⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
С любовью о Москве. Москвичи ( и не только) о Москве и Подмосковье.
|
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 10 11 12 13 14 * 15 16 Вперед → Модератор: weright |
| weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2483 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 17496 | Так сложилось, что гости " У камина"собираются из разных городов. Здесь бывают и москвичи, и те из нас, кто очень любит этот город. Почему же не поделиться историей своей Москвы, рассказами о себе, живущем в столице или приезжающем сюда? Фотографиями того, что дорого или просто нравится. Добро пожаловать, друзья! И очень хочется услышать рассказы о любимых и близких людях. |
Лайк (1) |
| valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25153 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21028 | Новодевичий монастырь. Москва. Опять-таки из "Воспоминаний...... " ЛНХ К Николину дню всегда крепчал мороз и держался несколько дней. Проходили папины именины, совпадавшие с царским днем, и через два дня наступала "ее" годовщина. Мы знали, что 9 декабря в школу не пойдем, а пойдем на кладбище. Этот день был хмур и неприятен. Но, как одно из явлений, сопровождавших нас с самого начала, оно было непреложно. Утром нас закутывали. Надевали 6елые твердые башлыки, которые на морозе больно царапали кожу щек и в которых трудно было повернуть голову. Папа надевал глубокие ботики и самую теплую шубу. Расстояние от нашего дома до монастыря было не слишком велико, но казалось мне огромным и ледяным пространством, которое надо пройти. Мы миновали замороженные сады Девичьего поля. Выходили на Большую Царицынскую. Вдалеке появлялась и маячила в морозной мгле во все время пути высокая колокольня монастыря. Доносился колокольный звон, доносился чистый мелодичный бой часов. На колокольне отбивался каждый час и каждая четверть часа. Это было знакомо, это было изучено, это было точно без изменений всегда. У ворот монастыря - три больших камня и возле них нищие, которые казались бессменными. В воротах леденящая струйка сквозняка и дальше особый монастырский запах. Это целая смесь запахов, ладан, пары монастырских, постных щей, сырость, ароматы печеного хлеба и что-то еще, трудно уловимое, оставалось в воздухе, наполнявшем сени, входы, кельи матери игуменьи и простых монахинь. Я узнавал монастырь потому, что отец заходил с нами из одной кельи в другую, кого-то отыскивал, с кем-то договаривался. Надо было найти священника, но не из тех, которые как бы жуют и проглатывают слова. Вместе с нами слушал позднюю обедню в Смоленском соборе, холодном и страшном. Каменные плиты ступенек входа были стерты. Под сводами необычно раздавался каждый звук. Кованые двери трудно открывались. В сенях, перед дверьми - шеренги набожных старух. Я помню, как одна из них сорвала с меня шапку и бросила на пол. И когда я задрожал от обиды, папа, мой заступник, ничего им не сказал. Внутри стояли монахини, быстро и неслышно передвигались, как летучие мыши. Их лица были похожи на пергамент, их глаза смотрели то жестко и строго, то вкрадчиво. Мы становились сбоку. Время тянулось медленно, тем дольше, чем непонятнее были слова молитв. Не понимая смысла, я рассеивал свое внимание на все, что делалось вокруг. Позади меня возвышались огромные плиты светлого камня, испещренные неразборчивыми надписями. Перед ликом Николая Чудотворца пылали свечи, и пламя колыхалось в холодном сумраке. Воск таял и натекал вдоль свечей. Одна из старух подходила и опрокидывала свечу и, сняв сухими пальцами восковой нагар, клала комок на клеенчатый круг. Посредине церкви монахиня с лицом пророчицы сильным гортанным голосом читала псалмы, и каждый звук ее голоса падал в сердце, как удар. Почти вся площадь старого монастыря была занята кладбищем. Склепы с безобразными железными крышами, памятники из черного и белого мрамора столпились и высились так, что скрывали домики