Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Погост

Духовенство Саранска, Краснослободска и окрестных сел.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: gutta57
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№12.

ПЕВ.1908. № 16. С. 446. Часть офиц.

За смертию из списков исключены: диакон на псаломщической вакансии Трехсвятительской церкви города Саранска Петр Маллетов – 9 июля

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№13.

ПЕВ.1916. № 10. С. 170. Часть офиц

За смертію исключены из списков:

благочинный, протоіерей Соборной церкви г. Саранска Дмитрій Охотин — 4 апреля;
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№14.

ЦГА РМ. Ф.57. Оп.4. Д.1284. Лл. 72об.-73. – МК Спасского собора г. Саранска на 1916 год.

Часть третья. О умерших

№35.

4/6 апреля 1916

Протоиерей Спасской Соборной церкви города Саранска Димитрий Иоаннович Охотин, 74 года.

Причина смерти: От паралича сердца

Исповедан местным Духовником и приобщался.

Кто совершал погребение и где погребен:

Высокопреосвященный Владимир Архиепископ Пензенский и Саранский с участием всего Саранского Градского духовенства,
погребен в Ограде Собора

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№15.

ПЕВ. 1884. №13. С. 15 – 17. Часть неофиц.

Священникъ Илья Игнатьевичъ Снѣгиревъ.
(Некрологъ).
(ок. 1821 – 11.05.1884)


11-го прошлаго мая, после продолжительной болезни, скончался иерей Илья Игнатьевичъ Снегирев на 64 году от роду. Покойный был сын дьячка, окончил курс Пензенской семинаріи в 1842 году и в том же году поступил на должность священника в с. Посоп, саранскаго уезда, где и прослужил безсменно 40 лет. В 1882 году, по слабости здоровья, особенно слепоте глаз, он уволился за штат.

О. Илья не мало потрудился для церкви и общества. Кромѣ своей священнической оаязанности, онъ почти все 40 лет нес обязанность законоучителя въ сельской По сопской школѣ. Съ 1853 года по 1856 годъ исправлялъ должность благочиннаго, отъ которой уволился по собственному прошенію. Съ 1850 года по 1855 годъ онъ состоялъ катехизаторомъ по своему благочинію, съ 1856 года по день увольненія за штатъ онъ состоялъ депутатомъ по слѣдственнымъ дѣламъ. Покойный былъ въ высшей степени добрый, благочестивый человѣкъ, нелѣностный, усердный служитель церкви. Во всю 40 лѣтнюю службу свою онъ не зналъ покоя отъ трудовъ. Онъ служилъ не только по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ, но часто и въ будничные дни. Службу онъ любилъ отправлять не спѣшно, съ благовѣніемъ, вычитывая все положенное по уставу. Во время совершенія литургіи его не рѣдко можно было видѣть плачущихъ отъ умиленія и сознанія своего иедостоннства. Къ своимъ обязанностямъ по приходу онъ былъ очень внимателенъ. Онъ никогда не отказывался идти въ домъ прихожанина совершить христіанскую требу. И въ ночь и полночь онъ шелъ къ больному, если только узнавалъ отъ кого объ опасности. За требы онъ бралъ столько, сколько давали; оттого въ приходѣ его удержались доселѣ самыя скромныя цифры вознагражденія за требы. По характеру своему это былъ человѣкъ въ высшей степени скромный, незлобивый, какъ младенецъ. Онъ никогда пи на кого не гнѣвался. Въ продолженіе 23-хъ лѣтняго моего знакомства съ нимъ, я ни разу не видѣлъ, чтобъ онъ на кого сердился, или выходилъ изъ себя; но всегда кротко, съ улыбкой на устахъ, онъ отвѣчалъ даже ругавшимъ, или досаждавшимъ ему людямъ. Онъ не только не удерживалъ ничего чужаго, но всегда поступался своимъ какъ съ причетниками, такъ и съ сосѣдями. „Богъ съ ними11, скажетъ бывало обидѣвшимъ его, видно имъ болѣе нужно“. Тихонько отъ всѣхъ, даже домашнихъ, онъ помогалъ своимъ бѣднымъ родствен- никамъ, изъ которыхъ нѣкоторые на его счетъ содержались въ семинаріи и училищахъ. Хозяйство его было въ самомъ хорошемъ состояніи; у него всегда было много всякой птицы, много всякаго скота, которымъ онъ дѣлился со всѣми нуждающими; у него былъ хорошенькій пчельникъ. Къ своей смерти онъ приготовлялся, какъ должно истинному христіанину. Съ устъ его никогда не сходила молитва; онъ постоянно и больной читалъ правила, житія святыхъ,ьпѣлъ церковныя молитвы; съ пѣніемъ, молитвою на устахъ онъ и померъ, сподобившись предъ смертію принять св. тайны и елеосвященіе. Погребеніе его было 13-го мая. Почти весь приходъ, и старые и малые пришли проводить его въ могилу и помолиться о спасеніи своего духовнаго отца. Не только довольно обширная церковь, но даже ограда церковная была полна молящимися. В отпеваніи участвовало до 12-ти соседних священников. Во время отпѣванія буквально вся масса парода плакала.

