Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Погост

Духовенство Саранска, Краснослободска и окрестных сел.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: gutta57
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№2.

ПЕВ. 1881. №6. С.16. Часть неоф.

Диакон Косьма Никифорович Артоболевский
(Некролог)


1-го октября 1880 г. скончался в г. Саранске діакон Косьма Никифорович Артоболевскій на 63-м году своей жизни. Діакон К. Н. послужил церкви и отечеству 45 лет. С первых лет (1835 по 1859 год) он исполнял должность пономаря при Богородской церкви г. Саранска, потом— должность дьячка (1859 по 1877 г.) при Троицкой церкви, наконец, должность діакона (1877 по 1880 г,) при той же церкви.

К. Н. был аккуратный служака; он проходил свои должности со всемъ усердіемъ. По первому удару колокола своей церкви он спешил в храм, где читал и пел с примернымъ усердіем и вниманіем. К. Н. был мастер читать и петь. Едва ли можно найти ныне дьячков, равныхъ ему в знаніи чтенія и особенно пенія. Он знал хорошо нотное пеніе. Он знал хорошо устав церковный. Все недоуменія, случающіяся в практике цер. службы, он знал до тонкостей. Все саранскіе священники любили и уважали его, как хорошаго чтеца, аккуратнаго служаку и добраго хозяина. Он любил водить хлеб-соль с священниками.

Кроме своей прямой обязанности, он еще обучал мальчиков на дому. Этим обученіем он занимался тоже всю жизнь, с самаго поступленія на должность пономаря. Каждогодно у него обучалось мальчиков по 30; так что в 45 летъ он обучил не менее 1300 мальчиков. „К. Н. учил старинным способом: буки азъ—ба“, но и этим способом он достигал хороших результатов; у него в одну зиму дети выучивались читатььи писать хорошо. Его ученіемъ оставались довольны, так что иногда из училищ городских брали детей к нему доучивать. Не мудрено, что у К. Н. было по городу много друзей и знакомых. Можно сказать, что К. Н. все знали, и он знал всех. В последнее время посещая его дом, я удивлялся его терпенію— Возигься с детьми, и говорил не раз: „Пора бы тебе К. Н. бросить эту работу; она тебе, старику, не по силам”, „Не могу, говорит, скучаю без этого дела; со мной тоска бывает, когда я долго не слышу детскаго шума". Мир праху твоему добрый работник!

Свящ А. Масловскій.


Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№3.

ЦГА РМ. Ф.57. Оп.2. Арх. №165. Лл. 126об.-127. – МК саранской Троицкой церкви на 1880 год.

Часть третья. О умерших

№26.

1/4 Октября 1880 года

Приходской Диакон Косма Никифоров Артоболевский, 63 лет

От чего умер: Горячкой

Кто исповедовал и причащал: Священник Евфимий Колпиков

Погребали: Священник Алексей Масловский с пономарем Иваном Пульхритудовым на Тихвинском кладбище.


Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№4.

ПЕВ. 1887. №8. Стр. 3. Часть оф.

Список о числ умерших священно-церковнослужителей Пензенской епархіи за время от 1- го января 1885 г. по 1-е января 1886 г., с показаніем званія, имени и фамиліи умершаго и мѣста его служенія, по числу которых, согласно постановленію общеепархіальнаго съезда духовенства, от 17 декабря 1884 г., и Его Преосвященствомъ утвержденнаго, должен быть учинен сбор с причтов— на священнических вдов по 30 к., а діаконских и причетнических по 10 копеек,

По Саранскому уезду:

Пономари: саранскаго Спасскаго собора И. Виноградскій и сел: Ромоданова— Г. Снежницкій и Старых-Турдак— С. Димитревскій.

Дьячки сел: Лады— М. Рождественскій и Ремезенок—Н. Бурсов.

По Краснослободскому уезду:

Священники: с. Синдорова А. Артоболевскій, с. Мордовских-Юнок I. Соколов и с. Оброчнаго А. Надеждинскій;

дьячки: г. Краснослободска Благовещенской церкви Т. Тихомиров и с. Малаго-Азяся М. Тархов.

Пономарь Старо-Новой Толковки А. Остроумовъ и и. д. пономаря с. Сутягина Ф. Смирнов.


gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№5.

ПЕВ. 1889. №23. С.25. Часть неофиц.

Священникъ Евфимій Петровичъ Колпиковъ.
(Некрологъ).
(1806 - 04.10.1889)