келий и загораживали фасады церквей и собора. Кресты, застывшие в своем движении вверх, железные решетки, каменные плиты оград, надгробия с торчащими кое-где из-под снега сухими цветами, стояли лесом справа, вдоль идущей полукругом, дороги. Мной давно были прочитаны и всякий раз прочитывались вновь трогательные надписи прощания, заповеди, все даты, имена людей, нежные барельефы, все запечатлелось в памяти, как нечто нерушимое. И когда галка, встряхнув ветку березы, с криком роняла вниз пыль сухого снега, и когда ветер позвякивал ржавым железным венком с фарфоровыми белыми цветами, и когда раздавались шаги и живые голоса послушниц, и когда солнце создавало причудливый рисунок теней, тогда лишь усиливалось острое чувство необычайной тишины. Теперь я знаю. Весь монастырь не так велик. Голое место вокруг церквей занимает небольшую площадь. Осталось несколько памятников, и гуляющие разглядывают их как примечательность старины. Но в иной день можно увидеть двух-трех немолодых женщин в белых платках. Они кланяются в землю и крестятся с головами, поникшими к пустому месту, поросшему травой. Это - помнящие, что здесь погребена послушница Феклуша или сестра Ефросинья. Вдоль западной стены всегда хоронили монахинь. Новое кладбище, расположенное за воротами старого, представляло для меня вид более простой. Невысокие стены отделяли его от внешнего мира. За стеной вдали виднелся лес на склонах Воробьевых гор. Оттуда доносился шум поездов и громкие гудки паровозов Окружной дороги. Само кладбище в те годы было мало занятым полем с молодыми березами с кустами сирени вдоль двух крестообразно расположенных дорог. Все это не так разительно действовало на мое впечатление. Здесь каждый год появлялись новые памятники, и мне казался особенно прекрасным массивный памятник с брошенным на гранит якорем. Налево от него к восточной стене шла светлая аллея берез. Там мама. Я не вникал, как это, что это, почему моя мама там. Я знал, что ее нет, что она умерла. И вот с приближением к ней в душе почти не было волнения, и я не берусь сказать, испытывал ли я что-нибудь. Но как-то безотчетно все во мне было ущемлено. Мои детские впечатления очень рано стали впечатлениями зрительными, очень рано стали ощущениями, не группировавшимися в ясные логические представления. Стоя у могилы с белым деревянным крестом и белой деревянной оградой, я внимательно смотрел. Налево от меня отец с обнаженной головой, за ним Лита. Быстро, легкой походкой к нам приближаются стайки монашек по двое, по трое и становятся невдалеке от нас, тихо перекидываясь словами. Вслед за ними широкими шагами подходит священник. Он высокий, красивый. На нем черная ряса, епитрахиль и бархатная камилавка. Мне нравились его черные, седеющие ряди волос, подсунутые за воротник, и густой сильный, внятный говор. Начиналось молебствие. Священник говорил слова молитвы просто, иногда возвышая голос, иногда протягивая слова нараспев. В его руке звенит кадило, над могилой синеватый дым ладана. "Упокой, Господи, душу усопшея рабы твоея болярыни Екатерины"…" "Идеже несть ни печали, ни болезни, ни воздыхания…". Отец опускается на колени, разметав по снегу полы шубы. Вслед за ним опускаемся мы с Литой. Я вижу, что у нее набухли глаза и покраснел кончик носа. Когда замолкает священник, монахини звонкими голосами подхватывают слова молитвы, продолжают и поют что-то свое, непонятное, как будто много чудных птиц поют в самозабвении. Иногда пение монахинь сливается с молитвой священника, иногда девичьи голоса слышатся одни и замирают в воздухе. Я слышу рыдания отца и, смущенный, опять смотрю. Сквозь березы, стоящие в инее, просвечивает позолота куполов и густо красная узорная колокольня, на белом снегу могилы ветер колеблет сухие травинки. "И сотвори ей вечную п -а- а-мять, вечная п- а- а-амять", и монашенки подхватывают: "Господи помилуй, Господи п- о- о-милуй!". Но вот кончается очарование. В руке священника позвякивают цепочка и крышка