Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

церковь в Суерке

Церковь в с.Суерке. В старину почти в каждом селе была церковь, которую строили всем миром. Вот и хочется рассказать о ней и о чудотворной иконе. Эту икону носили крестным ходом по городам и весям.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: tatiana-grigor2008
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
Крестный ход в Суерке на престольном празднике 1 августа в честь Преподобного Серафима Саровского чудотворца в 2003г.

Прикрепленный файл: кресный ход суерка престол2003.jpg
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
Суерская чудотворная икона
22.07.2009 11:29
ПАСПОРТ ЧУДА №26

НАЗВАНИЕ Суерская чудотворная икона

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ село Суерка Упоровсокго района, тюменская область

ДАТА СОЗДАНИЯ Вторая четверть 18 века

УНИКАЛЬНОСТЬ

Во второй четверти 18 столетия в Суерской слободе свирепствовала моровая язва. Одному из прихожан в это время явилась Богородица и повелела в Рафаиловском монастыре написать Смоленскую икону Божией Матери, обещая прекратить бедствия, и в память об избавлении от него повелела ежегодно носить икону в этот монастырь. По написании икона была принесена в Суерку и после отслуженного перед нею молебна моровая язва прекратилась. Во имя этой иконы на берегу Тобола был воздвигнут каменный двухэтажный храм.

После икона творила многие чудеса: избавляла людей от болезней, посылала дожди в засушливые года, спасала скот от падежа. Однажды жители Ялуторовска обратились с прошением к епархиальному начальству, чтобы было разрешено приносить икону в их храм. И в 1771 году Ялуторовское духовное управление постановило приносить ее в город в первое воскресенье Петрова поста, а возвращать в храм Серафима Саровского на девятую пятницу после Пасхи.
С тех пор на девятую пятницу в Суерку собирались тысячи паломников из Ишимского, Петропавловского, Курганского, Тюменского округов, а также из Тобольска, Омска, Верхотурья.

Путь в Ялуторовск для иконы лежал через многие села, сохранившиеся на карте Тюменской области и по сей день, а из Ялуторовска в Суерку ее возвращали через Заводоуковск, иногда бывала она и в Юрге. Повсюду встречался образ Богородицы с благоговейным трепетом и почтением, служился молебен, читался акафист. Находилась икона в пути от одной до четырех недель, что зависело от усердия народа и от времени начала сенокоса.

И по сей день на девятую пятницу в Суерку теперь уже не приходят – приезжают из городов и сел Тюменской области паломники. По традиции совершается Крестный ход. Проходит он сейчас по селу к месту разрушенного двухэтажного каменного храма, который когда-то был воздвигнут на высоком берегу Тобола во имя этой иконы. И, как сотни лет назад, звучат слова молитвы…

---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
Икона Божией Матери въ слободе Суэрской.
Слобода Суэрская.

Слобода Суэрская находится въ Ялуторовскомъ округе, Тобольской губернии, на левой стороне реки Тобола, въ который вливается речка Иняпь, частью на левой же стороне сей последней и частью на озерЬ, нъкогда бывшемъ фарвартере Тобола.

Суэрская слобода основана около 1650—1665 года, однимъ слободчаниномъ Осипомъ Давидовымъ, по имени котораго еще называется Осиповою; расположена она на дороге, только не почтовой, изъ гор. Ялуторовска въ гор. Курганъ, въ 55 верстахъ отъ перваго и 110 верстахъ отъ послдняго. Въ этой-то Суэрской, иначе Осиповой, находится многочтимая икона Божией матери, во имя коей воздвигнутъ каменный двухъ-этажный храмъ, вверху которого престолъ во имя Божией Матери, именуемой Смоленской—по иконе, а нижний во имя св. Афанасия и Кирилла Александрийскихъ.

Происхождение иконы.

Изъ многихъ разсказовъ о первоначальномъ происхождении Суэрской иконы Божией Матери, по обычаю обставленныхъ событиями характера чудесности, заслуживаетъ большего доверия, по-видимому, следующий рассказъ.
Тоб. губ. в4д. 1859 г. № 11 стр. 114, ст. г. Абрамова.
Во второй четверти прошлаго столетия въ Суэрской слободе свирепствовала моровая язва на народъ, и много людей было жертвою ея; св. Владычица явилась одному изъ прихожанъ суэрскихъ и повелела написать въ Рафаиловскомъ монастыре икону Смоленской Божией Матери, обещавши прекращение моровой язвы, и въ память избавления отъ язвы повелела ежегодно носить св. икону въ означенный монастырь. Добрые изъ прихожанъ суэрскихъ обратились къ Рафаиловскому настоятелю и обсказали причину своего прибытия. По выслушании разсказа пришельцевъ, настоятель указалъ имъ на одного изъ затворниковъ иеромонаховъ, по имени Maкapiя, какъ искуснаго живописца. Означенный о. Макарий дозволилъ суэрскимъ пришельцамъ войти къ себе и, по выслушании разсказа и просьбы ихъ, объявилъ, что онъ, какъ росиянинъ, вполне знаетъ икону Смоленской Божией матери, а потому можетъ и обещалъ исполнить просьбу ихъ, приказавъ предварительно просителямъ попоститься шесть недель и, исповедавшись, приобщиться св. Таинъ. По написании св. икона была принесена въ Суэрскую и по отслужению предъ нею молебна, моровая язва вскоре прекратилась.