4-го октября 1889 г. въ г. Саранскѣ скончался одинъ изъ старѣйшихъ священниковъ Пензенской епархіи Е. П. Колпиковъ, на 83-мъ году жизни, на 53-мъ своего священства. Кончина эта замѣчательнаго пастыря привлекла на его погребеніе не только всѣхъ гражданъ, но и многихъ изъ окрестныхъ селъ, знавшихъ и уважавшихъ его, какъ ревностнаго служителя Церкви. О. Евфимій былъ сынъ сторожа, или пристава духовной Консисторіи; родился въ 1806 году въ г. Пензѣ. Съ раннихъ лѣтъ онъ принужденъ былъ, кромѣ ученія, помогать отцу въ трудахъ его по хозяйству въ домѣ; такъ какъ отецъ его, по скудости средствъ, получаемыхъ изъ Консисторіи, имѣя большое семейство, нуждался въ средствахъ къ жизни. И добрый отрокъ Евоимій, понявъ эту нужду, старался помочь ему, чѣмъ могъ. Такъ, онъ бралъ переписку бумагъ изъ Консисторіи, и этимъ заработывалъ небольшія деньги, которыя и отдавалъ отцу. Не гнушался и болѣе черной работы. Такъ, въ 1824 г., по случаю пріѣзда Государя Александра Павловича въ Пензу,— нужно было покраситъ дома и заборы, чтобы привести улицу въ приличный видъ. Отрокъ Евфимій взялся окраситъ всѣ дома въ той улицѣ, гдѣ жилъ его отецъ, и тѣмъ заработалъ деньги. Отецъ Евфнмій состоялъ пѣвчимъ еще у Преосвященнаго Афанасія, отъ котораго за пѣніе получалъ небольшое вознагражденіе. Он участвовалъ въ церемоніи погребенія Преосвященнаго Иннокентія, кроткій и подвижническій образъ котораго удержался въ его памяти до послѣднихъ дней его жизни. Онъ твердо помнилъ Преосвященнаго Амвросія 1-го. Между прочимъ, ему памятно и столкновеніе Преосвященнаго Амвросія съ знатными лицами изъ свиты Государя въ 1824 году. Преосвященный Амвросіи 1-й быль строгихъ правилъ, и въ распоряженіяхъ своихъ не стѣснялся ничѣмъ. Всенощныя, наприм., службы у него продолжались до 11, и даже 12 часовъ ночи. Въ этомъ случаѣ онъ не отступилъ отъ своихъ правилъ и въ пріѣздъ Государи, хотя его и предваряли, чтобы онъ службу и звонъ нѣсколько сократилъ на это время. Помнилъ онъ, какъ Преосвященный Амвросій при встрѣчѣ Государя говорилъ рѣчь, которая длилась у него часа 1 и ½, что не совсѣмъ, пріятно было Государю, уставшему отъ дороги.

На памяти его осталось и то, какъ этотъ Преосвященный при отъѣздѣ своемъ изъ Пензы на покой, роздалъ все свое имущество бѣднымъ. Осталась у него одна ряса. Онъ снялъ ее съ себя и, подавая каѳедральному протоіерею, сказалъ: „возьми себѣ на память, а мнѣ купи тулупъ". Такъ въ тулупѣ онъ и уѣхалъ изъ Пензы.

О. Евфимій окончилъ семинарскій курсъ въ 1830 г. но 1-му разряду. Въ 1831 г. Преосвященнымъ Іоанномъ онъ былъ опредѣленъ учителемъ въ Пензенское приходское училище, и въ то же время посвященъ во діакона къ Николаевской Церкви г. Пензы, а въ 1836 г. посвященъ во священника къ Казанской церкви г. Саранска, въ томъ же году переведенъ къ Рождественской церкви, въ которой и служилъ до самой смерти. О. Евѳимій, въ продолженіе своей 50-лѣгней службы, занималъ многія должности. Такъ, онъ былъ членомъ духовнаго Правленія (1842 — 1852 гг.); былъ законоучителемъ уѣзднаго и приходскаго училищъ болѣе 30-ти лѣтъ духовникомъ 1-го благочинія до конца жизни опекуномъ надъ малолѣтними дѣтьми; увѣщателемъ въ присутственныхъ мѣстахъ; помощникомъ благочиннаго. Всѣ эти обязанности онъ исправлялъ съ великимъ усердіемъ, присущимъ только его характеру. Но что особенно отличало его и давало ему право на особенное уваженіе,— это его постоянное служеніе въ храмѣ Божіемъ, н затѣмъ его миролюбіе и кротость характера. Эти два качества украшали его съ юныхъ лѣтъ и до самой смерти.

О. Евѳимій, получивши санъ священника, и пріявши даръ благодати на совершеніе таинствъ, никогда не ослабѣвалъ въ отправленіи службъ; а чѣмъ старѣе становился, тѣмъ усерднѣе возгрѣвалъ въ себѣ этотъ даръ— постояннымъ служеніемъ въ храмѣ. Въ послѣднія 30 лѣтъ онъ не оставлялъ ни одного дня, кромѣ случаевъ тяжкой болѣзни, чтобы не отслужить божественной литургіи. Каждый день въ 2 — 3 часа— онъ уже былъ въ храмѣ, гдѣ пѣлъ съ причетниками утреню, полунощницу. Въ этомъ случаѣ аккуратность его была удивительная. Нн непогода, ни семейныя дѣла не останавливали его отъ совершенія божественной службы. Случалось, что причетники опаздывали къ началу службы; тогда онъ отправлялъ службу съ сторожемъ, или становился самъ на клиросъ и читалъ полунощницу, утреню одинъ. Для него— опустить службу, хотя бы разъ въ недѣлю, составляло величайшее горе. Онъ такъ привыкъ къ каждодневной службѣ, что не зналъ, чѣмъ наполнить день, когда у него не было службы. Такъ н служилъ о. Евѳимій изо-дня въ день цѣлыя 30 лѣтъ. Всѣ прихожане знали объ его каждодневной службѣ. Въ случаяхъ смерти близкихъ родственниковъ, не только свои прихожане, но и чужихъ приходовъ —обращались къ о. Евфимію съ просьбою о поминовеніи оныхъ. И о. Евѳимій никому не отказывалъ въ своихъ молитвахъ, довольствуясь въ этомъ случаѣ всякимъ приношеніемъ, какъ бы оно мало ни было. Поминовеніе же усопшихъ творилъ каждую службу съ неослабнымъ усердіемъ. Миролюбіе, кротость и чрезвычайное незлобіе были постоянными качествами души о. Евфимія.

