Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам
открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах.
Фамильные темы - https://forum.vgd.ru/?ct=1
Дневники - https://forum.vgd.ru/389/
Географический раздел по Московской губернии разбит по уездам/волостям
Большая просьба - придерживаться этой схемы при открытии новых тем

0_1aca83_4b22e866_L.png
i.gif Пожалуйста, при цитировании, оставляйте только ту часть фразы, на которую даете ответ,
не копируйте 2-3-хступенчатый диалог.

Источники информации по Можайскому уезду

Информативная тема (БЕЗ вопросов/ответов)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: camy, Nevalyashka
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
Источник: Сенатский архив. Журналы и определения Правительствующего сената. Некоторые журналы и определения Сената за 1732, 1735, 1737, 1738 и 1739 гг. – Санкт-Петербург, Сенатская типография, 1889 г.

с.316
По именному Е. И. В. указу, подписанному, именем Е. И. В., ея импер. высоч. государыни правительницы, великой княгини Анны всея России собственною рукою на челобитной двора Е. И. В. лакея Алексея Богданова жены его, Авдотьи Карповой дочери, минувшаго ноября 28 числа, во исполнение онаго, правит. сенат приказал: положенных на отца ея, морскаго флота сержанта Карпа Свешникова, в 732 году московскою адмиралтейскою конторою доимочных денег за Миревскую мучную мельницу оброчных двухсот пятидесяти двух рублей не взыскивать и из доимки выключить, и отписное за ту доимку отца ея имение в можайском уезде, в дягилевом стану, пол-сельца Аникиева, с людьми и со крестьяны и со всеми угодьи, отдать ей, буде по указам надлежит; и о том в адмиралтейскую и в вотчинную коллегии послать указы. Декабря 5 дня 1740 года.
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (2)
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
О появлении «опасной болезни» в селе Отяково Можайского уезда осенью 1743 года


Источник: Сенатский архив. V. 1. Журналы и определения Правительствующего Сената со 2 октября по 23 ноября 1741 г., стр. 1-300. 2. Журнал и протокольная записка собрания министров и генералитета с 25 ноября по 12 декабря 1741 г., стр. 301-320. 3. Журналы и определения Правительствующего Сената с 16 декабря 1741 г. по 15 декабря 1743 г., стр. 321-681. – С.-Петербург, типография Правительствующего Сената, 1892 г.

с.661-662
1743 г. ноября в 11 день в собрании пр. сенату ген.-прокурор и кав. предъявил объявленное ему монетной канцелярии от прокурора Автамона Савелова письмо, писанное к нему, С–ву, из Москвы сего ноября от 3 дня от служителя его Ивана Немчинова, что в вотчине его, в селе Отякове, священник умре за сутки, а из крестьян де много мрут на день по 2 и по 3 человека, и ныне в с. Отякове потребы мирской, по христианской должности, некому у них отправлять; также доносит, что и из Москвы к ним с присылаемыми письмами людей, за такою язвою, опасно посылать; и при том допущен был оный Савелов и объявил, что то село в можайском уезде. И пр. сенат приказали: оное подлинное письмо, оставя в сенате с него копию, послать при ведении в сенат. контору с нарочным курьером, велеть секретно, не разглашая о том ничего, дабы о том никто уведать не мог, в то село отправить из Москвы в самой скорости нарочнаго надежнаго, хотя из коллежских членов, и с ним доктора, и велеть им тамо о той болезни освидетельствовать: сколь давно оная и от чего учинилась, и ежели, от чего Боже сохрани, подлинно опасная болезнь явится, то о предосторожности и о учинении крепких застав поступать по губернаторской инструкции непременно, и о том, також хотя и опасной болезни не явится, но по свидетельству докторскому от других каких болезней люди мерли и ныне больные находятся, о всем том прислать в сенат ведомость как скоро возможно, с нарочным курьером, и впредь что будет чиниться, сообщать в сенат по вся почты; и сие все содержать в наивысшем секрете, а о немедленном того доктора отправлении послать секретный же указ к д. т. с. Лестоку; а оному прок. Савелову от пр. сената объявлено, чтоб он о том ни с кем разговоров не имел и никому не сказывал.

с.667-669
1743 г. ноября 28 дня в собрании пр. сената слушано ниже следующее: Ведения из сенат. конторы: 1) от 17 дня сего ноября, во известие, на сообщенное из пр. сената ведение и приложенное письмо, объявленное в сенате, монетной канцелярии от прокурора Автомона Савелова служителя его Василия Немчинова, писанное к нему, С–ву, о появившейся в можайской его вотчине, в с. Отякове, болезни, что оный Немчинов в сенат. конторе спрашиван: с чего он то письмо писал? На что он объявил, что то письмо к помещику своему писал по отписке из с. Отякова от прикащика и ту отписку объявил, а в той отписке, чтоб поп умер за сутки, також что за такою язвою опасно посылать людей, не написано, а показанный же де Савелова человек показал, что он те слова прибавил с простоты своей; и по определению де сенат. конторы, в помянутое с. Отяково, по силе тогож сообщеннаго ведения, посылаются доктор Баений и юстиц-коллегии ассесор Тарбеев на почтовых подводах тогож числа, а с объявленной отписки приложена при том копия; 2) от 17 ж числа, которым представлено, во известие ж, что объявленным асс. Тарбееву и док. Баению велено о той болезни освидетельствовать и распросить обстоятельно: сколь давно и от чего оная учинилась, и ежели, от чего Боже сохрани, подлинно опасная болезнь явится, то о предосторожности и о учинении крепких застав поступать по губернаторской инструкции и по указам непременно, и о том, також хотя и опасной болезни не явится, но по свидетельству докторскому от других каких болезней люди мерли и ныне больные находятся, в сенат. контору рапортовать, и для того оному Тарбееву и док. Баению, с прописанием сенатскаго ведения и той конторы определения, дан указ, а с объявленнаго письма копия, а ежели такой болезни тамо не явится и сумнения никакого не будет, то им, асс. Т–ву и д. Б–ю, возвратиться в Москву и явиться в сенат. конторе; 3) от 21 сего ж ноября, при котором присланы копии с рапорта асс. Тарбеева и док. Баения, что в можайском уезде в с. Отякове опасной болезни, от чего Боже сохрани, по свидетельству их не находится, а больные, по осмотру их, немогут лихорадками с горячками, и при том же копия с приложенной ими, взятой от тамошних обывателей сказки. – Приказали: оныя ведения, с приложенными копиями, сообщить к наряду, а в сенат. контору сообщить ведение ж, велеть выше упоминаемому прокурора Савелова человеку Немчинову объявить, что за написание им в письме к помещику его, яко о важном деле, об опасной болезни (от чего Боже сохрани) ложно, надлежало б ему учинить наказание, токмо, для многолетняго Ея И. В. здравия и что оный Немчинов в сенат. конторе показал, что те слова прибавил с простоты своей, того наказания чинить ему не велено; а чтоб он впредь надлежащия письма писал со всякою осторожностию и осмотрением, под опасением за непристойное жесточайшаго истязания, взять у него подписку; 4) от 21 ж ноября за известие, при котором прислана копия с письма артиллерии подполк. Матвея Толстова, полученнаго им из вотчины его, из сельца Окулшина, от человека его, что в степной его, Т–ва, вотчине учинилось несчастие, а именно: 6 человек померло, а какою болезнию и сколь давно померли, того не написано; а оный де Толстой объявил, что та вотчина в чернском уезде, на речке Наплаве, деревня Красная, и по определению де сенат. конторы, для лучшей предосторожности, в помянутую дер. Красную послан нарочно 1-го московскаго полка маиор Петр Племянников и при нем полковой лекарь Блюм с медикаментами и велено тамо о тех умерших, от чего оные и какою болезнию и сколь давно померли, и не было ль на тех умерших каких пятен или знаков, також и ныне не имеется ли каких больных и какою болезнию, о всем обстоятельно освидетельствовать и распросить подлинно, и ежели, от чего Боже сохрани, явится, что оные померли и ныне имеются больные какою опасною болезнию, то о предосторожности и о учинении крепких застав поступать им по губернаторской инструкции и по указам непременно, и тотчас о предосторожности сообщить в чернскую воеводскую канцелярию и того города в провинцию, и о том о всем в сенат. контору рапортовать; буде же такой опасной болезни тамо не явится и сумнения в том никакого не будет, то им возвратиться в Москву и явиться в сенат. конторе. – Приказали: в сенат. контору сообщить ведение велеть: что означенными, посланными от той конторы м. Племянниковым и лек. Блюмом учинено и в сен. контору получено будет, о том из той конторы в пр. сенат сообщить немедленно.