Священник Алексей Масловскій.
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№16.

ПЕВ. 1894. №2. С.74-75. Часть неоф.

Священник Димитрій Косьмичъ Артоболевскій.
(Некролог).


28-го мая 1893 года скончался священник села Зыкова, Саранскаго уезда, Димитрій Косьмичъ Артоболевскій.

Покойный был дьяческій сын. По окончаніи семинарскаго курса в 1866 г. с званіем студента, 26 августа того же года Преосвященным Антоніем І-м был рукоположен во священника к Рождество-Богородицкой церкви г. Саранска. Отсюда покойный в 1870 г. был переведен в село Новое Акшино, Инс. у., где прослужил до 1888 года: последніе же годы своей жизни провел в селе Зыкове, Сар. у., где и скончался после непродолжительной болезни— скоротечной чахотки.

Пастырская деятельность почившаго о, Димитрія продолжалась 27 лет. Особенно характеристичной чертой покойнаго была любовь к труду, к делу и неутомимая энергія, задатки чего, по отзыву знавших его, ясно проглядывали еще в ученическіе годы в родной семинаріи, где покойный, отличавшийся к тому же хорошими дарованіями, очень успешно окончил курс.

Покойный о. Дмитрій былъ человекъ очень развитой, начитанный, обладавшій разнообразными сведеніями, вследствіе чего он всегда мог быть желательным собеседником не только для своей братіи— духовныхъ, но и для лицъ светских.— Умудренный опытом жизни пастырской (о. Димитрій былъ членомъ благочинническаго Совета и затем около 11 лет благочинным ІѴ-го благочинническаго инсарскаго округа), он никогда не оставлял своими советами и наставленіями менее опытных пастырей, за что и снискал себе благодарность и уваженіе своих собратій.

Отношенія почившаго к своим прихожанам были проникнуты духом христіанской любви и отеческой заботливости. Помимо того, что покойный был для нихъ отцом духовным и учителем, он, отличавшійся тихим, кротким нравом и радушіем, умел войти в положеніе каждаго, никого не оставлял своею помощію, своими советами и наставленіями, между прочим, медицинскими, так как о. Димитрій в этой области обладал довольно значительными сведеніями.

Полезная деятельность о. Димитрія, конечно, не осталась без наград, таковыя он получал от своего непосредственнаго начальства в виде неоднократных благодарностей и установленных знаков отличія, последнимъ из которых была камилавка. В среде своих прихожан и людей близко знавших его, покойный оставил по себе самую добрую память.

А. В.

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№17.

ПЕВ. 1884. №4. С.22 – 24. Часть неоф.

Памяти іеромонаха Адріана.

12-го февраля исполнился год, как скончался іеромонах Нижнеломовскаго монастыря Адріанъ. Хотя о. Адріанъ не совершилъ никакихъ громкихъ дѣлъ и былъ не болѣе, какъ скромный тружениъ Нижнеломовскаго монастыря; тѣмъ не менѣе жизнь и дѣла его стоятъ того, чтобы нанести их на страницы Епархіальных Ведомостей.

О. Адріанъ, в міре Алексѣй, был сын священника села Пушкина о. Діатроптова. По исключеніи изъ 3-го класса духовнаго училища, онъ, по обычаю того времени, поступилъ въ число послушниковъ Саранскаго монастыря, имѣя намѣреніе, обучившись церковному чтенію и уставу, получить гдѣ либо причетническое мѣсто: но промыслъ Божіи устроилъ судьбу его иначе. Не бывъ зачисленъ въ штатъ монастыря, онъ едва не угодилъ въ военное званіе.

Въ 1832 г. сдѣлано было распоряженіе, чтобъ всѣ молодые люди, пребывающіе въ монастыряхъ и не зачисленные въ штатъ, сданы были въ военное званіе. Около 15 послушниковъ Саранскаго монастыря, не зачисленные въ штатъ, угодили тогда въ солдаты. Но послушникъ Алексѣй спасся отъ этой участи, благодаря покровительству архимандрита Иринея. Архимандрит Ириней полюбилъ послушника Алексѣя за его кроткій нравъ, послушаніе и аккуратное исполненіе своихъ обязанностей, а потому, когда вышло распоряженіе о сдачѣ послушниковъ въ военное званіе, о. Ириней зачислилъ его въ штатъ монастыря и тѣмъ спасъ его отъ солдатчины. Послушникъ Алексѣй, кромѣ другихъ обязанностей, исполнялъ должность секретаря при архимандритѣ Иринеѣ. Вскорѣ Алексѣй принялъ монашество (около 1835 г.) и посвященъ былъ въ санъ іеродіакона съ именемъ Адріана. Въ санѣ іеродіакона онъ служилъ въ Саранскомъ монастырѣ около 5 лѣтъ. Въ 1839 іоду было требованіе и вызовъ монашествующаго духовенства на флот (Черноморскій); іеродіаконъ Адріанъ изъявилъ желаніе поступить на флотъ. По распоряженію начальства, Адріанъ прибылъ въ Балаклаву, гдѣ поступилъ въ штатъ Балаклавскаго греческаго монастыря. Здѣсь онъ посвященъ былъ въ санъ іеромонаха. В санѣ іеромонаха онъ служилъ на флотѣ около 8 лет; былъ въ экспедиціи подъ Египтомъ въ 1839 году, въ Греческихъ водахъ, за что былъ награжден наперснымъ крестомъ изъ кабинета Его Величества.