Можно сказать, не погрѣшая, что онъ не имѣлъ враговъ во всю свою жизнь. Для него, по истинѣ, всѣ люди были братія во Христѣ, которыхъ онъ любилъ за имя Христово. Бумажныхъ дѣлъ онъ пи съ кѣмъ не заводилъ во всю свою службу. Кроткое, незлобивое сердце о. Евоимія, можно сказать, не знало обидъ; не могло питать въ себѣ гнѣва, ненависти къ другимъ. Причиненную ему обиду онъ тотчасъ же забывалъ, или прощалъ. 'Гакъ и прожилъ о. Евоимій болѣе полувѣка, не имѣя ни съ кѣмъ ссорь, ио живя со всѣми въ мирѣ и любви.

Всѣ службы и требы у прихожанъ о. Евѳимій исполнялъ съ неутомимою аккуратностію. По первому зову онъ шелъ въ домъ прихожанина. При этомъ онъ никогда не дѣлалъ притязаній изъ-за платы, а довольствовался тѣмъ, что дадутъ. Прихожане знали его не притязательный характеръ, и уменьшали иногда плату за требы до послѣдней степени. Причетники роптали на него, что онъ не требуетъ большаго; жаловались, что имъ жить нечѣмъ, но о. Евоимій и тутъ не поддавался искушенію— притѣснять прихожанъ въ платѣ за требы, а довольствовался тѣмъ, что добровольно ему дадутъ. Эта его нестяжательность, а также ревностное исполненіе пастырскихъ обязанностей расположили къ нему сердца всѣхъ прихожапъ, которые въ 1878 году испросили у начальства разрѣшеніе— поднести ему наперсный, драгоцѣнный крестъ съ украшеніями. Торжество поднесенія ему креста прихожанами представляло наглядное доказательство того, какъ велика была любовь къ о. Евѳиміто всѣхъ прихожанъ, а равно и того, какую любовь питалъ къ пнмь ихъ пастырь.

О. Евѳимій принималъ самое живое участіе въ украшеніи и созиданіи своего приходскаго храма. Каждое поновленіе въ немъ, каждое пріобрѣтете новой церковной вещи, постройка ли новаго иконостаса, или только повой иконы,—доставляло ему величайшую радость, которой онъ старался подѣлиться со всѣми. Къ счастію его, онъ имѣлъ весьма усерднаго помощника, по украшенію храма, въ лицѣ церковнаго старосты— И. Л. Кроткова. Оба они, при своей любви къ украшенію храма, старались превзойти другъ друга. Староста не жалѣлъ капитала для возможно-лучшаго украшенія храма, а о. Евѳимій не жалѣлъ силъ, не щадилъ здоровья своего, чтобы всѣ предпріятія его приведены были къ концу. И благодаря согласію и любви этихъ двухъ лицъ, городъ Саранскъ украсился такимъ великолѣпнымъ храмомъ, какой рѣдко можно видѣть въ Пензенской епархіи.
Когда въ 1852 г., во время большого пожара, Рождественскій храмъ сгорѣлъ, вмѣсто сгорѣшаго— чрезъ два-три года появился другой новый храмъ, гораздо болѣе обширный и великолѣпно украшенный какъ иконостасными работами, такъ и церковного утварью.

О. Евѳимій состоялъ нѣсколько лѣтъ законоучителемъ уѣзднаго и городскаго училищъ. Во время прохожденія этихъ должностей онъ получилъ и благодарность отъ началъства за успѣшное преподаваніе и денежныя награды. Бывшіе его ученики доселѣ помнить его кроткое обхожденіе съ ними и усердное занятіе по закону Божію. По министерству народн. Проев. онъ выслужилъ пенсію, которую и получалъ до своей смерти.