Изъ приведеннаго разсказа можно заключить одно, именно: икона Божией Матери написана въ Рафаиловомъ монастыре, хотя письменныхъ документовъ, по крайней мере прямыхъ, на это при Суэрской церкви нетъ. Есть или нетъ въ архиве бывшаго Рафаиловскаго монастыря какие-нибудь записи, объ этомъ пишущему неизвестно. Но что эта икона не принесена и не привезена изъ России въ Сибирь—это можно доказать следующими соображениями.

1) Существуетъ промемория 7196 (1688) года митрополита Тобольскаго Павла 1-го, данная въ июне чрезъ софийскаго дома десятоначальника iepeя Якова Фаддеева, вследствие челобитной Суэрской слободы церковнаго старосты Гришки Иванова и всехъ прихожанъ тоя слободы на перенесение часовни во имя Флора и Лавра 4) на пригожее место, такъ какъ прежнюю часовню во имя этихъ святыхъ подмыло рекою Тоболомъ. Въ этой промемории не упоминается о церкви въ слободе Суэрской въ честь Божией Матери, да и существование ее трудно предполагать. Известно, что первые поселенцы на новыхъ местахъ первоначально выстраивали часовни, а не церкви, часто по малочисленности своей и бедности, а часто по недостатку строительного материала и др. церковных принадлежностей.

Правда, подававший называется церковнымъ старостою слободы Суэрской съ прихожанами тоя слободы (а не церкви) но онъ могъ быть старостою той церкви, къ которой принадлежала слобода Суэрская съ часовнею. Церковное строениe въ Суэрской началось несколько позже; именно чрезъ годъ после первой промемории а) митрополитомъ Пвломъ I, отъ 13 января 1689 г., дается старосте грамота на отпускъ по Тобольской епархии ходока съ проводникомъ для сбора собственно на церковное строение, притомъ съ иконою Aфанасия и Кирилла патриарховъ Александрийскихъ; б) митрополитъ Игнатий, отъ 23 мая 1699 года грамотою снова даетъ дозволение посыльщику Трофиму Иванову, жителю Усть-суэрской слободы ), также на хождение съ иконою Афанасия и Кирилла Александрийскихъ для сбора въ верховыхъ и низовыхъ городахъ, слободахъ и уездахъ на одинъ годъ на церковное строение.

Следовательно, у суэрскихъ жителей еще и въ 1699 г. могъ только строиться храмъ, коего они прежде не имели. При семъ замечательно если бы суэрцы имели у себя привезенную изъ России, ныне чтимую св. икону Божией Матери, то первая часовня непременно была бы во имя Божией Матери, а не во имя св. Флора и Лавра, и после разрешения перенести часовню, когда Суэрские слобожане задумали вместо часовни устроить церковь, чрезъ годъ после памяти, дана была имъ грамота, позволяющая чинить сборъ, они препроводили съ ходокомъ (какъ видно изъ грамоты) икону Афанасия и Кирилла Александрийскихъ, во имя коихъ была и первая церковь (какъ ниже будетъ видно). А если бы у нихъ въ то время была настоящая икона, то для сбора на церковь, они непременно препроводили ходока съ нею, подобно тому, какъ и съ иконою Абалакской Божией Матери ходили для сбора, на сооружение храма въ Абалакь, чуть-ли не до г. Верхотурья.
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
продолжение

2) Въ грамоте митрополита Антония на имя заказщика царева городища (теперь городъ Курганъ), Христорождественской церкви протопопа Ивана Антонова сказано, что 1732 года 10 дня была послана apxiepeйская благословенная грамота къ сему закащику по случаю просьбы отъ 11 марта 1732г.. поданной отъ поповъ Павла и Тимофея Васильевыхъ съ прихожанами Ялуторовскаго дистрикта, Суэрскаго острога, церкви св. Афанасия и Кирилла Александрийскихъ, на построение въ Суэрскомъ остроге новой вместо престарелой церкви и во имя техъ-же Святителей. Этою грамотою велено было освидетельствовать церковь, точно-ли она обветшала и если обветшала, то позволить просителямъ выстроить вновь Церковь. Отъ 14 марта 1733 года, те же попы съ прихожанами снова просили Архипастыря позволить имъ построить вновь церковь съ 2 престолами, а именно: первоначальный во имя Богородицы, нарицаемыя Ея чудотворный иконы Смоленския, а второй приделъ во имя святителей Александрийскихъ. Вследствие этого втораго прошения грамотою повелевается, если подлинно прежняя церковь, обветшала, по церковному чиноположению заложить церковь съ 2 престолами и строение ея совершить не вяще едино-лътняго времени.
Такимъ образомъ, положительно можно говорить, что до 1733 г. не было въ Суэрской настоящей св. иконы. Такъ какъ съ основания Суэрской протекло 80 и не менее 68 летъ, то св. икона Богоматери не была принесена ни первыми основателями, ни последующими насельниками Суэрской, а какъ видно изъ приведеннаго сказания, она происхождения местнаго, приурочивается къ Рафайлову монастырю.