Но натура его не вынесла морскихъ походовъ, и онъ заболѣлъ. Проболѣвши въ Балаклавскомъ монастырѣ нѣсколько времени, онъ подалъ заявленіе о переводѣ его въ Саранскій монастырь, куда и былъ переведенъ въ 1849 году. Въ Саранскомъ монастырѣ его приняли, какъ стараго знакомаго, и поручили ему должность казначея. Архимандритъ Евгеній, въ то время управлявшій монастыремъ, весьма полюбилъ его, и жилъ съ нимъ въ однихъ комнатахъ. Но замѣтивъ къ себѣ непріязнь нѣкоторыхъ изъ братіи, онъ перепросился въ Нижнеломовскій монастырь (1850 г.), гдѣ и служилъ до самой своей кончины, болѣе 30 лѣтъ.

О. Адріанъ былъ истинный монахъ ,какихъ нынѣ встрѣтить можно рѣдко. Онъ, во первыхъ, былъ не стяжателенъ. Нестяжательность его была удивительна. Когда у него были деньги, онъ дѣлился со всѣми. По возвращеніи изъ флота, онъ имелъ деньги и много серебра, но вскорѣ же роздалъ ихъ своимъ друзьямъ и знакомымъ, и больше уже никогда их не имелъ; потому что, большею частію, эти знакомые не отдали ему денегъ. Съ братіею своею дѣлился послѣднимъ. Не разъ въ частныхъ бесѣдахъ опт, высказывалъ сожаленіе о томъ, что монастыри не имѣютъ богадѣленъ и другихъ благотворительныхъ заведеніи. Другою хорошего чертою характера о. Адріана была его скромность, миролюбіе. Онъ никогда ни съ кѣмъ не имѣлъ ссоръ, вражды, не любилъ пересудовъ: съ братіето жилъ въ любви и согласіи. Онъ скорѣе всегда первый готовъ перенести оскорбленіе, нежели причинить кому либо неприятности.

Трудолюбіе и усердіе къ службѣ также были замѣчательны. Онъ не только отправлялъ свою чередную службу, но часто служилъ;за другихъ. Въ особенности же его заслуги Нижнеломовскому монастырю никогда не должны быть забыты за его труды по хожденію съ иконою Казанской Божіей Матери. Ни кто больше его въ этомъ отношеніи не доставлялъ пользы монастырю. Когда онъ ходилъ съ иконою, всегда пожертвованій на монастырь было больше. Это нужно приписать, как умѣнью его обходиться съ людьми, так и его трудолюбію и усердію к службе. Бывало, мы видѣли его сами, какъ онъ пешкомъ от деревни до деревни шелъ съ иконою и не зналъ усталости. Его чтеніе акафиста Божіей Матери; его пѣпіе Заступнице были умилительны, а потому все с охотою приглашали его в дома свои для молебновъ. Онъ скончался въ день своего ангела.

Свящ. А. Масловский


gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№18.

ПЕВ. 1897. №24.

20 октября протоіерей с. Огарева, Инсар. у., Александръ Ивановичъ Диатроптов. (Некрологическія свѣдѣнія о немъ помѣщены въ № 24-мъ Епарх. Вѣдом. за 1897-й год.)

Стр. 1009 - 1012.

Протоіерей Александр Иванович Діатроптов. 20-го октября текущаго года скончался протоіерей села Огарева, Инсарскаго уѣзда, А. И. Діатронтовъ, 74 лѣтъ от роду. По окончаніи курса въ духовной семинаріи, онъ въ 1844 году рукоположенъ во священника къ церкви с. Огарева и прослужилъ здѣсь въ санѣ священника до конца своей жизни 58 года.

