердно, чемъ покойный братъ ея. Она устраивала собрания у себя въ доме, у соседей и въ другихъ деревняхъ, и на каждомъ собрании была запевальщицей и иногда первая начинала кружиться. По собственному ея сознанию, въ ея доме, после смерти брата, собрания были многократны. Были собрания, говорила она, и у соседей, куда она перестала ходить только за годъ до взятия въ консисторию. Въ последнее время, по словамъ ея, собрания были многочисленны и устраивались подъ большимъ секретомъ, почти каждую ночь то въ томъ, то въ другомъ доме. Руководствуя въ раденияхъ, Авдотья Васильева въ то же время слыла за наставницу, къ которой соседи и проезжие обращались за советами. ,,Однажды, говорила она, ко мнв въ домъ заехали жители Полевскаго завода Родионъ Сажинъ, Иванъ Симановъ и др. и стали спрашивать меня: ,,какъ у васъ бываетъ моление и какъ лучше душу спасти—по церковному последованио, или по учению покойнаго Михаила Плещеева? После некоторой беседы со мной, не хуля церкви Христовой, все согласились следовать учению брата моего, признавая оное более душеспасительнымъ, и стали за-темъ ходить на мои собрания". ,,Авдотья Васильева", говорили некоторые изъ содержавшихся въ консистории, учила насъ, чтобы оставили супружеское сожитие, парнямъ советовала на жениться, а девкамъ не выходить замужъ". Почти все, наконецъ, забранные въ консисторию единогласно утверждали, что они бывали ,,при богомерзскомъ квакерскомъ действии, которое устроивалось то въ доме девки Авдотьи Васильевой, то у Родиона Сажина,—бывали по приглашению и советамъ Авдотьи Васильевой, принимая это действие за доброе дело, полезное ко спасению души, а не худое и не вредное. Такъ секта началась и развивалась. Кроме содержавшихся въ консистории соучастниковъ Родиона Сажина и Авдотьи Васильевой, последние на допросахъ въ консистории указали больше, чемъ на сотню другихъ, разсеянныхъ по разнымъ заводамъ и селениямъ. Указали притомъ только на техъ, которыхъ могли припомнить, которые бывали на ихъ собранияхъ. А сколько было еще такихъ, которыхъ Сажинъ и. Васильева забыли, или которые, будучи научены квакерству Михаиломъ Плещеевымъ, устроивали собрания и пропагандировали сами независимо отъ этихъ наставниковъ и руководителеи?.. Во всякомъ случае секта числомъ обличенныхъ въ ней далеко не ограничивалась. Она продолжала развиваться даже въ то время, когда тобольская Консистория обратила на нее внимание и приступила къ искоренению ея. Такъ 9 августа 1761 г. воскресенское духовное правление жаловалось митрополиту Павлу, чго забранные—было въ окуневскую управительскую канцелярию квакеры окуневскаго и шадринскаго дистриктовъ, также далматовскаго и воскресенскаго заводовъ, и распущенные по домамъ окуневскимъ управителемъ Бошняковымъ ,,оную свою злую ересь принялись наивящше разсеивать и правоверных христиан отъ истины къ погибельному пути совращать". Продолжение будет ТЕВ №7 1882г --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
31 августа 2010 18:46 продолжение Сибирские „Квакеры" в ХУШ веке