Духовное начальство цѣнило труды о. Евѳимія. Покойный о. Евѳимій получилъ всѣ награды, доступныя для приходскаго священника. Въ 1856 году о. Евоимій былъ награжденъ скуфьею, въ 1861 г.— камилавкой, въ 1868 г.— наперснымъ крестомъ, въ 1871 г.— сопричисленъ къ ордену 3-й ст. Анны, въ 1884 г. за 30-лѣтнюю безпорочную службу награжденъ орденомъ Владиміра 4-й ст.
Семейная жизнь о. Евѳимія текла самымъ мирнымъ, регулярнымъ образомъ: разъ заведенные порядки въ домѣ онъ наблюдалъ съ великою аккуратностью. По словамъ покойнаго, онъ, по окончаніи курса въ семинаріи, счелъ обязанностію сходить за наставленіями къ о. Серафиму въ Саровскую пустынь. Старецъ Серафимъ преподалъ ему наставленія, какъ вести свою жизнь, которыя онъ и старался всегда исполнять. „Вставай рано, не позволяй себѣ много спать; не предавайся объяденію; читай каждый день словоБожіе. О. Евѳимій помнилъ эти наставленія всю яіизнь. Вставалъ онъ всегда рано, въ 2 — 3 часа.— Вставши, читалъ молитвы, церк. правила, потомъ шелъ въ храмъ къ службѣ. Вечеромъ, послѣ вечерни, онъ всегда прочитывалъ нѣсколько главъ изъ свяіц. Писанія, или читалъ житія святыхъ. Ложился онъ съ вечера весьма рано, часовъ въ 8— 9-ть. Это он дѣлалъ для того, чтобы всегда вставать бодрымъ н свѣжимъ къ службѣ утренней. Въ послѣднія 20— 30-ть лѣтъ онъ почти никуда не ходилъ; не имѣлъ никакого знакомства, кромѣ лицъ оффиціальныхъ. И съ тѣми он, старался покончить всѣ дѣла днемъ, чтобъ вечеромъ быть дома за своими обычными занятіями. Аккуратность и воздержность въ жизни помогли ему сохранить зрѣніе до послѣднихъ дней, равнымъ образомъ онъ до самой смерти сохранилъ твердый почеркъ пера. Всѣ документы по церкви, всѣ бумаги, переписку съ оффиціальными лицами, онъ писалъ своей рукой въ этомъ 1889 г. и почти до смерти. До мая мѣсяца сего года о. Евѳимій не переставалъ служить; но съ половины мая ноги отказались носить его изможденное трудами тѣло, и онъ, противъ своего желанія, долженъ былъ сидѣть дома. Впрочем!, и за это время, онъ не переставалъ исправлять всѣ церк. правила и читать слово Божіе. Смерть приближалась къ нему тихо, почти безъ болѣзненныхъ припадковъ. „Совсѣмъ бы я здоровъ, говорилъ покойный, еслибъ ноги ходили, да желудокъ варилъ пищу". Но ноги болѣе и болѣе слабѣли, а желудокъ переставалъ вовсе работать. За 2 или 3 недѣли ноги отекли было отъ водянки; но потомъ опухоль пропала. Въ послѣдніе дни своей жизни онъ постоянно повторялъ: „Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя“. Наканунѣ смерти, надъ нимъ, по его желанію, совершено было таинство елеосвященія. При этомъ хотѣли было прочитать отходную, но онъ остановилъ: „нѣтъ, погодите, я еще доживу до утра". 4-го сентября, въ 6 час. утра, о. Евѳимія не стало. Онъ угасъ, какъ горѣвшая свѣча.

О. Евѳимій похороненъ былъ торжественно при участіи 15 -ти священниковъ. Погребенъ онъ вь оградѣ Рождественской церкви, около сослуживца своего по храму — старосты И. Л. Кроткова. При погребеніи одинъ изъ священниковъ сказалъ слово, въ которомъ очертилъ жизнь и дѣятельность покойнаго.

Свящ. А. Масловскій.



Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№6.

ПЕВ. 1888. №19. С.11. Часть неофиц.

Іерей Петр Иванович Охотин
(Некролог).
(1807 - 06.12.1887)


6-го декабря 1887 года, послѣ непродолжительной, но тяжкой болѣзни скончался одинъ изъ старѣйшихъ іереевъ г. Саранска— Петръ Ивановичъ Охотинъ. Онъ умеръ на 81-мъ году своей жизни, прослуживъ на пользу Церкви и отечества полвѣка, съ 1830 по 1880 годъ; остальное время онъ былъ за штатомъ. Полезная и плодотворная служба о. Петра надолго останется въ памяти жителей г. Саранска, особенно его прихожанъ; онъ заслужилъ искреннюю любовь не только своихъ прихожанъ, но, можно сказать, всѣхъ жителей г. Саранска ревностнымъ исполненіемъ своей пастырской обязанности, честностію, добротою души, ласковымъ, внимательнымъ обхожденіемъ со всѣми, кто обращался къ нему за совѣтомъ. Двери его дома всегда были открыты для всѣхъ нуждающихся, которымъ онъ никогда не отказывалъ въ помощи, по силѣ своихъ средствъ.

О. Петръ оставилъ послѣ себя память и въ епархіальномъ женскомъ училищѣ. Онъ почти первый изъ духовенства Пензенской епархіи учредилъ стипендію для сиротъ духовенства, приславши для этого въ женское училище 1200 р. Въ своемъ благочинническомъ округѣ—онъ тоже не оставилъ безъ помощи заштатнаго бѣдствующаго духовенства, вложивши на вѣчное время 300 р. для помощи сиротствующему духовенству. На свою приходскую церковь онъ отказалъ 50 десятинъ земли, съ тѣмъ условіемъ, чтобъ половиною дохода отъ земли пользовался причтъ, а половиною церковь. Въ соборную церковь г. Саранска и Трехсвятительскую онъ отказалъ свой домъ съ усадьбою, стоющій до 700 р. Во время долголѣтней службы своей онъ съ участіемъ отзывался на всякое доброе дѣло. Такъ, узнавши, что Преосвященный желаетъ построить домъ для призрѣнія бѣднаго духовенства въ Пензѣ, о. Петръ послалъ па это дѣло 50 руб. При жизни своей онъ содержалъ на свой счетъ много сироть. Такъ, при его помощи воспитались всѣ дѣти (до 5-ти) его родной сестры— вдовы. У пего же много лѣтъ жила другая вдова сестра. Въ послѣдніе годы своей жизни, особенно послѣ смерти своей единственной дочери, онъ почти жилъ только для бѣдныхъ. Къ нему шли за помощію со всѣхъ сторонъ, и онъ никому не отказывалъ. Въ большіе праздники онъ посылалъ милостыню и въ острогъ, и въ богадѣльни, какія имѣлись въ Саранскѣ. Въ своей приходской церкви онъ каждую службу не уходилъ безъ того, чтобъ не одѣлить деньгами всѣхъ нищихъ. И умирая, онъ далъ завѣщаніе душеприкащикамъ: „все, что останется послѣ него, за расходами на похоропы, раздать бѣднымъ".