Краткий комментарий.
В источнике название болезни не указано. Но, можно предположить, что речь идёт об эпидемии (пандемии) инфлюэнцы (гриппа) 1742-1743 годов.
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (2)
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
Некоторые сведения о вотчине генерал-фельдмаршала графа Александра Ивановича Шувалова в Гиреевской и Кузовской волостях Можайского уезда (1763 г.)


О пожаловании генерал-фельдмаршалу графу Александру Шувалову Гиреевской и Кузовской волостей в Можайском уезде мы узнаём из указа императрицы Екатерины II.

Источник: Сенатский архив. XII. 1) Протоколы Правительствующего Сената 1761, 1762 и 1763 г.г., стр. 1-251. 2) Указы и повеления Императрицы Екатерины II, стр. 252-706. 3) Указатель. – Санкт-Петербург, Сенатская типография, 1907 г.

с.252
УКАЗЫ И ПОВЕЛЕНИЯ.

ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II.

с.255
7 января 1763 г. Москва. Указ Нашему Сенату. Снисходя на всеподданнейшее Нам прошение ген.-фельдмаршала Нашего графа Александра Шувалова, в разсуждении как долговременной и добропорядочной службы, так и слабаго его здоровья, всемилостивейше увольняем Мы его в вечную отставку, а при том подтверждая и то, что при бывшем последнем правлении, именным от 9-го июня прошлаго 1762 г. указом, даны ему, гр. Шу–ву, и жене его 2 т. душ крестьян из дворцовых, в тех местах, где они сами выбрать пожелают; всемилостивейше же жалуем ему и жене его выбранныя им и в силу онаго указа за ними отказанныя ведомства главной дворцовой канцелярии в Ингерманландии Ямсковицкую мызу, село Аполье с деревнями, в коих 1242 души, да в можайском уезде Гиреевскую и Кузовскую волости, в которых: в 1-й 407, а во 2-й 317 душ, и того 1966 душ, с принадлежащими к ним землями и всеми угодьями, что по дачам и по писцовым книгам в них состоит, в вечное и потомственное владение, и повелеваем Нашему сенату учинить по сему Нашему указу. Екатерина. Кн. 105, л. 10.


Сведения о крестьянах, мастеровых и работных людях вотчины графа Александра Ивановича Шувалова в Можайском уезде мы находим в Исповедных росписях церквей сёл Можайского уезда за 1763 год.

Источник: Государственный архив Ярославской области. Ф.1200. Оп.4. Д.64а. Исповедные росписи церквей сёл Можайского у. за 1763 г.

(л.685) №40 Роспись Гжатския десятины села Кузовов церкви Преображения Господня
(л.685 об.) Вотчины его высокографскаго сиятелства Александр Ивановича Шувалова того ж села Спаскаго крестьяне
(л.686 об.) Деревни ...
(л.697) №41 Роспись Можайского уезду Гжатския десятины села Гиреева церкви Святаго Велико Мученика Георгия
Его высокаграфскаго сиятельства графа Александр Ивановича Шувалова Гиреевской волости села Гиреева крестьяне
(л.699 об.) Деревни ...
(л.706) Его ж сиятельства Гиреевскаго железнаго завода жители
(л.715) №42 Роспись Можайскаго уезду Гжатския десятины села Гиреева церкви Святаго Велико Мученика Георгия
(л.715 об.) Его высокографскаго сиятельства Александр Ивановича Шувалова Гиреевскаго завода железнаго
Прикащик Феодор Лукьянов вдов 48 лет
Мастеровыя и работныя люди и крестьяне
...
(л.716 об.) Села Гиреева крестьяне
(л.718 об.) Тои же Гиреевской волости деревни ...
(л.725) Жителствующей на мелницы графа Александр Ивановича Шувалова по пашпорту крестьянин Кондрат Никифоров 70 лет
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (2)
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
Источник: Калачов Н.В., Дубровин Н.Ф. Доклады и приговоры, состоявшиеся в правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою академиею наук. Т. 3. Год 1713-й. – Санкт-Петербург, типография Императорской академии наук, 1888 г.

с.706
688.

По челобитью князя Коркодинова о неотписке на великаго государя двора его Московскаго, за платежем даточных и полтинных денег.

В челобитье гарнизонных полков капитана князя Петра Коркодинова, в августе 1713 года, написано: по указу из Канцелярии Прав. Сената отписан у него на великаго государя Московской его двор из Земскаго Приказа и оценен; и его в то число на Москве не было, был в деревне своей; а по государеву указу, даточные поставлены и с перехожих дворов деньги заплачены до великаго государя указа, который состоялся о штрафе 3 августа и в том платеже отписей ему из Канцелярии Прав. Сената не дано и двора ему не отдано ж; и чтоб повелено было в сем платеже даточных и с перехожих дворов денег дать отписи, а двор его отдать по прежнему и о том в Земской Приказ послать указ. Против сего челобитья выписано: в приходной книге сбору даточных и полтинных денег нынешняго 713 года написано: июля в 30 день по сказке гарнизонных полков капитана князя Петра Коркодинова человека его Игнатья Каргополова, с поместий его и вотчин по переписным книгам 186 года с крестьянских дворов Московской губернии Верейскаго уезда Городскаго стана села Тропарева с деревнями с 20, Коломенскаго уезда Оглобленской волости села Спасскаго с 20, Епифанскаго уезда Окологороднаго стана сельца Слободки с 9, Костромскаго уезда села Спасскаго с деревнями с 46, села Измайлова с деревнями с 28, Смоленской губернии Вяземскаго уезда с сельца Жилина с деревнями с 26, всего со 149 дворов; и в то число явил Верейскаго уезда с 20 дворов в платеже вместо оных даточных отпись; а с достальных 129 дворов по указу для нынешней Турецкой войны с 50 дворов вместо оных даточных по 25 руб. за человека, и того 50 руб., с перехожих с 29 дворов по полтине с двора, и того 14 руб. с полтиною, те деньги 64 руб. с полтиною принял Борис Лысковцов. А в отписных и ценовных книгах, каковы взнесены в Канцелярию Прав. Сената из Земскаго Приказа 4 августа, за приписью дьяка Микиты Насонова, написано: двор капитана князя Петра княж Алексеева сына Коркодинова в белом городе меж Смоленской и Никитской улицы в приходе у церкви Иоанна Милостиваго, а по описи и по осмотру на том дворе хоромнаго строения нет, а земля под тем двором белая, цена тому двору и строению, опричь каменнаго палатнаго строения, и с землею 45 руб.; а того палатнаго строения, мерять не дали. На книгах помета: записать в книгу, а об оценке палатнаго строения послать указ в Каменный Приказ.
Приговор. 1713 года сентября в 5 день, по указу великого государя, Прав. Сенат приказали: в Земской Приказ послать память, не велеть оного двора отписывать, потому что он даточных и полтинные денги заплатил все сполна в скорых числех Вязк. 8/195, дело 53.

Указ о том в Губернскую Канцелярию боярину и губернатору Алексею Петровичу Салтыкову с таварищами послать.


Краткий комментарий.
В 1710 году вотчина князя Петра Алексеевича Коркодинова в Городском стане Верейского уезда Московской губернии состояла из села Трепорево, сельца Хорошилово, деревень Ваулино, Мордвиново и Куровка. (Источник: РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.59. Л.120).
В 1724 году эта вотчина состояла из тех же селений. (Источник: Жозеф Николас Делиз. Карта окрестностей Вереи 1724 года).
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (3)
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
Станы и волости Можайского и Верейского уездов (1622-1624 гг.)


Источник: РГАДА. Ф.1209. Оп.85. №21. Писцовые книги. Описи.

л.35
Опись книгам, заключающим в себе в копиях Писцовыя и протчаго именования книги разных годов, которыя поступивши из Вотчинной Коллегии, во время Генеральнаго межевания Земель, в Межевую Канцелярию, хранились в Писцовом ея Архиве и по указу сей Канцелярии от 31 Декабря 1839 года за № 7264м, переданы к хранению в Вотчинный Департамент.

Книги Копиям с Писцовых книг, письма и Межеванья Лаврентия Кологривова и Подъячаго Дружыны Скирина, 131 и 132 годов.

Московской Губернии

л.46
28. 28. Можайскаго Уезда

Беломестных Казаков Слобода
Колоцкой Стан
Дягилев Стан
Тарусицкой Стан
Ренинской Стан
л.46 об.
Пневицкой Стан
Дягилев Стан
Лужецкаго Монастыря слобода
Дворцовыя волости
Пустовыя церковныя земли
Колоцкой Стан
Подрельской Стан
Поротовской Стан
Оболонская дворцовая волость
Город можайск, комен соборной церкви
Пустовыя церковныя Земли
Пустовыя церковныя оброчныя Земли
Промемория
Абжуцкой Стан
л.47
Ямския Слободы
Утицкой Стан
Петровская волость
29. 29. Исконибоянь Стан
Зарецкой Стан
Тарусицкой Стан
Утицкой Стан
Ренинской Стан
Дягилев Стан
Тешинов Стан
Оленской Стан
Ильинской Стан
Сукроменской Стан
30. 30. Поротовской Стан
Воскресенской Стан
Дунинской и Ворской Станы
Михайловской Стан
л.47 об.
Передельной Стан
Тупцовской Стан
Могиленской Стан
Болонской Стан
Холм брагин Стан
Старковской Стан
Колоцкой Стан
Подрельной Стан

...

Верейскаго Уезда

32. 32. Дело чудова монастыря о размежевании села Марьина с деревнями и села Корутева с протчими
33. 33. Гороцкой Стан
л.48
34. 34. Вышегородской Стан
35. 35. Крапивинской Стан
Числов Стан
Косицкой Стан
Глиненской Стан
Зарубежской Стан
Рутцкой Стан
Илемда Стан
36. 36. Вереи Города осыпи разных Званий мест и протчаго
Посадския Земли
Косицкой Стан
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (3)
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
Станы и волости Можайского уезда в первой половине XVII столетия


Источник: Готье Ю.В. Материалы по исторической географии Московской Руси. Замосковные уезды и входившие в их состав станы и волости по писцовым и переписным книгам XVII столетия. – Москва, типография Г. Лисснера и Д. Собко, Воздвиженка, Крестовоздвиженский пер., д. Лисснера. 1906 г.

с.5
Материалы по исторической географии Московской Руси.

Замосковные уезды и входившие в состав их станы
и волости по писцовым и переписным книгам
XVII столетия 1).

1) В виду того, что основным источником для предлагаемаго перечня послужили писцовыя и переписныя книги, ниже на них ссылок не делается. Перечень служит указателем к карте Замосковнаго края, составленной в виде опыта применительно к половине XVII столетия.

с.29
Можайский уезд.