Строгое соблюдение предъ посторонними тайны относительно учения и радений было первымъ и непременнымъ условиемъ для каждаго вступающаго въ секту. Мы уже приводили заповедь, данную Михаиломъ Плещеевымъ Родиону Сажину о томъ, чтобы онъ не открывалъ о новомъ учении даже на исповеди духовнику. Эта заповедь давалась всемъ вступающимъ въ секту и всеми соблюдалась свято, другимъ условиемъ для вступающихъ въ секту было: не отделяться формально отъ церкви и непренебрегать вьполнениемъ установленныхъ христианскихъ обязанностей. Сектанты-пропагандисты въ этомъ случае, конечно, имели въ виду то, что бы сохранить себя и своихъ последователей отъ подозрений и преследований. Но большая часть простых людей изъ этого заключала, что въ секте нетъ ничего предосудительного, и темъ охотнее вступала въ оную. Поэтому все забранные въ консисторию по подозрению въ принадлежности къ квакерству и сознавшиеся въ этомъ, не исключая даже наставниковъ, оказались съ формальной стороны строго православными. Некоторые даже никакъ не могли понять, въ чемъ ихъ обвиняютъ. Родионъ Сажннъ предъ Kонсисторией между прочимъ говорилъ: ,,родители мои были православными до самой смерти. Поэтому и я былъ отъ рождения и остаюсь православнымъ: крещенъ и венчанъ въ православной церкви, крестное знамение творю тремя перстами, у исповеди и святаго причастия бываю каждогодно и о святой церкви нисколько не сомневаюсь. Авдотья Плещеева говорила о себе: происхожу отъ родителей православныхъ, крещена по православному, крещусь 3-хъ перстнымъ сложениемъ, у исповеди и святаго причастия бываю каждый годъ, о церкви никакого сомнения не имею и въ расколе не бывала." Подобные отзывы дали о себе крестьяне: Матвей Рыбниковъ съ женой Ксеньей Антоновой и сыномъ Георгиемъ, Никифоръ Рыбниковъ съ женой Еленой Константиновой, Аввакумъ Частиковъ съ братомъ Михаиломъ и матерью Агафьей, Василий Казанцевъ, Никифоръ Ермолаевъ и все прочие около 40 человекъ. О формальной принадлежности этихъ сектантовъ къ церкви и строгомъ выполнении ими христианскихъ обязанностей, предъ митрополитомъ Павломь свидетельствовали, со словъ приходскихъ священниковъ, екатеринбургское и туринское духовныя правления.—Въ иэчале 1761г. изъ тобольской консистории былъ послань въ исетскую провинциальную канцелярию списокъ 25-ти человекъ, оговоренныхъ въ принадлежности къ секте, которыхъ консистория просила разыскать и выслать въ Тобольскъ для допросовь. Все они по списку были отысканы и вызваны въ исетскую канцелярию. Но, по засвидетельствованию предъ канцелярией о ихъ невинности со стороны окуневскаго управителя Бошнякова, были вскоре распущены. Бошняковъ доносилъ канцелярии, что за оговоренными ни квакерской ереси, ни раскола, ни другихъ богопротивныхъ поступковъ никогда не замечалось; да и подозревать ихъ въ чемъ нибудь подобномъ нетъ никакихъ оснований, потому что они на исповедь ходятъ и ни отъ чего касающагося веры православной и церкви не отказываются. Бошняковъ былъ правъ, потому что смотрелъ на нихъ только съ внешней стороны. Такой характеръ секты делалъ ее не только ни для кого не заметною, но и удобовосприимчивою въ простомъ народе. Нужно впрочемъ и то сказать, что секта въ Сибири была еще только въ зародыше, не имела еще почти никакого духовнаго развиттия, скорее походила на домашнее своеобразное богомолье. Поэтому можетъ быть сектанты и не хулили православной церкви и ея таинствъ, не отделялись отъ нея и выполняли христианские обязанности, хотя въ то же время называли свое богомолье ,,более душеспасительнымъ, чемъ церковный чинъ". У Сибирскихъ квакеровъ —хлыстовъ пока не было ни лжехриста, подобного Ивану Суслову, ни богородицы, ни пророковъ,—были только вдохновенные. Но и вдохновенные мало выдавались изъ среды другихъ, потому что вдохновение во время радений находило то на того, то на другого, а иногда и на всехъ разомъ. За неимениемъ одного общаго христа или пророка, небольшие общины, или корабли", не имели между собою Иерархическаго