О. Петръ рано пріучилъ себя къ труду и помощи бѣднымъ. По его словамъ, онъ съ 9-ти лѣтъ сталъ помогать бѣдному своему отцу— причетнику въ содержаніи своего семейства. Онъ былъ сынъ причетника, а потомъ діакона Трехсвятительской церкви г. Саранска. Доходы этой церкви для причетника были скудны, а у отца его было большое семейство. Выучивши хорошо псалтирь, онъ сталъ ходить съ отцемъ читать оную по покойникамъ, и тѣмъ доставлялъ доходъ отцу. 10-ти лѣтъ о. Петръ поступилъ въ духовное Пензенское училище. Но здѣсъ, на 2-мъ году, едва не кончилось его ученіе. Отецъ его, за неимѣніемъ средствъ, не могъ содержать его въ Пензѣ, а потому, когда его перевели въ 3-й классъ училища, онъ подалъ прошеніе объ его увольненіи изъ училища, думая пристроить его куда либо причетникомъ. Но бывшій Преосвященный Пензенскій Іоаннъ остановилъ это прошеніе. Он потребовалъ увольняемаго къ себѣ на экзаменъ. „И когда я, говорилъ о. Петръ, отвѣтилъ Преосвященному хорошо, особенно по церковному пѣнію, онъ призвалъ моего отца и сказалъ ему: и тебѣ не стыдно, не грѣшно лишать такого способнаго къ ученію сына возможности —окончить курсъ; лучше всѣхъ сестеръ пошли по найму, а его воспитай до конца*. И я оставленъ былъ въ училищѣ, изъ котораго перешелъ въ семинарію и кончилъ съ успѣхомъ курсъ въ 1830 году.

За два года до окончанія курса, не имѣя средствъ, я просилъ Преосвященнаго Іоанна зачислить за мной причетническое мѣсто, и онъ уважилъ мою просьбу. Два года я пользовался доходами съ причетническаго мѣста, пріѣзжая туда только во время вакаціи. „Тотчасъ по окончаніи курса, за мной, передавалъ о. Петръ, зачислено было священническое мѣсто въ г. Саранскѣ при соборѣ; но мвѣ не удалось поступить на это мѣсто: оно занято было другимъ. Мнѣ предоставлено было священническое мѣсто въ заштатномъ городѣ Шишкѣевѣ, куда я поступилъ 16-го ноября 1830 года*.

Хотя жители Шишкѣева скоро полюбили о. Петра за его прекрасную службу, за его доброту; но онъ не долго прожилъ у нихъ. Жизнь въ селѣ ему не нравилась; онъ не привыкъ,— какъ изъ дѣтства городской житель,— вести полевое хозяйство, а безъ него трудно было жить въ селѣ; потому при первой возможности, перешелъ въ городъ. Открылось свободное мѣсто въ городѣ Саранскѣ при Богословской церкви, и о. Петръ его занялъ 5-го октября 1837 года, гдѣ и прожилъ до самой смерти.
На второмъ году своей службы въ Шишкѣевѣ онъ былъ опредѣленъ благочиннымъ, а потомъ миссіонеромъ по обращенію магометанъ и другихъ инородцевъ къ христіанской вѣрѣ. 1836 года за ревностное исполненіе своихъ обязанностей награжденъ набедренникомъ.

Служа въ Саранскѣ при Богословской церкви, о. Петръ пріобрѣлъ любовь и уваженіе не только отъ прихожанъ, но и отъ всѣхъ гражданъ. И нельзя было не полюбить о. Петра. Онъ былъ ревностный, благоговѣйный служитель алтаря. Службу Божію отправлялъ со всѣмъ вниманіемъ и благоговѣніемъ. Онъ самъ былъ отличный чтецъ и пѣвецъ, и отъ причетниковъ требовалъ всегда хорошаго, толковаго чтенія и пѣнія. Онъ любилъ, чтобы читали не спѣт а , пѣли не скоро, благоговѣйно. Онъ имѣлъ голосъ теноровскій, высокій; въ пѣніи, при службахъ, всегда пѣлъ съ причетниками самъ, давая имъ тонъ. И сохрани Богъ, если причетникъ запоетъ не такъ, не въ тонъ, онъ сейчасъ остановитъ. Читалъ онъ всегда не спѣша, съ благоговѣніемъ, и его пѣніе и чтеніе всегда производило самое благотворное вліяніе на душу. „Запоетъ-ли что о. Петръ, говорили о немъ всѣ прихожане, зачитаетъ-ли что, такъ бы его все слушалъ и слушалъ1'... Нельзя было безъ умиленія слушать его чтеніе и пѣніе. А потому .его служба всегда привлекала много молящихся. И наружность о. Петра была очень представительная. Высокаго роста, стройный и полный, съ большею бородою, онъ, при первомъ взглядѣ на него, невольно располагалъ къ себѣ. А кто знакомился съ нимъ ближе, тотъ не могъ отстать отъ него, чтобъ не пріобрѣсти его дружбу. А потому о. Петръ, во все время жизпи, имѣлъ многочисленныхъ почитателей, друзей во всѣхъ сословіяхъ города,— и между дворянами, и купцами, и крестьянами. Кромѣ своей пастырской обязанности, о. Петръ болѣе 30 лѣтъ состоялъ закопоучителемъ Саранскихъ училищъ. Какъ законоучитель, онъ не имѣлъ равнаго себѣ не только въ г. Саранскѣ, по, можно сказать, по всей Пензенской епархіи. Онъ былъ всею душею преданъ этому дѣлу. Когда онъ объяснялъ урокъ дѣтямъ, нельзя было не слушать его безъ умиленія, не возможно было предаваться разсѣянности за его объясненіемъ; онъ увлекалъ дѣтей простотою и занимательностію изложенія урока. Дѣти любили о. Петра всѣмъ сердцемъ, и старались учиться по закону Божію не изъ страха, а изъ любви и расположенія къ нему. Учебное начальство цѣнило труды по училищу о. Петра. Кромѣ денежныхъ наградъ, кромѣ хорошихъ отзывовъ о его преподаваніи директора, окружнаго начальства, онъ всѣ награды получилъ по представленію училищнаго начальства. Всѣ обучавшіеся въ училищѣ доселѣ съ признательностію вспоминаютъ о немъ, какъ о прекрасномъ законоучителѣ. „Не возможно было,— отзываются они всѣ,— слушая уроки его по закону Божію, забыть преподаваемое; оно всецѣло впивалось въ душу нашу".