Описание иконы.

Суэрская икона Божией Матери изображается такъ: на шуйце, т. е. левой руке, возседаетъ 1исусъ Христосъ; Богоматерь десницею, т. е. правою рукою, держитъ ступню левой ножки 1исуса Христа. На колене левой ножки поставлена правая ножка 1исуса Христа, или ея ступня; пятку этой ступни 1исусъ Христосъ держитъ пальцами левой руки. Правая ручка поставлена локтемъ на колено правой ножки. Въ кулачке правой ручки Спасителя вертикально свитокъ, видный вверху и внизу кулачка. Пальцы со свиткомъ изображены такъ: пальцы указательный и средний протянуты такъ, какъ у благословляющаго изображается 1исусъ, а npoчиe пальцы: большой, перстневой и мизинецъ, обхватывая свитокъ, изображаетъ Христосъ. Иконопись лика Богоматери (за ветхосттью) определить теперь съ точностью нельзя, можно только сказать, что ликъ ея более естественнаго лица человеческаго. По бокамъ, въ каймахъ иконы— находятся неболышя изображения: на правой стороне отъ Богоматери вверху св. Николай Чудотворецъ, а подъ нимъ св. Василий Великий, на левой— св. Митрофаний Воронежский и преподобный Михаилъ. Дека иконы состоитъ изъ двухъ кедровыхъ досокъ, изъ коихъ левая отъ зрителя шире. Вверху дека поперекъ спилена и обрублена неискусною рукою. Склеекъ деки проходитъ подъ правымъ окомъ Богоматери по самой средине. На деку наклеенъ холстъ, по которому сделана загрунтовка.

а)Въ одно лето храмъ не устроился. Заложенъ онъ былъ 9 мая 1733 г. и освященъ 1736 года 25 сентября (о чемъ сказано будетъ ниже), но грамота на заложеше была получена 3 дня 1733 г. чрезъ пушкаря Сузрскаго острога Бориса Никифорова, сына Коптяева. Почему грамота была почти месяцъ после заложения у закащика неизвестно. Здесь замечательно выражение въ грамот'Ь: Строеше св. церкви совершить не вяще единолетняго времени. Въ древности по случаю какихъ-нибудь пеобыкновенныхъ изъ ряда выходящихъ обстоятельствъ устроялись св. храмы въ одинъ день, потому назывались некоторые изъ таковыхъ обыденными, и теперь въ России носятъ это название. Настоящее выражение грамоты указываетъ какъ-бы на что-то особенное повеление не со всЬмъ удобоисполнимое при устроении храма особенно въ Сибири.
б) Последние пришельцы или насельники Суэрской могли быть изъ Орловской губ.—Орловы, Елесины—изъ Ельца, Стрельниковы—изъ станицы Стрельниковой. Въ этой же губерини есть Раданские дворы—Угрино и между г. Севскомъ и Дмитровскомъ станщя Упорой. Въ 10 верстахъ отъ Суэрской есть деревня Угренинова, а въ 15 дерев. Упорова. Фамилий Орловыхъ много, Елесиныхъ менее, Стрельниковыхъ еще меньше, Угрениновыхъ довольно, Упоровыхъ—очень мало. Въ Суэрской много Пустозеровыхъ, коихъ должно отнести къ первымъ жителямъ Суэрскимъ, ибо изъ малолюднаго и беднаго рода Постозерска—Архангельской губернии, стоящаго не вдалеке отъ устья Печоры, они могли переселиться съ первыми вологодскими выходцами.

---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
продолжение
Длина доски съ левой стороны отъ зрителя 6 четвертей и около полувершка, а съ правой 6 четвертей и 3/4 вершка; ширина вверху 1 аршинъ и З 1/2 вершка, а внизу 1 аршинъ и 33/4 вершка; толщина 1 вершокъ, только нижний уголъ, съ левой стороны отъ зрителя, тоньше почти 1/8 часть вершка.
Риза на св. иконе серебряная 84 пробы, позолоченная. Весу въ ней первоначально было 18 фун. 35 зол., а теперь по случаю обломавшихся, во время ношения по домамъ, некоторых местъ, несколькихъ золотпиковъ въ ней нетъ. Эта риза была заведена, сначала, частью на церковные средства, частью на частныя, именно, по летописи и по разсказамъ, стараниемъ Ялуторовского исправника г. Стефановскаго и подновлена въ 1876 году. Вокругъ лика Богоматери жемчугъ и камни снизаны на тонкую серебряную проволочку, прикреплены къ двумъ серебрянымъ же обыкновенной толщины проволокамъ, въ два раза обведеннымъ кругомъ лика Божией Матери; все низание пришито къ зеленой клеянке. Въ немъ сорокъ камней, изъ коихъ 20 со стразами—1 большой съ 34 стразами и 12-ю золотыми или золоченными штучками въ роде пистоновъ; 2-й меньше съ 20 стразами и 3-й еще меньше съ 23 стразами и одна стразовая подвеска отъ серьги. Другия низанья прикреплены у десницы Богоматери съ 25 камнями. Одинъ изъ нихъ небольшой съ 25 стразами, два зеленыхъ въ золотой оправе. Есть одинъ камень у лика съ синею эмалью кругомъ и у Богомладенца на парче небольшое низанье съ однимъ камнемъ. На самой ризе
две звезды—на челе и правомъ раме—плече Богоматери изъ стразъ, имеющихъ внутри по камню. Риза эта 24 сентября 1825 г. вписана въ опись съ такою оговоркою: на нее употреблено небольшое количество и церковныхъ денегъ. Цена ей обозначена 3500 руб. асе. (1000 руб. сер.) Въ 1876 г. надъ украшениемъ ризы работала Ялуторовская вдовая чиновница Анисия Андреева Калугина.