единства, каждая жила ни отъ кого независимо и управлялась своимъ наставникомъ или наставницей. Наставниками были старики и старухи въ роде Родиона Сажина и Авдотьи Васильевой. Но и наставники чаще разъигривали только роль хозяина дома, въ которомъ устраивались радения: въ общинахъ господствовало равенство и братство. ,,Собирались", говорила въ консистории Авдотья Васильева, ,,по ночамъ подъ большиимъ секретомъ, садились на места не по чинамь, а кто где место найдетъ; некоторые, правда, садились въ передний уголъ, однако не начальствовали надь другими... Благословение никто ни у кого не принималъ, руки не у кого не целовалъ, плясали иногда все, иногда же одни только вдохновенные". Вступление въ секту не сопровождалось никакими церемониями: наставники предлагали надежнымъ людямъ познакомиться съ ихъ богомольемъ, хвалили оное, называя душеспасительнымъ; принявший предложение начиналъ ходить на собрания, учился петь принятые стихи, участвовалъ въ круговой пляске и за темъ уже, какъ членъ известного корабля, начиналъ удостоиваться вдохновения. Все стремления сектантовъ были направлены къ достижение вдохновения. Главнымъ средствомъ къ достижению его служили радения. ,,Все были убеждены", говорила Авдотья Васильева, ,,что кружение низводить благодать Божию, хотя никто изъ сподобившихся благодати не пророчествовалъ и ничего особеннаго не разсказывалъ". Но при этомъ считалась необходимою и чистая жизнь. Михаилъ Плещеевъ, какъ мы видели, посвящая въ тайны своего культа Родиона Сажина, советовалъ ему, жить благочинно, вина и пива не пить, не сквернословить и т. д. Родионъ Сажинъ и Авдотья Васильева пошли дальше. Они требовали отъ соучастннковъ въ раденияхъ девственной жизни: состоявшимъ въ супружестве советовали оставить сожитие, холостымъ парнямъ не велели жениться, а девицъ старались удержать отъ замужества. Кузнецъ Матвей Рыбниковъ говорилъ про своего женатаго сына Георгия, научившего его квакерству, что онъ наученъ ереси Родиономъ Сажинымъ, который между прочимъ советовалъ ему оставить сожитие съ женою, что онъ и соблюдаетъ. Федоръ Ильинъ говорилъ, что Авдотья Васильева советовала ему, чтобы для спасения души оставилъ жену, но онъ не оставилъ. Крестьянка Матрена Назарова говорила, что Авдотья Васильева и женка Наталья Абрамова говорили ей, чтобы она для спасения души оставила сожитие съ мужемъ, а девкамъ советовали не вступать въ бракъ. Сама Авдотья Васильева 29 сентября 1760 г. дала объ этомъ такой отзывъ: ,,бракъ и ложе брачное мы вменяли за великий грехъ и скверну; вышедшихъ въ замужество или женившихся изъ числа нашей братии считали блудниками и исключали изъ общины. В общихъ собранияхъ все вообще давали клятву избегать брака до смерти". Высоко ценилась сектантами и милостыня. Разъ, по совету Натальи Абрамовой, Матрена Назарова въ Екатеринбурге отдала въ тюрьму и въ богадельню несколько возовъ хлеба, привезенного ею на базаръ для продажи. И съ этой стороны секта делалась въ простом народе все более и более популярною. Но таинственные радения были самою увлекательною приманкою простыхъ людей. продолжение будет ТЕВ №7 1882г --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
31 августа 2010 20:10 продолжение Сибирские „Квакеры" в ХУШ веке