О. Петръ былъ отличный проповѣдникъ слова Божія. Его проповѣди, произносимыя имъ въ соборѣ, когда это требовалось, приходили слушать многіе граждане. Съ живымъ, воодушевленнымъ словомъ, онъ имѣлъ пріятный, звучный голосъ и обладалъ хорошей дикціей, а потому проповѣди его всегда слушались со вниманіемъ.

О. Петръ, во время своей службы, кромѣ законоучнтельства, исполнялъ многія другія обязанности, возлагаемыя на него начальствомъ. Такъ, съ 1841 по 1862 годъ, онъ проходилъ должность градскаго депутата; съ 1831 по 1838 годъ проходилъ должность увѣщателя для утвержденія мордвовъ, новокрещепныхъ татаръ въ христіанской вѣрѣ; съ 1863 по 1871 годъ состоялъ депутатомъ по раскладочной комиссіи; кромѣ того, по порученію епарх. начальства, производилъ слѣдствія по многимъ важнымъ дѣламъ. Всѣ эти обязанности онъ исполнялъ со всею аккуратностію и добросовѣстностію. Онъ никогда не дозволялъ себѣ изъ угожденія лицамъ кривитьщушею; правда для него была дороже всего; а потому о. Петръ, не боясь, всегда защищалъ во всѣхъ поручаемыхъ ему дѣлахъ одну правду, которую высказывалъ прямо. Въ немъ не было лести, или искательства предъ сильными міра сего. Онъ никогда ни чего не искалъ для себя, а для другихъ дѣлалъ много.

Прослуживши полвѣка честно и добросовѣстно, онъ не имѣлъ большихъ и видныхъ наградъ. Послѣднею его наградою была камилавка, данная ему въ 1862 году. Въ 1879 году, чувствуя слабость силъ, особенно зрѣнія, о. Петръ уволился за штатъ. Состоя за штатомъ, онъ не оставлялъ службы Божіей; въ воскресные и праздничные дни онъ, какъ только позволяло ему здоровье, служилъ въ своей бывшей приходской церкви, иногда одинъ, иногда съ племянникомъ своимъ, занявшимъ его мѣсто. Нужпо было личпо видѣть, чтобъ убѣдиться, какъ тепла и благоговѣйна была всегда его служба. Онъ никогда пе служилъ безъ слезъ: по окончаніи службы онъ одѣлялъ всѣхъ нищихъ деньгами, которые, зная его щедрость, сходились въ храмъ во множествѣ.

За годъ до смерти о. Петръ совершенно ослѣпъ, и это причиняло ему большое горе. Прежде онъ могъ развлекать свое одиночество чтеніемъ, могъ иногда выѣзжать для развлеченія, а тенерь долженъ былъ, какъ прикованный, сидѣть дома. Въ такомъ одиночествѣ помогла ему хорошая память, которая тверда была у пего до самой смерти. Онъ зналъ наизусть почти все евангеліе, псалтирь, тропари праздникамъ, святымъ. Придешь, бывало, къ нему, а онъ безъ умолку читаетъ, или евангеліе, или псалтирь, или поетъ тропари празднику, и тѣмъ только услаждалъ свое одиночество.

За недѣлю до смерти параличъ отнялъ у него языкъ одну руку и ногу; но намять тверда была, какъ и прежде. Съ молитвою на устахъ, при чтеніи, хотя и не внятномъ, евангелія о. Петръ и скончался 6 декабря, въ 3 часа по полудни, ударъ колокола Богословской церкви возвѣстилъ жителямъ г. Саранска о кончинѣ достоуважаемаго о. Петра. И тотчатъ же домъ его наполнился множествомъ гражданъ. Каждый стремился помолиться объ упокоеніи души усопшаго раба Недра. На похороны его собрались почти всѣ граждане. На отпѣваніи его участвовали до 20-ти священниковъ, большею частію его друзей и знакомыхъ. „На похороны мои соберите всѣхъ моихъ друзей, говорилъ онъ предъ самою смертію; помяните меня хлѣбомъ и солью, какъ я любилъ то дѣлать при жизни*. Но особенно наказывалъ душеприкащикамъ— не забыть бѣдныхъ и нищихъ. „Все, что останется послѣ меня, раздайте бѣднымъ. Не жалѣю я о жизни, говорилъ онъ предъ самою кончиною, пожилъ я довольно, и мало видѣлъ радостей; жалѣю объ одномъ, что мало Господь сподобилъ меня сдѣлать добраго для будущей жизни. Господи! Не вниди въ судъ съ рабомъ Твоимъ!" Миръ ираху твоему, честный и добрый пастырь.