Въ 1860 году была устроена въ Москве новая сребро позлащенная рококориза. На ней 1105 французскихъ стразъ, 3790 мелкихъ простыхъ, 810 цветныхъ, 45 цветныхъ камней яхонтовыхъ, аметистовыхъ и зеленыхъ и 7 финифтянныхъ надписей. Въ расходной книге за 1860 годъ въ октябре подъ № 55 значится, что за ризу уплачено 1,111 руб. 15 коп. Вязпиковскому удельному крестьянину Павлу Александрову Михалевскому, торговавшему церковными вещами отъ Екатеринбургская купца Бударина. Въ следующемъ 56 № выведепъ расходъ за доставку ризы по 17 коп. съ рубля.

Риза эта недостаточно приурочена на св. икону, потому что сделана кругомъ, несколько более, чемъ на полвершка, великою, поэтому съ деревянными заделками кругомъ надета на второй списокъ Божией Матери и всегда находится въ киоти подъ стекломъ. На земле одеждъ Божией Матери цветы и узоры сделаны отъ руки, а каймы штампованы, тогда какъ на старой ризе цветы на одежде Богоматери весьма хорошо вычеканы и въ этомъ отношении, по рисунку вычеканеныхъ цветовъ, старая риза гораздо лучше новой. Красота новой ризы состоитъ въ томъ, что стразы и камни вделаны въ серебро особо отъ ризы, вроде кружевъ, на краяхъ одежды, но за то все это не такъ прочно. Венецъ состоитъ изъ однихъ сияний, а на старой ризе въ сиянияхъ венца сделана корона, которую поддерживаютъ два ангела. Весу въ этой ризе 18 7/8 фунта.
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
продолжение
Девятая пятница.

Съ понедельника и вторника на первой седмице Петрова поста начинаютъ появляться въ Суэрской богомольцы изъ ближнихъ и далекихъ селъ и деревень ближайшихъ округовъ Ишимскаго съ Петропавловскимъ, Курганскаго, Тюменскаго и Ялуторовска и некоторые жители последнихъ трехъ городовъ кто для служения по обету молебна, кто поставить только свечку или сделать какой-нибудь прикладъ, а иной проводить св. икону до г. Ялуторовска. Въ среду и особенно въ четвертокъ народу бываютъ уже тысячи. Около вечерни въ четвергь приезжаютъ изъ Ялуторовска священноцерковнослужители. Въ 6 часовъ начинается благовестъ ко всенощному бдению, которое начинается около 7-ми часовъ. Во время бдения прочитывается, после евангелия, предъ канономъ, акафистъ Божией Матери, а потомъ начинается прикладывание къ св. иконе и помазание освященнымъ елеемъ.

На завтра около 9-ти часовъ, въ пятокъ, производится благовестъ съ звономъ, такъ называемый на соборъ, потомъ благовестъ къ литургии, которая начинается въ 9 часовъ въ сослуженнии съ местными постороннихъ священниковъ.
Спустя часа два по окончаннии Божественной литурии производится благовестъ снова па соборъ для выноса св. иконы. Когда священноцерковнослужители облекутся въ священническия одежды, тогда двое изъ местныхъ священниковъ берутъ на свои руки св. икону и становятся посреди церкви. Начальствующий делаетъ возгласъ къ молебному пению. После обычнаго прошения «Богъ Господь», когда начинается пение тропаря къ «Богородице прилежно ныне притецемъ» и проч., прошения съ хоругвями, крестами и иконами износится изъ св. храма и при пении канона продолжается шествие до кладбищенской церкви за слободою. По внесении во св. храмъ совершается чтение акафиста, потомъ св. евангелия и молебенъ оканчивается водоосвящениемъ. После этого св. икона износится къ ходовой киоти, по вставке въ которую поднимается богомольцами и жителями деревни Пушкаревой и, въ преднесении ходовыхъ св. креста и хоругви, несется въ деревню Пушкареву.

Градские священноцерковнослужители садятся въ свои дорожные экипажи и отправляются въ туже деревню. Очередной суэрский причтъ сопровождает св. икону въ облачении еще некоторое пространство, а потомъ также разоблачается. Священная же процессия съ оставшимся местнымъ причтомъ и посторонними духовными лицами, принявшими участие въ процессии, возвращаются во святый храмъ. Народу при этомъ случае бываетъ отъ 3 до 5 и более тысячъ. Невольно въ это время у иныхъ пробиваются слезы благоговейная восторга. Въ поскотине дер. Пушкаревой, на приготовленномъ месте, соборный причтъ встречаетъ св. икону и здесь начинается по просьбе общества молебенъ, по окончании котораго, усердные православные, каждый на своемъ дворе или въ доме, по порядку, начинаютъ просить отправлять предъ св. иконою простой, или съ водосвящениемъ молебенъ. Часовъ въ 10-ть, или около 11-ти, служение молебновъ оканчивается и св. икона, на разстоянии 7 верстъ, переносится въ дер. Глубокую, где съ 4-хъ часовъ начинается снова пение молебновъ по домамъ по просьбе жителей. Въ 7 часовъ св. икона несется, чрезъ 8 верстъ, въ деревню Карасью, где почти во всехъ домахъ поются молебпы и около 10 часа отправляется отсюда въ Лыбаевское село, куда и приносится въ св. храмъ во время божественной литургии. Прежде, когда не было въ Лыбаевой храма, св. икону встречали далеко за селомъ съ иконами изъ часовни. Въ Лыбаевой, часовъ до 6 пополудни, отправляются молебпы и затемъ икона переносится въ часовню дер. Памятной, въ 5 вер. отъ г. Ялуторовска, а отъ Лыбаева въ 12 вер.

Ныне, не много выше впадения Исети въ Тоболъ, св. икона переносится или по мосту или поставляется на паромъ и перевозится на левый берегъ Исети. Къ этому времени приносятъ изъ Памятнинской часовни св. иконы. Пока паромъ идетъ по Исети св. икона вынимается изъ киоти и, по переправе, версты 1 '/2 несется въ Памятную въ сопрождении св. иконъ, священноцерковнослужителей и большего числа народа. Прежде при впадении реки Исети въ Тоболъ, съ леваго берега последняго отправлялся паромъ, на коемъ поставлялась походная киоть со св. иконою, а передъ нею стояли, также какъ и теперь, сопровождающие священноцерковнослужители въ священныхъ облаченияхъ, и во время шествия парома поютъ догматики. На берегу отъ деревни Памятной бываетъ множество всякаго пола, возраста и звания народа и мнозе съ возженными въ рукахъ свечами.

Жители стоятъ съ св. иконами изъ часовни и пуками зазженныхъ передъ ними свечъ. Все съ молитвою на устахъ и въ сердце ожидаютъ приближение святыни. При вечерней заре величественна эта картина немаго ожидания; священны и торжественны эти минуты. Лишь только св. икона ступить на берегъ, какъ усердствующие съ благоговениемъ стараются кто приложиться къ ней, кто взять ее на свои руки и смена при несении св. иконы однихъ другими продолжается до самой часовни безпрерывно. Предъ часовнею служится молебенъ съ водосвящениемъ и прочитывается акафистъ. После молебна св. икона вносится въ часовню, где служатся, одинъ за другимъ, по просьбе, молебны часовъ до 11-ти. Около 8 час. другаго дня св. икона износится изъ деревни Памятной въ сопровождении иконъ изъ часовни и священноцерковнослужителей, которые, отпевши съ акафистомъ и водосвятиемъ молебенъ за деревнею, начинаютъ шествие въ Ялуторовскъ. При входе въ городъ встречаютъ святую икону обеихъ (теперь 3-хъ) градскихъ церквей священноцерковнослужители съ крестами, иконами и хоругвями и, по целованнии св. иконы настоятелемъ собора, священная процессия отправляется въ Вознесенскую церковь, где, по вносе иконы, начинается божественная литурия.

Взаразъ после литургии святая икона переносится въ Сретенский соборъ, изъ котораго въ скоромъ времени поднимается по домамъ для молебновъ. Въ соборв св. икона остается до следующего воскрсснаго дня. Въ эту седмицу предъ св. иконою соборный причтъ служитъ молебны почти для всего Своего прихода, какъ городскаго, такъ и деревенскаго, по желанию жителей; обходится имъ иногда приходъ Бердюжский съ местнымъ причтомъ, деревни коего прежде были приходскими собора. Во второе воскресение Петрова поста св. икона переносится при крестномъ хождении кругъ города въ Вознесенскую церковь, где также стоитъ седмицу, въ которую причтъ успеваетъ и въ городе и въ деревняхъ своего прихода отслуживать молебны по желанию всякаго. Въ 3 е воскресение изъ Вознесенской церкви после литургии св. икона прежде переносилась въ соборъ, откуда во вторник въ священной процессии износилась изъ города въ обратний путь въ Суэрскую слободу.

Съ 1871 г., по распоряжению преосвященнаго Варлаама, св. икона въ тpeтьe воскресение износилась прямо изъ Вознесенской церкви и изъ города чрезъ Заводоуковское и Николаевское села въ Суэрскую слободу, а съ 1875 года изъ Вознесенской въ воскресение уносится св. икона въ кладбищенскую церковь, откуда въ понедельникъ провожается изъ города по тому же тракту. Прежде въ 9-ю пятницу поднимали св. икону после же литургии и къ ночи приносили въ село Николаевское, а отсюда после литургии, въ субботу, относили въ часовню дер. Памятной, куда приносили ее также къ ночи. Въ то время сопровождалъ св. икону и Николаевский причтъ и помогалъ Суэрскому въ отправлении молебновъ. По когда градо-Ялуторовские сперва соборный, а потомъ вознесенский причти испросили у Епархиальнаго Начальства разрешения на участие въ сопровождении Суэрской св. иконы, то Николаевскому причту нечего было делать при сопровождении. А такъ какъ отъ Суэрской до г. Ялуторовска чрезъ Николаевское село носили св. икону по деревнямъ, въ коихъ очень мало православныхъ, большая же часть раскольниковъ, то члены Ялутоторовскаго правления, какъ участники въ сопровождении св. иконы, стали носить ее, какъ описано выше, чрезъ деревню Пушкареву и друг.