Радения, по отзывамъ самихъ сектантовъ, устроивались въ такомъ порядке: въ известный день, съ наступлением вечера, по приглашению наставника, собирались подъ большимъ секретомъ, въ предназначенный для радения домъ, все члены корабля. Собиравшиеся, по мере прибытия, молча садились на лавки, ,,не по чинамъ, а кто где место найдет, впрочемъ мущины—съ мущинами, а женщины —съ женщинами. Между темъ хозяинъ дома зажигалъ въ переднемъ углу предъ образами восковыя сввчи Когда все соучастники были на лицо и по местамъ, по условному знаку наставника, или хозяина дома, они вставали съ своихъ мест и предъ образами молились съ земными пклонами. После этой предварительной молитвы кланялись другъ другу въ ноги со словами: прости, брать (аще сестра) меня, и помолись обо мне грешномь (или грешной). Затемъ снова усаживались по местамъ и начинали все въ голосъ петь молитву: Господи Иисусе, Христосъ, Сынъ, Государь Божий, помилуй насъ". Иногда повторяли молитву несколько разъ, въ течение получаса и даже часа,пока кто-нибудь изъ сидящихъ не соскакивалъ съ лавки и не начиналъ кружиться. Никто изъ всего coбрания, ни даже самъ соскочивший не зналъ до того момента, кому при детей первымъ соскочить, потому что это зависит не отъ нихъ, а отъ какой-то находящей на нихъ невидимой силы,—иначе—,,милости Божией". Въ редкихъ только случаяхъ ,,милость Божия" давала кому-либо предпочтение предъ другими, сдергивая съ лавки первымъ почти въ каждое радение. Такимъ предпочтениемъ некоторое время пользовался на собранияхъ вь доме Авдотьи Васильевой раскольнический лжеучитель, торгующий крестьянинъ кунгурского округа, меденянскаго острога, Ермолай Медениновъ, тотъ самый, который въ Вятской конспстории признался въ ереси и выдалъ другихъ. Сподобившиеся вдохновения соскакивали не сами собой, а насильно сдергивались. Девица Марья Ефремова разсказывала, что въ собранияхъ у Авдотьи Васильевой ее часто невидимая сила сдергивала съ лавки, вопреки ея намерению и желанию, и кружила"... Девица Екатерина Симонова говорила, что она иногда нарочно крепко держалась за лавку, чтобы ее не сдернуло, но какая-то сила сдергивала и вертела. По словамъ Авдотьи Васильевой, благодать находила и сдергивала съ лавки иногда заразъ двухъ и трехъ человекъ. Соскочившие молча и быстро начинали вертеться по солнцу, Между тем собрание начинало петь: „богуотецъ убо Давидъ предъ сенным ковчегомъ скакаше играя"., (со словъ запевавшей девицы Маремьяны Трофимовой), или: „Христосъ, сударь, воскресъ, да изъ мертвыхъ!.. Христосъ воскресъ, да воистинну воскресъ'.".. ,,Скакаютъ да играютъ люди Божии святие, во образецъ быти зрящи, предъ сильнымъ ковчегомъ веселыми ногами, хваляще тайну вечную, пасху спасительную, воскрестельную"... (со словъ Аввакума Частикова и девицы Марьи Ефремовой). Пение сопровождалось иногда плачемь и рыданиями. Крестьяне Василий Петровъ о Гаврило Скородумовъ разъ, после получасоваго кружения, свидетельствовали предъ всемь собраниемъ, что они были сдернуты въ лавки и вертелись „не сами собой", а невольно подчинялись снисшедшей на нихъ милости Божией". Собрание, конечно, не думало сомневаться въ подобныхъ уверенияхъ. Круженье первыхъ сдернутыхъ съ лавки продолжалось съ полчаса и часъ ,,до усталости", иногда до обморока, постепенно делаясь быстрее и быстрее. Вотъ разсказъ объ этомъ девицы Маремьяны Трофимовой. ,,Во время верчения меня подбрасывало отъ полу къ верху на четверть и на полъ-аршина. Ни усталости въ ногахъ и во всемъ теле, ни шуму и повреждения въ голове совершено не чувствовалось. Напротивъ чувствовалась необыкновенная легкость и приятность. Увеличиваясь постепенно, кружение становилось такъ быстро, что когда кружашийся кого-либо случайно задевалъ рукою, тому делалась не малая боль". Въ конце концевъ кружившийся падал, на полъ и лежалъ безъ малейшаго движения полчаса и более. ,,Во время такого обморока", говорила про себя Трофимова, ,,я слышала пение и разговоръ сидевшихъ на лавкахъ, но сама не могла ни языкомъ, ни пальцемъ пошевелить. Когда обморокъ проходилъ, я сама вставала и садилась на свое место на лавки, участвуя въ пении". Кружившиеся парами, по словамъ Трофимовой, иногда доходили до такой духовной радости, что отъ избытка оной схватывали другъ друга за волосы и таскались по избе, пока не падали въ обморокъ оба; иные начинали бросать другъ въ друга попадавшими подъ руку поленьями. Въ то время, какъ одни отъ утомления падали на полъ и лежали, "милость Божия" сдергивала съ лавки и вертела другихъ. В этомъ порядке удавалось иногда дождаться своей очереди и повертеться въ одиночку всемъ до последнего. Но иногда благодать нисходила разомъ на всех собратьев. Въ этомъ случае составлялись два хоровода: одинъ изъ мущинъ, а другой—изъ женщинъ. Мущины кружились въ одну сторону—по солнцу, а женщины въ другую—противъ солнца. Сначала распевая стихи и слегка помахивая руками, просто ходили другъ за другомъ вокругъ одного общаго центра. Но потомъ, по мере воодушевления, одинъ по одному начинали кружиться на одной пятке, всякий около своего центра. Подъ конец каждый кружился от себя, пока неуставалъ и садился, или падалъ. Иногда круженье превращалось въ азартную беготню другь за другомъ: мущипы бегали за женщинами, женщины—за мущинами... ,,Все были убеждены, что въ это время на нихъ нисходить милость Божия, хотя никто не пророчествовалъ и ничего особеннаго не разсказывалъ". Радение заканчивалось молитвою за императрицу Елизавету Петровну, за наследника престола Петра Феодоровича съ супругой, за христолюбивое воинство и за всехъ православныхъ живыхъ и умершихъ. Продолжение будет ТЕВ №8 1882г --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
31 августа 2010 20:55 продолжение Сибирские „Квакеры" в ХУШ веке Тобольское eпархиальное начальство на первыхъ же порахъ приступило къ искоренению квакерской ереси. Сначала дело шло весьма успешно: чрезъ канцелярию главнаго правления сибирскихъ и оренбургскихъ заводовъ и чрезъ собственныхъ сыщиковъ Koнсистории, какъ мы говорили, въ короткое время удалось отыскать и вызвать въ Тобольскь больше 40 человекъ сектантовъ. После допросовъ и увещаний, все они безпрекословно раскаялись и пожелали быть усердными членами церкви. Насколько искренно было ихъ раскаяние,—этотъ вопросъ решить трудно. Во всякомъ случае въ данныхъ показанияхъ ересь, къ которой принадлежали десятки летъ, они проклинали, называли неиначе, какъ богомерзской и пагубной, просили о присоединении къ церкви и давали обещание пребывать въ недрахъ ея непоколебимо до скончания жизни. „Къ православной, восточной, кафолической, всероссийской церкви", говорилъ 3 октября 1760 г. Родионъ Сажинъ, „присоединиться хощу; повиноваться же и покоряться ей, яко истинней матери нашей, до скончания жизни своея, хранити во всемъ непоколебимо и не превратно желаю; а раскольническое душепагубное зломудрие и вышепомянутую богопротивную и богомерзскую (квакерскую) ересь отъ себя отметаю и проклятию предаю, подъ опасением смертной казни"... Въ этой форме даны въ консистории показаны Авдотьей Васильевой Плещеевой и всеми остальными сектантами. Раскание ихъ, впрочем, не послужило къ их освобождению из консистории, что они, кажется, главнымъ образомъ имели въ виду. Они были надолго оставлены при консистории отчасти потому, что