Многия из местностей, входивших в состав Можайскаго у., уже упоминаются в духовной Дмитрия Донского в составе удела третьяго его сына князя Андрея Дмитриевича (Боянь, Берестов, Протва, Колоча, Пневичи, Загорье, Болонеск). В 1504 г. по духовной Ивана III Можайск «с волостьми и с путьми и с селы», т.-е., вероятно, полностью все прежнее Можайское княжество, отобранное Иваном III у князя Ивана Андреевича с прибавкою некоторых местностей по Вяземскому рубежу (Могиленский стан), вошел в состав владений великаго князя Василия. Таким образом, ядром Можайскаго у. был, по всей вероятности, Можайский удел, к которому позднее прибавились некоторыя близ лежавшия местности. Межевая грамота 1504 г. установила границы Можайскаго, Рузскаго и Звенигородскаго уездов в том виде, как оне существовали в XVII столетии (С. Г. Г. и Д., I, №№ 34, 40, 141, 144; Дебольский, там же, I, стран. 28, 34, II, стран. 43). Изучение административной географии Можайскаго у. довольно затруднительно вследствие сильнаго запустения края после смуты и местами полнаго отсутствия населенных пунктов.
Происхождение названий за редкими сравнительно случаями, оговоренными ниже, неясно.
1. Стан Болонский. К югу от нынешняго гор. Гжатска на р. Болонке притоку р. Гжати, откуда и название Болонеск. Впервые упоминается в духовной Дмитрия Донского.
2. Стан Брагин холм. По р. Истре, притоку Вори, на границах нынешняго Гжатскаго и Медынскаго уу. Часть волости была дворцовой. Быть может первое известие во 2 уставной грамоте Ростислава Смоленскаго 1150 г. где упомянут «Холм» (Владимирский-Буданов, Хрестом. по ист. р. права, I, стран. 247). О возможном приурочении некоторых местностей упомянутых в этих грамотах к местностям позднейшаго Можайскаго у., см. Голубовскаго, Историю Смолен. Земли, стран. 67-75.
3. Стан Ворский. По р. Воре (откуда и название). В южной части нынешняго Гжатскаго у. В 1620-х годах весь пуст, почему точно определить границы его очень трудно.
4. Стан Воскресенский. На верховьях р. Протвы. В 1620-х годах весь пуст.
5. Стан Дунинский. В нынешнем Медынском уезде, близ границ Верейскаго у. Название от дворцоваго с. Дунина. В 1620-х годах весь пуст.
6. Стан Дягилев. К юго-востоку от гор. Можайска, на Звенигородском и Верейском рубежах, по правую сторону р. Протвы и по верховьям р. Исьмы (вероятно, Исмея духовных грамот, Дебольский, там же, II, стран. 28). Первое известие в духовной Владимира Андреевича Серпуховского в числе волостей собственно Серпуховского удела.
7. Стан Зарецкий. К северу от гор. Можайска, за р. Москвой по левому берегу Москвы от места против устья Колочи и по правому берегу р. Исконы, до слияния этих рек.
8. Стан Ильинский. Северо-западный угол уезда на Вяземском и Старицком рубежах, по течению р. Яузы; почти запустел после смуты.
с.30
9. Стан Исконь и Боянь. По верхнему и среднему течению р. Исконы, по рр. Рузе, Педне, Иночи и к северу до течения р. Рузы. Сильно перемешан с дворцовыми землями.
Первое известие о Бояни – в духовной Василия Темнаго, в числе земель Андрея Большого. Первое известие об Исконе – в уставной грамоте Ростислава Смоленскаго 1150 года.
10. Стан Исох и Берестов. По левому берегу Исконы. С юга ограничен течением Москвы, с востока граничил с Рузским у. Первое известие о Берестове – в духовной Василия Темнаго, в числе владения Андрея Большого.
11. Стан Колоцкий. По р. Колочи, притоку Москвы (отсюда и название). К западу от гор. Можайска. Первое известие – в духовной Василия Темнаго, в числе земель Андрея Большого.
12. Стан Михайловский. По рр. Руту и Шане, на границах нынешняго Гжатскаго и Медынскаго уу.
13. Стан Могиленский. По западной границе уезда по р. Воре и ея притоку Могиленке (откуда и название) в южной части нынешняго Гжатскаго у. Первое известие – в духовной Ивана III, в составе владений великаго князя Василия.
14. Стан Оленский. Между верховьями рр. Москвы и Яузы (притока Гжати). Сильно запустел в 20-х годах.
15. Стан Отвоцкий и Сукроменский. В северной части уезда, на древнем Старицком рубеже, рядом с соименной волостью Старицкаго у. В 20-х годах столетия весь пуст.
16. Стан Пневицкий. К востоку от предыдущаго, на верховьях р. Рузы, в пределах нынешняго Волоколамскаго у. Первое известие в духовной Дмитрия Донского.
17. Стан Передельный. На верховьях р. Лужи, в пределах нынешняго Медынскаго у.
18. Стан Поротовской. К востоку от Воскресенскаго стана, по верхнему течению р. Протвы (откуда и название) и по ея притоку Песочне.
19. Стан Ренинский. Близ верховья р. Москвы. В 1620-х годах весь пуст. Точно определить границы нельзя.
20. Стан Старковский. Между верховьями р. Протвы и р. Вори. В 1620-х годах весь пуст. Точно определить границы нельзя. Часть более северная, до линии нынешней Московской-Брестской дороги, оставалась в дворцовом владении.
21. Стан Подрельный. По р. Москве и Иночи, в пределах нынешняго Можайскаго у.
22. Стан Тарусицкий. Положение не совсем ясно, так как населенных пунктов в 1620-х годах почти не было. Вероятнее всего, на Звенигородском рубеже, по течению р. Тарусы, которое в большей части своей принадлежало Угожскому стану Звенигородскаго у. Может-быть, – к югу от города, до Верейской границы, где указан на карте.
23. Стан Тешинов и Загорье. По р. Гжати, частью б. м. в перемешку с дворцовыми землями; доходил до р. Гжати. Почти пуст в 1620-х годах, вследствие чего точныя его границы определены быть не могут. Загорье впервые упоминается в духовной Василья Темнаго в составе земель третьяго сына, Андрея Большого.
с.31
24. Стан Тубцовский. В точности места определить нельзя. Быть может был расположен по р. Медянке, притоку Лужи, рядом с Передельным станом, в нынешнем Медынском у.
25. Стан Утецкий. На древнем Рузском рубеже, по р. Уче (откуда и название), притоку р. Исконы, в пределах нынешняго Рузскаго у.
26. Стан Зубатый. Местонахождения определить не удалось.
Дворцовыя земли Можайскаго у.: села Губино, Ворское Верховье и Дунино в южной части уезда в пределах нынешних Верейскаго и Медынскаго уу. Шабоновская волость – положение неясно; Замоская волость – юго-западный угол уезда, по рр. Воре и Чале; Кузовская и Гореевская волости – положение неясно; Будаевская волость – к юго-востоку от нынешняго гор. Гжатска, Алешинская волость – вокруг нынешняго гор. Гжатска; Клушинская волость – по левую сторону Гжати ниже гор. Гжатска; Златоустовская волость – по левую сторону Гжати близ устья Яузы; Шебаршинская, Горетовская, Бельская, Корочаровская – по течению р. Исконы и ея притоков на восточной границе уезда; Тягожская м. б. находилась не около Гжатска, как думает г. Дебольский, а по верхнему течению р. Исконы, около д. Старой Тяги и с. Булычева, в пределах нынешняго Можайскаго у. Первое известие в духовной Ивана III (Чагощь), Турьевская – положение неясно; первое известие в духовной Ивана III.
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (3)
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
Допрос сына ямщика ямской слободы можайского яма Никиты Данилова сына Назарова в Канцелярии свидетельства мужеска полу душ (1726 г.)


Источник: РГАДА Ф.350. Оп.2. Д.1806. Л.1-623. 1723-1725 гг.
1. Сказки о прибылых, убылых, прописных, утаенных помещичьих, монастырских, архиерейских крестьян, церковнослужителей, свидетельские сказки церковнослужителей Манатьина, Быкова, Коровина станов Московского у.
2. 1723 г. Сказки о прописных, утаенных, прибылых, убылых помещичьих крестьянах Колоцкого стана Петровской волости, Можайского у.
Материалы Канцелярии свидетельства: допросы беглых крестьян, доношения, промемории, определения и др.