Въ 1854 и 1859 годахъ, по случаю большеводья, св. икона была несена изъ Суэрской въ г. Ялуторовскъ чрезъ слободу Ингалинскую, села: Онуфриевское, Красногорское, Архангельское и слободу Бешкильскую; последняя село и слобода стоятъ на левой стороне реки Исети.
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
продолжение
в) Въ Ялуторовском округе.

Первоначально св. икона, после ранней литурии въ Вознесенской церкви въ третий воскресный день Петрова поста, переносилась въ соборъ къ поздней литургии, после которой износилась изъ города. Потомъ стали износить св. икону въ понедельникъ; въ последнее же время, чему еще не очень много лет, стали это делать во вторникъ. За самымъ городомъ, по целовании градскимъ духовенствомъ св. иконы, она вставляется въ походную киоть и сопровождается на Уковский заводъ за деревню Памятную суэрскими священноцерковнослужителями въ облачении. При деревне Памятной служится общественный молебенъ, а потомъ переносится за Тоболъ по дороге къ заводоуковской Благовещенской церкви. Въ лежащихъ на пути къ заводу деревняхъ служатся по желанно и просьбе жителей молебны. Такъ это велось съ самаго начала. Изъ завода она переносилась въ село Николаевское, а потомъ прямо въ Суэрскую.

Впоследствии обратний ходъ изменялся по следующимъ обстоятельствамъ. Во время нахождении св. иконы въ г. Ялуторовске (2 недели) жители окрестныхъ волостей, селъ и деревень представляли въ Ялуторовское духовное правление приговоры (общественные), прописывая въ нихъ, что они желаютъ принять къ себе въ селение Суэрскую св. икону Божией Матери для отправления предъ нею молебновъ съ обязательствомъ представить ее въ место, куда будутъ просить по пути, съ представлениемъ лошадей подъ доверенныхъ съ прикладомъ и всехъ участвующихъ въ ходу священноцерковнослужителей. Съ которой стороны было более просительныхъ приговоровъ, въ ту и несли въ обратний путь св. икону, т. е. или въ селения, лежания по реке Исети, или чрезъ Уковской заводъ, иногда въ Юргинский край. Находилась св. икона въ ходу отъ 1-ой до 4-хъ недель, смотря по усердии народа и особенно по времени--начинается или еще нетъ сенокошение. До 1864 г. большею частию возвращалась св. икона по двумъ путямъ—по Юргинскому и Исетскому попеременно, черезъ годъ
12).!) Въ единов'врческнхъ церквахъ служился молебенъ мъттнымъ священникомъ

Въ 1855 г., лишь только св. икона была принесена на место, какъ изъ села Архангельскаго прискакалъ нарочный съ приказаниемъ отъ преосвященнаго Евлампия принести св. икону въ Архангельское село. Чрезъ ночь со св. иконою успели придти въ село Архангельское до божественной литургии, предъ которою было совершено 29 дня освящение холоднаго, украшеннаго стенною живописью, Архангельскаго храма.
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
продолжение
Святотатство.

На что не решается человекъ? Богобоязненный решается на самые трудные подвиги благочестия, а нечестивый на самые безчестнейшие поступки. Последний, между прочимъ, нередко решается на святотатство, оскорбляющее Бога, веру и религозное чувство всякаго христианина. Бываютъ святотатства денегъ, мелкихъ иконъ въ серебряныхъ ризахъ, даже священныхъ сосудовъ. Бываютъ похищения даже чудотворныхъ иконъ, на-примеръ въ 1812 году изъ Владимирской часовни у Владимирскихъ воротъ въ Москве, потерялась чудотворная икона Владимирской Бож. Матери ,3). Попустилъ Господь и Его Пречистая Матерь на 6-е мая 1822 г. похитить серебряную золоченую ризу съ досточтимой иконы Божией Матери, что въ Суэрской. При этомъ случае потерялся у дарохранительницы серебряный, вызолоченный внутри и снаружи, задвижной ящичекъ—ковчежецъ въ 44 золотника.
въ церкви и у себя въ доме. Никоторые единоверцы принимали св. икону для отправления предъ нею молебна чрезъ участвующихъ въ ходу священниковъ. Примеры бывали, что и раскольники, по своимъ силамъ делали прикладъ св. иконе, а многие съ любопытствомъ разсматриваютъ ее на месте, въ ночное время, укрываясь отъ своихъ собратий. Немногие испрашивали у сопровождающихъ священниковъ на это даже позволение.
") Пятнадцатая книжка „Истины" страницы 201 и 202-я.
") См. приказъ npoтoiepea 1оанна Нагибина, отъ 15 мая 1822 г., по Суэрскому вход. № 8, въ коемъ между прочимъ о потерянной ризе рекомендуется разведывать не исключая отшепенцовъ, такъ какъ соорудитель ризы сделался таковымъ и такъ какъ похищены св. Дары, а другия драгоценности не похищены.


Похищенная риза была заведена ялуторовскимъ купцомъ Бронниковымъ, который впоследствии уклонился въ расколъ ,4). Миение народа указываетъ въ соорудителе ризы и похитителя при посредстве некоторыхъ служившихъ при церкви, кои здесь не остались безъ должнаго возмездия, почти что явнаго для каждаго 15j. Очевидцы этого события разсказываютъ, что для устранения повода въ подозрении, къ севернымъ дверямъ втораго этажа была подставлена лестница, которая более 2-хъ аршинъ не доставала до дверей.
Это показывало, что риза со св. иконы вынесена изъ церкви чрезъ западные входныя двери и дало поводъ къ сильному подозрению одного члена причта въ похищении, что подкреплялось нахождениемъ отъ церкви небольшихъ ленточекъ со св. иконы, между прежними лавками, по пути къ дому подозреваемого члена причта. Самая св. икона была поставлена на 2 медные пятака, теперь 1 1/2 и прислонена къ св. жертвеннику.
Риза была 18 фунтовъ 48 золот. и стоила 2191 руб. 20 коп. ассигнациями. Она была кованая изъ серебра и озолочена съ венцомъ. Правое плечо у Богоматери и левое у 1исуса Христа изображены выковкою. Въ короне Богоматери 3 аметистовые, жидкия камня, изъ коихъ одинъ поболее и въ убрусе одинъ таковой же большой; все они въ серебряной золоченой оправе, вокругъ лика Богоматери, на аломъ бархате, было жемчужное низанье змейкою съ 20 разноцветными камнями и вокругъ десницы такое же низанье съ 6 разноцветными камнями. (Опись 1820 г. страница 7).
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
продолжение
Случаи благодатной помощи отъ Суэрской иконы Божией Матери
.

1) 1844 года, когда жители гор. Ялуторовска и его окрестностей, проходя въ слободу Суэрскую, къ 9-й пятнице по Пасхе, на поклонение многочтимому образу Смоленской Божией Матери, искали ночлега въ деревне Лыбаевой (теперь село), или просто просили квасу пить; тогда этой деревни крестьянина В. Комлева жена А. Варфоломеева, напитанная духомъ раскола, на просьбы искавшихъ ночлега или просившихъ пить, отвечала бранью и поносила даже самый досточтимый образъ. Вскоре после отбытия поломниковъ, безъ видимыхъ совершенно причинъ, означенная женщина впала въ тяжкую, непонятную родственникамъ и окружавшимъ болезнь,—кричала необыкновенно 2 или 3 сутокъ такъ, что во многихъ соседнихъ домахъ той деревпи было слышно и въ ужасныхъ судорожныхъ телодвиженияхъ испустила духъ, не будучи сподоблена христианскаго напутствования и обращавшиеся назадъ, за чудотворною иконою, поклонники услышали, что, поносившая ихъ и Царицу Небесную, уже въ могиле. Вскоре и мужъ ея померъ также неестественною смертию, скоропостижно. Два же сына жили въ бъдственномъ положении.

2) Около 1845 или 1846 года, въ средине слободы Суэрской, загорелся у крестьянина Абрама Пустозерова домъ и сгорелъ; потомъ загорелись соседние два дома, тоже крестьянские и наконецъ, у 4-го дома крестьянина Якова Вологжанина стали загораться заплоты. Насельники села Суэрскаго, видя таковую беду, обратились въ приходской храмъ и просили местныхъ священноцерковнослужителей принести на место пожара многочтимую икону Божией Матери. Какъ скоро икону стали подносить къ месту пожара, ветеръ видимо (въ глазахъ присутствовавших!.) сталъ стихать—стихать и въ скоромъ времени вовсе стихъ,—и какъ домъ этого крестьянина Вологжанина остался невредимъ отъ огня, такъ и самые заплоты оказались спасенными сбежавшимся народомъ.

3) Въ 1850 годахъ за досточтимымъ образомъ Смоленской Божией Матери следовали священноцерковнослужители церквей градо Ялуторовскихъ и слободо-Суэрской, изъ последней въ г. Ялуторовскъ чрезъ дер. Лыкову. Насельники этой деревни—православные, узнавъ о семъ шествии, поспешили встретить съ подобающимъ усердиемъ и должнымъ умилениемъ помолиться честнейшей херувимъ, принявъ въ домы свои икону Ея. Раскольники же, проживающие въ сей деревне, услышавъ о принесении досточтимой иконы, не только не вышли изъ домовъ своихъ и не поклонились лику Пренепорочной Девы Богоматери, а заперши двери и окна у домовъ своихъ, сидели. Вдругъ, надъ деревнею, показалось облако, разразился сильнейший громовой ударъ и отъ удара этого сгорело несколько домовъ, и только раскольническихъ.