консистория плохо верила въ искренность ихъ раскаяния, и въ марте 1761 года потребовала, чрезъ Екатеринбургское и Туринское духовныя правления, отъ приходскихъ причтовъ точные сведения объ ихъ поведении; съ другой стороны потому, что признавалось необходимымъ дать имъ очныя ставки съ теми "лицами, которыхъ они сами оговорили въ принадлежности къ секте и которые еще не были отысканы и доставлены въ Тобольскъ. Те изъ раскаявшихся, къ которым консистория меньше всего питала доверие, по-прежнему остались въ консисторской тюрьме съ кандалами на рукахъ и колодками на ногахъ. Остальные были размещены по работамъ на архиерейскихъ огородахъ, въ бондарне, прядильной, при речныхъ судахъ и въ караульной, съ обязательствомъ содержать себя своими средствами.; Между тем о появлении ереси было доведено до сведения Святейшаго Синода и принимались меры къ отыеканию оговоренныхъ сектантовъ. Отъ содержащихся въ консистории и раскаявшихся квакеровъ были пока узнаны по именамъ 29 человвкъ соучастниковъ въ квакерскихъ раденияхъ изъ жителей разныхъ селениях Исетскаго ведомства. На нихъ пока и остановилось внимание консистории. За ними были посланы из Тобольска особые сыщики: священникъ г. Тобольска Захарьевской-церкви Иосиф Нагибин и поручикъ сибирского батальона Полтыревъ, съ командою солдата въ 15 человекъ. Но имъ въ то же время было поручено отъ консистории отыскать и захватить до 15 человекъ расколоучителей, на которыхъ указали те же квакеры. Отыскавъ и захвативъ на дороге несколькихъ расколоучителей съ вещественными доказательствами, сыщики, по указанию сопровождавшего ихъ доказателя, бывшаго раскольника Федора Порошина, 31 января прибыли въ деревню Ильинскую, окуневскаго дистрикта, и поймали раскольническаго попа Козьму Безденежнаго. Но ильинские раскольники не хотели лишиться своего духовнаго отца. Сбежавшись въ числе не менее 100 чел., вооруженные оглоблями, стягами и дубинами, они окружили сыщиковъ съ командой, колодниками и обозомъ и вступили съ ними въ рукопашный бой. На ихъ стороне было численное превосходство и поэтому сыщики съ командой были вскоре побеждены и взяты въ пленъ. Но победители не хотели этимъ довольствоваться: они хотели проучить сыщиковъ, чтобы они и впередъ не думали забирать ихъ пастырей и учителей... Плененные сыщики подверглись отъ раскольниковъ поруганию и безчеловечнымъ истязаниямъ. Священникъ Нагибинъ и подпоручикъ Полтыревъ были избиты до полусмерти и затоптаны въ снегъ. Доказателю Порошину, после „тиранскихъ" побоевъ, заломили назадъ и крепко привязали къ шее руки и ноги. У израненныхъ солдатъ отняли и переломали ружья. Попъ Козьма Безденежный и колодники, разумеется, были освобождены и отпущены на свободу. Къ обозу сыщиковъ, съ хлебнымъ запасомъ и набранными у раскольниковъ церковными принадлежностями, приставлены были для караула мужики съ дубинами. Избитые и валявшиеся въ снегу сыщики ежеминутно ожидали конца жизни. Но раскольники хотели ихъ живыми представить къ начальству, какъ своихъ притеснителей и грабителей. Чтобы оговорить ихъ въ насилии и грабеже, они въ обозъ подбросили несколько домашняго скабра, а между темъ скабръ сыщиковъ и казенные запасы на половину растащили по домамъ. Въ конце всего сыщики съ командой и, будто бы, награбленнымъ ими имуществомъ были раскольниками подъ своимъ карауломъ представлены въ исетскую провинциальную канцелярию. Исетская канцелярия приняла сторону раскольниковъ, и обвиненныхъ въ насилии и грабительстве сыщиковъ возвратила въ Тобольскъ, При