л.115 об.-116

1

Вопрос

Как тебя завут И чей сын И прозванием И где родина твоя

Ответ

Никитою меня завут Данилов сын Назаров Отец мой Данила был можайского яму ямской слободы ямщик И родина моя во оной ямской слободе

2

Вопрос

Из оной ямской слободы каким порядком и в котором году ты сбежал И где познее жительство имел

Ответ

В прошлых годех тому з дватцать и больши оной отец мой Данила в той ямской слободе умре А я после смерти отца своего остался в малых летех И мать моя ис той ямской слободы вышла замуж в город Верею за посадцкого человека Никиту Лукина А меня снесла с собою во младенчестве И жил я при матери своей во оном городе Верее <…> (не читается) росту А в прошлом 718 году ис того города Вереи сбежал я в малоросийские города в город Харьков И в том городе кормился я торговым промыслом И в нынешнем 726 году ис того города Харькова пришел я в город Верею И явился того города бурмистру Никифору Митюшину И оной бурмистр велел мне явитца в можайской ямской слободе

3

Вопрос

В поданных скасках 719 720 721 годов и пополнительных февраля по 1 число 722 году ты где писан ли И при свидетельстве мужеска полу душ на смотре был ли

Ответ

В скасках 719 720 721 годов и пополнительных февраля по 1 число нигде я не писан И при свидетельстве на смотре не явился Понеже во время свидетельства мужеска полу душ жил я в вышеписанных малоросейских городах

К сему <…> (не читается) можаитин посадцкой человек Карп Моргорин вместо Никиты Данилова сына Назарова по ево прошению руку приложил
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (3)
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
Раскольники Можайского уезда (1-я пол. XVIII в.)


Источник: Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия. Том I. – Санкт-Петербург, Типография Товарищества «Общественная польза», 1861 г.
https://runivers.ru/lib/book19746/592782/

с.237
II.

ВОЛОКОЛАМСКИЙ ЛЕС.

1728 – 1732.

Народная молва с давняго времени разносила вести, что в Волоколамском лесу раскольники находят себе убежище – что там много келий – и леса эти были страшны: – крестьяне соседних селений разсказывали что они видывали в сумерки и ночью как по опушке выходят из лесу люди с ружьями – видели на опушке и старцев и бельцов и белиц. Смутные слухи носились о какой-то часовне старца Филарета, которая оберегается будто раскольниками в глуши леса…
В 1728 г. Волоколамскаго уезда, в вотчине князя Тимофея Степановича Шаховскаго, в селе Андреевском Белая Колпь тож, при церкви Великомученика Андрея Стратилата, был поп Василий Лаврентьев. Поехал он в лес для рубки на городьбу, и отъехав верст 10, набрел на часовню. В часовне стояла гробница «обколочена крашениною и вышит на той гробнице на верху крест кумашной». На стене был образ Казанской Богородицы и два небольших других образа.
с.238-239
Помолился поп святым иконам и нарубив лесу возвратился домой. Об часовне никому ни слова. Это было великим постом.
Пришло лето. В троицкую пятницу поп Василий взял с собою часослов, уговорил жену и дочь ехать вместе, и отправился опять в лес к часовне молиться «для того что оная жена его в то время была одержима болезнию». Слухи народные гласили, что в троицкую пятницу надо молиться в часовне старца Филарета.
Подходя к часовне поп увидел огонь, около котораго было человек с пять и в том числе один старец и две старицы. Василий Лаврентьев взошел с женою и дочерью в часовню, прочитал кандак Богородице и помолясь вышел вон. Старик все еще сидел у огня.
– Какого города и как тебя зовут? Спросил смело любопытный священник.
– Какое тебе дело до этого, поп, – отвечал старик – и ростом он был высок, волосы на голове русыя, долгие, борода длинная, и одежда на нем белый балахон холстинный.
Поп ненашелся что возражать – спросил в которую сторону ему идти домой – старик показал ему рукою – так и разстались.
Дошли об этом слухи до Церковнаго приказа и послали капитана Федора Ивановича Норова отыскать часовню и старца. Норов нашел много келий – сжег их – старцев передал в приказ – но часовни не нашел и старцы об ней молчали.
Через 4 года Стольник Иван Мякинин подал следующее донесение Правительствующему Сенату:
В Волоколамском уезде живут старцы и старицы в лесах тайным образом, а именно от Волоколамскаго верст с 60 и больше: в первой келье Пахомий, да в четырех кельях Авраам с прочими мужеска и женска полу с 10 человек и больше, между которыми растояния версты по 2 или больше, а от оных келей верст с семь или больше имеется часовня в которой похоронено умершаго тело по их званию Филаретово, которому учинена рака, и приезжают из разных мест всяких чинов люди, и почитают его за святаго и около той часовни имеются три кельи, а живут в них человек с десять и больше; да во Ржевском или в том же Волоколамском уезде близ земель подьячаго Лебедева пять келей, а разстоянием верст с 70 или больше а жителей в них таких же имеется человек с 15 или больше, а от оного места до Филаретова разстоянием верст с 10 или больше, да от того же места верст с 15 десять келей, а в них живут человек с 50 да настоятели их Ефросим, Власей, а приезжают де к ним временно, а больше пребывают во Ржеве-Владимирове и в Твери.
Сенат послал Мякинина с конвоем солдат схватить раскольников.
4-го декабря 1732 г. представлены были пойманные раскольники: Старцы: 1) Пахомий, 2) Авраамий, 3) Антоний, 4) Иосиф. Старицы: 5) Ефросинья, 6) Марфа, 7) Маремьяна, 8) Апполинария, 9) Устинья. Белец 10) Яковлев крестьянин Головкина Иван Корнюшенко, 11) девка Аксинья Филипова.
В допросах старцев мы узнаем об Филаретовой часовне, о житье раскольников в Волоколамских лесах.
Показание Старца Пахомия (4 декабря 1732 г. в Конторе раскольнических дел).