Свящ. А. Масловскій




gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№7.

ПЕВ. 1881. №6. С.15. Часть неофиц.

Священникъ Михаилъ Степановичъ Петропавловскій (некролог).
(1853 - 31.12.1880)


31-го декабря 1880 г. скончаіся въ городѣ Сарапскѣ священникъ Михаилъ Степановичі. Петропавловскій 27-ми лѣтъ отъ роду. М. Ст. кончилъ курсъ въ 1876 г. Два года состоялъ онъ учителемъ сельской школы. 1878 г. декабря 15-го рукоположенъ во священника къ церкви села Рождествена мокш, у., 1879 г. перемѣщенъ къ Казанской церкви г. Саранска. Не долга была служба М. Ст. въ санѣ священника; но опъ успѣлъ и въ этотъ короткій срокъ показать себя съ хорошей стороны. Онъ былъ чрезвычайно добръ, ласковъ съ прихожанамв; поэтому какъ въ РождественѢ, такъ и въ Саранскѣ прихожане его любили и уважали. Нѣтъ сомнѣнія, что изъ М. Ст. обѣщалъ быть пастырь, добре правящій свою паству; но Богу угодно было взять его изъ міра сего. Михаилъ Ст. вь жизни своей былъ несчастный человѣкъ; онъ былъ вдовецъ, и еще на 1-мъ году супружества овдовѣлъ Это самое, нужио полагать, ускорило его смерть. Лишавшись любимой супруга своей очень рано, онъ послѣ того не находилъ никакой радости въ жизни; счастіе для него было потеряпо. Тщетно старался онъ найти себѣ какое либо развлеченіе. Въ надеждѣ тоже развлечь себя, онъ перепросился въ город, ио и жизнь городская не могла заглушать горя. Онъ таялъ, какъ воскъ; онъ ходилъ, какъ тѣнь, не зная себѣ покоя. Въ послѣднее время, лежа въ постели, онъ уже не надѣялся на выздоровленіе. Когда родные и знакомые обнадеживали его выздоровленіемъ, онъ говорилъ: „къ чему мнѣ жизнь? что она мнѣ обѣщаетъ? Дѣйствительно, жизнь вдоваго священника не есть жизнь, а какое то прозябаніе, влачепье жизни. Кидаются они во всѣ стороны, чтобъ наполнить пустоту жизни, принимаются за всѣ работы; но рѣдко находятъ себѣ покой и радость. Михаилъ Ст. приготовился къ смерти, какъ истинный христіанинъ; онъ до послѣднихъ дней былъ въ памяти. При похоронахъ были почти всѣ прихожане; погребеніе совершалъ мѣстами протоіерей со всѣми городскими священниками.

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№8.

ПЕВ. 1897. №24. С.995. Часть неофиц.

Памяти пастырей Пензенской епархіи, скончавшихся въ 1896 году.

Разумовский Василий Иванович
(1820 - 07.11.1896)


20) 7 ноября— свящ. Саранской Вознесенской церкви Василій Ивановичъ Разумовскій , 76 лѣтъ, изъ окончившихъ курсъ семинаріи. Въ 1842 году покойный рукоположенъ былъ во священника къ церкви с. Долгорукова, Инсар. у.; въ 1843 году перемѣщенъ былъ въ с. Потимскую Слободу, того же уѣзда; въ 1847 г .—въ с. Симбухово, Саран, у.; въ 1850-мъ году— въ с, Лѣсной Вьясъ, того же уѣзда; въ 1866 году —въ с. Старосивильскій Майданъ, Инсар. у.; въ 1867 году къ Саранской соборной церкви, а въ 1884 г.— къ Вознесенской церкви г. Саранска. За долговременную (54—лѣтнюю) и усердную службу о. Разумовскій получилъ награды: набедренникъ, скуфью, камилавку, наперсный крестъ и орденъ св. Владиміра 4 степ. Скончался отъ паралича, оставивъ послѣ себя дочь 50 дѣтъ.

Стр. 1000

Свящ. Разумовскій былъ законоучителемъ 65-го резервнаго пѣхотнаго баталіона въ г. Саранскѣ.

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№9.

ПЕВ. 1897. №24. С.992. Часть неофиц.

Памяти пастырей Пензенской епархіи, скончавшихся въ 1896 году.

Секторов Симеон Филиппович
(1829 - 08.07.1896)


8 іюля— протоіерей Саранской соборной церкви Симеонъ Филипповичъ Секторовъ, сынъ пономаря, 67 лѣтъ. Окончивъ курсъ семинаріи, о. Секторовъ въ 1852 году рукоположенъ былъ во священника къ церкви с. Грабовки, Пензен. у.; въ 187 9 году опредѣленъ на мѣсто настоятеля соборной церкви въ г. Городище съ возведеніемъ въ санъ протоіерея, а въ 1892 году перемѣщенъ на штатное протоіерейское мѣсто въ г. Саранскъ. За ревностные и успѣшные труды но многоразличнымъ должностямъ о. Секторовъ получилъ награды: набедренникъ, скуфью, камилавку, наперсный крестъ и ордена св. Анны 3-ей и 2-ой степеней. Кромѣ того имѣлъ бронзовый крестъ въ память войны 1853— 1856 годовъ и золотой крестъ съ украшеніями,— поднесенный духовенствомъ. Умеръ отъ паралича, оставивъ но себѣ дочь.

Стр. 999

Независимо отъ церковнаго проповѣдничества, почти всѣ умершіе пастыри занимались дѣломъ школьнаго учительства въ томъ или другомъ видѣ. Протоіерей Секторовъ въ 1875 — 1879 годахъ состоялъ законоучителемъ Грабовскаго приходскаго училища; въ 1879 — 1890 годахъ законоучителемъ мужскаго и женскаго приходскихъ училищъ въ г. Городищѣ, въ 1890 году— попечителемъ Харьковскаго Учебнаго Округа перемѣщенъ на ту же должность въ Городищенское уѣздное училище; въ 1892 году тѣмъ же попечителемъ о. Секторовъ опредѣленъ на должность законоучителя 4 --класснаго училища въ г. Саранскѣ.

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№10.

ПЕВ.1898. №24. С.950. Часть неофиц.

Памяти священнослужителей Пензенской епархіи, умершихъ въ 1897-мъ году.

Соколов Симеон Михайлович
(1811 - 20.03.1897)


20 марта зашт. свящ. Успенской церкви г. Саранска, Симеон Михаилович Соколов, священническій сын, 86 лѣтъ. Окончил курс дух. семинаріи с званіем студента в 1836-мъ году и в томъ же году рукоположепъ былъ во священника къ Казанской церкви г. Саранска; въ 1859 году, по прошенію, вступилъ въ составъ братіи Саранскаго Петропавловскаго монастыря; но въ 1863 году, по просьбѣ нуждавшагося въ призрѣніи отца— зашт. священника с. Ивановки, Михаила Засѣцкаго , о. Соколовъ опредѣленъ на священническое мѣсто къ Саранской Успенской церкви. Изъ наградъ о. Соколовъ получилъ за время своего пастырскаго служенія набедренникъ, скуфью, камилавку и наперсный крестъ, выдаваемый Св. Сѵнодомъ; кромѣ того имѣлъ бронзовый на Владимірской лентѣ крестъ въ память войны 18 53— 18 56 годовъ. Умеръ вдовымъ и бездѣтнымъ.

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№11.

ПЕВ. 1892. №22. С.954-956. Часть неофиц.

Протоіерей Іаковъ Васильевичъ Алмазовъ.
(Некролог).

17 октября, въ 7 часов утра, после продолжительной болѣзни, скончался гор. Саранска протоіерей Іаковъ Васильевичъ Алмазовъ. Продолжительное служеніе покойнаго протоіерея церкви не ознаменовало какими-либо громкими дѣяніями: неизвѣстно, по крайней мѣрѣ, о томъ, чтобы онъ принималъ особое участіе въ общественныхъ— собственно мірскихъ— дѣлахъ; его почтенное имя не связано съ какимъ-либо благотворительнымъ учрежденіемъ, или школой, имъ основанной; точно также не славится онъ литературными трудами... Однако, несмотря на свое столь незамѣтное положеніе въ общественной жизни, покойный протоіерей заслужилъ себѣ всеобщее уваженіе со стороны всѣхъ знавшихъ его, какъ служитель Церкви, какъ „священникъ Бога Всевышняго", потому что обладалъ тѣмъ, что всего драгоцѣннѣе въ священио-служителѣ,— а именно:
христіанскимъ смиреніемъ— этой царицей добродѣтелей христіанскихъ. Онъ неуклонно исполнялъ въ своей жизни заповѣдь Христе.: Спасителя: „научитесь отъ Меня: ибо Я кротокъ и смиренъ сердцемъ11... (Матѳ. XI, 29), и потому всѣ отношенія его къ ближнимъ дышали простотою, кротостью, миролюбіемъ и доброжелательствомъ. Ни отъ кого не слышно, по крайней мѣрѣ, чтобы покойный протоіерей имѣлъ съ кѣмъ-либо распри, или чего-либо домогался, или настаивалъ бы на исполненіи своихъ желаній, хотя и извѣстно о многихъ непріятностяхъ, которымъ ему приходилось подвергаться и которыя онъ переносилъ съ кроткимъ, безмолвіемъ.

Священио-служеніе покойнаго, протоіерея отличалось благоговѣніемъ и торжественностью и, если можно такъ выразиться, какою-то неизъяснимою сердечностью, которая выражалась и въ голосѣ его, и въ манерахъ, и въ выраженіи его лица, кроткаго и прекраснаго; видно было, что онъ не просто исполняетъ службу церковную, а предстоитъ предъ Богомъ и служитъ съ чистымъ сердцемъ. Невозможно было видѣть безъ умиленія его прощаніе съ прихожанами въ воскресную вечерню наканунѣ Великаго поста, когда этотъ, исполненный глубокаго смиренія, старецъ склонялъ предъ народомъ, до самой земли, свою почтенную, убѣленную сребристою сѣдиною, голову и, какъгбы виновный, умолялъ простить его. „елика согрѣщихъ душею и сердцемъ, волею и неволею".
Таковъ былъ въ своей жизни и въ своемъ служеніи нашъ покойный протоіерей Іаковъ Васильевичъ Алмазовъ, о котором саранскіе жители навѣрное сохранятъ долгую и добрую память.
Соотвѣтственно жизни и кончина о. протоіерея была вполнѣ христіанская: „безмятежная, непостыдная и мирная".

Онъ какъ-бы не умеръ, а словно заснулъ;— жизнь въ немъ незамѣтно и тихо угасла въ то время, когда надъ по кинутымъ имъ міромъ только что начиналъ загораться день...
Г. П — ъ.


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: gutta57
Вверх ⇈