виде ихъ, всякий, не знавший дела, подумать могъ, что они только-что воротились съ театра войны, после жаркаго сражения. По освидидетельствованию Тобольскихъ врачей въ присутствии губернской канцелярии, у священника Нагибина оказались—правая щека разсеченною, одинъ зубъ вышибеннымъ, левая рука и левая нога отшибенными, спина вся въ желтыхъ пятнахъ. У подпоручика Полтырева пораненная правая рука висела на подвязке. Солдаты—кто былъ съ подбитымъ глазомъ, кто на костыляхъ и. все имели на теле множество следовъ отъ недавно испытанныхъ ударовъ дубинами. Отъ солдатскихъ ружей остались только жалкие обломки. Такъ была неудачна первая попытка къ отысканию оговоренныхъ квакеровъ. продолжение следует ТЕВ №8 1882г --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
12 сентября 2010 19:47ТЕВ Государь Императоръ по всеgоддануйшему докладу определению Св. Синода отъ 28 июля—10 авг. сего года въ 25 день августа сего года ВЫСОЧАЙШЕ соизволилъ на разрешение священнику церкви села Ярославскаго, Курганскаго уезда, Петру Коптеву съ семействомъ именоваться впредь по фамилии „Шабаровъ" (Указъ Св. Синода отъ 7 октября с. г. № 10970). Тобольские епархиальные ведомости --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
12 сентября 2010 20:00 Исключаются отъ службы умершие: 1)священникъ церкви села Онуфриевскаго Василий Евгеньевичъ Тверитинъ, 44 л. (| 11 сент.).— Сынъ диакона, по увольнении изъ 1 класса Тобольской духовной семинарии, 1 августа 1879 г. определенъ псаломщикомъ къ церкви села Каменского, Тюменскаго уезда; 27 июля 1881 г. рукоположенъ во диакона къ градо-Березовскому собору; 20 июля 1883 г. рукоположенъ во священника къ церкви села Юганскаго, Сургутского уезда; 26 мая 1897 г. определенъ помощникомъ настоятеля Обдорской миссии; 5 марта 1898 г. перемещенъ къ церкви села Кизакскаго, Ялуторовскаго уезда; 5 февраля 1901 г. перемещенъ къ церкви села Онуфриевскаго. 2) Состоявпий на вакансии диакона при церкви села Юргинскаго, Ялуторовскаго уезда, священникъ Михаилъ Павловичъ Румянцевъ, 29 л. (| 9 сентября).—Сынъ священника, по увольнении изъ 2 класса Тобольской духовной семинарии, 5 августа 1893 г. определенъ псаломщикомъ къ церкви села Шабалинскаго, Ишимскаго уезда; 6 июля 1894 г. па вакансии диакона къ церкви села Юргинскаго со возложениемъ обязанностей учителя въ местной церковной школе'; 25 августа 1896 г. рукоположенъ во диакона; 29 октября 1897 г. перемещенъ къ церкви слободы Покровской, Тюменскаго уезда; 12 октября 1898 г. перемещенъ къ градо-Тюменской Спасской церкви; 23 августа 1899 г. рукоположенъ во священника къ единоверческой церкви села Щучинскаго, Курганскаго уезда; 23 ноября 1900 г. определенъ и. д. благочиннаго второго благочинническаго округа единоверческихъ церквей; 7июля 1901 г. перемещенъ къ церкви села Боровинскаго, Ялуторовскаго уезда; 11 июля 1902 г. перемещенъ на вакансию диакона къ церкви села Юргинскаго.
Утверждены въ должности церковныхъ старость церквей приходовъ на трехлетие: Валаганскаго, Ишимскаго уезда, крестьянинъ Стефанъ Гилевъ, Бакшеевскаго, Тарскаго уезда, крестьянинъ Алексей Мальковъ, Озернинскаго, того же уезда, крестьянинъ Алексей Квашнин, Красногорскаго, Ялуторовскаго уезда, кр. Трофим Степков, Упоровскаго, того же уезда, крестьянинъ Артамонъ Загайновъ, Щукинскаго, того же уезда, крестьянинъ Яковъ Чекушинъ, Новоиковскаго, Курганскаго уезда, крестьянинъ Михаилъ Никитинъ. Тобольские епархиальные ведомости --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
|