С 1855 по 1859 г. А. И. проходилъ должность благочиннаго; съ 1866 г. въ продолженіе 30 лѣтъ проходилъ должность цензора проповѣдей своего округа, 18 лѣтъ состоялъ членомъ благочинническаго совѣта, съ 1892 г. по выбору духовенства былъ утвержденъ духовникомъ и состоялъ до конца своей жизни; съ 1861 по 1871 годъ состоялъ учителемъ и законоучителемъ въ церковномъ училищѣ. По переходѣ школы въ веденіе земства по 1876 г. состоялъ законоучителемъ. Въ 1878 г. открылъ вновь церковное училище и содержалъ его на свои средства. За попеченіе о благолѣпіи храма Божія, за усердное проповѣданіе слова Божія, за пріобрѣтеніе въ церковь разной утвари, за безвозмездное обученіе дѣтей не рѣдко получалъ благодарности и награди отъ Епархіальнаго Начальства и однажды денежное вознагражденіе. За любовь и наставленіе дѣтей въ православной вѣрѣ награжденъ отъ Св. Синода „Библіей". Послѣднею наградою о. прот. Діатроптова былъ орденъ св. Владиміра 4 степени. Отъ окружнаго духовенства, въ знакъ уваженія и почтенія, ему поднесена была икона Спасителя, а отъ прихожанъ—икона св. Александра Невскаго.

Покойный протоіерей былъ священникъ по призванію: онъ высоко держалъ знамя своего служенія и въ этомъ случаѣ вполнѣ являлъ достойный подражанія образъ благоговѣйнаго свящеинослуженія. Онъ любилъ [молиться и глубоко вѣровалъ въ силу молитвы. Онъ поминалъ въ своихъ молитвахъ по имепи дѣтей своихъ духовныхъ (которыхъ у него было особенно много), многихъ знакомыхъ и всѣхъ родственниковъ своихъ. Въ богослуженіи онъ постоянно заботился о благолѣпіи его. Прихожанъ своихъ онъ ревностно поучалъ въ православной вѣрѣ и, поучая, всегда говорилъ съ ними весьма просто, жизненно, понятно и убѣдительно. Во всѣхъ общественныхъ дѣлахъ прихода онъ принималъ живое участіе. И прихожане, въ трудныхъ случаяхъ своей жизни, безъ стѣсненія обращались къ нему за совѣтами и уходили успокоенные и ободренные христіанскими наставленіями своего пастыря. Простое отеческое обращеніе съ прихожанами, отсутствіе всякой притязателъности въ отношеніи ихъ, всегдашняя готовность помогать имъ и словомъ и дѣлом снискали ему любовь и глубокое уваженіе между пасомыми. Любовь прихожанъ всего лучше выразилась по смерти о. протоіерея, когда нѣкоторые изъ нихъ, прощаясь, проливали горькія слезы надъ гробомъ. Гробъ и каменный склепъ, устроены его духовными дѣтьми.

Въ общественной дѣятельности о. протоіерей представлялъ незаурядный примѣръ дѣятельности ревностной, усердной. И на склонѣ лѣтъ онъ не дозволялъ себѣ сторониться отъ труда и дѣла тамъ, гдѣ это обѣщало пользу и добрый плодъ для той среды, въ которой былъ поставленъ. Онъ почти до послѣднихъ дней своей жизни безвозмездно несъ въ округѣ тяготу цензора, члена благочинническаго совѣта, духовника и проч. Нелегкое бремя обученія грамотѣ дѣтей прихожанъ чуть ли не всею тяжестію лежало на немъ до послѣднихъ лѣтъ. Учителя всегда находили у него привѣтъ и значительную матеріальную и нравственную поддержку.

Въ общежитіи онъ былъ ласковъ, привѣтливъ, общителенъ, гостепріименъ. Всѣхъ не только родныхъ, но и знакомыхъ, онъ всегда встрѣчалъ и провожалъ лобзаніемъ. Отличительною чертою жизни досточтимаго о. протоіерея было его миролюбіе. 53 года прожилъ онъ въ Огаревѣ и ни съ кѣмъ не имѣлъ никакихъ тяжбъ; никогда онъ не раздувалъ непріятностей, но всегда старался тушить зажигательныя рѣчи и улаживать нарушенныя добрыя отношенія между другими. Гуманнѣйшія и истинно— христіанскія отношенія о. протоіерея къ меньшей братіи дѣлали особенно его симпатичнымъ и вселяли привязанность, уваженіе и любовь къ нему всѣхъ болѣе или менѣе близко знающихъ его. При сложности своихъ обязанностей онъ, конечно, имѣлъ немало столкновеній съ членами духовенства. Но недовольныхъ его дѣйствіями положительно нѣтъ. Самая наружность счастливая и благообразно-величавая многихъ сильно подкупала въ его пользу. Родственникамъ своимъ о. протоіерей замѣнялъ родного отца; онъ съ самымъ сердечнымъ участіемъ относился къ нимъ, одинъ поддерживалъ матеріальными средствами, другихъ повыдалъ за мужъ. Вообще усопшій о. протоіерей, въ здѣшнихъ по крайней мѣрѣ мѣстахъ, принадлежалъ къ числу лучшихъ добрыхъ пастырей и лучшихъ добрыхъ людей.