с.242-246
Показание Авраамия старца:
Отец его крестьянин Иван Имельянов, из Можайскаго уезда, вотчины бывшаго князя Меньшикова из Алешинской волости. Родился и взрос в той же волости и при крещении дано ему имя Андреян; будучи 20 лет с другими крестьянами той волости (человек 5 с женами и детьми) съехали на Ветку; а заставы проезжали они проселочными дорогами и лесами; и жил он на Ветке лет с 17 и научен от тамошних жителей раскольников словесной грамоте, и крестится двуперстно, и молитву творит по старопечатным книгам и по научении пострижен раскольническим черным попом Леонтьем в старцы по старопечатной книге; на Ветке же живет российскаго народу раскольников в монастыре и в 17 слободах многое число, а те де монастырь и слободы поселены на земле пана Халецкаго, да он же Авраамий слышал от тамошних жителей что в Волошской земле российскаго народа раскольников имеется с 70 слобод, а с Ветки де тому года с два пришел он паки в Россию один в Волоколамский уезд и близ деревни Куниловской, поставил себе в лесу хижину и жил в ней по взятье свое в Москву (т. е. до аресту) один; кормился выходя из той хижины по вечерам, в разных вотчинах просил милостыню; в том же Куниловском лесу от кельи его Авраамия в 10 верстах построена была часовня, а кем и сколь давно, того он незнает, токмо де слышал он от жителей Волоколамскаго уезда что погребен под той часовнею старец Филарет, котораго де признавают за святаго и в той де часовне был и он Авраамий однажды и над гробом его прочитал по нем канон за единоумершаго а других де притом ни кого не было, а оная де часовня ныне присланным из Москвы капитаном Юшковым разорена, а отцов духовных он Авраамий кроме показаннаго Леонтия никого не имел и по ныне, а от сего числа в расколе быть он не желает, а желает быть в обращении к св. церкви и св. таин приблизиться и пр. (слово в слово как у Пахомия, это была принятая форма).
А взят он Авраамий Воскресенскаго монастыря в деревне Городках у крестьянина Марка Зотова, у котораго ночевал он мимоходом только одну ночь, а знакомства де никакого наперед сего не было.
Он отдал под сохранение Кунильскому крестьянину Пимену Меньшову свои старопечатныя книги: триод, апостол, устав; знаком он с ним потому что Куниловка от них верстах в 3 и он Авраамий прихаживал к нему по вечерам просить милостыни.
Показание старца Антония:
Отец его Козьма Степанов сын Мохов, был города Пскова посадский человек и умер тому 30 лет, а он Антоний крещен в том же городе от правовернаго священника; лет 10 отроду из Пскова с матерью своею Авдотьею Кондратьевою да с братьями родными Митрофаном да Ермилом приехали жить в Можайской уезд в вотчину бывшаго Кн. Меньшикова, в село Спаское, что слывет в Вилках, понеже в том селе жил дед их крестьянин Ефим Емельянов и оная мать их в том селе умре, а он Антоний из того села оставя братьев своих пришел того уезду в вотчину того же князя Меньшикова в Невреевской лес и жил в кельи у раскольнических старцев Ионы, Киприана да Еворгия (Георгий?) лет с двадцать, при которых уведомился он, вышеписаннаго села Спаскаго от жителей; и от тех де старцев научен он креститься по раскольнически двуперстным сложением и молитву творить Господи Iисусе Христе Сыне Боже помилуй нас, и оные де старцы в тех кельях померли, а по смерти их оныя кельи помещиком Иваном Михайловым сыном Головиным разорены, а по разорении тех келий он Антоний с братьями своими Митрофаном, да Ермилом, пришли Волоколамскаго уезду в Куниловской лес и в том лесу близ келий старцев Пахомия да Аврамия построили себе келью и жили года с два; а в том их житье и о расколе ведал того же уезду вотчины Петра Иванова сына Дашкова, села Мурилова, поп Василий Андреянов, который к нему и к старцам и старицам ко всем в кельи для разговоров о вере прихаживал многократно. Тому ныне лет 10 приехали к ним в Куниловской лес Старицкаго уезда вотчины вдовы Княгини Троекуровой деревни Туницыной крестьяне Терентей да Иван Никитины, да деревни Безумовой Максим Иванов и звали их за российский рубеж на Ветку; – Он с братьями согласился и поехали; и приехал в раскольническое жилище которые поселились на земле пана Халецкаго; а заставы де проходили они проселочными дорогами и лесами и жили на Ветке в Покровском монастыре года с три; да около того монастыря жительствующих российскаго народа раскольников имеется слобод с 20; да от онаго места разстоянием верстах в 300 в Волошской земле имеется российскаго же народа раскольников многое же число, о которых слышал он от ветковских жителей и тому ныне года с полтора оставя своих братьев в Покровском монастыре (на Ветке) пошел он Антоний Невскаго монастыря села Нестерскаго с крестьянином раскольником же Панфилом Степановым в Россию, понеже де на Ветке жить стало ему скушно, и пришел в Можайской уезд в вышепоказанный Неврейский лес для житья, а показанной де товарищ его сказался: пошел в дом свой и ныне где незнает; и в том лесу он Антоний построил себе вновь келью и жил в ней с год, а оттуда пришел в Волоколамский уезд в вотчину Князь Петра Дашкова в село Муриково и приставал заведомо что раскольник у крестьян потаенных раскольников же Кондратья Леонтьева, Данилы Никифорова и у прочих которых имяна не упомнит переходя по знакомству, что он прежде того до побегу своего на Ветку жил близ того села Мурикова в Куниловском лесу, он же приставал в лесу в кельях у старцев Пахомия и Авраамия; да в том же лесу от кельи оных старцев верстах в 10 построена была часовня а кем и сколь давно того он незнает и в ту де часовню приезжали для моленья в праздник Вознесения Господня дав троицкую субботу разных городов жители человек ста подва и больше и пели в той часовне Богородице молебны а по старце Филарете панихиды а отом де Филарете народная молва есть что он жил в том же лесу и погребен под тою часовнею и бывает де от него Филарета изцеление и признавают его за святаго и оные де молебны и панихиды приезжие из разных сел попы а именно: Волоколамскаго уезда вотчины Кн. Шаховскаго села Белаго Колпи, да вотчины Соковнина села Вишенок, а как тех попов, также и помещиков их зовут того он незнает; а ныне де оную часовню присланные из Москвы Капитан Юшков с солдаты сломали и сожгли.
Он же знает потаенных раскольников:
Села Спаскаго крестьян родных братьев Якова Андреева и Ивана Рагозу, которые к нему Антонию в келью прихаживали для посещения; да потаенную раскольницу города Ржева Володимеров, жителя стрельца Андрея Клеткина, жену его, вдову Пелагею Иванову от которой де он и взят; понеже он был в том городе для покупки себе рухляди; да в том же городе потаенный же раскольник старец Антоний живет у брата своего посадскаго человека Федота Цыбина, а пострижен в том городе приезжим из за-рубежа раскольническим старцом – а в прошлом 1731 г. в Ржев-Володимерову приезжал с Ветки раскольник же черный поп Мардарий и приставал в доме того города у купца записнаго раскольника Гаврилы Коновалова и по другим разным домам, а у кого подлинно и незнает уехал по прежнему на Ветку.
с.248
… да он же Антоний знает от прежняго их жилища от Невреевскаго леса разстоянием верстах в 30 и больше близ Гжатской пристани имеется раскольничья келья в которой живут потаенные раскольники бельцы Ерофей, да Федосей Игнатьев прозванием заец, да Калуженка старица Марфа; – а Ерофей села Мурикова попу Василью Андреянову по жене племянник, и у него попа в доме часто бывает.
В расколе быть не желает, а желает быть в соединении со святою церковью и пр. и пр. (как в показании Пахомия).



Краткий комментарий.

Потаённый раскольник белец Федосей Игнатьев прозванием заец и его брат Алексей Игнатьев сын Зайцов из села Клушино Клушинской дворцовой волости Можайского уезда упоминаются в «Книге переписной раскольничьих слобод обретающихся в малой россии в Стародубском и Черниговском полках, наличным жителям мужеска и женска пола откуда кто пришлые и из каких чинов» 1736 года (РГАДА. Ф.248. Оп.29. Д.1838. Л.443-443 об.).
https://forum.vgd.ru/post/5747...#pp2995518

Старообрядцы из села Клушино Клушинской дворцовой волости Можайского уезда Федот Медведев и Алексей Зайцев упоминаются в книге Ромуальда Игоревича Перекрёстова «Посад Ардонь и село Богородицкое XVIII - начало XX вв.» (Книга I. – Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2012 г., 470 с.).
с.119
Таблица. Перепись Ардони 1736 г. «В сл. Ардонь определены по указам из Канцелярии Министерского Правления, а живут для своих торговых промыслов в Стародубе ... и ведомы всем в сл. Ардонь»
Фамилия. Откуда родом. В Польше жил в... Сколько лет жил в Польше. Вышел из Польши в...
Федот Медведев. Можайского у., Дворц. Клушинской вол., с. Клушина. сл. Грабовка. 25. 1734
с.120
Алексей Зайцев, жена Неонила. Можайского у., Дворц. Клушинской вол., с. Клушина. из Калуги посадск. чел. дочь. сл. Ветка. 20. 1734
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (3)
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
Источник: Михайлов С. С. Староверие Волоколамского леса: Древлеправославная terra incognita / С. С. Михайлов. – М.; Квадрига, 2020. – 212 с.: ил. – (Исторические очерки).

с.138-140
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

СТАРООБРЯДЦЫ НА ТЕРРИТОРИИ
МОЖАЙСКОГО УЕЗДА

Глава 1

СТАРООБРЯДЦЫ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ
МОЖАЙСКОГО УЕЗДА.
ПРИХОД ПОГОСТА ПЕСКИ.
СТАРООБРЯДЦЫ-ПОПОВЦЫ МОЖАЙСКОГО УЕЗДА.
МОЛИТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ В СЕЛЕНИЯХ ЛАЗАРЕВО,
РЕПОТИНО, ПРОЗОРОВО, ПСОВО


Немного южнее селений Кельч-острог, Старое и Новое Несытово, на той административной территории, которая по результатам екатерининских преобразований отошла в Можайский уезд Московской губернии, находились деревни, исстари входившие в приход старинного погоста Пески. Это был основной и почти единственный старообрядческий «угол» указанного уезда, доставшийся ему от Волоколамских лесов. В других частях административной территории, центром которой в екатерининское время был сделан Можайск, по крайней мере по «Карте раскольничьих селений Московской губернии» 1871 г., мы таковых селений почти не находим 1. В 1842 г. в одном из дел канцелярии московского гражданского губернатора по самому городу Можайску значится «раскольников неприемлющих священство» 10 человек – 6 мужчин и 4 женщины 2. В 1847 г. имеется ровно такое же число старообрядцев, с таким же распределением по половому составу, однако уже записанных в поповщину 3. Мы пока не можем знать, были ли это коренные можайские обыватели, или же это маленькое общество представляло собой «диаспору» выходцев с территории северной части уезда, а то и вообще из другого региона. Упоминание это является эпизодическим, посему что-то проследить не представляется возможным.
На упомянутой «Карте» мы видим, что небольшой массив старообрядческих селений, преимущественно выделенных красным цветом, т. е., по легенде этого издания, поповских, является частью куда большего поселенческого комплекса, фрагменты которого были разбросаны и по сопредельным местностям Волоколамского и Рузского уездов. Понятно, что рассматривать его историю необходимо как часть общего прошлого староверия всего интересующего нас пространства, откуда оно ведет свое духовное и географическое происхождение. Основным «ядром» мест, населенных старообрядцами этой части Можайского уезда, были селения, входившие в состав официального православного погоста Пески – Прозорово, Псово, Репотино и др. Именно здесь стояли и главные духовные центры этой местности, где находились общественные молитвенные здания, о которых мы попытаемся рассказать ниже. В известное нам время, т. е. в XIX столетии, здесь доминировал рогожский поповский толк, и по многим архивным делам мы видим, что местные старообрядцы для совершения таинств регулярно обращались в Москву, на Рогожское кладбище. Однако в более ранний период ситуация могла быть несколько иной, и старообрядцы этого уголка Волоколамского леса могли принадлежать и к беспоповщине, и, конечно же, быть поповцами – наследниками ветковской традиции, не сразу признавшими над собой рогожскую духовную власть. Возможно, со временем в архивах будут обнаружены какие-то материалы, которые прольют свет на этот период местного старообрядческого прошлого. Но когда на Рогожском кладбище утверждается Белокриницкая иерархия, поповцы Песковского прихода сразу оказываются в числе паствы ее священников. Уже 4 августа 1849 г. священник Сретенской церкви этого погоста, Филипп Смирнов, доносил в Московскую Духовную Консисторию, что «в приходе его у раскольников младенец ежели родится, для совершения над ним крещения возится раскольниками, по словам их, в Москву, на Рогожское кладбище, а крестится там или нет – это не известно…» Далее приводится пример с поездкой крестьянина деревни Псово Егора Петрова, возившего крестить свою новорожденную дочь Екатерину 4.
Здесь возникает вопрос: почему местные старообрядцы сами отправлялись с грудными детьми в такой дальний путь, а не приглашали подведомственных Рогожскому кладбищу священников к себе? Последние могли не каждый раз приезжать при рождении очередного младенца, а наведываясь изредка, крестить всех родившихся со времени последнего пастырского посещения. Возможно, при наличии рядом нестарообрядческого населения и храмов господствующего православного исповедания, таковые приезды были сопряжены с риском, – песковские причетники и особо верные им прихожане могли донести своему духовному начальству и полиции.

1 Карта раскольничьих селений Московской губернии. М., 1871.
2 ЦГА Москвы. Ф. 17. Оп. 6. Д. 100. Л.124.
3 ЦГА Москвы. Ф. 17. Оп. 98. Д. 496. Л. 79 об. – 80.
4 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 268. Д. 34. Л. 1.
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (2)
suhgar

Опорный край державы
Сообщений: 886
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 562
Источник: Михайлов С. С. Староверие Волоколамского леса: Древлеправославная terra incognita / С. С. Михайлов. – М.; Квадрига, 2020. – 212 с.: ил. – (Исторические очерки).

с.141-146
Погост Пески. Сретенский Храм.


Перед тем, как начать рассказ про общества при молитвенных зданиях старообрядцев, которые находились в приходе погоста Пески, по своей сложившейся традиции, автор считает нужным упомянуть и храм этого прихода официальной церкви, от дониконовской истории которого местные старообрядцы, являясь коренными жителями, выводили свою духовную историю. Кстати, вспоминая «малый раскол», мы должны признаться, что не знаем времени, когда именно старообрядцы приходских селений окончательно порвали с духовенством своего храма и ушли в открытую оппозицию обрядовым и духовным последователям Никона, устроив свои общественные моленные, и с учетом принадлежности большинства здешних староверов к поповщине приняв священников, направляемых сюда с Рогожского кладбища.
Согласно сведениям священника Скворцова, автора книги о сельских церквах Можайского уезда, «село Пески, иначе село Высокое на Песках и просто Высокое, писалось сначала в Волоколамской, впоследствии в Рузской десятине. Высокое упоминается еще в XVI веке…» – в 1523 г. волоцкий князь Федор Борисович отдал его своей княгине в числе ряда других сел, находившихся «в Репотине». «…Когда здесь построена церковь Сретения Господня, неизвестно, только после литовского разорения ее не было, а в 1626 г. значится церковной земли 17 десятин…» Земля эта сдавалась в аренду от Патриаршего Казенного Приказа, пока в 1704 г. крестьянам сельца Высокого, принадлежавшего Воскресенскому на Истре монастырю, не разрешили построить в течение двух лет новый храм во имя Сретения Господня. 30 июля 1707 г. в этот храм был выдан Антиминс 5. Здесь сразу мы вспоминаем Левкиеву пустынь, расположенную поблизости, которая к тому времени также была приписана к Новоиерусалимскому монастырю. Связь прихода с этой упраздненной обителью напрашивается сама собой.
Это еще один, пусть и косвенный, аргумент в пользу версии о роли левкиевских монахов в формировании старообрядческих анклавов, вошедших в Волоколамский лес.
В 1758 г. на храме, трапезной и колокольне была поновлена ветхая чешуйчатая крыша. 25 июня 1798 г., во время грозы, от удара молнии храм сгорел, но, видимо, пожар разгорался достаточно медленно, поскольку «иконостас и иконы были вынесены». В следующем году вместо сгоревшего был сооружен новый храм, «но и эта сгорела в 1857 г. 29 марта со всем имуществом и документами» 6. Стоящий в Песках ныне Сретенский храм, уникальное рубленное ярусное сооружение, а также его колокольня, были построены «во второй половине XVIII в., перенесены в 1858 г. из села Середы и поставлены вплотную к вновь выстроенной трапезной» 7. В храме, избежавшем закрытия и разорения в советское время, сохранилось убранство, включая иконы XVII в., поступившие сюда еще в 1857 г. из московской Троицкой единоверческой церкви 8.
У Скворцова указано, что изначально приход Сретенского храма состоял из деревень: Репотино (1 верста от храма), Канаево (1 верста), Внуково (3 вер.), Псово (4 вер.), Максимково (6 вер.), Журавлиха (5 вер.), Дор (5 вер.), «впоследствии населилась деревня Прозорово» в 3 верстах от приходской церкви. В 1800 г. была упразднена церковь в с. Семенники и к Песковскому приходу были присоединены деревни Березняки, Дегтяри, Клипинино (в самых Семенниках оставался только барский дом и крестьянских дворов уже не было) 9. К сожалению, в настоящее время мы не располагаем информацией о посвящениях большинства старообрядческих молитвенных зданий в рассматриваемом уголке прежнего Волоколамского леса. Нам неизвестно, насколько Сретение Господне было почитаемо среди этой части приходского населения, и почитали ли его местные староверы как престольный праздник. Данное посвящение было у храма, возрожденного на старом церковном месте в 1700-х гг., но было ли оно раньше, до исчезновения более древней церкви в годы литовского разорения? В нынешнем храме есть еще престолы во имя Покрова Богородицы и Илии Пророка. Мы точно знаем, что ранее, до Смутного времени, храм здесь был, поскольку Высокое значилось ранее именно селом. Но, какое посвящение имел тогдашний храм, и были ли в нем какие-то еще престолы, помимо главного, нам неизвестно.
Ниже, в случае с деревней Псово, мы увидим, что местная старообрядческая моленная была посвящена Николе Чудотворцу. Откуда было воспринято данное Никольское посвящение? Часто посвящения старообрядческих молитвенных зданий появлялись благодаря каким-то местным событиям, связанным с той или иной иконой Богородицы, святым и т. п. В таких случаях объяснения могут быть зафиксированы преимущественно в виде преданий. Если события, которые происходили в официальном православном мире, попадали на страницы епархиальной периодики, исторических описаний храмов и прочих публикаций, могли быть на легальной основе увековечены строительством часовен, появлением в приходских храмах новых престолов, посвященных иконам и святым, чудесным образом проявившим себя в этой местности, разумеется, с официальным попаданием объяснения причины в историю храма и прихода, то подобные сюжеты, связанные с жизнью старообрядческих селений и приходов, сохраняются лишь в народной исторической памяти.
Ради общей картины распространения старообрядчества в указанной местности, а именно Экономической Репутинской волости, мы приведем сведения из ведомости о числе староверов, датированной 1832 г. 10

Населенный пункт | мужчин | женщин | всего
д. Репутино (Репотино) | 51 | 43 | 94
д. Канаево | 2 | 3 | 5
д. Прозорово | 37 | 42 | 79
д. Внуково | 19 | 14 | 33

Населенный пункт | мужчин | женщин | всего
д. Псово | 90 | 91 | 181
д. Максимково | 23 | 21 | 44
д. Житонино | 5 | 4 | 9
д. Кусакино | 3 | 5 | 8
д. Нетёсово | 11 | 12 | 23
д. Лазарево | 44 | 46 | 90
с. Васильевское | 7 | 8 | 15
д. Клетки | 15 | 18 | 33
Помещичьих:
с. Отяково | 2 | 4 | 6
д. Кашилово | 14 | 15 | 29

По клировым ведомостям Песковской церкви за 1847 г. только в этом приходе старообрядцев значилось 61 двор с населением в 473 человека (220 мужского пола и 253 женского). Это против 306 дворов официальных православных с 2593 населения (1270 мужчин и 1323 женщин) 11. Согласно сведениям И. А. Благовещенского на 1870-е гг., только в Песковском приходе было 65 старообрядческих дворов с населением 604 человека (275 мужчин и 329 женщин) 12. Но когда речь заходит о статистике старообрядчества, особенно тех периодов, когда оно подвергалось гонениям и вело полулегальное существование, надо учитывать, что вся статистика более чем условна. Реальная численность гораздо больше и может даже в разы отличаться от того, что представляли в своих отчетах духовные и светские власти.
В изучаемом углу Можайского уезда старообрядческие общественные моленные, исключительно поповские, в XIX – начале XX в. располагались в четырех населенных пунктах: Лазарево, Прозорово, Репотино и Псово. Далее мы вкратце расскажем об их истории отдельно.
В данном повествовании мы не ставим задачу подробно рассказать о староверии одного уездного уголка или же волоколамского старообрядческого пространства («Волоколамского леса») в целом, – для этого, как уже сказано, потребуется широкое, подробное исследование. Сейчас мы, прежде всего на примере известных молитвенных зданий старообрядцев, как важнейших очагов веры в населенных пунктах данной округи, даем небольшой обзор истории местного староверия в XIX – середине XX в.

5 Скворцов Н., свящ. Можайский уезд Московской губернии. Существующие и уничтоженные сельские церкви. М., 1907. С. 31–32.
6 Скворцов Н., свящ. Можайский уезд Московской губернии. С. 32.
7 Памятники архитектуры Московской области. Каталог в 2-х т. М., 1975. Т. 2. С. 322.
8 Там же.
9 Скворцов Н. Указ. раб. С. 32.
10 ЦГА Москвы. Ф. 17. Оп. 2. Д. 2055. Л. 51.
11 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2282. Л. 438 об.
12 Благовещенский И. А. Краткие сведения о всех приходах Московской епархии. М., 1874. С. 95.
---
г. Борисов на Протве; Можайск. у.: Ямская сл., Тетерино, Тропарёво, Хорошилово, Юрьево, Шустиково, Коровино, Аксентьево, Сальницы (Кулагины), Семёнково (Константиновы), Борис-Городок (Шуруповы, Серебряковы), Власово (Жаровы), Старое (Сухаревы), Бугайлово (Кузюрины, Мурлыкины); Верейск. у.: Годуново.
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: camy, Nevalyashka
Вверх ⇈