Elena N написал:
[q]
Мой родственник был тяжело ранен осенью 1941 в городе, лечился в госпитале. Умер и похоронен в Ленинграде, но по одному госпитальному донесению - на Пискаревском, по другому - на Богословском. И даты с разницей в месяц[/q]
Здравствуйте!
У нас была подобная ситуация. В печатном варианте Книги Памяти мой дедушка записан дважды. Первая запись говорит о том, что он захоронен на Пискарёвском кладбище, а вторая - что на Пороховском. Верная запись - вторая. Позднее в электронную версию Книги Памяти мне внесли исправление со ссылкой на меня, как на внучку.
Причины двойной записи:
дедушка служил в МПВО. Как и многие ленинградцы, умер от истощения в госпитале в апреле 1942 года.
По документам госпиталя его внесли в списки на захоронение в братскую могилу на Пискарёвском кладбище.
Хоронить умерших не успевали и складывали тела в штабеля. За зиму смёрзшиеся трупы было невозможно разделить. На них складывали следующие, и моего дедушку тоже.
Однако с наступлением тепла в апреле ситуация могла стать угрожающей. Моя бабушка (его жена) нашла в себе силы, забрала ещё не примёрзшее тело дедушки и отвезла на Пороховское кладбище на семейный участок. В январе 1942 года дедушка сам хоронил свою маму, неглубоко, припорошив снегом. Вот бабушка туда же с помощью служителей кладбища захоронила мужа.
Это захоронение прошло по кладбищенским документам и попало в архив ЗАГС.
Когда составляли списки для Книги Памяти, собирали данные из всех источников. Важно было не потерять людей.
Включали всех, если запись хоть чем-то отличалась. В нашем случае ФИО адрес были одинаковыми, а отличались только места захоронения.
У кого-то, например, в одном случае имя было написано полностью, а в другом - только инициалы, и т.п.
Так что, возможно, и у Вас была какая-то схожая ситуация.
Что касается базы Пискарёвского кладбища и электронной базы Книги Памяти, то они дополняют и уточняют друг друга, но не являются полными.
Не знаю, как сейчас, но 2 года назад база Пискарёвского кладбища была недоступна для просмотра. Надо было ехать в их архив и уточнять сведения у сотрудника.
Я как раз собралась внести изменения и дополнения (по результатам моих поисков) перед Днём Победы. Сотрудник мне сказала, что данные будут внесены в течение примерно 10 дней.
Я заходила в базу через сайт "Возвращённые имена", проверяла, как внесена запись, и никаких изменений не видела, наконец позвонила в архив Пискарёвского кладбища, чтобы прояснить ситуацию.
Тут и оказалось, что мои сведения уже внесены в их базу, но сама база Пискарёвского кладбища никуда не выложена и видна только их сотруднику.
А базу, которая на сайте "Возвращённые имена", курирует Общественная организация "Жители Блокадного Ленинграда". Совместимости этих баз нет из-за общих разногласий.
Соответственно, те сведения, о которых я сообщила в архиве кладбища, в Книгу Памяти, доступную всем, не попадут.
Тогда я связалась с Обществом. Это происходило уже после Дня Победы, перед наступлением лета. Мне там ответили очень нервно, чтобы я перезвонила в сентябре, то есть, осенью...?
Как Вы понимаете, меня это совсем не устроило, и тогда я обратилась к руководству сайта "Возвращённые имена".
В течение 2-х дней все корректирующие записи были произведены, как уже написала, со ссылкой на подтверждающие документы и мои координаты.
Если в дальнейшем будет подготовлен новый печатный том КП с внесёнными исправлениями и дополнениями, то и моя информация туда войдёт.
В Архиве Пискарёвского кладбища мне сообщили номера вероятных участков братских могил, где похоронены 2 моих родственника. Точное место никто Вам не покажет. Временной интервал у каждого захоронения - примерно месяц.
На представленном фото с правой стороны памятной плиты виден номер участка. Размеры участков можете оценить по таким же надгробным плитам вдали.
Справку о захоронении я не просила. Думаю, её выдают в архиве кладбищ на 1-й Советской при предъявлении документов с указанием точной даты смерти.
Ссылка, которую представили выше, мне кажется сомнительной. Не берусь утверждать, но, по-моему, это какая-то коммерческая организация.
С уважением, Елена.