Да упокоитъ Господь протоіерея Александра въ сонмѣ святыхъ своихъ!



gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№19.

ПЕВ. 1897. №24.

Памяти пастырей Пензенской епархіи, скончавшихся в 1896 году.

В теченіе 1896 года Пензенская епархія лишилась 27 пастырей, — именно скончались:

8 декабря— свящ. с. Рязановки, Инсар. у, Петр Михаилович Соколов, священническій сын, 69 лет; окончил курс семинаріи в 1850 году и через 2 года рукоположен во священника к церкви с. Ишаки, Саран, у., откуда в 1883 году перемѣщен в с. Соколовку, того же уѣзда, а в 1892 году переведен в Рязановку. Имел набедренник, скуфью и камилавку. В семействе остались жена 61 года, сын— священник и 3 дочери, из которых одна в замужестве.


gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№20.

ПЕВ. 1888. №21. С. 14 – 17.

Протоіерей Георгій Феодоровичъ Студенскій.
(Н е к р о л о г).

9-го сентября скончался въ своемъ имѣніи, с. Варинівѣ нижнеломовскаго уѣзда, протоіерей г. Чембара Георгій Ѳеодоровичъ Студенскій на 54 году своей жизни. Покойный былъ однимъ изъ видныхъ епархіальныхъ дѣятелей.

Протоіерей Г. Ф. Студенскій— сын бѣднаго дьячка с. Ижморы, керенекаго уѣзда. Оставленный своимъ отцемъ, переселившимся со всѣмъ семействомъ въ Томскую епархію, на попеченіи дяди— священника с. Студенки, чембарскаго уѣзда, бойкій и умный мальчикъ, Егоръ Студенскій, научившись грамотѣ отданъ былъ, незабвенному для учениковъ Нижнеломовскаго духовнаго училища, Евграфу Сергѣевичу Архиппову, какъ, обыкновенно, говаривали отцы дѣтей, включаемыхъ въ это училище. По окончаніи курса семинарскаго, какъ одинъ изъ лучшихъ студентовъ, поступилъ въ 1856 г. въ Казанскую Академію, гдѣ и обучался до 1 мая 1859 г. Что заставило его преждевременно оставить Академію, объ этомъ никогда и никому онъ ясно не высказывалъ. Но нужно полагать, что не лѣность и не дурное поведеніе были тому причиною. Епархіальное и семинарское начальство, по возвращеніи Студенскаго изъ Академіи, надо думать, взглянуло на него, какъ на человѣка дѣльнаго и поведенія честнаго, потому что въ іюлѣ 1859 г., опредѣлило его въ Краснослободское дух. училище старшимъ учителемъ по предметамъ— географіи, ариѳметики и славянской грамматики,— экономомъ и помощникомъ инспектора, а 7 декабря того же года поручено ему исправленіе должности инспектора поименованнаго училища.

Недолго, впрочемъ, учитель и инспекторъ Студенскій прослужилъ въ Краснослободскомъ училищѣ. 9-го мая 1860 г. он принялъ санъ священника и поступилъ къ церкви Керенскаго женскаго монастыря. Въ декабрѣ того же года перемѣщенъ старшимъ священникомъ въ с. Янгуженскій Майданъ, наровчатскаго уѣзда, съ порученіемъ ему должности учителя тамошняго училища. Въ 1862 г. онъ перемѣщенъ былъ въ Пензу— сначала къ тюремио-замковской церкви, а потомъ къ Тихвинской, что при заведеніяхъ земства; опредѣленъ учителемъ при училищѣ, открытомъ по Высочайшему повелѣнію для обученія арестантовъ,— законоучителемъ женскаго училища 2-го разряда, депутатомъ при городской полиціи и, наконецъ, въ іюлѣ того жe года назначенъ смотрителемъ Пензенскаго дух. училища и первымъ, старшимъ въ немъ учителемъ. Возведенный въ 1865 г. (30 л. отъ роду) въ санъ протоіерея къ Чембарскому собору, Г. Ѳ. долженъ былъ оставить духовно-училищную службу. Въ г. Чембарѣ протоіерей Студенскій прослужилъ 23 года и во все это время состоялъ въ должности благочиннаго 1-го Чембарскаго округа, законоучителя Чембарскаго уѣзднаго училища и члена мѣстнаго Училищнаго Совѣта. Но кромѣ вышеозначенныхъ должностей, Г. Ѳ. несъ и другія, временыя должности или, лучше сказать, порученія. Пользуясь довѣріемъ окружнаго духовенства, онъ былъ безсмѣннымъ, всегда единогласно избираемымъ уполномоченнымъ на обще-епархіальные и окружные училищные съѣзды, гдѣ, за рѣдкими исключеніями, присутствовалъ въ качествѣ ихъ предсѣдателя. Неоднократно назначаемъ былъ покойный и слѣдователемъ по проступкамъ и преступленіямъ лицъ духовнаго званія. II смертельно заболѣлъ онъ по возвращеніи съ производства слѣдствія, отъ принятія котораго его предупреждали родные. Столь многосторонняя, усердная и полезная служба Г. Ѳ., конечно, не могла быть незамѣченною началъствомъ. И начальство знало и цѣнило его. Послѣднею земною наградою покойнаго былъ наперсный крестъ, полученный имъ въ 1884 г. Въ лицѣ его духовенство 1-го Чембарскаго округа лишилось справедливаго начальника и твердаго защитника своихъ подчиненныхъ отъ навѣтовъ сильныхъ міра сего; а прихожане— не только примѣрнаго руководители въ ихъ жизни религіозно-нравственной, покровителя и усерднаго помощника бѣдныхъ и слабыхъ, но и мудраго совѣтника въ дѣлахъ градскихъ. Безсмѣнно присутствуя, въ качествѣ гласнаго, въ городской Думѣ, нерѣдко избираемый членомъ ревизіонной комиссіи въ Чембарскомъ общественномъ банкѣ, Г. Ѳ. своимъ умнымъ словомъ, мудрыми совѣтами, примиряя враждующія партіи, много способствовалъ благосостоянію города во всѣхъ отношеніяхъ. Но особенное вниманіе его, какъ пастыря церкви, обращено было на городской соборъ. Въ свое двадцати-трехлѣтнее настоятельство онъ изъ невзрачной, бѣдной, уѣздно-градской, соборной церкви, почти что только на городскія средства, сдѣлалъ такое величественное зданіе, которое могло бы служить однимъ изъ лучшихъ украшеній любого губернскаго города. Во вниманіе въ благотворной и полезной для округа его дѣятельности, выразившейся главнымъ образомъ въ устройствѣ домовъ для жительства принтовъ и обезпеченіи вдовъ и сиротъ округа, окружное духовенство въ 1885 г., ноднесло ему золотой съ украшеніями наперсный крестъ. Любили и уважали своего духовнаго отца и граждане чембарскіе. Въ день погребенія, далеко за городъ вышли они встрѣтить тѣло своего пастыря, перевозимое изъ его имѣнія въ г. Чембаръ; на гробъ его возложили нѣсколько вѣнковъ изъ живыхъ цвѣтовъ; во все время печальнаго, погребальнаго шествія безпрерывно почти служили панихиды, пѣніе коихъ заглушалось воплями, рыданіяііи и нерѣдкими возгласами— „не нажить намъ такого протоіерея! Отпѣваніе протоіерея Г. Ѳ. Студенскаго совершено было въ градскомъ соборѣ 11 сентября 18-ю священниками при многочисленномъ стеченіи народа. Четыре священника почтили усопшаго надгробными рѣчами, въ которыхъ охарактеризовали его, какъ прекраснаго семьянина, истиннаго пастыря, добраго начальника и полезнаго общественнаго дѣятеля. Одна изъ рѣчей сказана была на могилѣ, приготовленной на восточной сторонѣ, противъ главнаго алтаря храма.

Священник Я. Ключев.

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№21.

ПЕВ. 1887. №21. С. 17-22. Часть неоф.

Протоіереи Іоанн Алексеевич Юницкій
(некролог).


24 марта текущаго года приходъ села Головинщины, нижне-ломовскаго уѣзда, навѣки простился съ своимъ пастыремъ, о. протоіереемъ Іоанномъ Алексѣевичемъ ІОницкимъ; опъ скончался на 79 году жизни послѣ кратковременной, но тяжелой болѣзни.

Покойный о. протоіерей былъ образцомъ для христіанскихъ пастырей: проникнутый глубокой вѣрой въ Бога и безграничной любовію къ своей паствѣ, онъ далеко въ окрестностяхъ пользовался уваженіемъ п любовію во всѣхъ классахъ сельскаго общества: его уважали и помѣщики, его любило и купечество, а простой народъ просто боготворилъ его за его простоту обращенія и за мудрые совѣты, въ которыхъ онъ пикому не отка .ывалъ. Бывали случаи, что крестьяне пріѣзжали къ нему за совѣтомъ изъ очень дальнихъ селеній, верстъ за семьдесятъ и далѣе, и всегда находили въ батюшкѣ гостепріимнаго, страннолюбиваго хозяина и опытнаго совѣтника, сочувствующаго всякому горю своего ближняго, принимающаго къ сердцу всѣ нужды его. Въ базарные же дни такъ много бывало желающихъ побесѣдовать съ о. протоіереемъ и принять отъ него благословеніе, что въ послѣднее время своей жизни, когда ужъ силы почтеннаго старца разгаатались и онъ сталъ чувствовать разныя немощи, онъ уже уклонялся отъ этихъ посѣщеніи. А о чемъ, спросятъ, говорилъ о. прот. съ своими почитателями? Бесѣды его были исключительно религіознаго характера. Даже о самыхъ обыденныхъ предметахъ онъ говорилъ въ духѣ религіи, нерѣдко обучалъ своихъ гостей необходимымъ молитвамъ. Эти бесѣды составіяли проповѣдь, но проповѣдь живую, искреннюю, а не казенную; въ этой проповѣди не было пи рубрика, ни отдѣловъ: какъ потокъ лилась вдохновенпая рѣчь сто... Отецъ Іоаннъ былъ сынъ священника села Знаменскаго Бурдаса, Керенскаго уѣзда. Отецъ его, дѣдъ и прадѣдъ всѣ были священниками и всѣ преемственно священствовали въ Бурдасѣ.— Рано лишившись отца, о. Іоаннъ воспитывался своею матерью, и ему суждено было съ самаго ранпяго дѣтства перенести всѣ горести сиротства. На десятомъ году жизни, когда онъ уже былъ опредѣленъ въ ІІензепское духовное училище, он лишился и матери. Но Бог не покидает сирот; не покинул Он и сироту Іоанна ІОницкаго. Своими хорошими способностями мальчикъ Іоаннъ ІОницкій обратилъ на себя вниманіе Преосвященнаго Пензенскаго Іоанна, много заботившагося объ образованіи духовенства своей епархіи. Родственники и воспитатели о. Іоанна хотѣли было взять его изъ училища и опредѣлить въ понамари; но Преосвященный не дозво лилъ сдѣлать этого,— онъ приказалъ мальчику продолжать ученіе, зачисливъ за ннмъ понамарскую должность въ Бурдасѣ, чѣмъ и успокоилъ родственниковъ его. „Ужъ и плакалъ я ,— разсказывалъ покойный,— когда Преосвященный въ понамарп не пустилъ меня! А я было и звонить научился, даже и по нотамъ пѣлъ“. Всегда съ глубочайшею благодарностью и любовію вспоминалъ о. протоіерей объ этомъ Архипастырѣ.

Въ 1830 г. Іоаннъ Алексѣевичъ окончилъ курсъ въ Пензенской духовной Семинаріи и посвятилъ себя учительству. До 1839 года онъ проходилъ должность учителя, сперва въ первомъ, потомъ во второмъ классахъ Нижйеломовскаго духовнаго училища. Ученики его, которыхъ и теперь еще не мало среди духовенства, разсказываютъ о нем, какъ объ учителѣ дѣятельномъ и строгомъ для лѣнивыхъ учениковъ. Впрочемъ, вмѣстѣ со строгостью онъ согласовалъ и гуманность отноиіёній къ воспитанникамъ: сѣкъ учениковъ, но сѣкъ не много, не допускалъ жестокости. „Безъ розги нельзя,— говаривалъ покойный, лучше розгой посѣчь, чѣмъ за малоуспѣшность исключить изъ училища; только нужно наблюдать, чтобы преподаватели изъ границъ не выходили; а то вѣдь въ наши времена такіе господа бывали: бывало, до тѣхъ поръ сѣчетъ, что мальчикъ и кричать перестанетъ. Страшное это было времячко“.

Въ 1839 году 1 ноября Іоаннъ Алексѣевичъ преосвященнымъ Амвросіемъ былъ рукоположенъ, во время освященія праваго придѣла въ Головпнщинской церкви, во священника въ с. Боловинщпну, гдѣ и служилъ до своей смерти. Какъ священникъ, онъ всегда славился строгостью нрава, неутомимостью при совершеніи богослуженія; славился, какъ хорошій проповѣдникъ и неутомимый борецъ за истину, противъ заблужденій раскола. Онъ всегда был на счету у епархіальнаго начальства и въ теченіе 27 лѣтъ проходилъ должность благочиннаго. Как о благочинномъ, об отцѣ Іоаннѣ хранятся самыя лестныя воспоминанія. Онъ никогда не доводилъ до епархіальной власти никакихъ распрей духовенства, рѣшая ихъ на мѣстѣ, примиряя враждующія стороны. Съ подчиненными своими всегда былъ ласковъ, съ низшими членами причта любезенъ; но чрезвычайно строгъ былъ для пьяницъ, хотя и ихъ умѣлъ самъ учить трезвости н воздержанію, не. доводя до свѣдѣнія начальства и не подвергая виновныхъ суду и слѣдствію. „Въ моемъ благочиніи никогда не было пьяниц,— говорилъ о. протоіерей;— как, бывало, услышу, что такой-то загулялся, еду к нему; поговорим, поговорим с нимъ, глядь онъ и перестанетъ пить. Раз меня преосвященый Григорій какъ испугалъ: являюсь къ нему, а онъ и спрашиваетъ: „почему это, о. Іоаннъ, изъ вашего благочинія ко мнѣ ни одной жалобы не поступаетъ?" Думаю, что мнѣ отвѣчать? говорю, что духовенство моего округа живетъ мирно и исправно. „Удивляюсь, сказалъ владыка, вы только одинъ такой благочинный въ еиархіи". Духовенство округа весьма уважало своего благочиннаго. 4 января 1878 года покойный отказался отъ благочинническихъ обязанностей, и духовенство, в знак благодарности къ любимому начальнику, поднесло ему дорогой образъ св. Іоанна Крестителя, покровителя о. протоіерея. При всѣхъ своихъ трудахъ и разныхъ обязанностяхъ, покойный о. Іоаннъ не покидалъ и педагогической дѣятельности. Съ перваго времени своего служенія въ Головиніціінѣ опъ училъ дѣтей въ открытой имъ лично церковно-приходской школѣ. Когда въ 1864 году школа его была пришла въ вѣдѣніе земства, он оставался в ней законоучителемъ. Впослѣдствіи, въ 1877 году, изъ Голопиніцинской земской школы образовали двухклассное училище Министерства Народнаго Просвѣщенія; тутъ ужъ о. протоіерею пришлосъ отказаться отъ закопоучительства, потому что преподаваніе закона Божія по программѣ двухкласснаго училища отнимаетъ очень много времени. С 1881 г. о. протоіерей снова преподавалъ законъ Божій въ открытомъ съ этого года женскомъ училищѣ и проходилъ эту должность до своей смерти. Насколько ревностно и успѣшно занимался покойный дѣломъ учительства, свидѣтельствуетъ множество фазныхъ благодарностей и наградъ, которыя онъ часто получалъ отъ земства, отъ губернскаго училищнаго совѣта, и отъ епархіальнаго начальства, ио представленію директоровъ народныхъ училищъ губерніи.

За епархіальную службу, въ разное время о. Іоаннъ былъ награжденъ набедренникомъ, скуфьею, камилавкою, наперснымъ крестомъ въ память Севастопольской войны наперснымъ крестомъ, отъ Святѣйшаго Сипода выдаваемымъ, саномъ протоіерея, орденомъ святой Анны 3 ст. и знакомъ Общества краснаго креста.

24 марта 1887 г., въ 9 часовъ вечера, печальный звонъ колокола извѣстилъ Головинщину, что о. Іоанна Алексѣевича не стало въ живыхъ. Какое-то вообще удручающеевпечатлѣніе произвела па весь приходъ вѣсть о смерти доблестнаго старца. Народъ большими толпами направился къ дому покойнаго съ горькимъ плачемъ и воплями о тяжелой утратѣ. „Родимый ты нашъ", „батюшка ты нашъ", „кормилецъ ты нашъ", то и дѣло слышалось въ толпѣ плачущихъ крестьянъ. Величественны были минуты прощанія крестьянъ съ своимъ возлюбленнымъ пастыремъ; даже раскольники,— и тѣ присутствовали иа панихидахъ и прощаясь цѣловали руку умершаго. Погребеніе было назначено па 27 число. Этотъ день объявили для школъ неучебнымъ, а для всего села нерабочимъ; хозяева распустили своихъ работниковъ; даже раскольники освободили отъ работъ своихъ наймитовъ. Съ ранняго утра громадныя толпы народа окружили домъ покойнаго, ожидая выноса. День былъ базарный, пятница,— можно сказать, что половина уѣзда явилась въ І’оловинщину и, когда начался церковный благовѣстъ, весь базаръ устремился къ церкви, оставивъ на время и торговлю. Выносъ и погребеніе было совершено при самой торжественной обстановкѣ девятью священниками. Во время литургіи сказалъ прекрасное слово зять покойнаго, священникъ Пензенскаго женскаго монастыря В. Маловскій. Передъ погребеніемъ говорили рѣчи священникъ села Потьмы Ф. Соколовъ и мѣстный благочинный В. Успенскій; послѣ отпѣванія, передъ цѣлованіемъ умершаго, сказалъ рѣчь другой зять покойнаго, священникъ В. Соколовъ. Затѣмъ, при общемъ плачѣ присутствовавшихъ, гробъ былъ вынесенъ изъ храма и опущенъ въ могилу, подаренную покойному церковно-приходскимъ попечительствомъ, сдѣланную возлѣ алтаря праваго придѣла. Съ чувствомъ глубокой скорби разошелся народъ по домамъ. Память об о. Іоанне Алексѣевиче будетъ жить долго въ Головинщинѣ; имя его не умретъ въ приходѣ, изъ рода въ родъ, отъ поколѣнія къ поколѣнію будетъ передаваться это славное имя славнаго пастыря, отца и благодѣтеля своего прихода, руководителя его въ царство небесное.

С. В. С


Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: gutta57
Вверх ⇈