4) Мальчикъ, сынъ татарина, N юртъ, некогда заборанивалъ пары, засеянные хлебомъ, на трехъ лошадяхъ, сидя на первой въ седле. Отецъ же самъ, отойдя отъ мальчика, стоялъ въ значительномъ отдалении. Лошадь, на которой сиделъ мальчикъ, испугавшись, сшибла его съ себя. Одна нога мальчика осталась въ стремени и онъ таскался по земле возле лошади. Старикъ—татаринъ, видя, что самъ онъ не можетъ оказать своему сыну никакого nocoбия, закричалъ: «Осиповский Богъ, спаси ребенка!»
(Суэрская, какъ сказано выше, въ народъ больше зовется Осиповой). Испуганная лошадь вдругъ остановилась, стала на одном месте, какъ вкопанная и мальчикъ лежалъ возлъ лошади цълъ и невредимъ. Значить, благодатная Заступница являетъ милость свою всемъ прибегающимъ къ Ней съ молитвами. Послъ- сего татаринъ этотъ, какъ сказываютъ, когда видълъ православныхъ паломниковъ, идущихъ въ Осипову, старался подавать деньги, приговаривая: «это на свечи Богу въ Осипову!» Иногда и самъ приезжалъ для этого.
16) Первыя 9-ть заимствованы слово въ слово изъ рукописнаго описания о сей икон'Ь священника Стефана Пономарева, жившаго въ Суэрской съ 1855 г. до апреля 1864 г. подъ буквою Б—о чудотворенияхъ св. иконы.
Продолжение будеть.
Тобольские епархиальные ведомости №13,14 за 01и 16 июля 1889г
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
tatiana-grigor2008
Модератор раздела

Тюмень
Сообщений: 1293
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 185
Продолжение Случаи благодатной помощи отъ Суэрской иконы Божией Матери.

5) Въ 1850 году, въ весеннее, засушливое время, вблизи деревни Шадриной, Поляковской волости, загорелся сосновый лесъ. Пожаръ возникъ за 40 верстъ отсюда, вблизи села Чимъевскаго, Курганекаго округа. Сначала жители деревни бросились спасать достояние свое своими человеческими силами и средствами. Но вотъ подулъ сильный и порывистый ветеръ. Пожаръ оказался въ разныхъ мъстахъ на большомъ пространстве. Человъческие noco6ия оказались безполезны бъдствующихъ. Народъ пришелъ въ сильнейший испугъ, который еще болъе увеличился, когда до нихъ дошла вЪсть, что въ бору сгорели и умерли два человека, а третий обгоревши мучился отъ ужасной боли, черезъ четыре дня и сей умеръ. Деревня 17) съ трехъ сторонъ—востока, запада и съвера была окружена пламенемъ, а съ юга—рвка Тоболъ, чрезъ который и мостовъ нътъ. Въ такой крайности благомыслящие обратились въ село Коркинское (за 10 в.), гдъ ихъ приходский храмъ, откуда следовала священная процесия съ образомъ Божией Матери въ Суэрскую слободу и со слезами просили дозволить занести св. икону на место весьма сильнаго пожара. Лишь только досточтимая икона тронулась съ места на паром внизъ но рекв Тоболу, сильнейший ветеръ вскоре обратился отъ деревни въ западную сторону, потомъ постепенно началъ затихать и мало по малу прекратился самый пожаръ, отъ котораго спаслись деревня Шадрина и люди—крестьяне трехъ волостей, загнанные пламенемъ подъ крутояръ на берегъ реки Тобола.

6) Въ 1852 г., крестьянинъ деревни Нифакъ, К. Нифакинъ, увлеченный женою своею раскольницею въ расколъ, возвращаясь изъ слободы СуэрскОй съ девятскаго торжка въ свой домъ, достигь шествие съ досточтимымъ образомъ Смоленской Божией Матери. Женщина, усмотревши шествие и спеша домой, начала понуждать мужа своего, чтобы онъ немедленно опередилъ народъ и икону и при этомъ наговорила много дерзскихъ словъ относительно проносимой иконы пресвятая Богородицы. Крестья-
нинъ, послушавъ жены, решился опередить священную процессш и лишь только началъ онъ опережать, какъ, смирная дотоле лошадь освирепела и пустилась бежать во весь опоръ, отъ чего изломался въ телеге железный курокъ; крестьянинъ и жена его выпали изъ телеги и долго были влачимы по полю. Когда остановилась лошадь, то оказалось, что первый былъ иевредпмъ, а последняя изуродована—съ обезображеннымъ лицемъ и несколькими ранами на теле.

7) 1856 года февраля 20 дня. Ялуторовскаго окр., Юргинской вол., дер. Александрова, крестьянинъ Стефанъ Васильевъ Улашевъ, прибывший въ Суэрскъ съ 12 летнимъ своимъ сыномъ для отправления предъ Смоленской иконой Божией Матери молебна съ водоосвящениемъ, объявилъ, что этотъ сынъ его, съ 8 до 11 летъ, былъ одержимъ падучею болезннию. Когда же дано было обещание сходить въ Осипову, то болезнь стала уменьшаться, и наконецъ вовсе изчезла и мальчикъ, какъ сказано, самъ лично молитвенно благодарил, Благодатную, какъ вполне смыслящий.
---
Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: tatiana-grigor2008
Вверх ⇈