затухающего кадила, священник поворачивает к отцу свое лицо, и я опять вижу, что оно прекрасно. Я вижу огромные глаза, полные чувства и мысли, орлиный нос, вижу руку, положенную на плечо моего отца, и слышу мужественный голос и слова бодрости, обращенные к нему. Папа комкает в карман носовой платок и, выйдя на дорожку, благодарит монахинь. Каждая из них роняет в ответ "Спаси Господи", и эти два слова, облетев ряды монахинь, сливаются в легкий вздох. Каждая наклоняет голову, плавно качнув высоким клобуком. Я помню, как белые девичьи шеи ярко выделялись среди черных одежд, под бархатной оторочкой клобуков горели розовые щеки и живые, лукавые глаза, смиренно опущенные вниз. Надевали 6елые твердые башлыки, которые на морозе больно царапали кожу щек и в которых трудно было повернуть голову. |
Лайк (6) |
| snegirev Сообщений: 1302 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 37858 | valcha написал: В 1865 году усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной миллионер, крупный промышленник Иван Коншин См. Усадьба Коншиных https://forum.vgd.ru/post/2721/84317/p2581655.htm#pp2581655 |
Лайк (3) |
| Kotikova Москва Сообщений: 262 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 430 | |
Лайк (5) |
| snegirev Сообщений: 1302 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 37858 | Kotikova написал: "Пляж на Москве-реке (близ Ленинских гор)" 1937 год Этот пляж в конце шестидесятых годов не был таким ухоженным, но было много любителей поплавать в Москве реке. |
Лайк (2) |
| weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2483 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 17496 | https://vetandlife.ru/pets/new...%B5%20103. Московский зоопарк собирает переноски для собак, чтобы вывезти животных из-под Курска |
Лайк (1) |
| snegirev Сообщений: 1302 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 37858 | И снова любимая многими усадьба Абрамцево ![]() Вид на главное здание ![]() Трехсотлетний дуб ![]() В одном из залов. Портрет на стене Мамонтова С.И. ![]() Комната Н.В. Гоголя в главном доме усадьбы Абрамцево. Справа портрет молодого Н.В. Гоголя. ![]() В одном из залов главного дома. ![]() На стене картина В. Васнецова "Алёнушка" ![]() Абрамцево Девушка с персиками ![]() Баня Терем-теремок. ![]() Церковь Спаса Нерукотворного Образа. |
Лайк (5) |
| weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2483 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 17496 | snegirev написал: И снова любимая многими усадьба Абрамцево Чудесные виды! Но разве Девочка с персиками не в Третьяковке? |
Лайк (2) |
| snegirev Сообщений: 1302 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 37858 | Валентин Серов. Оригинал Третьяковская галерея Место создания: усадьба Саввы Мамонтова Абрамцево Время создания: 1887 год Чтобы девушка позировала ей давали персики, которые она очень любила. Серов подарил портрет матери девочки Елизавете Мамонтовой. Картина заняла своё место в той же комнате, где и была написана. Очевидцы говорили, что благодаря полотну просторная светлая комната, казалось, озарилась ещё более ярким светом. |
Лайк (2) |
| weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2483 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 17496 | snegirev написал: Валентин Серов. Оригинал Третьяковская галерея Т.е. в Абрамцево авторская копия? |
Лайк (1) |
| snegirev Сообщений: 1302 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 37858 | В. Серов писал копию этой картины. Но в усадьбе висит копия, созданная другим художником. Копии, вероятно, более 40 лет. Сорок лет назад она висела на стене в зале с правой стороны. |
Лайк (1) |
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 10 11 12 13 14 * 15 16 Вперед → Модератор: weright |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Татьяны (weright) » С любовью о Москве. [тема №129456] | Вверх ⇈ |
|
|
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |